отрывок, полностью в
архиве Ландсберг А , Файе Ч
Встречи с тем, что мы называем смертью
А.Ландсберг, Ч.Файе
ВСТРЕЧИ С ТЕМ, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ СМЕРТЬЮ
Алан Лакдсбсрг - популярный теле- и киноре жиссер. возглавляет
собственную компанию в Лос Анджелесе. Он способствовал
привлечению внимания американской публики к феномену Э. фон
Деникена, создавшего фильм "В поисках древних космонавтов" (в
советском кинопрокате он шел под названием "Воспоминания о
будущем"). Он также автор бестсел лера "Внешние связи с
Космосом" и серии "В поисках...". Чарлз Файё - журналист и
писатель, живет в Нью Йорке.
ЧЕТЫРЕ РОДА ВСТРЕЧ СО СМЕРТЬЮ
Утром 12 апреля 1975 года Марта Иган готовила завтрак мужу и
дочери. Налив в кувшин апельсиновый сок и поглядывая за беконом,
она пробежала глазами список дел на этот день. Первым на листке
стоял звонок матери в Вермонт, которая еще не совсем поправилась
после гриппа.
В то утро Марте было не по себе. Она проснулась с тяжестью в
груди, подумала: потянула мышцу или простудилась, и замети ла,
что дышит неглубоко и тяжело. Боль в груди усиливалась, немного
погодя стали нечувствительными губы. Вскоре после того, как
семья Марты села завтракать, она перенесла первый сердечный
приступ.
Когда "скорая помощь" доставила миссис Иган к специаль ному
входу, больная перестала дышать. Сопровождавший ее врач не мог
нащупать пульс: Марта Иган находилась в состоя нии клинической
смерти. Бригада врачей и медсестер делала ей массаж грудной
клетки и вводила в легкие кислород. Хотя Марта Иган, несомненно,
был'а без сознания - на самом деле "мерт ва",- она была
свидетельницей всей процедуры собственного воскрешения из некой
точки вне ее тела. Но рассказ Марты силь но отличается от
рассказов большинства людей, вернувшихся к жизни после
клинической смерти.
Ее не беспокоило, что усилия воскрешавших ее врачей могут не
увенчаться успехом. Но ее заботило, как больная мать воспри мет
известие о ее смерти. Впоследствии Марта рассказала:
"Если мне предстояло умереть, именно мне следовало сооб щить
маме плохую новость. Мне нужно было заверить ее, что я не против
того, чтобы умереть, если это необходимо, что умереть не так уж
плохо. И действительно, мое положение казалось впол не
приятным".
Лишь только Марта подумала о том, чтобы сообщить печаль ное
известие матери, как увидела ее сидящей в кресле рядом с
кроватью у себя дома в Вермонте.
"Мама читала, сидя в своем любимом кресле. Я продолжала
находиться в палате отделения реанимации, но в то же время была
у мамы в спальне. Было поразительно - находиться одновре менно в
двух местах, да еще настолько удаленных одно от друго го, но
пространство казалось понятием, лишенным смысла. Я ска зала:
"Мама, у меня был сердечный приступ, я могу умереть, но не хочу,
чтобы ты беспокоилась. Я не против того, чтобы умереть, если это
необходимо". Но она не смотрела на меня.
Я подошла поближе к ее креслу и села на край кровати. Нас
разделяло теперь всего несколько дюймов. Мама была поглощена
книгой, возможно, я взглянула на название, но не могу сейчас
сказать, что это было. Я сознавала, что мне нужно каким-то обра
зом привлечь мамино внимание. Дотронуться до нее я боялась,
чтобы не напугать. "Мама,- продолжала я шептать,- это я, Марта.
Мне надо поговорить с тобой". Я пробовала привлечь ее внимание
как-нибудь по-другому, но вдруг фокус моего сознания вернулся в
реанимационное отделение. Я оказалась вновь в соб ственном
теле".
Марта Иган начала дышать самостоятельно, ее сердцебиение вошло в
норму, но она оставалась без сознания часов до один надцати
ночи. Придя в себя. Марта увидела у постели своего мужай дочь и
рядом с ними брата, живущего в Коннектикуте. Тогда она решила,
что муж позвонил родным, и брат прилетел в Айдахо. Но несколько
дней спустя выяснилось совсем другое. Брату действительно
позвонили на работу, в Нью-Йорк, но по звонила мать. У нее было
странное ощущение, что с Мартой что то случилось, и она
попросила сына узнать, в чем дело. Позво нив несколько раз, он
выяснил, что произошло, и первым же са молетом прилетел в
Айдахо. Неужели Марта действительно пре одолела без тела
расстояние, равное двум третям протяженности США, и общалась со
своей матерью?
Марта чувствует, что так оно и было. Ее мать, умершая в прош лом
году, могла сказать только: она почувствовала - что-то не в
порядке, но не представляла себе, ни что именно, ни каким об
разом она узнала об этом.
Рассказ Марты Иган можно расценить как редкий, но не един
ственный случай. Многие из переживших клиническую смерть
рассказывают, что пытались связаться с дорогими людьми во время
своего опыта вне тела (ОВТ). Однако большинству это не удалось.
Но те, кого "слышали", "ощущали" или в редких случаях "видели"
живые люди, открыли совершенно новую область ис следования
существования после телесной смерти, наличия жиз ни после жизни.
Что именно люди слышали, ощущали или виде ли? Астральное тело
(эфирный двойник физического) ? Если да, может ли его
присутствие быть выявлено тонкими научными при борами? Изучая
различные виды встреч со смертью, ученые разра батывают новые
способы исследования возможности общения
мертвых с живыми. Случай Марты Иган - один из видов суще
ствования после смерти и, как мы увидим, предполагает один из
путей научного исследования. Случай Марка Луина, инженера "Грэнд
Рэпидз" в Мичигане, предполагает другой путь.
Большую часть времени своего ОВТ Марк провел в попытках привлечь
внимание своей жены Пегги, сидевшей в приемной дву мя этажами
ниже операционной, где Марк "умер" во время сроч ной операции на
сердце. Он рассказал:
"Это было самое большое разочарование, какое мне довелось
испытать в жизни. Я видел Пегги совершенно ясно - она сидела,
положив руки на колени, и вид у нее был очень огорченный. Ей
было страшно, а мне нет, и я хотел внушить ей это".
Марк пробовал заговорить с Пегги, но вскоре понял, что его голос
слышен лишь ему самому. Тогда он прибегнул к иной такти ке: "Я
тихонько дотронулся до нее, мне не хотелось ее пугать. Но она,
казалось, не чувствовала моего прикосновения. Я похлопал ее по
руке сильнее. Наконец, я попробовал взять ее руку в свою и
приподнять, но не сумел. Пегги ни о чем не подозревала. На столе
неподалеку от места, где она сидела, стояла пустая ваза, и я
подумал, что она не кажется тяжелой и я, возможно, смогу уронить
ее и привлечь внимание Пегги. Я несколько раз пытался опрокинуть
вазу, чтобы Пегги услышала шум".
Существует ряд очевидных совпадений случая Марты Иган и Марка
Луина, но одно очень большое различие: на уровне под сознания
Марта каким-то образом сумела установить с матерью связь и
передать ей "чувство" беспокойства, а Марк никак не мог вступить
в контакт с женой. Но Марк верно определил, что его жена
находится в выложенной бело-голубым кафелем комнате двумя
этажами ниже операционной, а позже дал совершенно точное
описание ее одежды в этот день.
С целью научного анализа эти два случая отнесены к двум
различным категориям. К сожалению, исследователи встреч со
смертью имеют обыкновение относить к одному классу все случаи
свидетельств о существовании после смерти. Некоторые из пере
живших ситуацию, грозившую смертью, не пытались связаться с
дорогими им людьми. Другие, покинув тело, перемещались не далее
потолка реанимационного отделения; случайно они впо следствии
сообщали факты, свидетельствующие о том, что они, находясь в
беспамятстве, были очевидцами собственного вое-. крешения. А
некоторые были совершенно захвачены превосхо дящим реальность
духовным опытом, пережитым во время кли нической смерти. Они
видели сияющий свет, слышали небесную музыку, проплывали сквозь
темные пространства и встречали духов покойных друзей и родных.
Придя в себя, они часто рас сказывали таинственные и прекрасные
истории; но такие истории
не могут быть подтверждены научно. Таким образом, встречи со
смертью дают широкий спектр от неизреченного личного опыта до
случаев, когда "мертвый" общается с живым. Для того чтобы
облегчить научное исследование жизни после смерти, мы предла
гаем разделить встречи со смертью на четыре категории: встре чи
первого, второго, третьего и четвертого родов. Подобная циф
ровая терминология часто применяется в физике, математике, химии
и в совсем новой области - в изучении НЛО для разли чия уровней
значимости различных явлений. Встречи со смертью обладают
различными уровнями значимости, и, кажется, имеет смысл признать
этот факт. В данной книге мы будем рассматри вать встречи со
смертью, основываясь на следующих определе ниях:
Встречи первого рода. Эта категория объединяет людей, кото рые
во время клинической смерти, находясь без сознания или в
трудных, опасных для жизни ситуациях, получают "опыт вне тела"
(ОВТ), но впоследствии не могут представить фактических
свидетельств в доказательство своей встречи. Она остается субъ
ективным опытом в чистом виде. Большинство случаев, собранных
доктором Раймондом Моуди и доктором Элизабет Каблер-Росс,
обладают именно таким характером. Встречи со смертью, отне
сенные к первому роду, часто рассматриваются вместе, чтобы
выделить общие элементы, которые придают достоверность от
дельным рассказам и дают возможность предполагать, что эти
случаи представляют универсальный человеческий опыт во время
смерти.
Встречи второго рода. Эта категория включает людей, которые в
состоянии представить фактические свидетельства, такие, как
разговоры врачей в реанимационном отделении, описание обору
дования, применявшегося при реанимации, или, точнее, событий,
происходивших, пока они находились без сознания. Случай Марка
Луина представляет собой встречу второго рода. В таких встречах
присутствуют объективные детали, следовательно, их нужно изучать
при помощи научных методов.
Встречи третьего рода. Эту категорию образуют люди, которые в
состоянии клинической смерти или в бессознательном состоянии
передают иным людям то, что мы можем назвать "внутренним
ощущением" относительно своего состояния. Это первый случай,
когда "связь" - возможно, какая-то форма СЧВ * - возникает между
"мертвым" и живым. Смерть, так сказать, действует как
радиопередатчик, и некоторые, с кем "мертвые" крепко связаны
эмоционально, принимают сообщение. Люди, жизнь которых в
опасности, не должны перемещаться астральным образом, сигнал
об опасности может быть передан телепатически. Отличительной
чертой случаев этого рода является то, что реципиент принимает
сообщение в виде неясной мысли о том, что с кем-то из его зна
комых что-то не в порядке. Как правило, он не знает, кому именно
или какого рода угрожает опасность. В этом смысле полное сооб
щение об опасности может быть принято на подсознательном уровне,
но лишь часть его, которая порождает тревогу, проникает в
сознание. Иногда сообщение о смерти бывает более ясным. Однако
реципиент никогда не ощущает связи. Случай Марты Иган и ее
матери может служить примером встреч третьего рода.
Встречи четвертого рода. Эти случаи включают в себя примеры
прямой парасенсорной связи между живым человеком и либо
человеком необратимо мертвим, находящимся в состоянии клини
ческой смерти, без сознания, либо в опасной для жизни ситуа ции.
Человек, находящийся вне тела, "виден", "слышен" или заметен
каким-либо парасенсорным образом. Реципиент осознает, что
находится в контакте с духом или с астральным существом. Это
одно из наиболее впечатляющих свидетельств жизни после смерти, и
феномен, известный как "запись голосов умерших" или "фотографии
духов" (о чем мы поговорим позднее), попадает в эту категорию.
Эта книга не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим
исследованием таких случаев, она представляет собой новый взгляд
на четыре различных рода встреч со смертью и на то, что именно
каждый из них свидетельствует о жизни после смерти. Это дает
возможность нового подхода, который, мы полагаем, мо жет
принести плодотворные результаты.
Книга состоит из трех частей. Первая часть объединяет слу чаи
четырех видов встреч со смертью, со ссылками на новейшие научные
открытия, подтверждающие паранормальные аспекты каждого случая.
Во второй части мы рассматриваем ряд трудней ших проблем,
стоящих в настоящее время перед врачами и теоло гами: когда
человек действительно умирает? Может, сами врачи, стремящиеся
сохранить органы, которые еще возможно использо вать для
трансплантации, тем самым "убивают" своих пациен тов, может, эти
"мертвые" способны вернуться к жизни? Могут ли такие люди
испытывать ОВТ и сознавать, чему их подвергли? Почему мы боимся
смерти? Является ли ОВТ мини-смертью, ре петицией последнего
полета? И наконец, что мы можем почерп нуть из восточных культур
относительно спокойной смерти и о "после жизни"? Рассмотрев
последние свидетельства о жизни после смерти, мы в третьей части
книги обратимся к опыту уче ных, имитирующих смерть в
лабораторных условиях и пробующих
обнаружить дух, покинувший тело, и проследить его полет. Нако
нец, мы рассмотрим вопрос о "жизни после жизни". Если дух пе
реживает умершее тело, перевоплощение не кажется невероят ным.
Мы увидим, как благодаря тому, что вышли на явь травмы,
несчастья, неудачи "прошлых жизней", многие люди излечились от
неврозов и даже от некоторых телесных недугов.
Смерть была темой широкого обсуждения в западных стра нах
столетие назад, а секс был темой запретной. Сейчас ситуа ция
прямо противоположна: секс стал распространенной темой для
разговоров, в то время как о смерти в течение многих лет почти
не упоминалось в приличном обществе. Сейчас появились признаки
исчезновения табу на смерть. Вместе с тем возобновил ся интерес
к вопросам: "Существует ли жизнь после жизни?" и "Была ли жизнь
до жизни?" Недавно Эндру М. Грили, директор национального центра
по изучению общественного мнения Чи кагского университета и
священник римско-католической церкви, возглавил широкий опрос с
целью определить, что думают амери канцы по поводу смерти.
Результаты оказались неожиданными: 27 процентов населения
Америки, или пятьдесят миллионов чело век, думают, что несколько
раз находились в контакте с умерши ми. "Вера в контакт с
умершими,- говорит Грили,- широко распространена. Около
пятидесяти миллионов людей обладают подобным опытом; шесть
миллионов вступают в контакт с умер шими часто".
Грили обнаружил также, что женщины гораздо чаще, чем мужчины,
вступают в контакт с умершими. И опыт такого рода наиболее
вероятен у женщин, потерявших супруга. Разумеется, существует
простое опровержение - подобный опыт не более чем плод
воображения, при помощи которого одинокая женщина пытается уйти
от жестокой реальности смерти. "Но,- говорит Грили,- можно также
доказать, что если граница, разделяю щая живых и умерших, может
быть преодолена, то наиболее ве роятно, что именно теми, кого
продолжает связывать крепкая любовь. Другими словами, о ком еще
можно подумать, что они сохраняют контакт между собою и после
смерти? Грили заклю чает свое представительное исследование
следующей фразой: "Удивительно, возможно даже несколько
огорчительно, узнать, что более четверти американцев не один раз
были в контакте с мертвыми".
Самый известный случай древности, касающийся возвраще ния к
жизни,- библейская история Лазаря, брата Марии и Мар фы и друга
Иисуса. К сожалению. Евангелие от Иоанна не расска зывает нам о
том, что пережил Лазарь в те несколько дней, пока был мертв, но
философ Л. Н. Андрайв пишет: "Три дня он был мертв, трижды
вставало и садилось солнце, но он был мертв;
дети играли, ручьи журчали по камушкам, под ногами странника
взметалась пыль на дороге, но он был мертв. А теперь он оказал
ся среди близких; они дотрагивались до него, он смотрел на них,
и сквозь его черные зрачки, как сквозь задымленное стекло, гля
дело неизвестное "за". Уста Лазаря оставались запечатанными и
хранили о происшедшем молчание, но сегодня множество аме
риканцев свободно говорят о своих встречах со смертью. Теологи
внимательнейшим образом выслушивают эти рассказы, фило софы и
ученые проводят параллели между рассказами амери канцев XX в. и
древними трактатами восточных мистиков, и в настоящее время все
растущее число ученых предпринимают попытки воспроизвести смерть
в лабораторных условиях, чтобы иметь возможность наблюдать полет
духа, или души, или аст рального тела к его следующему месту
отдыха.
В этой книге мы будем внимательно изучать самые последние
свидетельства жизни после жизни и соответствующие условия
общения между этой жизнью и грядущей.
ВСТРЕЧИ ПЕРВОГО РОДА
Встречи со смертью, относимые к первому роду, относятся к
наиболее часто изучаемым, поскольку о них чаще всего сообщает
ся. Тысячи людей каждый год переносят клиническую смерть или
переживают смертельную опасность, и предположительно поло вине
из них есть что рассказать. В высшей степени субъективная
природа делает их наименее убедительными на языке "строгих"
доказательств того, что дух может пережить смерть тела; но при
общем анализе не могут оказаться незамеченными многие общие
черты. Прежде чем мы дадим оценку встречам со смертью, отно
сящимся к более высокой степени, важно понять, что известно о
первом роде свидетельств жизни после смерти.
Не все соприкоснувшиеся со смертью рассказывают в точно сти об
одном и том же виде опыта. Но у Айрис Зелман, тридцати
шестилетней учительницы средней школы во Флинте, Мичиган, была
типичная встреча со смертью, встреча первого рода.
"Я находилась в отделении интенсивной терапии хирургии открытого
сердца по поводу замены клапана. Вдруг я ощутила резкую боль в
груди. Я вскрикнула, и две медсестры тут же от везли меня снова
в операционную. Я почувствовала, что врачи вводят провода в мою
грудную клетку, и ощутила укол в руку. Потом я слышала, как один
из врачей сказал: "Нам ее не спасти".
Я заметила, что белая дымка, наподобие тумана, окутала мое тело
и поплыла к потолку. Сначала я была зачарована этой дымкой, а
потом поняла, что смотрю на свое тело сверху, а глаза мои
закрыты. Я сказала себе: "Как я могу быть мертвой? Ведь я
продолжаю находиться в сознании!" Врачи вскрыли мою груд ную
клетку и работали над сердцем.
При виде крови мне стало нехорошо, и я отвернулась, посмот рела
как бы кверху и поняла, что нахожусь у входа во что-то похожее
на длинный темный тоннель. Я всегда боялась темноты но в тоннель
вошла. Сразу же я поплыла вверх к далекому ярко му свету и
услышала пугающие, но не противные звуки. Я испы тывала
непреодолимое желание слиться воедино со светом.
И тут я подумала о муже, мне стало жаль его. Он всегда и во всем
так зависел от меня. Он не сможет жить без меня. В этот момент я
поняла, что могу либо продолжать идти к свету и уме реть, либо
вернуться в свое тело. Меня окружали духи, облики людей, которых
я не могла узнать... Я остановилась. Я была со вершенно
подавлена тем, что ради мужа должна вернуться я чувствовала, что
должна,- и вдруг голос, непохожий ни на что слышанное мною
когда-либо, повелительный, но мягкий, сказал: "Ты совершила
верный выбор и не пожалеешь об этом. Когда-нибудь ты вернешься".
Открыв глаза, я увидела врачей".
Ничто в случае Айрис Зелман не может быть проверено на учными
методами. Это в высшей степени индивидуальная встре ча.
Чикагский психиатр доктор Элизабет Каблер-Росс, которая в
течение двадцати лет наблюдала за умирающими больными, полагает,
что рассказы, подобные истории Айрис Зелман, не яв ляются
галлюцинациями. "Прежде чем начать работать с уми рающими,-
говорит доктор Каблер-Росс,- я не верила в жизнь после смерти.
Теперь я верю в нее без тени сомнения".
Одно из доказательств, убедивших доктора Каблер-Росс так же, как
и все возрастающее число ученых,- это наличие общих черт,
обнаруженных в тысячах встреч со смертью, описанных людьми
совершенно различными по возрасту, культуре, нацио нальности,
религии. Некоторые наиболее общие черты, выделен ные доктором
Каблер-Росс и доктором Раймондом Моуди при изу чении ими более
двухсот случаев встреч со смертью, таковы:
Мир и спокойствие. Многие описывают необычайно прият ные чувства
и ощущения в начальный период этих встреч. У муж чины после
тяжелой травмы головы не было заметно признаков жизни.
Впоследствии он рассказывал: "В момент травмы я ощу тил
мгновенную боль, а затем вся боль исчезла. Казалось, мое тело
плавает в темном пространстве".
Женщина, вернувшаяся к жизни после сердечного приступа, говорит:
"Я испытала совершенно чудесные ощущения. Я не чув ствовала
ничего, кроме мира, удобства, легкости,- только спо койствие; я
ощущала, что все заботы исчезли".
Несказанность. Люди, вплотную столкнувшиеся со смертью, считают
собственный опыт трудным для выражения в словах. Айрис Зелман
свидетельствует: "Действительно, нужно оказаться там, чтобы
понять, на что это похоже". Другая женщина вырази ла свои
впечатления так: "Свет был настолько ослепительным, что я просто
не могу объяснить этого. Он не только вне нашего восприятия, но
и вне нашего словаря".
Психолог Лоренс Ле Шан, изучавший опыт "космического сознания" в
психике и мистике, считает, что несказанность про истекает не
только от необыкновенной красоты трансцендентной
встречи, но прежде всего потому, что такой опыт превосходит нашу
четырехмерную реальность пространства-времени и поэтому
превосходит логику и язык, который выводится строго из логики.
Раймонд Моуди в "Жизни после жизни" приводит пример с "умер шей"
и возвращенной к жизни женщиной. Она рассказывает: "Теперь мне
просто трудно рассказать об этом опыте, потому что все известные
мне слова трехмерны. Я хочу сказать: если взять, например,
геометрию, меня всегда учили, что существуют лишь три измерения,
и я всегда принимала такое объяснение. Но это неверно. Их, этих
измерений, больше... Конечно, наш мир, в ко тором мы сейчас
живем, трехмерный, но следующий - опреде ленно нет. И поэтому о
нем так трудно рассказать. Мне прихо дится использовать
трехмерные слова... Я не могу дать вам пол ной картины
словесно".
Звуки. Человек, который был "мертвым" в течение 20 минут во
время полостной операции, описывает "болезненное жужжа ние в
ушах; затем этот звук как бы загипнотизировал меня, и я
успокоился". Женщина слышала "громкий звон, наподобие ку
рантов". 'Некоторые слышали "небесные колокола", "божест венную
музыку", "свистящие звуки, напоминающие ветер", "ритм океанских
волн". Возможно, каждый, кто встречался со смертью лицом к лицу,
слышал какие-то повторяющиеся звуки.
Никто не может быть совершенно уверен в значении этих зву ков,
но ирония или совпадение, как кому хочется расценить, со стоит в
том, что подобные звуки упоминаются в древней тибет ской "Книге
мертвых", созданной около 800 г. н. э., к рассмотрению которой
мы обратимся в одной из следующих глав. Коротко го воря, книга
подробно описывает стадии умирания. Согласно текс ту, в какой-то
момент, после того как душа покинула тело, чело век может
слышать тревожные, пугающие звуки или приятные, которые
убаюкивают и успокаивают его. Ученые были изумлены совпадением
предсказаний тибетской книги об опыте умирания с отраженным в
рассказах опытом американцев, живущих в XX веке и не
подозревающих о существовании этой книги.
Духи. Эдуард Мегехейм, профессор, пятидесяти шести лет,
"умерший" на операционном столе во время операции по поводу
раковой опухоли, утверждает, что видел свою покойную мать. "Мать
разговаривала со мною. Она сказала, что на этот раз я должен
вернуться. Я понимаю, это звучит дико, но ее голос был реален
настолько, что слышится мне и по сей день". Питер Томп кинз,
студент, "умерший" дважды, сначала в автомобильной ка тастрофе,
потом во время операции грудной клетки, в обоих своих
путешествиях "за пределы" встречал покойных родственников.
Видеть духов - не характерное, но имеющее место явление во время
встреч со смертью. Доктор Карлис Озиз. руководитель Аме
риканского общества психических исследований в Нью-Йорк Сити,
отмечал большую частоту этого феномена у исследованных им
умирающих в Соединенных Штатах и в Индии. Озиз относит эти
явления к "уводящим прочь" образам - покойных родствен ников или
друзей, которые, как считает умирающий, должны про водить его из
этого мира. Преподобный Билли Грейем именует их ангелами.
Множество скептиков доказывают, что эти образы - не что иное,
как фрагменты воображения умирающего, вызвавшего их, чтобы
сделать легче переход от жизни к смерти. В фрейдистских терминах
они могут быть названы образами "исполнившихся желаний". Но
доктор Озиз выражает резкое несогласие: "Если бы образы
"уводящих" были только "исполнившимися желания ми", мы
сталкивались бы с ними чаще у пациентов, которые ожи дают
смерти, и реже у тех, кто надеется выздороветь. Но на самом деле
такого соотношения нет".
Свет. Охарактеризованный как "сияющий", "сверкающий",
"ослепительный", но никогда .не режущий глаз, свет-один из самых
общих элементов встреч со смертью, свет впрямую связав с
религиозной символикой. В соответствии с исследованиями Раймонда
Моуди, "несмотря на различные нехарактерные для света
проявления, никто из опрошенных мною не усомнился в том, что это
было существо, существо из чистого света". Многие описывают свет
как существо с определенной индивидуальностью. "Жар любви к
умирающему, который исходит от этого существа, совершенно
невозможно описать словами,- говорит Моуди. Умирающий чувствует,
как свет окружает его, вбирает в себя, делает частью себя".
Для певицы Кэрол Берлидж, которая "умирала" во время своих
вторых родов, свет обладал голосом: "Вдруг он заго ворил со
мной. Он сказал, что я должна вернуться, что у меня появился
новый ребенок, которому я нужна. Мне не хотелось возвращаться,
но свет очень настаивал". Она сказала, что голос был не мужской
и не женский, неопределенный; Айрис Зелман и еще многие согласны
с ней. "С этого времени,- говорит Кэрол,- я всегда вспоминаю
слова Иисуса: "Я свет. миру" (Ин., 8:12).
Доктор Паскал Каплан, декан Школы общих исследований в
Университете Джона Ф. Кеннеди в Оринде, в Калифорнии, спе
циалист по восточным религиям, заметил, что свет, о котором
рассказывают умирающие, также упоминается в тибетской "Книге
мертвых". "Он играет главную роль во всех восточных религиях,
говорит доктор Каплан.- Свет рассматривается как мудрость или
просветленность и в этом качестве является главной целью
мистики".
Темная пустота или тоннель. Похоже, что это служит пере ходом от
одного уровня реальности к другому. Многие утвержда ют, что
инстинктивно чувствовали - им надо пройти сквозь тем ноту,
прежде чем они достигнут света, который во всех случаях
находится у отдаленного конца тоннеля. "Эта пустота нестраш
ная,- сообщает Айрис Зелман,- это всего лишь черное простран
ство, и мне оно показалось приглашающим, почти что очищаю щим".
Другая женщина определяет тоннель как акустическую камеру, где
каждое слово, которое произносишь, отдается в го лове. В любом
случае прохождение сквозь тьму представляет собой, по крайней
мере символически, возрождение.
Опыт вне тела (ОВТ). Почти без исключения все, кто расска зывает
о встречах любого-рода со смертью, испытали чувство освобождения
от своего физического тела. Они могли переме щаться фактически в
любую точку пространства, близкую или отдаленную, и преодолевать
большие расстояния с быстротой молнии, просто подумав о месте,
где им бы хотелось быть. Как мы увидим позже, многие
исследователи считают, что ОВТ, который может быть достигнут
простыми приемами расслабления, являет ся мини-смертью, или
репетицией последнего шага. Существуют прямые свидетельства,
заставляющие считать, что люди, имевшие ОВТ, могут избавиться от
страха перед смертью, и процесс их умирания проходит легче и
отраднее.
Чувство ответственности. Многие говорят, что "вернулись назад"
потому, что считали свою работу на земле незавершенной. Долг
заставил их выбрать возвращение. Певица Пегги Ли вы ступала в
вечернем клубе в Нью-Йорк Сити в 1961 г. и за кулисами впала в
забытье. Она была отправлена в больницу с пневмонией и
плевритом. Сердце Пегги остановилось, и около тридцати се кунд
она находилась в состоянии клинической смерти. ОВТ Пегги был
очень приятен, но ее очень беспокоила мысль о возвращении. "Боль
- небольшая плата за то, чтобы жить для людей, которых любишь,-
рассказывала она впоследствии.- Я не могла вынести печали и
тоски от разлуки с дочерью". Марта Иган испытывала
ответственность по отношению к матери, Айрис Зелман - по от
ношению к мужу. Мы увидим, что именно чувство ответственно сти
чаще всего проявляется при контактах с умершим или уми рающим -
или встречах четвертого рода со смертью.
Приход клинической смерти внезапен. Он бывает вызван сер дечным
приступом или сильным шоком нервной системы или мозга или
последствиями несчастного случая. Какова бы ни была при чина,
результатом является внезапный переход от жизни к смерти.
Собирая и анализируя сообщения людей, переживших клиниче
скую смерть, значит, в некотором роде заглядывать к смерти с
черного хода - сообщения поступают лишь после того, как с по
рога сделан шаг назад, после возвращения. Но что испытывают люди
перед обычной, постепенно приближающейся смертью, когда они
появляются у ее парадного входа? Если звуки и образы смерти
являются подлинными, универсальными феноменами, они останутся
такими же, независимо от того, каким образом они пришли к
смерти.
Доктора Карлис Озиз и Эрлендур Харальдссон рассматривают этот
вопрос в только что опубликованном исследовании - ре зультате
четырехлетних наблюдений за 50 000 неизлечимо больных в
Соединенных Штатах и в Индии. Оба психолога хотели точно знать,
что видит и слышит пациент в последние минуты перед смертью. В
большинстве случаев, полагали они, это должен был быть
субъективный опыт, встречи со смертью первого рода. Од нако с
помощью сотен врачей и медсестер, непосредственно ра ботавших с
умирающими пациентами и присутствовавшими в момент их смерти,
Озиз и Харальдссон пришли к поразительным выводам.
Нам известно, что умиранию предшествует страдание. Рак за
короткое время метастазирует по всему организму и на послед них
стадиях приносит муки, боль, которую не всегда удается облегчить
даже с помощью наркотиков. Сильные сердечные при ступы
сопровождаются резкой болью в грудной клетке, отдающей в руки.
Погибающие в результате несчастных случаев страдают от переломов
костей, контузий, ожогов. Но доктор Озиз и доктор Харальдссон
обнаружили, что как раз перед смертью страдание уступает место
спокойствию. По словам доктора Озиза, "кажет ся, от пациента
исходит гармония и.тишина". Десятилетний маль чик, болевший
раком, внезапно сел на постели, широко открыл глаза и улыбнулся
впервые за несколько месяцев и вместе с по следним вздохом
воскликнул: "Как прекрасно, мама!" И упал на подушку мертвым.
Характер сообщений о моментах, предшествующих смерти, весьма
разнообразен. Медсестра большой больницы в Нью-Дели сообщает
следующее: "Женщина лет сорока, страдавшая от рака и в течение
последних дней подавленная и вялая, хотя всегда в сознании,
вдруг стала выглядеть счастливой. Радостное выраже ние не сошло
с ее лица до самой смерти, наступившей через пять минут".
Часто пациент не произносит ни слова, но выражение его или ее
лица напоминает описания экстаза в религиозной литературе. Могут
также происходить необъяснимые физические изменения, как
произошло, например, в Соединенных Штатах. Медсестра
рассказывает об этом случае:
"Женщина лет семидесяти, болевшая пневмонией, была полу
инвалидом и влачила жалкое, мучительное существование. Ее пицо
стало таким спокойным, как будто она увидела что-то прек расное.
Оно озарилось улыбкой, которую нельзя описать словами. Черты ее
старческого лица стали почти прекрасными. Кожа сде лалась мягкой
и прозрачной - почти снежно-белой, совершенно непохожей на
желтоватую кожу людей, близких к смерти".
Медсестра, наблюдавшая за больной, чувствовала, что жен щина
увидала нечто, "изменившее все ее существо". Умиротво ренность
не оставила ее до самой смерти, наступившей часом позже. Как
можно объяснить, что кожа старой женщины вдруг стала светящейся,
юной? Целительница, работавшая со смертель но больными
пациентами, свидетельствует, что неоднократно видела ауру вокруг
тела пациента незадолго до смерти. "Свет исходит от кожи и
волос, как если бы это было вливание чистой энергии из какого-то
внешнего источника",- рассказывала она. Лабораторные
свидетельства, которые мы позднее рассмотрим, ясно показывают,
что феномен света также связан с произволь но вызываемыми ОВТ.
Исследователи полагают, что энергия, заключенная в астральном
теле,- это излучаемая световая энер гия; подобное утверждение
было сделано мистиками и медиумами столетия назад.
Иногда изменения, происходящие с пациентом, не только уносят
страдания больных, но и воздействуют на окружающее.
Представитель больницы рассказывает о пятидесятидевятилетней
женщине, страдавшей пневмонией и сердечной недостаточностью:
"Ее лицо было прекрасным; ее отношение в корне перемени лось.
Это было больше чем перемена настроения... Было похоже на то,
что существует что-то вне нас, что-то сверхъестественное...
Что-то, заставлявшее нас думать: она видит нечто недоступное
нашим глазам".
Что за великолепные видения проходят перед умирающим? Как может
исчезнуть боль, испытываемая в течение месяцев или лет? Доктор
Озиз полагает, что разум "освобождается", его связь с телом
слабеет, когда человек близок к смерти. Астральное тело
готовится отделиться от физического, и по мере приближения смер
ти физическое тело и его невзгоды становятся все менее значи
мыми.
Ниже приводится типичный случай, когда боль и страдания
исчезают. Врач, рассказавший его, был директором городской
больницы в Индии.
"Семидесятилетний больной страдал от рака в далеко зашед шей
форме. Он испытывал сильные боли, не дававшие ему пере дышки и
вызывавшие бессонницу. Однажды, после того как ему удалось
немного поспать, он проснулся с улыбкой, казалось, его
вдруг покинули все телесные страдания и муки, и он независим,
спокоен и умиротворен. Последние шесть часов пациент получал
только небольшие дозы фенобарбитала, относительно слабого
болеутоляющего. Он попрощался со всеми, с каждым отдельно, чего
никогда до тех пор не делал, и сказал нам, что собирается
умереть. Минут десять он был в полном сознании, затем впал в
бессознательное состояние и мирно скончался через несколько
минут".
По традиционным религиозным верованиям, душа покидает тело в
момент смерти. Медиумы говорят, что душа и астральное тело -
одно и то же. По словам доктора Озиза, несомненно, что бы ни
покидало тело, оно может совершать это очень постепенно.
"Функционируя еще нормально,- говорит доктор Озиз,- созна ние
умирающего, или душа, может понемногу высвобождаться из больного
тела. Если так, мы вправе ожидать, что осознание телесных
ощущений постепенно ослабевает".
Многие пациенты разговаривают перед смертью, и многие из них
утверждают, что мимолетно видели давно умерших людей, пейзажи
неземной красоты, это очень схоже с рассказами людей, выживших
после клинической смерти. В одном американском исследовании
показано, что более двух третей умирающих видели образы людей,
которые "звали", "манили" их, а иногда "прика зывали" больному
идти к ним. Один врач рассказывает, что семи десятилетняя
женщина, страдавшая от рака кишечника, вдруг села в постели и,
обращаясь к умершему мужу, сказала: "Гай, я иду", умиротворенно
улыбнулась и умерла.
Могут ли эти голоса, образы, свет быть не чем иным, как гал
люцинациями, вызванными болезнью, наркотиками или наруше ниями
работы мозга? Известно, что высокая температура, лекар ственные
средства, отравление мочой и нарушение работы мозга могут
порождать весьма убедительные галлюцинации. Исследо ватели
обнаружили., что наиболее последовательно в логическом отношении
и наиболее подробно рассказывают пациенты, кото рые были
наиболее здоровыми вплоть до смерти. "Гипотеза сла боумия не
может объяснить видения,- делает вывод доктор Озиз.- Они похожи
на возникающие образы, связанные с жизнью после смерти".
Если человек может заглянуть в грядущее до того, как умрет,
возможно, он сумеет дать какое-либо реальное свидетельство в
доказательство истинности своих видений. Другими словами, мо жет
ли обычная смерть дать эффект встречи второго, третьего и
четвертого рода, какой иногда может дать клиническая смерть?
Такие моменты редки, но исследователи обнаружили несколько
подтверждающих это случаев. Например, вот что рассказывая
больничный врач об одной из женщин, которая была при смерти
"Она сказала, что видит рядом со мной моего дедушку, и ве лела
мне сразу же идти домой. Я оказался дома в половине пято го, и
мне сказали, что он умер в четыре. Никто не ждал, что он умрет
так внезапно. Эта больная действительно встретила моего деда".
Изменения, которые происходят незадолго до смерти, часто
озадачивают врачей. Оказывается, что даже пациенты с тяжелы ми
мозговыми и эмоциональными проблемами становятся перед смертью
удивительно светлыми и разумными. Доктор Каблер-Росс наблюдала
это у ряда своих пациентов - хронических шизофре ников. Это
согласуется с утверждением, что около момента смер ти астральное
тело (сознание или душа) постепенно отделяется от физического
тела. Подтверждением может служить случай, о котором
рассказывает врач: двадцатидвухлетний юноша, сле пой от
рождения, вдруг перед самой смертью прозрел, оглядел комнату,
улыбаясь, явно видя врачей, медсестер и в первый раз в жизни -
членов своей семьи.
Не может быть простым совпадением то, что как пациенты,
перенесшие клиническую смерть, так и находящиеся b больнице и
медленно умирающие свидетельствуют о потустороннем мире,
населенном духами умерших, о стране, исполненной тишины и мира,
что вызывает у человека горячее желание попасть туда. Таким
образом, опыт умирания вне зависимости от того, как при ходит
смерть, в основном одинаков и, кажется, имеет смысл, толь ко
если мы примем, что нечто в человеческом теле переживает смерть.
Понятие загробной жизни существует во всех культурах, в каждой
есть свои образы небес и ада. Если коллективный образ может быть
составлен путем изучения культур различных наро дов и этнических
групп, насколько юн сравним с рассказами се годняшних умирающих?
В христианской традиции небо - это иерархическое государ ство,
где ангелы и святые радуются присутствию Бога и созерцают Его
бытие. Коран обещает верным рай, прямо отразивший вкусы араба;
он имеет вид прекрасного оазиса, полного садов, рек и душистых
деревьев, где мужчины в шелковых одеждах возлежат на ложах,
наслаждаясь вином и фруктами. Меньшие гедонисты, греки
классической эпохи верили в прекрасный остров, распо ложенный на
краю света, в водах Атлантики. Там нет ни дождя, ни снега, ни
сильного ветра, а изобильная земля круглый год рождает
медоносные плоды. Мистики-орфики представляли рай как счастливое
место отдохновения чистых духов, расположен ное под землей.
Ацтеки различали три разных рая, в которых оказываются души
после смерти. Первый, низший.- Тлалокан (страна воды
и тумана) представляет собор млю изобилия, блаженства и покоя,
где умершие поют, играют в чехарду и ловят бабочек. Де ревья
гнутся под тяжестью плодов, кругом растут цветы и овощи. Второе
небо - страна бесплотности, обитель тех, кто научился жить вне
своего физического тела и не привязан к нему. Высший рай - Дом
Солнца - предназначен для тех, кто достиг полной
просветленности. Они живут чистыми наслаждениями и по оче реди
сопровождают Солнце в его дневном странствии.
В скандинавской традиции доступ в Валгаллу открыт для тех, кто
отличался воинской доблестью; там днем воины преда ются
состязаниям, а ночью - обильным пирам. В индуизме за облачные
выси полны красоты и радости и служат местом обита ния богов. У
североамериканских индейских племен умершие обитают на закате,
или в "землях счастливой охоты". Эскимосы видят своих усопших в
свете северного сияния, весело играющих с головой моржа. Таким
образом, мы видим, что понятия о рае различны и, несомненно, рай
отражает стремления верующих. Столь же различны и понятия об
аде.
Если эти верования основаны на фактах, разве не должны были бы
сегодняшние католики - возьмем как пример эту груп пу,- придя в
себя после клинической смерти, рассказывать об увиденных
традиционных элементах потусторонней жизни, эле ментах,
известных им с раннего детства. Можно было бы ждать этого. Но
среди всех имеющихся сообщений об опыте умирания практически нет
католиков, утверждавших, что видели св. Петра у Жемчужных Врат
или Христа, сидящего по правую руку от Господа, или хоры
ангелов. В самом деле, лишь незначительное в статистическом
отношении число людей рассказывали, что ви дели "общепринятую"
картину небес, такую, как она дана в ре лигии рассказчика.
Возможным объяснением служит то, что потусторонний мир
действительно существует, но не совпадает ни с одним описанием,
приведенным в священных книгах какой-либо из распространенных
религий. Другое дело, что клиническая смерть вместе с ее
мыслительными образами представляет собой первый, самый основной
шаг к тому, что повсеместно именуется небом. В самом деле, было
бы самонадеянно утверждать, что увиденное за краткий миг на
пороге смерти или во время клини ческой смерти и есть
потусторонний мир во всем его великолепии и бесконечности его
подробностей.
Даже мимолетный взгляд на иной мир оказался бы поддержкой и
утешением для многих. Одно дело принять на веру и совершенно
другое - иметь собственный опыт. Тридцатишестилетний Ричард
Коулман, электрик, соприкоснувшийся на десять минут со смертью
во время операции на легком, рассказывает, что люди часто спра
шивают его, есть ли что-либо в жизни, что дало бы возможность
понять, какова клиническая смерть. "На самом деле они хотят
"нать,- считает он,- можно ли при каких-нибудь обстоятельст вах,
не подвергая себя опасности, испытать нечто, что даст им хо гя
бы примерное представление о том, на что похоже умирание". В то
время как большинство исследователей-психологов считают, что
ответом может служить ОВТ, поскольку он включает в себя
отделение от физического тела, Коулман утверждает, что сон в
наибольшей степени напоминает смерть.
Такой ответ обладает ценностью в некоторой мере историче ской,
поскольку западные философы со времен Платона полага ли, что
существуют общие черты у смерти и сна. На что похоже быть в
сознании без тела? - задает вопрос Платон. Что тогда осознается?
Где будет находиться сознание? Как смогут люди уз нать друг.
друга? Как они станут общаться?
Философ X. X. Прайс в своей основной работе "Жизнь после смерти
и Понятие "Другого Мира" развивает Мысль о том, что посмертное
восприятие похоже на сон, что оно создается из мен тальных
образов, накопленных за время жизни. Другими слова ми,
испытанное нами в этой жизни - прекрасное и отталкиваю щее,
хорошее и плохое - создает хранилище всего, что можно изведать в
следующей жизни. Далее он говорит, что законы по смертного мира
не физические (которые господствуют в мате риальном мире), а
психологические, поскольку наша жизнь после смерти будет
психологической.
Принимая во внимание то, что сны - это наш частный опыт, где
другие люди появляются лишь как наши видения, а не как
независимые существа со своими правами, в потустороннем мире,
считает Прайс, наши видения будут так же реальны, как и мы сами,
а духи станут общаться телепатически или при помощи дру гих форм
СЧВ. Эта телепатическая деятельность будет созда вать видимые и
слышимые образы, а последующий опыт будет похож на то, что видят
и слышат другие.
Следующий мир будет создан силой наших желаний, полагает Прайс и
призывает не заблуждаться, считая этот мир царством только
приятного, поскольку наши сны обнаруживают с безупреч н |