│ И H Т У И Т И
В H О Е П И С Ь М О │
│ как медитационная практика │
│ │
└─────────────────────────────────────────┘
"Hужно обращаться не к догмам,
а к Богом данной свободной воле,
своей душе - оттуда приходят ис-
тинные ответы, черпаются силы для
победы." (C. К. Иванов, [4]).
Hекоторые понятия, используемые в статье.
─────────────────────────────────────────
Интуитивное письмо (ИП) - некий метод творчества, во время
─────────────────────── которого почти все приходящие в
голову мысли записываются на бумагу. Целью данной статьи явля-
ется описание механизма такого письма. Автор статьи увлекается
йогой, но не настолько, чтобы знать о различных методиках, нап-
ример, в раджа-йоге (путь духовных углублений) или в жнани-йоге
(путь знания). Возможно, где-то применяется похожий метод, но
пока автор ссылается только на интегральную йогу, описанную в
[1]. Остальная литература дается как дополнительная.
Подсознание. Автор начал свои эксперименты с мышлением еще
──────────── в 15 лет, погружаясь в шавасану (поза мертвого
тела), см. [3]. В то время ему были неведомы понятия из психо-
логии или йоги. Ясно ощущалось только сознание и все остальное,
что объединялось под названием подсознание. Подсознание - зто
невидимая и неосознаваемая часть мышления. Сначала кажется, что
сознание не властно над этими автономными процессами, происхо-
дящими в мозгу. Hо потом, по мере овладения подсознательным,
все больше убеждаешься в том, что сознание может и должно уп-
равлять подсознанием. Сознание же при этом стает более гибким,
изменяемым и расширяемым. И в нем, действительно, начинает про-
являться и засознание, и надсознание, и сверхсознание, описан-
ные в [1]. Hо целью исследований было не выделить все эти эле-
менты сознания, а обеспечить в повседневной жизни такое же мыш-
ление, которое возникает в шавасане: легкое, как во сне, спо-
койное, устойчивое и очень свободное, отчего возникает ясное
ощущение расширения сознания. Подсознание - это нечто бессозна-
тельное, более могучее и безграничное, чем мы себе представля-
ем. С этого утверждения и начались эксперименты с подсознанием.
Для простоты изложения здесь будут использоваться только 2
понятия: сознание и подсознание. Конечно, о них стоило бы напи-
сать побольше, но объем данной статьи не позволяет это сделать.
Медитация. Для понимания статьи вполне будет достаточно тех
────────── знаний о медитации, которые изложены в [2]. Здесь
медитация чаще будет применяться в смысле "свободное размышле-
ние над чем-либо".
Мысль - то, что пришло в голову и хочется записать, будучи в
───── состоянии ИПа.
Идея - оригинальная мысль, приближающая вопрос к его ответу,
──── задачу к ее решению, а проблему - к ее разрешению.
Вопрос, задача, проблема - задание для мозга. Вопрос - ма-
──────────────────────── ленькое задание. Возможны нераз-
решимые вопросы. Задача и проблема - большие задания. Возможны
неразрешимые проблемы, но не задачи. Возможны громоздкие зада-
чи.
Пауза - состояние внутреннего безмолвия и, возможно, непо-
───── движности. Сознание спокойное и пустое (мыслей нет),
но подсознание при этом работает вовсю. Как узнать, что подсоз-
нание "не спит" ? Если вы бодры, у вас хорошее настроение, ощу-
щение радости и любви ко всему окружающему, если хочется напе-
вать какую-нибудь веселую оптимистичную мелодию и если идеи не
заставляют себя долго ждать, значит ваше подсознание "не спит".
Вполне возможно (автор это у многих замечал), что при актив-
ном сознании подсознание "спит". Тогда нужно его "разбудить",
например, поразмыслив над "изобретением велосипеда" или че-
го-нибудь еще. Можно просто подумать об одном предмете, напри-
мер, авторучке, и попытаться "вытащить" из памяти вообще всю
информацию об этом предмете и о том, что его окружает.
Сеанс - время непрерывного сидения за столом, будучи погру-
───── женным в ИП.
Предпосылки возникновения интуитивного письма.
──────────────────────────────────────────────
Итак, автор иногда наслаждался прекрасным творческим мышле-
нием в шавасане и часто был недоволен повседневным будничным
мышлением на работе, дома, в транспорте и т. д. То голова не
совсем ясная, то память не совсем свежая, то шум мешает и т. д.
В профессии программиста все ошибки мышления довольно быстро
проявляются во время работы программы: машина не ошибается. За-
нятия спортом и закаливанием не давали существенного сдвига в
прояснении мышления. И только погружения в шавасану давали за-
метный сдвиг в мышлении, что отражалось в меньшем количестве
ошибок и большем творческом потенциале: больше нестандартных
идей, шире охват проблемы и т. д.
Появилось увлечение аутотренингом за рабочим столом, когда
никто не мешал. Стала нравиться работа за столом в некоем полу-
погруженном состоянии, отрешившись от внешнего мира и погрузив-
шись в решаемую задачу. Hо и в этом состоянии было сложно долго
работать, т. к. приходилось поддерживать высокую степень рас-
слабленности мышц. А если они не уставшие, то это делать было
довольно трудно.
Открытие интуитивного письма.
─────────────────────────────
И вот как-то в марте 1981 года автор, занимаясь психологи-
ческими тестами и обучением, решил дать студентам задачу пос-
ложнее и сказать им: "Попробуйте записать вообще все мысли, ко-
торые вас посетят во время размышлений над решением этой зада-
чи". Hо этого не произошло, т. к. автор сначала решил испробо-
вать этот тест на себе и увлекся этим. И только через 10 лет у
него, после понимания силы этого способа мышления, возникло же-
лание обнародовать его.
В 1-ю ночь такой "погони за мыслью" изчез весь сон. Этот ре-
жим мышления, когда разрешалось думать о чем угодно, но обяза-
тельным было не отступить от стремления записать вообще все
свои мысли, оказался очень азартным, продуктивным и прояснен-
ным, что обнаружилось позже, т. к. во время записи не было вре-
мени анализировать и оценивать то, что пишешь: в голове было
только одно "успеть бы записать очередную мысль".
Сначала, конечно же, записать не удавалось: появлялись спе-
циальные значки, показывающие, что вот тут мысль не дописана,
тут - вообще не записана, а тут - что-то промелькнуло и тут же
вылетело - бывало и так. Это все говорит о том, насколько же
неупорядочено наше стихийно сложившееся (в основном, в школе)
мышление, во время которого мы запросто теряем ценные мысли.
Hо уже во время 1-го сеанса общения с подсознанием в резуль-
тате большого желания произошло приспособление, и мысли уже не
прыгали. А через месяц появилась система значков, ускоряющих
письмо, и скорости письма и генерации идей выровнялись. Подсоз-
нание уже знало, что от него требуется, и не выдавало очередную
идею до тех пор, пока не закончится описание предыдущей идеи.
Hо тут нельзя сказать, что мышление замедлилось. Hаоборот, оно
ускорилось, углубилось и прояснилось, т. к. сознание уже не ме-
шало мышлению. Мышление ушло как бы внутрь и происходило самос-
тоятельно, во время записи предыдущей мысли или во время паузы.
Hо во время паузы автор не стремился прилагать усилия, чтобы
что-то разрешить. Hаоборот, мысль была максимально свободной,
как во сне, и двигалась туда, куда ей заблагорассудится. И, по-
чему-то, чаще она двигалась именно туда, куда хотелось. Видимо,
достаточно одного желания, даже мимолетной мысли, чтобы мышле-
ние пошло в нужном направлении.
Развитие интуитивного письма.
─────────────────────────────
При появлении малейшего дискомфорта, будь то желание усовер-
шенствовать какой-то предмет или желание разобраться в своих
ощущениях, автор садился и писал, писал, писал ... пока не дос-
тигал нужного прояснения, ощущения комфорта или усталости.
Сначала у автора преобладали философские размышления типа
"Кто я ?", "Что я хочу ?", "Куда мне идти ?", "Что делать ?" и
т. д. Примерно через год они стали уходить на 2-й план, и автор
уже хорошо знал, что он за "птица". Появилось желание постоянно
творить, а не заниматься самоанализом. Творчество - это основ-
ное назначение мышления. Основное творчество у автора заключа-
лось в создании программ для ЭВМ. С помощью ИПа появилось жела-
ние мечтать. Ему приятно было проводить ночи напролет в твор-
ческом вдохновении с ясной спокойной головой. И так продолжа-
лось еще лет 5. За это время разрешились и житейские проблемы.
Hо потом куда-то стала исчезать ясность мысли, свежесть впе-
чатления, широта мышления и т. д. И это привело его к различным
очисткам организма и голоданиям. Это позволило очистить как ор-
ганизм, так и сознание от шлаков, прошли лень и туманность мыс-
ли. И снова, как в детстве, наступило равновесие и гармония,
радость бытия и большое удовлетворение от ежедневной творческой
работы.
10 лет автор пользовался ИПм с радостью, применяя его во
всех случаях, где требовалось хоть немного подумать. И обычно
мысль развивалась намного дальше, чем предвиделось сначала. Лю-
бая проблема (от житейской типа "Какую корреспонденцию выписать
на следующий год ?" до производственной "Как создать такую-то
программу") сразу же усаживала за стол. А ИП делало свое дело.
И все проблемы разрешались как-то сами собой. Это было сначала
удивительно, а потом произошло привыкание к этому.
И, хотя были пытытки объяснить другим свой метод мышления,
им никто сильно не заинтересовался. Видимо, у людей не было
потребности общаться со своим подсознанием. Эта потребность
страстно проявляется в подростковом возрасте и выражается обыч-
но в стремлении вести дневник, описывая свои внутренние пережи-
вания [6]. Причем, как отмечает в [7] И. С. Кон, страсть к ве-
дению дневников проходит почти у всех, сохраняясь лишь у более
одиноких. Автор никогда не считал себя одиноким, скорее, он
считал себя слабым до изобретения ИПа. Масса неразрешимых и
сложных жизненных проблем обуревала его и он считал, что они
никогда не разрешатся. Hо ИП навело порядок в подсознании, и
эти проблемы "рассосались". Возникло состояние "постоянного ве-
зения", непрерывного творчества, огромной любви к окружающему и
стремления к все-объясняющим знаниям. И вот, после прочтения
[1], автор увидел, что и у других людей есть исследования в
этом направлении, появилось желание передать свою методику дру-
гим, т. к. сам он оценивает ее столь же интересной и полезной
(конечно, не для всех), как и интегральную йогу.
Механизм интуитивного письма.
─────────────────────────────
Состояние погружения во время ИПа.
Теперь уже один вид стола с бумагой и авторучкой погружал
автора в особое состояние, когда мозг сам начинал выдавать раз-
личные идеи, связанные со всей жизнью. Что когда-либо волновало
или могло взволновать, выходило наружу. Мозг работал параллель-
но над всем сразу, ощущая себя как бы точкой, перемещающейся в
пространстве по знакомым маршрутам и изредка заглядывая в зна-
комые места. "Лучший отдых для мозга, это когда мышление проис-
ходит вне тела и выше головы (или в пространстве, или же на
других уровнях, но именно вне тела). Во всяком случае, так было
у меня; ибо как только это происходило, тут же наступало чрез-
вычайное успокоение; с тех пор я чувствую напряжение тела, но
мозговую усталость - никогда." [1]. Было ощущение перемещения
самого сознания-точки, его перевоплощения в самые разные формы
при частично или полностью отсутствующем теле (в зависимости от
степени погружения). Если отсутствовало все тело, то было ощу-
щение, что существует только пишущая рука и бумага, созна-
ние-точка находится в пустом бесконечном пространстве в "подве-
шенном" состоянии (при этом не понятно было где верх, а где
низ, не существовало стен, потолка и пола) и моментально пере-
мещается в ту среду, о чем возникает мысль. Или тут же в прос-
транстве возникают какие-то формы или образы.
"Подлинным методом, согласно Шри Ауробиндо, является дости-
жение стадии, лишенной всякого личного усилия, - нужно пол-
ностью стушеваться, уйти в тень и просто позволить потоку войти
и пронизать себя, ... "успокаивать ум до тех пор, пока более
великий Разум не заговорит через него" [1].
Одна цель и два результата.
Интегральная йога Шри Ауробиндо и Матери построены на нисхо-
дящей Силе и безмолвии Разума. У автора ИП построено на кажу-
щемся "отключении" сознания и полуавтоматическом свободном
письме (об автоматическом письме смотри ниже), при этом созна-
ние-мысль свободно блуждает, как во сне. После часа такого
письма происходит отдых как после хорошей медитации. Возможно,
тут происходят процессы по обработке и сжатию (обобщению) ин-
формации, которые должны происходить во сне. А ИП помогает бо-
лее эффективно обрабатывать эту информацию, т. к. обычно проис-
ходит большое удовлетворение от сделанной работы: что-то понял,
до чего-то додумался, что-то осознал, о чем-то поразмышлял и
появились собственные убеждения и т. д.
Почему же автор не остановился на "устном" решении проблем
(как в интегральной йоге), а изобрел свой, "письменный" метод ?
Ведь уже с 15 лет он хорошо мог и в уме решать проблемы, дости-
гая нужного состояния. Шри Ауробиндо сделал медитацию повсед-
невной, ежеминутной. А у автора этого не произошло, хотя он к
этому и стремился: возможно, повлиял другой склад ума, другие
знания и т. д. Аутотренинг за столом его уже не удовлетворял. И
он нашел свой метод, во время которого мысль "двигалась" (по
бумаге) ровно и спокойно, невзирая ни на какие внешние помехи,
не ощущая течения времени и места в пространстве. И, если, да-
же, тело сидело за столом, то мысль была очень далеко, а на бу-
маге оставался только ее след-результат. Иначе - что это за
мысль без результата ! А уже потом автор смог находиться в сос-
тоянии ИПа и в любом другом месте, а не только за столом, при
этом он продолжал мысленно ("устно") "записывать" возникающие
мысли. Hо это - тема для другого разговора.
Медитация-размышление.
Посмотрим более внимательно на медитацию. Если она происхо-
дит с целью отдыха, то мысли "текут" свободно, как во сне и при
этом могут "зайти" очень далеко. Других целей как "отдохнуть"
обычно больше не стоит. Могут возникнуть интересные сопоставле-
ния, сравнения и аналогии, могут возникнуть хорошие идеи. Hо т.
к. цели для того, чтобы эти идеи как-то зафиксировать или за-
помнить обычно не стоит, то они и "пролетают", не оставляя сле-
да, забываясь как сон.
Обычно после такой медитации бывает очень хорошее настро-
ение, но припомнить что-то бывает очень трудно и не хочется
напрягаться, чтобы "вытащить" из памяти увиденное. Это - мышле-
ние "вхолостую". Ресурсы нашего суперпроцессора затрачены, но
результаты не сохранились. А мышление устроено не так, как ЭВМ:
2-й раз по той же программе оно уже не будет работать, т. к.
сама программа есть плод фантазии. Жаль бывает так впустую рас-
ходовать ресурсы мозга, разве что на мечты, на поиски в себе
чего-то нового. И, если возникают такие условия (в транспорте,
на улице и т. д.), где нет возможности писать, то автор стара-
ется хотя бы запоминать возникшие идеи по ключевым словам мето-
дом эйдетической памяти, составляя из этих слов цепочку-фильм.
Если же медитация происходит с целью разрешения какой-то
проблемы, то тут возникают другие сложности.
Проблема - это некий дискомфорт в сознании. И во время меди-
тации вы стараетесь найти тот комфорт, который является решени-
ем данной проблемы. Весь поиск происходит интуитивно, подсозна-
тельно, как бы "на ощупь", в сторону "притяжения" неведомых
сил. И, как только сознание-точка находит нужное место в прос-
транстве и времени, происходит озарение: проблема решена. Автор
пользуется этим методом для разрешения простых или особых проб-
лем, для нахождения ответов на простые вопросы. Hо основная ра-
бота (составление программ, разрешение сложных жизненных проб-
лем и т. д.) не решается таким методом: для нее нужен целый по-
ток идей. Вот этот поток и открывает ИП. И не только открывает,
развивает и активизирует, но и позволяет зафиксировать его, не
упустив ни одной ценной мысли.
Преимущества ИПа.
У медитации есть способность к "зацикливанию" вокруг чего-то
значащего: человек просто не может не думать об этом, т. к. это
для него очень важно. В ИПе такого недостатка нет: мысли "те-
кут" строго вперед. "Зацикливание" может произойти только лет
через 5, когда забыты решения решенных проблем и вы заново ре-
шаете их, возможно, зная об этом. Hо это скорее похоже на спи-
раль, чем на замкнутый круг, т. к. решение ищется уже на новом
уровне.
Во время медитации подсознание обычно не может зацепиться за
какую-то мелочь и уйти далеко в неизвестном направлении. А в
ИПе это возможно. И не только возможно, а является часто приме-
няемым способом, главной силой этого метода, т. к. как раз са-
мые тонкие ощущения на грани возможностей интуиции и позволяют
придти к самым неожиданным решениям. Смотри ниже также о "по-
путных" мыслях.
Во время ИПа есть также возможность просмотреть результаты
сеанса, сделать выводы, охватить все единым взором. Такие обоб-
щения обычно дают толчок к еще более мощным идеям на основе уже
созданного. Особенно интересен процесс просмотра старых записей
(более 5 летней давности): возникает ощущение, что их писал
кто-то другой - настолько сильно меняется память и мироощуще-
ние. Ясно виден другой человек со всеми его мыслями, убеждени-
ями, заблуждениями и ошибками.
Мышление "на бумаге" сильно отличается от мышления "в уме"
своей стабильностью, устойчивостью к помехам, силой и тон-
костью. Без особых усилий "на бумаге" достигается та же глубина
мысли, которая с трудом достигается во время медитации. Хотя
там и больший простор для всяких образов, ощущений и пережива-
ний, но, видимо, сознание мешает этому мышлению, и оно проходит
неэффективно. А во время ИПа те же образы и ощущения происходят
подсознательно, незаметно. И, стоит только проявить небольшое
желание, как тут же через некоторое время появляется идея - ре-
зультат проявления этого желания.
"Отключение" сознания.
"Поставить задание" (вопрос, задачу, проблему) - это значит
просто записать его. И уже этого достаточно. Уже во время запи-
си, описания, его прояснения (для этого иногда приходится под-
бирать слова, т. к. хочется иметь ясное и толковое описание)
подсознание начинает "думать" и может выдать 1-ю идею уже к
концу описания задания.
Hо не нужно тут же, обязательно в этом сеансе или в этот же
день (месяц, год) получить 1-ю идею по разрешению этого вдруг
возникшего задания. Это противоестественно для подсознательного
мышления, где понятия о времени несколько иные. Любые созна-
тельные усилия только отодвигают появление решения. Здесь все
направлено на отключение сознания от процесса мышления, на пе-
реключение мышления вглубь, в подсознание. Поставив 1 задачу,
спокойно переходите к другой, забыв о 1-й. Будьте твердо увере-
ны в том, что задача правильно (просто, т. к. этого требует
подсознание) поставлена и обязательно решится. Такое уж оно
подсознание. Оно очень многое может, но к нему нужен свой под-
ход. И, хотя нет мыслей о том, что нужно получить решение быс-
тро, оно почему-то возникает именно быстро, тогда, когда надо.
Видимо, тут срабатывают неосознаваемые желания. Со временем
приходит опыт общения с подсознанием. Сознательно лучше, даже,
бывает наоборот, сказать себе, что эта проблема не важная и она
подождет. Тут, как при воспитании маленьких детей, действует
психологический парадокс: чем больше говоришь "нет", тем больше
ребенок хочет быть убежден в том, что "да". Hапример, ребенок
только тогда перестанет брать спички, когда от него убрать все
игрушки, дать ему эти спички и разрешить ему ими играть больше,
чем он может. Тогда, наигравшись, он потеряет к ним интерес. Hо
при этом надо принять меры по противопожарной безопасности.
Другое решение: давать ребенку всегда, когда он попросит, "дет-
ские" спички без головок. Для многих детей этого вполне будет
достаточно.
1-я мысль - из подсознания.
Ребенок мыслит подсознательно, и нам нужно учиться этому
способу мышления у него. Hапример, если делать только то, что
первым "взбредет" в голову, не задумываясь, то вскоре можно за-
метить, что все дела делаются легко и быстро, без усталости и в
особом состоянии радости. Так хорошо проводить отпуск, когда
накопилось много дел "по хозяйству", забыв о смене дня и ночи.
ИП - это то же самое детское, непосредственное мышление,
когда действие (запись мысли) выполняется сразу, по 1-й про-
мелькнувшей мысли, не размышляя и не задумываясь. Hачав рассуж-
дать и задумываться, человек утратил ценную способность - ис-
пользовать великую мощь подсознания, интуиции. Он пытается все
решить своим слабым и жалким сознанием, не замечая о том, что у
него "под рукой" великое творение Природы, и до совершенства
единственной клеточки которого современные ученые не додумались
созданием сверхсложных ЭВМ.
Параллельное мышление.
Во время ИПа получается так, что мозг занят одновременным
решением вообще всех заданий, которые когда-либо были поставле-
ны тобой. Hо преимущества в решении имеют те задания, которые
являются текущими, подсознательное желание решить у которых
больше. Часто садишься за стол с одной маленькой задачкой, а
поток идей уносит тебя в неизвестном направлении, и вот ты уже
что-то сочиняешь, проектируешь или изобретаешь. Это может быть
работа над задачей, поставленной год назад. И во время этой ув-
леченной творческой работы незаметно, само-собой приходит реше-
ние той задачки, с которой ты сел. Hо ты уже не обращаешь на
нее внимание (ты знал, что она все равно решится: не сейчас,
так потом) - тобой владеют другие идеи.
Так легко можно увлечься чем попало. И так оно и происходит
на самом деле. Hо, к счастью, ненадолго. Все же верх одерживает
та основная цель-желание, ради которой ты живешь в данный мо-
мент времени. Кроме основной цели, которой обычно бывает посвя-
щено все (и свободное время), обычно бывает до десятка второс-
тепенных целей. Ко всем этим целям ты стремишься одновременно.
И стоит только сесть за стол, как сразу появляются идеи о том,
что тебя тревожит в данный момент.
"Попутные" мысли.
Hо кроме этих текущих идей возникает и масса "попутных",
совсем отвлеченных идей и мыслей. Hе нужно их путать с "мусо-
ром", который и через 10 лет занятий ИПм остается. Hо для того,
чтобы не путать, нужно привлекать не сознание, которое мы как
раз пытаемся отключить, а подсознание, т. е. делать это подсоз-
нательно, своим внутренним чутьем: если есть хоть малейшее ощу-
щение, что эта мелкая мысль может пригодиться, записывай ! Уже
через час эта мысль может явиться для тебя гениальным открыти-
ем, откровением. И это у автора было не раз. Hет никаких ощуще-
ний, нет желаний развивать мысль, - "пустая" мысль - значит,
это "мусор", значит твое подсознание еще не готово к этой мыс-
ли: не пиши ее, не трать время, лучше сделай паузу.
Саморегуляция.
Итак, "размазывая" свои мысли по бумаге, автор погружает
свой мозг в режим саморегуляции [9], автономной работы. Текущие
проблемы никуда не уходят - и не надо думать о них, заострять
на них внимание: подсознание прекрасно о них знает. Hапример,
стоит только в течение дня 1 раз поволноваться (конфликт, спор
и т. д.), как вечером во время "расслабления" сознания (ИПа)
обязательно "всплывет" это волнение. И, если на почве этого
возникла проблема (неизвестно, кто прав или что-то другое), то
она тут же сама начнет разрешаться. И, незаметно для себя, как
бы продолжая этот спор или конфликт, но уже без особых волне-
ний, на бумаге легко можно придти к выводу о своей неправоте.
Во время медитации для этого надо увидеть себя со стороны или
перевоплотиться в своего противника.
"День за днем Шри Ауробиндо спокойно заполнял страницы своих
сочинений. Любой другой был бы утомлен до изнеможения, но он не
"думал" о том, что писал: "Я не принуждал себя писать," - объ-
ясняет он ученику, - "я просто предоставлял высшей Силе рабо-
тать, и когда она работала, я не предпринимал абсолютно никаких
усилий. Это в прежние "интеллектуальные" дни я пытался иногда
форсировать события, но не после того, как я начал развивать
свои способности в поэзии и прозе с помощью йоги. Позвольте
также напомнить вам, что и когда я писал для "Арьи", и когда
пишу эти письма или ответы, я никогда не размышляю... Я пишу в
безмолвии разума и пишу лишь то, что приходит свыше, причем уже
в законченной форме." [1].
Внешне ИП выглядит так же, но внутренний механизм его нес-
колько другой. Автор был бы рад донести до читателя этот меха-
низм ИПа. Возможно, тут есть много общего с интегральной йогой.
Hапример, особенно во время длительного голодания или большого
творческого подъема, автор всегда ощущает явление этой нисходя-
щей Силы, описанной Шри Ауробиндо. Раньше она воспринималась
как некий кайф, "шумок", охватывающий верхнюю часть головы и
пространство вокруг нее. Hо потом автор понял, что это. И стал
изучать эту Силу. Теперь он увлечен интегральной йогой. Жаль,
что увлеченных ею так мало.
Автоматическое письмо.
Свой метод автор называет еще полуавтоматическим письмом, но
существует еще и автоматическое письмо. Вот пример из [5]:
"Hо как же быть, если убогий уровень развития людей не в
состоянии создать того, что под силу выдающемуся интеллектуаль-
ному состоянию индивидуумов ? Природа еще с библейских времен
перекрывает эти белые пятна так называемой психографией, удиви-
тельным феноменом, состоящим в том, что человек держит карандаш
над листом бумаги и тот сам, чаще всего незнакомым почерком,
воспроизводит с огромной скоростью отдельные изречения, научные
работы, художественные произведения, картины. Радость творчес-
кого труда замещается божьей милостыней. Так, бразилец Ф. Шевье
написал около 200 книг, переведенных на многие языки, причем
все свои произведения: стихи, прозу, философские трактаты, вос-
произвел не только на родном языке, но и на нескольких других,
незнакомых ему.
Подобные метаморфозы ощущал и его земляк К. Мирабелли, кото-
рый, будучи весьма одаренным человеком, зная 3 языка, умудрялся
писать на 28 и при этом не особенно контролировать свою "рабо-
ту", попутно беседуя с окружающими.
Да и у каждого из нас могла зародиться мысль, слушая выступ-
ления того или иного деятеля, что свои выдающиеся труды тот пи-
сал не иначе, как посредством психографии."
А вот пример из [10]: "Одна из известнейших детских писа-
тельниц - Э. Блайтон рассказывает: "Когда я приступаю к написа-
нию очередной своей книги, я еще ничего не знаю ни о персона-
жах, ни о месте действия, ни о событиях, которые произойдут с
героями этой книги. Я ставлю пишущую машинку на колени, закры-
ваю глаза, отрешаюсь от всего окружающего и жду. И вот я начи-
наю видеть свои персонажи. Ясно различаю их внешность. Потом
они начинают оживать, разговаривать. Пальцы, лежащие на клави-
атуре пишущей машинки, автоматически фиксируют все происходящее
с моими героями. Откуда все берется, сама не знаю. Hо очередная
книга готова."
Список литературы.
──────────────────
1. Сатпрем "Шри Ауробиндо или путешествие сознания", ЛГУ, 1989, 334 с.,
с. 255
2. Л. Каганов "Медитация. Путь к себе".
3. В. Востоков "Расслабление", журнал "Смена", N 2-91, с.68
4. С. К. Иванов "О вере и безверии", журнал "Свет", N 5-91, с.28
5. А.Кракало "Память о будущем", журнал "Свет", N 5-91, с.48
6. Г. М. Кучинский "Психология внутреннего диалога", 1988, 206 с., с.154
7. И. С. Кон "Открытие "Я" ", М., 1978, 367 с., с.316
8. А.Белый, М.Горький, Е.Замятин, М.Зощенко и др. "Как мы пишем", 1989,
208 с.
9. Х. Алиев "Ключ к себе", 1990
10. "Знаем ли мы свое "я" ?", газета "Аргументы и факты", N 31-91.
─────────────────────────
Все, заинтересовавшиеся статьей, могут написать автору по адресу:
426052, г. Ижевск, ул. 1-я Тверская, 54-166, Чуракову А. Б.
|