Нетрудно заметить, что сегодняшняя
ситуация вокруг кастанедовского учения принципиально отличается
от напряженной атмосферы ожидания духовной революции, царившей в
умах поклонников дона Хуана вплоть до начала 90-х годов. И надо
признать, что за это время ситуация откровенно изменилась к
худшему.
Причин тому множество. Некоторые из них очевидны, некоторые
скрыты в самой сути евроамериканской цивилизации, и даже шире -
в социальной природе человека вообще. Как правило, смерть
основателя духовной школы, гуру или просто единственного и
непревзойденного авторитета внутри оккультной традиции (что,
судя по всему, имеет место в нашем случае) влечет за собой
внезапный спад энтузиазма, угнетенность и смятение среди
адептов. Так бывало всегда, но нынешняя эпоха безжалостного
опошления всего на свете, превращения в коммерческий продукт
даже того, что по определению не может предметом купли-продажи,
внесла в классическую ситуацию неприятные (может быть, даже
пугающие) коррективы.
Мы стали свидетелями
противоестественного "омертвления" кастанедовского духа еще при
жизни самого мэтра. Возникает недвусмысленное впечатление, что в
какой-то момент Кастанеда уступил своему окружению, пошел на
поводу у публики, ждущей от него все более поразительных и
экзотических откровений, и у "деловых партнеров", годами
ломающих голову над тем, как превратить нагуализм толтеков в
процветающий бизнес для "группы приближенных сотрудников". Лично
мне писать об этом неприятно, и я предвижу возможные обвинения в
цинизме. И все же: слишком много симптомов этого печального
положения заметно любому беспристрастному наблюдателю. Вкратце
остановлюсь на некоторых из них.
Разумеется, само желание
заработать на магическом учении "новых видящих" в наше время не
считается зазорным, и я не собираюсь морализировать на этот
счет. Карлос Кастанеда не отказывался от гонораров, да никто и
не ждет сегодня от лидера мистического учения подобного
безрассудства, поскольку никакая деятельность невозможна без
должного финансового обеспечения. Однако разумно было бы
ожидать, что коммерческие интересы не войдут в противоречие с
основными задачами учения. Тем более, не станут способствовать
распространению искажающих его идей либо отвлекать внимание
неофитов на второстепенные задачи, выдавая их за наиважнейшие
только потому, что подобная политика коммерчески выгодна.
О чем же идет речь? В книгах, которые можно отнести к периоду
"зрелого нагуализма" (начиная с "Путешествия в Икстлан" и
заканчивая "Силой безмолвия"), Кастанеда четко и последовательно
отстаивает, по крайней мере, две фундаментальные идеи, без
которых толтекская магия невозможна. (В ряду кастанедовских идей
нас интересуют именно эти две, поскольку популярные коммерческие
проекты последнего десятилетия откровенно перечеркивают, чем и
вызывают к себе естественное подозрение.)
1.
Подлинная Реальность-вне-нас (нагуаль) не поддается никаким
человеческим интерпретациям. Любая информация, полученная в
измененном режиме восприятия (во втором внимании или в
результате видения), должна приниматься крайне осторожно и
критически - исходя из ясно сформулированной позиции "воин верит
не веря". Именно этот подход впервые позволяет избежать
бесконечной череды классических заблуждений оккультистов всех
времен, блуждающих в океане астральных фантазий.
2. Главным и решающим условием любых реализаций на
пути толтекской магии является достижение базового
психоэнергетического состояния ("безупречности") и остановки
внутреннего диалога. Думаю, никто (даже корпорация Cleargreen)
не осмелится отменить эти изначальные положения "магии
бесконечности". Тем не менее многое в деятельности позднего
Кастанеды (после 1991 г.) и его "сотрудников" так или иначе им
противоречит.
С одной стороны, донхуановский
космос обрастает настораживающими (где-то даже душераздирающими)
подробностями. Орел, будучи источником энергии бытия, поглощает
человеческое осознание - и это, в общем, вполне приемлемая
метафора для непостижимых метаморфоз полевых структур в океане
нагуаля. Но идея пищи и "пожирания" чересчур взволновала
искателей острых ощущений. Поклонники мистических триллеров
всегда ждут от любимого автора большего драматизма и
впечатляющих образов. Так что воладоры-флаеры появились очень
кстати. Надеюсь, что не буду превратно понят - во вселенной
осознания может быть полным-полно всяческих тварей, в том числе
и воладоров. Но приписываемая им зловещая сущность не совсем
вяжется с общим настроением донхуановской дисциплины.
Волей-неволей мы оставляем позицию бесстрастного исследователя,
априори присущую "пути воина", и погружаемся в мир, очень
близкий к мрачным фантазиям гностиков и темным религиозным
культам. Ибо поражена, оказывается, сама природа человеческого
осознания - воладоры, по сути, "сотворили человека", чтобы
питаться миазмами его уродливой психики. Обратите внимание: это
грандиозное и шокирующее откровение преподано без тени сомнения,
в смертельно серьезных апокалиптических тонах. Невольно
возникает ощущение, что весть о воладорах и провозглашение
принципа "воин верит не веря" не могут исходить от одного и того
же человека. Что же случилось с Кастанедой? Метаморфозы,
кажется, начались после выхода на большую сцену Флоринды Доннер
и Тайши Абеляр. Некоторый налет специфически женского безумия
словно "заразил" Карлоса и наложил отпечаток на его последние
книги.
Особенно неловко в связи с этим писать о "лазутчиках" и весьма
своеобразных отношениях, которые сложились между этими
энергетическими структурами и женщинами из кастанедовского
отряда. Историю появления в нашем мире "голубого" и "розового"
лазутчиков (известную со слов Флоринды и Тайши) пересказывать
просто не хочется: она может оттолкнуть от донхуановского учения
любого трезвомыслящего человека, еще не научившегося отличать
зерна от плевел в посткастанедовском шоу.
С другой стороны, комплекс
магических пассов Тенсегрити внезапно стал фундаментом толекской
магии вообще. Открылись вещи удивительные и ранее невообразимые:
например, регулярное использование упражнений Тенсегрити -
совершенно необходимое условие для достижения безупречности,
видения, остановки внутреннего диалога. Более того, иногда
заявляют, будто магические пассы сами по себе способны вызывать
видение и безупречность! Это очень серьезное заявление,
требующее столь же серьезных обоснований. Опять же, никто не
сомневается в том, что определенные движения могут оказывать
существенное влияние на энергетические процессы в светящемся
коконе. Однако следует учитывать два важных момента: во-первых,
согласно классической концепции, основная масса энергии,
необходимой для сдвига точки сборки, генерируется в состоянии
безупречности; во-вторых, конкретные движения тела становятся
энергетически эффективными (т.е. собственно превращаются в
"магические пассы"), когда совершаются при участии
активизированного второго внимания и работающего намерения.
Магические пассы, как утверждал
сам Кастанеда, были открыты древними магами в сновидении. Эти
движения, стало быть, в первую очередь, принадлежат телу
сновидения, телу второго внимания - именно там они в полной мере
проявляют свою действенность, именно там с самого начала их
практиковали видящие. Подобно многим видам созерцания и
не-делания, магические пассы в мире тоналя могли применяться
толтеками как мост, объединяющий возможности первого и второго
внимания, как один из приемов интеграции правостороннего и
левостороннего осознания. Только под таким углом зрения
магические пассы занимают положенное им место в последовательной
и непротиворечивой дисциплине толтекского знания.
В этой связи легко догадаться,
что Тенсегрити вовсе не является важнейшим, центральным
элементом толтекской магии, и уж тем более, не является
абсолютно необходимым условием каких бы то ни было достижений на
пути воина. Назойливая реклама Тенсегрити, где магическим пассам
приписывается поистине великая роль в деле постижения нагуаля и
спасения от воладоров, как и всякая иная реклама, расширяет
рынок. Ее необходимость не вызывает сомнений, и здесь не о чем
говорить. Но - увы! - она вводит в заблуждение. Интересно,
насколько потребители семинаров и видеокурсов отдают себе отчет
в том, что магические пассы могут быть эффективны только в
состоянии безупречности, на фоне выключенного внутреннего
диалога и при активно работающем намерении? И далее: отдают ли
они себе отчет, что Тенсегрити как таковое не учит ни первому,
ни второму, ни третьему? Не говоря уже о том, что на некотором
уровне сложности магические пассы создают энергопотоки, которые
просто необходимо видеть для того, чтобы они не вышли из-под
контроля.
Будучи частной техникой,
направленной на достижение вполне определенных результатов,
магические пассы, конечно же, не рассчитаны на столь пристальное
к себе внимание и усиленную практику без учета донхуановской
дисциплины в целом.
В то же время действительно фундаментальные принципы мало-помалу
отходят на второй план. Надо быть совершенно безрассудным
фантазером, чтобы поверить, будто Тенсегрити избавляет человека
от страха смерти или от чувства собственной важности. Приятно
думать, что ежеутренняя получасовая гимнастика без лишних
сложностей обеспечивает вас "кубическим сантиметром шанса". А
ведь это не так.
Мы забываем, что любой
устойчивый, действительно имеющий значение в нашей судьбе сдвиг
точки сборки возможен лишь благодаря всестороннему изменению
личностных установок, а не механическим всплескам энергетических
полей (иначе можно было бы обойтись, скажем, курсом
псилоцибиновых инъекций). Подобный устойчивый сдвиг возникает
только благодаря намерению, а оно, в свою очередь, проявляет
себя в безличной тишине ничем не озабоченного сознания. И лишь
затем открывается полноценный сталкинг и сновидение, начинается
путешествие по бесконечным мирам второго внимания.
Так об этом писал сам Кастанеда, и всем становилось ясно,
насколько труден толтекский путь. Он многое обещает, но требует
взамен радикальной трансформации всей человеческой целостности.
Поскольку нам хочется найти тропинку полегче, привычные мифы и
рационализации становятся нашим убежищем.
В общем же, к сожалению,
наблюдается неизбежный процесс ассимиляции и адаптации учения
дона Хуана к системе ценностей и представлений, культивируемых
западной цивилизацией. Намеренные либо бессознательные
искажения, составляющие суть этой адаптации, обесценивают
уникальное значение кастанедовских идей. И здесь, как видим,
общечеловеческий тональ строго следует своим законам:
последовательно отодвигает в тень все, что может реально
изменить природу личности и привычные способы восприятия мира, а
в освободившееся пространство помещает безопасные,
привлекательные и удобные для потребителя игрушки. Это
экзотические мифы, чтобы будоражить наше сонное воображение;
физкультурные комплексы под девизом "Как стать магом, здоровым,
счастливым и богатым"; все новые и новые темы для слухов и
болтовни, питающей наше самодовольство. Короче говоря, Кастанеда
становится развлечением. При этом для кого-то это бизнес, для
кого-то - разновидность эскапизма или способ привлечь к себе
внимание.
В одной из своих работ М.Элиаде
приходит к выводу, что современная цивилизация, утратив
сакральное восхищение повседневным миром, которое всегда было
сердцем магии и мистики, вынуждена была создать "культуру
отвлечения". Без духа магии человеческий мир не имеет смысла, он
утомителен и сер. Культура отвлечения позволяет на время забыть
об этом грустном факте: мы листаем книжки, впадаем в
телевизионный гипноз, толкуем о политических материях, заменяем
жизнь работой без конца и края, чтобы больше ни о чем не думать.
И т.д. и т.п.
Идеи Кастанеды были
предназначены для того, чтобы извлечь нас из этого болота
самозабвения. Грустно видеть, как его наследие используют в
прямо противоположных целях. Конечно же, мы вполне способны
игнорировать упрощенные и опошленные модификации донхуановского
пути знания. Для этого, в конце концов, не требуется
сверхъестественных усилий - достаточно припомнить, ради чего все
это затевалось.
Иными словами - "вернуться к Кастанеде".
2000 г. |