Учитель
Мескалито
Обычно при упоминании имени Кастанеды "интеллектуал средней руки" сально
улыбается.
- Как же, как же, читал-с: пейот, дымок... Читал-с, да невнятно-с.
Кастанеда упоминает
галлюциногены, лишь когда рассказывает о своих первых шагах по тропе
Воина. Старый
Хуан Матус с помощью мескалина и курительной смеси демонстрировал
ученику мир в
совершенно непривычном обличье. Затем дон Хуан добивался от Карлоса
подробнейших
отчетов о психоделических видениях. Вновь и вновь Карлос описывал свои
яркие
путанные образы. Так иной мир вторгался в привычный:
старик сознательно устранял пропасть между обыденностью и галлюцинацией.
- Самое продуктивное состояние, - поучал старый индеец, - это когда мы
уже ни в чем не
уверены.
Разрушая старые штампы восприятия, индейский маг умудрялся не создавать
новые. За
долгие годы обучения он не устал повторять:
- То, что ты видишь в Реальности, - твое личное дело!
Понятие ИСС слишком расплывчато для магии. Состояние нашего сознания
изменяется
вследствие нарушения обмена веществ в мозгу и сопутствует всякому
отравлению мозга.
При этом неважно, чем вызвано отравление: голоданием, алкоголем,
бессонницей,
недоеданием, переутомлением, монотонными бессмысленными действиями,
кружением
на одном месте, самоистязанием, клеем "Момент", ацетоном, бензином,
микоатропином
(содержится в мухоморах) или другими "веществами силы".
Далеко не все эти средства позволяют достичь второго внимания, то есть
сам по себе факт
регулярного пребывания в ИСС вовсе не гарантирует успешного продвижения
по пути
Воина. Опьянев от вина, человек переходит в ИСС, однако это нисколько не
помогает ему
овладеть вторым вниманием.
Воин не "ловит" кайф просто так. Большие психоделики, к которым относят
ЛСД-25,
псилоцибин и мескалин, не стимулируют "центр наслаждения": их прием не
сопровождается ни эффектом эйфории ("прихода"), ни эффектом привыкания.
В отличие от
конабиола (содержится в конопле) и опиатов (добываются из мака), большие
психоделики
не являются наркотиками. Они расслабляют органы чувств человека, то есть
изменяют
наше внимание. Незначительность наркотического опьянения позволяет это
внимание
концентрировать. К тому же внимание, в отличие от состояния медитации,
направлено не
только внутрь, но и вовне.
Трезвость измененного внимания позволяет во время опыта отличать сигналы
из
Реальности от собственных взвинченных воспоминаний и ожиданий. Вот что
производит
фантастическое впечатление! Маги почтительно называют мескалин "Учителем
Мескалито". Писатель Олдос Хаксли, большой любитель поэкспериментировать
на себе,
так характеризует состояние человека, принявшего мескалин:
- человек не становится глупее обычного (трезвость);
- способность к воспоминанию и последовательному мышлению падает почти
до нуля
(стирание личной истории);
- глазу открывается та красота восприятия, которая имела место в детстве
(перестает
работать по крайней мере часть сковывающего мироописания);
- интерес к пространственным отношениям снижается (разрушение
трехмерного мира);
- интерес ко времени падает почти до нуля (разрушение времени, четвертой
привычной
координаты);
- причины, в обычном состоянии побуждающие действовать и страдать,
делаются глубоко
неинтересными (подавление собственного "эго");
- зато появляются куда более занимательные вещи, о которых стоит
подумать
(естественная реакция освобожденного разума);
- эти занимательные вещи могут находиться как внутри человека, так и во
внешнем мире,
одновременно либо последовательно (энергетическое единство индивидуума и
Реальности).
Хаксли так описывает восприятие под воздействием мескалина собственного,
до боли
знакомого кабинета:
- Маленький столик для пишущей машинки
стоял в центре комнаты. За ним, если смотреть от меня, находился
плетеный стул, а еще
дальше - конторка. Эти предметы образовали замысловатую структуру из
горизонталей,
вертикалей и диагоналей, структуру тем более интересную, что ее
невозможно было
понять с точки зрения пространственных отношений. Я не смотрел на свою
мебель как
прагматик, которому нужно сидеть на стульях или писать за столом, но и
смотрел не как
кинооператор или регистрирующий научный прибор. Я смотрел, как чистый
эстет,
которого интересует только форма и расположение форм внутри поля зрения
или на холсте
картины. Вот, например, ножки этого стула - как чудесна их округлость, а
их полированная
гладкость просто сверхъестественна! Я провел несколько минут или веков,
и при этом не
только созерцал эти бамбуковые ножки, но и реально был ими, или, точнее,
находился в
них.
Быть ножками стула - как вам это нравится? Кажется литературным
закидоном, этакой
гиперболой... А ведь нам еще предстоит узнать, что человек действительно
может
превратиться в кого и во что угодно, причем безо всякого мескалина! Но
вернемся к
Хаксли. Более бамбуковых ножек его заворожили книги на полках,
собственные брюки и
закат над равнинами Калифорнии.
Писатель переводит взгляд с книг на брюки, а потом в окно и никак не
может
налюбоваться этими чудесными вещами. Хотя много лет он их попросту не
замечал.
Мескалин, как видим, резко ослабляет привычное мировосприятие. Но
оставим в покое
писателя и вернемся к нашему начинающему Воину. Что ощущал ученик дона
Хуана после
приема мескалина?
То был целый калейдоскоп, в котором радостные видения все чаще сменялись
кошмарами.
Одинокий Карлос бродил по пейотовому полю и видел голубоватый мерцающий
свет,
исходящий от кактусов. Одному из кактусов Карлос принялся петь песни под
аккомпанемент ветра, в котором американцу чудились голоса флейт. Затем
прямо из
растения вышел сам принц Мескалин, и Карлос стал молить его подсказать,
что
неправильного он делает в жизни.
Впрочем, поле и принц скоро исчезли, а наш герой оказался в отчем доме,
где обнял отца и
стал изливать ему душу. Но вот Карлос вновь на поле: он слышит голос
Мескалито,
повелевающего съесть еще один кактус, причем прямо с земли. После этого
американец с
изумлением обнаруживает, что обладает особым зрением: он может видеть
одновременно
то, что вверху, внизу и по сторонам! В этом непередаваемом состоянии,
которое дон Хуан
назвал бы вторым вниманием, Карлос находился до тех пору пока не пришла
пора
расплаты.
Возникли какие-то неприятные звуки, в которых начинающий маг различил
постепенно
звуки шагов. Стало ясно, что его преследует "что-то громадное".
Американец бросился
наутек и пытался спрятаться под большим камнем. Вот тут-то
преследователь, а это была
гигантская морская водоросль, пошел в атаку. С листьев водоросли на
Карлоса капала
слизь, и он знал, что это пищеварительный сок, который его растворит. Он
лихорадочно
стирал ожоги слюной и при этом продолжал вжиматься в щель под валуном...
На рассвете,
почти переваренный водорослью, Карлос приходит в себя:
- Я смутно заметил свет, который становился все ярче. Свет шел из-под
земли, пока
наконец не прорвался в то, в чем я узнал встающее из-за гор
солнце.
Мировосприятие молодого антрополога дон Хуан обрабатывал и с помощью
другого
растения, индейского дурмана (разновидность Datura Innoxia, содержащего
в качестве
наиболее активного компонента скополамин).
- Помогли ли мне растения силы? - спрашивает ученик.
- Конечно. Они раскрыли тебя, остановив твой взгляд на мир, - кивает
старый маг. - В
этом растения силы оказывают такое же воздействие на привычное
мировосприятие, как и
правильный способ ходьбы. И то и другое переполняет его информацией, и
сила
внутреннего диалога приходит к концу. Растения силы превосходно подходят
для этой
цели, но их применение оплачивается слишком дорого. Они наносят слишком
большой
вред телу. Это их недостаток, особенно дурмана.
"Вещества силы" - это не единственный, но наиболее соблазнительный путь
в Астрал.
Человек с невысоким уровнем самодисциплины с их помощью сперва легко
разрушит
обыденное мировосприятие, а затем погонится за обрывочными видениями
Астрала. В
итоге можно либо сойти с ума, либо "подсесть" на крепкие наркотики.
- Следует прибыть к Реальности, не покалечив привычного мировосприятия,
- объясняет
старый маг. - Я остановился, когда решил, что ты накопил достаточно
взглядов на
Реальность.
Пройдут годы, и Карлос сделает важный вывод:
- Мое первоначальное предположение относительно принципиального значения
психотропных растений - ошибка. Они вовсе не являются важным аспектом
магического
описания мира, они лишь помогают свести воедино разрозненные части этого
описания.
В силу особенностей характера я был не в состоянии воспринимать эти
части без помощи
растений. Упорно цепляясь за привычную версию реальности, я был глух и
слеп к тому,
что дон Хуан пытался внедрить в мое сознание. И только эта моя
нечувствительность
заставляла его использовать в моем обучении психотропные средства. Они
создали брешь
в моей "защите"...
Здесь самое время сказать еще об одном феномене. Магический опыт,
приобретаемый без
психотропных средств, гораздо ярче, чем под воздействием "травы дьявола"
или
мескалина.
- Каждый раз, когда я принимал психотропные растения, я помнил об этом,
и у меня была,
таким образом, постоянная возможность подвергнуть сомнению достоверность
испытываемого опыта, - поясняет Карлос. - Но когда, например, со мной
разговаривал
койот, у меня не было никакой такого рода защиты. Я не мог истолковать
это каким-либо
рациональным образом. Я в самом деле остановил мир.
Далеко не все воины из отряда дона Хуана использовали галлюциногены,
Карлос - скорее
исключение, чем правило, и прочие маги посматривали на него с опаской,
понимая что у
этого парня не так уж много шансов стать магом. Никто бы не удивился,
если бы у
американца "поехала крыша". То, что этого все же не произошло, - всецело
заслуга его
великого Учителя.
- Мы собирали второе внимание посредством сновидения, а ты сделал это
при помощи
своих растений силы, - рассказывает Карлосу магиня по имени Ла Горда. -
Учитель сказал,
что эти растения собрали угрожающую сторону твоего второго внимания в
одну глыбу...
Он сказал, что это случается с магами, которым дают растения силы. Если
они не
умирают, то растения силы закручивают их второе внимание в устрашающую
фигуру.
Под воздействием психотропных средств из человека буквально прет весь
мусор,
запрятанный в обычном состоянии на дне души, - агрессия, амбиции,
страсти, страх... Вот
откуда жуткая сцена с морской водорослью, пожирающей людей: она
порождена
подсознанием самого Карлоса и не имеет никакого отношения к Астралу.
|