Иайдо - древнее искусство самураев
Пожалуй, не найти другого такого предмета кроме самурайского меча
(катана), который в большей степени символизировал бы
традиционные боевые искусства Японии. И хотя изображение меча в
различных вариантах достаточно широко используется в эмблематике
на Западе, но нигде в него не вкладывается такого смысла как в
Японии. В стране Восходящего Солнца существует культ меча
родившийся в глубокой древности. Издревле считалось, что
существуют Три Священных Сокровища: Священное Зеркало, Яшмовое
Ожерелье и Меч. Эти вещи считались наиболее ценными и они
заставляли людей благоговеть перед ними и оказывали влияние на
них. Уже один тот факт, что меч отнес?н к этим вещам, показывает
что японцы относятся к мечу не только как к оружию. Для них он
является олицетворением души, символом доблести, чести и
храбрости. О нем слагались стихи, притчи и легенды. В самурайских
семьях меч являлся фамильным наследством передаваемым из
поколения в поколение.
Помимо этого, меч является принадлежностью синтоистского культа,
что также делало его особым предметом. По синтоистским канонам
считается, что все предметы имеющие отношение к богу должны
обладать тремя обязательными качествами: чистотой, ценностью и
редкостью. С покон веку считалось, что меч обладал данными
качествами в полной мере. Согласно легенде богиня Солнца
Аматэрасу подарила своему внуку меч и послала его на землю для
правления и отправления справедливого суда. Будучи, по своей
сути, боевым оружием меч также нередко являлся святыней
украшающей храмы и предметом пожертвования богам. Первое такое
известное нам сегодня подношение относится летописью к III веку.
В течение многих столетий меч был одним из основных видов оружия
самураев - профессиональных солдат в средневековой Японии. Даже
еще в сравнительно недавнем прошлом во время Первой и Второй
Мировых войн подобные мечи носились офицерами японской армии,
флота и полиции. Американская атомная бомба сброшенная на
Хиросиму 6-го августа 1945 года, стала траурным реквиемом
самурайским мечам. Сразу же после подписания акта капитуляции
Японии, они были запрещены к ношению и хранению и конфисковались
как холодное оружие. Офицеры и солдаты американских оккупационных
войск вывезли из страны огромное количество "экзотических
сувениров", зачастую не подозревая об истинной стоимости этих
клинков.
Самурайские мечи перейдя в разряд предметов коллекционирования,
таких как марки или старинные монеты, тем не менее, остались
одними из самых лучших мечей когда-либо изготавливавшихся
человеком. Без сомнения они являются шедевром, кульминацией
кузнечного искусства оружейников.
В умах большинства людей самурайский меч, прежде всего,
ассоциируется с кендо и кендзюцу - японским искусством
фехтования. Зародившись примерно в X веке, оно многие столетия
было неотъемлемой частью военной подготовки самураев. Однако
сегодня, когда искусство владения меч?м потеряло сво? прикладное
значение, кендо видоизменилось и превратилось в чисто спортивную
и медитационную дисциплину. Это касается не только правил
проведения поединка и технического арсенала приемов, но и самого
оружия. В наши дни в кендо используется меч из связанных в пучок
полос бамбука - синай.
О другом виде боевого искусства связанного с меч?м - иайдо -
знает гораздо меньший круг людей. Это, как мне кажется, не
справедливо. Иайдо - искусство мгновенного обнажения меча с
последующим ударом. По сравнению с кендо, иайдо сравнительно
"молодое" искусство. Согласно легенде, оно родилось в Японии в
XVII веке. Один из самураев по имени Ходзе Дзинуске захотел
отомстить за убийство своего отца. Однако он не мог противостоять
убийце в открытом поединке, так как тот был сильнее и опытнее, а
прибегать к услугам наемного убийцы или убийству из-за угла не
позволял кодекс чести - Бусидо. После долгих раздумий он понял,
что рассчитывать на успех можно только в одном случае, если
бросив вызов обидчику зарубить его до того, как он успеет
выхватить свой меч. После длительных тренировок он осуществил
свой замысел и отомстил за смерть отца.
С течением времени искусство мгновенного обнажения меча
распространилось по всей Японии. асчитывалось более четырехсот
школ иайдо. Безусловно, каждая из них привносила что то свое в
технику работы, но в своей сути они были едины: молниеносное
обнажение меча из любого, даже самого неудобного положения и
один, максимум два последующих удара. Как и в американских
вестернах в живых оставался тот, кто делал это быстрее и точнее.
Подобная техника требовала не только отличной физической
подготовки, но, что особенно важно, высочайшей степени
психической мобилизации.
В отличие от многих других единоборств, техника иайдо сохранилась
до наших дней почти без изменений. Во многом этому способствовал
тот факт, что с тех пор, как в XIX веке искусство владения мечем
потеряло сво? прикладное значение, основным приоритетом в иайдо
стало максимально точное выполнение всех канонов, требований и
ритуалов начиная от траектории движения клинка и заканчивая
количеством и формой складок на одежде. В XX веке искусство иайдо
покинуло территорию Японии и стало неторопливо, но неуклонно
заво?вывать другие страны.
В чем же секрет того, что искусство владения меч?м продолжает
жить в век космических пол?тов, ядерного оружия и персональных
компьютеров? Ответ прост. Помимо физической активности, дающей
определенную нагрузку практически на все группы мышц, практика
иайдо развивает способность мгновенно концентрироваться и
мгновенно достигать глубочайшей степени психической концентрации.
Именно поэтому в Японии иайдо практикуют как люди, никак больше
не связанные с боевыми искусствами, так и те, кто профессионально
занимается каратэ, айкидо или чем-нибудь ещ?. И это вполне
естественно, ведь способность мгновенно достигать глубочайшей
степени психической концентрации и удерживать ее значительное
время, может найти применение в любой отрасли деятельности. Для
человека находящегося в подобном состоянии время начинает идти
по-другому. Ему кажется, что вокруг него оно замедлило свое
течение, тогда как собственное внутреннее время течет с
нормальной скоростью. Человек продолжает думать и действовать в
реальном, как ему кажется, формате времени, хотя на самом деле
делает он это все в несколько раз быстрее. Чтобы наглядно
убедиться в этом, достаточно посмотреть такие фильмы, как "Убийца
Сегуна" (первая серия) и "Слепой Самурай". Хотя это всего лишь
художественные фильмы и в них немало домыслов и сюжетов
скомпонованных по законам кино-жанра, снимаются в главных ролях
снимаются подлинные мастера. Техника, которую они показывают,
есть результат тренировок, а не кинотрюков.
Есть, конечно, и "мирное" применение этих уникальных
способностей. Для бизнесмена ведущего важные переговоры
"ускоренное" течение внутреннего времени даст ему больше времени
для обдумывания и просчитывания ситуации. Для водителя попавшего
в кризисную ситуацию на дороге эта способность может спасти ему
жизнь. Hу а уж о бойце ведущем поединок и говорить не приходится!
|
|