Денис Зикеев "ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА В ХАТХА ЙОГЕ"
Те, кто практикует хатха-йогу без непосредственного наблюдения
мастера, как правило практически не задействуют в своей практике
скрытые ресурсы психики, "выжимая" весь объем осознанности из
заведомо ограниченных ее элементов. Такая практика рано или поздно
доходит до определенного предела эффективности, после чего наступает
период бесперспективного топтания на месте, приводящий к
разрушительным для духа последствиям.
Одним из методов, позволяющих включить в практику дополнительные
ресурсы является применение идеомоторики. Говоря простым языком,
идеомоторика - это выполнение некоторых действий в воображении.
Эксперименты, проведенные в группе йоги показали, что большинство
занимающихся не в состоянии идеомоторно выполнить не только
элементарные и хорошо знакомые последовательности асан, но и
отдельные простые асаны без переходов между ними. При попытке
представить себя в асане, у практикующего возникал ее схематичный
визуальный образ "со стороны", а дальнейшие попытки "войти" в этот
образ заканчивались как правило неудачей, из-за того, что человек не
знал, что он реально чувствует, когда делает асану. Дальнейшие
исследования показали, что даже после реального выполнения этой
асаны с целью запомнить возникающие ощущения, практикующий еще в
течение нескольких попыток не мог более-менее полноценно
воспроизвести данное положение тела в сознании, то и дело физически
возвращаясь в асану для отслеживания и запоминания ощущений. В ходе
этих экспериментов идеомоторное выполнение упражнений обнажало
реальную работу внимания во время практики йоги, которое у
практикующих в основном фиксировалось на схематическом представлении
положения тела в пространстве и на формировании соответствующей
обратной связи по типу "похоже - не похоже". Те же, у кого после
нескольких попыток все же получилось создать в воображении процесс
выполнения асаны, могли удерживать этот образ лишь непродолжительное
время, после чего внимание неизбежно отвлекалось посторонними
мыслеформами.
Такой механизм работы внимания связан с тем, что у большинства
начинающих практикующих на этапе входа в асану релевантной
(значащей) является информация о соответствии текущего положения
тела требуемой форме, в то время как само по себе ощущения положения
тела и всех сопутствующих этому положению биологических процессов
являются нерелевантными (не значащими) с точки зрения принятия телом
определенного положения в пространстве, и информация о них
отсеивается на ранних стадиях обработки, не доходя до сферы
осознанного внимания. После того, как требуемое положение тела
достигнуто, осознанный процесс отслеживания положения тела в
пространстве прекращается, продолжая существовать в "фоновом"
подсознательном режиме, а в сфере активного внимания возникает
своеобразный дефицит релевантной информации, который компенсируется
за счет "всплывания" из подсознания наиболее приоритетных мыслеформ,
касающихся, скажем, свежих впечатлений и т.д.
Применение методов идеомоторики позволяет "исправить" работу
внимания и расстановку приоритетов обрабатываемой сознанием
информации.
1. Отождествление с управляющим центром
Принятие решений о любых действиях, совершаемых человеком
осуществляется в его подсознании, то есть за пределами рациональной
части психики с которой отождествлено большинство людей, живущих в
современном социуме. Рациональная часть носит чисто служебный
характер, выполняя по запросу подсознания решение ряда логических
задач, результаты которого возвращаются в подсознание, где и
принимается каждое конкретное решение. Распределение внимания также
осуществляется на уровне подсознания, поэтому для осознанного
управления вниманием нужно получить доступ к подсознанию, а точнее к
той его части, которая ответственна за принятие решений. Механизмы,
лежащие в основе работы центра принятия решений существенно
отличаются от работы механизмов рациональной части психики, ибо с
точки зрения элементарного выживания, принятие решений должно
осуществляться быстро и однозначно, а рациональная часть не обладает
достаточной скоростью и уж тем более однозначностью.
Подсознание функционирует на основе заложенных в него программ,
представляющих собой последовательности однозначных команд или
приказов. Таким образом для управления принятием решений нужно
"привязать" свое "я" и "волю" именно к подсознательному центру
принятия решений и использовать язык команд и приказов для
реализации волевых импульсов. В частности такое переключение
происходит самопроизвольно в экстремальных ситуациях, когда исчезают
рациональные "за" и "против", и действия приобретают особую точность
и окончательность. Данный процесс похож на дрессировку животных.
Ведь никому не приходит в голову говорить собаке "возможно тебе
стоит присесть на этот коврик, если ты не против", а вместо этого
произносят просто короткий приказ "сидеть", содержащий в себе
волевой импульс, "понятный" собаке. По видимому в этом аспекте
подсознание человека не настолько далеко ушло по эволюционному пути
от животного... Такой же принцип можно наблюдать при управлении
большими группами людей, например в армии, где необходима слаженная
и точная работа большого количества солдат, а точнее их психических
систем.
Итак, первое что нужно сделать, это отключиться от рациональной
части и отождествиться с той частью психики, которая ответственна за
принятие решений. Это можно сделать просто за счет самоприказа это
сделать. И все. Без оценки, сомнений размышлений...
Выполнение всех дальнейших упражнений осуществляется аналогичным
образом.
2. Настройка
Обрабатываемую информацию мозг группирует в каналы. Такой механизм,
кроме всего прочего, позволяет эффективно распределять информацию на
релевантную и нерелевантную. Основные каналы в свою очередь
разделяются на подканалы и т.д. Данные упражнения направлены на
обретение навыков отслеживания каналов входящей информации и
переключения внимания между этими каналами.
В качестве основных информационных каналов можно выделить хорошо
известные в психологии визуальный (V), аудиальный (A) и
кинестетический (K) каналы. Вот упражнения для работы с этими
каналами
a) сохраняя удобное положение тела открытыми глазами смотрим перед
собой. Отключаем каналы A и K, то есть расцениваем поступающую по
этим каналам информацию как нерелевантную.
Смотрим прямо перед собой в пустоту содержащую в себе все
воспринимаемые визуальные объекты. То есть объекты становятся
нерелевантными, а пустота - релевантной. На ней сосредоточено все
внимание. Теперь "отключаемся" от пустоты, и созерцаем один за
другим визуальные объекты, расположенные перед взором. При этом
рассматриваем объекты именно по одному, осознанно переходя от одно к
другому, отсеивая все остальные объекты. Продолжая аналогичные
переключения внимания в пределах V-канала наблюдаем за работой
фильтров восприятия, отсеивающих нерелевантную информацию на разных
этапах ее обработки. Через некоторое время посылаем подсознанию
команду "СТОП", и облеченным в нее волевым импульсом останавливаем
работу фильтров. В этот момент происходит резкое кратковременное
торможение работы фильтров и в область активного внимания попадает
весь V-канал, после чего работа фильтров автоматически
восстанавливается. К данному упражнению следует относиться легко,
как интересному эксперименту, ни в коем случае не отягощая его
ощущением "работы" и перенапряжением. Также не стоит затягивать
выполнение упражнения, не позволяя возникать чувству утомления.
Производим аналогичные манипуляции для A и K каналов, (глаза
закрыты, V-канал отключен).
b) настраиваемся на A-канал аналогично предыдущему упражнению -
слушаем пронизывающую все тишину (существование нерелевантных звуков
только подчеркивают ее), после чего переходим к звуковым объектам,
просто регистрируя их возникновение и исчезновение в восприятии, то
есть все звуки - в равной степени релевантные. Теперь перенаправляем
A-канал на зрительный анализатор, то есть трансформируем аудиальное
восприятие в визуальное. Это возможно, ввиду того что сами по себе
анализаторы не привязаны жестко к соответствующим рецепторам.
Некоторое время созерцаем звуки в виде неких визуальных объектов,
обладающих цветом и/или формой.
Проделываем данное упражнение последовательно для всех пар каналов.
При этом большинству людей трансформация аудиальных и
кинестетических ощущений будет даваться проще, ввиду доминирования
визуального анализатора над аудиальным и кинестетическим. Такое
положение вещей имеет место на более низком уровне, по отношению к
известным в психологии модальностям восприятия, поэтому
доминирование визуального анализатора особо не зависит от
модальности. Несмотря на то, что, как было сказано, трансформация в
визуальные ощущения будет даваться проще, обработка визуальной
информации как звуковой или кинестетической может оказаться гораздо
более интересной и неожиданной. Практикуя эти упражнения, можно
задавать себе например такой вопрос: "если бы эта визуальный объект
была звуком, каким бы он звучал". Ну и так далее.
3. Подготовительные упражнения
Данные упражнения предназначены для тех, кто уже довольно
продолжительное время практикует хатха йогу, то есть имеет
определенный опыт выполнения асан и их последовательностей. Имеется
ввиду такой уровень тренированности, при котором выполнение
нескольких простых асан и их последовательностей не требует
практически никаких усилий. Тем же, кто практикует йогу совсем
недавно, вместо асан в данных упражнениях рекомендуется выполнять
любые физкультурные или танцевальные упражнения, не требующие особых
усилий.
a) Итак, заранее выбираем определенную законченную
последовательность асан (5-10), которая может быть выполнена
несколько раз подряд (3-5) и не требует особых физических усилий.
Отключаем все каналы, кроме визуального, и выполняем эту
последовательность, обращая внимание на то, какая визуальная
информация попадает в область восприятия. Дело в том, что обычно при
практике асан информация V-канала не является релевантной. Если
условно описать содержимое этого канала, то это будет некая
последовательность таких бессмысленных "кадров", как пол, потолок,
снова пол, пустота (это закрылись глаза), часть ноги, снова пол и
так далее.
Целью данного упражнения является полное восприятие всего V-канала,
как релевантного. При этом сами телодвижения выполняются как бы в
фоновом полуавтоматическом режиме, практически без осознанного
контроля. Вот почему последовательность асан должна быть хорошо
знакомой и легко выполнимой.
b) Проделываем то же самое для K-канала. Глаза закрыты. Выполняем
последовательность асан полуавтоматически, в то время как осознанно
отслеживаем сами ощущения в теле в процессе упражнения.
с) Эти упражнения этой группы носят факультативный характер, и по
большому счету являются вариациями на тему предыдущих упражнений.
Здесь можно практиковать простые последовательности асан,
сосредоточившись на A-канале, а также практиковать трансформацию
каналов, воспринимая кинестетические ощущения как визуальные,
визуальные, как аудиальные и так далее.
4. Идеомоторная тренировка первого уровня
Все предыдущие упражнения носят подготовительный характер. Их
следует практиковать до тех пор, пока к ним не утратится интерес, то
есть пока не будет наработан определенный навык отслеживания и
трансформации описанных каналов восприятия. Практику идеомоторной
тренировки можно осваивать параллельно с подготовительными
упражнениями, используя последние в качестве настройки перед
практикой идеомоторной тренировки.
Итак, заранее выбираем короткую последовательность асан (3-4). В
отличие от предыдущих упражнений асаны могут быть сложными, с точки
зрения выполнения, однако для начала должны быть простыми, в смысле
пространственной геометрии формы. То есть не стоит сразу браться за
асаны, в которых не понятно, какая рука держит какую ногу, и где при
этом находится голова. Также лучше не включать в последовательность
перевернутые асаны и асаны на равновесие. Последовательность должна
начинаться с падмасаны (сддхасаны и т.п.)
Принимаем падмасану, расслабляемся, и выполняем вышеописанную
настройку. После этого пытаемся представить себя, в падмасане в
воображении. Ощущения должны воссоздаваться с максимальной
точностью. Образ с позиции наблюдателя не подходит, так как при этом
не задействуются необходимые механизмы психики. Для того, чтобы
отделиться от физических ощущений можно мысленно перенестись в
другую обстановку, например на природу, и т.д. Главное,
"отключиться" от тела и "вжиться" в воображаемый образ. При
недостатке реальных ощущений в идеомоторном теле, возвращаемся в
физическое тело, отслеживаем эти ощущения и снова переключаемся на
идеомоторное тело (ИТ). Утвердившись в идеомоторной падмасане,
начинаем идеомоторно выполнять последовательность асан, сохраняя
максимальное ощущение реальности. Если позиция восприятия
"выскакивает" из ИТ, возвращаемся в него и продолжаем выполнять
асаны. При этом игнорируем ощущение физического тела, придавая им
статус нерелевантной информации. Если идеомоторная практика
"разваливается", выполняем последовательность физически, отслеживая
"потерянные" ощущения, после чего возвращаемся к идеомоторике. После
идеомоторного выполнения последовательности, выполняем ее физически,
воспринимая ощущения так, как будто это идеомоторная практика.
Здесь, так же, как и в подготовительных упражнениях не стоит
переусердствовать, а также следует избегать превращения практики в
рутину и не переутомления.
Аналогично можно начинать практику с шавасаны. Лучше чередовать эти
варианты. По мере совершенствования в идеомоторной практике, следует
усложнять последовательности за счет асан, трудновыполнимых
идеомоторно. К ним относятся в первую очередь перевернутые позы и
асаны сложной геометрической формы.
5. Идеомоторная тренировка второго уровня
Утвердившись в идеомоторной практике первого уровня, можно
переходить к следующим упражнениям.
Принимаем падмасану, и, после настройки, переключаемся в
идеомоторный образ. Начинаем выполнять последовательность асан
идеомоторно и физически параллельно. Для начала можно воссоздавать
ИТ только в фазах фиксации, а обретя некоторый опыт, практиковать
параллельное выполнение и переходов между асанами. Задачей данного
уровня является достижение естественного функционирования в
идеомоторном теле синхронно с физическим. Таким образом идеомоторная
тренировка практикуется как бы параллельно с обычной тренировкой
хаха йоги. Нужно заметить, что не зависимо от уровня идеомоторной
практики, она не является заменителем физической тренировки.
6. 24 часа в сутки
Для эффективной практики идеомотрики, нужно тренироваться 24 часа в
сутки. Что бы ни делалось, следует выполнять эти действия и
идеомоторно тоже.
Особо внимания заслуживает состояние сна. В процессе созерцания снов
сознание уже работает в идеомоторном режиме, при этом физические
ощущения не воспринимаются, являясь нерелевантными. Это состояние
нужно использовать для совершенствования идеомоторной практики.
Осознанность практики во сне прямо пропорциональна полноте
идеомоторной тренировки во время бодрствования. И в свою очередь
осознанность состояния сновидения повышает качество практики
бодрствования и так далее. 7. Предостережения, противопоказания
etc...
Практика идеомоторной тренировки, особенно в сочетании с хатха
йогой, приводит к глубинным изменениям психики, в частности той ее
части, которая связана с формированием и удержанием жесткой картины
мира. Автоматически создаваемый мир может перестать быть точкой
отсчета и критерием объективности. Интенсивность состояния
сновидений может усилиться настолько, что события во сне начнут
перемежаться с событиями во время бодрствования, и зачастую будет
трудно вспомнить, происходило ли событие со сне, или "наяву". Таким
образом в процессе практики возникнет необходимость формирования
новой пространственно-временной непрерывности, основанной на воле и
стопроцентной осознанности. В противном случае описанная практика
может привести к частичной утрате социальной адекватности. Особенно
осторожно следует относиться к данной практике людям,
профессиональная деятельность которых связана с риском для жизни,
экстремальными ситуациями и т.д.
Кроме того, данная практика (как, наверное, и любая другая) не
совместима с состояниями вялости, тупости и рутины. Только
непрекращающийся интерес и непреодолимая тяга к знанию способны
привлечь к этой практике достаточно энергии и внимания для успешного
продвижения в ней.
8. Примечания
- использованные в данной статье модели работы восприятия и внимания
носят не описательный, а практический характер. То есть, они
отражают основные принципы функционирования только значимых для
данной практики механизмов. Для более подробного ознакомления с
моделями работы внимания смотрите последние разработки в области
когнитивной психологии.
|
|