«Истинное» каратэ
1. Введение.
2. Техника драки «ТЭ» для 1-го класса
2.1. «Хикитэ» - ключ к реальному бою.
2.2. Расшифровка техники движений именуемых «блок»
2.3. Схема боя в «ТЭ»
2.4. Причины забвения.
3. Ката в каратэ как главный метод подготовки
3.1. Что такое ката
3.2. История возникновения
3.3. Отличие от традиционного метода подготовки.
3.4. Роль ката в каратэ Окинавы. (или зачем Мияги и др. ездили в
Китай)
3.5. Причины забвения
4. Модель системы подготовки в каратэ.
5. Пример ускоренной подготовки бойцов в стиле Годзю – рю на основе
ката Геккисай но дай ичи
5.1. Структура ката (инь-ян Геккисай но дай ичи)
5.2. Основная стадия (или почему ката должно начинаться и
заканчиваться в одной точке)
5.3. Продвинутая стадия (модель боя с нескольким противниками)
1. Введение
Многие (если не сказать ВСЕ) начинали свое знакомство с т.н.
«боевыми искусствами» с каратэ. Или: мы говорим боевое исусство –
понимаем – каратэ! ((с) В.И.Ленин). И при всем при этом техника,
которая показана в ЛЮБОЙ книге по каратэ, и которая преподается в
большинстве секций каратэ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА В РЕАЛЬНОМ
СТОЛКНОВЕНИИ даже с одним противником. И это при том, что каратэ
является боевым искусством предназначенным для реального боя с одним
или несколькими противниками. Еще точнее – рукопашного боя, без
применения оружия.
И это при том – что в каратэ куча белых пятен, которые объясняются
примерно в следующем ключе: Так надо. Так всегда делали. Станеш
мастером поймешь. Лет через 5… (10, 15..) Каратэ – это путь, длинною
в жизнь… и т.д.
Я хочу доказать в этой статье, что:
1. Каратэ – СТРАШНАЯ система боя с одним или несколькими
противниками, НЕ ОСТАВЛЯЮЩАЯ противникам НИ ОДНОГО ШАНСА.
2. Научиться драться, с помощью техники каратэ можно за 1 (ОДНУ !!!)
тренировку.
3. Техника каратэ проста и естественна.
4. Основные движения каратэ трактуются неверно.
5. Каратэ имеет свою систему подготовки, пришедшуюю из Китая,
красивую и рациональную, существенно СОКРАЩАЮЩУЮ сроки обучения, но
по разным причинам она предана забвению и заменена более понятной,
но «длинной» японской.
6. Наличие данной системы СРАЗУ дает ответы на многие запутанные
вопросы: внутренние и внешние ученики, зачем каратисты ездили в
Китай, почему мастеров равных старым – нет среди существующих,
почему спарринг мешает каратэ, и др.
Некоторые намеки есть в статьях Ю.Ю. Сенчукова (очень большое ему
спасибо) и в статье «Феномен ученических ката в каратэ. Общий
анализ.» Автор: Владимир Петрович Стрельцов Дата публикации:
22.11.2003. Но до остального додумался вроде сам. Ночью и без
всякого интернета. Принимается, и принимается с благодарностью,
любая КОНСТРУКТИВНАЯ критика, т.е. по теме (Серия «сам дурак», «а
кто ты такой» и т.п. – абсолютно не интересна).
Еще кое-что. Я не профессионал в боевых искусствах. И не тренер.
(Думать это мне не мешает ?) но разными видами БИ (доступными в
городе и по времени) занимаюсь. Сейчас занимаюсь каратэ. Эта статья
– плод ночного озарения. Моего. ? Ну «недобное» для меня каратэ
после рукопашки! Я задумался почему. Надолго. ? Насчет проб. Все что
здесь описано я попробовал. Но в «тепличных» условиях. Кое-что
получилось сразу, кое-что нет. (Время, партнеры, предварительная
отработка – в этом я ограничен.). Но даже при этом, для меня начали
проступать контуры настоящего, рабочего каратэ, которое просто и
логично и предназначено для реальной драки.
Ну что? Вперед!
2. Техника драки «ТЭ» для 1-го класса
Итак, каратэ – система реального боя. Считается, что она возникла от
смешения существовавшей на Окинаве системы «ТЭ» (рука!) с китайскими
системами. Но Окинава – остров небольшой, и особо цивилизацией не
блистал (я думаю…) в те времена, когда появилась «ТЭ». Позволю себе
предположить, что «ТЭ» была простой и неожиданно эффективной
системой рукопашного боя с преимущественным использованием рук.
2.1. «Хикитэ» - ключ к реальному бою.
Хикитэ – это движение, имеющее простой смысл – это захват противника
(как правило одежды на груди) с рывком его на себя. При этом за счет
проворота кулака улучшался захват одежды – получался как бы замок, а
в случае захвата руки – это был болевой прием – выкручивание руки
вокруг оси. Почему кулак у бедра? Рывок должен идти на себя и вниз!
Только в этом случае мы можем развить максимальное усилие. Да и
разница в росте – стирается. Итак – хикитэ – это захват и рывок
протиника на себя и вниз. Только так! Все остальные свойства хикитэ
– это «цветы у дороги».
А теперь вспомним 1-е и основное упражнение каратэ: Попеременное
нанесение ударов цки в киба-дачи. Вспомнили. Подставим сюда хикитэ,
но с реальным смыслом. Что получаем? Получаем систему «ТЭ» в ее
первородном виде:
Рывок соперника на себя и вниз одной рукой с одновременным ударом
другой рукой в лицо.
Простенько и со вкусом. Времени и возможности ответить у соперника
нет. Что нам надо чтобы эта схема работала? Захват! Т.е. возможны
следующие варианты тактического применения:
1. Основной. И.п. друг напротив друга, дистанция – примерно 1 шаг.
Эмоциональная атмосфера накаляется… до первой плюхи всего ничего…
решаем начать первыми: захват – хикитэ+удар! Потом можно еще пару
раз стукнуть соперника, висящего на Вашей руке. Или лежащего…. Возле
ног. При этом из высокой стойки можно перейти в более низкую
киба-дачи для усиления рывка на себя И ВНИЗ!
2. Момент внезапности утерян. Противник на длинной дистанции.Убегает
гад! Практически не атакует – боится. Перемещения произвольные
стараемся дотянуться до него рукой (поймать, зацепиться) и свести к
варианту 1. Только параллельной стойки уже не получится – будет что?
Верно! Дзенкутсу-дачи с гяку цки!
Попробуйте! Только ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО!!! Иначе травм будет…Из зубов
выбитых – ожерелье можно будет делать. И тогда посмотрите на свои
плечи – при ударе плечо не идет вперед как в боксе. Нет! Линия плеч
на месте! Только так! Дистанция то не позволяет, да и рывок. А сила
– будет - за счет рывка. Хикитэ блин… Рука при этом не обязательно
дойдет до бедра, но стремиться будет именно туда.
2.2. Расшифровка техники движений именуемых «блок»
Хм... а что делать если соперник тоже владеет «ТЭ»? Нужна какая-то
контр техника, «контрТЭ» Есть такая? Есть! Это то, что в современном
каратэ именуют блоками. И драться которыми можно после 5-10 лет
подготовки, когда по скорости движений и реакции будешь на пару
порядков выше соперника. Так вот:
То, что именуют в каратэ блоками, на самом деле является сложным
защитным движением с выходом на контратаку и применяется как от
захватов соперника так и от одиночных и двойных ударов руками.
Запомним:
ТЭ – «двурукое»!Т.е. обе руки работают одновременно и в системе!
Причем с корпусом и с ногами (понижение ЦТ во время рывка на себя)
Берем теперь классические т.н. «блоки», там везде выполняется второй
рукой движение (либо она выставлена вперед), а только потом –
хикитэ. Так вот в варианте когда вас захватили за руку (вот она
впереди!) делаем хикитэ (с разворотом кулака! И рывком к бедрам! –
выкручиваем, вырываем свою руку) а вторая рука, выполняя движение по
классической траектории выполняет захват руки агрессора. Или сбивает
руку, отрывая ее от своей. Если дело подошло к ударам, то 1-я рука
(которая впереди) выполняет парирование ладонью отклоняя удар и
частично подтормаживая его, а вторая, выполняя движение по
классической траектории выполняет захват руки. Все просто и логично.
И получается как в анекдоте: «Задача сведена к предыдущей»! Только
ньюанс – захват и сразу – хикитэ(рывок) + удар. В случае если
противник двойку бьет добавляется парирование «захватывающей рукой».
Все три варианта проще показать (или нарисовать), чем
описать.Обобщенно: вначале 1-я рука отклоняет удар, а вторая,
«счищающим» движением по 1-й, выходит на захват..(Если кто знаком с
Санчин – торагучи). И тут же: хикитэ+удар.
Немного разбавим общие фразы конкретным примером. Я опишу блок
аге-уке. Классику и как я ее понимаю.
Итак…
Вид сверху. По стадиям. И по-классике. Именно так! ?
1. И.П. Руки вдоль тела. Ноги на ширине плеч. Противник начинает
удар (прямой), мы – блок аге-укэ правой.
2. Левая рука, согнутая в локте совершает рывок перед телом снизу
вверх. Правая – к бедру, в кулак. Тело «взводится» как пружина
3. Пружина начинает раскручиваться: левая уходит вниз, правая
«счищающим» движением по левой идет вверх.
4. Конечное положение.
Если посмотреть по «тактам» (временным отрезкам), то видим – на блок
уходит 1,5 такта. Удар занимает – 1 такт. Т.е. на рис. А-3 мы удар и
получим. Если по классике. И если ОДНОВРЕМЕННО с началом удара
начали делать блок! А если опоздаем?
(тут я прошу учесть следующее: скорости у партнеров берем
одинаковыми. И удар берем занимающим 1 такт, это конечно
приближение, но «близкое» ? к реальности, и необходимое для
дальнейших рассуждений.)
Получается, что при классике мы ВСЕГДА будем опаздывать с блоком,
даже если начали ОДНОВРЕМЕННО!
Теперь сделаем вот, что: выполним тот же аге-укэ, но открытыми
ладонями. И обратим внимание на левую руку. Представим себе тычок
палкой в голову. (Руку рисовать дольше ?) Стадии совпадают с рис. А.
Получается довольно логичная конструкция… Серьезно: парировали
ладонью (защитились), а потом конечность захватываем. И движения рук
будут плавнее. И естественнее. И на ушу больше будет смахивать. И
«хикитэ» тянуться будет правда не к бедру, а к солнечному сплетению.
Теперь атакующий вариант т.н. блока (не парирования – блока
движений! ?) Рисунок Б. Левая рука – хлест по глазам (2), потом
правой захватываем. ?
Зачем же нужны «блоки»?
1. «Маскировка» техники. Стали каратэ в школах преподавать – и стали
нужны блоки. Попробуй с бандитами, обученными государством потом
справиться! ?
2. Блоки – это подводящие упражнения для массового обучения
(движения просты и «прямолинейны», удобно выполнять под счет)
3. Наработка блоков – это СПФ для мышц и суставов.
4. Наработка блоков на удары позволяет повысить скорость. Чтобы
успеть я БУДУ ВЫНУЖДЕН ускорияться!
5. Блок – это пример многоцелевого движения, кот. Может быть
использовано по-разному.
Все основные блоки каратэ (4 шт.) имеют подобную развертку, только
прихват по-разному идет – где ладонью, а где и «крюком»!
Еще хочу отметить: Окинава не сильно большой остров (народу на
начало ХХ в. будет по-меньше наверно чем в Москве), одежда – почти
стандартная – с длинными рукавами (и на кимоно похоже), боксеров
(КМС и выше) на тот момент тоже малова-то… основной удар руками –
прямой.
2.3 Схема боя в «ТЭ»
Ну она уже была описана, если очень коротко и обобщенно, то:
Осуществить захват, попутно защитившись от возможных атак противника
и… хикитэ (рывок на себя) + одновременный встречный удар!
Целесообразность и универсальность прямого удара кулаком в средний
кровень в данной схеме. Он наносится туда, где БУДЕТ голова (ну и
лицо) противника. Поэтому и средний уровень – хикитэ ж к бедру, но с
подогнутым вовнутрь локтем! (Можно и к «солнышку») Именно прямой
удар прощает ошибки в дистанции и позволяет скорректировать сброс по
ходу дела.
Исходя из этой схемы понятна и стойка с вытянутой вперед «ищущей»
рукой, у которой раскрыта ладонь. Стойка для перемещений – типа
некоаши, только не низко и более свободно, мобильно… Гоняемся за
соперником пока не почуствуем, что счас схватим и тут с выпадом в
дзенкутсу – дачи хватаем и …хикитэ+одновременный цки. Или если
соперник пытается атаковать – перехватываем руку (см. «о блоках») и
…
Теперь о стойке санчин – эта появилась чтоб в пах не жахнули.
Вот и со стойками разобрались – все просто и логично: хейко-дачи –
разговор тет-а-тет и первая атака с оседанием в киба-дачи.
Некоаши и санчин – «гоняемся» за противником когда доганяем – с
выпадом в дзенкутсу-дачи хватаем.
И когда говорят «Каратэ – это один удар» то это и означает «Каратэ –
это один удар». Не больше. Это просто описание техники. Точнее не
каратэ, а «ТЭ».
2.4 Причины забвения.
Ну с забвением просто: техника «ТЭ» - это техника внезапной (иногда
конечно упреждающей) атаки. При этом возможности к сопротивлению у
противника ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ! И крестьяне на Окинаве если и сражались
с агрессорами, то не при помощи каратэ, разбивая доспехи голой
рукой, а при помощи такой незамысловатой и убойной «ТЭ», надо было
только добраться на дистанцию руки, не вызвав подозрений. Такая вот
тактика для партизан-подпольщиков. Об открытом столкновении речь
даже не шла! А так, исподтишка, «подъехав на базаре»… Тут уже шансы
сравнивались и, если в арсенале японского воина не присутствовало
пресловутое шестое чуство гоку-и, то пожалуй, что и встретить свою
смерть с оружием в руках он не успевал… И понятна «узость» техники
«ТЭ» - у японского воина (в спокойном, небоевом состоянии) открытым
было только лицо, все остальные части тела (уязвимые) были защищены
доспехами и амуницией. Кстати теперь становится понятно почему на
Окинаве за предательство карали смертью: было что предавать. А вот
если б там было сложное, лет на 5-6 изучения, боевое искусство –
тогда предавай-не предавай - без толку. Без сомнения, были на
Окинаве мастера, которые демонстрировали класс по-выше, но основная
масса использовала надежную и убойно-простую технику «ТЭ».
Представим себе, что у нас в ПТУ открывают краткосрочные курсы для
подпольщиков-диверсантов… А теперь прикинем как скакнет преступность
и как трудно будет потом ловить всяких отморозков – сколько они
милиционеров положат?
Вернемся на Окинаву (или в Японию). ХХ век. Предположим нам надо
подготовить таких ребят, но так, чтобы они этим «оружием»
воспользоваться не смогли пока не пробьет час и чтоб нас никто не
заподозрил, что диверсантов массово готовим. Мы тогда вспоминаем
историю, берем технику «ТЭ», маскируем ее ключевой элемент (даже не
выбрасываем!) и пожалуста! А будет надо – через неделю у нас куча
бойцов, для работы на оккупированной территории. Еще одна гипотеза –
каратэ к нам пришло откуда? Япония+Окинава. Когда? После 2-й мировой
войны (для нас – Великой Отечественной). Европа+СССР+США против кого
воевали? Опять таки – против Японии ну и Окинавы. Как думаете,
подарили б побежденные своим победителям «оружие»? А «беззубое
оружие»? Опять таки – они не скрывали каратэ, они его
«замаскировали»! Ну это все мои размышления. Могло быть и
по-другому: просто потерялся этот «ключик» раньше – спрятали и
забыли где. Да мало ли…
3. Ката в каратэ как главный метод подготовки
Хотя техника «ТЭ» проста и надежна, но базируется она на 2-х
важнейших компонентах: внезапность + дистанция. Только тогда она
будет работать. И работать безотказно! Т.е. это
узкоспециализированное оружие. Но надежное и безотказное. Такие вот
противоречивые условия. Самый простой способ сделать «ТЭ» более
универсальным (как мне представляется) – это дополнительные техники
по работе на дистанции, позволяющие все ситуации сводить к
одной-единственной: хикитэ+удар!
Выдумывать такие вещи можно и самим, но ведь вот у китайцев есть
что-то, а ну-ка поДсмотрим… нам же много не надо… Вот только тут
получилась одна неувязочка: приемов уже было больше одного и их надо
было было выучить одинаково хорошо (запомним это!). Японцы это
делали просто и незатейливо – последовательно, брали колличеством… А
у китайцев был способ по-лучше: то, что стали называть ката.
3.1. Что такое ката
Ката, это основа, так скажем, «китайского» метода подготовки бойцов.
Это наиболее высокий уровень мотодов подготовки к бою на сегодняшний
день (хотя я могу не о всем знать). Ката, как и китайский прообраз –
тао (далее формы) является главным средством передачи как
технического багажа, так и т.н. «движка» стиля (школы). По сути дела
– это «театральное представление», это «танец». Побывать в бою,
почти настоящем, и причем относительно безопасно. И побывать не один
раз. Прожить. Вот цель форм. Одиночное выполнение форм – это не
норма, а вынужденное средство! Все формы подразумевают наличие 2-й
линии, как в танцах, ее можно назвать «женской», это и будет – ИНЬ.
Тогда как всем известные формы (одиночные) – это ЯН. Необходимо
отметить, что «женская» линия, ИНЬ формы, могла содержать действия
не только одного но и НЕСКОЛЬКИХ исполнителей, моделируя таким
образом массовую драку – ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ или, для особо развитых
школ – НЕСКОЛЬКО НА НЕСКОЛЬКО, для проработки навыков работы в
группе.Или с оружием. Линия ИНЬ – это как бы тренажер из живых
людей! Только в таком варианте формы работают с макимальным КПД. ИНЬ
и ЯН. Они для этого и создавались. Вот только ИНЬская часть увы…
сохранена не у всех…
3.2. История возникновения
Несомненно корни форм лежат в боевых танцах. Это было у разных
народов, возникало стихийно и приоритета тут ни у кого нет. А вот
уже как метод подготовки бойцов, формы вероятнее всего, развились в
Китае. Очевидно, что простые, линейные формы, работы с одним
противником доступны для широкой разработки, но вот более сложные и
массовые… Тут уже нужна работа (и не на 1 месяц!) сплоченного
коллектива специалистов, не занятых другими делами. Да, я намекаю на
Шаолинь. Очень даже подходит. И результаты новой системы должны были
проявиться качественно новым уровнем подготовки бойцов. Ну вроде так
оно и было… Возможно легенда о «коридоре смерти и 18 бронзовых
бойцах» - это намек на мастерскую форму «один на 18»? Позже осколки
этой системы (или новые, но построенные по образу и подобию…)
распространились в миру. И тут как раз и возникла (на этой основе)
традиция «внутренних» учеников и передачи традиции Школы. Смотрите:
линия ЯН – всем известна, она работает в бою, а вот ключик,
заставляющий ее работать, линия ИНЬ доступен только мастеру и
«внутренним» ученикам. Которые и «играют» во всех «спектаклях» за
«врага». Именно эта линия, ИНЬ формы позволяет продолжить Школу. А
иначе – человек драться по школе может, а научить других… увы. Это и
есть «секретные» знания. Возможны и коммерческие мотивы: это ведь и
средство заработка. И тут же и нравственные…
После разрушения Шаолиня самая целостная и комплексная система форм
вероятно была утеряна, остались лишь отдельные фрагменты. Кстати –
Сериндзи-кемпо, которое провозглашает себя наследником традиций
Шаолиня, в тренировках использует т.н. гиваквэны - парные комплексы
на 20-30 и т.д. движений. И то, что сейчас существует в китайской
опере (сцены сражений) – это, возможно, отголосок системы форм. (А
может и ее прообраз?).
3.3. Отличие от традиционного метода подготовки.
Итак, в чем отличие ситемы форм (ката) от традиционного
(последовательная проработка отдельных приемов)? По моему мнению в
следующем:
1. Демонстрация и постановка «эталона» боя по школе.
Ученику сразу показывали «как надо драться» и потом, путем
подражания уже увиденному, и поставленный в условия, когда «иначе
нельзя» он вырабатывал у себя теже навыки.
2. Равномерная проработка комплекса приемов
Все приемы комплекса закладывались в ученика одовременно. Сразу
одним блоком. Равномерно и равнозначно. Что позволяло избежать схемы
«три-четыре коронки и все».
3. Отключение сознания
Путем многократного «прокручивания» формы после определенного
времени сознание ученика отключалось, и он начинал работать на
«автопилоте». Он уже ситуацию не анализировал, не обдумывал – вот и
сокращение времени реакции в бою. Да и пустое сознание. Глаза не
видят, а руки делают…
4. Относительная безопасность при высокой степени приближения к
реальному бою.
Все движения проработаны. На каждую атаку – защита. Связки идут в с
полным вложением. Но травмы – это только следствие
«невнимательности» ученика. Партнеры то классом по-выше. Да и
начинать можно с медленной скорости и постепенно доводить ее до
боевой.
5. Тактическая подготовка если бой затягивался или противников
несколько.
Тут все понятно. Моделирование в чистом виде.
6. Возможность «взаимоподгонки» отдельных техник.
Техник много, и требуется выполнять их слитно и быстро, чтоб друг в
друга «перетекали» - иначе не успеешь. Начинали медленно, мягко,
потом ускорялись, усиливались.
7. Навыки комбинирования и как следствие уменьшение времени
подготовки.
Ну допустим – после каждой связки определенное добивание. Но это уже
скорее работа «по заданию».
8. Сохранение «авторских прав» на стиль
Обучить можно любого, а вот обучать смогут лишь те, кто получил
«тайные знания», те кому мастер передал право наследования. И
«внешние» ученики не смогут открывать свои школы: не смогут они
научить, сами умея драться.
9. Постановка обучения «на поток»
Имея подобную «сценическую группу» (можно и не одну) можно смело
открывать «конвеер». После подготовительного этапа ученика
«обкатать» конвеером до нужной кондиции.
Еще можно «насочинять», но и этого вроде хватит…
3.4. Роль ката в каратэ Окинавы. (или зачем Мияги и др. ездили в
Китай)
Практически все признанные мастера каратэ на Окинаве имели в своем
багаже обучение в Китае. Причем многие из них ездили в Китай уже
научившись драться. И старались попасть в ту же школу, где учился их
учитель. Или хотя бы в ту же местность. Зачем ездили? Моя версия,
что за второй половинкой знания. ЯН линия форма у них была, а вот
обкатать ее, или еще лучше – получить ИНЬ форму… И на Окинаве
обучение в Китае приравнивалось как бы к высшему образованию в
области боевого искусства. Те школы, которые не имели ИНЬ линии
постепенно скатывались к «гимнастике» или «теряли свою сущность»,
превращаясь в небольшой набор «набитых» приемов. Вот почему ВСЕ
окинавские мастера подчеркивали первичность ката а не кумитэ. Только
так можно было передать СТИЛЬ. Кумитэ было уже проверкой
усвоенности. Но никак не главным методом подготовки. И именно
поэтому ката стремились передать как можно точнее: а вдруг
встретится какому либо ученику ИНЬ линия.
3.5. Причины забвения
Я думаю их несколько:
1. Уничтожение «наследников» школ: восстание ихетуаней (?), войны и
в Китае и в Японии на рубеже ХХ в. и вторая мировая война унесли
жизни многих мастеров, да еще и репрессии культурной революции.
2. «Беззубое оружие» - см. раздел о тенике «ТЭ»
3. Влияние японской традиции обучения.
4. Преподавание боевых искусств «НЕхранителями», а то и
недоучившимися учениками.
5. Сложность «реставрации» линии ИНЬ.
4. Модель системы подготовки в каратэ.
Это не реставрация по доступным источникам, а скорее – размышление.
Особенности подготовки: этапность, сознательное сужение арсенала,
СПФ (специальная физическая подготовка).
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цели: подготовка кандидатов (абитуриентов ;-))) к тренировкам.
Включение в систему школы. Навыки владения телом.
Примерное содержание:
Физ. подготовка: выносливость, сила, гибкость.
Техника: цки, 3 блока (в базовом варианте), стойки и перемещения
(как первоначальная постановка «движка»)
СПФ: набивка тела (железная рубашка)
На данном этапе происходит и отсев тех, кто не будет заниматься.
Остальные – получают начальные навыки движений «по школе»,
знакомятся с дисциплиной, наращивают физ. кондиции для обучения,
учатся терпеть боль. Одним словом после этого этапа «учеников» можно
учить, не отвлекаясь на «организационные вопросы» (сюда и
элементарная выносливость входит ;-))), а сосредоточившись на
обучении.
Продолжительность – я думаю 3-6 мес.
2 этап ПОДГОТОВКА БОЙЦА
Цели: подготовка бойцов, владеющих определенным техническим
арсеналом, физ. подготовленных и способных драться этим арсеналом.
Примерное содержание:
Физ. подготовка – те же качества. Сначала услиливается, а потом, с
середины этапа чуть уменьшается по времени, но увеличивается по
интенсивности.
Техника: блоки в «развернутом» виде, цки, маэ-гери (это
«обязательный арсенал»), 1-2 броска, 1-2 добивания, и парочка ударов
руками (например локтем и уракен). Вся техника сводится в 1-2 ката.
См. ниже.
СПФ: «железная рубашка», изучение Санчин, работа с булавами (чиши).
Постановка техники:
? Разучивание индивидуально
? Проработка на снарядах (атака) и в парах (защита)
? Проработка комбинаций по усложнению: атака-защита,
атак-защита-контратака, атака-защита-атака-защита… и т.д. В общем:
на шаг, 3 шага, 5 шагов…
? Работа с ката (см. следующий раздел)
? Кумитэ
Продолжительность – до 1,5 лет
3 этап РАЗВИТИЕ МАСТЕРСТВА
По подобию 2-го этапа, но с расширением техники и углублением
;-)))))
Замечания
Изучение технического арсенала желательно проводить в
«ретро-порядке» (в обратном порядке) т.е. сначала отрабатываются
добивания, потом боевые комбинации, которые связываются с
добиваниями, потом завязки боя, которые увязываются с боевыми
комбинациями. Таким образом, изучая тактический элемент, ученик УЖЕ
ЗНАЕТ к чему этот элемент должен подводить, что будет дальше.
(Аналоги – исследование операций в высшей математике, шахматы…)
После освоения технического арсенала желателен небольшой
«факультатив» тай-бокса (или ирикуми) – как расширение техники,
знакомство с техникой «наиболее вероятного противника», и работа над
«контраргументами».
К кумитэ не следует переходить пока не накатан «движок», чтобы
ученики не скатывались к привычному эталону боксирования.
5. Пример ускоренной подготовки бойцов в стиле Годзю – рю на основе
ката Геккисай но дай ичи
5.1. Структура ката (инь-ян Геккисай но дай ичи)
Ката имеет «крестообразную» структуру перемещений, и состоит из
связок атакующего (ЯН) и контратакующего, т.е. защита-контратака
(ИНЬ) плана. Арсенал технических действий небольшой. Наряду с
ударной содержится и бросковая техника.
Ката представляет из себя модель боя с 4-мя противниками, которые
распложены на разных расстояниях от бойца, следствием чего является
последовательность (а не одновременность их атак). Кроме того,
существует т.н. «линейный» вариант ката для отработки с 1 партнером.
При этом перемещения осуществляются вдоль 1 линии (условно). И
первоначальным вариантом работы с ката (после его разучивания) есть
именно парная работа с 1 партнером по «линейной» схеме.
5.2. Основная стадия (или почему ката должно начинаться и
заканчиваться в одной точке)
Тут немножко поинтересней. 1 чел в кругу. 4 – по окружности по
сторонам света (Север, Юг (ЯН); Запад, Восток (ИНЬ) или наоборот
;-))). Соответственно работаются 2 связки, каждая на 2 стороны.
Потом другие 2 связки. Потом после каждой связки – добивание. И
т.д.и т.п. И каждый раз, чтобы начать цикл снова, боец должен
оказаться в исходной точке. Связки прорабатываются с разными
соперниками, на обе стороны. Противники могут сдвигаться по
окружности. При долгом «прокручивании» подобной схемы сознание
обязательно «зависнет» и тогда начнется работа подсознания, т.е.
«глаза увидели – руки сделали». На этом же этапе прорабатываются
навыки по комбинированию действий. Кстати бункай, т.е. расшифровку,
здесь можно подбирать различную, сохраняя при этом структуру связки.
5.3. Продвинутая стадия (модель боя с нескольким противниками)
Об этом я уже писал: 4 противника на разных дистанциях. Запад 1-2
шага, Восток 3-4 шага, Север 5-6 шагов, Юг 7-8 шагов (или подобрать
опытным путем). По команде – начинается «театр» с приближением к
реальности.
Хотелось бы упомянуть об одиночной проработке ката. Она, кроме
развития общепринятых физ. качеств, может играть роль
психологического «якоря» (НЛП).Человек как бы заново проживает бой.
Да и вспоминать противников намного легче, чем визуализировать их.
|
|