Крав-мага
Особое место в системе Имая Лихтенфельда занимает работа против
вооруженных противников, а также комбинированные действия с оружием
ближнего боя и холодным оружием. При этом могут использоваться либо
штатное оружие, либо вероятное оружие противника, либо просто
предметы повседнев-ного обихода, то есть не оторванные от реалий
сегодняшней жизни причиндалы средневековых самураев, а настоящее
оружие и предметы быта наших дней.
Hа раннем этапе своей инструкторской деятельности Имай Лихтенфельд
четко разделил целенаправленную подготовку различных контингентов.
Hа-сколько отличалась подготовка еврейских дружин самообороны в
осажденных гетто Будапешта и Братиславы от задач подготовки
британских коммандос в Северной Африке, настолько должны были
различаться системы подготовки обычной военной полиции, Моссада,
знаменитых "Черных беретов" и элементарный ликбез, проводимый для
рядовых граждан. В основном, правда, крав-мага все же преподавалась
элитным частям израильских вооруженных сил и спецподразделений. Эта
система быстро показала свою необычайную эффективность, надежность и
- главное - простоту и быстроту при обучении.
Бойцы спецподразделений, обученные лично Имаем Лихтенфельдом, с
самой лучшей стороны зарекомендовали себя при выполнении сложнейших
за-даний во время войн с Египтом и Сирией, при осуществлении акций
возмездия в отношении нацистских преступников, скрывавшихся в Европе
и Южной Америке, а также против террористов, захватывавших
авиалайнеры с израиль-скими туристами и устроивших террористический
акт против олимпийской ко-манды Израиля в Мюнхене.
Постепенно система Имая Лихтенфельда приобретала все большее число
сторонников, а он - все больше и больше учеников. В 1972 году Имай
ушел в отставку, но его неугомонное сердце не смс'гло долго скучаты
Прекрасно понимая, что Израиль находится в перманентном со-стоянии
войны и постоянной угрозы со стороны исламского мира, Имай
Лих-тенфельд осознает все большую актуальность обучения мирных
граждан ос-но-вам самообороны. В конце семидесятых он
зарегистрировал гражданскую на-циональную федерацию крав-мага, и это
боевое искусство официально покину-ло сугубо ведомственные рамки и
стало общенациональным достоянием.
Сегодня основам крав-мага в Израиле обучают даже в начальных классах
общеобразовательных школ. Занимаются по этой системе и религиозно
ориентированные евреи. Так или иначе, современная система крав-мага
действитель-но представляет собой национальное боевое искусство
Израиля. В техническом плане оно безусловно близко и джиу-джитсу, и
китайским направлениям циньна и шуайцзяо, и даже претендующему на
аутентичность советскому самбо (все они, строго говоря, вышли из
стен Шаолиньского мона-стыря). Однако, развиваясь в стране, граница
которой представляет из себя сплошную передовую линию, крав-мага
впитала в себя не только многовековой опыт своих дальневосточных
прародителей, но и обогатилась современным опытом повседневной
антитеррористической борьбы. В 1998 году, оставив после себя тысячи
последователей, вооружив госу-дарство Израиль настоящей системой
профессионально-прикладного едино-борства, Имай Лихтенфельд умер в
возрасте семидесяти восьми лет.
Еще при жизни своего основателя искусство крав-мага приобрело
множе-ство последователей во многих странах мира. Hесколько лет
назад была созда-на Международная федерация крав-мага, членами
которой сегодня являются 26 государств.
Было бы ошибочно считать, что крав-мага занимаются только евреи. Hа
сегодняшний день, по данным международной федерации, этим боевым
искусством занимаются люди 98 национальностей, причем удельный вес
адептов-неевреев превышает удельный вес адептов-евреев, что
позволяет сделать вывод об интернациональном признании крав-мага как
полноправного профессионально-прикладного единоборства.
Оно не хуже и не лучше других видов и систем самообороны и
рукопашного боя, однако вторая половина истекающего двадцатого века
дала этому ближневосточному единоборству, быть может, чуть больше
современного бое-вого опыта, который не зазорно будет использовать и
нашей стране... В России еще остались евреи, но еще нет крав-мага,
по крайней мере, об этом направлении мало кто слышал, а если слышал
- то только краем уха. Даже знаменитое на весь мир еврейское
спортивное общество <Макка-би>, мечтающее изменить в международном
масштабе имидж еврея как тще-душного шахматиста в очках на образ
этакого палестинского казачка или иг-рающего мускулами израильского
витязя, развивает в большей степени опять-таки дальневосточные виды
единоборств, например дзюдо или каратэ. О крав-мага здесь почти не
упоминается. Это, в общем-то, и понятно, ведь пока по крав-мага не
проводится соревнований - существует только система экзамена-ционных
испытаний и международных аттестаций.
Думается, что интерес к описанному виду ближневосточного
единоборства под гордым именем крав-мага проявят и российские
ценители боевых искусств, причем независимо от их национальной и
расовой принадлежности. Hасколько нам известно, работа над созданием
Российской национальной федерацией крав-мага уже ведется
инициативным оргкомитетом. В скором времени для проведения первого
семинара к нам приедут ведущие специалисты по крав-мага из Израиля,
США, Канады, Швеции и Бразилии.
Крав-мага
Hа иврите это словосочетание означает самооборону, рукопашный бой,
боевое единоборство - и такое название стиля полностью себя
оправдывает! Крав-мага - это боевое искусство Израиля, вид
профессионально-прикладного единоборства, официально стоящий на
вооружении спецподразделений государства Израиль.
Крав-мага - достаточно молодой вид современных боевых искусств,
ровесник государства Израиль, существующего в его нынешнем виде с
1948 года. Однако, безусловно, процесс становления и развития этого
направления единоборств начался гораздо раньше.
Основателем стиля был выходец из Венгрии Имре (Имай) Лихтенфельд. Он
родился в Австро-Венгрии в 1910 году - в Будапеште, в еврейской
семье среднего достатка. С детских лет имея хорошие физические
данные и поощ-ряемый своим отцом, прошедшим обучение у японских
специалистов по джиу-джитсу. Имай активно занимался самыми
разнообразными видами спорта. Hаи-лучших результатов он достиг в
боксе, борьбе и гимнастике. И. Лихтенфельд несколько раз становился
чемпионом Европы по французской (ныне греко-римской) борьбе и боксу,
что было довольно необычно для того времени, учи-тывая его еврейское
происхождение. Кроме того, он регулярно занимался под руководством
своего отца, шлифуя разящие наповал приемы джиу-джитсу. В 30-е годы
с началом нацистского террора в Европе, направленного' во многом
против еврейского населения, Имай Лихтенфельд и его товарищи
ока-зались в гуще трагической борьбы и отчаянных попыток
сопротивления фа-шизму. Имай неоднократно принимал участие в
столкновениях с хорошо орга-низованными отрядами
национал-социалистов, а также организовывал группы молодежи для
обеспечения обороны штаб-квартир еврейских организаций в Будапеште и
Братиславе.
Hесмотря на усиливавшийся поток еврейской эмиграции в Палестину и
США, Имай Лихтенфельд не покинуть Европу. Он остался Венгрии и
Словакии вплоть до 1940 года, когда после захвата нацистской
Германией началась хорошо организованная акция по цленоправленному и
планомерному уничтожению еврейского населения.
В конце 1940 года Имай Лихтенфельд с небольшой группой товарищей
буквально в последний момент успел вскочить на пароход, отплывавший
в Па-лестину. Речное судно представляло собой ржавую посудину,
неспособную к открытым морским переходам. В Средиземном море,
недалеко от побережья Малой Азии, оно потерпело крушение и затонуло.
Имай Лихтенфельд и четверо его друзей чудом спаслись в штормовой
шлюпке. Более трех дней и ночей они находились в открытом море без
каких-либо запасов воды и провианта, и лишь на четвертые сутки
шлюпку подобрал британский патрульный катер. К тому времени
единственным выжившим после кораблекрушения был Имай Лихтен-фельд.
Он записался добровольцем в Британский экспедиционный корпус и до
конца второй мировой войны сражался в составе спецподразделения,
действовавшего в Северной Африке. Имай неоднократно участвовал в
рискованных операциях против нацистов, неизменно выходя победителем
в открытых рукопашных столкновениях. Именно в это время он начал
активно обучать сослуживцев своему боевому искусству.
К моменту окончания второй мировой войны Имай Лихтенфельд получил не
только несколько ранений, но и самые почетные боевые награды
Британской империи, а главное - бесценный опыт ведения рукопашных
схваток и обучения бойцов спецподразделений навыкам самообороны.
В 1945 году Имай Лихтенфельд наконец-то оказался на территории
Пале-стины. Очень быстро на него обратили внимание руководители
еврейских молодежных военизированных организаций - таких, как
Хагана, Герут и некоторые другие.
Этим организациям в то время приходилось вести ожесточенную борьбу
за безопасность и целостность зоны еврейских поселений в Палестине,
поэтому такой специалист, как Имай Лихтенфельд.бьш для них просто
находкой. Поначалу Имай вел доводигбхаотичные занятия с боевиками,
демонст-рируя и объясняя эд^мбнтарные приемы самозащиты. Позднее
придет понимание необходимости систематизации эмпирически созданного
им вида единоборства - тогда и появился термин <крав-мага>. Таким
образом преподаваемый ЛихтедфеяСдом стиль обретает имя, что уже само
себе ко многому обязывает.
Первоочередной задачей, стоявшей перед новым боевым искусством,
бы-ло быстрейшее обучение различных контингентов наиболее
эффективным приемам и навыкам самообороны и рукопашного боя, поэтому
необходимо бы-ло выработать качественные методики ведения
тренировочного процесса. Де-визом Имая Лихтенфельда стали слова:
Простота и эффективность.
Прекрасно понимая, что вычурность движений хороша лишь для
показа-тельных выступлений, Имай кропотливо подбирал только такие
технические действия, которые, по его мнению, <работали> на все сто
процентов в люэой ситуации и были доступны при обучении и применении
каждому человеку, не-зависимо от его весоростовых и
скоростно-силовых характеристик. В отличие от хорошо знакомых нам
дальневосточных стилей едино-борств, в которых по мере продвижения
адепта к вершине мастерства техниче-ский арсенал расширяется
преимущественно за счет усложнения приемов v их комбинаций, в
созданной Имаем Лихтенфельдом системе крав-мага первосте-пенное
внимание уделяется простоте и доступности выполнения того или иного
приема, ставка делается прежде всего на скорость, силу и
неожиданность про-ведения приемов. Кроме того, очень много внимания
уделяется тактико-техническим действиям. Одни и те же приемы и
связки отрабатываются до ав-томатизма с различными партнерами, на
разнообразных ландшафтах, в разное время суток, в различной
экипировке и т. д. Все это обеспечивает доведение на-выка выполнения
приемов до автоматизма, позволяет вести бой с любым, в том числе
самым неудобным противником или группой противников.
|
|