Айкидо
Основные Принципы Айкидо
В чем же кроется тайна айкидо?
Что позволяет человеку бесконечно аккумулировать жизненную энергию и
направлять ее по своей воле? Как практически достигается гармония с
природой и слияние с космосом? Разумеется, ответы на подобные
вопросы будут очень условны, ибо нет единого и безусловного пути
познания айкидо. Есть лишь некоторые наблюдения, обобщения
закономерностей и рекомендации.
Итак, в айкидо все определяет
учение о ки. Согласно исходным постулатам этого учения, если звук и
свет передаются волнами, несущими определенный запас энергии, то
некий вид энергии может генерировать и кора головного мозга. Далее
ментальная биоэнергетика может быть либо передана на расстояние
телепатическим путем, либо направленным пучком волн послана в нужную
точку тела и трансформирована в силу. В обычной жизни большинство
людей рассеивают ки, отвлекаясь на множество дел, но биоэнергию
всегда можно мобилизовать при помощи концентрации. Важно также
умение полностью освободиться от одного объекта внимания при
переходе к следующему. Старые мастера поясняли такое требование
наглядным образом: дух человека должен быть подобен водной глади,
незамутненному зеркалу, с которого упражнениями следует стирать
мельчайшие частицы мирской пыли.
Однако, развивая сравнение,
мастера айкидо уподобили сознание зеркальной сфере или зеркальному
шару, в котором отражается все происходящее вокруг. Отсюда следует
кардинальный принцип "движения на восемь сторон света" - хаппо ундо,
позволяющий мгновенно реагировать на опасность, откуда бы она ни
угрожала. Незамутненность духа оказывается спасительной в любой
ситуации, даже когда сознание фактически отключено, ибо зеркало
сохраняет способность к отражению даже при тусклом свете звезд.
Ученики Уэсиба неоднократно пытались "поставить эксперимент",
пробравшись ночью в спальню учителя, но каждый раз их еще у дверей
останавливал предупреждающий оклик: истинный мастер и во сне готов к
встрече с противником.
Наиболее подробное описание
психофизического тренинга и аутотренинга айкидо как типичной школы
кэмпо мы находим в познавательном труде Койти Тохэя "Книга о ки",
где автор предлагает четыре взаимодополняющих способа достижения
гармонии тела и духа: сосредоточение на одном объекте; полное
расслабление; перемещение вниз центра тяжести; излияние ки.
Сосредоточение на одном объекте
Необходимое каждому в
повседневной жизни, в практике воинских искусств всегда
осуществлялось при помощи йогической (или дзэнской) медитации. Во
всех без исключения школах кэмпо началу занятий предшествовала
медитация сидя на коленях с закрытыми глазами, либо в позе лотоса,
либо стоя. Кисти рук образуют мудру концентрации. При этом следует
концентрироваться на Средоточии (тандэн) в нижней части живота. Дух-
разум автоматически перемещается в так называемый третий глаз
(тэнтэй), расположенный над переносицей, на вертикали,
перпендикулярной к Средоточию. Вселенная представляется в виде
безграничной сферы, центром которой является сам медитирующий
человек и, конкретно, его тандэн. Следует внушать себе, что вся
Вселенная вмещается в тандэн, и далее мысленно уменьшать свой тандэн
делением на два до минимальной вообразимой величины. На пределе
такого деления человек полностью сливается с мирозданием,
доказательством чему служит его фантастическая устойчивость:
опрокинуть его или просто вывести из равновесия почти невозможно.
Сохранились фотографии, на которых видно, как принцип сосредоточения
действует в жизни. На фотографиях престарелый профессор Уэсиба
улыбкой встречает юного ученика, который с разбега бьет учителя
головой в живот, тщетно пытаясь нарушить его блаженный покой.
Второй принцип.
Максимальное расслабление
Или, иначе говоря, снятие
стрессов. Известно, что стрессы - бич ХХ века с его перенапряженным
ритмом жизни - становится причиной многочисленных психических и
физических расстройств. Однако в западной медицине снятие стрессов
чаще всего рассматривается как временная терапевтическая мера, после
которой пациент неизбежно вернется в состояние перманентного
напряжения. Люди убеждены в необходимости и даже полезности
напряжения на работе. Между тем в будо испокон веков естественным
состоянием человека считалось расслабление - полная релаксация с
концентрацией на тандэн. Именно расслабление, неангажированность
духа-разума (вспомним учение Такуана) служит залогом победы в
решительной схватке.
Все принципы аутотренинга в
айкидо вытекают друг из друга, поэтому третьим в логической
последовательности выступает требование:
Перемещения центра тяжести вниз.
В обычном состоянии все предметы
- и одушевленные, и неодушевленные - подчиняются силе земного
притяжения - их вес устремлен вниз. Однако человек (или зверь),
прыгающий, например, в высоту, "устремляет свою ки" вверх. То же
самое делает балерина или акробат в момент "поддержки", что
существенно облегчает задачу партнеру. Подобные номера с телом
человека, находящегося в бессознательном состоянии, а тем более с
трупом, просто немыслимы. Любой легко представит себе разницу
ощущений при подъеме. Обычно занятия айкидо начинают с отработки
"управления весом". У человека, не сконцентрированного на тандэн,
вес "рассредоточен" - поэтому его сравнительно легко оттолкнуть,
сбить с ног, приподнять или стащить с места. На тренировке новичка
учат самовнушением "направлять" вес вниз, обвисать, чтобы партнеру
было трудно оторвать его от пола. Затем следует устремить ки вверх.
Вес как бы перемещается вместе с центром тяжести, и партнер
справляется со своей задачей без труда. Постепенно человек
приобретает способность самовнушением придавать "тяжесть камня" и
отдельным частям тела - рукам или ногам.
Четвертый, ключевой принцип
аутотренинга сводится к умению через концентрацию на тандэн,
расслабление и "перемещение" веса.
Направлять свою биоэнергию.
В любую часть тела и вне его,
замыкая "вольтову дугу" со Вселенной.
"Мистика,- говорят некоторые
сеансы черной магии. Такие впору демонстрировать иллюзионистам в
цирке!" Действительно, при взгляде на фотографии людей, застывших в
спокойной позе с поднятой вверх рукой, на которой повисло трое,
невольно вспоминаешь об иллюзионистах и гипнотизерах. Случайно ли
это? Отнюдь нет. Ведь имеем мы дело с самыми типичными случаями
самовнушения, аутогипноза. Опыты, предложенные мастерами айкидо на
основе самовнушения, прекрасно известны на Западе как опыты гипноза.
Взять хотя бы "гипнотический мост": человек, погруженный в
каталептический транс, лежит между двух стульев, опираясь лишь
затылком да пятками, и на нем, как на скамейке, сидят несколько
ассистентов. Картина одна и та же, но есть существенная разница
между аутогипнозом и гипнозом. В первом случае медиум полностью
владеет собой и может не только свободно передвигаться в состоянии
транса, но и в любой момент выйти из этого состояния. Транс
усиливает, многократно увеличивает его духовные и физические
возможности. Во втором случае перед нами лишь перципиент,
воспринимающий чужие приказы, находящийся во власти "чужой ки".
Хотя все четыре способа
координации тела и духа невозможно применять одновременно, между
ними существует очевидная взаимосвязь. Применение одного неизбежно
подразумевает три других. В самом общем смысле сосредоточение на
одном объекте и излияние ки больше относятся к сфере духовного, в то
время как полное расслабление и перемещение веса скорее затрагивают
сферу телесного. Однако, поскольку дух-разум неотделим от тела, все
четыре принципа действуют как составные части единой системы.
Итак, обучение айкидо начинается
не с бросков и захватов, а со снятия многочисленных органических,
мускульных и ментальных стопоров. Первые несколько месяцев занятий
посвящается исключительно медитации и самопознанию. Лишь затем
приступают к закреплению правильных стоек и дыхания. Именно дыхание,
насыщающее кислородом все "пять членов" тела - руки, ноги и голову
способствует улучшению кровообращения и высвобождению скрытых
ресурсов организма. Тому же, как мы знаем, учили даосы и индийские
йоги еще за много веков до нашей эры. Когда организм полностью
раскрепощен и не подвержен внешним отвлекающим воздействиям, сами
собой приходят силы и координация движений. Только на этой стадии
начинается разучивание бросков, в каждом из которых заложен, по
мысли Уэсибы, элемент вечного вихревого движения Вселенной.
Я уверен, что тренировка
собственного восприятия предшествует успешному освоению базовой
техники. Вы должны быть раскрепощены для того, чтобы оттачивать не
только свое зрительное восприятие физических движений, но и остроту
ума и духа. Вы должны быть в состоянии развить ваше интуитивное
чувство цели и значения того, что лежит за движениями, которые
показывает ваш учитель, и развивать внутренний взгляд на те
умственные и духовные качества, которыми он или она обладают. Я не
преувеличиваю важности следования указаниям вашего учителя.
То, что вы увидели, вы должны
отшлифовывать постоянными повторениями. Повторение - это великий
учитель, и он покажет вам ваши ошибки. Например, если вы
отрабатываете субури или повторяете рубящие удары мечом, вам
необязательно хорошо размахивать мечом, если вы делаете всего пять
ударов. Но если вы поставите себе цель выполнить тысячу ударов без
остановки, то в конце концов вы научитесь правильному и эффективному
способу использования меча, потому что только правильное выполнение
движения позволяет выполнить такое большое количество повторений.
Только через практику будет возрастать уровень вашего понимания
техники. Ваш учитель не сможет ответить на вопросы вашего тела через
разум. Чтобы научиться Айкидо, вы должны повторять показанные вам
движения снова и снова, до тех пор, пока ваше тело не научит вас
естественной мудрости движения, что позволит вам впитывать те
знания, которые дает вам инструктор.
|