Юрий Рагозин
Модель сознания
"Сначала…
Ты используешь свой ум
Как абсурдную головоломку.
Ты берёшь Целое
И разделяешь
На миллионы
Мелких кусочков.
Потом…
Устав от этой игры,
Ты садишься и пытаешься
Превратить эту кучу
В нечто вразумительное.
Рам Цзы знает…
Бог придумал время
Только
Чтоб ты мог этим заняться."
Рам Цзы
"Нет Пути"
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
В статье представлена когнитивная модель работы сознания,
описываемая автором в манере, близкой ему, как учившемуся когда-то
на программиста. Здесь голая кибернетика - ведь еще Гурджиев говорил
о том, что для описания человека достаточно механики. Ну и вот, что
получилось.
II. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ.
Рассмотрим метафору "машина - программа - пользователь". Сознание,
выступающее в данном случае в роли "программного обеспечения",
реализованного на железе энергетической структуры (в дальнейшем -
тело), и является объектом наблюдения и инструментом для
"пользователя". Зрителя, Духа, Пуруши - кому как угодно. "Сознание"
не тождественно "Я". "Эгоизм есть кажущаяся тождественность обеих
способностей - чистого видения и инструмента видения" [1]
Более наукообразно можно сказать, что сознание - программа
адаптивной системы управления, то есть информационная часть
совокупности энергоструктуры и управления ею, с целью поддержания
или улучшения работы этой структуры. Работа сознания есть процесс
восприятия, хранения, передачи и переработки информации. Состояние
программы (в данном случае - сознания) в процессе работы непрерывно
изменяется, то есть в каждый момент времени ее содержание - другое,
отличное от предыдущих и последующих. Сознание - образование не
жесткое и неизменное, а непрерывное, ежеминутно и текуче меняющееся.
Поток информации.
Архитектура работы сознания.
Под архитектурой сознания будем понимать принципы работы сознания на
функциональном уровне, безотносительно к физической реализации, а
так же связь между функциональными блоками.
Графически архитектура сознания представлена на рисунке.
Общий алгоритм (циклический и замкнутый) прост:
Воспринимаем и распознаем объекты внимания. Запоминаем.
Обрабатываем полученную информацию (анализируем и комбинируем),
используя опыт (память). Сделанное запоминаем. Обработка и принятие
решений проходят под контролем совести (в той или иной степени).
Приняв окончательное решение, передаем дело управлению - выполняем
решение. Запоминаем.
Воспринимаем перемены - результаты действий, то есть, переходим к
шагу 1.
В принципе, очень несложно, но реальная картина несколько отлична от
идеальной. Очень хорошо это описал Ю.Ю. Сенчуков: "Если вы спросите
у человека - каждого встречного, что такое его сознание, он не
задумываясь, скажет: Ум!". Ум лезет на первый план, беззастенчиво
распихивая всех остальных и, естественно объявляет себя единственным
"законным представителем всего сознания". Такую картину можно
наблюдать у нас на выборах - побеждает тот, у кого глотка больше; и
народ-простофиля голосует "за", забывая о том, что такая глотка
будет и есть больше других. Ум, интеллект - это тоже только "рот"
нашего сознания. Интеллект - "рот"; логика - "язык"; способность к
анализу - "зубы"; память - "желудок"; способность забывать - "прямая
кишка". Как должна функционировать такая система? Известно как, -
откусывать, жевать, поглощать, переваривать, усваивать и
отбрасывать. Все должно иди туда и ничего назад - и хозяин этого
"тракта" будет здоров и доволен.
Как "ест" сознание нормального нашего человека? Прежде всего, во рту
у него все время находятся какие-то полупереваренные остатки,
которые он называет "принципами и идеями". Более того, извне
поступает все новая и новая "пища" - впечатления (информация плюс
эмоциональный заряд). Они перемешиваются с содержимым рта,
переполняя его, и вываливаются наружу, портя аппетит окружающим. В
довершение всего измученный желудок периодически выбрасывает наружу
свое содержимое, так как часть пищи попадает в него вовсе
непрожеванной, а другая часть, принятая за пищу ошалевшим языком,
оказывается просто мусором. Несчастный "хозяин" остается вечно
голодным, постоянно пытается есть - но опять и опять хватает ртом
собственную рвоту. Беспорядок усугубляется тем, что больной желудок
страдает еще и совершенно неуправляемым поносом забывчивости...
Что, страшно? Ага! А ведь именно так вы и живете почти всю свою
жизнь, а еще пытаетесь гордиться "вечным голодом пытливого ума".
Почти ничто пережитое вами не идет вам на пользу. Почти никто,
всячески терзая свое сознание, не удосужился натренировать его
работать правильно." [7]
Вот такая живописная картинка.
III. ИНСТРУМЕНТЫ СОЗНАНИЯ.
Восприятие.
"Восприятие - отражение предметов и явлений действительности при
непосредственном их воздействии на органы чувств. Восприятие - одно
из первых звений познания и тесно связано с ощущением, отражающим
отдельные свойства предметов, и представлением, воспроизводящим в
сознании образы реальной действительности. В отличие от ощущений,
восприятие целостно и имеет активный характер. Правильность
восприятия зависит от состояния функций рецепторов и анализаторов,
сознания, внимания, а также от социального опыта." [9]
Функция восприятия - различение, нахождение отличного,
специфического в объектах внимания.
Инструменты восприятия - органы чувств, рецепторы. Воспринимают не
ими, а через них.
Источники информации - зависят от направленности внимания, но
обязательно находятся в диапазоне восприятия.
Направленность восприятия - "наружу" (зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус) и "внутрь" (ощущение тела, мышление, эмоциональное
отношение).
Чувствительность - способность делать более тонкие различия.
Диапазон восприятия - зависит от развитости энергоструктуры (т.е.
чем длиннее у вас руки - тем дальше вы ими дотягиваетесь, например).
Условия восприятия объекта - его существование (1), нахождение его в
диапазоне восприятия (2), способность органов воспринимать объект
(3), Направленность внимания на него (4).
Возможные сбои в работе восприятия:
Иллюзии - ложные, искажённые восприятия существующих объектов. Часто
возникают в условиях, затрудняющих восприятие (недостатки органов
чувств, плохое освещение, шум), при утомлении, эмоциональном
напряжении и т.п. Например: это все ситуации, когда мы говорим
"послышалось", "показалось" и т.п., т.е., когда один реально
существующий объект был принят за другой.
Галлюцинации - мнимые восприятия, не имеющие в своей основе реально
существующего объекта (т.е., "восприятие" того, чего на самом деле
не существует). Яркий пример галлюцинирования - это представление
себе всяческих ощущений при "занятиях" всякого рода цигунами,
медитациями, "космическими гимнастиками" и прочими ужасно
эзотерическими упражнениями типа "сила экстрасенса". Люди!
Возникновение какого-либо рода ощущений - это результат практики, а
их представление вместо практики - это самообман. Те же ощущения,
которые описаны в литературе (и во всяческих трактатах - в том
числе) - это описание личных ощущений автора. Неизвестно, какими они
будут у вас - это уже вопрос сонастройки, точности следования
практики.
Нарушение работы органов чувств, и. как следствие, - ухудшение или
невозможность воспринимать через них.
Неумение или неспособность управлять вниманием - направлять,
переключать и фиксировать его. Пример для иллюстрации - дети разного
возраста (хотя многие взрослые тоже не могут похвастаться тем, что
умеют управлять своим вниманием).
Низкая чувствительность.
Неосвоенность диапазона восприятия, незнание его границ.
Узость диапазона восприятия, как следствие - отсутствие доступа к
информации за его пределами.
Развитие восприятия подразумевает:
Внимательность - способность управлять вниманием (направленность,
фиксация, переключение).
Бесстрастность.
Чувствительность.
Оздоровление органов чувств.
Освоение и расширение диапазона восприятия.
Анализ.
Функция анализа - исследование, установка связей, закономерностей,
поиск общего, понимание происходящего, критичность, прогнозирование.
Инструменты - логика, интеллект.
Направленность анализа - от общего к частному, от частного к общему,
от частного к частному через общее.
Источники обрабатываемой информации - восприятие, память,
синтетический и аналитический ум. Результаты анализа направляются в
память и к синтетическому уму.
Интуиция - вариант неосознаваемой работы анализа.
Возможные сбои в работе анализа:
Подмена анализа эмоциональной оценкой и/или желаемым.
Неумение или неспособность мыслить логично.
Неспособность сформулировать задачу, загромождение ее лишними
данными или недостаток необходимых. Попытка решить крупную задачу,
не решая более мелких, входящих в нее. Попытки решать задачу там,
где ее нет ("Пол деревянный или крашеный?").
Неумение пользоваться интуицией - полное её отбрасывание или подмена
своими фантазиями интуитивного предчувствия. Так часто бывает, когда
человек говорит "мне кажется, что…" и далее идёт то, что ему
хотелось бы ощущать на самом деле.
Тип логики не соответствует действительности (паралогичность
мышления). Примеры: толкование всего происходящего на основании
примет (которые, как известно, в разных этнических и социальных
группах - разные), астрологических прогнозов по телевизору
("Опасайтесь овнА!"), выводы на основании "Диагностики кармы" и
прочей околооккультной макулатуры.
Развитие анализа подразумевает:
Отбрасывание эмоциональных оценок, непредвзятость, нейтральность,
бесстрастие, отстранённость анализа.
Пересмотр применяемой логики.
Способность мыслить логично, критично обосновывая свои выводы.
Чёткость терминологии, точность языка и его конструкций,
конкретность. Тотальное описание мира ("составление инвентарных
списков", раскладывание по полочкам).
Умение формулировать задачу в достижение необходимой цели,
квантовать её на мелкие подзадачи и отбирать необходимые данные.
Способность к абстрактному мышлению.
Исследование и развитие интуиции.
Синтез.
Функция - комбинирование, принятие решений, творчество.
Инструменты - комбинаторика, синтетический ум.
Источники обрабатываемой информации - анализ, память.
Направленность решений - анализ, (доработка логикой), управление
(окончательное решение).
Возможные сбои в работе синтеза:
Неспособность или неумение комбинировать, сочетать элементы в
жизнеспособную систему. Пример: у многих, занимающихся различными
боевыми искусствами, есть опыт того, что изучаемая техника работает
только против занимающихся в той же секции, а против другого
человека - уже как-то не особенно.
Принятие решений, не ведущих к достижению цели.
Выбор неподходящих или недоступных средств.
Неоптимальность действий и решений. Проще говоря, - лишние и/или
чересчур затратные действия.
Принятие привычных решений без учёта изменений условий
(неконтролируемый рефлекс, "инерция мышления"). Пример: в доме
отключили горячую воду, а рука сама по привычке тянется к крану.
Развитие синтеза подразумевает:
Комбинаторное мышление, умение сочетать элементы в систему,
структурирование действий.
Увеличение и качественная наработка возможных выборов (создание базы
необходимых рефлексов).
Расширение опыта комбинирования (методами анализа и перебора).
Отбор универсальных (в той или иной мере) действий, и/или
универсализация уже наработанных.
Оптимизация решений ("Максимальных результатов - минимальными
средствами").
Управление.
Функция - реализация решений, действие, осуществление перемен.
Инструменты - органы действия (извините, у какого какие есть…).
Направленность действий управления - "наружу" (движение, речь,
направление внимания на внешние объекты), "внутрь" (мышление в
определённом направлении, отношение, направление внимания внутрь).
Источники информации - синтетический ум, память (в т. ч. рефлексы).
Возможные сбои в управлении:
Попытка управлять несуществующим, через несуществующее или
недоступное звено. Это, в частности - все попытки управлять какой-то
там энергией, которую не чувствуют, а только представляют себе.
Неспособность управляемого звена выполнить команду (ввиду
несоответствия функции звена или из-за функциональной неспособности,
нетренированности в необходимом режиме), допустим, попытка выполнить
высокий удар ногой, не имея ни растяжки, ни силы ног, ни
координации.
Нескоординированность нескольких звеньев между собой. Для
большинства людей проблема - даже одновременно повращать одну руку
вперёд, а другую - назад.
Несоответствие действия ситуации.
Несвоевременность действия - поспешность, опоздание.
Развитие управления подразумевает:
Координацию - управляемость.
Соответствие действия решению.
Волю - доведение действия до конца вопреки помехам.
Тренинг тела и психики в различных режимах и при различных условиях.
Формирование новых, необходимых рефлекторных связей.
Память.
"Память - отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и
последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было
воспринято, сделано или пережито". [9]
Функция - сохранение опыта. Память содержит не только воспринятое
или познанное внутри, но и процесс восприятия-познания.
Виды памяти - конкретная (механическая), смысловая (логическая).
Возможные сбои:
Неспособность вспоминать нужное по мере необходимости. Мы ничего не
забываем - мы не всегда вспоминаем.
Подмена истинных воспоминаний желаемыми образами. Как правило, - это
следствие неконтролируемых эмоций. Другая сторона медали - усиленное
нежелание вспоминать "неудобные" для себя факты.
Развитие памяти подразумевает:
Способность вспоминать необходимое по первому требованию, и как
можно более полно в необходимом порядке (прямом и обратном).
Отбрасывание эмоций при вспоминании.
Легче вспоминаются события, которые:
Повторяются чаще.
Эмоционально насыщены.
Осознанные, осмысленные.
Чем осознаннее было восприятие и острее внимание, - тем легче и
точнее вспоминается воспринятое.
Совесть
Совесть осуществляет контроль над действиями. Можно сказать, что это
- законодательная и судебная власть сознания в одном лице. Совесть
определяет ограничения (то, чего делать нельзя), и обязанности (то,
что делать необходимо).
Совесть и мораль не тождественны, т.к. совесть - "внутри" и
постоянна, а мораль - образование "внешнее", меняющееся в
зависимости от социума, времени и обстоятельств.
Проблема с совестью - она спит (в той или иной степени), или
"затыкается", зажимается в угоду видимой выгоде, и такой компромисс
хуже сна (потому, что не знать и нарушать - это одно, а знать и
нарушать - совсем другое). Бессовестность же просто закрывает всякие
пути к развитию, хотя иллюзии движения могут оставаться.
IV. ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Как получается, что на словах мы хотим одного, внутри - другого,
делаем третье, получаем неизвестно что, и недовольные,
оправдываемся: "Так сложились обстоятельства", "Это не я", "Такова
воля высших сил" - есть на кого свалить. Рассмотрим некоторые
возможные ошибки, ведущие к таким безрадостным последствиям.
Отсутствие цели. Отсутствие целеполагания ведет к тому, что действия
не направлены на достижение какой либо конкретной цели, т.е. работа
бесцельна, - а это уже болезнь. Делая что-либо, нужно постоянно
спрашивать себя - "зачем", "чего я хочу достигнуть".
Нет памяти. Даже если есть цель, то, обычно, есть еще дырявая память
- о цели вспоминают очень изредка и следуют к ней так же.
Лень. Вялость ума и/или тела.
Отлагательство. Постоянное откладывание "на потом". Страшнейшая
вещь.
Много целей сразу. Отсутствие единства устремлений. Множество целей,
вспоминаемых хаотично, заставляют колебаться между ними, а за
двумя-то зайцами погонишься - ни одного не поймаешь, а когда их
десятки… Когда есть одна цель - об этой цели нужно помнить всегда, и
стараться все свои действия предпринимать так, чтобы с каждым из них
приближаться к Цели.
Безвольность. Отсутствие воли не позволяет прикладывать какие-либо
усилия вообще. Т.е., можно быть ну очень сознающим, всё понимать и
не шевелиться ("Ох, жизнь просидел соколом на печке…" "Калинов
мост").
Бесконтрольная эмоциональность. Происходящее, само по себе, -
никакое, нейтральное. Оценку фактам даем мы, а затем действуем,
исходя не из объективной реальности, а из своего мнения о ней. Во
"внешнем" мире эмоций нет - факты нейтральны; во "внутреннем" -
реальных эмоций (у "обычных" людей) тоже нет, есть механические
проявления энергии. Правда, если верить отдельным Человекам, то
некоторые эмоции всё же существуют - Радость (не та, которая "сделал
гадость - сердцу радость), Сострадание (не имеющее ничего общего с
жалостью), Любовь (Необусловленная) - но скольким удалось до них
добраться? Эмоции могут придать действию огромную силу, но они же
могут полностью или частично вывести из строя анализ и синтез,
привести к взрыву или коллапсу. Эмоции не плохи, так же как и
атомная энергия, пока она под контролем. Но у большинства населения
нет никаких "предохранительных стержней" - в результате тотальная
атомная война эмоций, оставляющая следы на окружающих. Вот где
исследовать цепные реакции... Чтобы контролировать эмоции и
управлять их энергией, в начале необходимо изучить их, отбросить
ложные и бесполезные, научиться культивировать истинные. (А многие,
играющие в развитие, отказываются это делать, принимая свою
бесконтрольную эмоциональность за "проявления духовности", или же
мотивируя это неприкосновенностью своей дражайшей и драгоценнейшей
личности.) За что держатся-то?)
Бесконтрольные фантазии. Фантазии, порожденные блуждающим разумом,
уводят от цели и рассеивают энергию. Плохо не то, что человек может
фантазировать, а то, что свои или чужие фантазии он принимает за
реальность. Источником больных фантазий являются "сдвиги" на
религиозной или философской почве, ряд комплексов, страстная жажда
самоутверждения и признания. Люди этого типа рассказывают о своих
прошлых воплощениях, передают послания из параллельных миров от
вождей Атлантиды и Сириуса, регулярно встречаются во сне с Карлосом
Кастанедой, рассуждают о Космических законах, не поддающихся
формулировке и поэтому известных лишь немногим Избранным,
заплатившим за посвящение энную сумму в у.е. (Правда, тут же берутся
толковать всё происходящее с точки зрения Окончательной Истины,
открывшейся им в очередном послании, продиктованном Голосом Из
Розетки). Не верите, - посмотрите сами - каждая бабка, прочитавшая
"Диагностику кармы", тут же начинает диагностировать окружающих, а
затем целить их, сваливая в одну кучу чакры, иконы, заговоры из
сборников "чёрная магия", гороскопы из газет, уринотерапию,
фотографии Чумака, картины Рериха, "Каплю" Подводного и самодельные
молитвы "Самой себе целительницы" Ирины Васильевой…. Редкостная
каша… А послушали бы вы, на каком языке общаются между собой такие
"валеологи"… Это прямо логофилия какая-то!
Ошибка в уровне принятия решений. Интеллект, ум, нужен для решения
интеллектуальных задач, для обучения чему-то новому, для
исследования. Мы учим тело новым движениям с помощью ума, но, когда
движение выставлено, и требуется делать его быстро и естественно, ум
будет только тормозить. Другими словами, нужно предоставить учёному
уму думать, а учёному телу - двигаться. Действия, выполняемые
рефлекторно - быстры и не требуют обдумывания, а выполняемые
обдуманно - значительно медленнее, поэтому предварительное
обдумывание используется во время обучения, во время же практики
остаётся наблюдение и контроль. Сознательность - это не напряжённое
суровое обдумывание во время действия, это, скорее - свидетельство о
действии, присутствие в нём, поэтому не надо лезть умом туда, где
всё и без него работает, как надо.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак: сознательной назовём деятельность, в которой присутствует
наблюдение, свидетельство, осознание происходящего, цели действия и
причин, его породивших. Каждому, понаблюдавшему за собой даже
недолгое время, и проанализировавшему результаты наблюдения, станет
ясно, насколько он сознателен (или несознателен). Это - исходная
точка, от которой делается первый шаг. Попытки наблюдения за собой,
повторяемые как можно чаще, стараясь сохранить самосозерцание как
можно дольше, в сочетании с бесстрастием, постепенно ведут к росту
сознательности, что в свою очередь даёт шанс на развитие.
"Единственный путь существует, о монахи, к очищению всех живых
существ, к преодолению горя и скорби, к прекращению страдания и
печали, к обретению правильного пути, к достижению нирваны, а
именно: четыре основания внимательности, каковы же эти четыре?
Находясь на нем, монах живет, созерцая тело в теле, усердный,
прозорливый, бдительный, преодолев в этом мире вожделение к нему и
печаль; он живет, созерцая чувства в чувствах, усердный, прозорливый
и внимательный, преодолев в этом мире вожделение к нему и печаль; он
живет, созерцая сознание в сознании, усердный, прозорливый,
бдительный, преодолев в этом мире вожделение к нему и печаль; он
живет, созерцая объекты ума в объектах ума, усердный, прозорливый,
бдительный: он преодолел вожделение к этому миру и печаль". [2]
|
|