Владимир КАТИН
МОЙ ДУХ - МОЯ КРЕПОСТЬ
Мы часто говорим об «эпидемии насилия».
И когда мы говорим это, то автоматически объявляем себя жертвами
рукотворной стихии, сделать с которой ничего нельзя.
И в самом деле нельзя - раз мы сами записали себя в жертвы, в
существа подавленные, униженные, подчиненные.
Но тогда признаемся: мы больны не насилием. Мы больны страхом.
Наш страх - пища для огромной армии паразитов: от хама-продавца до
хама из коридоров власти. А между ними - обкуренные подростки,
хулиганы, бандиты, милиционеры, уличные девки, врачи с грязными
инструментами, мелкая чиновная тварь, бомжи и дура из соседней
сберкассы - нет числа мрази, которая кормится нашим страхом.
Вытеснить страх - значит лишить паразитов корма и уничтожить их.
Как?
Публикуемая статья-далеко не ответ. Это приглашение к общему
размышлению. Вниманию увлекающихся натур - не пропустите два
ограничивающих момента. Первый: «до какого предела дойти», где грань
между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение.
Второй: твердое знание заповедей безопасного поведения необходимо в
любом случае, поскольку переходит в новое качество - имидж
уверенности.
Русская пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот
пропал, кто духом упал». Похожие изречения нетрудно обнаружить среди
пословиц любого народа, в собраниях трудов почти каждого философа,
полководца или государственного деятеля.
Разумеется, присутствие духа значительно увеличивает шансы на
спасение человека в любой экстремальной ситуации - во время
катастроф, стихийных бедствий, войн. Природное это качество или его
можно воспитать?
Попытаемся разобраться в том, что же значит «присутствие духа» в
самом мирском, с маленькой буквы, смысле этого слова. На память
прежде всего приходят три примера, связанные с поведением людей в
критических ситуациях, один пятидесяти-, другой пятисотлетней
давности, третий - совсем недавний.
Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане в годы
Второй мировой войны для американских летчиков и моряков стали
акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам
ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под
палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше,
спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали
громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей
и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили
значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с
морскими разбойницами. Испытывались химические вещества,
предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия,
но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей,
подвергающихся опасности.
После того как выяснилась практически полная неэффективность всех
химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без
видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной
обоймы армейского кольта калибра 11.43 мм, основное внимание
сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает
акулу к потенциальной жертве?
Ученые пришли к парадоксальному выводу: основной приманкой вечно
голодной хищницы является не запах крови и тем более не внешний вид
непривычных для океанской пустыни предметов - спасательных плотиков
или болтающихся в надувных жилетах двуногих. Оставалось
предположить, что существует некая «эманация страха», выделяемая
людьми. Физический носитель этой эманации - гипотетическое вещество,
которое вырабатывает организм запаниковавшего человека, - так и не
был установлен, но справедливость заключения американцев позже
подтверждалась аквалангистами команды Кусто, достаточно бесцеремонно
обращавшимися с «белыми убийцами», и работами специалистов,
изучавших многовековой опыт традиционных культур ныряльщиков за
жемчугом.
А вот какая история произошла несколько лет назад с одним одесским
моряком. В Индийском океане парень ночью вышел покурить на корму и
свалился за борт. Судно шло своим курсом, не подозревая о потере.
Моряк поплыл вслед за судном. Очень скоро он заметил вокруг себя
плавники акул. Их было много, они ходили кругами вокруг советского
моряка. После в газете «Известия» была опубликована статья, которая
называлась «Девять часов в кольце акул»...
Действительно, девять часов продолжал парень свой марафон. К утру
экипаж обнаружил отсутствие моряка,- судно повернуло назад, на его
поиски. Невероятно, но его нашли и спасли!
Журналистов интересовало, как он чувствовал себя в окружении акул.
- А чего их бояться? Одна подплывает близко, а я кричу: «Сейчас,
падла, как дам в харю!» Она - раз, назад. Другая ближе подходит, я
ору: «Я вас бл...ей, сам сожру всех до одной!». Вот так и плыли. Я
как только начинаю дремать, они ближе подходят. А как пошлю их на...
- они назад, боятся, суки».
Вот такая история. Парень был простой, без комплексов. Сквозила в
нем некая удаль, наплевательство на всех и на все.
Наши ученые сделали вывод, схожий с выводом американцев: «Смелого
человека боятся все - и люди, и звери. Особенно звери. Видимо, в
организме отважного человека вырабатываются какие-то особые
вещества, и животные чувствуют этот запах и боятся его. Акулы ходили
кругами вокруг своего «ужина», но ужин отпугивал их...
Бытующие сейчас представления об энерго- информационном обмене
позволяют связать эти примеры со случаем, вошедшим в число легенд о
мастерах японских Будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин
пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной
области Кай - домена князя Такэда. Это был будущий главный советник
князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая
ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера
клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых
хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу
- святыне для средневекового члена японской воинской касты -
заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью
животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно
опасного положения было необходимо.
На помощь воину пришло Киай - искусство управления внутренней
энергией, секретная техника, культивируемая в японских школах
традиционного Будо. Зажав большие пальцы рук в ладони методом
«крепкого сжатия», Канноцукэ расправил плечи, распрямился и захромал
навстречу волкам. Завороженные образом проявленной мощи, изливаемым
вовне потоком энергии, звери присели на хвосты и не осмелились
атаковать необычного человека.
Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть внутренний потенциал
человека, Киай-до опирается на несколько простых аксиом. Вот они:
Человек обладает неким количеством вселенской энергии ки (японское
прочтение китайского термина «ци»), и стоит как полноправный
участник в цепи энергообмена Небо - Человек - Земля. Каждое
физическое действие человека, каждое душевное движение или мысль
пронизаны ки. Концентрируя и распределяя ки, осознанно используя его
в любом виде деятельности, человек способен существенно улучшить
достигаемые результаты. Естественно, что самым важным для самураев
было боевое применение ки - и как средства поражения, и как средства
реанимации раненых и контуженных. Стоит спутать или прервать поток
своего ки при выполнении удара или блока, инициатива перейдет к
противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу силу всей полноты своего
бытия - она пронижет и двойной доспех, и каменную скалу.
Любого самурая готовили к управлению своим и чужим ки. Строго
говоря, название искусства Киай-до значит «Путь единения ки»,
возможно - своего ки и энергии противника. Разумеется, такое
объединение в японском смысле слова и означает контроль, управление,
владение.Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в
походе, стойкости организма во время эпидемий.
Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И
единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего с ним по
идеологии, но гораздо более популярного современного воинского
искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада
состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней
энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.
Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы
Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока
подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный
понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком,
попавшим в экстремальную ситуацию.
Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и ноги, вросшие в землю,
пустота в голове - состояние паники, охватившее все существо
находящегося а опасности человека, - типичные симптомы «спутанного»
ки. Таким образом, состояние духа напрямую влияет на способность
адекватно реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или хотя бы по
делу ответить подошедшему к вам в темном переулке гражданину.
Второй аспект проблемы - влияние присутствия духа на излучение вовне
своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание,
человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В
образовавшуюся потенциальную яму рано или поздно внедряется чужая
сила, и возможность заполнить ею пустоту на физическом уровне
равноценна приглашению к нападению.
Именно эту пустоту безошибочно чувствуютхищники - волки и акулы, а
также хищники мира людей - преступники. Состояние пустоты, дефицит
жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди
уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в
условиях каменных джунглей именуется виктимностью Виктимология, то
есть наука о поведении жертвы, может пролить свет на многие загадки,
объяснить, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во
время выбора жертвы.
Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти
Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется
в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта
нападения - его физической подготовки, темперамента и тому подобного
Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все неуверенность
взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую
подавленность, физические недостатки, утомление - словом все, что
сыграет ему на руку.
Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности
потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку сотни пешехо-
дов, людей, принадлежащих к разным возраст- ным и социальным группам
Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в
различных тюрьмах США Предположения исследователя подтвердились
подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по
отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по
их мнению, могли бы стать легкой добычей.
В результате математического анализа выяснилось, что потенциальную
жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным
особенностям движений Это может быть их общая несогласованность,
неуклюжесть походки - слишком размашистая или семенящая, которая
привлекает внимание на фоне единого людского потока.
А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и основатель Американского
спортивного института, вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо
подвели итог этой работы, определив две обобщенные категории людей,
так называемую «группу риска» и тех, кому практически не грозит
опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать
хлюпиками они плохо физически организованы, расслаблены и несобраны
психически. Вторые уверены в себе, как говорится, они смотрят и
ступают твердо.
Тем людям, которые чувствуют себя относящимися к группе риска, для
начала порекомендуем внимательно изучить себя походку, жесты, мимику
и заняться их коррекцией Внушить себе уверенный стиль поведения и
следовать ему среди уличной толпы может любой Агрессор ищет
пассивную жертву Не нужно выглядеть таким - идите спокойным шагом
человека, знающего себе цену и готового стоять на своем. Уверенно
поднятая голова, прямой спокойный взгляд позволят вам создать некий
психологический щит, отбивающий первые, прощупывающие попытки
зачислить вас в потенциальные жертвы.
Но быть и казаться совсем не одно и то же. Можно выглядеть донельзя
крутым, завести соответствующий гардероб, выражение лица, цветные
наколки и машину "для мужчин, не привыкших чувствовать себя
вторыми», но любая собака, тем более профессиональные душеведы -
преступники - моментально поймут, что кроме понта у этого человека
ничего нет Бандитов не зря назыают волками - межличностные отношения
в их среде очень похожи на динамичный, постоянно возобновляемый
баланс сил в стае серых хищников Ситуация, в которой одно слово или
поступок могут кардинально изменить ранг человека в сложной, но
понятной для всех членов сообщества иерархии, заставляет их с особым
вниманием относиться не только к собственным действиям, но и к
малейшим оттенкам душевных движений других В результате даже не
самые выдающиеся люди этой субкультуры моментально различают фальш,
двоемыслие.
Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости,
безопасности есть то, что имитировать невозможно Поэтому человеку,
не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует
прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти,
отстаивая принятый образ.
Понять, чем вы на самом деле располагаете, - значит сделать первый
шаг к новой силе и новым возможностям Аура безопасности станет
реальной защитой лишь тогда, когда вы сможете ее сохранять и за
пределами салона бронированного автомобиля |
|