НАРАБОТКА БОЕВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕЛА
В СООТВЕСТВИИ С ЭНЕРГЕТИКОЙ ОРГАНИЗМА
По канонам Шоу Дао вся природа, и человек в том
числе, претерпевает непрерывные и постоянные изменения, все
находится в постоянном движении, и даже состояние покоя является
своеобразным движением, так как имеет поверхностные и глубокие фазы.
Развивая эту мысль дальше, Шоу пришли к заключению, что движения как
такового не существует, так как оно разбивается на ряд более мелких
составляющих применительно к телу человека - поз. Более того, если
говорить о самой позе, то и она не существует, так как состоит из
поз еще более "мелких".
Эти воззрения отразились и на манере движений тела в бою,
перетекающих, как вода, из одного положения в другое, никогда не
прекращающихся и сохраняющих большую часть усилия предыдущего
действия в последующем.
Станьте в центр воображаемой или начерченной на полу фигуры восьми
триграмм, обратившись лицом с сторону одного из лучей фигуры.
Исходной позицией для начала движения служит поза "согнутый палец",
при которой, совместив ступни ног и колени, а также чуть
наклонившись вперед и присев, исполнитель становится на голову ниже
своего роста.
Большинство передвижений в Шоу исполняется на
полусогнутых ногах, причем по мере роста мастерства вы должны
стремиться "стать ниже себя на две головы", т. е. при передвижениях
присаживаться еще ниже, "глубже пускать корни", как говорят в Шоу
Дао.
Для движения вперед или назад из исходного
положения "согнутый палец" применяется "взвешенный шаг" или
"катящийся камушек".
"Взвешенный шаг" исполняется на полусогнутых ногах с чуть
наклоненным вперед туловищем, постоянным "легким" ощущением потери
равновесия в ту сторону, куда совершается движение и поочередной
сменой стоп, перекатывающихся с пятки на носок при движении вперед и
с носка на пятку при движении назад. Стопы выносятся вперед, как
правило, на произвольное расстояние, зависящее от конкретной
ситуации или предполагаемого маневра и ставятся одна перед другой на
одну и ту же линию либо на одну и ту же сторону воображаемого круга.
Кстати, прямая линия, уходящая в бесконечность, считается в Шоу Дао
стороной очень большого круга, объединившего силу ян и инь, ведь
следуя по стороне такого круга, даже не знаешь, в какую сторону она
будет загибаться.
Новички-Шоу отрабатывают "взвешенный шаг",
выставляя заранее метки на почве таким образом, чтобы расстояние
между носком стоящей сзади ноги и пяткой впереди стоящей ноги
составляло ширину стопы, длину стопы или полторы длины стопы, в
зависимости от отрабатываемой длины шага. Длина стопы у человека
обычно равняется расстоянию от косточки на предплечье до локтя руки.
Эта мера пригодится вам не раз при подготовке размеченной площадки
для упражнений.
Итак! Вы делаете первый шаг вперед. Ваша нога касается почвы. Именно
с этого самого момента и даже немного раньше, с того момента, как вы
согнули ноги, чтобы принять исходную позицию для начала движения,
начинается постижение искусства "управления лодкой".
Методы постижения секретов Шоу Дао в самых
различных областях очень часто разительно отличаются от своих
собратьев, применяемых в других системах единоборств. В основе
"управления лодкой" лежит интуитивное познание телом определенного
диапазона движений, выполняемого в рамках жестких условий, но
имеющего, тем не менее, огромное количество вариантов, которые
невозможно освоить, изучая и повторяя многократно каждое движение в
отдельности. Такие навыки закрепляются, как правило, в специальных
"полусвободных комплексах" с активным подключением к работе сознания
и воображения, позволяющих сначала воссоздать длинную череду
различных ситуаций, а затем с помощью познания, тела и интуиции
найти и освоить оптимальный ответ на каждую. Учитель при таком
способе сознания техники лишь изредка вмешивается в этот процесс
либо, указывая на какие-либо ошибки, либо, подбрасывая ученику новую
идею или ставя новые условия для выполнения старой.
Уже для позиции "согнутый палец" или "гребец в
лодке" метод интуитивного освоения или "разум тела", как называют
его в Шоу Дао, начинает действовать в полную силу. Дело в том, что
даже такое положение тела, при котором вроде бы не происходит
никаких движений, перемещений, напряжений и других действий, на
самом деле насыщено огромным разнообразием сложнейших процессов,
осознание которых ведет к успеху в деле освоения не только воинского
искусства, но и многих других областей тайного знания Шоу Дао.
От исполнителя позиции "гребец в лодке" требуется
не только, ее функциональное применение в бесконечной череде сложной
или простой техники, но и овладение целым комплексом медитативных
навыков, используемых в самых различных целях. Напряжение и
расслебление разных групп мышц, а значит, и управление напряжением
или расслаблением конечностей, суставов, а то и небольших участков
тела позволяет начинать выполнение конкретного технического действия
еще до того, как противник заметит какие-нибудь изменения в
положении тела исполнителя. Овладевают в этом положении и
энергетическими потоками, и управлением движением в этой позиции,
позволяющим максимально эффективно воздействовать на противников, а
также противостоять воздействиям с их стороны. Осваивается и умение
переносить вес тела со стороны на стопу, и даже более того, на
какую-либо ее часть, например, пятку, пальцы, ребро стопы и т. д.
Необходимо также научиться распределять вес тела на разные опорные
точки с точностью до одного процента.
Короче говоря, для бойца Шоу любое положение тела
- это целый мир со своими законами, умение пользоваться которыми -
первоочередная задача бойца.
"Гребец делает шаг вперед". В эту композицию положений входят все
возможные положения тела при следующих позициях ног: "гребец решает
сделать шаг"- впередистоящая нога - на полной стопе. В зависимости
от расстояния между носком сзадистоящей ноги и пяткой впередистоящей
"гребец" может сделать шаг длиной в крыло "малой птицы", "небольшой
птицы" и "большой птицы", а также, например, длиной в крылья
"небольшой и малой птиц". При этом длина "крыльев" следующая:
половина длины стопы -"крыло малой птицы", длина стопы -"крыло
небольшой птицы", две длины стопы -"крыло большой птицы". При этом
"гребец" может идти по центру "лодки", т. е. по прямой линии или по
одному из "бортов", т. е. по стороне круга, изгиб которой направлен
в левую или в правую сторону.
Если "гребец" стоит на "борту", который загибается в сторону
выставляемой вперед ноги, то "лодка дала течь" и она имеет "мокрое
дно". Если же "борт" загибается в сторону стоящей сзади ноги, то
"лодка не пропускает воду" и имеет "сухое дно".
Что же это означает? По представлениям, существующим в Шоу Дао,
разные положения ног позволяют концентрировать энергию исполнителя в
разных объемах пространства около его тела. Если описать круг в
плоскости почвы таким образом, чтобы его стороны проходили через
центральные продольные оси стоп, то, в зависимости от положения ног
исполнителя на его стороне потенциальная энергия действия будет либо
накапливаться в цилиндре пространства, основанием которого служит
круг, либо истекать из него. Когда "лодка" дает течь, это означает,
что энергия исходит из круга, а значит, и из цилиндра. Это
происходит, когда "круг приоткрыт", т. е. впередистоящая нога
направлена своей внутренней частью из круга, выемка стопы "сделала
брешь" в его стороне, и чтобы закрыть ее, необходимо сделать шаг
вперед сзадистоящей ногой, чтобы превратить "приоткрытый круг" в
"прикрытый".
Когда впередистоящая нога направлена выемкой стопы внутрь круга, это
означает, что выход энергии из него прекращен.
Каждая из этих позиций ног, конечно же, имеет свои
преимущества и недостатки, зависящие как от строения человеческого
тела и его кинетики, так и от местонахождения противника
относительно исполнителя, принявшего ту или иную позицию.
Например, разворот тела в сторону выемки стопы впередистоящей ноги
(при условии, что ступни ног не отрываются от почвы, а меняют свое
местоположение, плотно соприкасаясь с ней) осуществляется легче и на
гораздо больший угол. Кроме того, если исполнитель позиции обращен к
противнику стороной, одноименной выставленной вперед ноге, то для
противника существенно затруднена атака в область паха исполнителя и
целый ряд других действий.
Если возникает необходимость принять более
устойчивую позицию в период движения по "паучку", прибегают к "ломке
борта". Сущность этого действия - в изменении положения стоп таким
образом, чтобы тело приобрело устойчивость, а сама позиция стоп
вписывалась бы в треугольник, а не в круг. Например, в позиции
"приоткрытого круга" впередистоящая стопа поворачивается в сторону
круга, либо опираясь при этом на пятку, либо на носок ("посох
слепца"), либо на ребро стопы, а то и используя для этого маневра
всю поверхность подошвы.
По представлениям последователей Шоу Дао, положения стоп, которые не
вписываются в круг, т. е. не расположены на его стороне, расположены
на разных кругах.
В отдельные группы выделены позиции тела, стоящего на одной ноге и
различные позиции с использованием рук в качестве опорных
конечностей. Первые принадлежат "центрам" кругов, которые считаются
средоточием силы круга, своеобразным дань-тянем. Вторые в
зависимости от своей конфигурации могут принадлежать не только
сторонам разных кругов, но одновременно и центрам разных кругов. На
этих двух группах позиций мы останавливаться не будем, зато
сосредоточим свое внимание на "сломанном борте" и технике "выбора
пути".
Что касается "выбора пути", то для практического интуитивного
освоения этой техники необходимо в течение 90 часов выполнять
упражнения на фигуре восьми триграмм, вокруг центра которой
проведены концентрические окружности, радиус которых по мере
удаления из центра увеличивается на ширину вашей стопы. Занятиям
следует уделять не менее часа в день, сочетая развороты вокруг
центра с "выходом" на конкретную "лапку паучка" и проворотом на 360°
с имитацией различных ударов руками и ногами как в центре, так и при
движении по "лапке". На первых порах нога, находящаяся в центре,
опирается о почву всей подошвой стопы, впоследствии, с ростом
мастерства, она может опираться практически на любую свою часть для
усложнения упражнения, более того, по мере освоения этих усложненных
позиций, боец может вводить их в свой арсенал и применять их в
различных технических построениях, если их применение оправдано и
целесообразно. Что же касается ноги, "выбирающей путь", то она
первоначально соприкасается с почвой в местах пересечения линий и
окружностей носком стопы, вернее ударной частью, называемой "посох
слепца" и находящейся снизу под согнутыми вверх пальцами стопы.
Варьируя углы поворота положение тела относительно
"выбирающей путь" ноги, способы поворота и части стопы,
соприкасающиеся с почвой, вы учите тело "выходить" на нужное
направление из любого положения, осуществлять эту часть маневра
практически автоматически. Очень скоро вы обнаружите, что
осуществить поворот можно несколькими способами, т. е.
"поворачиваясь, как дверь", заранее вынося ногу на нужную линию и
поворачиваясь с ее помощью; прыжком, помогая телу движением рук и т.
д.
Вся эта техника в Шоу Дао детально разобрана, но
на первых этапах она должна постигаться интуитивно. Интуитивно
должна постигаться и техника поворота на 360° самыми разными
способами на месте и в движении.
Следует помнить, что проворот (это слово, более удобно для
обозначения поворота на 360° по "паучку") нужно учиться делать как
сразу после "выбора пути", минуя передвижение по "лапке", так и
после передвижения по "лапке паучка", при котором чаще используется
взвешенный шаг вперед или назад, и реже другие способы движения,
типа различных кувырков, передвижений с перекрещиванием веса тела и
напряжения мышц и суставов в разных направлениях, "вживитесь" в
позицию, запоминая характерные ощущения.
Для того, чтобы интуитивно начать пользоваться
техникой "сломанного борта", а правильнее было бы назвать эту
технику "сломанные борта", т. к. в нее входят и позиции, когда "борт
ломается" не с одной стороны круга, а с двух противоположных сторон,
достаточно 180 часов проработки этого упражнения, несмотря на
огромное количество так и неосвоенных, даже ни разу неисполненных
вариантов. Организм как губка впитывает их в различных ситуациях.
Остается лишь дать один практический совет: при переходе с "борта"
на "сломанный борт" всегда немного понижайте центр тяжести и чуть
наклоняйте туловище; давайте ногам кратковременный отдых, в том
числе и когда колено одной ноги может опереться на заднюю
поверхность второй, создавая тем самым своеобразные распорки. Также
не забывайте о том, что основное преимущество Шоу Дао - в
безостановочной смене разнообразных позиций, что позволяет
одерживать победы над самыми опасными противниками.
|