Общие методики тренировки ног
1) Наработка траектории.
2) Наполнение траектории.
3) Согласование с другими техниками.
1) Наработка траектории – аналогична методикам рук, но повышение
функциональной обеспеченности проходит взаимосвязанно и параллельно
с наработкой траектории. То есть одновременно учимся бить и повышаем
растяжку, силу, выносливость, прыгучесть, скорость, подвижность,
скоординированность, "взрывную" силу и так далее. Таким образом,
этап 1 (наработка траектории) и этап 2 (наполнение траектории)
связаны и зависимы друг от друга, поэтому нужно уделять обоим этапам
должное внимание.
2) Наполнение траектории:
а) развитие гибкости – растяжка должна проводиться с учетом
определенных правил:
· Нельзя растягиваться резко с полной амплитудой. Упражнения
необходимо выполнять плавно, амплитуду увеличиваем только поэтапно.
Главное - это понять, что шпагат - это не цель, ради которой можно
пожертвовать здоровьем.
· Нельзя использовать дополнительный вес или помощь партнера.Вполне
достаточно веса своего тела. Иногда даже он оказывается чрезмерным.
· Нельзя само упражнение делать рывками, только медленно, плавно и с
фиксацией в максимально растянутом положении.
· Нельзя использовать растягивающие упражнения вместо разминки -
только после нее.
б) развитие силы - необходимо использовать методики не только
культуризма (приседания, выпады, разгибания и сгибания ног), но и
способы натренировывания специальной силы ног, то есть работа на
тренажерах (не качковых, а на мешках, грушах, лапах, мячах), а также
работа с утяжелителями и с сопротивлением (резиновыми жгутами, а
также в воде).
в) развитие подвижности ног – не нужно путать с растяжкой. Под
подвижностью я понимаю способность легко работать ногами на верхнем
уровне, а также способность выполнять всевозможные сложные действия
ногами, например, включать и выключать свет в комнате, выполняя
разные удары ногами, в том числе в движении и с разворота. Или,
например, выполнять разные формы шага из ушу, что параллельно
развивает устойчивость и мобильность в передвижении. Напомню, что
эти качества важнее элементарной устойчивости в стойке, так как в
стойке мы не деремся, а всего лишь стоим. Заодно, для тех, кто не
любит ушу ни в каком проявлении, для подвижности ног можно применять
общеразвивающие игры, например, тот же футбол, но с усложнениями –
например, когда в футбол играют на очень ограниченном поле (например
5х5м), а вместо мяча используют боксерскую перчатку.
Причем замечу, что подвижность ноги характеризует свободу движения
стопы, тогда как сила важна для ударов коленями. Если удар коленом
сильный – удар ногой будет также очень мощным, но к этому качеству
просто необходимо развить подвижность стопы, тогда удар будет еще и
со свободой корректировки по ходу движения.
г) естественно, как это ни странно звучит, но для наполнения
траектории совершенно необходимо проведение учебных боев. Причем это
развивает не только траекторию, но и приучает тренирующихся
реагировать на удары ногами по всем уровням. Это важно, особенно,
если учесть, что обучение в большинстве стилей (кроме тэквондо)
начинается с техник рук. Потом ученик больше обращает внимание на
руках, тогда как необходимо гармоничное восприятие противника
целиком с руками и ногами. Правила поединков можно варьировать от
тренировки к тренировке, чтобы избежать однообразия. Приблизительные
схемы боев: "только ноги" – но здесь нужно оговориться, что при
таком бое учеников будут неизбежно опускаться руки. Для этого есть
тренер, который расхаживает вокруг "пинающихся" с лапой. Опустил
ученик руки – хлопнуть легонько по голове, иначе весь этот бой будет
похож на сават восемнадцатого века, где руками не били, а держали их
на уровне пояса для перехвата ног противника.. "Ноги против рук" –
следующая схема, ничего сложного, но пользы много – ученик тренирует
спокойный, без лишних движений, перехват ног противника,
блокирование на начальных стадиях удара, опережение руками (это,
конечно, несложно – опередить ударом руки удар ногой, но здесь важно
натренировать во-первых, привычку опережающих ударов, а во-вторых –
здесь очень важна свобода маневра. Если даже успеть ударить, то на
этом бой чаще всего далеко не заканчивается – нужно, по крайней
мере, сместиться в какую-либо сторону. "Руки против ног" –
экзотично, конечно, но вполне жизнеспособная тренировочная схема.
Смысл ее в том, чтобы привить ученику привычку мыслить нестандартно.
К примеру, если техника ног выставлена хорошо и ученик уверен в ее
эффективности, то при желании таким решением, как работа ног против
рук можно ошеломить, например, боксера, с которым, как известно, на
одних руках работать – себе дороже. "Колени против ног или рук" –
это уж совсем экзотика, причем требующая повышенного внимания в силу
высокой травматичности. Тем не менее, пользы от таких учебных боев
много. Вариантов, которых еще можно придумать, неисчислимое
количество, хоть та же детская игра в "пятнашки" ногами – пытаемся
наступить противнику на ногу, а он, в свою очередь, пытается
наступить в ответ. Так что здесь свобода творчества не только не
запрещается, но и очень активно поощряется.
3) Согласованность техник ног с техниками рук. То, что этот пункт
третий, совсем не означает того, что его нужно изучать после
освоения первых двух, нет, процесс освоения – взаимосвязанный, так
что все это настукиваем с самого начала, прямо с первой тренировки.
Итак, методики:
· Классика – отработка связок ударов руками и ногами. Необходимо
оговориться, что не все руко-ножные комбинации подходят для этого, а
только те, которые учитывают биомеханику тела человека. Например –
стоим в левосторонней позиции, начинаем атаку с прямого удара
передней рукой, продолжаем прямым ударом задней рукой (с вложением),
далее, так как корпус скручен, то его удобно "раскрутить" снизу, то
есть ударить прямым ударом задней ноги и шагнуть вперед, а затем,
одновременно с постановкой ноги на землю, бьем опять "двойку", но,
естественно, начинаем с другой руки (передней - правой), и так
далее. Комбинации такого типа можно найти практически в любом
учебнике по каратэ и ушу, но только сначала их необходимо вышелушить
из огромного количества ненужных связок, а потом еще и освободить от
лишних элементов. Но это и есть, по моему мнению, как раз то, что
называется творческой работой. Более простой вариант предыдущей
комбинации учитывает перемещение, но удар ногой уже не выполняется.
То есть – "двойка" руками, затем толчок сзадистоящей ногой, шаг
вперед, затем – опять "двойка" руками. Точно такие же раскладки я
нашел в статье Д. Медведева, но к своим выводам я пришел, благодаря
моему тренеру, а так же при той самой творческой работе, так что
прошу не обвинять меня в плагиате. Просто, как мне кажется, такие
совпадения лишний раз подтверждают, что мы все движемся в правильном
направлении. Еще несколько подобных комбинаций, правда, они уже не
столько боевые, сколько учебные, хотя их применение вполне возможно,
а иногда является единственным правильным решением. Итак, связки,
развивающие согласованность конечностей:
а)первая комбинация, выполняемая не кистью и стопой, а локтем и
коленом,
б) после выполнения первого удара передней рукой бьем боковой задней
рукой, он скручивает корпус еще сильнее, что позволяет разнообразить
последующий удар ногой, например, сделать не прямой, а лоу-кик,
в) при выполнении той же комбинации добавляем более сложные
перемещения, вроде таи-сабаки после "двойки" и шага,
г) прыжок, при выполнении которого бьем щелчок ногой, а при
приземлении бьем "двойку" руками (я активнее применяю "двойки", чем
одиночные удары руками, что развивает лучше, а также приучает
работать на поражение, а не на показ техники),
д)выполняем ударом коленом в прыжке, а при приземлении – бьем удар
локтем разноименной руки, е)одна из общеразвивающих техник – любая
комбинация из вышеописанных после кувырка. Таких примеров я
навскидку могу насчитать до сотни, но для качественного согласования
техник достаточно и этих.
· Отработка на тренажерах – например, работа по двум-трем боксерским
мешкам, при этом необходимо не лупить беспорядочно по мешкам ногами
и руками, а перемещаться, а когда появляется удобный случай –
атаковать ногой. Помним, что ноги в первую очередь ходят и бегают, а
потом бьют. |
|