Особенности стиля Багуа чжан
Багуа чжан известен также под названием ю-шэнь багуа чжан, багуа
чжуань-чжан и багуа лянь хуань чжан. Этот стиль является одной из
разновидностей китайского бокса, в котором сочетается чередование
положения ладоней с одновременным движением по кругу. Этот стиль
объединяет древнюю методику дао-инь с искусством атаки и защиты при
вращении по кругу.
Что же объединяет багуа (буквальный перевод - восемь триграмм) и
конкретный вид кулачного боя? Изначально восемь триграмм - это
восемь символических знаков в "Чжоу-и" (название древнего китайского
трактата). В середине схемы-круга - переплетение мужского начала ян
и женского инь в форме рыб.
В соответствии с восемью направлениями на Юг, Север, Восток, Запад,
Юго-Восток, Юго-Запад, Северо-Восток, Северо-Запад на одинаковом
расстоянии по кругу изображено восемь знаков-триграмм, имеющих
названия цянь, кунь, чжэнь, сюнь, кань, ли, гэнь, дуй. Автор "Чжоу-и"
пишет, что эти восемь триграмм символизируют соответственно восемь
природных явлений: 1) небо, 2) землю, 3) гром, 4) ветер, 5) воду, 6)
огонь, 7) горы, 8) водное пространство. Среди них особое место
занимают две триграммы: цянь - небо и кунь - земля, которые и
являются изначальными истоками всех природных явлений человеческого
бытия. Стиль ба-гуа и философские принципы, связанные с восемью
триграммами, не имеют никаких внутренних связей. Но в этом стиле
есть восемь положений ладоней, каждая из которых означает одну из
триграмм.
Одновременно с движением по кругу ладонь, изменяя свое положение,
проходит через восемь описанных выше знаков, а высокое искусство
мастера багуа в той или иной мере соответствует символическому
смыслу триграмм. За каждым движением идет другое, за каждым
изменением следует новое. Кстати, как раз в "Чжоу-и" сказано:
"Мягкость и твердость взаимосоприкасаются, восемь триграмм
раскачивают друг друга". Это означает, что движение не прекращается,
а трансформации бесконечны. Исходя из этих философских положений и
возникло название Багуа чжан, т.е. ладонь восьми триграмм.
Родоначальником стиля восьми триграмм, согласно историческим
источникам, считается Дун Хайчуань (1796-1880 гг.), уроженец уезда
Вэньань провинции Хэбэй. Говорят, в юности, изучая искусство
Шаолиня, он достиг небывалых высот, после чего отправился
странствовать к югу от реки Янцзы. В провинции Аньхой в горах Цзюхуа
повстречал одного даосского монаха и благодаря этой встрече мог
продолжить совершенствование своего мастерства, обучаясь у даосов.
Обобщив свои познания в ушу, Дун Хайчуань создал новый стиль
кулачного боя и назвал его багуа чжан. Долгое время Дун служил
учителем ушу при императорском дворе, поэтому багуа сперва был
распространен в окрестностях Пекина, но за последние 100 лет стал
широко известен во всей стране и за рубежом.
Базовая основа багуа - это восемь основных положений ладоней:
дань-хуан-чжан, шуан-хуань-чжан, шунь-ши-чжан, бэй-шэнь-чжан,
фань-шэнь-чжан, мо-шэнь-чжан, сань-чуань-чжан и хуэй-шэнь-чжан. В
разных местах эти формы передавались из поколения в поколение
по-разному. В основном они были представлены восемью "звериными"
школами льва, оленя, змеи, журавля, дракона, медведя, феникса и
обезьяны. Каждая из ладоней имеет восемь положений, а комбинация
двух рук имеет, соответственно, 64 положения.
Кроме одиночной подготовки в багуа есть парные упражнения и
свободный спарринг, а также использование различного оружия: сабли,
копья, мечи, алебарды и др. Большой интерес представляют такие виды
оружия, как юань-ян-юэ (секира нежных супругов), цзи-чжуа-жуй
(острые куриные когти), фэн-хо-лунь (огненное колесо Феникса),
пань-гуань-би (перо судьи в загробном мире) и прочее оружие, почти
неизвестное в других школах ушу.
Обучение в багуа разделено на три последовательные стадии.
Начальная стадия - это тренировка основных поз, азбука мастерства.
Поэтому здесь не стоит торопиться. Каждый жест, каждую форму надо
выполнять неторопливо, следить за правильной осанкой, стоять прочно,
как скала, а перемещаться легко и плавно.
На Второй стадии обучаемый развивает свои двигательные навыки, или,
другими словами, осваивает способы перемещения. Главное на этом
этапе - координация и согласованность движений. Используя базу,
полученную на первом этапе обучения, нужно довести до совершенства
вращательные движения и изменения направления. Когда ученик
правильно освоит эту стадию, его перемещения уподобятся плывущему
дракону и летящему фениксу и станут необычайно прекрасными.
Третья стадия заключается в тренировке изменений позиций, все
переходы выполняются по собственному желанию. Внутреннее едино;
разум-воля и руководит телом шэнь. Вращаться нужно легко, свободно,
чередование форм следует производить по своему усмотрению, но не
сдерживать ритма таолу.
Главная особенность Багуа чжан - постановка шага при движении по
кругу. Ноги полусогнуты, движение начинается мощно, как прорвавшийся
поток воды, вращение совершается во все стороны, все формы слитны,
тело ловкое, шаг живой, вслед за шагом идут изменения поз. Пустое и
полное строго разграничены. Твердое чередуется с мягким. Во время
схватки с противником корпус вращается, поднимается и опускается,
количество переходов огромно. Багуа чжан ярко выделяется на фоне
остальных стилей ушу. Здесь следует "двигаться, как дракон,
крутиться, словно обезьяна, "играть" силой, как сокол, опускаться,
как тигр". Метафора "двигаться как дракон" довольно точно выражает
особенность перемещений в Багуа чжан. Например, такое выражение, как
"дракон, благодушно вздымающийся в небеса". Сравнение "крутиться,
как обезьяна" относится к движениям корпуса, когда необходимо быстро
и искусно разворачиваться, метаться и увиливать словно обезьяна.
Удачное сравнение для рук и для глаз - "играть силой, как сокол",
когда боец, словно сокол, вздымающийся ввысь и падающий камнем вниз,
бросает мгновенный взгляд и быстро работает руками. "Опускаться, как
тигр" - значит правильно сохранять стойки, ведь только свирепый тигр
величествен и крепок как скала.
Регулярные занятия в этой школе отлично развивают силу ног, улучшают
координацию и подвижность, воспитывают выдержку, храбрость и
твердость духа. Кроме того, этот замечательный стиль способствует
долголетию и является одной из эффективных школ китайского бокса.
Овладение правильными стойками
Голова
На занятиях положение головы должно быть следующее: "шея выпрямлена,
макушка тянется вверх". Нельзя опускать ее вниз или запрокидывать
назад, наклонять влево или вправо. Подбородок должен быть опущен и
втянут, голову тянуть вверх, сосредоточиваясь на макушке. Взгляд
должен непрерывно следить за ладонями, выражение глаз -
естественное.
Корпус
а) область груди: грудь расправить и развернуть, не выпячивать, но и
не втягивать, держаться естественно;
б) поясница: поясница выпрямлена. В движении она выступает в
качестве оси, поэтому все движения начинаются в пояснице, а затем
импульс передается на конечности;
в) ягодицы: таз вобрать внутрь, назад не выпячивать, ягодицы
подобрать, бедра собрать, живот наполнить энергией.
Ноги
Основой движения по кругу является правильно поставленный шаг.
Перемещения должны быть ровными, устойчивыми, отчетливыми. В
процессе вращения и перемещения колени должны быть чуть согнуты,
бедра - в "сидячем" положении. Степень сосредоточенности силы
зависит от положения ног, при правильной постановке - положение тела
стабильное. При движении ноги выносятся вперед, при падениях пальцы
ног хватают землю, ступня - в горизонтальном положении, Руки Плечи и
локти опущены, руки чуть согнуты в локтях, образуя дугу. Двигаясь по
кругу, плечи следует изо всех сил тянуть к центру окружности,
постоянно сохраняя равновесие. Ладони как бы собирают воздух
Овладение правильной техникой
1 "Тело должно быть ловким, шаг быстрым, все элементы движения -
тесно взаимосвязаны". Основа Багуа чжан - движение по кругу и
вращение во все стороны. При движении тело должно быть энергичным,
поступь - бойкой. За этой уверенностью обнаруживается легкость,
быстрота и непринужденность плывущего корабля. Постановка шага -
вдоль окружности. Носок развернут наружу так, что обе ноги вместе
образуют иероглиф "ба" (восемь). Одна нога, поднимаясь вверх,
ставится на землю носком внутрь, и потом, как бы закрываясь,
образует с носком другой ноги иероглиф "ба". Движения должны быть
предельно четкие. Параллельно с этим идет изменение положения
ладони, мгновенные подъемы и спады, вращения и закрутки, группировки
и раскрытия. Раскрытые стойки характеризуются спокойствием и
свободой, закрытые - внутренней собранностью при внешней
напряженности.
2. "Движения поперечные и продольные, для них характерна координация
и живость". В круговом движении шагов применяется различная техника:
толчки, подхваты, захваты, перемещения, задержки, блокировки,
перехваты и другие приемы. Сознание и движение идут параллельным
потоком и тесно переплетаются. Движения координированные, округлые и
живые.
3. "Насыщенность физической силой, чередование твердости и
мягкости". Вращения, сверления, отталкивание, захват - все это
разновидности трансформации силы. Вращение - это круговые движения
руками во все стороны; сверления - спиралеобразные движения руки
вперед; отталкивание - отталкивание руками наружу; захват -
охватывающие движения вовнутрь. Все эти четыре приложения силы
полностью различны. Так, например, круговые вращения не обладают
мощью, направленной вперед, а обладают только энергией вращения. Но
как только во вращении появляется элемент "сверления", тут же
круговые движения формируются в спиралеобразные движения вперед и
происходит резкое увеличение силы выходящей руки. Элементы
"отталкивание и захват" подчиняются аналогичным правилам. Захват
двумя руками хоть и использует энергию обхвата, но в нем нет таких
внутренних резервов, которые бы выводили активность наружу.
Естественно, что при этом не может зародиться ни внутренняя, ни
наружная сила. В багуа вся энергия возникает из четырех
основополагающих сил: схватывания, сверления, отталкивания и
вращения. Они рождаются в процессе непрерывного взаимодействия
противоречивых и дополняющих друг друга сил, твердости и мягкости.
4. "Концентрация духа, целостность силы". В движениях должна
проявляться находчивость и быстрота; дух сосредоточен на движениях;
дыхание естественное и непринужденное, в соответствии с постулатом
"дыхание - словно плывущие облака", вдох и выдох не жесткий.
Сознание, дыхание и сила не изолированы друг от друга, а напротив,
собраны воедино, иначе движение не сможет быть целостным. Действия
рук и ног также взаимосвязаны, в противном случае, в них не будет
последовательности. Только опираясь на сознание, дыхание и силу в их
нерушимом единстве, можно достичь гармонии, координации и
целостности |
|