ТРИЗ – Боевая машина – 3.
О дистанциях боя.
Бубенцов В.Ю. 30.11.2001, Москва
Запад с помощью ментальных методов изучает
физические методы, Восток с помощью физических
методов изучает ментальные методы. Соединение
противоположностей дает силу.
«Согласно концепции Жинкина, базовым компонентом мышления является
особый язык интеллекта (его-то и назвал исследователь универсально
предметным кодом). Код этот имеет принципиально невербальную природу
и представляет собой систему знаков, имеющих характер чувственного
отражения действительности в сознании. Это язык схем, образов…»
«УПК – язык, на котором происходит формирование замысла речи,
первичная запись личностного смысла. И движение от мысли к слову
начинается с работы этого несловесного коммуникативного образования.
Динамику же порождения во внутренней речи, по Жинкину, нужно
представлять в виде перекодировки содержания будущего речевого
произведения с кода образов и схем на язык вербальный».
[1]
Очень велика аналогия между решением изобретательских задач и
боевыми искусствами, (а также музыкой, причем в первую очередь я
имею в виду широко распространенное во времена Моцарта, а ныне
подзабытое искусство импровизировать на заданные темы)). В обоих
случаях имеет место работа с противоречивыми, неожиданными
ситуациями в ограниченный по времени и средствам исполнения срок.
Кроме того, решение в обеих ситуациях зависит в первую очередь от
способности импровизации с некоторым набором ментальных стратегий
(своего рода свободная заданность). И если в предыдущих статьях
«ТРИЗ – Боевая машина» и «ТРИЗ – Боевая машина –2» был очерчен
некоторый круг проблем и даны общие рекомендации, то теперь есть
резон предпринять попытку углубиться в материал.
Базовым понятием, с которого начинают обучение в школах единоборств,
является понятие дистанции боя. Дистанция в боевых искусствах,
упрощенно – это физическое расстояние от субъекта до объекта, на
котором возможно проведение тех или иных действий. Дистанции в ТРИЗ
можно определять по-разному – в зависимости от того, что мы примем
как объект нашего воздействия. Дистанцию можно определить:
- по степени абстрактности/конкретности рекомендаций, ведущих к
получению ответа;
- по степени конкретности (обобщености) ответа на полученный вопрос;
- представляется возможным сделать разделение на мыслеобразный поток
и Я-наблюдателя. Дистанция будет определяться между ними. Дальняя –
Я-наблюдатель видит большие фрагменты потока, средняя – два-три
фрагмента, малая – один мыслеобраз, с которым он во время работы
отождествляет себя, применяя к его преобразованию технику ближнего
боя (например, приемы разрешения ФП, ТП).
Возможен и такой подход:
- я обрабатываю мысленный поток издалека, аналитически – дальняя
дистанция;
- я обрабатываю мысленный поток аналитически и образно – средняя
дистанция;
- я обрабатываю мысленный поток образами, я почти сливаюсь с ним –
ближняя дистанция. Это момент слияния образов, момент образной
интерпретации, образного разрешения противоречия.)
Надо оговориться, что момент получения ответа – озарение – возможен
на любой дистанции.
Дистанция – это инструмент, который можно и нужно использовать.
Интроспекция (то есть внутреннее наблюдение за ходом мыслей,
разделения себя и потока мыслеобразов) позволяет по собственному
потоку мыслей подбирать необходимую технику – как боец по конкретной
атаке подбирает подсознательно адекватный ответ, вдещий к снятию
противостояния, то есть к победе.
Поскольку поток мыслей, мыслеобразов «инерционен», (что не новость
для тризовцев), то с инерцией его не надо бороться, а надо ее
использовать, с помощью соответствующих стратегий переводя этот
поток в положение, удобное для применения соответствующей техники.
В зависимости от дистанций и ТРИЗовские техники будут разделяться по
дистанциям, где они работают.
Также каждому человеку, как и в бою, и в быту, свойственна своя
комфортная дистанция. Отсюда и предпочтение тех или иных техник
изобретательства. Своя психология – свой стиль. И так же как при
обучении воинским искусствам после усвоения общей базы каждому
подбирают только ему от природы свойственную технику и стиль
поведения, так и при обучении методикам изобретательства надо
действовать аналогично.
Кроме того, при определении соответствия техник ТРИЗ определенным
дистанциям возникает ясность, где применять общеизвестные ментальные
стратегии (в первую очередь восточные) для воздействия на поток
мыслеобразов( например, чтобы в первую очередь использовать инерцию
потока и его противодействие внешним воздействиям), как это делает
опытный борец, таким образом переводя поток или отдельный мыслеобраз
для удобного использования той или иной техники ТРИЗ, или техники
иных методов. Здесь очень кстати оказываются тренировочные методы из
ряда психотехнических систем. Также, определившись с дистанциями для
разных техник, можно не только скомпоновать удобные комбинации
приемов (они наверняка будут индивидуальны), но и определить
оптимальную, естественную для каждого учащегося последовательность
обучения методам, его индивидуальный стиль работы, мышления, в
восточном понимания слова «стиль».
Прежде чем давать соответствие техник изобретательства каким-либо
дистанциям, надо дать базовым техникам вообще какое-либо
определение: зачем они, о чем они. Попробуем это сделать.
РВС – раздергивание, финты, придание ситуации динамичности.
Вепольный анализ – дает структуру конфликта и общую, абстрактную
схему ответа, с указанием на структуру решения и ресурс, его
обеспечивающий.
Стандарты – аналогично ВА.
Фантограмма (сюда включаются приемы фантазирования) – выход за рамки
шаблонов, осознание личных ограничений.
Принципы (11) разрешения Физического противоречия – задание мышлению
критерия для поиска интерпретации.
ИКР – определение направления поиска путем задания обобщенного
критерия, которому должен удовлетворять ответ, и обобщенного
ресурса, который должен это обеспечить.
Прием разрешения Технического противоречия – абстрактное описание
прецедента, в котором было решено некоторое Техническое
противоречие. Служит схемой для интерпретации по аналогии в терминах
решаемой задачи.
Законы – описывают общие тенденции развития систем.
Системный оператор – расширение поля зрения на взаимосвязи в системе
для прогноза или осознания.
АРИЗ – порядок применения операторов, схема для направления
мысленного потока. Стратегия. Но стратегий может быть много, и
разного уровня.
Техническое противоречие – выявление динамики конфликта.
Физическое противоречие – выявление сути конфликта.
Соотношения дистанций в единоборствах и мыслительной деятельности
Дистанция Боевые искусства Мыслительный процесс
Дальняя Удобна для маневра и изучения противника. Здесь есть время
подумать. Можно делать финты, отвлекающие движения. Использовать
удары по площадям, сильные удары ногами. Но вероятность успеха
невелика, так как защищаться тоже легко. Чтобы ударить, нужно делать
несколько (2) шагов к партнеру. Точно бить на дальней дистанции
сложно, это требует специального маневра и случайного раскрытия
противника. Я вижу со стороны поток мыслеобразов и могу менять его
ход, чуть подталкивая его. Работа максимально пассивного созерцания
издалека. Максимальное расширение круга внимания
Средняя Для удара надо сделать один шаг. Использовать и руки, и
ноги. Плотность боя выше, думать удается редко, в ход идут в
основном отработанные заранее связки. Тут экспериментировать с плохо
освоенными техниками становится опасно. Но противник видится
более-менее цельно, есть место некоторому анализу. Цена за ошибку
выше, но еще можно выйти из-под удара одним шагом. Средний круг
внимания. Работа со связкой мыслеобразов в 2-3, не больше.
Ближняя Работа на подсознательных рефлексах. Работает только самая
отшлифованная техника.Здесь ориентация на подсознательное чувство
партнера, предугадывание его движений, слияние с ним. Шагом выйти
сложно, так как можно попасть под удар на средней дистанции. Узкий
круг внимания. Работа-слияние с одни образом, активные
преобразования.
Соответствие элементов ТРИЗ дистанциям работы
№ Элементы техники ТРИЗ Дистанция
1 ТП Средняя
2 ФП Ближняя
3 Приемы решения ТП Дальняя ? средняя ? ближняя
4 Принципы решения ФП Средняя ?ближняя
5 ИКР Ближняя ? средняя
6 Законы Дальняя
7 ВА Средняя
8 Стандарты Дальняя ? средняя
9 РВС Средняя
10 Фантограмма Дальняя ? средняя ?
11 Системный оператор Дальняя
12 ОЗ Средняя
13 ОВ Средняя
14 ММЧ Средняя ? ближняя
АРИЗ в эту таблицу не вошел, поскольку он – метастратегия, а не
оператор или прием. Было бы интересно, кстати, посмотреть, как по
ходу АРИЗа меняются (пульсируют) дистанции.
Из приведенной таблицы видно, что большинство операторов работает на
дальней и средней дистанциях. Хорошо это или плохо? Наверное, ни то,
ни другое. Просто вот такая система.
Следуя логике обучения сначала на больших дистанциях, затем на
средних и потом на ближних, надо бы расположить порядок освоения
техник так:
1. Системный оператор, стандарты, законы
2. ТП, приемы решения ТП, ВА, РВС, ОЗ, ОВ
3. ФП, принципы решения ФП, ИКР, ММЧ.
Но зададимся вопросом: что легче – управлять и работать с одним
образом или с целой цепочкой образов?
Ответ будет неоднозначным: в зависимости от природных данных,
культурной традиции и системы обучения управлением мыслей (системы
психотехники).
Как один из вариантов возможна такая последовательность:
1. Знакомство с текстом задачи (формирование образа задачи)
2. Перефразировка задачи с учетом общих критериев (терминологии,
законов, нежелательных эффектов). (Преобразование образа с
задействованием цепочек других образов)
3. Перефразировка задачи с учетом структуры и взаимодействий.
(Работа с несколькими базовыми образами). Как вариант: выбор
вепольного решения, выбор ресурса и задание запроса на образ –
решение (переход к п.7)
4. Перефразировка (преобразование образа) задачи с учетом ТП.
Вариант: выбор приема (нескольких образов во взаимодействии с
базовым) и переход к п.7.
5. Перефразировка задачи (преобразование образа) с учетом ФП и ИКР.
6. Выбор принципа решения ФП
7. Задание запроса на образ – ответ
8. Получение образа
9. Интерпретация образа как ответа
10. Проверка ответа на соответствие критериям
В то же время возможна и иная, обратная последовательность, «взгляд
из надсистемы», задача как один образ, преобразуемый решателем. Хотя
в общем – то все сведется к пульсации типа образ ? вработка,
вживание в него (с использованием управляющего компонента при
интроспекции) ? порождение нескольких образов ? рассмотрение
цепочки, потока образов ? сужение его до нескольких образов ?
выделение одного образа ? вживание в него (с использованием
управляющего компонента при интроспекции) ? … и так далее. Конечно,
это укрупненная схема. Но она соответствует в целом логике как
единоборств (напряжение – расслабление, расширение – сжатие), так и
подобной же цикличности в рамках метастратегии АРИЗ.
Вывод:
В данной работе определено соответствие понятия дистанций работы в
единоборствах и мыслительной деятельности. Определены дистанции
работы для элементов техники ТРИЗ. Высказано предположение о
возможности использования ментальных стратегий и приемов боевых
искусств в сочетании с ментальными стратегиями ТРИЗ, как имеющими
общую природу – мышление человека. Некоторые практические применения
данной концепции, упражнения и примеры мы намереваемся изложить в
следующей работе.
|
|