ТРИЗ-Боевая машина-5
Отработка специальных навыков.
Бубенцов В.Ю. Москва, 8 апреля 2002 года.
После изучения 1 части базовых техник (а всего их две, вторая будет
дана позднее) настало время подойти вплотную к сочетанию методологии
ТРИЗ и базовых навыков работы с психикой. Уже использование
дистанций при работе с мыслеобразами по АРИЗ-85В дает ряд неоценимых
преимуществ по сравнению с традиционным подходом. В этом же
материале хотелось рассмотреть технологию выработки очень важного
навыка – навыка постоянного поиска задач вокруг себя.
Начинается все со знакомого уже упражнения - «Вспоминание прошедшего
дня». Напомним, как его выполнять.
Ежевечерне необходимо вспоминать весь прошедший день. Вы должны
вспомнить, что делали, с кем говорили, какие чувства испытывали при
общении с тем или иным человеком. Надо вспомнить не только визуально
прошедшие события, но и эмоционально, мышечно, на запах, вкус. Очень
важен здесь фактор не только сухой регистрации фактов, но и
эмоциональная включенность, оценка своих действий, осуждение плохих
поступков и спокойное отношения к хорошим (не надо гордиться!). Надо
стремиться акцентироваться на недопущении впредь осознанных ошибок.
Теперь добавим кое-что новое. Вспоминая ту или иную ситуацию, в том
числе окружающий фон (особенно техногенный), задавайте себе вопросы
о комфортности состояния в этот момент. Если есть хоть намеки на
некомфортность, вашу или кого-то из тех, кто вас окружает,
попытайтесь доискаться причины. Отсюда можно сформулировать и задачи
для себя. Например, вы вспомнили, что рассердились на человека,
шедшего впереди вас и не придержавшего дверь. Сразу у вас возникло 2
проблемы:
• Проблема несдержанности. - Почему рассердился? - Что-то делаю
нерационально, или впереди идущий сделал что-то не так? - Что? – Как
сделать рационально?
• Почему дверь надо придерживать? – Что не так в конструкции? – Как
это исправить?
Поработав неделю над этим упражнением, вы заметите, что задач
вокруг, особенно касающихся именно вас, необычайно много.
Теперь вспомним упражнение с бросанием шариков. Но выполним его
немного по-другому.
Начало упражнения прежнее. Сядьте на стул. Партнер встает за спиной
и без предупреждения и без малейшего шума бросает через ваше плечо
или перебрасывает через голову бумажный мячик (скомканный листок
бумаги). Но теперь шарик должен падать от вас на расстоянии
вытянутой руки, не дальше.
Теперь ваша задача – не только осознавать некоторое пространство
вокруг себя и регистрировать внезапное возмущение в виде шарика
отстраненно, не концентрируясь на нем, не вовлекаясь рефлексивно, не
дергая в его сторону взглядом. Теперь вы должны, увидев мячик,
горизонтальным движением руки ударить по нему, отбросив в сторону.
Попрактиковав это упражнение немного, вы убедитесь, что для успеха в
нем нужны ментальная расслабленность, внутренняя тишина, навык
мысленных отметок без вовлечения всего потока внимания и тело,
молниеносно выполняющее мысленную команду-образ.
А теперь замените мячик любой проблемной ситуацией, вашу физическую
реакцию – какой-либо техникой ТРИЗ. И в добрый путь. При этом
обратите внимание на то, что не должно происходить зацикливания на
одной задаче или на одном типе задач. Вы должны воспринимать как
задачу любое отклонение от внутренне стабильного душевного
состояния, и даже само это состояние рассматривать как задачу.
В дополнение к этой технике предлагаем вам освоить еще одно
упражнение, предложенное Р. Дилтсом в книге «Стратегии гениев»
Упражнение заключается в отслеживании в речи – устной и письменной,
чужой и своей, в книгах, докладах – словом, везде, где что-то
вербализовано, некоторых ключевых элементов. При отсутствии или
неопределенности этих элементов надлежит принять меры к их
исправлению.
• Простое опущение. Ключевой элемент выпал из поверхностной
структуры. Пример: «Я в недоумении». Сразу реакция с вашей стороны:
«В недоумении по какому поводу?». Ваша цель – восстановить утерянный
элемент в проблемном состоянии.
• Сравнительное опущение. Ссылка в сравнении опущена в поверхностной
структуре. Пример: «Лучше ничего не предпринимать» (лучше/хуже,
больше/меньше, более/менее и так далее). Реакция с вашей стороны:
«Лучше чем предпринимая что конкретно?». Цель – Определить и
уточнить критерий сравнения.
• Неопределенный референтный индекс. Существительное или объект не
определены. Пример: «Люди просто не учатся». Реакция с вашей
стороны: «Какие именно люди?» Цель – уточнить, к кому именно
относится утверждение.
• Неопределенный глагол. Детали действия или отношения не
определены. Пример: «Мне сложно выражать мысли словами». Реакция с
вашей стороны: «Как именно вам сложно выражать мысли словами? В чем
эта сложность выражается? Откуда вы узнали, что вам сложно выражать
мысли словами? Сложно в сравнении с чем?». Цель – Определить
проблемное действие, состояние или отношение.
• Номинализация. Говорится о действии или процессе как об объекте
или существе. Пример: « Я разорвал отношения». Реакция с вашей
стороны: «Кто относится к кому, по поводу чего и каким образом?»
Цель – Поместить искаженное действие обратно в утверждение о
процессе.
• Модальные операторы необходимости. Определяются правила и
ограничения поведения. Пример: «Мужчина не должен выражать эмоций»
(следует, нужно, должен, надо, необходимо). Реакция с вашей стороны:
«А что произойдет, если он это сделает?». Цель – определить
последовательность возникновения правили или ограничения.
• Модальные операторы возможности. Определяются правила и
ограничения поведения. Пример: «Я не могу выучить этот материал»
(невозможно, не буду). Реакция с вашей стороны: «Что вас
останавливает?». Цель – определить причину симптомов проблемного
состояния.
• Пресуппозиции. Что-то, что неявно требуется для того, чтобы понять
утверждение. Пример: «Если бы он знал, как я страдала, он бы больше
так не делал». Реакция с вашей стороны: «Откуда вы знаете, что он не
знает? Как вы страдаете? Что именно он делал? Почему вы решили, что
страдали?». Цель – Уточнить и прояснить неявно предполагаемые в
утверждении процессы.
• Универсальные квантификаторы. Обобщенная генерализация. Пример:
«Она всегда меня критикует». Реакция с вашей стороны: «Всегда? А
были ли случаи, когда она вас не критиковала? По какому поводу это
было?». Цель – найти примеры, противоположные ограничивающей
генерализации.
• Причина – следствие. Подразумеваемая причинно-следственная связь
между конкретным стимулом и реакцией. Пример: «Тон ее голоса меня
злит» (заставляет, вынуждает и т.д.). Реакция с вашей стороны: «Как
именно он вас злит? Почему вы так решили?». Цель – Определить
причинную связь, которая предполагается в утверждении.
• Чтение мыслей. Претендовать на знание чьего-либо внутреннего
опыта. Пример: «Он обо мне не думает». Реакция с вашей стороны:
«Откуда вы знаете, что он о вас не думает? Почему вы так решили?».
Цель – определить критерии, использованные для предположений о
внутреннем состоянии другого человека.
• Сложная эквивалентность. Когда о двух разных переживаниях
говорится так, как если бы они значили одно и то же. Пример: «Она не
успевает в школе…у нее проблемы с обучением». Реакция с вашей
стороны: «Каким образом ее неуспехи в школе означают, что у нее
проблемы с обучением? Если бы у вас были неуспехи в школе, означало
бы это, что у вас проблемы с обучением?». Цель – Проверить
достоверность отношения, которое подразумевается в сложной
эквивалентности.
• Утраченный перформатив. Оценочное суждение, в котором опущено
сообщение о том, кто вынес это суждение и как оно было сделано.
Пример: «Думать о собственных чувствах – это эгоизм». Реакция с
вашей стороны: «Кто сказал, что это эгоизм?». Цель – определить
источник и критерии, использованные при вынесении суждения.
Это упражнение полезно выполнять везде в течение дня. Услышали фразу
в транспорте – применяйте. Видите строку рекламы, слова диктора,
читаете газету – берите наобум любую вербализованную мысль, в том
числе свою собственную в ходе решения задачи, например, и
анализируйте.
Поупражнявшись так с неделю, вы получите массу новых навыков.
Особенно хорошо сочетать вместе это упражнение с упражнением
«Воспоминания прошедшего дня».
А в качестве завершения возьмите тексты разборов наиболее известных
тризовских задач и пройдитесь по ним как следует. Вас ждет масса
сюрпризов!
|
|