Бо-дзютсу
Самым классическим из всех классических видов оружия кобудо,
является Бо. Бо (на Окинаве до сих пор используется старое
название Кон) является шестом длинной 1800 мм, чаще всего
круглого сечения, выполненным из твердой породы древесины,
которая хорошо держит удары и при этом не колется и не слоится.
Более всего для этого подходит бук и его разновидности.
Точнее было бы сказать, что Бо, это название целого ряда
самых разнообразных шестов используемых в кобудо. Так, например,
существуют шесты другой длинны, конусообразные, эллипсовидные и
даже с рабочей поверхностью веслообразной формы (собственно
говоря это и есть весло). Правда, используются они гораздо реже
описанного выше варианта.
Бо-дзютсу по праву занимает привилегированное положение
среди направлений работы с оружием. И этому есть целый ряд
объективных причин, благодаря которым с этого предмета начинают
изучение кобудо. Во-первых, не смотря на простую и
незамысловатую, на первый взгляд, техническую базу, она дает
основные ключи к пониманию и освоению других видов оружия. Можно
с точностью утверждать, что всякий, кто освоил (именно освоил, а
не просто скопировал!) технику бо-дзютсу, сумеет освоить любой
другой вид оружия, но не всякий, кто овладел каким-то другим
предметом, сможет работать с бо. Это, так сказать, улица с
односторонним движением.
Простота техники бо-дзютсу только кажущаяся. На самом деле
это сложнейший и точнейший механизм взаимодействия положения в
пространстве, времени, энергии, передвижения, расслабления и
напряжения и еще доброго десятка разных параметров, которые,
естественно, не видны невооруженным взглядом.
Во-вторых, благодаря своим качествам, с помощью техники
бо-дзютсу можно успешно противостоять против любого другого
холодного (кроме метательного) оружия. Даже знаменитому
самурайскому мечу, который, не смотря на свое великолепное
изготовление, не способен с одного удара перерубить крепкий шест.
Людям, не знакомым с техникой шеста кажется, что бо
громоздкое, неповоротливое и мало эффективное, особенно в ближнем
бою, оружие. Безусловно, конструкция шеста максимально проста и
он не производит впечатление грозного оружия. И тем не менее,
именно заложенные в него возможности варьировать дистанцией,
площадью воздействия и многократным усилением энергии удара,
позволяет мастеру бо-дзютсу справляться с противником вооруженным
практически любым другим холодным оружием.
В-третьих, практика бо-дзютсу положительно воздействует на
организм занимающегося. Люди старшего поколения помнят, что в
семидесятых годах по отечественному телевидению шли передачи
утренней гимнастики, в которых нередко использовалась
гимнастическая палка. Бо, конечно, не гимнастическая палка, но,
тем не менее, заставляет активно задействовать весь
опорно-мышечный аппарат человека. Это только кажется, что в
технике работы с шестом используются только руки. На самом деле
правильное выполнение комплексов требует работы и ног, и корпуса,
и рук.
Но самое главное, это эффект воздействия на внутренние
органы. По своей сути шест является волноводом, своеобразным
каналом, по которому может течь энергия. Зная взаимосвязи
энергетических потенциалов в организме и умело используя внешний
волновод, можно активно влиять на те или иные внутренние органы.
В арсенале бо-дзютсу стиля Дзесин-Рю существуют ката,
правильное выполнение которых благотворно воздействует на
внутренние органы: легкие, печень, желудок и т. п. Естественно,
эффект достигается не от однократного, а от систематического
повторения этих комплексов.
Раз уж речь зашла о стиле Дзесин-Рю, то нельзя обойти
стороной одну очень важную отличительную особенность этого
направления. Речь идет о конструкции шеста. В стиле кобудо
Дзесин-Рю, и только в нем одном, используются бо эллипсовидного
сечения. Эта, вроде бы, незначительная деталь, играет важнейшее
значение. В технике владения шестом большое внимание уделяется
правильной работе рук. Точнее кистей. Все новички делают одну и
ту же ошибку. Видя, как мастер легким и изящным движением
выбивает шест из рук своего противника, они пытаются повторить
это. И, естественно, за счет приложения максимально возможной
силы, вцепляясь в свой шест мертвой хваткой. В результате,
отбитые руки и ничего больше.
Со временем, конечно, приходит осознание того, что скорость
и мощность выполнения техники зависят не от физических данных, а
от правильного чередования расслабления и напряжения в нужный
момент. И все-таки даже среди людей с довольно высоким уровнем
квалификации существуют серьезные проблемы при работе с шестом.
Секрет заключается в работе кистей рук.
При работе с бо положение кистей в начальную, промежуточную
и конечную фазу движения определяет силу и направление
воздействия, а также ударную нагрузку испытываемую шестом. Из
какого бы крепкого дерева он не был бы изготовлен, всегда
существует предел сопротивляемости, выше которого происходит
разрушение предмета. Во время поединка, в особенности с мастером
высокого уровня, ударная нагрузка может достигать сотен килограмм
на квадратный сантиметр. К тому же, воздействие приходится не на
всю плоскость оружия, а только на очень маленькую поверхность,
что еще больше усиливает эффект удара. Единственный выход из
положения, это растянуть площадь удара за счет скручивания шеста
и принять его под углом к продольной оси предмета.
Но и этого еще не достаточно. Вслед за первым ударом
последует второй, третий, четвертый и так далее до тех пор, пока
не будет допущенная роковая ошибка в обороне. Следовательно,
после парирования первого удара нужно иметь возможность выполнить
свою контратаку до того, как противник нанесет следующий. А для
этого необходимо, чтобы бо находился в удобной позиции для
выполнения соответствующей техники. Вся эта работа проделывается
исключительно за счет движений кистей рук.
Доходчиво объяснить эти довольно сложные вещи на
обыкновенном, круглом шесте, не просто. Еще труднее правильно
запомнить и отработать эту технику. Эллипсовидный же шест ставит
руки на место очень быстро. Достаточно только уяснить принцип и
уже не надо будет каждый раз запоминать как должны располагаться
руки в той или иной технике, в той или иной фазе движения.
Кроме этого, подобное сечение позволяет дополнительно
усилить ударное воздействие и снизить ответное за счет
использования эффекта эксцентрика. Более высокая эффективность
эллипсовидного шеста по сравнению с круглым, очевидна. Остается
только удивляться тому, что за столь длительный период развития
кобудо, только создателю стиля Дзесин-рю пришла в голову эта
идея. Пожалуй, это только еще раз подтверждает тот факт, что
хороших бойцов может быть много, но великих Мастеров единицы.
Так с чего же начинается изучение техники бо-дзютсу? Прежде
всего с фундаментального изучения основных, принятых в данной
системе стоек и передвижений. На этом этапе ученику еще не дают в
руки шест, и он практически ничем не отличается от начального
этапа изучения каратэ. Вполне понятно, что новички стараются как
можно быстрее пройти его, чтобы начать изучение настоящего (по их
мнению) кобудо. А зря! В боевых искусствах нет второстепенных
вещей, но изучение исходной базы особенно важно, так как тем
самым закладывается фундамент для будущей техники.
Если, скажем, на плохой, не качественный фундамент поставить
большой дом, то он рухнет. Это аксиома. То же самое происходит и
в единоборствах. Мне не разу не приходилось видеть ни одного
мастера (в истинном понимании этого слова) с плохой базовой
техникой. Зато нередко встречались специалисты с высокими
степенями, более или менее красивой техникой, годящейся разве что
только для кино и показательных выступлений (да и то не всегда) и
слабой базой. Никакая, даже самая виртуозная техника владения
оружием, не будет стоить ровно ничего, если ее обладатель не
будет плотно стоять на ногах, удерживать баланс, и, что особенно
важно, грамотно и своевременно передвигаться.
Если ученик не владеет базой стоек и передвижений, но уже
пытается изучать работу с оружием, то это, в первую очередь,
ошибка его инструктора, не сумевшего или не захотевшего объяснить
ему необходимость и важность начального этапа. После освоения
стоек и передвижений наступает черед изучения основной техники
работы непосредственно с бо. Это тоже не менее важный этап ибо в
течении него закладываются основные принципы и навыки работы не
только с шестом, но и с другими видами оружия. Овладеть им значит
получить возможность быстро продвигаться по ступенькам мастерства
владения техникой работы с оружием.
Мы уже говорили об этом, но это настолько важные вещи, что
позволим себе повториться. Почти все новички делают одну и ту же
ошибку, сильно сжимая в руках свое оружие. Это является
следствием вполне нормальной, с точки зрения обыкновенного
человека, реакции, ведь хватательный рефлекс появляется у
человека с самого рождения. При работе с оружием этот рефлекс
тоже необходим, но не всегда, а только в строго определенный
момент.
Большую часть времени бо, впрочем как и любой другой
предмет, удерживается расслабленными руками. Это необходимо для
того, чтобы иметь возможность оперативно управлять предметом,
переводя его при необходимости из плоскости в плоскость, из
состояния покоя в скоростное движение. Только расслабленные мышцы
способны на мгновенное сокращение. Напряженные же теряют это
качество и уже не способны выполнить ту работу, которая от них
требуется.
Реальный бой с оружием сильно отличается от того, который мы
привыкли видеть в многочисленных мордобойных боевиках. В кино
действуют законы жанра по которым любая демонстрируемая техника
должна быть прежде всего зрелищной, эффектной. То, что она при
этом может быть абсолютно не пригодной для поединка не играет
никакой роли. В реальном же бою все наоборот. Здесь важно
поразить своего противника максимально быстро и точно, затратив
при этом минимум усилий.
Не взирая на физические данные бойцов, которые могут и не
отличаться атлетическим телосложением, во время боя оружие
испытывает огромные ударные нагрузки. Сила и скорость их такова,
что мастер кобудо способен выбить оружие из рук своего менее
тренированного противника раньше, чем тот сообразит что
произошло. Во избежании этого в момент соприкосновения предметов
руки и все тело должны быть напряжены. Но только на то мгновение,
когда происходит сам удар (или блок), ни раньше и не позже.
Чередование напряжения и расслабления требуют от учеников
значительных усилий в освоении и доведении этого навыка до уровня
рефлекса. Но и это еще не все. Следующим важным моментом является
постановка правильной работы кистей рук. Об этом также уже шла
речь.
Но это но может перечеркнуть все наработанные навыки, а
может наоборот максимально использовать их. Имя этому но время.
Не то время, которое нам показывают часы, а то, которое течет во
время поединка. Измеряется оно не часами, не минутами и даже не
секундами, а мгновениями о которых так хорошо и, главное,
правильно пелось в популярном сериале Семнадцать мгновений весны.
Мгновением раньше и противник, разгадав ваш маневр изменил свою
атаку. Мгновением позже и контратака уже бесполезна так как
противник уже поразил вас.
Временной фактор вещь очень тонкая и деликатная. Этому
нельзя научить кого угодно. Ученик должен быть готов физически и
психологически к восприятию подобной информации. В сущности, все
обучение боевым искусствам в конечном итоге сводится именно к
искусству работы со временем и во времени.
FEDERATION OF TRADITIONAL KOBUDO AND IAIDO
|
|