Цигун - искусство дыхания.
В связи с проходящими у нас занятиями по жесткому цигуну и
тайцзи-цюань, мы стали получать множество вопросов от людей,
интересующихся искусством цигуна, однако, не совсем ясно
представляющих себе - что это такое и для чего предназначено (с
тайцзи-цюань дело обстоит лучше - этот вид единоборства и
самооздоровления известен в нашей стране уже достаточно давно). Мы
попытаемся вкратце рассказать о том, что такое цигун, какие виды
цигуна существуют, какова цель занятий этим искусством, и какой
именно вид цигуна преподается сейчас в нашем Центре.
О цигуне, вероятно, в наше время слышали если не все, то большинство
из тех, кто хоть немного интересовался когда-либо саморазвитием,
"нетрадиционными" методами оздоровления, боевыми искусствами,
целительством и т.п. Эта китайская дисциплина получила сегодня
распространение по всему миру. Переводится слово "цигун", обычно,
как контроль дыхания, дыхательные упражнения, искусство управления
внутренней энергией. Иероглиф "ци" (в наиболее распространенной
сейчас транскрипции, пхиньин: qi) означает воздух, дыхание, тонкую
энергетическую субстанцию, "прану", "пневму" и т.д. "Гун" (gong) -
работу, труд, дело, искусство. Итак, - искусство дыхания, работа по
управлению энергией.
Существует множество видов цигуна, которые могут очень сильно
отличаться друг от друга, как по своим целям, так и по форме
исполнения. С классификацией цигуна (по крайней мере, на Западе)
царит еще большая запутанность и неразбериха, чем с классификацией
видов йоги. Вообще, и помимо путаницы с терминологией, между йогой и
цигуном можно найти много общего. И та, и другая системы очень
древние, чрезвычайно изощренные и многообразные в способах
воздействия на тело и сознание, и в сферах применения. Обе они
изначально ориентированы на высшие духовные достижения, однако могут
иметь и вполне мирское практическое приложение, которое особенно
акцентируется в наше время на Западе.
В этом смысле цигун, пожалуй, изначально более "мирской", более
прикладной и ориентированный на практические земные цели, нежели
йога. Если асаны и пранаямы хатха-йоги в Индии начали использовать
("для здоровья") в отрыве от целостной философско-религиозной
системы совсем недавно, то многие упражнения цигуна уже с древности
рассматривались более практичными и "земными" китайцами лишь как
средство обрести физическое здоровье, силу, долголетие и т.п. А в
наше время, тем более, - так называемый "религиозный цигун", тесно
связанный с даосской алхимией, буддизмом или конфуцианством,
ставящий целью достижение совершенства, освобождения, "бессмертия" и
т.п. - уже редкость, экзотика - даже в самом Китае.
Сейчас под словом "цигун" в подавляющем большинстве случаев
подразумевается именно лечебный цигун. Существует масса направлений,
школ, систем, разнообразных комплексов лечебного цигуна, которые с
успехом практикуют люди уже не только в Китае, но и по всему миру. В
основе лечебного эффекта лежит усиление и гармонизация потоков
энергии (ци), циркулирующей по человеческому телу по невидимым
каналам (тем самым, которые используются в системе иглоукалывания).
Менее распространенный, чем лечебный, но не менее эффективный и
практичный вид цигуна - это так называемый жесткий цигун (ин-цигун).
Такое название закрепилось за ним сравнительно недавно, раньше же
его называли цигуном ушу, или боевым цигуном. Суть его в том, что
посредством дыхательных упражнений, медитации и укрепления тканей и
органов своего тела, человек обретает совершенно невероятные, на
первый взгляд, физические возможности и способности. Разбивание
голыми руками и головой гранитных плит и чугунных болванок,
удержание на себе невероятных тяжестей (измеряемых тоннами),
нечувствительность к ударам холодным оружием, способность подолгу
находиться в открытом пламени и брать руками, и даже ртом
раскаленные докрасна металлические предметы, по нескольку дней
"спать" закопанным в землю, проходить в невероятно узкие щели,
менять по желанию вес своего тела (ходить по воде, запрыгивать на
крышу или, наоборот, становиться тяжелым как скала) - вот далеко не
полный перечень "фокусов", которые демонстрируют мастера жесткого
цигуна. Однако, это отнюдь не фокусы и не цирковая иллюзия, а вполне
реальные, применимые в настоящем бою и в любой другой экстремальной
ситуации способности.
Одно из "испытаний", которые должен пройти монах, проверяющий свою
способность накапливать, удерживать и контролировать энергию "ци" -
лежа между досками с гвоздями, выдержать разбивание кувалдой на
груди 100 килограммовой каменной плиты (На фото: экзамен по методике
монастыря "Небесная река" в нашем Центре уверенно сдают и хрупкие
девушки).
Итак, все многообразие видов цигуна условно можно разместить в очень
простой системе классификации: религиозный, лечебный
(оздоровительный) и жесткий (боевой) цигун. Хотя, повторяю, это
разделение весьма условное. Во-первых, на пути к духовному
совершенству может оказать помощь любой из этих видов -
самооздоровление и лечение других людей, воспитание своего духа с
помощью боевых искусств - все это может стать частью практики
продвижения к высшим идеалам, к освобождению, спасению,
"бессмертию". Во-вторых, выраженный лечебный и укрепляющий эффект на
организм оказывают практически любые виды цигуна, независимо от их
цели и направленности. В-третьих, способности к различным "добрым
чудесам", в том числе и к ясновидению, к целительству, омоложению,
управлению погодой и т.п., которые могут демонстрировать некоторые
адепты как религиозного, так и лечебного цигуна, со временем,
бывает, развиваются и у усердных практиков жесткого цигуна, без
специальных к тому усилий с их стороны.
Еще одним интересным отличием жестких видов цигуна от "мягких"
является то, что способности, наработанные буквально потом (иногда и
кровью) в результате длительного исполнения простых, но
действительно, порой, довольно жестких и утомительных упражнений
жесткого цигуна, остаются с человеком практически навсегда. Или мало
помалу угасают, но чрезвычайно медленно и постепенно - и это лишь в
том случае, если человек не тренируется, ведет саморазрушающий образ
жизни и неразумно разбрасывает энергию.
Совсем другое дело с мягким цигуном. Здесь поначалу бывает очень
быстрый и впечатляющий прогресс, однако, зачастую необыкновенные
способности столь же быстро и неожиданно теряются безвозвратно. Было
немало примеров довольно известных мастеров цигуна (целителей,
ясновидящих, "телепортаторов" и т.п.), которые неожиданно быстро
"сошли со сцены", про них перестали писать и говорить - способности
исчезли также внезапно, как и появились. "Небесные Учителя", в
контакт с которыми вступают адепты некоторых "мягких" видов цигуна,
щедро одаривают своих земных учеников, однако в любой момент могут
лишить их своего покровительства, по не всегда понятным причинам.
Кроме того, работа с большими потоками энергии разного качества, без
предварительной суровой закалки физического тела может оказаться
опасной для психики. Некоторые приверженцы мягкого цигуна (особенно
доморощенные "мастера") страдают неуравновешенностью и чрезмерной
подвижностью нервной системы, что в конечном итоге приводит их к
срывам и заболеваниям. Поэтому, несмотря на кажущуюся жесткость и
простоту, и даже "грубость" некоторых упражнений ин-цигуна (по
сравнению с привычным "мягким"), при правильных и систематических
занятиях он оказывается куда более безопасным и надежным средством
оздоровления и развития сверхнормальных способностей (не говоря уже
об очевидной эффективности), чем многие виды "мягкого" цигуна.
В настоящее время в нашем Центре проводится набор в группу
начинающих занятия жестким цигуном по системе монастыря Тяньхэсы
(Небесная река), этап первый - "железная рубашка". Этап традиционно
рассчитан на 100 дней, реально в наших условиях его прохождение
может занять от одного до четырех месяцев (в зависимости от
состояния здоровья и усердия занимающегося), после чего все желающие
смогут сдать экзамен мастеру Шень Чжи и продолжить обучение на более
высоком уровне. Экзамен - дело сугубо добровольное, так как развитие
и проверка сверхвозможностей не являются самоцелью, главное в
занятиях - оздоровление, обретение хорошего самочувствия, прекрасной
физической формы и огромного запаса энергии. Те, кто не захочет
сдавать экзамен, также смогут совершенствоваться дальше, продолжив
занятия на втором уровне.
На наших занятиях обучающиеся помимо жесткого цигуна овладевают и
тайцзи-цюань стиля Чень. Такие комплексные тренировки позволяют
гораздо быстрее прогрессировать и в области цигуна, и в области
тайцзи. В настоящее время мастер Шень Чжи считается в Китае одним из
ведущих специалистов по этому виду боевого искусства, ему даже
присвоено звание "Князь тайцзи". Занимающимся в нашем Центре
ежегодно предоставляется уникальная возможность совершенствоваться
под руководством этого выдающегося мастера. |
|