После долгих и трудных раздумий… :) как можно описать
то, что передается напрямую, от учителя к ученику? Не словами, даже
не движением… присутствием… не знаю. Попробую. Придется
формализовать…
Уточню- так как русских и псевдорусских направлений сейчас в
достатке- какое направление представляю. Собственно, пышного
самоназвания, типа… «стиль могучей обезьяны» или «исконный ухват
Рода»… мы не имеем. Учитель называл просто «русский стиль»… я
добавлю- маятниковый. Ибо весь стиль вырастает из маятника… Вот что
сказал про маятник мой наставник:
Что такое маятник? "Это непрерывное движение от края к краю."
Каковы его свойства?
1. "Маятник включается спонтанно.
2. Он не имеет ни начала, на конца.
3. Имеет края, глубину, мягкость, жесткость и т.д.
4. Помогает быстрому движению- он молниеносен.
5. Имеет силу.
6. Ввводит в необычное состояние.
7. Создает своеобразное, эстетически верное движение.
8. Он ОЧЕНЬ эмоционален."
С п.2 по п.8- относится к внутренней и внешней стороне стиля. Т.е.
край, глубина и т.д.- существуют не только снаружи, проявляясь в
движении, но и внутри… в состоянии сознания и психики бойца…
Как в маятнике достигается единство внутреннего и внешнего? Просто.
Правильное движение (правильный маятник)- создает соответствующее
внутреннее состояние. И наоборот- соответствующее внутреннее
состояние делает правильным маятник.
Отсюда следует тонкость, не постигнув которой трудно рассчитывать на
успех… традиция исходит из того, что пришедший учиться- болен. Часто
физически, и всегда- духовно. Как достигается исцеление? Качая
маятник человек убирает паталогические психические и физические
«зажимы»- те искажения себя, которые он нарабатывал годами. Работа
происходит по двум направлениям- от тела и от сознания.
От тела- все психические проблемы «вылезают» на теле… проявляясь в
ограничении свободы, амплитуды движений и выражаясь в излишнем
напряжении определенных групп мышц. Существует методика снятия этих
напряжений- что благотворно сказывается на психике… здесь есть
определенные пересечения с телесно ориентированной терапией….
От психики- балансируется тело, балансируется психика… в принципе,
качающий позволяет своей душе отреагировать- т.е. проявить себя в
движении… «высказать» скрытое и отследить его… а отследив- убрать…
или преобразить…
Работа тонкая, требующая наблюдения учителя…
Собственно, это я пытался описать медицинский аспект стиля… Как это
связано с боем? Прямо. «Нормальный» человек свободен в восприятии-
т.е. адекватно оценивает ситуацию, и свободен в действии по
ситуации- и физически и духовно он идет не от рожденных в уме
патологий, а от здорового духовного начала…
Как это работает в бою? Помимо самой специфики маятника как
движения- позволяющей всегда находиться в плоскости, параллельной
плоскости атаки противника, есть такое понятие как эмоциональность и
образность. Эмоциональность дает энергетическое наполнение маятника,
образность канализирует эту энергию в определенное русло…
Подход к движению… считается, что существует одно (иногда несколько)
оптимальных двигательных решений ситуации. И что подсознание
(интуиция, инстинкт- кому что нравится) всегда выбирает именно его.
Отсюда задача- не мешать. Убрать контролера. Мы не нарабатываем
приемов- мы учимся осозновать и реагировать… конечно же, есть
технические тонкости- но нет «правил для реагирования».
Как это достигается? В том числе- Игрой. Играй с партнером, играй с
противником… серьзность- это остановка жизни… остановка жизни-
возможная смерть…
Радость- вот что должен испытывать качающий… если ты не радостен- ты
не в маятнике…
С чего начать и как работать с маятниковыми формами? Начинать нужно
с уч. формы (ф.1) и долбить ее до тех пор, пока не поймаешь суть
безостановочного движения и не станешь четко приходить в края. Я
работал только эту форму месяца полтора, пока не начало получаться
нормально. Во времена далекие, теперь почти былинные... учеников
выдерживали в уч.форме по полгода- т.к. помимо физ.навыков эта форма
дает необходимое уплотнение внутреннего ритма и выравнивает психику.
После чего начинают изучаться ф.4 и 5, через некоторое время или
параллельно - ф.2 и ф.3. Ф. 4 и 5 работаются как самостоятельно, так
и с партнером- он бьет, ты качаешь. После четкого усвоения ф.4 и 5 -
можно продолжать изучение других форм, но обычно к этому моменту
человека пробивает на импровизацию (комбинирование) маятниковых
форм. Дальше- процесс творческий. Для работы с формами применялись
различные хитрости- качали на положенном на землю тележном колесе (у
него сильно выступает ступица), качали бегая по двум поставленным
параллельно на высоте над землей бревнами и т.д. Все это обязательно
должно сочетаться с дыхательными (через 1-2 месяца после начала-
хотя, думаю, это индивидуально) и статическими упражнениями.
А вот и повод испытать радость... ученическая (начальная)
маятниковая форма:
Ноги вместе, руки на бедрах (к паху). Тело натянуто- прямые спина,
ноги, шея. Плечи развернуты. Корпус чуть подан вперед- в целом это
напоминает строевую армейскую стойку.
Тело ЦЕЛЬНО поворачивается влево- затем без остановки вправо... и
сразу назад... и снова... Точка вращения- голеностоп. Т.е. на месте
остаются только стопы, все остальное- слитно движется. Глаза
открыты.
ВАЖНО- поймать в крайней точке момент, когда движение начинается в
обратную сторону САМО. Этот момент и это положение тела называется
"край".
Не стоит гнаться за скоростью. Сначала стоит прочувствовать край,
избавиться от излишнего напряжения и почувствовать сам принцип
неприрывного движения...
Вот.
Продолжу по ученической форме. Дополнительное упражнение- И.п. тоже,
но ноги на ширине плеч. Начинаете качать как описано выше. Через
некоторое время руки ставятся на пояс- потом на нижние ребра
(контроль вдоха)- затем кладуться сзади на шею- выпрямляются вверх
ладонями вместе- далее руки идут вниз - шея, ребра, пояс, пах.
Качание, как вы понимаете, при этом не прерывается.
Веерные блоки. Из И.п. при начале движения в левый край
расслабленная левая рука выносится по траектории влево- вверх в краю
достигая максимума. Движение идет к другому краю- лывая рука идет
вниз, правая с края начинает движение вверх, достигая максимума в
правом краю (левая, соответственно- минимума). И так... можно очень
долго :) Основная задача- увлечься тем, что делаешь. Кстати, ловите
образы, которые рождает это движение- один из них (или несколько)
будут ваши. И будут включать это движение...
Хлест. Из И.п. при начале качания руки отпускаются в свободый полет.
Выглядит это примерно так - при качке в левый край лывая рука
захлестывает до правого бока, правая- до левого. Руки должны быть
совершенно расслаблены и летать свободно. Отслеживайте плечевой и
локтевой зажимы- их надо убрать. Высоту захлеста и место приложения
кисти можно произвольно менять- от ног до головы. Помимо освоения
специфического хлестового движения этим упражнением делается набивка
тела, а также- самомассаж...
Форма 2. Из И.п. - качание влево - вправо, точка сгибания- поясница,
ноги чуть уходят в сторону, обратную наклону. Угол наклона - 5-10
гр., задача - качать без остановки, пружиня из стороны в сторону.
Качание без зависания в конечной точке, голова качается равно с
телом. В принципе, эта форма используется для уклонения от прямого
удара в голову без смещения опоры (или работы с опоры), основная же
ее задача - дать человеку почувствовать "натяжение" возникающее в
теле - специфические напряжения, результат которых - ощущение тела
как натянутой струны.
Желающим поработать эту форму с прямым ударом - на небольшой
скорости (возрастает по желанию)- партнер бьет - уклон, возвращение
без задержки в и.п. с выносом руки с бедра как в веерном блоке (при
уклоне вправо левой и наоборот). Бьющую руку противника сбивают или
захватывают. Следует удар другой рукой - и уклон в другую сторону.
Угол уклона в этой отработке - по чувству!!! Не вычисляйте
градусы...
Форма 3. Из И.п. - качание вперед - назад, точка сгибания- поясница,
ноги и тело по отношению к точке сгибания образуют один угол - 5-10
гр., задача - качать без остановки, пружиня из вперед/назад. Качание
также без зависания в конечной точке, голова качается равно с телом.
Всегда помните - край там, где для продолжения дальнейшего движения
в эту сторону требуется дополнительное усилие! Отслеживайте ощущение
натяжения в теле.
Эта форма - при работе с базы - когда тело назад- работает против
удара в голову (бокового или короткого прямого), тело вперед -
обрабатывается удар в живот. Можно попробовать - противник бьет в
голову - уклон, сразу за ним - возвращение с контратакой руками -
любым способом. Пря атаке прямым ударом можно делать захват бьющей
руки с одновременной протяжкой на себя и прямым контратакущим ударом
ногой... Угол уклона в этой отработке - также по чувству!!! Впрочем,
и манера исполнения, и тип контратаки - все как вам удобнее, так
пусть и будет...
Форма 4. Из И.п. - толчком стоп тело выносится в левый край,
разворачиваясь перпендикулярно фронту. При этом вес тела - на левой
ноге,шея, корпус и нога (прямая) - составляют прямую линию,
положение - крайнее перед точкой падения. Лицо и корпус с тазом
развернуты вправо. Правая нога прямая, носком цепляется за землю -
контроль точки падения такой - если отпустить носок правой ноги -
начнете падать на спину или вбок. Руки прямые, вынесены в стороны,
особое внимание - на прямоту ладоней и пальцев. В начале изучения
форма фиксируется в крайней точке- важно прочувствовать напряжения,
возникающие в теле и убрать лишние. Откат к другому краю
производится общим сбросом напряжения. Важно заметить, что небольшое
напряжение - тонус - все равно остается в теле при переходе от края
к краю. Выглядит это примерно так: край - максимум напряжения -
сброс и переход - минимум напряжения - край - максимум.
Буду благодарен, если неясности по этой форме напишите мне в
гостевой или мылом. Форма эта - учебно/боевая.
Некоторые тонкости. Чтобы движение от края к краю не затухало,
всегда сохраняйте в теле тот минимум напряжения, который позволяет
поддерживать заданый ритм и темп. Т.е. маятник на постоянном
расслаблении просто не качается - никак, это противно его природе. В
краях напряжение достигает своего максимума, между краями -
минимума, но никогда не исчезает совсем!
Форма 5. Из И.п. (такое, как в ученической форме) - толчком стоп
тело выносится в левый край, разворачиваясь перпендикулярно фронту.
При этом вес тела - на левой ноге,шея, корпус и левая нога (прямая)
- составляют прямую линию, положение - крайнее перед точкой падения.
Лицо и корпус с тазом развернуты влево. Правая нога прямая, носком
цепляется за землю - контроль точки падения такой - если отпустить
носок правой ноги - начнете падать вперед или вбок. Руки прямые,
вынесены в стороны, особое внимание - на прямоту ладоней и пальцев,
в свое время это натяжение даст вам почувствовать, что такое "жива".
В начале изучения форма также фиксируется в крайней точке. Откат к
другому краю производится общим сбросом напряжения, при это руки
падают к бедрам как плети и, задев их примерно на середине пути к
другому краю, снова идут вверх. Особое внимание- опорной ноге.
Стоять на ней нужно жестко, стопа- не доворачивается в сторону
движения, смотрите за "замком" в бедрах. Форма эта - учебно/боевая.
В нее можно уходить, к примеру, от бокового рукой (хука)- хук
правой- уход к правому краю, при этом левая рука подцепляет бьющую
руку противника и... дальше как угодно! :) В этой же форме
нарабатывают прямой удар. И много еще чего...
Некоторые тонкости. Очень важная деталь, которую я явно не указал- в
маятниковых формах 4,5 и производных от них- обязательно происходит
отклонение центральной вертикальной оси тела (условно делит тело
человека пополам) в сторону края, причем вместе с телом гармонично
отклоняются и голова и ноги. Для отработки форм используется
следующий метод: напротив вас встает товарищ с колом в руках и
наносит удар сверху вниз ровно по вашей центральной оси. Вы
выполняете одну из форм (4 или 5). Товарищ мерно бьет в это место
(где был ваш центр в ИП), вы в это время переходите от края к краю.
В ф.4 палка должна максимум попадать по колену свободной ноги, в
ф.5- чиркать по ягодицам. Это минимальное отклонение оси, которое
можно позволить.
Форма 6.Итак, форма маятникового "сжатия". Выполняется так - из И.П.
уход на левую ногу, колено сгибается, корпус наклоняется к ноге, как
бы вбивая ногу в пол. Тело скручивается- в конечном положении лицо
смотрит на пятку свободной ноги, соответственно закручивается
корпус. Руки захлестнуты вокруг тела. Это край. К другому краю-
вылетают руки, обычно это получается выше уровня головы (траектория
рук)... т.е. как бы собрался в шар- из шара вылетел и на вылете
руками до неба дотянулся :)) можно листочки сбивать, ветка должна
быть на расстоянии вытянутой руки... и снова- в край, в шар. Эта
форма ухода от боковых и круговых ударов.
Немного про "боевой" маятник. В чем отличие "боевого" варианта от
учебного? В ногах. В боевой ситуации человека "зажимает"
инстинктивно - он старается минимизировать себя как цель, быть
поближе к земле, соответственно, колени подгибаются и "втягивается"
пах. Т.е. в боевом варианте более ярко выражено такое свойство
маятника, как "расширение-сжатие". Расширение (распрямление ног,
подъем по вертикали, раскрытие рук) - на активных действиях - атаки,
контратаки, сжатие- уходы, уклоны, перемещения, варианты защиты.
Зачем в ученических формах прямые ноги? Во-первых, для освоения
собственного центра тяжести, принципа маятникового движения и таких
специфических вещей, как напряжение и натяжение.
Как нарабатывается "боевой" маятник? Как вариант предлагаю работу в
ф.5. Ставится два стула примерно так, чтобы в краях ягодицы касались
их сидений. И начинается обычное качание- от сиденья к сиденью.
Можно - с ударом разноименной рукой наискось к фронту в сторону
края. Затем стулья убираются, и работается такой вариант- несколько
качков в приседе- выход в краю вверх с ударом рукой или ногой- снова
вниз- потом опять вверх. Избегайте "качания" на месте, когда человек
фактически только крутится вокруг свой центральной оси, не отклоняя
ее от вертикали - это бальшая ошибка. Отклонятся должно все тело
соразмерно- и ноги, и корпус.
Еще про "боевой" маятник. Есть такая внутренняя штука, называется
"насос". Познается он как разница между напряжением в краю и
расслаблением посередине траектории. Возникает своеобразное чувство
внутренней "накачки", своеобразного энергетического подъема... с
помощью насоса можно влиять на противника... если внимание держать
на нем...
Работа с центром тяжести в движении. Делается примерно так - край по
любой форме, движение к другому краю продолжается толчком живота -
точнее, низом живота под пупом. Этот толчок задает направление
движения. В краю движение начинает раскручиваться к другому краю -
толчок животом позволяет ломать траектория. Получается нечто,
похожее на перемещения пьяного человека. Руки свободны (на
определенном этапе цельности руки могут вести, может голова...).
Ноги вбиваются в землю четко и ритмично - топотуха должна быть
качественной. При правильном исполнении внизу живота ощущается зона
локального напряжения...
Некоторые тонкости. При качании ф.4, 5 и других распространена
ошибка - голова в крайнем положении вытягивается вперед или
опускается к груди. Подобного делать нельзя, т.к. это проявление
контролера. Голова держится прямо! Для убирания ошибки качают продев
за спиной (вверху) под руками гимнастическую палку.
Комбинирование форм. Делается оно просто - к примеру, в краю ф.5
доворачиваемся на опорной ноге в край ф.4, из него - переходим в
обратный край ф.4 и в нем доворачиваемся уже в край ф.5, из него - в
обратный край ф. 5 и повторяем цикл. Подобные комбинации можно
плодить во множестве, главное уловить принцип их построения.
Вот пример использования подобной комбинации (лучше сначала
попробовать медленно): напарник бьет прямой - уход в край ф.4,
второй прямой - в край ф.5, третий прямой - в край ф.4 и т.д. и т.п.
Наработка прямого удара. Для начала - как складывается кулак: на
ладонь левой кладем мизинец правой и сжимаем кулак, не слишком
плотно обхватывая мизинец. Вытаскиваем палец - получается крепкая,
но полая конструкция :) Большой палец боком первой фаланги плотно
прижимается к боковине второй фаланги указательного пальца.
Амортизация такой конструкции позволяет гасить встречный импульс при
столкновении с поверхность без потери ударной силы, сброс которой
происходит в первое мгновение контакта, причем возникающая
деформация кулака практически не представляет травматической
опасности.
Собственно по отработке удара. Начинают его нарабатывать из ф.5,
соблюдая все требования к этой форме в плане правильности
выполнения. Из и.п. (руки предварительно подняты на уровень лица по
бокам-у щек) рука вылетает одновременно с поворотом тела, при этом
важно чтобы рука была достаточно свободной, т.е. ее дивижение
включалось естественно от запуска тела, а не волевым ипульсом,
особенно следите за тем, чтобы не закрепощать плечо. В конечной
точке фиксации нет- т.е. удар пришел-тюк- точка- и сразу к другому
краю. Свободная рука ждет на уровне лица, локти прижаты (только
зажимать их не следует) к телу. Локоть в конечной точке смотрит
вниз. Рука прямая или чуть согнута-как получится. Есть еще один
вариант отработки - также работается ф.5, только удар производится
не по направлению движения, а под углом гр. в 45 к нему. В этом же
варианте можно работая сесть низко- как я описывал в "боевом"
маятнике.
Как держать спину. Стать прямо. Плечи максимально свести вперед
(вверх не поднимать). Спина при это выгнется дугой. Копчик чуть
подать вперед-вверх (по направлению к подбородку). Спина натянута -
руки расслаблены. Это боевой вариант постановки спины. Это маятник
"расширения-сжатия". При выполнении технических действий такой
маятник работает вместе с маятником качания .
Как не "засыпать". "Засыпание" - это обычная ошибка у всех тех, кто
начинает работать маятник. Выражается оно в "опрокидывании" всего
внимания внутрь тела и, как результат - улете от реальности. Т.е.
человек оказывается не в настоящем моменте, а в некоей
псевдореальности, провоцируемой движением. Это чревато всякими
осложнениям. Как избежать "засыпания"? Во-первых, для этого
используется качание на одной ноге (уч.ф., вторая нога сгибается и
поджимается к опорной у сгиба колена) или любой неустойчивой
поверхности (два кирпича, поставленные на торцы и т.п.). Состояние,
возникающее при этом следует запомнить и руководствоваться этим
ощущением как эталоном. Во- вторых, внимание следует распределять
равномерно, часть в теле, часть снаружи. В-третьих, надо помнить
себя. Т.е. не улетать в мыслях в ту или иную сторону, а четко
осозновать кто ты, где ты и что делаешь. Для этого надо чувствовать
тело полностью. Есть специальные упражнения. Сидя или стоя
сосредотачиваем все внимание на чувстве правой стопы и ощущениях в
ней. Стопу надо воспринимать целиком. Далее внимание переносится на
голень, происходит расширение сферы внимания, которая теперь
охватывает ногу до колена. Далее ход такой - бедро-правая половина
тела, правая половина головы, правая рукая начиная с кисти или плеча
(или рука-потом голова, если так удобнее). Далее, удерживая внимание
на правой стороне тела, расширяем внимание на левую, начиная со топы
и далее. Одновременно происходит своеобразное "объединение" внимания
и ощущения тела в нечто целое. Когда объединения завершено,
переносим внимание на звуки вокруг. Надо стремиться воспринимать все
звуки одновременно, такое возможно только при расширении внимания
без привязки к источнику звука. Аналогично - с запахами, ощущать все
запахи, достигающие носа :) Последнее - взгляд. Фиксируясь на
предмете стараемся воспринимать переферическим зрением и обстановку
вокруг него. Перенос точки фиксации - перенос сферы обзора. В
достигнутом состоянии начинаем качать формы, при этом добавится
эмоциональная составляющая, о ней потом. Да, не стоит "тужиться"
стараясь удержать внимание, должен присутствовать тонус,но не
напряг. Полезно перенести данный способ внимания в повседневную
жизнь. |
|