ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКИХ ЕДИНОБОРСТВ
М.
ШАТУНОВ
РУССКАЯ
БОЕВАЯ ГИМНАСТИКА
МОСКВА
ТЕРРА-КНИЖНЫЙ КЛУБ
1998
УДК769
ББК 75.7 Ш28
Шатунов М.
В.
Ш28
Русская боевая гимнастика. — М.: ТЕРРА— Книжный клуб, 1998. — 240 с.
— (Энциклопедия русских единоборств).
ISBN
5-300-02313-2
Книга знакомит читателя
с искусством владения собственным телом, представляет взгляд на
человеческое тело, в основе которого лежит традиционная
славяно-русская культура, дополненная современными научными
открытиями в этой области.
УДК769 ББК
75.7
ISBN
5-300-02313-2
©
ТБРРА—Книжный клуб, 1998 © «Научная книга», 1998 © М. В. Шатунов,
1998
Третья
книга исследователя русской состязательной традиции М. В. Шатунова
знакомит читателя с искусством владения собственным телом в
различных жизненных ситуациях. Особое место отведено рассмотрению
культуры движения в рамках общеславянской соревновательной и
воинской практики. Русская боевая гимнастика изменит ваше отношение
к своему телу и его возможностям, научит одерживать победы над
противником, привлекая естественные ресурсы собственного организма.
Материал издания насыщен культурно-историческими данными, которые
будут интересны самому широкому кругу читателей.
К своему
телу люди относятся по-разному. Одни склонны его любить, другие его
ненавидят или сожалеют о своем телесном существовании, некоторые
же, наоборот, преисполняются счастьем, глядя на себя в зеркало. Но
одно можно сказать с уверенностью — никто не относится к своему
телу равнодушно. Почему так? Уверен, каждый может ответить на этот
вопрос по-своему и каждый будет прав со своей стороны. Кого-то
угнетает избыточный вес или, наоборот, выраженная худоба, кому-то
его тело доставляет душевный и физический комфорт, других мучает
необустроенность внутри собственной плоти, постоянно напоминающей о
себе болями и неудобствами передвижения. И хотя все мы разные, но
задумываться о состоянии и возможностях своего тела приходится
каждому из нас.
Огромная
роль в формировании отношения к своему телу принадлежит системе
ценностей и взглядов, которые можно определить как культурные
стандарты и идеологические штампы, принятые в обществе. Вокруг этих
ценностей
вырастает
целая индустрия, занимающаяся удовлетворением возрастающих телесных
потребностей. В формировании интереса к этим потребностям
принимают активное участие множество сторон, начиная от адептов
экзотических восточных систем и кончая расплодившимися нынче
школами совершенствования по американскому образцу.
За время
тесного знакомства с этими вполне прибыльными направлениями у меня
сложилось четкое представление, которое можно выразить в следующих
словах: никто из представителей этих систем не заинтересован в
качественном изменении сознания занимающихся. Все цели этих
организаций сводятся к получению прибыли. Более того, ни одна
система не дает четких проверенных знаний, которые на практике могут
самостоятельно применяться занимающимися. Обучают, как правило,
узконаправленным практическим приемам без должного теоретического
фундамента (западная традиция), либо делают акцент на
историко-мифологическом обосновании до крайности формализованной
практики (дальневосточная традиция).
Свою цель
вижу в том, чтобы ознакомить читателя с иным подходом к
человеческому телу, в основе которого лежит традиционная
славяно-русская культура, дополненная современными научными
открытиями в этой области.
Первая
часть книги будет посвящена подробному анализу возможностей
человеческого тела. Кроме того, возможности тела будут рассмотрены
в контексте расовой специфики движения, которая обусловлена
особенностями эт-нобиомеханики. Национальная специфика подхода к
телу человека будет объяснена в рамках культурологии и
историографии, кроме этого, будут задействованы данные
этнопсихологии. Параллельно с этим будут анализироваться
представленческие мотивы традиций, оказывающих свое влияние на
современную систему ценностей жителей России.
Также
будет проведен подробный разбор биомеханической модели, явившейся
результатом условий существования европеоидной расы, с указанием на
особенности ее функционирования. Исследование проведено с учетом
социо-культурной специфики славяно-русской этнической среды и ее
влияния на культуру движения. Всесторонне освещены будут и вопросы
расширения возможностей контроля за собственным телом, при этом
будут обозначены допустимые границы этого расширения. Вниманию
читателя также будет представлена концепция влияния пространства на
человеческое существование.
Как
правило, все разговоры о культуре водятся к декларированию
маловразумительных и абстрактных позиций, принятых в академических
кругах и поражающих своей надуманностью и бесполезностью. Пожалуй,
единственная, вполне конкурентная и осязаемая часть любой культуры,
а именно, культура движения, почему-то никого особенно не
интересует. Очевидно, потому, что это вполне конкретная наука,
точная и объективная, как, например, механика или математика,
следовательно, наука, не допускающая безответственных выводов.
Однако,
несмотря на формальное отсутствие дисциплины, изучающей культуру
движения человека, она все же существует. Хотя, так ли это? Не
постесняемся усомниться в приведенной выше аксиоме, так как именно
с сомнения начинается настоящее знание. Существует ли на самом деле
некая всеобщая, мировая или, если угодно, вселенская культура
движения? Простой логический анализ фактов не дает никакого
утвердительного ответа.
Я все же
склоняюсь к выводу, что дефиниция "мировая культура движения" — это
всего лишь мертвая, абстрактная схема, годная только для упражнений
в спекулятивной философии, являющейся точно такой же бесплодной,
как и наполняющие ее понятия.
Дабы не
плутать более в дебрях методологии науки, предлагаю от абстрактных
схем перейти к конкретным фактам, только совокупность которых
способна прояснить нам суть поставленных вопросов.
Начнем с
того, что все культурные феномены обусловлены. А поскольку темой
разговора является культура движения человеческого тела, то,
значит, обусловленность этого вида движения соотносится именно с
человеческим телом или, проще говоря, с его биомеханикой. Подробно о
биомеханике мы поговорим в дальнейшем, а прежде обсудим только
основные моменты.
Итак,
условно организм человека можно было бы представить как
биомеханическую конструкцию, само устройство которой программирует
набор двигательных схем. В первом приближении человек именно таким
и видится. Причем любой человек, независимо от расовой или
национальной принадлежности. Весь людской род организует способы
движения своих представителей на основе единой биомеханики и
законов, управляющих ею. Значит, если существует универсальная
механическая биомодель и существуют универсальные способы
функционирования этой модели, то должна существовать и универсальная
двигательная культура. Вот в этом схематизме и таится один из
основных пороков человеческого сознания — стремление принести истину
в жертву логике и симметрии. Например, если истина выглядит как не
укладывающийся в красиво составленную систему парадокс. А парадокс
состоит в том, что, несмотря на все сказанное в защиту мировой
культуры движения, ее не существует в реальности, так как в
реальности ее место занимает сплошное двигательное бескультурье.
Если мы
воспользуемся теорией парных чисел, разработанных А. К. Беловым, то
мы сможем понять вышеозначенный парадокс. Например, если мы
возьмем всем известный закон перехода количества в качество и
обратим вектор его развития в обратную сторону, то смысл полученной
формулы "перехода качества в количество дает нам ключ к ясному
пониманию проблем. Ведь при огромном количестве носителей
какой-либо программы действия ее качество, а следовательно, и
эффективность нивелируются до предела.
То же
самое происходит и с культурой движения. Поэтому она имеет свои
четкие расовые очертания; еще более сильной спецификой обладают
национальные способы движения, региональные и так далее, доходя до
личности каждого отдельно взятого человека.
Поскольку
крайние обобщения — это такой же порок сознания, как и крайняя
конкретность, здесь не стоит рассматривать ни мировые процессы, ни
процессы, связанные с отдельной личностью. Так как вся работа
ориентирована на анализ русской культуры движения как
национального феномена европейской физической культуры, мы поговорим
о нем подробнее.
Начнем с
того, что каждый этнос обычно имеет в своем составе несколько
разновидностей биомеханических моделей. Так сложилось, что самые
разнообразные типы человеческих тел имеют общие особенности и
типичные отличия друг от друга. Это обстоятельство можно расценить
как приспособительную реакцию организма к конкретным условиям среды
проживания.
На
практике это выглядит примерно так. Поставьте рядом китайца и
японца. Несмотря на их принадлежность к одной расе, они по внешнему
виду, в том числе и по манере двигаться, сразу же установят, что
относятся к разным народам. А вот европеец может их запросто
перепутать, так как для него — все на одно лицо. Получается, что для
одного народа является существенным отличительным признаком, то
другой народ может вообще не заметить. Не потому, что невнимательно
относится к соседу, а просто потому, что он другой. Другой во
всем: в качестве и направлении мышления, в манере и способе
одеваться, в языке, предпочтениях и в умении двигаться. Различия
необходимы хотя бы потому, что каждый народ, живя в своем
пространстве, тысячелетиями выстраивал способы существования в
нем, что не могло не сказаться на всех сферах его деятельности. В
первую очередь взаимодействие с окружающими природными условиями
порождало системы выживания в них. Система выживания, другими
словами, и есть физическая культура, по крайней мере, это ее
классическое определение.
Для того
чтобы выжить, человек стал укреплять в себе качества, способные
помочь в этом процессе, и в дальнейшем стал их намеренно развивать.
Это была одна из форм приспособления к среде обитания.
Поскольку
главным инструментом борьбы за существование для человека всегда
являлось его тело, то именно развитие телесных возможностей стало
занимать одно из главных мест в его жизни. Ведь практически вся
необходимейшая работа выполнялась собственными руками. Поэтому во
все времена так высоко было ценимо хорошее физическое развитие.
Разумеется, жизнь в природе требовала от человека определенных
качеств, гарантирующих выживание его как вида. Но люди, из-за своей
слабой приспособленности к суровым условиям существования пошли
путем создания собственной среды обитания. С этого момента
человечество перешло из природного измерения в социальное. Но и
социальность тоже может быть очень разной по качеству у различных
народов.
Иначе не
существовало бы антагонизма между разными странами и типами
цивилизаций. Вспомните хотя бы всем известный пример из истории.
Любое сильное государство, а точнее, его граждане считают именно
себя носителями истинной культуры и единственным очагом
цивилизации. В разные периоды на разных континентах повторялась
одна и та же история. Так, на Востоке Япония и Китай считали себя
цивилизованными, а своих соседей варварами. На Западе Греция и Рим
придерживались точно такой же точки зрения, как, впрочем, и
Византия, а затем Османская империя.
А что же
на Севере, еще точнее, в России? Эта территория даже географически
до такой степени разнородна и разнообразна, что и типы сознания
людей, живущих на ней, так же разительно отличаются друг от друга.
В связи с этими особенностями организации сознания русского
человека все наши соседи отмечают, что именно мышление русских почти
целиком состоит из парадоксов, часто взаимоисключающих. Да и вся
наша жизнь сплошной вопрос и парадокс, следовательно, и культура
тоже.
Россия
практически единственная в мире страна, которая на протяжении своего
многотысячелетнего существования* так и не достигла расцвета.
Неужели это хроническая нежизнеспособность? Или, еще хуже,
историческая отсталость и культурная недоразвитость?
Помните, я
говорил раньше, что народы сильно отличаются друг от друга не только
физическим обликом и культурой, но и типом социальной организации?
Здесь и кроется разгадка. Наверняка еще по школьным занятиям
историей многие из вас помнят, что существуют классические
цивилизации востока, запада и юга, а про север Европы вспомнить
что-либо такое очень трудно. Может, на севере не было цивилизации?
Она была и есть, а вот будет ли, это мы узнаем в дальнейшем.
Россия
представляет собой уникальный, единственный тип цивилизации и
культуры, не похожий ни на один из других типов почти ни в чем.
Начну с того, что в России отсутствовало классическое рабство,
годное только для "настоящих" цивилизаций античности.
Отсутствовали классические типы политических систем и форм
экономики. Да мало ли еще таких явлений, которые, с точки зрения
"просвещенных и развитых"
государств, представлены в России в ущербном виде или отсутствуют
вовсе!
Выводы,
которые делают наши соседи из этого положения вещей, крайне
однобоки, а в подавляющем большинстве случаев просто неправильны.
Поскольку общепринятым считается говорить о русском варварстве и в
нем искать корень зла, именно с этих позиций нас и рассматривают
представители цивилизованного мира.
Но давайте
подумаем, разве у явления может быть только одна сторона? Поскольку
в России живет огромное количество тех самых варваров, которых нужно
срочно окультурить, то не резонно ли рассматривать эту проблему с
обеих сторон?
Май 1996
года. Москва. Недалеко от Москвы-реки проходят тренировки и семинары
по славяно-горицкой борьбе, точнее, по разделу русского штурмового
боя. Занятия ведет сам создатель системы — Александр Константинович
Белов. Он, как обычно, серьезен и сосредоточен. Пока группа
готовится к занятиям, а пары бойцов ищут свободное место, мы,
участники семинаров, следим за происходящим. Народу на поляне, как
обычно, много, но среди этих людей взгляд вдруг натыкается на
человека, который никак не вписывался в развернувшуюся перед нами
картину. Мой напарник и сосед по палатке сразу же вслух заметил:
"Смотри, стопроцентный иностранец". На мой риторический вопрос,
почему он так думает, ведь парень переодевается вместе со всеми и,
явно, пришел на тренировку, он задал встречный вопрос:
— А ты
стал бы надевать новый спортивный костюм, зная, что минут через
десять польет дождь?
— Конечно,
не стал бы, во что бы он превратился!
— Вот и я
бы не стал. К тому же перед тренировкой он съел апельсин.
В общем,
в действиях этого человека не было ничего особенного или
преступного, но вел он себя так, как никогда бы себя не повел наш
соотечественник. Зная о том, что мой напарник уже закончил два
курса иняза и хорошо говорит по-английски, я заранее поздравил его с
тем, что, вероятнее всего, именно ему придется инструктировать
нашего гостя. Так оно и случилось. Иностранец оказался итальянцем,
но по-английски говорил вполне прилично, поэтому трудностей в
общении не было. Поскольку пары у меня не было, я инспектировал ход
занятий, стараясь ничего не упустить. При этом в поле моего зрения
постоянно маячила пара, вторым номером в которой был итальянец.
Для нашего
гостя эта тренировка наверняка стала чем-то незабываемым. Начну с
того, что Александр Константинович демонстрирует элементы на такой
скорости, что и наметанный глаз не сразу способен отследить его
движение, что уже говорить о новичках.
Поэтому
Карло, так звали итальянца, постоянно просил повторить движение и
показать его медленно. В результате из сотни связок, показанных А.
К. Беловым на этом занятии, итальянец сумел только поверхностно
ознакомиться с десятком комбинаций. Вы скажете, что тут
удивительного, ведь он же новичок. Но даже самые бездарные новички,
попадавшие на занятия, хотя бы к концу тренировки начинали
раскручиваться. А итальянец не понимал, как мы двигаемся, он не
понимал смысла и эффективности нашей системы движения.
Вот
наиболее показательные ментальные позиции, свойственные западному
цивилизованному миру, я их просто перечислю.
— Зачем
нужно тренироваться на улице?
— Почему
это нужно делать под дождем?
— Почему
вы деретесь без перчаток?
— Почему
борьба называется именно так?
Не правда
ли, показательный перечень вопросов? В последние годы я все чаще
стал выслушивать подобные вопросы от своих соотечественников. И
мне не остается ничего другого, как начать на них отвечать.
На улице
нужно тренироваться в любую погоду именно потому, что в реальном бою
вы будете драться в привычных для вас условиях.
Мы деремся
в основном без защитной амуниции, так как в ситуации уличной драки
или рукопашного боя защитных средств никто не применит.
На
последний вопрос вам ответят книги этой серии.
Наблюдая
за процессом обучения итальянца, я искренне сочувствовал своему
напарнику, так как он пытался объяснить, зачем нужно заниматься
славяно-горицкой борьбой, на таких примерах, которые могут быть
понятны только русскому человеку. Возьмем такой. Группа
отрабатывает действия одного против многих нападающих. Карло задает
вопрос: для чего это нужно? Его наставник начинает терпеливо
втолковывать примерно следующее:
"Представь, что ты провожаешь свою девушку домой, вдруг к тебе
подходит компания мордоворотов и хочет ее увести, ты же должен
будешь за нее заступиться". Вот тут начинается реакция, которая
возможна только у цивилизованного человека: "Но ведь это
хулиганство, нужно вызвать полицию!" Еще пример. Многих смущает,
что атаковать нужно первому, так сказать, невзирая на численность
лиц и их фактуру. Смутило это и Карло, который решил, что не всегда
нужно драться, ведь можно убедить словесно. На это мой напарник
опять привел пример из нашей действительности: "Не дожидайся, пока
тебе приставят нож к горлу и вытряхнут твои карманы, нужно пресекать
враждебные действия в зародыше! Понял?" Самое поразительное, что наш
гость из Италии не обратил ни малейшего внимания на слова о ноже,
приставленном к горлу. Его глубоко возмутило посягательство на его
личные вещи. Вероятно, на западе уголовники действительно настолько
уважают своих сограждан, что не станут вытряхивать из них честно
заработанную мелочь, а полиция стоит на страже общественного
порядка. Поэтому и драка на улице там похожа скорее на фарс, нежели
на демонстрацию жестокости и насилия. И уж тем более далеко тамошним
жителям до наших мастеров уличных столкновений.
Рассказанный мною эпизод должен был показать, насколько мы разные.
Кроме того, у вас есть повод лишний раз убедиться в том, что, по
крайней мере, в умении выживать и драться нам не у кого учиться.
Наоборот, этому умению учатся у нас, как во многих государствах
ближнего зарубежья, где славяно-горицкая борьба занимает свое
прочное место в системе подготовки служащих госбезопасности и
внутренних дел, взять хотя бы Казахстан.
Да и всеми
любимые и уважаемые японские мастера очень внимательно следят за
развитием русского рукопашного боя системы Белова. Даже сняли
фильм, качественный и профессиональный. Только вот смотреть его
будут не мои соотечественники, а японцы. Как выяснилось, их больше
интересует система русской профессиональной драки.
Причина
интереса иностранцев именно к славяно-горицкой борьбе вполне проста.
Эта система боя построена на фундаменте русской двигательной
культуры. А она всегда вызывала живейший интерес в зарубежье. Взять
хотя бы русскую школу классического балета. Думаю, не надо лишний
раз говорить, что эта сфера русской культуры всегда вызывала бурю
восторгов не только у себя на родине, но и за границей. Русский
балет, русская литература, русские танцы и народные промыслы
известны во всем мире. Закономерен и рост известности русских
единоборств. Но если за границей пользуются спросом изделия мастеров
хохломской росписи и вологодские кружева, то все же никто там не
пытается насадить и культивировать отрасли русской национальной
традиции. Да и к единоборствам русским интерес скорее культурного
плана, нежели практического, так сказать, утоление жажды любопытства
к национальной экзотике.
Почему же
современные жители России с таким жаром отдаются изучению не своей,
а чужеродной культуры движения? Кроме отсутствия информации по
этому вопросу, сказалась и своеобразная не заинтересованность в
созидании собственной физической культуры, поскольку самосознание
русского этноса не вырабатывало ортодоксальных установок,
защищающих эту сферу национальной культуры, как это, например,
происходит на Востоке.
В связи с
тем, что основой физической подготовки русского человека служил
тяжелый физический труд, условия быта и природные условия, а не
заботливо оберегаемая и развиваемая система обучения с
тысячелетними традициями и институтом наставников, единственным
спасительным звеном стала игровая и праздничная традиция.
Вот как
влиял профессиональный навык на технику, применяемую в бою. Скажем,
пастух, привыкший действовать на пересеченной местности и прекрасно
управляющийся с кнутом и крючковатой клюкой, необходимыми для
управления стадом, так же успешно мог применять свои навыки в бою.
А скоморохи, будучи отменными плясунами, жонглерами и лицедеями,
могли совершенно спокойно применять свои умения в разведывательной
деятельности и в открытых столкновениях. Не говоря уже о крестьянах
и ремесленниках, для которых кулачный бой и борьба на протяжении
многих веков оставались практически единственным развлечением.
Воины-профессионалы, разумеется, всегда были самыми
последовательными сторонниками системной боевой подготовки.
Когда
упала значимость физической подготовки в военной среде, тогда же и
физический труд стал постепенно заменяться машинным производством.
Таким образом, одно из главных звеньев в физическом развитии
человека было исключено из его жизни.
Постепенно
функции, возлагаемые людьми на свои тела, стали передаваться
различным механизмам и техническим приспособлениям.
Даже такие
элементарные нормы жизни живых организмов, как защита себя от
нападения или отстаивание своих физических прав, были перепоручены
специально созданным общественным институтам.
Поскольку
в современной цивилизации тело человека перестало выполнять свои
функции, оно перестало быть инструментом выживания. Следовательно,
способы выживания, такие, как рукопашный бой, тоже стали терять свое
значение, превращаясь в самооборону, где главное не победить, а
избежать нападения и, следовательно, конфликта.
Очень
многие современные мыслители, озабоченные состоянием духа русской
нации, говорящие о том, что от века к веку духовность великороссов
непоправимо деградирует, почему-то стараются упорно не замечать,
что процесс духовной и физической деградации — это прежде всего две
стороны одной медали.
Мудрецы
всех времен всегда были склонны видеть причины духовного
несовершенства человека именно в его телесной деятельности. Исходя
из постулата о нечистоте и греховности плоти, они выводили догмат о
невозможности достичь духовного совершенства через телесную
деятельность. О том, насколько убого такое понимание человеческого
существа, можно было бы и не говорить, но подобные идеи по сей день
дают свои ядовитые всходы.
Для того
чтобы понять, что тело человека это такое же, в принципе,
совершенное творение, как и его душа, многим людям не хватает
жизни. Многие годы маясь от болезней и полжизни простояв в очереди
за лекарствами, страждущий никогда не захочет понять, что в его
болезнях виновато его неумение двигаться, держать осанку и его
нежелание понять, что тело, так же, как интеллект и психика,
нуждается в заботе и развитии.
За годы
преподавания рукопашного боя через мои тренировки прошло множество
людей, многие из которых и понятия не имели о двигательных
возможностях своего собственного тела. Постепенно у меня вызрело
четкое убеждение в том, что существует прямая и обратная связь между
объемами движения, на которые способен человек, и объемами его
сознания, точнее, развитием сознания.
Человек,
не пытающийся выползать из тюрьмы своих каждодневных движений, и
свою жизнь, и мир вокруг себя воспринимает так же серо и убого.
Такие люди не чувствуют радости от своего существования,
захлебываясь в мелких мыслишках и бытовых неурядицах.
Разнообразный физический труд ушел в прошлое, рукопашный бой в
силовых структурах подменен формальной практикой. Даже умение
танцевать стало уделом немногих. Но несмотря на неблагоприятные
условия, культура движения все-таки не умерла и продолжает
существовать и развиваться, пусть и среди небольшого числа
сторонников.
Это
меньшинство живет не благодаря, а вопреки, на все события в жизни
имея свою точку зрения. Что удивительного в том, что люди хотят
постигать смысл существования через практику телесного движения?
Ничего. Как нет ничего удивительного в том, что после определенного
срока занятии гимнастикой, в том числе и русской, наступает точка
замерзания, результативность тренировок больше не возрастает, а
мотивировка, толкающая человека вперед, постепенно ослабляется. То
же самое происходит в спорте, когда все возможные рекорды
установлены, все титулы получены и все возможные деньги заработаны
— человеку остается только жить прошлым и перебирать пыльные
реликвии. Выходит, тупик? Физическая культура конечна и нужна только
для реализации практических программ, не более? В плане развития
физического потенциала — да.
Физкультура как самоцель, движение ради движения приводят именно к
таким результатам. Совсем противоположные итоги имеет практика
боевого применения тела.
Когда тело
всесторонне развито, подготовлено к стрессам и сильным нагрузкам,
оно становится инструментом выживания в ситуациях, когда, казалось
бы, шансы на выживание иллюзорны. Физическая культура вообще
становится только подготовительным этапом к вхождению в
пространство боевого применения своего тела.
Состояние
боя безжалостно вскрывает все недочеты физической, психической и,
что крайне важно, умственной готовности человека к экстремальным
ситуациям.
Бой — это
та грань, которая показывает все достоинства человеческой личности,
всю мощь духа воина.
Боевая
культура связана с культурой движения настолько тесно и такими
крепкими узами, что порою отделить одно от другого невозможно.
К примеру,
как оценить правильность движения плясуна? Можно оценить с точки
зрения композиционного и технического совершенства, эстетического
впечатления, произведенного на зрителей, то есть оценить искусность
и красоту движения. Но с годами человек может постареть, утратить
двигательное совершенство — и оценки из восторженных превратятся в
критические.
Не секрет,
что большинство единоборств построено по одним стандартам с
танцевальной культурой того народа, в котором они возникли. Но бой
не терпит условностей, и движение в драке оценивается с точки
зрения легкой выполнимости, простоты, экономности усилий, четкости
траектории, а главное — эффективности.
То есть в
зависимости от условий применения культура движения меняется по
форме и содержанию, меняются цели, средства и способы достижения
результата. Например, можно махать ногами, как в русской плясовой,
заботясь только о красоте движения и произведенном на наблюдателя
впечатлении, но можно выполнить удар ногой в драке по той же
траектории, и между ними будет огромная разница. В первом случае
главное — эстетический критерий, во втором случае — критерий боевой
целесообразности и расчета. Да и в самой боевой культуре не все
однозначно. Одно дело — игровой бой, совсем другое — бой увечный;
впрочем, бой смертный тоже мало похож на первые два. Все дело в
целях и смысле боя.
Игровой
бой нужен для снятия стресса, для получения удовольствия от
движения, для вырабатывания непринужденности движения и
профилактики травматизма. Людей, практикующих игровые бои типа
поддавков, столь популярных нынче у недалекого обывателя, бойцами
и тем более воинами считать нельзя. Кстати, практически все
современные "боевые" искусства тяготеют к такому типу развития.
Взять хотя бы айкидо и его адептов с их неугомонной страстью
доводить любые активные действия до абсурда, в чем они безусловно
поднаторели, доведя до абсурда собственную систему. То же можно
сказать и про фанатов формальных упражнений различных стилей
каратэ.
Нужно
четко отличать гимнастические комплексы с использованием элементов
единоборств от боевых систем.
Тем не
менее даже большинство боевых систем состоит из эклектического
набора приемов, порой не связанных друг с другом.
В
большинстве случаев, когда мы сталкиваемся с рекламой какого-либо
вида единоборств, нас привлекает как раз то, что все они обещают
полную нашу безопасность во время занятий и потрясающую
эффективность в бою. Что и говорить, сладкая ложь в данном случае
нравится больше, чем горькая правда.
Как же
выбрать школу для занятий и как удостовериться в ее эффективности и
профессионализме преподавателя?
Во-первых,
никогда не доверяйте голословной рекламе, убедитесь сами.
Во-вторых: задайте интересующие вас вопросы преподавателю;
в-третьих,
нужно не просто поприсутствовать на тренировках, а обязательно
поучаствовать самому. Постарайтесь перед этим хотя бы просмотреть
имеющуюся литературу по этому виду боя, учебные видеофильмы и записи
соревнований, если таковые имеются.
Ни в коем
случае не доверяйте своему первому зрительному впечатлению. Боевые
искусства — это как раз та отрасль человеческой деятельности, в
которой и глаза и уши могут подвести вас. Постарайтесь испытать
эффективность системы на себе. Это очень просто можно сделать,
вызвав на поединок по свободным правилам одного из учеников
мастера. Отказ драться под предлогом того, что вы можете сильно
пострадать, как правило, маскирует недееспособность направления
или конкретной школы.
То же
самое можно сказать, если на вас пытаются надеть кучу амуниции и
загнать в ситуацию с жесткими ограничениями правил. Кроме того, не
стесняйтесь удостовериться в наличии диплома у вашего инструктора.
Как
правило, школы восточного происхождения смотрятся выигрышнее своих
европейских конкурентов. Одной из причин такой популярности
являются специфические формы воздействия на противника и нормы
движения, которые европейцу и в голову бы не пришли.
Судите сами, насколько более экзотично выглядит
мастер, застывший в неестественной стойке в красивых шелковых
одеждах, ожидая атаки только для того, чтобы поразить супостата
единственным движением, направленным в его биологически активную
точку. Есть от чего прийти в изумление, особенно если логика и
рационализм говорят о том, что опытный нападающий в состоянии
искалечить статичного энерготерапевта в считанные секунды, то
такое отважное поведение последнего |