Кодекс
«Къонахалла»
-
Главной целью и смыслом жизни къонаха является
служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк).
Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных
интересов.
-
Къонах присягает и служит только Отечеству. Ради
Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких
обстоятельствах, къонах не поступается личным достоинством и
честью.
-
Высшим проявлением служения къонаха является
защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне
или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для
къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
-
Созидательный труд во благо Отечества в мирное
время является таким же долгом къонаха, как и защита своей
страны во время войны. Труд не только не унижает, а, наоборот,
возвышает достоинство къонаха.
-
В любых обстоятельствах Къонах должен проявлять
уважение к Отечеству и выбору своего народа. Он должен уметь
подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору,
даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
-
Къонах должен помнить о том, что для него
Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он
вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью,
къонах покидает Отечество.
-
В служении Отечеству Къонах не ждет благодарности
за свои деяния. Для къонаха нет выше награды, чем благодарная
память народа.
-
Поступками и чувствами къонаха управляет разум, а
сердце помогает ему избежать крайностей. Но основа отношения
къонаха к миру – человечность. Все, что находится за ее
пределами, недостойно къонаха.
-
Сущность человечности – в мудрости, гуманном
отношении к миру и людям, милосердии и сострадании. Гуманность и
милосердие къонаха проявляется не только в сострадании к людям,
а в их защите и помощи. Къонах должен быть милосердным прежде
всего к слабым и немощным.
-
Справедливость – истинная мера в отношениях
къонаха с людьми. Он должен быть справедливым к другим так же,
как и к себе. В своих действиях къонах исходит из принципа
взаимности: «Не делай другим того, что может быть неприятно
тебе».
-
Благородство къонаха проявляется не только в
справедливости, но и в почтительности, уважении к людям,
независимо от их возраста и социального статуса. В общении с
людьми он должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным.
-
Главным богатством къонаха является его честь и
личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести
вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь
лишь через достойную смерть.
-
Духовная чистота – это зеркало, в котором
отражается внутренняя сущность къонаха и его деяния. Без нее не
может быть подлинной человечности и сострадания.
-
Истинное мужество проявляется в терпении и умении
управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость – это мужество с
закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни
своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество знающего,
осознанный шаг навстречу смерти.
-
Истинная вера и справедливость являются высшей
духовной целью къонаха. Сущность мира къонах познает умом и
сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. В религиозных делах
къонах руководствуется словами Пророка: «Нет принуждения в
религии».
-
Къонах должен постоянно оттачивать свой ум,
постигать мудрость и опыт других, изучать науки, дающие ключ к
познанию мира, так как только через знание можно прийти к
истинной вере и постижению справедливости.
-
Къонах должен быть скромным в религиозных
ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не
подменяет истинной веры формой. Для къонаха внутренняя сущность
веры всегда важнее ее внешнего проявления, так как первое угодно
Всевышнему, а последнее – людям.
-
Къонах готов достойно встретить любые испытания,
которые ему пошлет судьба. Но он помнит, что Всевышний всегда
оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за свой
выбор перед Богом и людьми.
-
Надежда на Всевышнего не покидает къонаха
никогда. Она помогает ему и в неравной битве, и в любых сложных
обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и
терпения.
-
Къонах терпимо относится к представителям других
религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов
или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно
несовместимо с истинной верой.
-
Къонах не должен посягать на личное достоинство и
честь других людей. При этом он должен быть снисходительным к их
слабостям и ошибкам.
-
Къонах должен уметь не только отстаивать свою
правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с ним, если
оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре более
слабому противнику является не слабостью, а проявлением
благородства.
-
Сделанное ему добро къонах возмещает многократно.
Ведь благодарность является чертой благородного человека. Сам же
он не ждет благодарности за содеянное добро.
-
Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и
в печали. Тень грусти на лице и мрачное молчание неуместны на
пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В любой
ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
-
Къонах должен уважать и почитать своих родителей,
заботиться о них, обеспечивать их старость. Он должен делить с
ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.
-
В своей семье къонах должен быть таким же
справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он
должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до
оскорбления или физического наказания членов семьи.
-
Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в
общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить,
прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не
дает ему повода восхвалять самого себя.
-
Честь и достоинство женщины для къонаха
неприкосновенны. Къонах никогда не позволит в своем присутствии
обидеть женщину.
-
Жизнь женщины для къонаха неприкосновенна
вдвойне. Къонах ни при каких обстоятельствах не поднимет на нее
оружия, даже в виде угрозы.
-
Къонах никогда не причинит боли и страдания
ребенку. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы
пожертвовать жизнью и здоровьем детей.
-
Жизнь и свобода гостя для него дороже собственной
жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего
преступление.
-
В чужой стране къонах должен не только соблюдать
ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в
той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В
этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.
-
Благородство (оьздангалла) къонаха проявляется в
культуре его поведения (гIилакх). Никакие обстоятельства не
могут заставить къонаха нарушить этикет.
-
Дружба для къонаха священна. Ради дружбы Къонах
готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата,
уважает как отца и почитает как дорогого гостя.
-
В дружбе къонах должен быть верным и преданным.
Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. Он в равной
степени познается и в дружбе, и во вражде.
-
Великодушие – это мера отношения къонаха к врагу.
На войне къонах должен соблюдать меру дозволенного по отношению
к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
-
Къонах проявляет по отношению к побежденному
врагу благородство и милосердие. Он предпочитает благородного
врага ненадежному другу.
-
Къонах не должен применять оружие против
безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать
посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
-
Къонах должен по возможности избегать поединка с
более слабым противником, так как любой исход такого боя не
прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок
неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать
оружие и быть снисходительным к нему.
-
Къонах не должен уклоняться от боя с сильным
противником. Но он всегда предпочитает мир войне, если такое
возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному
достоинству.
-
Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции
своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относиться к
своему прошлому и к истории своего народа.
-
Къонах в течение всей жизни должен заниматься
совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить
своему народу с максимальной пользой.
-
Къонах отвечает за свои слова и поступки. Он
выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой
собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
-
Здоровое честолюбие может быть присуще къонаху,
но зависть к чужой славе или богатству – недостойна его. Она
лишает ясности разум, наполняет ядом сердце. Там где зависть, не
может быть человечности, а, следовательно, и милосердия.
-
Чувство соперничества может помочь къонаху
быстрее достичь цели, но оно неуместно по отношению к другу или
брату. При этом соперничество во имя Отчизны - благородно, во
имя личной славы – недостойно.
-
Къонах должен избегать лжи и клеветы, как и
людей, от которых она исходит. Он никогда не говорит о людях
того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших
в беду къонах говорит хорошо или ничего.
-
Правдивость и искренность къонаха истекают из
мужества. Но нет ничего более недостойного для него, чем
лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда
порождает предательство.
-
Учтивость и почтительность не должны переходить в
заискивание и низкопоклонство перед богатыми и влиятельными
людьми. Особую почтительность къонах должен проявлять только по
отношению к женщинам и старейшим. При этом почтительное
отношение к старшим является проявлением воспитанности, к
женщинам – проявлением мужественности, к младшим – благородства.
-
Ни при каких обстоятельствах Къонах не должен
посягать на чужую собственность.
-
Къонаху не противопоказано накопление богатства.
Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха может
послужить не только его интересам, но и интересам его народа и
Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие
качества любого человека, так же, как и чрезмерная
расточительность – разорить самого богатого. Щедрость же
приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
-
Къонах должен мужественно переносить все тяготы
жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.
-
Къонах с уважением относится к своему оружию,
чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не
применяет его ради наживы или неправедного дела.
-
Къонах должен быть готов к смерти в каждое
мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Но къонах не
должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать
судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
-
Смерть къонаха должна быть такой же достойной,
как и его жизнь.
|
|