Владислав Лебедько
Архетипические особенности
проявления Мужского и Женского начал (Первые шаги Структурной
Алхимии).
«Жизнь – всегда
стремление к большему,
для
грубого ли
лавочника, для изысканного ли мистика»
(Дж.Фаулз «Волхв»)
Введение
Любое
взаимодействие человека с другими людьми и с миром строится на
основе особенностей его внутренней структуры. Деформации внутренней
структуры при этом играют существенную роль, закрывая ресурсы для
гармоничных отношений и реализации внутреннего потенциала. Знание
подобных деформаций и умение их корректировать несомненно важно для
пути индивидуации человека. Возможны различные системы координат,
позволяющие работать с разными деформациями внутренней структуры.
Далее, исследуя этот вопрос, я буду опираться на систему координат,
позволяющую рассматривать структуру человека, представленную во всей
совокупности противоположностей, - которая отражена, прежде всего, в
основных противоположностях: Мужского и Женского.
Такую систему
координат я подобрал в процессе исследований и работы с «потоками
сознания», имеющими пересечение с архетипами коллективного
бессознательного (К.Г.Юнг) и арканными субстанциями (Алхимия). Такая
система координат представляет из себя ортогональный базис из трех
осей, так что любое состояние человека в его взаимодействии с
другими людьми может быть представлено точкой или некой областью в
этом базисе. Конкретный мужчина или женщина может быть представлен,
как полупространство, описываемое пятью координатами: АНИМА, АДАМ,
ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА (мужчина) и АНИМУС, АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ, ЦАРИЦА
(женщина). Деформации именно этих архетипических фигур (или арканных
субстанций), задающих нашу систему координат, будут рассмотрены
далее. Я кратко опишу процедуры снятия соответствующих деформаций.
Также я покажу, что, при условии снятия ранее упомянутых деформаций,
Юнговский бинер АНИМА-АНИМУС, будучи дополненным квартенером АДАМ –
ЕВА, ЦАРЬ – ЦАРИЦА описывает пространство САМОСТИ (тождественное в
Алхимии «Камню», т.е. ляпису – Христу), конечно, если человеку
удается осознать в себе еще одну арканную субстанцию
–
JOKER,
свободно перемещающуюся в описанной системе координат.
В качестве
теоретического материала я буду далее опираться на работы К.Г.Юнга
«Психология и Алхимия» и «Mysterium
Coniunctionis
(Таинство Воссоединения)», В.Томберга «Медитации на Таро:
путешествие к истокам христианского герметизма», Р.Генона «Очерки о
традиции и метафизике», Н.Фламмеля «Книга Прачек», а в качестве
практического материала на опыт работы над собой, а также
индивидуальное консультирование и работу с группами.
Противоположности и выбор системы координат
Согласно Юнгу,
факторы, которые вступают во взаимодействие, рассматриваются, как
противоположности, либо враждебно противостоящие друг другу, либо
притягивающиеся любовью. С самого начала они двойственны; например
противоположности влажный/сухой,
холодный/теплый,
верхний/нижний,
душа/тело,
небо/земля,
огонь/вода,
активный/пассивный,
дорогой/дешевый,
добро/зло,
открытый/скрытый,
восток/запад,
живой/мертвый,
мужской/женский,
Солнце/Луна...
Часто полярность располагают в виде четвериц – квартернеров, где
элементы противостоят друг другу попарно, например, четыре элемента
с четырьмя качествами (влага, сухость, холод, тепло), образуя, таким
образом, крест, как эмблему четырех элементов и символ подлунного
физического мира...
Очень часто
противоположность мужского и женского начал персонифицируются в
Алхимии, как ЦАРЬ – ЦАРИЦА и АДАМ – ЕВА, которые являются не просто
метафорами, а реальными архетипическими фигурами или, иначе,
арканными субстанциями. Я возьму этот квартенер за основу. Далее я
выдвигаю гипотезу (которая прошла неоднократную практическую
проверку) о том, что если этот квартенер дополнить
персонифицированными архетипическими фгурами АНИМЫ (женскую
составляющую в бессознательном мужчины) и АНИМУС (мужскую
составляющую в бессознательном женщины), то мы получим координатную
систему, полностью описывающую индивидуальность человека, где любое
состояние его во взаимодействии с другими людьми можно представить,
как некую область в данной системе координат.
ЦАРЬ
АНИМУС
женщина
АДАМ ЕВА
мужчина
АНИМА
ЦАРИЦА
Если принять во
внимание, что в неискаженной индивидуальности мужчины доминируют
фигуры АДАМА и ЦАРЯ, а у женщины ЕВЫ и ЦАРИЦЫ, то приведенное
изображение будет тождественно объемному символу ИНЬ-ЯН.
Характеристики арканных субстанций
Каждая из
перечисленных арканных субстанций проявляется через разнообразный
ряд характеристик, неся в себе, в том числе, всевозможные
противоположности. Эти противоположные проявления лежат по ту
сторону морали и понятий хорошего и плохого. Они просто, в некотором
приближении, описывают то, через что проявляется та или иная
арканная субстанция (сама по себе она не имеет характеристик, будучи
чистой энергией - лишь ее проявления). Я приведу некоторые
характеристики для каждой арканной субстанции (список далеко не
полон и приблизителен):
АНИМА: нежность, чувствительность, мягкость,
добросердечие, хрупкость, стремление к тайне, чистота, наивность,
бережливость, суеверность, ранимость, кокетливость, гибкость,
уступчивость, лиричность, возвышенность, легкомыслие, душевность,
милосердие, непосредственность...
АНИМУС: упорство, решительность, стремление к
познанию, независимость, целеустремлённость, настойчивость,
экспансивность, активность, выдержка, самообладание, рациональность,
стремительность, жизнестойкость, сила, напористость, грубость, сила
духа, смелость, настойчивость, стратегичность, строгость,
уверенность, рациональность...
АДАМ: праотец, основательность, страстность,
напористость, собственничество, изобретательность, консерватизм,
категоричность, прямолинейность, заботливость, завоеватель, охотник,
сила, мужество, исследователь, смирение, ведущий, защитник,
добытчик, увлечённость, соперничество, устремлённость, аскетизм,
агрессия...
ЕВА: обольщение, эксгибиционизм, стихийность,
изменчивость, любопытство, лёгкость, обворожительность,
жертвенность, преданность, привязчивость, импульсивность,
терпимость, чувственность, открытость, доверчивость, страстность,
слабость, безрассудство, красота, эротичность, невинность,
иррациональность, легкомыслие, доступность.
ЦАРЬ: авторитет, уверенность, жесткость, твёрдость,
категоричность, успешность, гордость, прагматизм, расчётливость,
авторитарность, экспансивность, меценатство, амбициозность,
законность, абсолютизм, догматизм, мудрость, правдивость,
патриотизм, благородство, целеустремлённость, независимость,
возвышенность, красноречивость, самообладание, образованость,
хариматичность, хозяйственность.
ЦАРИЦА властность, возвышенность, избранность,
голубая кровь, самолюбование, милосердие, тщеславие, кастовость,
стремление к контролю, избирательность, статность, покровительство,
щедрость, заботливость, благодетельность, восторженность,
тактичность, мягкость, вкрадчивость...
Стоит выделить, что
АДАМ и ЕВА представляют по большей части, иррациональный,
хтонический полюс квартернера, а ЦАРЬ и ЦАРИЦА – то, что присуще
эго, особенно социальный статус. Ярко проявленная ЕВА «сводит с ума»
представителей противоположного пола, - это иррациональная сила
пола. АДАМ дает основательность, в частности, будучи проявленным в
мужчине он делает его «настоящим мужиком». Ярко проявленный ЦАРЬ
обеспечивает человеку авторитет в группе, коллективе, статус, а
ЦАРИЦА добавляет силу власти...
Проявление арканных субстанций и появление деформаций
В гармоничной
индивидуальности хорошо проявлены и «выходят на арену» в адекватной
ситуации, а также хорошо взаимосвязаны между собой все пять арканных
субстанций, с учетом вышеназванного преобладания АДАМА и ЦАРЯ у
мужчины и ЕВЫ и ЦАРИЦЫ у женщины. В реальной жизни у подавляющего
числа людей мы можем встретить те или иные искажения проявлений
некоторых арканных субстанций, что ведет к деформациям в осознавании
и поведении, в частности, в отношениях с противоположным полом.
Причиной тому служит факт, что на пути проявления арканных
субстанций в конкретном человеке стоят различные блокировки имеющие
кармические, генетические, перинатальные, воспитательные,
травматические и иные причины.
Первым шагом в
исследовании собственной структуры и ее деформаций является
нахождение Процедуры, применив которую, исследователь обретет
реальный (не умозрительный, а «переживательный») доступ к
проявлениям своих арканных субстанций в том виде, в каком они у него
присутствуют.
Процедура эта
существует и я не буду ее подробно описывать, ибо она передается
лишь через живой контакт. Замечу лишь, что необходимо два фактора:
1) Инициатор (консультант, ведущий) должен «иметь доступ» к некому
определенному «потоку сознания»; 2) Инициируемый (ученик,
исследователь) должен быть обучен инициатором удерживать
определенное качество внимания (это не сложно и в «групповом поле»
обучение данному качеству внимания, достаточному для Процедуры,
занимает всего несколько часов).
При соблюдении двух
этих условий, исследователь может начать «видеть лики» интересующих
его арканных субстанций, входить в их образ и говорить от их имени
(часто неожиданную информацию или то, что предчувствовалось
интуитивно, но ранее не было вербализовано). При несоблюдении любого
из двух перечисленных условий и попытки действовать через техники,
например, гештальттерапии и т.п., результаты будут поверхностными и
более умозрительными, нежели реальными. Это справедливо только лишь
потому, что мы в данном случае имеем дело не с метафорами или
субличностями, но с проявлениями очень глубинного пласта – арканных
субстанций.
(Еще одно отличие
от работы с субличностями: субличности имеют контекст, в котором их
деформации проявлены отчетливо и контексты, где деформаций нет или
почти нет. Иначе обстоит дело с арканными субстанциями. Деформации
структуры: АНИМА (АНИМУС) – АДАМ – ЕВА – ЦАРЬ – ЦАРИЦА присутствуют
практически во всех проявлениях данного человека, составляя
своеобразный глубинный «каркас» его поведения, отклонения от
которого могут происходить лишь в исключительных ситуациях,
создающих общую энергетическую «встряску» всей структуры)
В результате
Процедуры исследователь получает информацию о своих глубинных
структурных деформациях.
Структурные деформации
В этом параграфе я
приведу основные, наиболее часто встречающиеся структурные
деформации проявлений арканных субстанций. В ряде случаев будут
добавлены примеры того, как эти деформации проявляются в жизни
человека, в его поведении и общении.
1)
Деформации, которые
относятся ко всем фигурам (для краткости изложения я привожу лишь
часть примеров, не охватывая и малой доли полного спектра – думающий
читатель легко может привести собственные примеры):
-
Подавленность
(заблокированность проявлений) всех фигур. Пример человека с
подобной деформацией – «бледная, тусклая» личность с блеклой
судьбой. «Серая мышь».
-
Жесткое
доминирование одной или двух фигур. Человек с такой структурой
проявляется однобоко (хотя и с возможностью играть при этом разные
роли в этом проявлении). Жестко доминирующая ЕВА дает «жрецов и жриц
любви», умеющих увлекать (чего стоит один только пьянящий «взгляд
ЕВЫ»!), непостоянных и ветреных. Жестко доминирующий АДАМ – пример
человека, стремящегося к природной первобытности, иногда
уединенности (пахаря, охотника, геолога, егеря, путешественника,
женщина – «хранительница очага», домохозяйка, но не более). «Крепкие
мужики» и столь же «крепкие бабы», социально не проявляющиеся.
Доминирующий ЦАРЬ – авторитарная, как правило социально ярко
выраженная личность (при этом могут хромать семейные, творческие и
иные проявления). Доминирующая АНИМА – человек широкой и щедрой души
(но, как правило, плохо приспособленный к социальной и природной
жизни)...
-
Полное вытеснение
одной или нескольких фигур. Вытесненная ЕВА – сексуальная (и не
только сексуальная) непривлекательность (даже при хороших физических
данных) и нереализованность. Вытесненный АДАМ – задавленный в
мужчине мужик (во всех отношениях) и отсутствие хозяйки в женщине.
Вытесненный ЦАРЬ – человек, не способный снискать авторитет, а при
вытеснении ЦАРИЦЫ – почти полная неудача с социальным статусом.
Вытесненная АНИМА – человек бездушный, черствый, неспособный к
проявлениям любви, заботы, нежности...
-
Преобладание у
мужчины доминанты женских фигур, а у женщины, наоборот, мужских. Это
приводит к чрезмерно женственным мужчинам и мужественным женщинам
(плюс особенности, в зависимости от того, какая именно фигура
преобладает.
-
Разобщенность
фигур, отсутствие связи и контакта между ними. Возможно даже
проявление враждебности одной фигуры к другой. Как правило, такие
деформации проявляются уже в серьезных невротических и даже
психотических нарушениях поведения, а также в серьезнейших проблемах
в общении.
-
Незрелость
(несоответствие паспортному возрасту – недоразвитие) той или иной
фигуры. Например у взрослого человека может быть АДАМ, ЕВА, ЦАРЬ или
ЦАРИЦА – подростки, что проявляется в незрелости поведения именно в
том аспекте проявлений, которая соответствует именно данной фигуре,
- остальная личность может быть вполне развитой (и даже умудренной –
когда, например при незрелом АДАМЕ присутствует опытный и зрелый
ЦАРЬ). Проявления этого вида дефектов довольно многочисленны и
разнообразны и ведут к самым разнообразным проблемам в общении
(особенно с лицами противоположного пола) и в навыках семейной жизни
(семьи таких людей исключительно некрепки).
-
Преждевременная
старость (прежде всего, это относится к АДАМУ и ЕВЕ), что дает
преждевременное угасание соответствующих функций.
-
Контаминация фигур
(загрязнение «чистого» проявления арканной субстанции определенной
схемой тех или иных жестких убеждений или стереотипов поведения).
Описание данной деформации потребует отдельной развернутой статьи,
поэтому здесь я ограничусь лишь обозначением этого дефекта.
2)
Конфликт личности с
арканными субстанциями.
-
Не принятие в себе
арканной субстанции такой, как она есть (страх перед ее
проявлениями, враждебность к ней, ненависть). Не принимая в себе
арканную субстанцию именно такой, какая она есть, мы не даем ей
шанса исправиться, развиться, стать адекватной. В жизни человека
такой конфликт проявляется через массу невротических симптомов,
страхов (фобий), депрессий, ненависти к себе и проблем в общении.
-
Не удовлетворение
потребностей фигур. Основная их потребность, это, как правило,
проявление в адекватной ситуации. К тому же существует и ряд
специфических потребностей у каждой фигуры, узнать о которых можно,
наладив контакт с ними (с помощью описанной выше Процедуры).
-
Игнорирование
фигур. Существует множество способов игнорирования. Они связаны с
описанной мной в статье «Мотивация. Творчество. Предназначение.» Так
называемой «Лестницей мотивации», к которой я и отсылаю читателя.
Можно себе
представить, какое богатое разнообразие сюжетов мы имеем,
рассматривая с данной позиции взаимодействие людей с различными
структурными дефектами (особенно это ярко видно во взаимодействии
мужчин и женщин друг с другом, в семьях и т.д.) Но важно другое –
предложенная система координат дает нам очень удобный и адекватный
механизм коррекции патологии взаимоотношений.
Коррекция (Процедура Делания)
В моей практике
основная Процедура Делания, это так называемый Магический Театр,
кратко описанный мной в статье «Драматургия и режиссура жизненного
Пути». За последний год, в связи с более глубоким проникновением в
«поток сознания», связанный со Структурной Алхимией, Магический
Театр существенно изменился и дополнился. Появляется возможность
непосредственно в Магическом Театре работать с различной
алхимической символикой и благодаря возможности доступа к арканным
субстанциям (не только в той системе координат, которая описана
выше, но и с такими арканными субстанциями, как Ртуть, Сера, Соль,
Меркурий, Солнце, Луна – в различных динамических режимах)
осуществлять различные стадии того, что в Алхимии известно под
названием Великое Делание. Естественно, однократное участие в
Магическом Театре не решит все проблемы, не уберет все деформации,
но регулярное или периодическое участие в этой процедуре на
протяжении определенного времени (которое зависит от задачи –
избавиться о симптоматики недолго, гораздо дольше – встать на путь
индивидуации), подкрепленное регулярной самостоятельной практикой
самовоспитания, молитвенным деланием, практикой созерцания и
углубления контакта с «внутренним учителем» и, главное, намерением,
- приносит ощутимые плоды...
В связи со всем,
что описано ниже – информация о семинаре: «Особенности Мужских и
Женских сюжетов и архетипических фигур» (Исследование и коррекция
собственных АНИМЫ – АНИМУСА, АДАМА – ЕВЫ, ЦАРЯ – ЦАРИЦЫ) – в
С,Петербурге состоится 19-20 апреля 2003 г. Следующий семинар на эту
тему в С.Петербурге – в июне 2003г. Справки по
vll@mail.ru
и (812) 186-23-20,
(812)954-00-56
Примеры структурных деформаций арканных субстанций в образах
классической драматургии
Для некоторой
наглядности, а также для связи рассматриваемой в данной статье темы
с предшествующей ей работой «Драматургия и режиссура жизненного
Пути», можно привести несколько примеров из классической литературы,
которые иллюстрируют те или иные деформации арканных субстанций,
которые и являются основной причиной драматического сюжета.
Рассмотрим
несколько классических пьес и их главных героев:
А.П.Чехов
«Чайка»:
Аркадина – пример жестко доминирующей ЦАРИЦЫ, менее сильного,
контаминированного ЦАРЯ и контаминированного АНИМУСА, подавленный
АДАМ
Треплев – слабость
ЦАРЯ, незрелость АДАМА.
Тригорин – в
относительной норме АНИМА, ЦАРЬ и ЕВА, подавлены АДАМ и ЦАРИЦА.
А.П.Чехов «Пьеса
без названия»:
Платонов – пример сильного конфликта ЦАРЯ с АДАМОМ, ЕВОЙ и ЦАРИЦЕЙ.
А.П.Чехов «Три
сестры»:
У старшей сестры Ольги подавлена ЕВА, чуть в меньшей степени она и
АДАМ подавлены у младшей – Ирины. У Маши ЕВА в относительной норме,
но подавлены ЦАРИЦА и ЦАРЬ. У Андрея незрелая ЕВА, подавлена ЦАРИЦА.
У Наташи – жестко доминирующая ЦАРИЦА.
А.П.Чехов: «Дядя
Ваня»:
Астров – доминирующий АДАМ, контаминирована ЦАРИЦА. Войницев (дядя
Ваня) – подавлены почти все фигуры. Елена Андреевна – на фоне
развитой ЕВЫ, подавлена ЦАРСКАЯ чета. Соня – состарившаяся ЕВА.
А.Н.Островский
«Бесприданница»:
Карандышев –
незрелый АДАМ. Кнуров – жестко доминирующий ЦАРЬ. Паратов –
доминирующие ЦАРЬ и АДАМ. Лариса – конфликт ЕВЫ и ЦАРИЦЫ, при их
проявленности.
И.В.Гете
«Фауст»:
Фауст – хорошо проявленная ЦАРСКАЯ чета и АНИМА при
подавленности АДАМА и ЕВЫ. Сделка с Мефистофелем как раз и привела к
раскрытию в нем АДАМА и ЕВЫ, что привело, вопреки чаяниям
Мефистофиля к полной интеграции структуры и Спасению Фауста в финале
трагедии.
У.Шекспир
«Отелло»:
Отелло – на фоне глубокой и проявленной АНИМЫ в
начале трагедии заметен едва намечающийся потенциальный конфликт
ЦАРЯ и АДАМА, который при помощи уловок Яго раздувается до
катастрофической величины.
У.Шекспир
«Гамлет»:
Гамлет – выраженный конфликт ЦАРЯ с ЦАРИЦЕЙ.
У.Шекспир
«Макбет»:
Макбет и леди Макбет – пример «перевернутой пары». У Макбета
доминирование ЦАРИЦЫ, при угнетенном ЦАРЕ. У его жены – доминирует
ЦАРЬ и АДАМ.
У.Шекспир
«Король Лир»:
Лир – разобщенность фигур между собой плюс сильный
конфликт ЦАРЯ и ЦАРИЦЫ. В финале трагедии, в результате испытаний
судьбы и любви Корделии, происходит некоторая интеграция в структуре
Лира...
Проигрывание классических драматических этюдов с целью коррекции
структурных деформаций арканных субстанций
О преобразующем
действии проигрывания классических драматических этюдов я писал в
статье «Драматургия и режиссура жизненного Пути». Но тогда механизмы
подбора этюдов представлялись мне неясными и я опирался
исключительно на интуицию. Я и сейчас придерживаюсь позиции, что
подбор этюда для конкретного человека – это Таинство и работа здесь
по прежнему ведется на интуиции. Ясными становятся механизмы. При
вживании в ходе репетиций (и самое главное – общего «потока»
спектакля, где разные люди в определенной последовательности играют
предложенные им этюды) в образ персонажа возможно несколько
эффектов, которые (помимо уже означенного «потока сознания»)
оказывают преобразующее действие.
1)
Человеку с той или
иной подавленной арканной субстанцией предлагается роль персонажа с
проявленной этой самой арканной субстанцией. Работа на репетиции и в
спектакле позволяет снять соответствующую блокировку.
2)
Человеку
предлагается вжиться в роль персонажа со сходной ему структурной
патологией (часто в этом случае нежелание играть именно эту роль –
«дайте мне что-нибудь другое, только не это!»). Это приводит к тому,
что человек начинает осознавать свою собственную структурную
патологию и имеет возможность принять отвергаемую ранее арканную
субстанцию в себе такой, какая она есть, что является первым шагом
коррекционной работы.
Арканная субстанция
– JOKER
и пространство САМОСТИ
JOKER
является арканной субстанцией, связанной, с одной стороны, с 21
Арканом Таро («Безумный») (Особенно ярко его черты описаны
В.Томбергом в «Медитациях на Таро»), а с другой стороны с той частью
«нефизического» внимания человека, которая, являясь в полном смысле
Игроком (с большой буквы) и создает реальность человека и является
режиссером его жизненного Пути. Снятие деформаций со структуры АНИМЫ
– АНИМУСА, АДАМА – ЕВЫ, ЦАРЯ – ЦАРИЦЫ, осознание
JOKERа,
переход к позиции импровизации в жизни (JOKER
может
свободно перемещаться внутри всего пространства, описываемого нашей
координатной системой) и является целью Великого Делания. Это –
«Камень» (ляпис), тождественный в Алхимии Христу, а у Юнга имеющий
параллели с архетипом Самости. Но это уже тема отдельного
исследования...
|