Место атлантической традиции в Манвантаре
Недавно в статье под названием "Атлантида и
Гиперборея" мы указали на частое смешение между Примордиальной
Традицией -- являющейся "полярной" в самом буквальном,
географическом смысле этого слова и совпадающей по времени с началом
настоящей Манвантары -- и такой вторичной и производной традицией,
как традиция атлантическая, относящейся к намного более позднему
циклическому периоду. В этой статье, равно как и в написанной нами
ранее книге(1), мы пояснили, что это смешение объясняется отчасти
тем фактом, что все вторичные, подчиненные духовные центры Традиции
устраивались по образцу самого Высшего Центра, и часто этим
вторичным центрам давалось имя, характерное для этого Высшего
Центра. Вот почему атлантический город Тула -- название которого
сохранилось в традициях центральной Америки, куда его принесли
племена Тольтеков -- был центром духовной сакральной власти
атлантической традиции и представлял собой как бы эманацию полярного
и собственно гиперборейского Туле. Так как слово "Тула" изначально
означало "весы", двойное применение этого названия (к центру
гиперборейскому и к центру атлантическому) находится в тесной связи
с переносом древнего наименования полярного созвездия Большой
Медведицы (общеизвестно, что изначальным именем созвездия Большой
Медведицы в Традиции было "Весы") на зодиакальный знак, который и
сегодня еще известен под "именем" Весы. Именно к периоду
атлантической традиции следует также отнести перемещение "Сапта-рикша"
(символической обители Семи Мудрецов, Риши) с Большой Медведицы в
созвездие Плеяд, т.е. в созвездие, также образованное семью
звездами, но только расположенное на поясе Зодиака. Последние
сомнения в оправданности такой датировки и такой географической
специфики переноса этих названий на иные объекты звездного неба
полностью рассеются, если принять во внимание то, что Плеяды
считались дочерьми Атласа и в качестве таковых назывались "Атлантидами".
Все эти переносы имен созвездий строго согласуются
с географическим местонахождением традиционных центров. А это
местонахождение, в свою очередь, связано как с символической
спецификой данного региона в комплексе всего сакрального
пространства земли, так и со спецификой того циклического периода, в
котором протекает деятельность этого традиционного центра протекает.
В этом вопросе все символические аспекты сакральных
пространственно-временных связей играют гораздо более важную роль,
нежели полагают те исследователи, которые вообще не подозревают о
существовании закона аналогий и соответствий. Континент Гиперборея
однозначно связан с Севером, в то время как континент Атлантида -- с
Западом, и любопытно заметить, что уже сами названия этих регионов,
совершенно различных между собой на чисто географическом плане,
могут дать повод для путаницы, так как слова с одним и тем же корнем
часто обозначают оба этих региона. Часто таким корнем является
корень hiber, iber или eber, (а также при перестановке букв --
ereb), и он обозначает одновременно и регион зимы, т.е. Север, и
регион вечера или заходящего солнца, т.е. Запад, а также народы,
которые обитают в этих областях. И этот случай одинаковых
наименований различных регионов относится к числу тех, о которых мы
упоминали выше.
Само месторасположение атлантического центра на
оси Восток-Запад уже указывает на его подчиненность гиперборейскому
центру, находящемуся на оси Север-Юг. Хотя совокупность этих двух
осей составляет в полной системе шести направлений пространства то,
что можно назвать горизонтальным крестом, все же ось Север-Юг
является относительной вертикалью по отношению к оси Восток-Запад,
как мы уже объясняли в другом месте (2). Основываясь на символизме
годового цикла, можно также назвать первую из этих осей осью
солнцестояний, а вторую -- осью равноденствий. Это соображение
позволяет понять, почему точка начала года варьируется в различных
традиционных формах. Точку отсчета, которую можно считать нормальной
и которая прямо соответствует самой Примордиальной Традиции, -- это
зимнее солнцестояние. Обычай начинать год с одного из равноденствий
указывает на принадлежность ко вторичной традиции, в частности, к
атлантической.
Атлантическая традиция, которая относится к
региону, соответствующему вечеру в дневном цикле, принадлежит
поэтому к одним из последних периодов современного земного
человечества, а значит, является относительно недавней. Не вдаваясь
здесь в уточнение конкретных дат, -- что противоречило бы, кроме
всего прочего, определенным требованиям Традиции, -- мы можем
сказать, что эта традиция, безо всяких сомнений, относится ко второй
половине настоящей Манвантары (3). Кроме того, поскольку осеннее
время года соответствует вечеру в дневном цикле, мы можем увидеть
прямой намек на Антлантический период в утверждении еврейской
традиции (само имя которой "heber" принадлежит к числу корней,
обозначающих Запад), что мир был сотворен в период осеннего
равноденствия, первого числа месяца Тишри, что основывается на
перестановке букв в слове "Берешит" (дословно --"В начале ...",
первые слова Библии). И быть может, в этом состоит самая
непосредственная причина (хотя существуют и другие причины,
принадлежащие к более глубокому уровню) упоминания "вечера" (ereb)
ранее упоминания "утра" (boqer) в рассказе о "Днях Творения" в книге
Бытия (4). Подтверждение этому можно найти и в буквальном значении
слова Адам, т.е. "красный", а атлантическая традиция как раз и была
традицией красной расы. И, видимо, библейский потоп точно
соответствует тому катаклизму, в результате которого потонула
Атлантида, и, следовательно, его нельзя отождествлять с потопом
Сатьяврата, непосредственно предшествовавшим, -- согласно
индуистской традиции прямо проистекающей из самой Примордиальной
Традиции, -- началу нашей Манвантары (5). Само собой разумеется, что
эта историческая интерпретация отнюдь не исключает других возможных.
Кроме того, никогда не следует упускать из виду, что в согласии с
аналогией, существующей между принципиальным циклом и циклами
вторичными, на которые он подразделяется, все описания определенных
циклических событий могут всегда быть отнесены одновременно к
различным уровням реальности. Мы, однако, хотим подчеркнуть, что
именно атлантический цикл был положен в основу еврейской традиции,
какими бы путями эта приемственность ни осуществлялась -- либо через
египетскую традицию (что, кстати, вполне вероятно), либо как-то
иначе.
Мы сделали эту последнюю оговорку относительно
каких-то иных возможных путей смычки еврейской традиции с традицией
атлантической, так как представляется крайне трудным определить то,
каким именно образом произошла смычка потока традиции , идущего
после исчезновения Антлантиды с Запада, с другим потоком,
спустившимся непосредственно с Севера и проистекающим из самой
Примордиальной Традиции. Но как бы то ни было, именно благодаря
такой смычке были разработаны те различные традиционные сакральные
формы, которые являются доминирующими в последние периоды нашей
Манвантары. В ходе этого соединенияе произошла не полная абсорбция в
лоно Примордиальной Традиции той ветви, которая отделилась от нее в
предшествующие периоды, но совмещение, наложение друг на друга двух
разделившихся ранее форм. И именно такое наложение было необходимо
для создания совершенно новых сакральных форм, приспособленных к
изменившемуся циклическому качеству времени и пространства. Тот
факт, что эти два потока традиции обнаружили себя в определенный
момент как совершенно независимые друг от друга, может породить
иллюзорное впечатление, что атлантическая традиция была
действительно самостоятельной и совершенно независимой от
гиперборейской. Если же мы действительно хотим выяснить, в каких
условиях произошла эта смычка, мы должны с особым вниманием
присмотреться к Кельтиде и Халдее, названия которых, будучи
однокоренными, означали, в реальности, не какие-то конкретные
народы, а универсальную жреческую касту. Но кто сегодня может
сказать, чем в действительности являлись кельтская и халдейская
традиции, а также традиция древних египтян? Надо быть предельно
осторожными во всех случаях, когда речь идет о полностью исчезнувших
цивилизациях. И в освещении данного вопроса все попытки
профанических археологов реконструировать эти традиции не дадут нам
ровным счетом ничего. Но тем не менее, сам факт того, что многие
останки забытого прошлого именно в нашу эпоху вновь появляются из
земли, отнюдь не случаен. Не желая делать никаких предсказаний
относительно того, к чему могут привести эти открытия, важность
которых сами их авторы часто совершенно не осознают, укажем лишь,
что в этом следует видеть "Знаки Времен". Не должно ли все то, что
исчезло в ходе Манвантары, вновь онаружиться непосредственно перед
ее концом, чтобы стать впоследствии отправной точкой для будущего
цикла?
Сноски
(1) -- Этот вопрос
связан с отклонением земной оси, которого, согласно некоторым
традиционным данным, изначально не было и которое явилось
результатом того, что западная традиция называет "грехопадением
человека".
(2) -- Те, кто хочет
найти точные ссылки относительно этого вопроса, могут обратиться к
замечательной книге B.G.Tilak "The Arctic Home in the Vedas",
которая, к сожалению, осталась совершенно неизвестной в Европе --
конечно же, потому, что ее автором является невестернизированный
индус.
(3) -- В отношении
атлантической Тулы мы считаем, что будет интересно привести здесь
информацию, которую мы обнаружили в географической хронике журнала
"Journal des Debats" (22 января 1929) "Об индейцах Панамского
перешейка" и важность которой явно ускользнула от самого автора
статьи: "В 1925 году большая часть индейцев Куна восстала, перебила
панамских жандармов, которые жили на их территории, и основала
независимую Республику Тула, чьим знаменем была свастика на
оранжевом фоне с красными краями. Эта республика существует и по сей
день". Это показывает, что от традиций древней Америки осталось
гораздо больше, нежели обычно считают.
(4) -- "Борея" --
по-гречески "север", "Гиперборея" -- "крайний север" (прим.перев.)
(5) -- Это слово "Варахи"
относится к "Северной Земле", символически отождествляемой с
определенным аспектом Шакти Вишну, взятого более специально в форме
его третьего Аватары. Об этом много можно было бы сказать, и,
наверное, мы еще к этому вернемся. Это имя, вопреки Сэнт-Ив
Д'Альвейдру, никогда не означало Европу. С другой стороны, в этом
вопросе на Западе было бы намного больше ясности, если бы Фабр
д'Оливе и его последователи не перепутали историю Парашу-Рамы и
Рама-Чандры, т.е. шестого и седьмого Аватар, которые тем не менее
отнюдь не тождественны.
(6) -- Мы предполагаем,
что, написав это, господин Ле Кур имел в виду скорее современные,
нежели традиционные интерпретации свастики, такие, какие популярны,
к примеру, сегодня у немецких "расистов", присвоивших себе эту
эмблему и давших ей странное и второстепенное название Hakenkreuz,
дословно "Крючковый Крест".
(7) -- Господин Ле Кур
укоряет нас в том, что мы сказали о его коллеге, что "он явно не
обладает даром языков". Господин Ле Кур нашел это "несправедливым"
утверждением. Увы! Он опять спутал "дар языков" с узко
лингвистическими знаниями, хотя, на самом деле, инициатический "дар
языков" не имеет никакого отношения к эрудиции.
(8) -- Этот самый
господин Сарачага обычно писал вместо "свастика" -- "звадиска".
Когда мы спросили о причине такого искажения этого слова у одного из
учеников господина Сарачаги, тот ответил, что у учителя были веские
основания поступать именно таким образом. Однако мы находим подобное
объяснение черезчур легковесным.
|