Елена Ивановна
Рерих
Криптограммы
Востока
1. СТРАНИЦА
СОКРОВЕННОЙ ИСТОРИИ ВЛАДЫКИ БУДДЫ
Часто так называемые
апокрифы сохраняют многие черты действительности, изъятые из
официальных текстов. В этих неожиданных рассказах и притчах,
раскиданных среди народов Азии, узнаем, какие именно облики живут в
народном сознании.
От Алтая до Цейлона
народы мечтают о Великих Учителях, припоминая из древности черты их
жизни и приближая изложение к характеру своей страны.
Собирать эти
криптограммы великих дум - значит заглянуть в душу народов.
Начало пути
Владыка Будда
действительно покинул родной город. Действительно созерцал под
деревом мудрости. Действительно учил в Бенаресе. Действительно
окончил Учительство Свое в Кушинагаре, но века прибавили много
басен.
Владыка покинул
родной город на коне в сопровождении посланного слуги. Дорога лежала
на северо-запад вдоль долины реки. Две недели продолжался ускоренный
путь. Когда миновали горные переходы, кончился конный путь, дальше
вела охотничья тропа.
Здесь явленный слуга
оставил Его, но на прощание сказал; "Брат Царевич, иди и, когда
найдешь хижину охотника, передай ему этот кусок дерева". И дал Ему
кусок дерева с тремя знаками.
Владыка шел семь
дней по тропе. На восьмой день дошел до хижины. Дверь была открыта,
и высокий старик, одетый в старую грязную поддевку, стругал дерево.
Владыка обратился с
приветствиями, согласно обычаю Индии. Но охотник рассмеялся и
указал на дерево. Владыка вспомнил о куске дерева и передал ему.
Старик внимательно осмотрел знаки и добродушно указал на стол в
хижине. Владыка понял приглашение и отведал дичь и мед. Затем старик
знаками указал Владыке отдохнуть.
Когда Владыка Будда
проснулся, солнце только что озарило снега. Охотника не было в
хижине, но со двора раздавался стук его топора. Но вот его фигура
показалась в дверях и подала Владыке питье из меда. Затем старик
взял суму и копье и указал на солнце. Владыка понял, что пора я
путь, и, взяв посох, вышел из хижины. Старик трижды поклонился Ему и
указал следовать.
Подойдя к
кустарнику, он раздвинул ветви, и обнаружилась узкая тропа. Он
сделал знак Владыке следовать за ним и быстро пошел вперед, указывая
на солнце. Так шли они до полудня, лес начал редеть, и стал
доноситься шум реки, они вышли на берег.
Старик натянул лук и
послал стрелу. Молча ждали они. Владыка снял с себя оставшиеся
украшения и подал старику. Но тот указал бросить в реку.
Вот появился на
другом берегу высокий человек, выдвинул челн и направился к ним.
Кафтан его был оторочен мехом и лицо очень смуглое, широкое.
Достигнув берега, незнакомец поклонился Владыке и пригласил его в
челн.
Владыка хотел
проститься с охотником, но тот незаметно исчез. Незнакомец также
хранил молчание. Достигнув берега, они сели на коней и стали
подыматься в гору.
Ночью достигли они
предела снегов и на рассвете спустились в Обитель.
Завещанный Майтрейя.
Глаза
Царевича-ребенка рано открылись на чудеса мира. Ничто не ускользало
от Его проникновенного внимания.
Царь сказал:
"Проницательность есть венец Владыки, но крепость руки его есть его
щит. Пусть укрепит руку на тетиве лука. Пусть дети знатных Кшатриев
состязаются с Царевичем".
Мать-Царица
прибавила: "Если проницательность есть венец Владыки и крепость руки
щит его, то сияние Владыки есть милость и знание. Предпочту видеть
моего потомка в окружении писавших "Веды" Дев Мудрости".
Тогда старый мудрец
обратился к Царю, говоря: "Мать почитаемая, и ты, Владыка, повелите
мне соединить ваши желания. Повелите представить вам ту, которую мы
зовем дочерью Великого Нага. Которую мы приняли в дом свой и уже
семилетие, как изумляемся ее мудростью и крепостью ее стрелы.
Поистине она достойна руки, начертавшей мудрость "Вед".
"Приведи", - указал
Царь.
Мудрый советник
привел молодое существо и сказал. "Майтри, пошли лучший привет
нашему Царю".
Небывало было видеть
семилетнюю девочку, в белом одеянии, с луком в руке и кинжалом за
поясом. Убор темных волос тяжко не слушался обруча Нага, и глаза
смотрели грустно и сурово.
Царь приказал:
"Майтри, если ты можешь пустить стрелу, то пронзи павлина".
Майтри поклонилась
Царю, сказав: "Не могу лишать животное жизни. Но позволь, Царь,
пронзить яблоко на вершине яблони".
Указал Царь Майтри
быть при Царевиче и много удивлялся мудрости, найденной на берегу
озера.
Много лет провел
Царевич с Майтри, называя ее то грозной, то сияющей, то воином, то
прорицательницей мудрости Нагов. И дверь Пути открыла Майтри.
Когда же мощный Лев
вернулся и рыком Истины покрыл горы, Майтри сохранила Ему лучшую
ученицу и сказала: "Она прославит место трудов Твоих".
Владыка Истины
сказал: "Майтри, явленный Проводник и Держатель. Ты, сокрывший
мудрость свою от толпы Ты заступишь место Мое, как Владыка
Сострадания и Труда. Майтрея поведет народы к Свету, и стела подвига
принесет яблоко Знания".
Сказанное так же
верно, как у места прославления Учителя воздвигнется Храм Знания.
Сказанное так же
верно, как ученица Благословенного отдаст имя свое Храму Знания.
Основание явления
Истины закреплено трудами жизни. Дано в Чертен Карпо.
Уход.
Когда приблизилось
время уйти. Благословенный сказал своей жене "Уйдем".
И трижды сказал -
через мглу ночи, под зноем полудня и а луче восхода.
Но ночью рыкали
тигры. В зное выползли змеи. И наутро столпились обезьяны.
"Еще боюсь, -
сказала жена, - ныне".
"Тоже на благо, -
сказал Благословенный, - без зова своею поступью понесешь Учение".
И слон затрубил семь
раз, оповещая срок нового свидания.
Заветы.
"Хорошо, хвалю тебя,
Ананда, ибо без зова идет утвердительница".
И Благословенный
увидел на шарфе а Небе судьбу Света Матери Мира.
* * *
Здесь Благословенный
передает: "Все для всего всегда".
"Заметь четыре
Закона. Закон Вмещения, Закон Бесстрашия, Закон Близости, Закон
Блага".
Избрание на подвиг
Как Будда избирал
учеников на подвиг? Среди занятий, когда утомление уже овладевало
учениками, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал
скорейшего ответа.
Или, поставив самый
простой предмет, предлагал описать его, не более чем тремя словами
или не менее чем сотнею страниц.
Или, поставив
ученика перед запертою дверью, спрашивала "Чем откроешь ее?"
Или посылал
музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно
противоположных содержаний.
Или, заметив
докучливую муху, предлагал ученику повторять слова, неожиданно
сказанные.
Или, проходя
перед учениками, спрашивал - сколько прошел?
Или, заметив боязнь
перед животными или перед явлениями природы, ставил условием
побороть.
Так мощный Лев
закалял клинок духа.
Любимая игра Будды с
учениками
Также не надо
забывать любимую игру Будды с учениками в минуту отдыха.
Учитель бросая в
пространство одно слово, по которому ученики строили целую мысль.
Нет более мудрого
испытания состояния сознания.
Основа учения
Люди не уясняют себе
основу Учения Благословенного. Основа - дисциплина. Духовно и
телесно монах общины стремился удержаться на пути. Первые годы он
нес тяжелое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями
столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа.
Так сурово учил
Будда учеников.
Воистину только в
духовной битве знали они радость, потому говорится о терниях пути.
Только когда воля
подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на
чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал
задачу. Затем уже, постепенно, ученик посвящался в Тайны Знания.
Отказ от
собственности
Однажды ученик
спросил Благословенного: "Как понять исполнение заповеди отказа от
собственности? Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал
упрекать его в собственности. Другой оставался в окружении вещей,
но не заслужил упрека".
"Чувство
собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и
не быть собственником".
Будда постоянно
советовал иметь возможно меньше вещей, чтобы не отдавать им слишком
много времени.
Осуждение изуверам
Будда говорил
браминам: "К чему привела ваша отделенность? За хлебом вы идете на
общий базар и цените монеты из кошеля шудры. Ваша отделенность
просто называется грабежом. И священные вещи ваши просто орудия
обмана. Имущество богатого брамина не есть ли поношение
Божественного Закона?
Вы считаете юг
севером и север тьмою. Будет время, когда придут от полуночи и ваш
свет померкнет. Даже птицы летят на север, чтобы там принести миру
птенцов. Даже серые гуси знают ценность имущества на земле. Но
брамин пытается набить золотом пояс свой и набрать, сокровища под
очагом и под порогом дома.
Брамин, ты ведешь
жалкую жизнь, и конец твой будет жалким. Ты первый будешь подлежать
уничтожению".
Три архата
Три архата
неотступно просили Будду позволить им испытать чудо. Будда поместил
каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени
Благословенный вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал
разные видения.
Но Будда сказал:
"Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главное
чудо вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это
ощущение могло направить вас за пределы земли.
Но вы продолжали
сознавать себя сидящими на земле, и мысли ваши притягивали к земле
волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в
разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли.
Вот ты видел
красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из
бездны, спалил дома беззащитных - иди и помоги!
Ты видел ящера с
обликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки, спеши помочь!
Вот ты видел орла
летящего, и ураган снес урожай трудящихся - иди и возмести.
Где же польза ваша,
архаты? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте
лица на земле, или в минуту уединения возвышайте себя над землею. Но
бессмысленное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого!
Истинно, перо,
выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах.
Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам.
Мудрый идет от земли
кверху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою".
Пастух и саниязи
Пастух увидел
человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался
задуматься, подражая человеку.
Он начал
пересчитывать - своих баранов и мысленно взвешивать выгоду руна их.
Оба сидели молча.
Наконец пастух спросил: "Господин, о чем думаешь ты?" Тот сказал: "О
Боге".
Пастух спросил:
"Знаешь ли, о чем думал я?"
"Тоже о Боге".
"Ошибаешься, о
выгоде продажи руна".
"Истинно, тоже о
Боге. Только Моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва
сходить на базар. Но, может быть, он на пути встретит разбойника,
который поможет обратиться ему к этому дереву". Так говорил Гаутама.
Сходите на базар.
Удумайте скорее, чтобы вернуться.
Продавец обезьян
На корабле был
продавец обезьян. На досуге он научил их подражать морякам, как те
распускали паруса.
Но поднялась буря,
моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как
распускать, шли следом и натягивали снасти. Корабль погиб, ибо
учитель предвидел лишь ясную погоду.
Так сказал Будда,
обновитель Лотоса жизни.
Притча о вопрошавшем
Дгулнор считался
самым мудрым. Он имел счастье получить Учителя из Священной
Подземной Страны, но он был лишен языка и правой руки.
Устремившийся ученик
задал вопрос, и Учитель кивнул головой. Ученик задал два вопроса, и
Учитель дважды кивнул.
Скоро ученик задавал
непрерывно вопросы, и Учитель непрерывно кивал. Три года
продолжалось вопрошание, и три Года кивал Учитель.
"Значит, по опыту
твоему все бывает?" И Учитель не только кивнул, но и поклонился в
землю и, открыв на груди одежду, показал на груди изображение
Благословенного, дающего обеими руками.
Так была утверждена
мудрость и было возвеличено творчество жизни.
Колеса закона
Благословенный
сказал притчу о Колесе Закона. К искусному переписчику пришел
почтенный человек и поручил переписать воззвание к Богу, для чего
принес достаточный пергамент.
Вслед за ним пришел
человек с поручением переписать письмо, полное угроз, и дал также
пергамент, торопя окончить скорее.
Чтоб угодить ему,
переписчик нарушил очередь и поспешил с его поручением, причем в
поспешности схватил кожу первого заказа.
Угрожавший остался
очень доволен и побежал излить свою злобу. Затем пришел первый
заказчик и, смотря на пергамент, сказал: "Где
кожа, данная мною?"
Узнав все случившееся, он произнес: "Кожа для молитв носила
благословление исполнения, тогда как кожа для угроз была лишена
воздействия.
Человек неверный,
нарушив закон сроков, ты лишил молитву силы, которая должна была
помочь больному, но, мало того, ты привел в действие угрозы, которые
полны неслыханных последствий.
Пропал труд архата,
благословившего мою кожу. Пропал труд архата, лишившего зло силы.
Ты выпустил в мир
злобное проклятие, и неизбежно оно вернется к тебе. Ты столкнул с
пути Колесо Закона, и оно не будет вести тебя, но пересечет путь
твой".
Не пишите законы на
мертвой коже, которую первый вор унесет.
Несите Законы в
духе, и дыхание Блага понесет перед вами Колесо Закона, облегчая
ваш путь.
Неверность
переписчика может вовлечь целый мир в бедствие.
Черта наобходимости
Отчего началось
различия между Буддою и Девадатою?
Девадата спросил: "С
чего начинать каждое действие?" Благословенный отвечал: "С самого
необходимого, ибо каждое мгнове-
ние имеет свою
необходимость, и это называется справедливостью действия.
Давадата настаивал:
"Как возникает очевидность необходимости?" Благословенный отвечал:
"Нить необходимости проходит через все
миры. Но понявший ее
останется в опасном ущелье и не защищенном от камней".
Так не мог Девадата
отличить черту необходимости, и эта тьма заслонила путь ему.
Искатель Будды
Один чистый человек
хотел увидеть Будду, удерживая свое внимание на самых разнообразных
предметах. Руки его не хватали мудрые образы, и глаза его не
пронзали предметы почитания - явление не приходило.
Наконец,
преклонившись в молитве, искатель почуял, как на лоб ему спустилась
нить паутины. Ой отбросил ее, и раздался четкий голос: "Зачем
прогоняешь руку Мою? Луч Мой следовал за тобою, позволь обнять
тебя".
Тогда задрожал в
человеке солнечный змей, и нашел он отброшенную нить. И в руках его
она обратилась в сорок жемчужин, и каждая носила Лик Будды. Посреди
был Камень и на нем надпись: "Отвага, отчаяние, отрада".
Последователь Будды получил отраду, ибо знал пути к ней.
Познавший
К великому
Познавшему пришел ученик, желавший чудес - "после чуда уверую".
Учитель печально
улыбнулся и показал ему великое чудо.
Ученик воскликнул:
"Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения"!
Но Учитель показал
ему на дверь и сказал: "Теперь ты Мне больше не нужен".
Спасение человека
Благословенный сидел
под струями глубокого озера. В глубине можно было рассмотреть целый
мир рыб и водорослей.
Благословенный
заметил, как этот мирок сходен с царскими дворами. Если туда
опустится человек, он ступней сокрушит все призрачные чертоги, но
сам задохнется. Из таких глубин не подымается дух человека.
"Впрочем, -
улыбнулся Учитель, - на все есть средство. Можно пробить скалу и
выпустить озеро. Улитки должны будут или засохнуть, или найти другое
существование, но человек уже не погибнет".
Притча о царе
Марагора.
Благословенный дал
эту притчу Нараде. "Владыка Джатаки сказал своему любимому
советнику: "Знаешь ли дела царя Марагора? Слыхал ли имя его? И узнал
ли действия его?"
"Даю тебе поручение:
собери сто верных людей и найди находчивость обойти землю Марагора,
и точно опиши мне все обычаи его. Если же встретишь самого царя, то
передай ему, что я не боюсь произносить его имя".
Прошло десять лет.
Возвращается советник, умудренный видом, но полный смущения. Уже не
сто человек, но тысяча сопровождает его.
"Владыка, много
положено мною труда, и стоит пред тобой тысяча свидетелей, но
поручение Твое не исполнено. Без счета опрошено людей, и мы потеряли
счет земель пройденных. Скажу Тебе, Владыка самое необычайное - царь
Марагора не существует, и нет злых обычаев его.
"Добро, - сказал
Владыка, - можешь поклясться в словах твоих?" - "Перед тобою тысяча
и одна клятва".
"Тогда возьми
свидетелей и обойди все площади и храмы, и объяви, и напиши на
столбах то, что утверждаешь.
Сын мой, ты исполнил
Мое поручение. Ты трудами своими поразил зверя тьмы. Призрак ужаса
рассеялся, и никто не боится то, что знают.
Марагор явлен ужасом
человечества и разрушен трудами отваги и преданности. Будь Моим
сыном, разрушитель мрака!"
Наставления
правителю Раджагрихи
Однажды
Благословенный посетил Правителя Раджагрихи. Правитель обратил
внимание на чистоту своего приемного покоя. Но Благословенный
сказал: "Покажи лучшую чистоту опочивальни, умывальни и очага.
Приемный покой осквернен многими недостойными, но там, где творится
сознание твое, там пусть будет чисто".
И сказал
Благословенный: "Нужно различать
понимающих и
соглашающихся.
Понявший Учение не замедлит применить его к жизни. Согласившийся
будет кивать головой и превозносить Учение, как замечательную
мудрость, но не применит эту мудрость в жизни.
Согласившихся много,
но они, как сухой лес, бесплодны и без тени, только тление ожидает
их. Понявших мало, но они, как губка, впитывают драгоценное знание и
готовы драгоценной влагой омыть скверны мира.
Понявший не может не
применить Учение, ибо, понимая целесообразность, он получает его
как исход жизни.
Не теряйте времени
на согласившихся, пусть сперва покажут применение первого зова".
Так приписывают
Благословенному целесообразное отношение к приходящим.
2. ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА
Звезда
Что это за Звезда,
которая вела магов? Конечно, это Указ Братства, чтоб приветствовать
Иисуса и сохранить, и передать бедной семье некоторые средства.
По лицу земли, не
зная точного места, мы шли. Указы Терафима вели изо дня в день.
Когда мы слышали - "близко", именно тогда мы теряли всякие признаки
жилья.
Можно ли ожидать
чудо неслыханного Провозвестия среди верблюжьих отбросов и ревущих
ослов? Мышление человеческое пыталась поместить будущего Пророка
хотя бы около храма или среди величественных стен.
Мы получили Указ
остановиться на бедном постоялом дворе. В низком помещении,
обмазанном глиною, мы остановились на ночь. Костер и маленькая
масляная лампа наполняли комнату красным светом.
После ужина мы
заметили, что служанка сливает остатки молока в отдельную амфору.
Сказали ей: "Не годится сохранять это". Она же сказала: "Не для
тебя, Господин, но для бедной женщины. Здесь, за стеною, живет
плотник, у него недавно родился сын!"
Потушив огонь, мы
возложили руки и спросили! "Куда нам идти дальше?" Было сказано:
"Ближе близкого, ниже низкого, выше высокого". Не поняв смысла, мы
просили Указа. Но было сказано только: "Пусть уши слышат".
И сидели мы в
темноте и в безмолвии. И услышали, как заплакал ребенок где-то за
стеной. Мы стали замечать направление плача и услышали материнскую
песенку, которую можно часто услышать в доме землепашца. Она значит:
"Пусть люди считают тебя пахарем, но я знаю, сынок, что ты царь. Кто
же, кроме тебя, возрастит зерно самое тучное? Позовет Владыка сынка
моего и скажет: "Только твое зерно украсит пир Мой. Сядь со мною,
царь лучших зерен!" Когда мы услышали эту песенку, три удара
раздались в потолок. Мы сказали: "Мы утром пойдем туда".
Перед рассветом мы
одели лучшие одежды и просили служанку провести нас по направлению
плача. Она сказала: "Господин хочет посетить семью плотника, лучше я
проведу вас кругом, потому что здесь надо пройти через загон
скота". Помня Указ, мы избрали краткий путь.
Вот за яслями
маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на
руках - Он! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам ручку, и
на ладони был красный знак. На этот знак мы положили лучшую
жемчужину из привезенных нами.
Передав ценности и
священные предметы, мы предупредили мать о необходимости
странствий. И немедленно отправились обратно, выйдя через тот же
загон скота.
Позади мать сказала:
"Видишь, сынок, ты царь. Этот алмаз поставь на лоб коня своего".
Мы ушли, помня знак
красной звезды на ладони. Тогда же было сказано помнить время
красной звезды на лбу воина.
Хождение Христа
Так начнем описание
его жизни, чтобы неизвращенное слово было записано на земле.
Тридцать лет ходил
Он, повторяя, чтоб отдать тем, кто не примет. Учение Будды,
Зороастра и старые сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей.
Увидя чистые глаза,
Он спрашивал - что знаете о Боге?
Через перевоз рек
поджидал Он путников, спрашивал - не ты ли несешь для Меня? Ибо
должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить.
Когда Ему говорили о
знаках звезд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала.
"Не тем люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу
открыть небо людям?"
"Почему они оторваны
от Бытия вечного, которому принадлежат?"
Такое Учение
сущности затмевало магические приемы. Ибо вместо покорения малых
духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия.
Учение Его устремляло людей к возможности духа. Потому волхвов не
было около Него, но лишь по звездам знали о Нем.
Мы знали многое. Он
же мог все. Послужить Его Учению решили мы тогда.
Приход Христа
Надо помнить день
конца самого безрадостного приношения. Христос, который только
давал, не приняв ничего. Эта решимость с ранних лет провела Его
через распаленную пустыню, и ноги Его горели так же, как у простого
погонщика.
Мы ждали Его, но,
как бывает всегда, минута Его прихода была неожиданна. Мне подвели
коня, и собирался я проститься с семьей, когда слуга заметил
оборванного путника. Его длинное лицо было бледно, и волосы были
спущены узкими прядями ниже плеч. И только серый холст покрывал Его
тело. Даже тыквы для питья я не заметил.
Но жена первая пошла
Ему навстречу и, когда после я спросил, почему она устремилась, она
сказала: "Как звезда загорелась в моей груди, и жар до боли брызнул
жилками от нее". Ибо ходил высоко путник когда подошел к шатру. И я
понял, Кто пришел.
После пустыни принял
Он лишь маисовый хлеб и чашу воды. И спросил коротко: "Когда
пойдем?"
Я ответил: "Когда
Звезда позволит". И мы ждали знака Звезды, и молчал Он, только
говоря: "Когда?". И, наблюдая звезды, я сказал: "В рыбах кровь". Он
только кивнул головой.
Так ждали мы три
года каждый день, и свет Звезды над нами сиял.
Мне помнится, Он
говорил очень мало о видении Света, когда маленький Мальчик принес
Ему меч, и как Свет радугой лился перед Ним и беззвучно голос
посылал Его идти.
Мне также указано
было проводить Его, куда я сам не мог еще войти. На белом верблюде
выехали мы ночью и ночными переходами дошли до
Лагора, где нашли,
казалось, ждавшего нас последователя Будды.
Никогда я не видел
такой решимости, ибо были в пути три года. И три года пробыл Он там,
куда я не мог войти.
Мы ждали Его и
провели до Иордана. Так же белый холст покрывал Его, и так же
одиноко пошел Он под утренним солнцем. Над Ним была радуга.
Знаки Христа
Звезда Алахабада
указала путь. И так мы посетили Сарнат и Гайю. Везде нашли
поношение религий. На обратном пути в полнолуние произошло памятное
изречение Христа.
Во время ночного
перехода Проводник потерял путь. Я нашел после поисков Христа,
сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною.
Я сказал: "Мы
потеряли путь, надо дождаться звездного положения". "Рассул М., что
нам путь, когда вся земля ждет нас!" Взяв бамбуко-
вую трость, Он
очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: "Истинно
говорю - ногою человеческою". Потом, отпечатав ладонь, также
заключил ее в квадрат. "Истинно рукой человеческою". Между
квадратами Он начертал подобие колонны и покрыл как бы полусферой.
Он говорил: "О, как
Оум проникает в сознание человеческое! Вот Я сделал пестик и над ним
дугу, и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами
человеческими и руками человеческими будет построен храм, где
процветет заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут
строители. Почему ждем пути, когда он перед нами?" И, встав,
тростью смешал начитанное.
"Когда имя Христа
произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое
созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и
руки будут начертаны над камнем краеугольным". Так это Сам сказал
накануне новолуния.
Жар пустыни был
велик.
Рассказ Марии
Магдалины
Вы знаете мой образ
жизни, когда по ночам нас знали и днем отворачивались. Также и к
Христу по ночам ходили и днем лице отвращали. Мне подумалось - вот я
самая низкая и меня стыдятся при солнце, но самого высокого Пророка
также днем избегают. Так самое низкое и самое высокое одинаково
избегаются.
И вот решила я найти
Его и днем протянуть Ему руку. Одела свой лучший химат и ожерелье
из Смирны и надушила волосы, так пошла, чтобы сказать народу: "При
свете солнца избегаемые тобою низкое и высокое встречаются".
И когда увидела Его,
сидящего посреди рыбаков, только холстиной покрытого, осталась через
улицу и подойти не могла. Между нами проходили люди, одинаково
избегая нас.
Так была решена моя
жизнь, ибо Он сказал ученику самому любимому: "Возьми щепоть пыли и
отнеси этой женщине, чтобы было на что променять ее ожерелье.
Воистину в этой золе больше света, нежели в ее камнях. Ибо из золы
могу создать камень, но из камня - только пыль".
Остальное вы уже
знаете, ибо Он не осудил меня, но лишь взвесил мои цепи, и цепи
позора разлетелись пылью.
Просто решал,
никогда не затруднялся послать самый простой предмет, решавший всю
жизнь. До этих посылок Он дотрагивался, как бы одухотворяя их.
Путь Его был пуст,
ибо народ, получив от Него дар, поспешно разбегался. И желал Он
возложить руки, и пусто было.
Фурии срама неслись
за Ним и притворно махали ветвями, когда Он уже был осужден. Цена
разбойника явилась достойной толпы.
Разбил цепи
воистину, ибо дал знание, не приняв мзды.
Книжники
Уже месяц настал.
Христос сидел на пороге. Проходил книжник и спросил: "Почему сидишь
на прохожем месте?"
Отвечал Христос:
"Ибо Я порог к духу. Если хочешь пройти, пройди через меня".
Новый книжник
спросил: "Правда ли, что Сын Давида сидит на псином месте?"
Христос отвечал:
"Истинно, поносишь Давида, Отца Моего".
Стало темно и третий
книжник спросил: "Что сидишь, точно боишься дома своего?"
Христос отвечал:
"Жду, чтобы тьма ночная освободила Меня от лица твоего. Истинно,
тьма во тьму уйди".
Потом встал и указал
на гору Мориа, где стоял Храм. "Мой дед создал каменный Храм, но
сидит под холстиною шатра".
Сказал книжник:
"Безумец, Соломона живым почитает". И пошли в незнании.
После вышла Мария из
Дома и, увидев Христа, сказала: "Раздели Учитель, вечерю нашу".
Христос ответил:
"Дар сердца сияет во тьме".
Вопросы Синедриона
Спрашивал Христа
член Синедриона: "Почему не признаешь нас, если даже отца Твоего
бракосочетал наш член?"
"Подождите, пока
развалится дом ваш, тогда Мы придем".
"Зачем, придете,
разрушать или сложить?"
"Не разрушение и не
сложение, но очищение, ибо не обращусь к старому пепелищу".
"Как же ты не
уважаешь праотцев своих!"
"Новые сосуды подают
на пир. Уважая деда, не пьют из его чаши".
Глаза - открытые
раны
Показали Христу
Изображение из дальней страны. На ладонях и на ступнях было видно
изображение раскрытого глаза.
Спросили: "Суеверие
ли это? Можно ли видеть рукой или ступней?" Учитель сказал:
"Истинно, научаемся видеть рукою и ногою. Будет ли
знать сущность
недвижный? Как сложится убеждение наше, если не приложим руки? Дух
наш на земле переносится ступнями".
Учитель добавил:
"Мудрые люди дали это изображение, чтобы напомнить о сущности
вещей".
И еще добавил: "Не
похожи ли эти глаза на открытые раны? Истинно, истинно - через раны
приходит Свет!"
3. МАТЕРЬ МИРА
Матерь Мира
Матерь Мира скрывает
Имя Свое. Матерь Мира закрывает Лик Свой.
Матерь общая
Владыкам, не символ, но Великое явление Женского Начала,
представляющего духовную Матерь Христа и Будды, Та, которая учила и
рукоположила Их на подвиг.
С давних пор Матерь
посылает на подвиг. По истории человечества Ее Рука проводит
неразрывную нить.
При Синае голос Ее
звучал. Образ Кали был принимаем, основа Изиды, Истар.
После Атлантиды,
когда Люцифер нанес удар культу Духа, Матерь Мира начала новую нить.
После Атлантиды
Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не
пробьет час Светил.
Сияние Матери Мира
Лиловая Аура Матери
Мира светит нам. Кто на преклонится? Кто дерзнет на Нее?
Среди сужденных
сокровищ хранятся Ее светлые украшения. Учение о Ней горит
фиолетовым лотосом.
Пусть боль центров
солнечного сплетения будет связана с Ее днями.
Пусть новые кольца
змия расплетаются в Ее время. Пусть трубы воздуха звучат в начало
Ее.
Матерь Мира, пустыню
пройди, ибо цветы за Тобою. Матерь Мира, на гору взгляни, ибо
светятся горы огнем Твоим!
Ушли ненавистные
люди, подымаются орды. Новые чудеса, новые носители и рушение стен
покрыто гласом:
"Матерь идет!"
"Матерь Будды,
Матерь Христа, устреми Сыновей Твоих! Если даже скала падет на
меня, буду знать, от Шагов Твоих!" Так наполним пространство.
Приказ
И поверх всех
словесных приказов звучит Приказ Безмолвный, Всепроникающий,
Неотменный, Неделимый, Неотвергаемый, Ослепительный, Щедрый,
Неописуемый, Неповторяемый, Неповрежденный, Неизреченный,
Безвременный, Неотложный, Зажигающий, явленный в Молнии.
Вот два Приказа - на
концах Мира Владыки Христос и Будда. И слово Их, как меч сверкающий,
но поверх Их грома явлен Приказ Безмолвный.
Поверх Их Покрывшая
Лик Свой, Соткавшая пряжу Дальних Миров Посланница Несказанного,
Повелительница Неуловимого, Дательница Неповторенного!
Твоим Приказом океан
замолкает и вихри черты невидимых знаков наносят.
И Она, Лик
Сокрывшая, встанет на страже Одна в сиянии знаков. И никто не
взойдет на вершину, никто не увидит сияние Додекаэдрона, знака Ее
Мощи.
Из спирали Света
знак соткала Сама в молчании. Она Водительница идущих на подвиг!
Четыре угла, знак
Утверждения, явлен Ею в напутствие решившимся.
Игра Матери Мира
Какая великая игра
Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего поля.
"Спешите, дети, хочу
научить вас. У Меня приготовлены для вас зоркие глаза и открытые
уши. Присядьте на Мое покрывало, будем учиться летать!"
Огненный щит
Указала Матерь Мира:
"Соберитесь, ветры, соберитесь, снега, не являйтесь, птицы, и не
подходите, звери.
Не утвердится нога
человеческая на Моей Вершине. Не утвердится основа дерзания
темного.
Не удержится свет
месяца, но луч солнца достигнет Вершину.
Сохрани, солнце,
Вершину Мою, ибо где встану на страже?
Никогда не взойдет
зверь и не удержится сила человеческая".
Сама Матерь Сущего с
огненным щитом станет на страже.
Что блестит на
Вершине? Чему вихри сложили венец сияющий?
Она, Великая Матерь,
одна поднялась на Вершину.
И никто не взойдет
за Нею.
Пламенный плат
На самой высокой
горе сияет Матерь Мира.
Она тьму поразить
вышла.
Почему упадают враги
и куда с отчаянием обращают глаза?
Она одела
пламенный плат и окружилась стеною огня.
Она наша крепость и
устремление!
4. АПОЛЛОНИЙ
ТИАНСКИЙ
Посещение Аполлонием
Тианским Севера Индии
Сохранившийся
рассказ о его жизни содержит повествование о посещения им Севера
Индии. Дается подробное описание городов, мест и жителей, но
совершенно упущен внутренний смысл его поездки. Правда, Аполлоний
Тианский был известен как любитель долгих странствований, но это
плохо объясняет его поездку.
Еще будучи молодым
человекам, он слышал от одного ценителя и собирателя необыкновенных
историй о существовании Обители Братства. Тогда он мало обратил
внимания, но со временем, когда ему пришлось многое узнать и много
увидеть, он вспомнил и в тайне духа решил посетить Север Индии.
У него был друг,
большой ученый и принявший многие степени посвящения, к нему
обратился Аполлоний за советом. Старец задумался и обещал узнать.
И вот через год
пришел ответ. Старец обратился к Аполлонию: "Друг мой, воистину
счастье с тобою. Мне пишут, ты можешь собираться в путь. В Кашмире
ты встретишь одного моего друга, считаю, он может дать тебе
необходимые указания. И так, собирайся в путь".
Путь Аполлония был
долог. На пути встречались разные люди. Один из встречных, как бы
отгадывая намерение Аполлония, сказал: "Могу быть тебе полезным.
Лицо, к которому направляешься, мне знакомо. Прошу тебя
воспользоваться моим домом, когда достигнешь древней Гандары". И
встречный подал Аполлонию хранительницу даров. Аполлоний так и не
узнал имени незнакомца.
Достигнув Таксила,
Аполлоний нашел дом незнакомца и, подойдя к двери, ударил молотом.
Дверь открылась, и молодой индус пригласил Аполлония войти. Тут
только Аполлоний вспомнил, что не знает имени владельца дома.
Привратник, видимо, ждал. Аполлоний, чтоб объяснить свой приход,
показал хранильницу даров. Привратник сделал знак рукой и провел
Аполлония в комнату, где стоял стол и два кресла.
Через некоторое
время дверь открылась, и в комнату вошел высокий человек. На нем был
кафтан и знаки достоинства конного начальника.
Новопришедший
назвался братом незнакомца и, как бы зная зачем пришел Аполлоний,
сказал:
"Мои люди завтра
проводят тебя".
Наутро Аполлоний
увидел на дворе несколько воинов и коней. Тронулись в путь и спешно
доехали до Северных гор.
Здесь воины оставили
Аполлония.
Уход Аполлония
Тианского
В жизнеописании
Аполлония из Тианы искажено слово об уходе его. Но имеется
свидетельство ученика Калликрата о последнем хождении Учителя.
Аполлоний начал
слышать голоса, зовущие его опять к тем берегам, где он уже побывал
с пользою для духа. Взяв с собою ученика Калликрата, Учитель, не
говоря о цели своего пути, немедленно отплыл.
Когда же прибыли к
пещере, где Великий Учитель давал посвящение архатам, навстречу им
вышел высокий Старец и долго беседовал с Аполлонием. Калликрат
услышал лишь последние слова Старца: "Если ты решил принять чашу
Апологета Учения, то не медли.
Аполлоний, когда
Старец скрылся в глубине пещеры, указал Калликрату спешно собрать
достаточное количество благовонных деревьев и сложить в пещере
подобие высокого ложа. Также указал, когда Калликрат услышит голос
под сводом пещеры, зажечь, не оглядываясь, дерево, и может спешить
к берегам Греции, забыв о происшедшем. Затем Учитель погрузился как
бы в сон.
Калликрат сидел
неподвижно, поддерживая огонь до глубокой ночи, когда высоко под
сводом раздался необычно звучный голос Учителя: "И так я не умер, но
иду принять чашу Апологета".
Тогда Калликрат
исполнил все указанное и завещал положить свидетельство с собою в
гробницу.
5. ИЗ ЖИЗНИ СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО
Провозвестие
Владычицы
Пришло время указать
главное о сияющем видении Владычицы. Неужели великое предуказанное
видение было молчаливо? Неужели потрясение духа и седина волос не
были следствием Провозвестия?
Владычица сказала:
"Придет время Мое, когда небесное Светило Мое к земле устремится, и
тогда придешь ты исполнить волю сроков.
И ненавистные будут
спасителями, и побежденный будет вести победивших. И три корня,
разделенные проклятием, срастутся любовью, и вести их будет
посланный не из их племени. До срока проклянут татар и евреев, и
они проклянут землю русскую.
Когда же твои кости
будут преданы уничтожению, трем проклятиям исполнится срок. И
невидимо видимый станет у престола, облеченный Венцами и Перстнем.
И где приложишь Перстень, там будет Рука Моя и Владыки.
Наставление Сергия
"Иже успеет услышать
своего духа голос, над бездною вознесется". Так говорил Сергий, "И
ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не
услышит птичек - солнца возвестников. И чуду явленному молчащий
откажется от глаза. И молчащий на брата помощь занозу из ноги своей
не вынет".
Так говорил Сергий.
К Сергию пришел
Святитель Алексей с вопросом - что делать?
Сергий ответил:
"Помоги земле Русской".
Когда Сергия
спросили крестьяне - что делать? - он ответил: "Помогите земле
Русской".
Когда Минин
обратился к Сергию, тогда пришел ответ: "Помоги земле Русской!"
Труды Сергия
Вот уже борода
седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже Князь поклонился,
но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни
на час.
Стоит временно
оскудеть кошелю, и братия, достойная и избранная, готова променять
чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут - "что-то Угодники твои
оскудели"
И днем, и ночью
нужна не Благодать, а благоденствие тела.
Говорили о Сергии,
что Игумен часто глухою ночью обходил кельи, и, находя спящих, он
шел дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся найти
бодрствующего.
Предвидение Сергия
Также Сергий говорил
иногда о Белой Горе, но никогда не указывал место ее.
Когда кто-то
стучался неожиданно, братия говорила: "Не Игумен ли?" Сергий
говорил: "На Белой Горе живут разные твари. Когда им нужно,
о двух головах и о
пяти ногах. На наших на похожи. Сани там без коней, и для скорости
могут летать".
6. АКБАР ВЕЛИКИЙ
Серебряный вестник
Под деревом Акбар
имел видение. Серебряный вестник неожиданно предстал и сказал: "Вот
видишь Меня в первый и в последний раз, будто Меня не бывало. Будешь
строить Царство и в нем Храм будущий. И как Владыка пройдешь поле
жизни, неся в духе Храм будущий.
Поистине, долго ты
пребывал на пути с Господом. Нужно окончить земную пяту. И голоса
Моего не услышишь, и Света Моего не увидишь, и готовность сохранишь
идти путем Божеским.
Но когда придет час
открыть следующие Врата, то жена твоя, данная Господом, услышит стук
Мой и скажет: "Он у ворот". Ты же увидишь Меня, лишь перейдя черту.
Но когда жена вступит на последний путь, она увидит тебя в образе
Моем.
Ты же будь земной
царь и землевладелец потом. Ты же, кончая путь, обойди поле сада
твоего. Каждый, уходя, не оставит крохи на столе пира. Обойди все
тропинки засохшие и помни, чем ближе, тем дальше.
Сначала в грозе,
потом в вихре, потом в молчании". И потом Вестник загорелся серебром
и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал
воздух, и все пришло в обычный вид.
Акбар больше никогда
ничего не видел. Когда же пришел час освобождения, оба радовались,
ибо еще один срок приблизился. И срок правильный, ибо могилы не
существует.
Помощь неба
Утвердился Владыка,
что помощь Неба придет в каждый трудный час. Вот настало время
объявить войну властителям Голконды, и затруднился Владыка решением.
Блуждал глаз Владыки по полю и видит: муравей несет огромную ношу, и
долго мучился муравей.
Наконец Акбар
воскликнул: "К чему затруднять себя тяжестью Голконды!" И приказал
остановить приготовления к походу.
Другой раз
присутствовал Владыка в собрании суда и хотел присоединиться к
приговору, но внимание его было привлечено трепетанием бабочки,
бившейся у окна. И забыл сложившееся уже слово, и подумал: пусть
исполнят долг судьи, сказав: "Сегодня я лишь гость здесь".
И приговор был
справедливо милосерден.
Покушались враги на
жизнь Акбара. Убийца ужа стоял за деревом сада, когда Владыка
совершал один прогулку. Черная змея переползла дорожку, и Владыка
повернулся позвать слугу. В поисках змеи нашли убийцу за деревом.
Сказал Владыка:
"Помощь Неба ползает по земле. Пусть лишь глаз и ухо открыты".
Полководцы
О двух полководцах
Акбара. Один получал пространные указания, другой - лишь самые
отрывочные. Наконец, второй обратился к Акбару, говоря: "Чем я не
заслужил пространных указаний, когда столько побед принес?"
Акбар отвечал: "Твоя
понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою
сохраненное, отмечено будет лучшею жемчужиной".
Потому велика
радость тех, кто может понять, сохраняя напиток Источника.
Прибавим о третьем.
Он спросил: "Почему поздно или слишком рано порицается одинаково?"
Акбар сказал: "Друг
мой, нет одинаковых величин. Потому, если преждевременность
заключает в себе находчивость, то ее цена лучше, ибо запоздалость
соединена лишь со смертью. Преждевременность судима, запоздалость
уже осуждена".
Стесненный и
угрожаемой, Акбар говорил своим вождям! "Чем менее волнуется
вещество, тем яснее отражение вершин".
После смотра войска
Акбар сказал: "Четвертая часть сделана. Видел сытых людей, остальное
увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи".
Враги
Акбар, названный
Великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел
список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке
какое-либо достойное имя.
"Когда увижу
достойного человека, пошлю привет переодетому другу".
И еще говорил Акбар:
"Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать
довольство народу и был оттенен большими врагами".
Так говорил Акбар,
зная ценность врагам.
Среди вражеских
ударов Акбар был спрошен - откуда столько нападений?
Акбap
отвечал: "Дайте и врагам минуту занятия".
Видимый невидимо
Придворный историк
Акбара однажды сказал Правителю: "Среди Правителей наблюдаю
неразрешимое явление. Одни Владыки держались недоступно, вдали от
народа, их свергали за ненужностью. Другие входили в жизнь каждого
дня, к ним привыкали и свергали за обычность".
Акбар улыбнулся:
"Значит, Правитель должен оставаться невидимым, входя и направляя
все действия".
Так решил мудрый
Правитель и предсказал будущее. Видимый невидимо!
7. СКАЗАНИЯ
Космогоническая
сказка
Космогоническая
индусская сказка сообщает: жило ужасное чудовище, пожиравшее людей.
Однажды чудовище
преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро.
Чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину
чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло
опрокинуться на спину, ибо брюхо его нет было защищено. Оно
устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится.
Но человек думал,
что он своим отчаянным положением спасает человечество. И в этой
мировой мечте силы его напряглись без устали.
Чудовище между тем
так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени
чудовище стало подыматься над землею. Мировая мысль человека подняла
даже врага.
Когда люди видят
комету, они благодарят отважного, устремленного вечно. Мысли людские
мчатся и дают новые силы всаднику чудовища.
Белые, желтые,
красные и черные люди устремляют мысли к тому, что давно стал
огненным.
Посланец света
Старая легенда
говорит: "С дальнего мира пришел Посланец, чтобы дать людям
равенство, братство и радость. Люди давно забыли песни и омертвились
ненавистью.
Посланец изгонял
темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд. Утихла
ненависть, и меч Посланца остался на стене. Но все были молчаливы и,
не умели запеть.
Тогда Посланец
собрал маленьких детей, и увел их в лес, и сказал: "Ваши цветы, ваши
ручьи, ваши деревья. Никто не пошел за нами. Я отдохну, а вы
наполнитесь радостью". Так начались робкие прогулки по лесу.
Наконец самый
маленький остановился на поляне и засмотрелся на луч солнца. Тогда
желтая Иволга начала свой призыв. За нею малыш зашептал и скоро
радостно зазвенел: "Наше солнце!"
Вереницей вернулись
дети на поляну, и зазвучал новый гимн Свету. Посланец сказал: "Люди
запели, настал срок".
Семь слуг
Вот мы пошлем семь
слуг на базар принести виноград. Что вижу? Первый утерял деньги.
Второй променял их на хмельное вино. Третий утаил их. Четвертый не
распознал зеленый виноград. Пятый, пробуя зрелость, раздавил всю
ветку. Шестой отобрал умело, но толкнул и рассыпал по
неосторожности. Седьмой принес спелую ветвь и нашел листья, чтобы
украсить ветку.
Так семеро прошли
одною дорогой и в одно время.
Оплот верности
Повелитель спросил
мудреца: "Как увидеть гнездо измены и оплот верности?"
Мудрец показал на
толпу разодетых всадников и сказал: "Гнездо измены".
После указал на
одинокого путника и сказал: "Оплот
|