Выдержки из произведения
Праздники и их
Значение: Вознесение и Пятидесятница
I. Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
III
Вознесение и Пятидесятница
I
Мистерия Пятидесятницы и ее связь с Вознесением
Дорнах, 7 Мая 1923
В течение эволюции человечества, различные мировые религии
представили
величественные картины перед человечеством. Если эти картины должны
быть
полностью поняты, необходимо определенное эзотерическое знание. В
течение
нескольких лет, такое знание, основанное на Антропософии,
прилагалось для
интерпритации всех четырех Евангелий, для того, чтобы их более
глубокое
содержание и значение могло быть прояснено. Такое содержание
является
большей частью в форме картин, потому что картины не сообщают себя
узким
рационалистическим способом, который возможен с концепциями и
идеями. Люди
думают, что уяснив однажды концепцию, они достигают до корня всего,
к чему
она относится. Такое мнение невозможно в случае картины, образа.
Картина или
образ действуют живым способом, подобно самому живому существу. Мы
возможно
должны прийти к знанию одного или другого аспекта живой личности, но
снова и
снова она будет представлять новые аспекты для нас. Мы не будем
следовательно удовлетворены определениями, претендующих быть
исчерпывающими,
но мы стремимся найти характеристики, которые дополняют картину с
различных
углов, давая нам возрастающее знание об испытываемой личности.
Сегодня я хочу представить две известные картины перед вами и
описать
их определенные аспекты.
Первая картина представляет учеников Иисуса Христа в день
Вознесения.
Всматриваясь ввысь, они видят Христа исчезающего в облаках. Обычная
концепция этой сцены есть в том, что Христос восходит на Небеса и
таким
образом отделяется от Земли, и что ученики были оставлены, как они
были на
свои собственные ресурсы. Аналогично, все земное человечество, во
имя
которого Христос исполнил Мистерию Голгофы, было оставлено во время
Вознесения на свои собственные ресурсы.
Может возникнуть мысль, что в определенном отношениии это
противоречит
реальности Мистерии Голгофы. Мы сами знаем, что через Его деяние на
Голгофе,
Христос принял решение объединить Его собственное Существо с Землей,
или
другими словами, начиная с Мистерии Голгофы и впредь остаться
навсегда
соединенным с Земной эволюцией. Величественная картина Вознесения
может
таким образом показаться в некотором несоответствии с тем, что
эзотерическая
версия Мистерии Голгофы открывает относительно объединения Христа с
Землей и
человечеством.
Сегодня мы попытаемся преодолеть это кажущееся противоречие в свете
действительных духовных фактов.
Вторая картина представляет сцену десятью днями после Вознесения,
когда
языки пламени сошли на головы собравшихся учеников и они были
побуждены
"говорить другими языками". Это фактически означает, что с тех пор
ученики
были способны внедрить Мистерии Деяния на Голгофе в сердце каждого
человеческого существа, независимо от религии или веры.
Держа обе эти картины перед нашими умами, мы попытаемся дать
некоторые
указания их значения. Дать что-либо большее чем это не является
возможным.
Мы знаем из нашего изучения Антропософии, что эволюция человечества
не
началась на Земле, но что собственно эволюция "Земли" была
предвещена
эволюцией "Луны", таковая - эволюцией "Солнца", а таковая опять таки
эволюцией "Сатурна", как описано в моей книге "Тайноведение". В
течение
периода эволюции "Сатурна", человек развивался в снисхождении от
Духовного
до рудиментарного основания физического тела. В ту эпоху однако,
физическое
тело было только телом тепла; другими словами - теплом меняющейся
степени;
силами тепла, собранными вместе вокруг существа "души-и-духа".
В течение эволюции "Солнца" человек приобрел воздухообазное тело, в
течение эволюции "Луны" вид жидкообразного, водного тела, а твердое,
земное
тело, в реальном смысле, собственно, только в течение эволюции
"Земли".
Давайте подумаем теперь, в частности об эволюции "Земли". Она
завершает
свой курс в семи следующих друг за другом эпохах, из которых первые
три
являются повторениями: первая -- повторением периода "Сатурна",
вторая --
периода "Солнца", третья, Лемурийская эпоха -- повторением периода
"Луны",
Собственно эволюция "Земли", действительно начинается с четвертой
эпохи, то
есть -- с Атлантической. Мы живем теперь в пятую эпоху, за которой
последует
шестая и седьмая.
Средняя точка эволюции "Земли" попадает на середину Атлантической
эпохи
и, таким образом в наш настоящий век Земля уже прошла среднюю точку
своего
развития. Отсюда вы поймете, что Земля уже вовлечена в нисходящую
фазу
эволюции и в наше время это должно всегда быть принято во внимание.
Как я
уже часто говорил, это полностью подтверждается находками даже в
современной
материалистической геологии.
В своей книге "Лицо Земли", Эдуард Шуэс (Eduard Suess) определил,
что
почва под нашими стопами сегодня принадлежит Земле, которая уже
умирает. В
течение Атлантической эпохи Земля, так сказать была в середине
периода
жизни; она изобиловала внутренней жизнью; на ней не было таких
формирований
как скалы и камни, которые постепенно крошатся. Минеральный элемент
был
активным в земной области способом, которым он является активным
сегодня в
животном организме, в состоянии раствора из которого отложения не
формируются, за исключением когда организм является больным. Если
животный
организм здоров, то только о костях можно сказать, что они принимают
свою
форму как отложения. В костях, однако, все еще есть внутренняя
жизнь. Кости
не находятся в состоянии умирания, они не находятся, как наши горы и
скалы в
процессе крошения в пыль. Крошение скал является свидетельством, что
Земля
уже вовлечена в процесс умирания.
Как уже сказано, это теперь известно даже обычной материалистической
геологии. Антропософия должна добавить к такому знанию факт, что
Земля была
вовлечена в этот процесс упадка постоянно с середины Атлантической
эпохи.
Более того, к Земле должно включить все, что принадлежит ей:
растения,
животные и, превыше всего, человек. Физический человек является
частью и
частичкой Земли. Если Земля вовлечена в процесс упадка, то также
вовлечено и
физическое тело человека. Выражаясь по-другому, в более
эзотерических
терминах, это означает, что к середине Атлантической эпохи все, что
в начале
было заложено как зародышное состояние в теле тепла эволюцией
"Сатурна",
достигло своего завершения. Физическое тело человека фактически
достигло
завершения к середине Атлантической эпохи и с тех пор путь его
эволюции был
путем упадка.
Эволюция, конечно, не происходит с одинаковым единообразием. Одна
раса
или народ вступает в фазу эволюции раньше или позднее, чем другая,
но говоря
в целом, ко времени, когда Мистерия Голгофы приблизилась, эволюция
физической конституции человека достигла стадии, когда человечество
по всему
Земному шару предстало перед перспективой обнаружения невозможности
дальнейшей инкарнации/воплощения на Земле; другими словами, перед
перспективой впредь не обладать способностью сопровождать Землю в ее
эволюции упадка.
В школах Посвящения это было известно и может, конечно также быть
известным сегодня, что приблизительно, ко времени Мистерии Голгофы
физическое тело человека достигло степени упадка, когда люди,
которые были
воплощены или которые должны были воплотиться в ближайщем будущем,
то есть,
вплоть до, приблизительно, четвертого века после Рождества Христова
были
представлены перед опасностью покидания Земли, которая становилась
все более
и более опустошенной и оголенной, и обнаружения невозможности в
будущем
снисхождения из мира души-и-духа и построения физического тела из
материалов, предоставляемых физической Землей. Такая опасность
существовала
и неизбежным следствием была бы неспособность человека исполнить
возложенную
на него Земную миссию. Ариманические и Люциферические силы, работая
в
комбинации преуспели до степени, когда ко времени Мистерии Голгофы,
Земное
человечество стало лицом к лицу с возможностью вымирания.
Человечество было спасено от своей участи через то, что было
достигнуто
Мистерией Голгофы, посредством чего само физическое тело человека
было
насыщено снова необходимыми силами жизни и бодрости. Людям было
таким
образом позволено продолжить их дальнейшую эволюцию на Земле,
поскольку они
могли теперь снисходить из миров души-и-духа и обнаружить возможным
жить в
физических телах. Таким был действительный эффект Мистерии Голгофы.
Я часто говорил об этом, как например, в курсе лекций данных в
Карлсруе
(Carlsruhe) под названием "От Иисуса до Христа" (десять лекций, 5-14
Октября
1911). Огромная враждебность была вызвана этими лекциями, потому
что, в
смысле эзотерического долга, были представлены определенные истины,
которые
многие люди желают держать скрытыми. Действительно, может быть
сказано, что
с определенного места враждебность к Антропософии началась с этих
самых
лекций.
Что я описал, однако является только одним аспектом действительного
эффекта Мистерии Голгофы. Этот же самый факт можно, конечно выразить
многими
различными способами. Это было выражено по-другому в том курсе
лекций, но
то, что я сейчас описываю, является тем же самым фактом, только
рассматриваемым с другой стороны. Посредством Мистерии Голгофы силы,
поддерживающие рост и процветание физического тела человека были
вновь
оживлены со следующим результатом. -- Теперь было сделано возможным
для
человека получить во время его жизни во сне импульс, который он, в
противном
случае не получил бы. Вся эволюция человека на Земле происходит, как
мы
знаем в смене бодрствующей и сновидческой жизни. Во сне физическое и
эфирное
тело оставляются; со времени засыпания и вплоть до пробуждения, эго
и
астральное тело становятся независимыми от них. В течение этой
независимости
во сне, влияние Сил Христа оказывает воздействие на эго и астральное
тело
тех людей, которые через необходимое настроение и содержание жизней
своих
душ сделали подходящую подготовку для такого состояния сна.
Проникновение
этих высших тел Силами Христа, следовательно, имеет место главным
образом в
течение состояния сна.
Возвращаясь теперь к библейскому событию Вознесения, мы должны
осознавать, что к тому времени ученики стали ясновидящими до
степени, при
которой они могли созерцать то, что действительно является глубокой
тайной
эволюции Земли. Такие тайны остаются незамеченными для людей,
обладающими
обычным сознанием, которое неспособно знать, имеет ли место что-либо
чрезвычайно важное в той или иной точке эволюции человечества.
Существует
много таких событий, но обычное сознание не ведает их. Картина
Вознесения
фактически означает, что в такой момент ученики Христа были способны
свидетельствовать событие невыразимой важности, происходившим "вне
чувств",
как оно было в эволюции Земли.
То, что они свидетельствовали, открылось им как на картине,
перспектива
того, что произошло бы с людьми, если бы Мистерия Голгофы не
случилась. Они
созерцали как конкретное духовное событие, что произошло бы, а
именно, что
физические тела людей так бы вырождались, что все будущее
человечества было
бы под угрозой. Ибо последствием такого вырождения было бы то, что
эфирное
тело человека подчинилось бы силам привлечения, которые присущи ему.
Эфирное
тело привлекалось бы все время к Солнцу, а не к Земле. Наше
устройство, как
человеческих существ является таковым, что наше физическое тело
обладает
земной тяжестью, притяжением, а наше эфирное тело -- солнечной
легкостью.
Если бы наше физическое тело стало бы тем, чем бы оно было, если бы
Мистерия
Голгофы не случилась, эфирные тела людей последовали бы своим
собственным
позывам к Солнцу и покинули бы физические тела. Существование
человечества
на Земле неизбежно пришло бы к концу.
До Мистерии Голгофы местом обитания Христа было Солнце.
Следовательно в
том, что эфирное тело человека стремится к Солнцу, оно стремится к
Христу.
Теперь представим себе сцену дня Вознесения. В духовном видении
ученики
видели Христа, восходящего к Небесам. Видение того, как сила,
Импульс Христа
соединяется с эфирной природой человека, в ее восходящем устремлении
ввысь,
возникло перед ними; как ко времени Мистерии Голгофы человек
предстал перед
опасностью вытягивания Солнцем его эфирного тела подобно облаку, и
как,
однако, в своем устремлении к Солнцу, оно было удержано Христом. Эта
картина
должна быть понята, ибо во истину это есть предупреждение. Христос
сродни
тем силам в человеке, которые естественно устремляются к Солнцу,
прочь от
Земли, и которые всегда будут так делать. Однако Христос остается в
единении
с Землей. Таким образом, Импульс Христа прочно удерживает человека
на Земле.
В этой картине Вознесения нечто еще проявляется ученикам.
Предположим,
что Мистерия Голгофы не имела места и что некоторое число людей
стало
ясновидящими в степени, в которой ученики стали ясновидящими в тот
момент.
Эти люди увидели бы эфирные тела определенных человеческих существ,
отделяющихся от Земли в направлении Солнца и они пришли бы к
заключению:
"Таков есть путь, взятый эфирными телами. Эфирный элемет Земли в
человеке
уводится к Солнцу". Но теперь, доведя до завершения Мистерию
Голгофы,
Христос спас для Земли, стремящееся к Солнцу эфирное тело. Таким
образом
проявляется факт, что Христос остается соединенным с человечеством
на Земле.
Таким образом нечто еще становится ясным здесь, а именно, чтобы
пройти через
Мистерию Голгофы, Христос привнес космическое событие в эволюцию
Земли.
Христос снизошел с высот Духа, соединил Себя с человечеством в
человеке
Иисуса из Назарета, исполнил Мистерию Голгофы, соединив Свою
эволюцию с
эволюцией Земли. Это было космическое Деяние, совершенное для всего
человечества.
Заметьте эти слова: Деяние Голгофы было совершено для всего
человечества. Ясновидческое око не может не воспринять как, начиная
с этого
Деяния, эфирные силы в человеке со своим стремлением уйти с Земли
были
соединены с Христом для того, чтобы Он мог удерживать их в эволюции
Земли.
Это касается целого человечества.
Это приводит нас к другому рассмотрению. Предположим, что только
немного человеческих существ были способны приобрести знание этих
фактов,
касающихся Мистерии Голгофы, а большая часть человечества -- как это
фактически и есть -- не распознали их значение. Если это должно было
произойти, Земля была бы населена только немногими верующими в
Христа и
большим числом тех, кто не распознал существенное содержание и
значение
Мистерии Голгофы. Что должно было бы тогда сказать о последнем? Как
все эти
человеческие существа, которые не распознали Мистерию Голгофы
относятся к
ней? -- или, лучше спросить -- Как Деяние Христа на Голгофе
относится к этим
человеческим существам? Деяние Христа на Голгофе является
объективным
фактом; его космическое значение не зависит от того, во что люди
верят
относительно него. Объективный факт имеет в себе реальность бытия.
Если очаг
горячий, он не станет холодным потому что число людей верит, что он
холодный. Мистерия Голгофы спасает человечество от разрушения
физического
тела, не зависимо во что люди верят или не верят относительно него.
Мистерия
Голгофы была совершена ради всех людей, включая и тех, кто не верит
в нее.
Это является кардинальным фактом, необходимым быть запомненным.
Мы осознаем теперь, что Деяние на Голгофе было совершено для того,
чтобы посредством его человечество на Земле могло быть оживлено до
степени,
необходимой для его восстановления. Это должно было совершиться.
Было
сделано возможным для людей найти на Земле тела, в которых они могли
и
смогут на долгие века в будущие времена быть воплощенными. Это
однако
фундаментально, что как существа души-и-духа люди пройдут через
существование в этих восстановленных Земных телах, и как существа
души-и-духа они будут в состоянии появиться на Земле снова и снова.
Теперь Импульс Христа, который должен иметь значение для духовной
природы человека, как и для его телесной природы, может выразить
себя в
бодрствующем состоянии людей, которые не имеют знания о нем; но при
таких
обстоятельствах он не повлиял бы на них во время их жизни во сне.
Неизбежным
результатом было бы то, что в то время как люди приобрели бы
возможность
воплощения снова и снова на Земле, все же если они не приобрели
знания
Мистерии Голгофы, состояние их сна было бы таким, что связь их
природы
души-и-духа с Христом была бы утрачена.
Здесь вы видите разницу в отношении к Мистерии Голгофы тех людей,
кто,
так сказать, не имеет желания знать что-нибудь о ней. Христос
совершил
Деяние для их тел, чтобы Земная жизнь могла быть возможной для них,
также
как Он совершил ее для совершенно неверующих, не являющихся
Христианами
людей. Но чтобы произвести эффект на природу души-и-духа человека,
Импульс
Христа должен иметь возможность проникнуть в душу человека в течение
состояния сна. А это возможно только если человек сознательно
познает
значение Мистерии Голгофы. Духовный эффект Мистерии Голгофы,
следовательно
может происходить только из истинного распознавания ее содержания.
Таким образом, существуют две вещи, которые человечество должно
осознать: с одной стороны, что Христос удерживает эфирное тело в его
постоянном стремлении к Солнцу; а с другой стороны, что природа
души-и-духа
человека, его эго и астральное тело, могут получить Импульс Христа
только во
время между засыпанием и пробуждением -- а это только возможно,
когда знание
об этом Импульсе приобретено в бодрствующей жизни.
Суммируя: стремление эфирных тел людей удалиться на Солнце было
воспринято учениками в ясновидческом видении. Но они также
восприняли как
Христос соединяет Себя с этим стремлением, обуздывает его, держит
его
крепко. Величественность сцены Вознесения заключается в спасении
физическо-эфирной природы человека Христом.
Ученики остались в глубоком созерцании. Ибо в их пробудившихся душах
находилось знание, что через Мистерию Голгофы была совершена полная
поддержка для физическо-эфирной природы человечества как целого. Но
что
случится размышляли они с существом души-и-духа? Каким образом
человек
приобретет силу получить Импульс Христа в его природу души-и-духа, в
его эго
и астральное тело? Ответ находится в празднике Пятидесятницы.
Через Мистерию Голгофы Импульс Христа оказал воздействие на Землю
как
реальность, которая подлежит пониманию только для духовного
осознания.
Никакая материалистическая наука не может понять Мистерию Голгофы.
Следовательно, душа должна приобрести силу духовного осознания,
духовного
восприятия, духовного чувства для того чтобы быть способной понять
как на
Голгофе, Импульс Христа был соединен с импульсами Земли.
Иисус Христос исполнил Его Деяние на Голгофе до конца, чтобы такое
единение могло оказать воздействие, совершил Деяние таким образом,
что
десятью днями после события Вознесения, Он послал человеку
возможность
наполнения его внутренней природы души-и-духа, его эго и астрального
тела
Импульсом Христа. Посылка Святого Духа есть проникновение
души-и-духа
человека силой понять Мистерию Голгофы. Это -- картина праздника
Пятидесятницы. Христос исполнил Его Деяние для всего человечества.
Но
каждому человеку, для того, чтобы он мог осознать это Деяние,
Христос послал
Дух, чтобы индивидуальное существо души-и-духа могло иметь доступ к
воздействию Деяния, которое было совершено для всех людей в целом.
Через Дух
человек должен научиться переживать Мистерию Христа внутренне, в
духе и
душе.
Таким образом две картины стоят рядом в истории эволюции
человечества.
Картина Вознесения говорит нам: Деяние на Голгофе было совершено для
физического и эфирного тел в универсальном человеческом смысле.
Картина
Пятидесятницы говорит нам: Отдельное человеческое существо должно
сделать
это Деяние плодотворным в себе принятием Святого Духа. Посредством
чего
Импульс Христа становится индивидуальным в каждом человеческом
существе.
Теперь нечто еще может быть добавлено к картине Вознесения. Духовные
видения, такие, которые пришли к ученикам в день Вознесения, всегда
имеют
отношение к тому, что человек действительно испытывает в одном или
другом
состоянии сознания. После смерти, как вы знаете, эфирное тело
покидает
человеческое существо. Человек оставляет физическое тело при смерти,
сохраняет эфирное тело на несколько дней, а затем эфирное тело
распадается,
фактически соединяется с Солнцем. Такой распад после смерти является
признаком единения с природой Солнца, струящейся через пространство,
в
которое включена также и Земля. Начиная с Мистерии Голгофы человек
видит
вместе с этим отделяющимся эфирным телом, Христа, который спас его
для
Земного существования на будущие грядущие века. Таким образом,
начиная с
Мистерии Голгофы перед душой каждого человеческого существа, которое
проходит через смерть, стоит картина Вознесения, которую ученики
были
способны наблюдать в тот день в особом состоянии своих душевных
жизней.
Однако для того, кто делает Мистерию Пятидесятницы также частью
своего
существа, кто позволит Святому Духу приблизиться -- для него такая
картина
становится источником самого величайшего утешения, которое он
способен
испытать: ибо теперь он наблюдает Мистерию Голгофы во всей ее истине
и
реальности. Эта картина Вознесения говорит ему: Ты можешь с
уверенностью
вверить все свои следующие воплощения эволюции Земли, ибо через
Мистерию
Голгофы Христос стал Спасителем эволюции Земли. Для того, кто не
проникнется
своим эго и астральным телом -- то есть, не проникнется знанием и
чувством
-- до сущности Мистерии Голгофы, для того эта картина является
порицанием до
тех пор, пока он также не научится понимать ее.
После смерти картина является призывом: Стремись приобрести в
следующую
за Земную жизнь такие силы, которые позволят тебе понять Мистерию
Голгофы!
-- То, что такая картина Вознесения должна прежде всего быть
призывом
естественно; ибо в последующих Земных жизнях люди смогут стремиться
приложить силы, которые они призываются приобрести и достигнуть
понимания
Мистерии Голгофы.
Теперь можно воспринять разницу между теми, кто с внутренними силами
веры, знания и силы верят в Мистерию Голгофы и теми, кто не верит.
Мистерия
Голгофы была исполнена для человечества в целом, только по отношению
к
физическому и эфирному телу. Послание Святого Духа, Мистерия
Пятидесятницы
означает, что душа и дух человека могут вкусить плоды Деяния на
Голгофе
только если человек обнаружит крылья, возносящие его к
действительному
пониманию сущности и значения этого Деяния.
Поскольку такая сущность и значение могут быть полностью поняты
только
духовным знанием, а не материалистическим знанием, следует, что
истина
праздника Пятидесятницы может быть понята, когда люди осознают, что
послание
Святого Духа является призывом для человечества все больше и больше
достигать Духовного знания, только через которое Мистерия Голгофы
может быть
понята.
То, что это должно быть понятым -- это есть призыв Мистерии
Пятидесятницы. То, что это пришло совершиться для всего человечества
-- это
есть откровение, данное при Вознесении.
Таким образом справедливо может быть сказано, что Антропософия
позволяет понять отношение Мистерии Пятидесятницы к откровению
Вознесения.
Мы можем чувствовать, что Антропософия подобна глашатаю приносящему
прояснение этих праздников Весны, и что к их многочисленным аспектам
мы
дабавили еще один, существенно принадлежащий к ним.
Это должно передать вам настроение души, в котором истинное чувство
для
праздников Вознесения и Пятидесятницы может возникнуть. Картины,
которые
праздники приносят перед душой подобны живым существам: мы можем
приближаться ближе и ближе к их реальности, учиться познавать их
более и
более интимно. Когда год снова наполнен духовным пониманием
праздников
времен года, он будет наполнен космической действительностью, а
внутри
Земного существования люди переживут космическое присутствие.
Пятидесятница является прежде всего праздником цветов. Если человек
обладает истинным чувством этого праздника, он пройдется среди
ростков и
цветений, раскрывающихся под влиянием Солнца, под эфирным и
астральным
влияниями -- и он воспримет в покрытой цветами Земле земной образ
того, что
струится совместно в картину Вознесения Христа и картину
снисхождения языков
пламени на головы учеников, которая следует за Вознесением. Сердце
человека
как оно открывается, может быть символизировано цветком,
раскрывающим себя к
Солнцу; и то, что изливается вниз от Солнца, дающее цветку
необходимые ему
животворные силы, может быть символизировано языками пламени,
снисходящими
на головы учеников. Антропософия может работать над сердцами людей с
силой,
которая вытекает из понимания праздников времен года и из истинного
созерцания праздничного времени; она может помочь пробудить
настроение души,
действительно соответствующее этим дням Весенних праздников.
I. Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности
Праздники и их Значение
III
Вознесение и Пятидесятница
I
Пятидесятница. Праздник свободной Индивидуальности
Гамбург, День Пятидесятницы, 1910
"Ты познаешь истину и истина сделает тебя свободным"
Праздники, как побудители древних воспоминаний, поворачивают наши
мысли
и чувства к прошлому. Через то, что они означают, они пробуждают в
нас
мысли, которые связывают нас со всем, что наши души держали
священным в
отдаленные века. Но другие мысли также возникают через понимание
содержания
этих праздников, мысли, которые поворачивают наши очи к будущему
человечества, которое для нас означает будущее наших душ.
Пробуждаются
чувства, которые дают нам энтузиазм жить в будущее и инспирируют
наши
желания с силой работать так, чтобы мы могли расти все более и более
адекватными для наших будущих задач.
С таким видением вперед и назад мы становимся способными описать, в
более глубоком смысле слова, природу праздника Пятидесятницы. Что он
означает для людей Запада предстает перед нами в величественной
картине,
которая говорит с самыми глубинами нашей души. Это картина, которую
мы все
хорошо знаем. Основатель и Учредитель Христианства, после исполнения
Мистерии Голгофы, жил некоторое время среди тех, кто был способен
воспринять
Его, в такой телесной форме, которую Он принял после Мистерии
Голгофы.
События, которые следуют за тем периодом принесены перед нашими
душами в
наиболее значительных сериях картин. В величественном видении,
известном как
Вознесение, Его ближайшие ученики визуально наблюдали разложение той
телесной формы, которую он принял. Затем, десятью днями позже,
последовало
то, что выражается для нас в другой картине, мощно вещающей всем
сердцам,
которые имеют желание понять ее. Ученики Христа собрались вместе, те
-- кто
должны были первыми понять Его. Глубоко в своих сердцах, они
чувствуют
могущественный Импульс, который через Него вошел в эволюцию
человечества, а
после данным им обещания событий, которые они должны пережить в
своих душах,
они ожидают в наивысшем ожидании, собравшиеся вместе с глубоким
почитанием в
День Пятидесятницы, почитаемом временем празднике их людей. Впервые
происходит здесь то, что представлено в картине "шума с неба, как бы
от
несущегося сильного ветра" (Деяния 2). Через это их души были
подняты к
высшему видению. Они были призваны повернуть свои взоры на то, чему
еще
должно прийти, на то, что будет ожидать их когда с огневым
Импульсом,
который они получат в своих сердцах, они будут жить на этой Земле
инкарнация
за инкарнацией в будущем.
Следующим изображается перед нами картина "языков пламени", которые
нисходят на голову каждого ученика и здесь другое величественное
видение
открывает им, каким должно быть будущее этого Импульса Христа. Ибо
собравшись вместе и созерцая в духе духовный мир, эти люди, которые
должны
были первыми понять Христа, чувствуют, как если бы они не
разговаривают с
людьми около них во времени и пространстве; они чувствуют свои
сердца
протянувшимися далеко, далеко среди различных народов сферы Земли и
они
чувствуют, как если бы нечто живет в их сердцах, что переводится во
все
языки, и что может быть донесено до понимания в сердцах всех людей.
В таком
величественном видении будущего Христианства, которое возникает
перед ними,
эти первые ученики чувствуют себя как бы окруженными другими
будущими
учениками всех народов Земли и, как если бы они будут однажды иметь
силу
проповедовать Евангелия в словах, которые будут понятны не только
тем,
находящихся в непосредственной близости от них во времени и
пространстве, но
всем, кто живет на Земле как человческие существа, осознающие свое
предназначение.
Давайте теперь рассмотрим интерпритацию этих картин в их глубочайшем
эзотерическом Христианском значении. Дух, по справедливости
названный Святым
Духом, -- ибо он таким и является -- послал свои силы вниз на Землю
в первом
снисхождении Иисуса Христа на Землю. Следующий раз Дух
манифестировал себя,
когда Иисус был крещен Иоанном Крестителем. Теперь, снова этот самый
Дух, в
другой форме, в форме многих отдельных, сияющих, огненных языков
снизошел на
каждую отдельную Индивидуальность первых верующих Христа.
Мы должны упоминать о таком Святом Духе на праздник Пятидесятницы
вполне особенным способом, но мы должны прояснить в наших умах
значение слов
"Святой Дух", как они используются в Евангелиях. В первую очередь,
как
обычно упоминамлось о Духе в древние времена, во времена,
предшествующие
времени Евангелия? В древние времена о Духе упоминалось во многих
отношениях, но особенно -- в одном отношении. Через новое знание,
которое
Духовная Наука дает нам, мы можем сказать, что когда человек
проходит через
рождение в существование между рождением и смертью, тело, в котором
Индивидуальность воплощается определяется двумя способами. Наша
телесная
природа должна фактически исполнить двойную функцию: она делает нас
человеческими существами, однако также и членами того или иного
народа, той
или иной расы или семьи. В древние времена, предшествующие
Христианству,
мало еще было пережито из того, что может быть названо мировым
человечеством, из того чувства человеческого братства, которое во
все
увеличивающейся мере жило в человеческих сердцах только начиная с
провозглашения Христианства, и которое говорит нам: Ты являешься
человеческим собратом всем человеческим существам на Земле! С другой
стороны, то чувство было наиболее сильным, которое делает человека
членом
определенного народа или племени. Это действительно выражено в
многовековой
религии Индусов в их веровании, что только через кровь возможно
стать
истинным Индусом. Во многих направлениях -- не взирая на отклонения
от
принципа -- это было также твердо удерживаемо древним Еврейским
народом до
пришествия Христа. Соответственно их мнению, человек принадлежал
своему
народу, только вследствие своих родителей, самим принадлежащим ему и
которые, таким образом связанные кровно, поместили его в народ. Но
они были
также всегда знакомы с другим чувством, которое более или менее
ощущалось
всеми людьми в древние времена, а именно, что человек является
только
членом, принадлежащим одной семье, одному народу и ничему больше.
Чем дальше
мы углубляемся в античность, тем более интенсивнее человеческое
существо
ощущает себя членом своего народа и ни коим образом как отдельная
Индивидуальность. Постепенно, однако, пробуждается чувство себя, как
отдельного человеческого существа, Индивидуальности с
индивидуальными
человеческими качествами. Таким образом, эти два принципа ощущались
присутствующими во внешней природе человека: родственность людей и
осознание
себя как отдельной Личности.
Теперь силы, присущие этим двум принципам приписываются другим
способом
обоим родителям. Принцип, благодаря которому некто принадлежит
одному
народу, благодаря которому некто относится к основному расовому
сообществу,
приписывался через наследсвенность матери. Когда люди воспринимали
соответственно такой идее, они говорили о матери: "В ней
удерживается Дух
народа. Она была наполнена Духом народа и передала ребенку качества,
общие
ее народу". Однако об отце говорилось, что он является носителем и
переносчиком принципа, который дает скорее индивидуальные,
персональные
характеристики человеческого существа. Таким образом может быть
сказано, что
когда человек приходил в мир через рождение -- а таков был также
взгляд и
древних Евреев в до-Христианские времена -- он был
индивидуализированной
персоной через силы своего отца. Мать, однако, через то, что было
особенным
в ее целой природе, воспринималась как будучи наполненной Духом,
который
удерживается в народе и это она передавала ребенку. Таким образом о
матери
говорилось, что Дух народа живет в ней, и в этой связи, он являлся
тем
Духом, о котором говорилось, что он посылал свои силы вниз из
Духовных
областей в человечество -- что он позволял своим силам струиться
вниз в
физический мир, в человечество через мать.
Через Импульс Христа, однако, пришло новое восприятие -- восприятие,
которое говорило, что Дух, о котором люди прежде говорили, этот Дух
народа
был заменен другим, хотя и определенно родственным ему, но
действующим на
более высоком уровне, Духом, который родственен всему человечеству,
в то
время, как прежний Дух был родственен определенному народу. Такой
Дух должен
был быть дан человеку и наполнить его силой сказать: "Я чувствую
себя не
принадлежащим более только части человечества, но всему ему; я
являюсь
членом всего человечества и буду становиться таковым все больше и
больше!"
Такая сила, которая изливала универсальное человеческое качество на
все
человечество, приписывалась "Святому Духу". Таким образом Дух,
который был
выражен в силе, притекающей из народа в мать был возвышен от "Духа"
до
"Святого Духа".
Тот, кто должен был принести человечеству силу развить такую
универсальную человеческую природу все более и более в Земной жизни,
мог
обитать -- как первое Существо такой природы -- только в теле,
переданным
через силу Святого Духа. Такое тело Мать Иисуса получила при
Благовестии. В
Евангелии от Матфея, мы слышим о страхе Иосифа, о котором
говориться, что он
был "праведным" человеком. Это слово использовалось в старом смысле
и
означало, что он был тем, кто только верил, что любой его ребенок
мог быть
рожден от Духа его народа. Теперь он обнаружил, что мать его ребенка
наполнена, проникнута все более и более (ибо это является верным
значением
изначального слова в нашем языке), силой Духа, который был не только
Духом
народа, но Духом универсального человечества! И он не чувствовал,
что он мог
жить с женщиной, которая могла однажды принести ему детей, когда в
ней
обитал Дух всего человечества, а не Дух, которого он придерживался в
своей
праведности. Соответственно, он пожелал отпустить ее тайно. Это было
так,
что только когда он также получил извещение из Духовного мира, он
получил
силу решиться иметь сына от женщины, которая была проникнута и
наполнена
силой этого Святого Духа.
Таким образом, мы видели, что этот Дух был созидателен в действии,
прежде всего в позволении своих сил струиться в эволюцию
человечества по
отношению к рождению Иисуса из Назарета, и снова в величественном
событии
Крещения в Иордане. Таким образом, мы теперь понимаем, что есть сила
Святого
Духа: это есть сила которая поднимет каждого человека все более и
более над
всем тем, что отличает и отделяет его от других, и сделает его
членом всего
человечества на Земле, сила, которая действует как соединение души
между
каждой и всеми душами, независимо в каком теле они могут быть.
Это есть тот же самый Святой Дух, о котором нам теперь говорится
через
другое откровение, что на праздник Пятидесятницы он струится в
Индивидуальности тех, кто первым принял Христианство. При Крещении
Иоанном,
перед нами возникает картина Духа, как голубя; теперь, однако,
возникает
иная картина, картина огненных языков. В отдельном голубе, в
отдельной
форме, Святой Дух проявляет себя при Крещении Иоанном: во многих
отдельных
языках пламени проявляет себя Святой Дух на праздник Пятидесятницы.
Каждый
из таких отдельных языков пламени приносит одухотворение
Индивидуальности,
каждой Индивидуальности первых учеников Христианства.
Какое значение для наших душ имеет такой символ Пятидесятницы? После
того, как Христос, носитель универсального Духа человечес
|