Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Скачать книгу   Рудольф Штайнер Теософия HA
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

 

 

 

Рудольф Штайнер Теософия HA

скачать  339.zip

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

Выдержки из произведения

 

 

Рудольф Штайнер.

Теософия

Введение в сверхчувственное познание мира
и назначение человека

ВВЕДЕНИЕ 1
СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 4
ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 6
ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 7
ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 7
ТЕЛО, ДУША И ДУХ 8
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА И СУДЬБА 19
ТРИ МИРА 28
МИР ДУШ 28
ДУША В МИРЕ ДУШ ПОСЛЕ СМЕРТИ 35
СТРАНА ДУХОВ 42
ДУХ В "СТРАНЕ ДУХОВ" ПОСЛЕ СМЕРТИ 46
ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И ЕГО СВЯЗЬ СО СТРАНОЮ ДУШ И ДУХОВ 53
О МЫСЛЕ-ФОРМАХ И О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АУРЕ 58
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ 65

ВВЕДЕНИЕ

Когда осенью 1813 г. Иоганн Готтлиб Фихте выступил со
своим "Учением", как зрелым плодом своей жизни, всецело
посвященной служению истине, то в самом начале его он высказал
следующее: "Это учение предполагает совершенно новый внутренний
орган чувства, которым будет восприниматься новый мир, вовсе не
существующий для обыкновенного человека", затем он показал на
сравнении, как непонятно должно быть это учение тому, кто хочет
судить о нем по представлениям обычных чувств: "Представьте
себе мир слепорожденных, которым ведомы лишь те вещи и те
соотношения между ними, которые существуют благодаря чувству
осязания. Придите к ним и заговорите с ними о красках и об иных
соотношениях, существующих лишь благодаря свету и для зрения.
Вы будете говорить им о том, чего нет, и еще самое лучшее, если
они скажут вам об этом прямо; по крайней мере, вы скоро
заметите свою ошибку, и если вы не в силах раскрыть их глаза,
то вы прекратите напрасную речь". И вот, кто говорит людям о
таких вещах, как в этом случае Фихте, тот слишком часто
оказывается в положении, похожем на положение зрячего между
слепорожденными. Но ведь это именно те вещи, которые относятся
к истинному существу и высшей цели человека. И кто подумал бы,
что необходимо "прекратить напрасные речи", тот должен был бы
таким образом отчаяться в человечестве. Напротив, ни одного
мгновения не следует сомневаться, что "раскрыть глаза" на эти
вещи возможно каждому, кто только сам проявит на то добрую
волю. Поэтому, исходя из этого предположения, говорили и писали
все те, кто чувствовал внутри себя выросшим этот "внутренний
орган чувства", при помощи которого они могли познать скрытое
от внешних чувств, но истинное существо человека, поэтому с
самых древних времен все снова и снова говорится об этой
"сокровенной мудрости". Те, которые что-либо восприняли из нее,
чувствуют себя в своем знании так же уверенно, как обладающие
нормальными глазами в своих красочных представлениях. Для них
эта "сокровенная мудрость" не нуждается ни в каком
"доказательстве". И они знают также, что не требуется
доказательства и для того, у кого, подобно им, открылось
"высшее чувство". С таким человеком они могут говорить так, как
путешественник говорит об Америке с теми, кто, хотя бы сами и
не видели Америки, но способны составить себе представление о
ней, так как они увидели бы все то, что видел он, как только им
представился к тому случай.

Но не только к таким должен обращаться исследователь
высших истин. Он должен обращать свои слова ко всем людям. Ибо
ему надо говорить о вещах, которые касаются всех людей; да, он
знает, что без познания этих вещей никто не может быть
"человеком" в истинном смысле этого слова. И он говорит ко всем
людям, потому что ему известно, что существуют различные
степени понимания того, что он может сказать. Он знает, что
даже и те, которые еще далеки от мгновения, когда им откроется
возможность собственного духовного исследования, все же могут
отнестись к нему с пониманием. Ибо для большого чувство и
понимание есть в каждом человеке. И прежде всего он обращается
к этому пониманию, которое может вспыхнуть в каждой здоровой
душе. И он знает также, что в этом понимании есть сила, которая
постепенно должна привести к высшим степеням познания. Это
чувство, которое сначала, может быть, совсем ничего не видит из
того, о чем ему говорят, оно и есть тот волшебник, что
раскрывает "око духа". Это чувство поднимается во тьме. Душа не
видит, но, благодаря этому чувству, она бывает охвачена
могуществом истины, и затем постепенно истина приблизится к
душе и раскроет в ней "высшее чувство". Для одного это может
длиться дольше, для другого короче; у кого есть терпение и
выдержка, достигнет этой цели. Ибо, если и нельзя оперировать
каждого физически слепорожденного, то каждое духовное око может
быть раскрыто; и лишь вопрос времени, когда оно откроется.

Ученость и научное образование не являются непременными
условиями для раскрытия этого "высшего чувства". Оно может
раскрыться и у простого человека точно так же, как у высоко
ученого. То, что ныне именуется часто "единственно истинной"
наукой, может служить скорее помехой, чем помощью к достижению
этой цели. Ибо эта наука слишком часто считает "действительным"
лишь то, что доступно обыкновенным чувствам. И потому, как ни
велики ос заслуги в области познания этой действительности, но
наряду с этим она, помимо своего желания, создает множество
предрассудков, которые закрывают доступ к высшим реальностям.

Против того, что здесь сказано, часто возражает, что
человеческому познанию раз и навсегда поставлены "непреходимые
границы". Этих границ нельзя переступить, поэтому должны быть
отклоняемы всякие познания, не сообразующиеся с этими
"границами". И крайне нескромным считается тот, кто хочет
что-нибудь утверждать о вещах, относительно которых для многих
несомненно, что они лежат по ту сторону границ человеческой
способности познания. При таком возражении оставляют совершенно
без внимания, что высшему познанию должно непременно
предшествовать развитие человеческих познавательных сил. И то,
что до этого развития лежит по ту сторону границ познания,
после пробуждения тех способностей, которые дремлют в каждом
чертовско, лежит всецело внутри области познания. При этом,
конечно, не должно упускать из виду одного обстоятельства.
Могут сказать: что пользы говорить людям о вещах, для которых
еще не пробуждены их познавательные силы и которые сами,
следовательно, еще остаются для них закрытыми? Однако такое
суждение неверно. Необходимы известные способности, чтобы найти
те вещи, о которых здесь идет речь. Но когда их, после того,
как они уже найдены, сообщают, то уразуметь их может каждый
человек, обладающий непредвзятой логикой и здоровым чувством
истины. В этой книге не сообщается никаких иных вещей, кроме
тех, которые на каждого человека, обладающего всесторонним, не
затемненным никаким предрассудком мыленном и непринужденным,
свободным чувством истины, могут произвести впечатление, что
при помощи них дается удовлетворительное объяснение загадок
человеческой жизни и мировых явлений. Надо только стать на
точку зрения: дает ли это удовлетворительное объяснение жизни,
если правда все то, что здесь утверждается? И мы увидим, что
жизнь каждого человека дает подтверждение этому.

Для того, чтобы стать "учителем" в этих высших областях
бытия, конечно, еще недостаточно, чтобы в человеке просто
раскрылось чувство их. Для этого нужно также "знание" их, как
требуется знание и для учительства в области обыкновенной
действительности. И так как на самом деле вся действительность,
низшая равно как и высшая, духовная, составляет лишь две
стороны одной и той же основной сущности, то невежественный в
области низших познаний по большей части останется также
невеждой и в высших вещах. Отсюда в том, кто -- по духовному
призванию -- чувствует себя призванным рассказать о духовных
областях бытия, рождается чувство неизмеримой ответственности.
Оно обязывает его к скромности и сдержанности. Но это никого не
должно удерживать от занятий высшими истинами. Даже того, кому
его жизнь не дает повода заниматься обычными науками. Ибо можно
вполне исполнить свое назначение как человека, ничего не
понимая в ботанике, зоологии, математике и иных науках; но
невозможно быть "человеком" в полном смысле слова, не
приблизившись как-нибудь к сущности и назначению человека,
раскрытым "высшею мудростью".

Высшее, к чему человек может обратить свой взор, он
именует "божественным". И он должен свое высшее назначение
как-нибудь связать с этим божественным. Поэтому и высшая
мудрость, которая раскрывает ему его существо, а тем самым и
его назначение, может быть названа "божественной мудростью" или
теософией.

Исходя из намеченного здесь образа мыслей, в этой книге
дается очерк теософского мировоззрения. Написавший его не
излагает ничего, что не являлось бы для него фактом в таком же
смысле, как переживание во внешнем мире является фактом для
зрения и слуха и обыкновенного рассудка. Ведь здесь мы имеем
дело с переживаниями, которые становятся доступны каждому, кто
решится вступить на "путь познания", очерченный в особом отделе
этой книги. В правильное отношение к вещам сверхчувственного
мира становятся, когда предполагают, что здоровею мышление и
ощущение в состоянии понять все, вытекающее из высших миров как
истинное познание, и что, исходя из этого понимания и беря его
за основание, тем самым делают важный шаг и на пути к своему
собственному видению, хотя для достижения его должно превзойти
и нечто иное. Но, пренебрегая этим путем и желая проникнуть в
высшие миры только иным способом, закрывают себе дверь к
истинному высшему познанию. Положение, что можно признать
высшие миры, лишь увидев их, является препятствием для самого
этого видения. Желание же сначала здравым мышлением понять то,
что потом можно будет видеть, способствует этому видению. Оно
волшебным образом вызывает наружу могучие силы души, ведущие к
такому "созерцанию видящего".

СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Следующие слова Гете прекрасно определяют исходную точку
одного из путей, на котором может быть познано существо
человека. "Как скоро человек замечает вокруг себя предметы, он
их рассматривает в их отношениях к нему самому; и он прав,
потому что вся его судьба зависит от того, нравятся ли они ему
или нет, привлекают ли его или отталкивают, приносят ли ему
пользу или вред. Это вполне естественный способ смотреть на
вещи и судить о них кажется столь же легким, как и необходимым;
и все же человек подвержен при этом тысяче ошибок, которые
часто пристыжают его и отравляют ему жизнь. Гораздо более
тяжелый труд берут на себя те, кого живое стремление к знанию
побуждает наблюдать вещи в природе, каковы они сами по себе и в
их взаимоотношениях; ибо они скоро утрачивают то мерило,
которое помогало им, пока они, как люди, рассматривали вещи по
отношению к себе. Им не достает мерила, удовольствия и
неудовольствия, притяжения и отталкивания, пользы и вреда; они
должны совсем отказаться от него; как равнодушные и
богоподобные существа, они должны искать и исследовать то, что
есть, а не то, что им нравится. Так, настоящего ботаника не
должна трогать ни красота, ни полезность растений: он должен
исследовать их строение, их отношение к остальному
растительному царству, и как все растения вызываются наружу и
освещаются солнцем, так должен и он ровным, спокойным взглядом
взирать на них и осматривать их все, и мерило для этого
познавания, данные для суждения о них брать не из себя, а из
круга наблюдаемых им вещей".

Эта высказанная Гете мысль обращает внимание человека на
троякое. Первое -- это предметы, о которых к нему постоянно
притекают вести через врата его чувств, предметы, которые он
осязает, обоняет, вкушает, слышит и видит. Второе -- это
впечатления, которые они на него производят и которые
сказываются как его удовольствие и неудовольствие, желание и
отвращение, в том,что одни вещи он находит привлекательными,
другие -- отвратительными, одни полезными, другие -- вредными.
И третье -- это познания, которые он, как "богоподобное
существо", получает о предметах, тайны их действия и бытия,
которые раскрываются ему.

Резко делятся эти три области в человеческой жизни. И
поэтому человек замечает, что он трояко связан с миром. Первое
есть нечто, что он застает, что он принимает как данный факт.
Благодаря второму он делает мир чем-то, что касается его, что
имеет значение для него. Третье -- это то, что он рассматривает
как цель, к которой он должен неустанно стремиться.

Почему является человеку мир в этом трояком образе? Самое
простое наблюдение может нам прояснить это. -- Я иду по лугу,
поросшему цветами. Цветы говорят мне о своих красках при помощи
моего глаза. Это факт, который я принимаю как данное. -- Я
радуюсь великолепию красок. Этим я обращаю данный факт в нечто,
касающееся меня самого. При помощи моих чувств я связываю цветы
с моим собственным бытием. Через год я снова прохожу по этому
же лугу. На нем растут другие цветы. Новая радость вырастает во
мне при виде их. Моя радость прошлого года возникает вновь, как
воспоминание. Она во мне; предмет, который зажег ее, отошел. Но
цветы, которые я теперь вижу, того же рода, как и прошлогодние;
они выросли по тем же законам, как и те. Если я уразумел этот
род, эти законы, то я найду их вновь и в этих цветах, как я
узнал их в прошлогодних. И, быть может, я подумаю так: цветы
прошлого года отошли; моя радость о них осталась лишь в моем
воспоминании. Она связана только с моим бытием. Но то, что я
узнал о цветах в прошлом году, это пребудет, пока растут такие
цветы. Это нечто, открывшееся мне, но зависящее от моего бытия
иначе, нежели моя радость. Мои чувства радости остаются во мне;
законы же, сущность цветов, остаются вне меня в мире.

Так человек постоянно связан трояким образом с вещами
мира. Не будем пока ничего влагать в этот факт, воспримем его
таким, каким он нам представляется. Из него следует, что у
человека в его существе есть три стороны. Только это, а не
что-либо иное, должно быть пока обозначено здесь тремя словами:
тело, душа и дух. Тот, кто с этими словами соединит какие-либо
предвзятые мнения или даже гипотезы, конечно, неизбежно поймет
превратно дальнейшее изложение. Под телом здесь разумеется то,
посредством чего для человека открываются предметы окружающего
ему мира, как в вышеприведенном примере цветы лугов. Словом
душа указывается на то, чем человек связывает вещи с своим
собственным бытием, чем ощущает он от них удовольствие и
неудовольствие, приятное и неприятное, радость и боль. Под
духом разумеется то, что открывается в человеке, когда, по
выражению Гете, он, как "богоподобное существо" взирает на
вещи. -- В этом смысле человек состоит из тела. Души и духа.

Через свое тело человек на мгновение может привести себя в
связь с вещами. Через свою душу он сохраняет в себе
впечатления, производимое на него вещами, и через его дух
открывается ему то, что сами вещи хранят в себе. Только
рассматривая человека с этих трех сторон, возможно надеяться
постичь его существо. Ибо эти три стороны являют его в трояком
различном родстве с остальным миром.

Своим телом человек сроден вещам, которые представляются
извне его чувствам. Вещества внешнего мира составляют это его
тело; силы внешнего мира действуют также и в нем. И как
рассматривает он предметы внешнего мира своими чувствами, так
может он наблюдать и свое собственное телесное бытие. Но
душевное бытие невозможно рассматривать таким же образом. Все,
что во мне происходит телесного, может быть воспринято
чувствами. Но мое удовольствие и неудовольствие, мою радость и
боль, ни я, ни кто-либо другой не может воспринять телесными
чувствами. Душевное -- есть область, недоступная телесному
созерцанию. Телесное бытие человека открыто взглядам всех;
душевное же бытие он несет в себе, как свой собственный мир.
Через дух же человеку открывается внешний мир более высоким
образом. Хотя внутри человека раскрываются тайны внешнего мира;
но в духе он выступает из себя к предоставляет самим вещам
говорить о самих себе, атом, что имеет значение не для него, а
для них. Человек поднимает взор к звездному небу: восторг,
переживаемый его душой, принадлежит ему, но те вечные закон;
звезд, которые он воспринимает в мысли, в духе, принадлежат не
ему, а самим звездам.

Итак, человек -- гражданин трех миров. Своим телом он
принадлежит к миру, который он и воспринимает тоже своим телом;
своей душой он строит себе свой собственный мир, через его д у
х перед ним раскрывается мир, который выше обоих этих миров.

Является понятным, что, вследствие существенного различия
между этими тремя мирами, возможно вполне уяснить себе их и ту
долю участия, которую может иметь в них человек, также только
путем трех различных способов исследования.

ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

При помощи телесных чувств мы познаем тело человека. И
способ рассмотрения при этом не может быть иным, чем тот, при
помощи которого познаются другие чувственно воспринимаемые
вещи. Как мы рассматриваем минералы, растения, животных, так же
можно рассматривать и человека. Он сродни этим трем формам
бытия. Подобно минералам, человек строит свое тело из веществ
природы; подобно растениям, он растет и размножается; подобно
животным, он воспринимает окружающие его предметы и, на
основании впечатлений от них, слагает свои внутренние
переживания. И поэтому человеку можно приписать бытие
минеральное, растительное и животное.

Различие в строении минералов, растений и животных
соответствует трем формам их бытия. Это строение -- облик -- и
есть то, что мы воспринимаем чувствами, и лишь это одно можно
назвать телом. Но человеческое тело отлично от тела животного.
Это отличие должен признать каждый, как бы в остальном ни думал
он о сродстве человека с животным. Даже крайний материалист,
отрицающий все душевное, не может не подписаться под следующим
положением, которое высказывает Карус в своем "Organon der
Natur und des Geistes": "Хотя для физиолога и анатома все еще
остается неразрешимой загадкой тончайшее внутреннее строение
нервной системы и особенно мозга, но, что эта концентрация
образований все более и более возрастает в животном мире и в
человеке достигает такой степени, как ни в каком другом
существе, это есть вполне твердо установленный факт. Это имеет
величайшее значение для духовного развития человека, и мы даже
можем сказать прямо, является уже достаточным его объяснением.
И поэтому, там, где строение мозга недостаточно развито, где
обнаруживается малый размер его и скудность, как у микроцефалов
и идиотов, там, само собой разумеется, не может быть и речи о
возникновении оригинальных идей и о познавании вообще -- так
же, как для человека с совершенно выродившимися и искалеченными
органами воспроизведения не может быть речи о продолжении рода.

Хотя одно лишь сильное и прекрасно развитое строение всего
человеки, и в особенности мозга, еще не заменяют гения, однако
составляют во всяком случае первое и непременное условие для
высшего познания".

Так же, как нужно было приписать человеческому телу три
формы бытия: минеральную, растительную и животную, -- нужно
приписать и четвертую, особенную, человеческую. Через свою
минеральную форму бытия человек сроден всему видимому; через
растительную -- всем существам, которые растут и размножаются;
через животную -- всем, которые воспринимают окружающее их и на
основании внешних впечатлений имеют внутренние переживания;
через человеческую -- он, уже и в телесном отношении, образует
свое особое царство.

ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Как самостоятельный внутренний мир, душевное существо
человека отличается от его телесности. Это самостоятельное
обнаруживается тотчас же, как только мы обратим внимание на
простейшее чувственное ощущение. Никто не может сразу узнать,
воспринимает ли другой человек то же самое простое ощущение
совершенно так же, как он сам. Известно, что есть люди, которые
слепы к краскам. Одни видят предметы лишь в различных оттенках
серого цвета. У других бывает лишь частичная слепота к краскам,
и потому они не воспринимают лишь известных оттенков краем.
Картина мира, которую дают им глаза, иная, чем у так называемых
нормальных людей. То же самое можно сказать и о других
чувствах. Из этого непосредственно следует, что уже простое
чувственное ощущение принадлежит ко внутреннему миру. Моими
телесными чувствами я могу воспринимать красный стол, который
воспринимается и другим человеком, но я не могу воспринимать
того ощущения красного цвета, которое есть у другого. Сообразно
с этим чувственные ощущения надо обозначить как нечто душевное.
Если только мы вполне уясним себе этот факт, то мы скоро
перестанем смотреть на внутренние переживания, как на
исключительно мозговые процессы или нечто подобное. К
чувственному ощущению прежде всего примыкает чувство. Одно
ощущение доставляет человеку удовольствие, другое --
неудовольствие. Это -- движения его внутренней, его душевной
жизни. В своих чувствах человек присоединяет себе еще второй
мир, к тому, который воздействует на него извне. И еще нечто
третье присоединяется к ним: воля. Посредством воли человек
действует обратно на внешний мир. И этим он налагает на внешний
мир отпечаток своего внутреннего существа. Душа человека в его
волевых актах как бы изливается наружу. Поступки человека
именно тем отличаются от событий внешней природы, что носят на
себе отпечаток его внутренней жизни. Так, душа
противопоставляет себя внешнему миру, как нечто собственное
свое человека. Из внешнего мира он получает побуждения. Но в
соответствии с этими побуждениями он строит свой собственный
мир. Телесность становится основою душевного.

ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Душевное в человеке определяется не только телом. Человек
не блуждает без направления и цели от одного чувственного
впечатления к другому; также не действует он под влиянием
любого раздражения, производимого на него извне, или через
процессы его тела. Он размышляет о своих восприятиях и о своих
поступках. Путем размышления о своих восприятиях он приобретает
познание о вещах; посредством размышления о своих поступках он
вносит в свою жизнь разумную связь. И он знает, что лишь тогда
достойно, как человек, исполняет свою задачу, когда он
руководится верными мыслями как в Своем познании, так и в
действии. Таким образом, душевное как бы стоит перед двоякой
необходимостью. Оно определяется законами тела, в силу
природной необходимости. И оно дает определять себя законами,
приводящими его к верному мышлению, так как свободно признает
их необходимость. Законам обмена веществ человек подчинен
природой, законам мышления он подчиняется сам. Через это
человек делает себя членом высшего порядка, чем тот, к которому
он принадлежит через свое тело. И это порядок духовный.
Насколько телесное отлично от душевного.настолько последнее, в
свою очередь, отлично от духовного. Пока говорят только о
частицах углерода, водорода, азота и кислорода, движущихся в
теле, не имеют в виду души. Душевная жизнь начинается лишь там,
где посреди этого движения выступает ощущение: я ощущаю
сладкое, или, я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду
дух, пока смотрят лишь на душевные переживания, протекающие
через человека, когда он вполне предается внешнему миру и своей
телесной жизни. Это душевное скорее есть только основа для
духовного, как телесное есть основа доя душевного.
Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души
(психолог) с душой, а испытатель духа -- с духом. К тому, кто
путем мышления хочет уяснить себе существо человека, должно
быть предъявлено требование, чтобы путем размышления о самом
себе он уяснил различие между телом, душой и духом.

ТЕЛО, ДУША И ДУХ

Человек может правильно уяснить себе самого себя лишь,
когда он вполне уяснит себе значение мышления в своем
собственном существе. Мозг -- есть телесное орудие мышления.
Только человек с нормальными глазами может видеть цвета, так и
соответственно построенный мозг служит ему для мышления. Все
тело человека построено так, что в органе духа, в мозгу, оно
находит свой венец. Лишь тогда можно постичь строение
человеческого мозга, если рассматривать его в отношении к его
задаче, состоящей в том, чтобы быть орудием мыслящего духа. Это
показывает нам сравнительный обзор животного царства. У амфибий
головной мозг еще мал сравнительно со спинным мозгом, у
млекопитающих он сравнительно больше; у человека он наибольший
по отношению ко всему остальному телу.

Против таких замечаний, касающихся мышления, -- какие
высказываются здесь -- господствует немало предрассудков.
Некоторые люди часто склонны недостаточно ценить мышление, и
выше ставить "внутреннюю жизнь чувств", "ощущение". Говорят
даже, что к высшим познаниям поднимаются не "трезвым
мышлением", но теплотою чувства, непосредственною силой
ощущений. Люди, которые так говорят, опасаются притупить
чувство ясным мышлением. Это, конечно, так при обыденном
мышлении, касающемся только области полезного. Но при том
мышлении, которое ведет в высшие области бытия, происходит
обратное. Нет такого чувства и энтузиазма, которые своей
теплотой, красотой и возвышенностью могли бы сравниться с теми
ощущениями, которые зажигаются чистыми, кристально ясными
мыслями, относящимися к высшим мирам. Высшие чувства -- это
совсем не те, которые достигаются путем энергичной работы
мысли.

Человеческое тело обладает строением, соответствующим
мышлению. Те же вещества и силы, что находятся в человеческом
теле в таком сочетании, что через это сочетание может
проявляться мышление. Это минеральное, образованное сообразно
своей задаче строение будет называться в последующем изложении
физическим телом человека.

Это организованное с расчетом на мозг, как на свое
средоточие, минеральное строение возникает путем размножения и
получает свой законченный облик путем роста. Размножение и рост
человек имеет общим с растениями и животными. Размножением и
ростом живое отличается от безжизненного минерала. Живое
происходит от живого, через зародыш. Потомок примыкает к
предкам в ряду живых. Те силы, благодаря которым возникает
минерал, мы должны искать в самих веществах, которые его
составляют. Горный хрусталь образуется посредством сил,
присущих кремнию и кислороду, сил, которые соединены в нем.
Силы, образующие дуб, мы должны искать окольным путем, через
зародыш, в материнском и отцовском растениях. И форма дуба
переходит при размножении от предков к потомкам. Есть
внутренние, прирожденные живому, условия. Было грубым
воззрением на природу, когда думали, что низшие животные, даже
рыбы, могут образовываться из тины. Формы живого размножаются
путем наследственности. Как будет развиваться живое существо,
это совершенно зависит от того, от каких отцовского и
материнского существ оно возникло, или, иными словами, к какому
виду оно принадлежит. Вещества, из которых оно состоит,
сменяются постоянно; вид же остается в течение жизни и
наследуется потомками. Итак, вид есть то, что определяет
сочетание веществ. Эта сила, образующая вид, должна быть
названа жизненной силой. Как минеральные силы выражаются в
кристаллах, так жизненная сила выражается в видах или в формах
растительной и животной жизни.

Человек воспринимает минеральные силы телесными чувствами.
И он может воспринимать лишь то, для чего у него есть такие
чувства. Без глаза нет восприятия света, без уха нет восприятия
звука. У низших организмов есть только род чувства осязания.
Для них существуют лишь те минеральные силы, которые познаются
осязанием. По мере того, как у высших животных развиваются
другие чувства, для них окружающий мир, воспринимаемый также и
человеком, становится разнообразнее, богаче. Таким образом, от
органов самого существа зависит, будет ли и для него
существовать, как восприятие, как ощущение то, что существует
во внешнем мире. То, что в воздухе находится, как известное
движение, становится в человеке ощущением звука. Проявления
жизненной силы человек не воспринимает обыкновенными чувствами.
Он видит краски растений, он обоняет их аромат; жизненная сила
остается скрытой для такого наблюдения. Но как слепорожденный
не имеет права отрицать краски, так обыкновенные чувства не
вправе отрицать жизненную силу. Краски начнут существовать для
слепорожденного, как только он будет оперирован; точно так же
начнут существовать для человека, как восприятие, не только
индивидуумы, но созданные жизненной силой разнообразные виды
растений и животных, лишь только в нем раскроется орган для
этого восприятия. Совершенно новый мир встает перед человеком с
раскрытием этого органа. Теперь он уже воспринимает не только
цвета, ароматы и т.д. живых существ, но жизнь самих этих живых
существ. В каждом растении, в каждом животном он ощущает, кроме
физического облика, еще его духовный, исполненный жизни облик.
Чтобы как-нибудь обозначить его, пусть этот духовный облик
называется эфирным телом или жизненным телом. Для исследователя
духовной жизни это представляется следующим образом. Для него
эфирное тело не есть только произведение веществ и сил,
физического тела, но самостоятельная, действительная сущность,
которая лишь и вызывает к жизни названные физические вещества и
силы. Когда говорят, что простое физическое тело, -- как,
например, кристалл, -- получает свой облик благодаря присущим
ему физическим формообразующим силам, то выражаются в духе
тайноведения. Живое тело получает свою форму не через эти силы,
ибо в то мгновение, когда жизнь удалилась из него, и оно
предоставлено только физическим силам, оно распадается.
Жизненное тело -- есть сущность, которой в каждое мгновение в
течение жизни физическое тело охраняется от распадения.

Для того, чтобы увидеть это жизненное тело, чтобы
воспринять его у другого существа, необходимо иметь
пробужденное духовное око. Без него можно только принять его
существование, в силу логических оснований. Но его можно
увидать духовным оком так же точно, как видят цвет физическим
глазом.

Не надо смущаться выражением "эфирное тело", "эфир"
обозначает здесь нечто иное, чем гипотетический эфир в физике.
Пусть это будет принято просто как обозначение для того, что
здесь описывается. И как физическое тело человека в своем
строении является отображение своей задачи, так же точно и
эфирное тело человека. И его можно понять лишь тогда, когда
рассматривают его по отношению к мыслящему духу. Своей
приноровленностью к мыслящему духу эфирное тело человека
отличается от эфирного тела растений и животных.

Подобно тому, как своим физическим телом человек
принадлежит к минеральному миру, так своим эфирным телом он
принадлежит к миру жизни. После смерти физическое тело
растворяется в минеральном мире, тело эфирное -- в мире жизни.
"Телом" надо обозначать то, что придает существу какого-либо
рода "форму", "облик". Не надо смешивать выражение "тело" с
чувственной телесной формой. В этом смысле обозначение "тело"
может быть употреблено также к для того, что слагается как
душевное и духовное.

Жизненное тело есть еще нечто внешнее для человека. С
первым пробуждением ощущения уже само внутреннее человека
отвечает на раздражения внешнего мира. Можно проследить как
угодно далеко то, что по праву называется внешним миром:
ощущения мы не сможем найти. Лучи света проникают в глаз, они
распространяются внутри его, вплоть до сетчатой оболочки. Там
они вызывают химические проносы (в так называемом глазном
пурпуре); действие этих раздражений продолжается через
зрительный нерв вплоть до мозга; там возникают дальнейшие
физические процессы. Если бы можно было наблюдать их, то
увидели бы такие же физические процессы, как и повсюду во
внешнем мире. Если я могу наблюдать жизненное тело, то я
восприму, что физический процесс в мозгу есть одновременно и
жизненный процесс. Но ощущения голубого цвета, которое есть у
получающего световые лучи, я этим путем нигде не смогу найти.
Оно возникает лишь в душе самого получающего. Таким образом,
если бы существо получающего свет исчерпывалось физическим
телом и телом эфирным, то не могло бы существовать ощущения. Та
деятельность, посредством которой осуществляется ощущение,
весьма существенно отличается от действия жизненной силы. Этой
деятельностью, из действия жизненной силы, вызывается
внутреннее переживание. Без этой деятельности был бы простой
жизненный процесс, как он и наблюдается у растений. Представим
себе человека, как со всех сторон он получает впечатления.
Нужно мыслить его в то же время, как источник означенной
деятельности, направленной всюду, откуда он получает эти
впечатления. Во все стороны на эти впечатления отвечают
ощущения. Пусть этот источник деятельности будет назван душой
ощущающей (Emnpfindungsseele). Эта душа ощущающая так же
реальна, как физическое тело. Когда передо мной стоит человек,
и я оставляю в стороне его душу ощущающую, представляя его себе
только как физическое тело, то это как раз то же самое, как
если бы в картине я представлял себе только одно полотно.

Также и относительно восприятия души ощущающей должно быть
сказано нечто подобное тому же, что и относительно эфирного
тела. Телесные органы "слепы" к ней. Слеп к ней также и орган,
которым может восприниматься внутренний мир самих ощущений.
Человек тогда ощущает не только впечатления физического и
жизненного мира, он созерцает ощущения. Перед человеком с таким
органом мир ощущений другого существа лежит как внешняя
действительность. Нужно делать различие между переживанием
своего собственного мира ощущений и созерцанием мира ощущений
другого существа. В свой собственный мир ощущений может
заглянуть, конечно, каждый человек; мир ощущений другого
существа может созерцать только видящий, с раскрытым "духовным
оком". Не будучи видящим, человек познает мир ощущений лишь как
"внутренний", как собственные сокровенные переживания своей
души; при раскрытом "духовном оке" перед внешним духовным
взором вспыхивает то, что иначе живет лишь "во внутреннем"
другого существа.

Чтобы устранить недоразумения, надо точно установить
здесь, что видящий не переживает в себе того же самого, что
переживает в себе другое существо как мир ощущений. Это
существо переживает ощущения с точки зрения своего собственного
внутреннего; видящий же воспринимает откровение, проявление
мира ощущений.

Душа ощущающая в отношении своего действия зависит от
эфирного тела. Ибо ведь из него она черпает то, чему она должна
дать вспыхнуть, как ощущению. И так как эфирное тело есть жизнь
внутри физического тела, то и душа ощущающая зависит косвенно
от него. Только при условии правильно функционирующего хорошо
развитого глаза возможны соответствующие ощущения красок. Через
это телесность влияет на душу ощущающую. Таким образом, в своей
деятельности она определена и ограничена телом. Тем самым она
живет в границах, поставленных ей телесностью.

Итак, тело строится из минеральных веществ, оживляется
эфирным телом, и само оно ограничивает душу ощущающую.
Следовательно, тот, у кого есть выше упомянутый орган для
"созерцания" души ощущающей, тот познает ее ограниченной телом.
Но граница души ощущающей не совпадает с границею физического
тела. Эта душа несколько выступает над физическим телом. Из
этого видно, что она оказывается более мощной, чем оно. Но
сила, которая поставила ей границы, исходит от физического
тела. Этим между физическим телом и эфирным, с одной стороны, и
душой ощущающей, с другой стороны, включается еще один особый
член человеческого существа. Это есть тело душевное или тело
ощущений. Можно также сказать, одна часть эфирного тела тоньше,
чем остальное, и эта более тонкая часть эфирного тела образует
единство с душой ощущающей, между тем как более грубая часть
образует род единства с физическим телом. Но как уже сказано,
душа ощущающая выдается над душевным телом.

То, что здесь называется ощущением, есть лишь часть
душевного существа (Выражение "душа ощущающая" выбрано здесь
для большей простоты). К ощущениям примыкают чувства
удовольствия и неудовольствия, влечения, инстинкты, страсти.
Все это носит тот же характер личной жизни, как и ощущения, и
подобно им зависит от телесности.

Так же, как с телом, душа ощущающая находится во
взаимодействии и с мышлением, слухом. Прежде всего, ей служит
мышление. Человек составляет себе мысли о своих ощущениях.
Благодаря этому, он выясняет себе внешним мир. Ребенок, который
обжегся, размышляет и приходит к мысли: "Огонь жжется", и своим
влечениям, инстинктам и страстям человек также не следует
слепо, его размышление дает повод, благодаря которому он может
удовлетворить их. То, что называется материальной культурой,
движется всецело в этом направлении. Она состоит из тех услуг,
которые мышление оказывает душе ощущающей. Неизмеримое
количество мысленных сил направлено к этой цели. Эта сипа мысли
построила корабли, железные дороги, телеграфы, телефоны; и все
это в большинстве случаев служит для удовлетворения
потребностей души ощущающей. Подобно тому, как жизненная сила
проникает физическое тело, так сила мысли проникает душу
ощущающую. Жизненная сила связывает физическое тело с его
предками и потомками и этим вводит его в закономерность,
которая не касается исключительно минерального. Также и
мыслительная сила вводит душу в закономерность, к которой она
не причастна как душа ощущающая. Через душу ощущающую человек
сроден животному. И у животного мы замечаем присутствие
ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует
им непосредственно. У него они не переплетаются с
самостоятельными, переходящими за пределы непосредственных
переживаний мыслями. То же самое, до известной степени,
происходит и у неразвитого человека. И потому, простая душа
ощущающая отличается от более высоко развитого члена души,
которому служит мышление. Эту душу, пользующуюся услугами
мышления, обозначим душа рассудочная (Verstandesseele). Ее
можно было бы также назвать душою характера или характером.

Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто
имеет орган для "созерцания" души, видит поэтому душу
рассудочную, как сущность, отдельную от исключительно души
ощущающей.

Через мышление человек переходит за пределы личной жизни.
Он приобретает нечто, что выступает за грани его души. Для него
является само собой разумеющимся убеждением, что законы
мышления стоят в согласии с мировым порядком. Он считает себя
как дома в мире, оттого, что существует это согласие. Это
согласие есть один из важных фактов, посредством которых
человек научается познавать свое собственное существо. В своей
душе человек ищет истины; и через эту истину высказывается не
только душа, но и вещи мира. То, что через мышление познано как
истина, имеет самостоятельное значение, имеющее отношение к
вещам мира, а не только к собственной душе. Моим восторгом
перед звездным небом я живу в себе; мысли, которые я составил
себе о путях небесных тел, имеют для мышления всякого другого
человека то же значение, что и для моего. Было бы нелепо
говорить о моем восторге, если бы я, сам не существовал; но
совсем не столь же нелепо говорить о моих мыслях, даже без
всякого отношения ко мне. Потому что истина, которую я мыслю
сегодня, была истиной и вчера, и будет истиной завтра, хотя я
занят ею лишь сегодня. Если какое-либо познание дает мне
радость, то эта радость имеет значение до тех пор, пока она
живет во мне; истина познания имеет свое значение совершенно
независимо от этой радости. Овладевая истиной, душа соединяется
с чем-то, что несет свою ценность в самом себе. И эта ценность
не исчезает вместе с душевным ощущением так же, как не от него
она и возникла. То, что действительно есть истина, то не
возникает и не исчезает; оно имеет значение, которое не может
быть уничтожено.

Этому не противоречит то, то некоторые человеческие
"истины" имеют лишь преходящую ценность, так как они в
известное время познаются как частичные или полные заблуждения.
Ибо человек должен сказать себе, что ведь истина существует в
себе самой, хотя его мысли и являются преходящими формами
проявления вечных истин. И тот, кто, как Лессинг, говорит, что
он довольствуется вечным стремлением к истине, так как полная,
чистая истина может существовать лишь для Бога, не отвергает
вечной ценности истины; напротив,

 архиве                                                                                                            

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов