будущего
нельзя не бояться!
возражения
по поводу статьи академика
н.амосова “Будущего бояться не нужно” (“литгазета”,
№ 37/1999)
Главными особенностями современной “легальной”
российской футурологии являются следующие черты, сразу же
бросающиеся в глаза любому непредвзятому наблюдателю:
1) “осторожный оптимизм” образца 50-х — 60-х годов,
практически исчезнувший на Западе после создания “Римского клуба” и
апокалипсического доклада Печчеи и его коллег;
2) безнадежно устаревший, плоско-материалистический и
гиперпозитивистский дискурс, бывший повсеместно общепринятым лет
100-150 назад, в викторианскую эпоху, но потерявший всякую
убедительность после ужасающих катаклизмов первой половины ХХ века;
3) полнейшее игнорирование данных культурологии,
этнографии и антропологии после Э.Тейлора и
дж.Фрезера, а также
всех достижений и прорывов в области психологии — после
Павлова и Сеченова.
Все эти особенности официальной и “академической”
российской футурологии настолько повсеместны, что труды академика
Н.Моисеева, академика И.Бестужева-Лады, а теперь и академика
Н.Амосова являются практически неотличимыми друг от друга ни по
форме, ни по содержанию: их дискурс одинаково неадекватен реальности
сегодняшнего дня, а их выводы одинаково “осторожно оптимистические”.
Чтобы не быть голословным, рассмотрим некоторые
утверждения великого хирурга и глубоко мною уважаемого академика
Н.Амосова, изложенные в его пространной статье, посвященной будущему
Земли и человечества.
ОБЩЕСТВО
О происхождении человеческого общества уважаемый
академик пишет следующее:
Общество людей родилось из стаи. Этологи описали ее
этику: каждый отдельно добывает пищу и ни с кем, кроме детенышей, не
делится. [...] Ссоры и драки за самку, первенство или пищу —
часты... Вожак завоевывает свое место в борьбе и деспотически
управляет стаей. Все представители другой стаи — враги. Стая бьется
с ними насмерть.” Главное же отличие человеческого общества от
стаи стадных животных, по мнению Н.Амосова, заключается в следующем:
“Общество людей отличается от стаи идеологией”,— то есть,
добавлю от себя, оно будто бы отличается от стаи стадных животных
лишь наличием идеологических координат и императивов, способных быть
вербализированными, усвоенными всеми особями в стае и сохраненными
для будущих поколений.
Такие представления о происхождении человеческого
общества, действительно, были общепринятыми вплоть до начала XX века
и, действительно, казались тогда неоспоримыми. Однако более поздние
по времени исследования и открытия не оставили камня на камне от
этой позитивистской догмы эпохи “развитого патернализма”. Такие
крупные этнографы, антропологи и культурологи ХХ века, как
Леви-Стросс и Мэслоу, Фромм и Сервис, Салинс и Элиаде, каждый в
своей области знания и вполне независимо друг от друга пришли к
выводам — поначалу могущими показаться парадоксальными — о том, что:
1) само происхождение человеческих сообществ
никак не связано с параллельным наличием в экосистемах множества
видов стадных животных,— от термитов до приматов;
2) начиная с самой глубокой архаики и вплоть до начала
“бронзового века” (5-7 тыс. лет назад) социальная организация
человеческих сообществ являлась не иерархической, а “партнерской”, и
не имела ничего общего с внутренней организацией в стае
животных, в частности, в стае современных приматов;
3) последующие драматические изменения в социальной
организации большинства человеческих сообществ можно определить как
“вырождение” (Р.Генон) или как “последовательность регрессивных
мутаций” (Т.Маккена), или как следствие глобальных “психических
эпидемий” (К.Г.Юнг), так как именно к началу “бронзового века”
относятся первые симптомы массовой деструкции прежней социальной
организации человеческих сообществ, основанной на всеобщем
“партнерстве и сотрудничестве” (Т.Маккена), а также ее стремительной
последующей замены на глубоко регрессивный принцип социальной
организации, подсмотренный и принятый к сведению деградировавшими
потомками кроманьонцев и благородных жителей мирного рая Чатал-Хююка
у некоторых видов собакоголовых обезьян, в частности, у павианов и
бабуинов (Д.Салинс); и эта “новая система (патриархат) с самого
начала была эксплуататорской, а власть в ней опиралась исключительно
на силу, страх и принуждение” (Э.Фромм);
4) Отсюда следует неизбежный вывод о том, что будущее
развитие и совершенствование человеческого сообщества связано не с
дальнейшим дистанцированием и отдалением от его архаического
состояния путем совершенствования патерналистских моделей и
всевозможных вертикальных иерархических структур управления,
подавления и насилия, но наоборот, оно связано с возвратом к прежней
“доисторической” социальной системе “партнерства и сотрудничества”,
являвшейся повсеместной в архаическом обществе социальной и
экологической гармонии — этом “первом и пока единственном
обществе всеобщего благоденствия” (Э.Фромм).
“Идеология” такого общества была радикально отличной от
любых модификаций и разновидностей патерналистских идеологий нашего
свирепого “железного века”, начавшегося с создания рабовладельческих
и патриархальных цивилизаций Междуречья и Египта, которые в течение
сорока-пятидесяти прошедших столетий трансформировались в
современную западную цивилизацию “информационного манипулирования и
насилия” (Т.Лири), “замаскированного фашизма” (Т.Маккена) и
“тоталитаризма в мягкой упаковке” — “du totalitarisme taindre et
souple” (Ги Дебор).
Основные свойства сегодняшней “нашей шизофренической
цивилизации” (Шри Ауробиндо) всем известны и давно сформулированы:
от знаменитой, но труднопереводимой лаконичной формулы, выражающей
самую суть западного капитализма: laissez faire! —
“не-мешайте-нам-делать-то-что-заблагорассудится”, а также
убийственно точных определений Гоббса (“война всех против
всех”, “человек человеку волк”) и мадам де Помпадур (“после
нас — хоть потоп!”) — до поразительно циничного афоризма,
приписываемого Фридриху фон Хайеку:
“
Почему это я должен жертвовать чем бы то ни было ради будущих
поколений? Разве они сами чем-то пожертвовали ради меня?”
“Идеология” архаических сообществ,
напротив, объясняла мир иначе,— в частности, как непрерывное
осуществление теснейшей когерентной взаимосвязи и
взаимообусловленности сезонных, космических и филогенетических
циклов (М.Элиаде) и преследовала совсем иные цели: достижение
максимальной гармонии во взаимоотношениях между человеком как
элементом сообщества (племени, рода, клана, этноса...) и его
природным окружением (К.Медоуз).
Вот как выражено это мироощущение индейским вождем и
шаманом Ситтлом, жившем в XIX веке:
“Вот что мы знаем: Земля не принадлежит человеку,—
человек принадлежит Земле. Вот что мы знаем: все вещи и существа
взаимосвязаны между собой, подобно тому, как членов семьи объединяет
кровь... Человек не ткет покрывало жизни; он — лишь нить в его
узоре. То, что он причиняет этой ткани, он причиняет и себе.”
А теперь сравните эту благородную и мудрую максиму
“дикаря” и “язычника” с противоположной позицией, изложенной
Ф.Беконом — “выдающимся ученым-гуманистом” и ярким представителем
нашей европейской цивилизации:
“Природу следует затравить собаками, вздернуть на дыбу,
изнасиловать; ее нужно пытать, чтобы заставить выдать свои тайны,..
ее нужно превратить в рабу, ограничить ее и управлять ею.”
Между прочим, в этом чудовищном пассаже речь идет не
только о природе Земли, но и о природе человека во всех ее аспектах!
— Вот вам и “гуманист”! Вот вам и “просветитель”!
Теперь, на исходе ХХ века любому должно быть понятно,
что такое глубоко перверсивное и откровенно насильственное
отношение к биосфере Земли и к человеку как к элементу этой биосферы
продемонстрировало не только свою полную несостоятельность, но также
и преступность. Тем более поразительным и достойным удивления нам
должно бы показаться отношение к так называемому “прогрессу
человеческой цивилизации” со стороны Н.Амосова, без тени сомнения
повторяющего европоцентристские “прописные истины” викторианской
эпохи, полностью дискредитировавшие себя не только в “научных
кругах”, но отчасти и в массовом сознании еще полвека тому назад.
Вот что говорит наш академик:
“Прогресс человеческих сообществ... был не у всех
одинаков. Из тысяч существовавших племен в цивилизации превратилось
около двадцати. Остальные исчезли, а некоторые еще продолжают
полудикое существование в джунглях Южной Америки и Африки.”
В наше время, отмеченное глубочайшим духовным и
экологическим кризисами, и непрерывно усугубляющимся процессом
“психоза культуры” (Т.Маккена), вышеприведенный пассаж выглядит
настолько абсурдным и фантасмагорическим, что мне представляется
совершенно необходимым разобраться в использованном в нём
словоупотреблении,— чтобы для начала хотя бы убедиться в том, что
уважаемый академик говорит с нами на одном и том же языке, и заодно
разобраться в том, не употребляет ли он слово “прогресс” тогда,
когда имеет ввиду его антоним — “регресс”, и что на самом деле он
подразумевает под понятием “цивилизация” и словосочетанием
“полудикое существование”?
Для начала обратимся к слову “прогресс”. Атомная бомба,
сброшенная на Хиросиму — относительно каменного топора первобытного
охотника — это, в содержательном смысле, свидетельство “прогресса”?
И если “да”, то “прогресса” куда: по направлению к какой
именно цели направлен вектор этого “прогресса”? Ведь если этой цели,
предполагаемой в будущем, не существует, то в таком случае
бессмысленно говорить о “прогрессе”, так как очевидно, что это
понятие должно предполагать какое-то развитие: отталкивание от
некоего предшествовавшего несовершенного состояния — и продвижение
вперед, по направлению к намеченной и ясно сформулированной цели.
Если же эта намеченная цель все-таки существует, то она не может не
быть ничем иным, как Апокалипсисом, погибелью, “концом света”... В
самом деле, если мы отметим на векторе “камень” — “атомная бомба”
отдельные и промежуточные вехи и “достижения”, то мы получим
приблизительно следующий ряд: “камень” — “каменный топор” — “праща”
— “граната” — “бомба” — “атомная бомба”, способная умертвить 1 млн.
человек — “водородная бомба” для 10-и млн. человек... И если мы
затем мысленно продолжим эту прогрессию “вперед и выше”, мы в
конце-концов упремся в гипотетическую “Х-бомбу”, “прогрессивную”
настолько, чтобы враз покончить с жизнью на Земле как таковой...
Такие прогрессии, неизбежно упирающиеся в одну и ту же
апокалипсическую цель, можно обнаружить где угодно, не обязательно в
области вооружений. Вот, например, следующая прогрессия: “ветряная
мельница” — “динамо-машина” — “ГЭС” — “АЭС” — “Чернобыльская
АЭС”...— и так далее.
Таким образом, размышляя о понятии “прогресс” и априорно
подразумеваемом за ним положительным значением и положительной
аксиологией, мы в какой-то момент неизбежно остановимся в полнейшем
недоумении: чёрт возьми, да какая такая сила и какой гипноз
заставляет нас наделять это слово и это понятие однозначно
положительными смыслами, если оно по необходимости подразумевает
наше “неуклонное и поступательное” приближение к однозначно
апокалиптическому будущему?
Впрочем, даже в насквозь позитивистском XIX веке были
трезвые люди, никак не загипнотизированные наивным и жалким
общеевропейским мифом о “непрерывном и поступательном прогрессе
человечества”. Одним из таких трезвых людей был русский мыслитель
Николай федоров,
ровесник Льва Толстого и духовный наставник К.Э.Циолковского. Вот
что он писал о “прогрессе человечества” лет, этак, за сто до статьи
академика Амосова:
“Прогресс... есть форма жизни, при которой человеческий
род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясь достигнуть
наибольшей суммы наслаждений... Прогресс есть истинный ад, и истинно
божественное, истинно человеческое дело заключается в спасении жертв
прогресса, в выводе их из ада.”
Что же касается следующей дихотомии, использованной
Н.Амосовым в том же самом абзаце: “цивилизация” (со знаком плюс) — и
“полудикое существование” (со знаком минус), то и здесь не всё так
однозначно, как представляется академику.
Если какой-либо этнос, стремясь сохранить свою
идентичность, свою культуру, свою религию, свои
обычаи и традиции, до сих пор продолжает своим “полудиким
существованием” стараться оказывать нравственное сопротивление
мощнейшему давлению нашей унифицированной “цивилизации” с ее
космополитическими гамбургерами и микки-маусами, идиотским
телевидением и смрадными клоаками промышленных зон,— то не должны ли
мы рассматривать этот “полудикий” этнос как воистину живой, воистину
героический и воистину достойный уважения и преклонения? Ведь если
мы сопоставим всё зло и горе, которые веками несли “белые люди”
аборигенам — и так называемые “блага цивилизации”, которые принесли
они же, то не перевесит ли, и притом мгновенно, первая чаша весов —
вторую?
Когда одну полинезийскую старуху, последнюю
представительницу некогда многочисленного и процветающего племени
спросили, отчего так стремительно, буквально в несколько
десятилетий, поголовно вымер весь ее народ, то она ответила так:
“Наш народ убили пять великих “подарков” белых: водка, сифилис,
малярийные комары, чумные крысы и христианские миссионеры.” — И
она была абсолютно права: эти пять “подарков” нашей цивилизации
способны в кратчайшие сроки истребить любое “полудикое” племя.
Любопытно, кстати, что и Ф.Ницше, о котором эта неграмотная старуха,
естественно, и слыхом не слыхивала, однажды выразился на ту же тему
очень похоже:
“Что прежде всего перенимают нынче “дикари” у
европейцев? Водку и христианство: европейские наркотики.— А
от чего они скорее всего погибают? — От европейских наркотиков.”
Двести лет назад на территории Российской империи
обитало более 280 племен и народов. К началу ХХ века их количество
снизилось до 230-и. В сегодняшней России осталось 133 этноса. Куда
подевались полторы сотни племен и народов? Витают ли еще среди нас
их неотмщенные духи?
ГЕОПОЛИТИКА
Неадекватное видение происхождения человеческого
общества и его прошлого, естественно, не могло не отразиться на
прогнозах Н.Амосова относительно нашего недалекого будущего. Его
геополитические построения своей строгой “линейной геометрией” и
двумерной перспективой отсылают нашу память к сочинениям Хаусхофера
и Данилевского — авторам двух основных геополитических утопий,
которые — к величайшему счастью для всего человечества! — так и не
осуществились.
Рассуждая о преимуществах и недостатках сегодняшнего
“однополюсного мира”, образовавшегося после развала Варшавского
договора, автор склонен считать, что преимуществ у него, по всей
видимости, всё же несколько больше, чем недостатков. Этот вывод
можно было бы оспорить со многих позиций, но я остановлюсь лишь на
одной из них, представляющейся мне наиболее очевидной.
Словосочетание “однополюсный мир”, как известно,
подразумевает, что в сегодняшней геополитической реальности
главенствующее место занимают страны Запада, объединенные в военный
блок НАТО. Но это — “форум”, фактической главой которого является
единственный “архонт” — США. Это, будто бы, и есть “макушка”
единственного оставшегося геополитического “полюса”. Но при более
пристальном взгляде по направлению к этой “макушке полюса” мы
увидим, что реальность не вполне соответствует геополитической
метафорике, уж очень решительно упрощающей действительность:
1) это государственное образование — США — в социальном
и политическом плане, как всем известно, никогда не представляло и
не представляет из себя единого гомогенного монолита (в чём и
заключалась всегда главная особенность этой страны,— совсем не
случайно это единственная страна на планете, название которой
произносится во множественном числе: United States — в
буквальном переводе — соединенные
государства):
в социальном смысле это, скорее, гигантская консорция, или
конгломерат, состоящий из множества достаточно изолированных друг от
друга мультикультурных кластеров, внутри каждого из которых, в свою
очередь, существует еще и размежевание по классовой и сословной
принадлежности;
2) понятно, поэтому, что ни рабочий из
детройта, ни
калифорнийский хиппи, ни бруклинский хасид, ни торговец выпечкой из
“чайна-тауна”, ни бродяга из Южного Бронкса,— ни поодиночке, ни
вместе друг с другом не олицетворяют собой никакой геополитической
“однополюсности” относительно всего остального мира;
3) но кто же тогда реально осуществляет и контролирует
состояние этой самой “однополюсности” (которую раньше, вообще-то,
было принято называть гегемонией)? Единственно возможный
ответ будет неизбежно банальным: весьма узкая социальная прослойка
американского общества (не более ста человек), состоящая из высшего
эшелона политического истэблишмента, верхушки генералитета Пентагона
(не НАТО!) и не более чем из дюжины финансовых магнатов и
руководителей масс-медиа! Итак, отнюдь не США с ее тремястами
миллионами населения, а вот эта небольшая группа лиц и является
фактическим, но нелегитимным триумвиратом, захватившим власть над
миром, состоящем из двух сотен стран — членов ООН и 6-и миллиардов
населения земного шара!
Я далек от подозрения, что эта сотня триумвиров сплошь
состоит из одних только злодеев, интриганов и властолюбцев. Надеюсь,
что это далеко не так. Но, положа руку на сердце, кто из нас, людей,
в какой бы стране мы не жили и к какой бы социальной группе не
принадлежали, добровольно смирился бы с мыслью о том, что вот
сейчас, в эту самую минуту, группа господ, восседающих в мягких
кожаных креслах в кабинете с задернутыми шторами, единолично
определяет судьбу всей планеты, а значит, и моей страны тоже, а
значит, в огромной степени, и моей личной судьбы? — В то время как
не существует уже никакой равновеликой и противопоставленной силы,
другого “полюса” из двух, между которыми в прежние времена могли
лавировать и отдельные страны, и отдельные граждане,— тем самым
осуществляя свое естественное и законное стремление выбирать из
двух зол — наименьшее.
Недавние события в Косово продемонстрировали со всей
очевидностью, что эта группа лиц, эти триумвиры, в своем стремлении
защитить свои клановые интересы или укрепить свои позиции в том или
ином регионе, безусловно способны на любые действия, в том
числе и откровенно преступные: от явного нарушения Устава Оон — до совершенно сознательного разрушения экономики и
ифраструктуры целого государства (например, Югославии).
Н.Амосов считает, что опасность Третьей мировой войны
вроде бы отступила именно благодаря созданию “однополюсного мира”. Я
же полагаю, что опасность глобального военного конфликта с
применением ядерного оружия сегодня велика как никогда! — Потому что
есть большие сомнения относительно того, что эта нелегитимная
мировая закулиса, о которой шла речь выше, способна реально
поступиться хотя бы малой толикой своих разнообразных
геополитических “интересов” и своих финансово-экономических
“гешефтов” даже перед лицом глобальной военной, гуманитарной или
экологической катастрофы.
Недавняя война в Югославии уже не оставляет никаких
сомнений в том, что мировая цивилизация вступает в свою последнюю
предапокалиптическую фазу, наступление которой было предсказано
Освальдом Шпенглером приблизительно к концу ХХ — началу ХХI века:
“...Цивилизация вступит в свою последнюю фазу; ее
содержанием будет последняя борьба, в которой цивилизация получит
свою завершающую форму между деньгами и кровью”.
В свете всего вышесказанного позиция Н.Амосова по этому
вопросу выглядит в высшей степени беспечной (если не сказать резче):
“Надежда — на преимущества однополюсного мира: проще
принимать решения, когда есть авторитетный арбитр
(какой изящный эвфемизм! — А.П.), к тому же владеющий “большой
дубинкой” (еще один стыдливый эвфемизм: речь идет об оружии
массового уничтожения в руках “авторитетного арбитра”! — А.П.).”
Не могу не признаться, что у меня есть большие
подозрения в том, что на первый взгляд эмоционально нейтральное
словосочетание “авторитетный арбитр” на самом деле
имеет кошмарные синонимические соответствия с другими устойчивыми
словосочетаниями: “Большой Брат”, “Великий Инквизитор”, “Князь мира
сего”...
Очевидно, для того, чтобы исключить саму возможность
какой бы то ни было оппозиции и даже духовного сопротивления
“авторитетному арбитру”, вооруженному “большой дубинкой”, уважаемый
академик предлагает задействовать соответствующий инструмент:
ассортимент различных “идеологий”, призванных обслуживать интересы
“авторитетов” однополюсного мира:
“Что касается идеологий, то
есть регулирования их координат в меняющемся мире, то в принципе это
доступно науке социологии, вооруженной техникой мониторинга психики
граждан и средствами регулирования ее через СМИ. Только реализация
трудна — самоорганизация мешает...”
В переводе с языка осторожных эвфемизмов на русский язык
эта цитата из статьи Н.Амосова мгновенно обнаруживает свои истинные
зловещие смыслы:
1) “Идеологии” однополюсного мира и их ценностные
“координаты” могут и должны быть управляемыми и
направляемыми в интересах “авторитетов” и “паханов” мировой
закулисы на решение конкретных задач в соответствии с меняющейся
действительностью;
2) статистическая социология должна привлекаться для
отслеживания настроений в обществе, т.е. для “мониторинга психики
граждан”);
3) после чего задействуются СМИ и производят
соответствующее “регулирование” (= манипулирование)
“психики граждан” в нужном направлении;
4) однако реализация этого процесса всегда связана с
большими трудностями, так как несовершенная “самоорганизация”
психики духовно свободных индивидов очень “мешает”, чем
снижается эффективность и успешность информационного и
идеологического “зомбирования”;
5) далее следует многозначительное многоточие, вероятно,
намекающее на то, что проблема более полного и тотального контроля
над человеческим сознанием все еще ждет своего “окончательного
решения”.
В этих
чудовищных проектах по тотальному контролю над человеческими
сознаниями и судь |