Выдержки из произведения
Холл Менли
Утерянные ключи Масонства, или Секрет Хирама Абиффа
Мэнли П. Холл
Утерянные ключи Масонства
или Секрет Хирама Абиффа
( перевод с английского Sapienti Sat, 2001 (ssapienti@hotmail.com)
Предисловие Издателя
Настоящее переработанное издание вызвано к жизни устойчивым спросом
и возрастающей популярностью первого тиража в 18 тыс. копий,
вышедшего несколько лет назад. Как неофиты, так и давние члены
Масонского Братства могут извлечь для себя пользу из предлагаемого
текста, поскольку его страницы заключают в себе интерпретацию
Масонского символизма, которая дополняет наставительную инструкцию,
даваемую в ложах.
Ведущие исследователи масонства всех времен согласны с тем, что
символы Братства поддаются самой глубокой интерпретации и, таким
образом, открывают истинно посвященному некоторые секреты,
касающиеся духовных реалий жизни. Орден Вольных Каменщиков,
следовательно, больше чем социальная организация, насчитывающая
несколько веков; он может рассматриваться как увековечение
философских мистерий и инициаций древних. В сочетании с внутренними
традициями Ремесла, это - наследие времен, предшествовавших эпохе
Возрождения.
Настоящая книга будет привлекательна для вдумчивого Масона как
вдохновляющее произведение, так как оно удовлетворяет жаждущего
большего света и ведет инициированного в Святая Святых, где
раскрываются тайны. Настоящая книга - вклад в Масонский идеализм,
раскрывающий глубочайшие аспекты нашего древнего и благородного
Братства, его уникальные и выдающиеся черты, многие века
вдохновляемые свыше.
Предисловие
Reynold E.Blight, 33o, K.T.
Реальность всегда ускользает от нас. Беспредельность насмехается над
нашими слабыми попытками заточить ее в определение и догму. Наши
самые блестящие осознания есть только признаки Света. В своих
стараниях человек подобен моллюску, пытающемуся заключить в себе
океан.
И все же, человек не может прекратить прилагать все усилия, чтобы
найти Бога. Ему не даст успокоиться томление души, позыв,
заставляющий его пытаться совершить невозможное, достичь
недостижимого. Он поднимает слабые руки, чтобы ухватить звезды и, не
смотря на миллион лет провала и тысячелетия разочарования, душа
человека подпрыгивает к небу с еще большей живостью, чем во времена
молодости этой расы.
Он неотступно продолжает, не смотря на то, что парящий идеал извечно
ускользает из его объятий. И хотя он никогда не ухватывает богиню
своей мечты, он отказывается поверить в то, что она - призрак. Для
него она - единственная реальность. Он тянет руки вверх и не будет
удовлетворен до тех пор, пока в руках у него не окажется меч Ориона,
и блистательный Арктур не засияет на его груди.
Человек есть Парсифаль, занятый поиском Священной Чаши; сэр
Лаунфаль1, рискующий во имя Святого Грааля. Жизнь - это божественное
приключение, восхитительное искание.
Язык бессилен. Слова - лишь шифр, но кто может прочесть тайну? Мы
пользуемся словами, они не более чем суетные тени форм и ощущений.
Мы всячески стараемся облачить наши высшие мысли в словесную
амуницию, которую наш брат может увидеть и понять; и когда мы
пытаемся описать святого, он видит демона; когда же мы представляем
мудреца, он зрит глупца. "Какой позор!" - восклицает он - "Ты так же
глуп."
Таким образом, мудрость изящно скрывает истину под покровом
символизма и в аллегории - свой глубокий смысл. Вероисповедания,
ритуалы, поэмы есть иносказания и символы. Невежды воспринимают их
буквально, выстраивают для себя тюрьмы из слов и ожесточенными
речами и еще более оскорбительными упреками осуждают тех, кто не
собирается составить им компанию в темнице. Перед устремленным
взглядом провидца рассеивается и исчезает догма и церемония, легенда
и аллегория, он видит за фактом истину, Реальность за символом.
Сквозь тени вечно сияет Совершенный Свет.
Что означает Масон? Это человек, истинно и надлежащим образом
готовый сердцем, признанный достойным и вполне соответствующим,
допущенный в братство строителей, снабженный определенными паролями
и знаками, с помощью которых он может работать и получать жалование
как Мастер Масон, а также путешествовать по разным странам в поисках
того, что было утрачено - Слова.
Сквозь туманную вереницу эпох громко звучит торжественное заявление
которое, хотя небо вторит ему эхом, лишь немногие слышут и еще
меньше кто понимает: "В начале было Слово, и Слово было в Боге, и
Бог был Словом".
Здесь заключается извечный парадокс. Слово утрачено, однако оно
всегда с нами. Свет, озаряющий дальние горизонты, сияет в наших
сердцах. "Ты бы Меня не искал, если бы не нашел". Мы отправляемся
вдаль только для того, чтобы найти искомое дома.
Как говорит Виктор Гюго "Жажда Бескоечного доказывает
бесконечность".
То, что мы ищем, живет в наших душах.
Эту невыразимую истину, это неописуемое совершенство разворачивает
перед нами автор на страницах своего труда. Не будучи Масоном, он
раскрывает более глубокое значение ритуала. Не принимая на себя
формальных обязательств, он призывает все человечество войти в
Святая Святых. Небудучи посвященным в Ремесло, он во всеуслышание
провозглашает тайную доктрину.
С яркой аллегоричностью и глубоким философским исследованием он
комментирует возвышенное учение Масонства, которое старше любой
религии и универсально, как человеческое дыхание.
Это прекрасно. Благословенны глаза, которые видят, уши способные
слышать и сердца, способные понять.
Введение
Масонство, не являясь религией, религиозно по сути своей. Большая
часть его легенд и аллегорий духовного характера; многое вплетено в
структуру Христианства. Мы приучены рассматривать собственную
религию, как единственную Боговдохновенную и вероятно эта позиция
ответственна за большинство неверных суждений в современном мире
относительно места, занимаемого Масонством в духовной этике нашей
расы. Религия - это Божественно инспирированный моральный кодекс.
Религиозный человек - тот, кто вдохновлен к более благородной жизни
этим сводом законов. Он характеризуется этими принципами, которые
для него являются источником озарения. Таким образом, мы можем
сказать, что Христианин - это человек, воспринимающий свои идеалы
добра и зла из миссии Христа, в то время как Буддист формирует свою
жизнь в соответствии с архетипом морали, данной великим Гаутамой или
одним из Будд. Все доктрины, стремящиеся раскрыть и сохранить в
человеке эту невидимую искру, названную Духом, признаны духовными.
Игнорирующие этот невидимый элемент и полностью сосредоточенные на
видимом, называются материалистическими. В религии есть удивительная
точка равновесия, где на плане логики и разума встречаются
материалист и спирит. Наука и теология - два конца единой истины,
однако мир не получит всей полноты преимуществ от их исследований до
тех пор, пока между ними не будет заключен мир и они не начнут
трудиться рука об руку во имя великого дела - освобождения духа и
сознания из трехмерного заточения в невежестве, суеверии и страхе.
То, что дает человеку познание себя, может быть инспирировано только
его Высшим Я, и Бог есть Высшее Я всего сущего. Во истину, Он есть
вдохновение и вдохновленные. В Писании сказано, что Бог был Словом,
и что Слово сотворило плоть. Сейчас задача человека в том, чтобы
заставить плоть отражать сияние этого Слова, заключенного в его
собственной душе. Эта задача создала потребность в религии - не в
одной единственной вере, но во множестве вероисповеданий, каждое из
которых ищет своим собственным образом, каждое отвечает потребностям
отдельных народностей, каждое придает особую значимость одному
аспекту поверх всех остальных.
Двенадцать Товарищей Ремесленников исследуют четыре направления
компаса. Не являются ли эти двенадцать соответствием двенадцати
основным религиям мира, каждая на свой лад занята поиском того, что
было утеряно в прошедших эпохах, поиском, на который человек имеет
неотъемлемое право? Не является ли поиск Реальности в мире иллюзий
задачей каждого, приходящего в этот мир? Мы здесь для того, чтобы
достичь баланса в сфере дисбаланса; найти покой среди беспокойства;
разоблачить иллюзию и повергнуть дракона нашего животного естества.
Как Давид, Царь Израиля, передал незавершенное здание в руки своего
сына Соломона2, так каждое поколение передает потомкам работу
построения храма, вернее, восстановления обители Господа, что на
горе Мориа.
Истина не утрачена, однако она должна быть искома и найдена.
Реальность вездесуща, безмерна и все господствующая. Человек -
порождение субъективных точек зрения и желаний, слуга впечатлений и
мнений, в своем нерешительном колебании нетренированного ума не
способен познать то, чем он не обладает. По мере того, как человек
приобретает качество, он обнаруживает это качество и узнает о себе
то, что родилось в нем. Человек имеет глаза от рождения, однако
только по прошествии долгих лет скорби он обучается видеть ясно и в
гармонии с Планом. От рождения он обладает чувствами, однако, только
после длительных испытаний он приносит эти чувства в храм и кладет
их на алтарь приношениями великому Отцу, единственному кто совершает
все правильно и с пониманием. Поистине, человек рожден в грехе
невежества, но со способностью к пониманию. Он обладает умом,
способным вместить мудрость, сердцем, способным чувствовать и рукой,
достаточно сильной для совершения великой работы жизни - приданию
грубому тесаному камню совершенной формы.
Чего же большего может желать любое создание, чем проявить свою
суть? Это вдохновляющая мечта, видение, влекущее вперед. Мы не имеем
права просить о мудрости. Именем кого мы просим понимания? На каком
основании мы требуем счастья? Ни одно из этих явлений не принадлежит
ни одному созданию только по праву рождения, однако, все могут им
обладать, если они культивируют желаемое внутри себя. Нет
необходимости просить, равно, как ни одно Божество не наклонится,
чтобы дать человеку им желанное. Природа сделала человеку подарок,
это право на труд. Через труд человек познает все сущее.
Религии представляют собой группы людей, собравшихся вместе в труде
познания. Мир - это школа. Мы находимся здесь для обучения, само
наше присутствие говорит о нашей потребности в образовании. Каждое
живое существо всячески стремится разорвать удушающие оковы
ограниченности - эту подавляющую узость, постоянно присутствующую в
восприятии и живущую без идеалов. Каждая душа вовлечена в великую
работу - труд личного освобождения из состояния невежества. Мир есть
огромная тюрьма; ее решетками является Неизвестное. И каждый
является узником пока, наконец, не заработает право выдернуть эти
решетки из плесневеющих гнезд и пройти озаренным и вдохновленным в
темноту, которая рассеивается светом такого присутствия. Все люди
ищут храм - обитель Бога, где дух великой Истины освещает потемки
человеческого невежества, однако им не ведом путь и местоположение
храма им также не известно. Их окружает туман догмы. Их сковывают
годы безмыслия. Ограниченность ослабляет их и замедляет их шаги. Они
бродят в темноте в поисках света, не осознавая, что Свет скрыт в
сердце тьмы.
Бог открывает себя тем немногим, кто сумел найти Его. Они, в свою
очередь, пытаются показать Его простому человеку, стремясь
втолковать невежеству весть мудрости. Но человек крайне редко
понимает поверяемую тайну. Он вяло пытается следовать по стопам
достигших, но слишком часто находит путь более трудным, чем был
способен себе представить. Тогда он молитвенно преклоняет колена у
горы, на которую он не в состоянии взобраться; с ее вершины
проблескивает свет, достичь которого ему нет мочи, постигнуть -
мудрости в обрез. Он живет по закону, как он его понимает, в глубине
души опасаясь, что он не верно прочел пылающие в небе письмена и
что, следуя букве закона, он убил дух. Человек смиренно склоняется
перед Неизведанным, населяя тени собственного невежества фигурами
святых и спасителей, призраков и приведений, богов и демонов.
Невежество боится всего, падая сраженное страхом перед мимолетным
ветерком. Суеверие является монументом невежеству, перед ним на
коленях стоят те, кто живет сознанием собственной слабости, кто
приписывает всем обстоятельствам несуществующую силу, кто наделяет
палки и камни силой, чтобы их побивать, кто превращает красоты
Природы в место обитания мерзости и жестокости. Мудрость ни перед
чем не испытывает страха, но только смиренно склоняется к своему
Источнику. В то время как суеверие ненавидит все сущее, мудрость,
обладая более глубоким пониманием, его любит, поскольку видит
красоту, доброту и благость в основе мистерии Жизни.
Жизнь - это интервал времени, предназначенный для достижения. Каждый
летящий момент представляет собой возможность; великими являются те,
кто распознали жизнь как неограниченную возможность. Искусства,
науки и религии выражают собой памятники уже достигнутому
человечеством. Они являются летописями раскрывающегося сознания
человека, через них человек получает более эффективные и более
разумные способы достижения намеченных результатов. Благословенны
умеющие извлечь пользу из опыта других, кто, внося свой вклад в
созданное ранее, могут реализовать свое вдохновение, перевести мечты
в практику. Будучи редко оцененными по достоинству в свою эпоху,
дающие человеку самое насущное в последствии признаются Спасителями
рода человеческого.
Масонство - это организация, построенная на опыте. Каждый камень
есть последовательная ступень в раскрытии сознания. Святилища
Масонства обрамлены гностическими драгоценностями тысячелетий; его
ритуалы звучат словами осведомленных провидцев и просветленных
мудрецов. Сотни религий принесли свою мудрость к его алтарю.
Искусства и науки сделали неоценимый вклад в его символизм. Это
больше чем вера, это - факт. Масонство представляет собой
университет, преподающий гуманитарные науки и науку о душе всем, кто
прислушается к его словам. Это тень великой Школы Мистерий
Атлантиды, которая во всем великолепии стояла в древнем Городе
Золотых Ворот, там, где сейчас вздымаются и перекатываются бурные
воды Атлантического океана3. Кафедры этого университета являют собой
научные центры; его колонны подпирают свод универсального
образования не только в материалистической, но и в духовной
областях. На его чертежных досках начертаны священные истины всех
наций и народностей, и великая Реальность осенила способных понять
их священные глубины. Поистине Масонство есть то самое "нечто",
которое все народы искали в веках. Масонство представляет собой
общий знаменатель, а также всеобщего завещателя человеческого
устремления ввысь.
Большинство мировых религий похожи на процессию: один ведет,
множество следует. В своих поисках истины и озарения человек следует
по стопам полубогов. Христианин вслед за великим Назаретянином
восходит по извилистым отлогам Голгофы. Буддист следует за своим
великим освободителем, странствовавшим по бездорожью. Магометанин
преодолевает пески пустыни, совершая паломничество к черному шатру в
Мекке. Истина ведет, невежество плетется следом. Дух прокладывает
путь, за ним следует материя. В сегодняшнем мире идеалы остаются
чистыми лишь мгновение, пока сборище служителей тьмы не задует
мерцающую искру. Однако Школа Мистерий стоит непреклонно. Она не
несет свой свет человеку, человек должен принести ей свой светоч.
Идеалы, приходящие в мир, уже через несколько часов становятся
идолами, тогда как человек, входящий в ворота святилища, заменяет
идола на идеал.
Человек восходит по бесконечной лестнице, неотрывно сосредоточив
взгляд на цели вверху. Многие не в состоянии видеть эту цель,
различая перед собой лишь одну - две ступени. Тем не менее, человек
извлек один серьезный урок, а именно - по мере развития своих
качеств он приобретает силу преодолевать эти ступени. Следовательно,
Масон есть строитель храма моральных качеств. Он - архитектор
возвышенного таинства, блестящего, сияющего храма своей души. Он
осознает, что служение Богу достойнее, когда он сливается с Великим
Архитектором в деле строительства более благородных структур в
простирающейся вселенной. Все, кто стремится достичь мастерства
посредством конструктивно направленных усилий, являются в душе
Масонами, вне зависимости от принадлежности к религиозным течениям и
вероисповедания. Масон не обязательно член ложи. В широком смысле
это любой человек, пытающийся в повседневной жизни исповедывать
принципы Масонства и осознанно служить интересам Великого
Архитектора. Член Масонского Братства торжественно клянется прийти
на помощь остальным строителям храма в любых суровых испытаниях
жизни; тем самым он приносит клятву всем живым существам, поскольку
все они - строители храма, возводящие более достойные сооружения во
славу универсального Бога.
Истинная Масонская Ложа являет собой Школу Мистерий, место, где
отстранясь от эксцентричного варьете мира кандидаты постигают тайны
жизни, их взаимоотношения с внутренним ростом духовной сути и ее
природу, которая в действительности есть Сын Божий, возлюбленный
Отца Своего. Масон смотрит на жизнь серьезно, сознавая, что каждый
потерянный момент есть упущенная возможность и что Всемогущество
достижимо только через искренность и усердие. Поверх всех
взаимоотношений он различает всеобщее братство, единящее все живое.
Объясняемый в Ложе символ рукопожатия отражает его отношение ко
всему сущему, поскольку он соратник всего живого. Он также осознает,
что его дух это сияющая, светящаяся драгоценность, которую он должен
возложить на алтарь священного храма, возведенного трудом его рук,
созерцанием сердца и стремлением души.
Масонство в своей сути есть философия без вероисповедания. Это -
наиболее правильный подход. Его братья склоняются перед истиной, не
взирая на ее носителя, они служат свету вместо пререканий по поводу
того, кто его несет. Таким образом, они доказывают, что пытаются
лучше понять волю и повеления Непобедимого. Не существует более
истинной религии, чем всемирное братство и соратничество во имя
прославления единого Бога и сооружения для Него храма созидательной
позиции и благородного характера.
Пролог
На полях битвы хаоса
Первая вспышка пробуждающейся Жизни пронизала непроницаемый простор
Космической Ночи, превращая тьму небытия в тусклые сумерки
раскрывающегося существования. У затененных ворот Вечности
угадывается силуэт одинокой фигуры таинственного странника, стоящего
на расплывчатых, туманных грядах клубящейся субстанции. Темнота
Хаоса бежала от лучей, словно живой огонь лившихся от его
божественной формы, облаченной в блестящую голубую мантию, и золотая
корона ослепительного света охватывала голову.
Отвечая Божественному зову, этот таинственный гость пришел из
Космоса, превосходящего наш. Навеки сокрытый туманными одеждами ночи
Хаоса, большими шагами он шел от звезды к звезде, известный от мира
до вселенной. Внезапно облака рассеялись, и откуда-то из глубин
мятущихся волн стихии снизошел чудесный свет, окутав небесным
сиянием одинокую фигуру; омытые Божественным живым огнем искрящиеся
кристаллы тумана блистали алмазами.
В мерцающем сиянии космического света, обрамленном мрачными облаками
не-бытия появились две огромные формы и могущественный Голос сотряс
вечность, каждый искрящийся атом затрепетал силой Слова Творца4;
величественная фигура, облаченная в голубую мантию склонилась в
благоговении перед престолом Творца Своего, в то время как с небес
простерлась рука, ее пальцы выражали символ благословения.
"Во всей вселенной Я избрал тебя, и печать Моя лежит на тебе. Ты
избранный инструмент Десницы Моей и Я назначаю тебя Строителем Моего
Храма. Ты возведешь его колонны и вымостишь его пол; ты украсишь его
орнаментами из металлов и драгоценностей и будешь мастером Моих
рабочих. Я даю тебе в руки эскизы, здесь, на чертежной доске живой
материи Я запечатлел план, которому ты должен следовать в точности
повторяя ход и углы огненных линий, начертанных перстом Моим. Хирам
Абифф, избранный строитель дома Отца твоего, за работу. Вон там -
кучевые облака, седые туманы зари, проблески небесного света и тьма
спящего мироздания. Без стука молота и голосов рабочих, из этого ты
выстроишь храм своего Бога, вечного в небесах. Используй
беспрестанное вращательное движение пустоты для шлифовки камней.
Овеваемый дыханием непроявленного, ты будешь гасить известь и
укладывать фундамент. Я наблюдал за тобой в годы твоей юности, Я
провел тебя сквозь дни зрелости. Я взвесил тебя на весах, и ты не
был найден легким5. Поэтому тебе Я доверяю величие работы и здесь
посвящаю тебя в сан Строителя Моего Дома. Тебе Я даю Слово Мастера
Строителя; тебе Я даю инструменты для ремесла; тебя Я наделяю силой,
присущей Мне. Будь верен этим дарам. Верни их назад, когда окончишь,
и Я дам тебе имя, известное только Богу. Да будет так".
Погас яркий свет, лившийся с небес; струящиеся языки живого пламени
исчезли в туманных, пустынных сумерках, покрывших непроявленное
черной мантией. Одиноко стоял Хирам Абифф, вглядываясь в бескрайний
океан бессознательного - всюду, сколько охватывал глаз была
клубящаяся, вращающаяся материя. Затем, распрямив плечи, взяв в руки
чертежную доску и укрепив в сердце сияющее Слово Мастера, он
медленно двинулся вперед, и скрылся в тумане первоначальной зари.
Как человек может измерить вечность, неподвластную времени? Шли
века, с любовью и смирением в сердце одинокий Строитель реализовывал
план, руками формуя темноту, которую благословил, возведя глаза к
небу, откуда сиял Великий Свет. В божественном одиночестве протекал
его труд, ничей голос не ободрял его, некому было порицать - один в
безграничном сущем, в пробирающем холоде утреннего тумана,
опускающегося на чело, и лишь сердце его согревал свет Слова
Мастера. Задача казалась безнадежной. Одна пара рук была не в
состоянии формовать эту темноту; одно сердце, каким бы чистым оно не
было, не в силах облечь пульсирующую космическую любовь в
конкретную, материальную форму из холодного тумана бессознательного.
Хотя темнота подкрадывалась все ближе, и туманные пальцы хаоса
сплетались вокруг него, исполненный божественным доверием Строитель
продолжал трудиться; с божественной надеждой он укладывал опоры, из
беспредельной глины он делал формы для отливки священных орнаментов.
Медленно росло здание; туманные фигуры, отлитые рукой мастера,
обозначились рядом с ним. Трех огромных, бездушных существ вылепил
Мастер; огромные создания смутно вырисовывались в полутьме подобно
зловещим призракам. То были три строителя, им благословенные;
шеренгой они высокомерно прошествовали перед ним, а Хирам простер
руки к своим творениям, говоря: "Братья, я создал вас для работ. Я
вылепил вас, чтобы со мной вы трудились в строительстве дома
Мастера. Вы - дети мои, я трудился над вами, теперь трудитесь со
мной во славу нашего Бога".
Но призраки смеялись. Повернувшись и сразив своего создателя его
собственными инструментами, данными с небес Богом, они оставили
Гранд Мастера умирающим посреди своих трудов, израненным и
искалеченным тройственной силой космической ночи. Лежа у подножия
своего творения, истекая кровью, замученный Строитель возвел глаза к
кучевым облакам; его лицо исполнилось божественной любовью и
космическим пониманием, когда вознес он молитву Мастеру,
направившему его:
"О, Мастер Рабочих, Великий Архитектор вселенной, мои труды не
завершены. Почему они должны оставаться незаконченными? Я не
выполнил того, зачем Ты послал меня в мир, поскольку все созданные
мной сущности обратились против меня и инструменты, что Ты мне дал,
уничтожили меня. Дети, которых я создал в любви, в невежестве своем
убили меня. Взгляни, Отец, Слово, что Ты мне дал, теперь красное от
крови. О, Мастер, я свято хранил его в сердце, теперь возвращаю его
Тебе. Вот инструменты, чертежная доска, а также сосуды, что я
вылепил6. Вокруг меня стоят руины храма, который я должен покинуть.
Тебе, о Боже Всеведающий, я возвращаю все это, сознавая, что в Тебе
сокрыто благоприятное время всех свершений. Ты, Господи, ведаешь все
наши падения и взлеты, и Ты заведомо понимаешь наши помыслы. Во имя
Твое я трудился, Отец, и за твои дела я умираю, как преданный
строитель".
Мастер пал навзничь, обращенное вверх лицо его было прекрасно в
последнем сне смерти, лучи света больше не лились от его фигуры.
Сгустились тучи, как бы образуя пелену вокруг тела убитого Мастера.
Внезапно небеса разверзлись вновь, и поток света омыл фигуру Хирама
небесным сиянием. Снова раздался Голос с небес, где на облаках
мироздания восседал Великий Царь: "Он не умер, он спит. Кто разбудит
его? Его труды не завершены и в смерти он охраняет священную
реликвию еще более ревностно, поскольку Слово и чертежная доска
принадлежат ему - Я сам их дал. Но он должен спать до тех пор, пока
убийцы сами не вернут его к жизни, так как все неправильное должно
быть исправлено и убийцы Моего дома, разрушители Моего храма, должны
трудиться вместо Строителя, пока не поднимут своего Мастера из
мертвых".
Трое убийц пали на колени и подняли руки к небу, пытаясь закрыться
от света, разоблачившего их преступление: "О Боже, велик наш грех,
мы убили нашего Великого Мастера, Хирама Абиффа! Справедливо Твое
наказание и, раз мы убили его, мы посвящаем наши жизни его
воскрешению. Первое было нашей человеческой слабостью, второе - наша
священная обязанность".
"Да будет так",- отвечал Небесный Голос. Исчез Великий Свет, облака
тьмы и туман заволокли тело убиенного Мастера. Кружащаяся темнота
поглотила его, не оставив ни метки, ни могильного камня, указующего
на место упокоения Строителя.
"О Господи!", - закричали трое убийц - "где же нам теперь искать
нашего Мастера?"
И вновь из Великого Невидимого простерлась рука, вручив им крошечную
лампадку; ее масляный огонек тихо и чисто горел в темноте. "Этим
светом будете искать убитого вами".
Три фигуры окружили огонек, склонившись в молитве и благодарении за
этот одинокий проблеск, сужденный освещать им путь в темноте.
Откуда-то из области непроявленного вещал Голос, заполняя Хаос
громовыми раскатами: "Он был явлен как цветок и был срезан; он
призрачно наметился и не продолжился; как в море спадает вода и
наводнение стихает и все высыхает, так человек ложится и более не
встает. Все же есть у Меня сострадание к детям моего творения; Я
помогаю им в беде и сохраняю их вечным спасением. Ищите место, где
лежит сломанная ветка, где распадается мертвая трость, где смыкаются
облака и у подножия горы лежат камни - все это признаки гробницы
Хирама, унесшего с собой в могилу Мой Завет. Сужден вам вечный
поиск, пока не найдете Строителя, пока чаша сия не выдаст секрета,
пока могила не отдаст своих призраков. Пока не найдете и воскресите
Моего возлюбленного Сына, доколе не прислушаетесь к словам Моего
Вестника и с Ним не завершите храм - обитель мою, не услышите Меня.
Аминь."
Пасмурная заря все еще дремала в объятиях темноты. Все таинство
непроявленного являло собой тишину, непостижимое. Сквозь туманную
зарю, подобно привидениям сна, в великом Неизведанном блуждали три
фигуры, держа в руках крошечный огонек, лампадку данную им Отцом
Строителя. Обошли они каждое облако и звезду, все палки и камни в
вечном поиске тихой гробницы, снова и снова останавливаясь чтобы
обследовать глубины какой-нибудь таинственной впадины, молясь об
освобождении от бесконечного поиска, в то же время связанные
клятвами воскресить убитого ими Строителя, чья могила была отмечена
сломанной веткой, чье тело лежало завернутым в белую пелену смерти
где-то у подножия вечной горы7.
Строители Храма
Вы являетесь будущими строителями храма. Вашими руками должны быть
возведены купола и шпили грядущей цивилизации. Поверх уложенного
вами основания завтрашний день выстроит куда более благородное,
величественное сооружение. Строители храма характера, в коем должно
прибывать в просветленном духе; гранильщики скалы взаимоотношений;
формовщики сосудов для масла жизни: приступайте к назначенному
заданию! Никогда ранее в истории человечества вам не представлялась
такая возможность. Мир ждет, ждет озаренного, который пройдет из
портика меж двух колонн. Низость, обман и ограниченность пытаются
проникнуть в храм мудрости. Широко распахните врата, и пусть войдет
достойный. Широко распахните врата и пусть свет, то есть жизнь
человеческая, сияет всем. Спешите завершить обитель Господа, дабы
Дух Божий сошел, и обитал среди людей Его, освященных и живущих по
предписанным законам Его.
Глава I
Вечный Поиск
Средний Масон, так же как современный человек, изучающий идеалы
Масонства, мало осознает принимаемые на себя обязательства, когда он
начинает поиск священных истин Природы, скрытых в древних и
современных ритуалах. Он не должен легкомысленно относиться к своим
клятвам, и если он не хочет навлечь на себя годы и годы страданий,
он должен воздержаться от восприятия Масонства как исключительно
социальный орден, существующий несколько веков. Он должен сознавать,
что древние мистические учения, увековеченные в современных
ритуалах, являются священными, и что невидимые и нераспознаваемые
силы формируют судьбу тех, кто сознательно и добровольно возлагают
на себя обязательства Братства.
Масонство не является материальным предметом: это наука души; это не
убеждение или доктрина, но универсальное выражение Божественной
Мудрости8. Слияния средневековых гильдий или даже строительство
храма Соломона в том виде, как оно понимается сейчас, не имеет
ничего общего с настоящим происхождением Масонства, поскольку
Масонство не имеет дела с персоналиями. В своем высшем смысле, это
не исторический, не археологический, но
божественный символический язык, в котором под конкретными символами
навсегда сохранены священные мистерии древних. Только те, кто видят
в этом космическое исследование, труд всей жизни, божественное
вдохновение к лучшим мыслям, лучшим чувствам и лучшей жизни,
завершающееся достижением духовного просветления, приобретаемого
путем проживания своего текущего дня как истинный Масон, получили
возможность мельком заглянуть в истинные тайны древних ритуалов.
Возраст существования школы Масонства невозможно исчислить сотнями
или даже тысячами лет, поскольку у нее никогда не было истоков в
мире форм. Мир, как мы его видим, не более чем экспериментальная
лаборатория, в которой человек трудится над созданием и выражением
лучших, более совершенных форм. В эту лабораторию льются мириады
лучей, нисходящих от космических иерархий9. Эти могущественные
глобусы и светила, которые фокусируют свои энергии на человечестве и
формируют его судьбу, действуют упорядоченно, каждое по-своему и в
своей сфере; Масонская школа была выстроена на основе модели,
созданной трудом мистических иерархий вселенной, поскольку истинной
ложей для Масона является вселенная. Освобожденный от ограничений
вероисповедания и секты, стоит он мастером всех религий; те же, кто
предпринимают изучение Масонства без осознания глубины, красоты и
духовной силы этой философии, никогда не извлекут чего-либо ценного
из своих изысканий. Существование Школы Мистерий может быть
прослежено учеником к самому началу времен, эпохи и эоны назад,
когда создавался храм Солнечного Человека. Это был первый храм Царя,
в нем были впервые даны и заложены истинные мистерии древней ложи, и
первыми стражами у входа в Ложу Мастера были боги творения и духи
зари.
Инициированный брат осознает, что его так называемые символы и
ритуалы есть лишь завесы, созданные мудрыми для увековечения идей,
недоступных для понимания среднему человеку. Он также понимает, что
немного Масонов в наши дни знают или оценивают по достоинству
мистический смысл, заключенный в этих ритуалах. Религиозной верой мы
увековечиваем форму и поклоняемся ей вместо жизни; не распознавшие
истину в кристаллизованном ритуале, не освободившие духовный росток
от скорлупы пустых слов - не являются Масонами, не взирая на их
физические градусы и внешние почести.
Выполняемая нами работа не направлена на то, чтобы жить по
современным концепциям Ремесла, но чтобы рассматривать Масонство,
каким оно в действительности является для знающих - огромным
космическим организмом, чьи истинные братья и дети связаны между
собой не словесными клятвами, но жизнями, прожитыми так, что они
становятся способными видеть сквозь глухую стену, и открывают окно,
заваленное сейчас хламом материализма. Когда это проделано, и тайны
вселенной раскрываются перед устремленным кандидатом, тогда он на
самом деле постигает, чем в действительности является Масонство. Его
больше не интересуют материальные аспекты, поскольку он раскрыл
Школу Мистерий, которую он способен распознать только духовно став
ее членом.
Исследовавшие и изучавшие его древние знания не сомневаются что
Масонство, подобно вселенной, которая есть величайшая из школ, имеет
дело с разворачиванием тройственного принципа; вся вселенная
управляется этими тремя Царями, называемыми Строителями Масонского
храма. Это не персоналии, но принципы; великие разумные энергии и
силы, отвечающие в Боге, человеке и вселенной за формование
космической субстанции в обитель живого Царя, храм, построенный в
веках сперва в бессознательных, затем в осознанных усилиях со
стороны каждой индивидуальности, выражающей в своей повседневной
жизни творческие принципы означенных трех Царей.
Истинный последователь древнего Ремесла понимает, что завершение
храма, который он строил для Царя Вселенной, было обязанностью,
скорее привилегией, которой он обязан своему Богу, своему брату и
себе. Он знал, что должны быть предприняты определенные шаги, и что
храм должен быть возведен в соответствии с планом. Сегодня, однако,
складывается впечатление что план утрачен, поскольку в большинстве
случаев Масонство перестало быть искусством действия, оно будет
пребывать лишь спекулятивной идеей пока каждый брат прочитав тайну
символов и поразмыслив над красивыми аллегориями, раскрывающимися в
ритуале не осознает, что он сам в себе содержит все ключи и планы,
столь долго считавшиеся утерянными для Ремесла и что если он хочет
когда-либо изучить Масонство, он должен отпереть его двери ключами,
отлитыми из основных металлов своего существования10.
Истинное Масонство эзотерично; оно не является предметом этого мира.
Все, что есть у нас здесь - это связующее звено, дверь, посредством
которой изучающий может пройти в неизведанное. Масонство не имеет
дело с сохранением форм, понимая, что форма создана и выражает
заключенную в ней жизнь. Следовательно, изучающий ищет способ так
сформовать свою жизнь, чтобы форма прославляла Бога, храм которого
медленно возводится по мере пробуждения одного за другим рабочих,
заключенных внутри него, и он указывает им следовать плану, данному
с небес.
Заглядывая по возможности глубже видно, что Масонство и красивые
космические аллегории его учения, на век сохраненные сотнями лож и
древних таинств, образуют древнейшую из Школ Мистерий; ее сохранение
в веках не зависело от нее самой как от экзотерической группы
частично продвинувшихся индивидуальностей, но от сокрытого братства,
эзотерической части Масонства. Все великие Школы Мистерий имели
иерархии на духовном плане Природы, которые выражались в этом мире
через убеждения и организации. Истинный ученик пытается духовно
подняться от экзотерической части, чтобы присоединиться к
эзотерической группе, которая, не имея ложи на физическом плане
Природы, крупнее любой из лож и является их центральным пламенем.
Духовные руководители человечества вынуждены оперировать в
конкретном мире конкретными понятиями, понятными конкретному
сознанию и как только человек приготовил себя, он получает понимание
смысла аллегорий и символов, окружающих его экзотерическую работу.
Настоящий Масон понимает, что работа Школ Мистерий мира по природе
своей скорее принимающая, чем исключающая и что единственной ложей,
достаточно широкой для выражения его идеалов является та, чей купол
есть небеса, чьими колоннами являются углы мироздания, где узор
шахматных клеток пола11 составляют пересекающиеся течения
человеческих эмоций и алтарь которой сердце человека. Убеждения не
могут связать истинного искателя правды. Сознавая единство всех
истин, Масон также убеждается в том, что сотрудничающие с ним
иерархии дали ему в виде изменяющихся градусов мистические духовные
ритуалы всех Школ Мистерий мира и, если он занял свое место на
плане, он не должен приступать к священным обязанностям исходя из
возможной выгоды, но исходя из возможности научиться служению.
В Масонстве сокрыто таинство творения, ответ на проблему
существования, а также путь, который должен различить ученик, дабы
присоединиться к реальным силам, стоящим за тронами всех современных
национальных и международных отношений. Более всего настоящий ученик
сознает тот факт, что получение градусов не делает человека Масоном.
Масон не назначается, он развивается и должен помнить, что
занимаемая им позиция в экзотерической ложе - ничто по сравнению с
его позицией в духовной ложе жизни. Он должен навсегда отбросить
мысль о том, что ему могут быть втолкованы или даны наставления
священных Мистерий, или что членство в организации каким-либо
образом его улучшит. Он должен понять, что его обязанность -
построить и развить сакральные учения в себе самом, что только его
собственное очищенное существо может отпереть дверь запечатанных
библиотек человеческого сознания, и что его Масонские ритуалы будут
оставаться спекулятивными, пока через образ жизни мистика-Масона он
сам не сделает их действующими. Его кармическая ответственность
возрастает с увеличением возможностей. Те, кто, будучи окруженными
знанием и возможностями самосовершенствования ничего не делают -
ленивые рабочие, которые духовно, если не физически, будут изгнаны
из храма Царя.
Масонский орден не является просто социальной организацией, он
состоит только из тех, кто связаны узами изучения и применения
принципов мистицизма и оккультных ритуалов. Они являются (или должны
являться) философами, мудрецами и здравомыслящими личностями; они
принесли себя на Масонский алтарь и клялись всеми святынями, что их
жизнь сделает мир лучше, мудрее и счастливее. Кто вошел в
мистические ритуалы и прошел меж колонн в поисках престижа или
коммерческой выгоды - богохульники и если в этом мире мы можем
принять их за преуспевших, в действительности это - космические
банкроты, отгородившие себя от истинного ритуала, основной принцип
которого есть не стяжательство, его рабочие отреклись от предметов
земли.
В древние времена требовались многие годы подготовки, прежде чем
неофиту позволялось войти в храм Мистерий. Таким образом,
поверхностные, любопытные, малодушные и неспособные устоять перед
соблазнами жизни автоматически отсеивались в силу их неспособности
соответствовать требованиям допуска. Успешный кандидат, пройдя между
колоннами, попадал в храм, тонко воспринимая величественную
возможность, божественную обязанность и мистическую привилегию,
приобретенную за годы специальной подготовки. Только те являются
настоящими Масонами, кто входят в храм в благоговении, кто ищут
вечные ценности вместо эфемерных увлечений жизни, чье единственное
желание - познать реальное таинство Ремесла, дабы в качестве
честного рабочего присоединиться к прошедшим ранее Строителям
Универсального Храма. Масонский ритуал не является церемонией, это
образ жизни. Лишь те Масоны настоящие, кто, принеся свою жизнь и
судьбы на алтарь живого огня, предпринимают строительство одного
всеобщего здания, в котором они являются рабочими, их Бог -
Архитектором. Когда Масоны станут подобными описанным выше, Ремесло
снова станет оперативным, пылающий треугольник засияет еще ярче,
мертвый строитель восстанет из склепа и Утраченное Слово, так долго
сокрытое от профанов, вновь воссияет все обновляющей силой.
На следующих страницах приводятся несколько мыслей для изучения и
принятия во внимание равно строителями храма, ремесленниками и
мастеровыми. Это ключи, которые, будучи лишь прочитанными оставят
ученика в невежестве, но, будучи прожитыми, изменят спекулятивное
Масонство сегодняшнего дня на оперативное Масонство дня завтрашнего,
когда каждый строитель, осознав свое место, увидит доселе не
виданные им вещи, не потому что их не существовало, но по причине
слепоты. Нет более слепых, чем те, которые не увидят.
Безмыслие
Ум является самым благородным инструментом Масона, однако его
ценность измеряется его применением. Вдумывающийся во все явления
кандидат в божественную мудрость достигает реальности в искреннем
желании, в медитации и тишине. Пусть же основная идея Ремесла и
Ритуала будет написана сверкающими буквами: ДУМАЙ ОБО МНЕ. Что же
означает мистический лабиринт символов, обрядов и ритуалов? ДУМАЙ!
Что означает жизнь с ее пересечениями человеческих взаимоотношений,
бесконечная демонстрация качеств, маскирующихся в карнавал дураков?
ДУМАЙ! Каков план за всем этим и кто планирует? ДУМАЙ! Где обитает
Великий Архитектор и чем является чертежная доска, на которой он
проектирует? ДУМАЙ! Что есть человеческая душа и почему бесконечное
устремление оканчивается неизвестностью, на путях где каждый должен
идти в одиночку? Думайте, Братья Ремесленники, думайте серьезно,
поскольку если истина существует, вы обладаете ею, а если истина
находится в пределах досягаемости живого существа, какая еще цель
может быть более достойной борьбы?
Глава II
Кандидат
В развитии каждой живой индивидуальности наступает время, когда ее
пробуждающееся сознание начинает понимать, что является узником.
Будучи свободной в движении и существовании, борющаяся жизнь
осознает свои ограничения в сравнении с еще более величественными
формами. Именно на этом этапе человек все более настойчиво кричит об
освобождении его от сковывающих пут которые, будучи невидимыми для
глаз смертных, связывают его цепями куда более страшными чем в
физической тюрьме.
Многие читали историю об узнике Хиллона12, метавшемся по узкой
тюремной камере, в то время как над его головой непрестанно катились
голубые воды и единственным звуком, нарушавшим покой вечной ночи,
было журчание и плеск волн. Мы жалеем узника физического склепа, и
сердце наше печалуется, так как нам известна любовь жизни к свободе.
Но есть узник, чье положение куда хуже карфагенян. У Него нет даже
тесной камеры; Он не может в метаниях протоптать дорожку на
булыжниках пола подземелья. Этим Узником является Жизнь, воплощенная
в темные каменные застенки материи и ни один лучик не освещает мглу
Его судьбы. Он находится в вечной борьбе, молясь в темноте и тесноте
мрачных стен о свете и благоприятствовании. Это - вечный Узник,
который сквозь непрерывные этапы космического развития, через
неисчислимые формы ныне неизвестных видов, пытается освободиться и
обрести осознанное Самовыражение, принадлежащее по праву рождения
всему сотворенному. Он ожидает день, когда стоя на скалах,
образующих ныне его бесформенную гробницу, он сможет воздеть руки к
небу, купаясь в солнечном свете духовной свободы, свободный в
единении с искрящимися атомами и танцующими светозарными созданиями,
вызволенными из заточения тюремных стен и склепа.
Вокруг Жизни - этого удивительного ростка в сердце всего живого,
этого священного Узника мрачной темницы, этого Мастера Строителя
упокоенного в гробнице материи - была создана чудесная легенда о
Святой Гробнице. Под неисчислимыми аллегориями философы-мистики
разных веков увековечили эту прекрасную историю, представляющую для
Ремесленников Масонов мистический ритуал Хирама, Мастера Строителя,
убитого в своем храме строителями, обязанными служить ему в трудах
завершения обители Бога.
Материя есть гробница. Это глухая стена вещества, не пробужденного
пульсирующими энергиями Духа. Она существует во множестве степеней и
форм, не только в виде химических элементов, образующих собой
трехмерную вселенную, но также в виде более тонких и возвышенных
субстанций. Последние, выражаясь посредством эмоций и мысли, все же
принадлежат миру форм. Эти субстанции образуют великий крест
водорода, азота, кислорода и углерода, на котором распят и мучим
агонией даже зародыш жизни в протоплазме. Эти вещества не в
состоянии предоставить ему адекватное выражение. Заключенный в нем
Дух вопиет о свободе, свободе бытия, выражения и проявления его
истинного места в Великом Плане космического развития.
Великое устремление, заключенное в сердце человека медленно
подвигает его вперед к воротам Храма; это внутреннее побуждение к
большему пониманию и большему свету, по закону целесообразности
вызванному к существованию великой космической Масонской Ложей,
посвященному искателям единения с Силами Света, дабы устранить их
тюремные застенки. Нельзя игнорировать эту оболочку: она должна быть
поднята до соединения с Жизнью; каждый мертвый, кристаллизованный
атом в человеческом теле должен начать вращаться и вибрировать более
высокой частотой сознания. Через очищение, через знание и через
службу своим собратьям кандидат последовательно развивает эти
мистические свойства, выстраивая лучшие и более совершенные тела,
сквозь которые высшая жизнь получает возможность более полного
проявления. Выражение человека посредством конструктивной мысли,
эмоции и действия освобождает высшую природу в телах, которые,
прибывая в кристаллизованном состоянии не способны предоставить ему
его естественных возможностей.
В Масонстве кристаллизованная материальная субстанция называется
могилой и представляет собой Гроб Господень. Это гробница, где
покоится потерянный Строитель, при Нем находятся планы Храма и Слово
Мастера; этого Строителя, нашего Великого Мастера и должны мы найти
и воскресить из мертвых. Этот благородный Сын Света кричит нам в
каждой форме материи. Каждая ветка и каждый камень отмечают место
его упокоения, и ветка акации обещает, что сквозь долгую зиму
духовной темноты, когда солнце [мудрости] не светит человеку, этот
Свет все же ждет дня освобождения, когда каждый из нас поднимет Его
хваткой Великого Мастера, истинной хваткой Мастера Масона. Мы не
можем слышать его вечно зовущий Голос, но мы ощущаем его внутреннее
побуждение. Нечто великое неизведанное трогает струны нашего сердца.
С течением времени внутреннее желание стать выше, лучше жить и
думать мыслями Бога формирует в нас качества кандидата который,
будучи спрошенным о причинах выбора пути, знай он ментально то, что
ощущает, честно ответил бы: "Я слышу голос, который кричит мне из
флоры и фауны, из камней, из облаков, даже с небес. Каждый огненный
атом, вращающийся и вьющийся в Космосе, кричит мне голосом моего
Мастера. Я слышу Хирама Абиффа, моего Великого Мастера кричащего в
агонии, агонии жизни, скрытой во тьме тюремных стен, ищущей
выражения; я игнорировал это; трудясь ради приближения дня
освобождения, я узнал, что несу ответственность за эти стены. Мои
повседневные действия подобно головорезам и предателям убили моего
Бога".
Существует множество легенд, на протяжении многих веков находившихся
в руках безбожников, посвященных Гробу Господа, который Христианский
мир пытался отвоевать в дни Крестоносцев. Не многие Масоны
догадались, что эта Пещера Гроба Господня, или гробница, в
действительности есть отрицание и кристаллизация - материя,
замуровавшая в себе Дух Жизни, который должен оставаться в темноте
до тех пор, пока рост каждой индивидуальности даст ему стены из
золота и заменит камни окнами. По мере того, как мы развиваем все
лучшие формы воплощения выражения, эти стены медленно расширяются,
пока, наконец, ликующий Дух не восстанет из гробницы и, благословляя
скрывавшие его стены, поднимет их до слияния с собой.
В первую очередь мы должны рассмотреть убийц Хирама. Эти три
головореза били его инструментами Ремесла, когда Строитель пытался
покинуть храм, пока, наконец, не убили, затем разрушили храм и
обломки пали на их головы - они символизируют три проявления нашей
низшей природы, которые суть убийцы положительного в нас. Те трое
могут быть названы мыслью, желанием и действием. Будучи очищенными и
трансмутированными это три светящихся пути которыми может проявиться
великая жизненная сила трех Царей, сияющих Строителей Космической
Ложи, являющихся этому миру в виде духовной мысли, конструктивной
эмоции и полезного ежедневного труда в различных местах и позициях,
в которых мы оказываемся выполняя работу Мастера. Эта триада
образует Пламенный Треугольник, прославляемый каждым Масоном, но,
будучи кристаллизованным и искаженным формируется треугольная
тюрьма, через которую не может сиять свет и Жизнь принуждена
томиться в тусклой мгле отчаяния до тех пор, пока человек
посредством
|