ХРАМ ЦАРЯ СОЛОМОНА
Бр.: Уильям Литтпейдж, Д.: Л.:
"Эрмитаж" № 356, В.: Л.: штата Иллинойс
III Книга
Царств
Глава 4
1
И был царь
Соломон царем над всем Израилем.
Всем
Израилем - т.е. целым Израилем, а не разделенным, как в дни
Саула, Иш-Бошета, или в годы после правления Соломона.
2
И вот
начальники, которые были у него: Азария, сын Садока
священника;
Вот 11
начальников Соломона:
1.
Азария, сын Садока, священнника;
2.
Елихореф, писец;
3.
Ахия, писец;
4.
Иегосафат, летописец;
5.
Бенайя, полководец;
6.
Садок, первосвященник;
7.
Авиафар, низложенный
первосвященник;
8.
Азария, надзиратель за
чиновниками;
9.
Завуд, старший офицер, друг и
приближенный советник Соломона;
10.
Ахишар, домоуправитель;
11.
Адонирам, сборщик налогов.
Слово
"священник" относится к Азарии, а не к Садоку, поэтому следует
читать: "Азария, священнник, сын Садока". Использованный термин
(коган) иногда означает "священник", иногда - "офицер", а иногда
- "храмовый служка". В этом же случае он сопровождается
приставкой-определенным артиклем (ха) и может означать только
"первосвященник". Здесь Азария назван сыном Садока, хотя в
действительности он был его внуком. Вероятно, он унаследовал от
деда первосвященство (1-я Пар. 6:10). Его положение
первосвященника в то время, когда была составлена данная запись,
ставит его на первую строчку в списке так называемых
"начальников", живших в период 40-летнего правления Соломона.
3
Елихореф и
Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель;
Писцы были,
вероятно, царскими секретарями, в обязанности которых входили
запись царских указов и составление писем, иногда они выполняли
и иные его поручения. Это были одни из самых влиятельных царских
советников.
"Дееписатель" - личность, совмещавшая функции летописца и
придворного политического аналитика.
4
Ванея, сын
Иодая, военачальник; Садок и Авиафар - священники;
Важно, что
среди князей и начальников Соломона упомянут Авиафар, после
опалы, в которую он впал и даже был низложен с поста
первосвященника (3-я Царств, 2:26-27). Возможно, летописец
составил список всех начальников Соломона за время его
правления.
5
Азария, сын
Нафана, начальник над приставниками, и Завуф, сын Нафана
священника - друг царя;
Сыном какого
Нафана являлся Азария, неясно, если, конечно, это был не Нафан
сын Давидов, из рода которого происходит Мария, мать Иисуса
(Лука, 3:23-38). Если бы это был Нафан-пророк, несмоненно,
запись об этом осталась бы.
Нафан, отец
Завуда, был военачальником и близким другом и советником царя,
каковым был Хушай при Давиде (2-я Царств, 15:37)
6
Ахисар -
начальник над домом царским, и Адонирам, сын Авды, - над
податями.
7 И было у Соломона двенадцать приставников над всем
Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его;
каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в
году.
12
приставников Соломона:
1.
Сын Гура;
2.
Сын Декара;
3.
Сын Авинадава;
4.
Сын Хеседа;
5.
Баана, сын Агилуда;
6.
Сын Гебера;
7.
Ахинадав, сын Иддин;
8.
Ахимааз;
9.
Баана, сын Паруя;
10.
Иосафат, сын Паруя;
11.
Шимей, сын Элая;
12.
Гебер, сын Уриин.
Эти 12
человек в стихах 7-19 надзирали за 12 областями царства и
облагали население налогами для пополнения казны, снабжения царя
и его двора, а также всех прочих, за обеспечение кого царь был в
ответе. Каждый из приставников в течение целого месяца должен
был снабжать царя всем необходимым из своей области.
8
Вот имена их:
Бен-Хур - на горе Ефремовой;
9 Бен-Декер - в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в
Елоне и в Беф-Ханане;
10 Бен-Хесед - в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и
вся земля Хефер;
11
Бен-Авинадав
- над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его
женою;
12 Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем
Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до
Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;
13 Бен-Гевер - в Рамофе Галаадском; у него были
селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также
область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со
стенами и медными затворами;
14 Ахинадав, сын Гиддо, в Маханаиме;
15 Ахимаас - в земле Неффалимовой; он взял
себе в жену Васемафу, дочь Соломона;
16 Ваана, сын Хушая, в земле Асировой и в
Баалофе;
Хушай был
лучшим другом и советником царя Давида (2-я Царств, 15:27).
Теперь высокой чести стать одним из приставников нового царя был
удостоен его сын.
17
Иосафат, сын
Паруаха, в земле Иссахаровой;
18 Шимей, сын Елы, в земле Вениаминовой;
19 Гевер, сын Урия, в земле Галаадской, в земле
Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского. Он был
приставник в этой земле.
То есть один
приставник отвечал за всю обширную территорию Сигона и Ога до
самого Иордана.
20
Иуда и
Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и
веселились.
Здесь мы
снова встречаем термины "Иуда" и "Израиль", однако они не
означают, что имеются в виду два разных народа, что у них разная
судьба и что не все иудеи принадлежат к народу Израиля. Основная
мысль в том, что правило колено Иуды, почему о нем и упоминается
отдельно.
Многочисленность - исполнение обещания Господа Аврааму (Бытие,
13:16 и 22:17)
"…ели, пили
и веселились" - здесь, символ процветания, спокойствия и мира, а
не греховности.
21
Соломон
владел всеми царствами от реки Евфрата до земли
Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили
Соломону во все дни жизни его.
Царство
Соломона простиралось от реки Евфрат на востоке и на севере - до
земли Филистинской, Средиземного моря и Египта (Быт., 15:18-21,
Нав. 1:4).
По обычаю
того времени, покоренные народы посылали вместе с данью подарки
своим владетелям (Псалом 72:10-11).
Служили они
Соломону, следовательно, 40 лет. (3-я Царств 11:42).
22 Продовольствие Соломона
на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и
шестьдесят коров прочей муки,
Продовольствие в современных ценах:
315 бушелей
пшеничной муки по 6 долл. за бушель - 1890 долл.
630 б.
прочей муки по 6 долл. за б. - 3780 долл.
10
откормленных волов по 325 долл. за голову - 3250 долл.
20 волов с
пастбища по 325 долл. за голову - 6500 долл.
100 овец по
20 долл. за голову - 2000 долл.
Прочих
животных - на 17420 долл.
Неизвестно,
сколько бывало поставлено оленей, серн, и сайгаков, и
откормленных птиц, но и без них ежедневное пропитание обходилось
в год в 6 358 300 долл., следовательно, можно заключить, что при
дворе кормилось около 30 000 человек.
30 мер - (1
кор = 1 гомер = 10,5 бушеля = 381,15 кг) - составляют около 315
бушелей (11 434,5 кг.), а 60 мер, соответственно - 630 б. (22
869 кг.)
23
десять волов
откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме
оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц;
24 ибо он владычествовал над всею землею по эту
сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту
сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами.
"По эту
сторону" реки Евфрат, то есть на Западном берегу. "Типсах"
означает "крепость" или "проход". Это без сомнения современный
Суриех в 45 милях южнее Балиса. В том месте, где река изменяет
направление с юга к востоку. Перейти ее можно только в этом
месте.
Имеется в
виду Газа Филистинская, то есть "от Типсаха Евфратского до Газы
Филистинской".
25
И жили Иуда и
Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под
смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона.
"Под
виноградником своим" - метафора мира и благоденствия (Мих., 4:4;
Зах., 3:10).
"От Дана до
Вирсавии" - северная и южная оконечности царства (Суд., 20:1; 1
Царств 3:20).
26
И было у
Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать
тысяч для конницы.
Во 2-й Книге
Паралипоменон приводится цифра 4000, а не 40 000, как здесь.
Наверное, "40 000" - ошибка переписчика. Даже сходство
начертания букв, заменявших цифры, могло привести к ошибке в
этом, как и в других случаях. Скорее всего, 4000 - правильная
цифра, поскольку колесниц было всего 1400, а конницы - 12 000.
Поскольку в некоторые колесницы запрягали по три коня, а в
остальные - по два, 4000 коней вполне хватает на на такое
количество колесниц.
Умножать
количество коней было запрещено законом Моисея (Второзак.,
17:16), чтобы Израиль не стал верить коням больше, чем Яхве
(Псалом 20:7; Ис., 31:1-3).
12 000
конницы - та же цифра упоминается в 2 Парал. 9:25.
27
И те
приставники доставляли царю Соломону все принадлежащее к столу
царя, каждый в свой месяц, и не допускали недостатка ни в чем.
Не будет
знать ни в чем недостатка никто из тех, кто служит господу и
благословлен Им. Так было бы, если бы Адам не пал, и так будет,
когда Мессия воцарится на свое тысячелетнее Царство на
обновленной земле (Ис., 35:1-8 и 65:20-25; Откр., 22:3).
28
И ячмень и
солому для коней и для мулов доставляли каждый в свою очередь на
место, где находился царь.
Ячмень
служил обычным кормом для скота. Иногда его кормили еще смесью
рубленой соломы, ячменя, бобов и жмыха.
29
И дал Бог
Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как
песок на берегу моря.
30 И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов
востока и всей мудрости Египтян.
31 Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана
Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя
его было в славе у всех окрестных народов.
32 И изрек он три тысячи притчей, и песней его было
тысяча и пять;
33 и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до
иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах,
и о пресмыкающихся, и о рыбах.
34 И приходили от всех народов послушать мудрости
Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его.
Глава 5
1
И послал
Хирам, царь Тирский, слуг своих к Соломону, когда услышал, что
его помазали в царя на место отца его; ибо Хирам был другом
Давида во всю жизнь.
Не тот
Хирам, который жил во дни Давида (2 Царств, 5:11), а его сын.
Летописец Эфеса, написавший по-гречески историю Царства Тирского
приблизительно в 300 г. до н. э., называет этого Хирама сыном
Авиваала, царя Тирского, и пишет, что он вступил на трон в 19
лет, правил 34 года и умер в 53 года, и ему наследовал его сын
Велеазар. В данной же книге подробно описываются отношения царей
Хирама и Соломона.
Хирам был
другом и союзником Соломона. Иудеи никогда не воевали с
финикийцами, но всегда - с ханаанеями.
2
И послал
также и Соломон к Хираму сказать:
3 ты знаешь, что Давид, отец мой, не мог построить
дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными
народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его;
См. 2
Царств, 5:11; 1 Парал., 14:1 и 22:4.
2 причины,
по которым Давид не мог построить Храм:
1.
Неподходящее время (2 Царств, 7).
2.
Он не был избран для этого, так
как был воином и обагрен кровью (1 Парал., 22:8 и 28:3).
4
ныне же
Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет
более препон;
5 и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога
моего, как сказал Господь отцу моему Давиду, говоря: "сын твой,
которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом
имени Моему";
2
исполнившихся пророчества Давиду:
1.
Его сын воссел на его престоле.
2.
Его сын построил Дом Господен.
6
итак прикажи
нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе
с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих,
какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые
умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.
Более
подробно это послание Соломона Хираму пересказывается в 2 Парал.
2:2-16. Предположение Соломона о том, что Хираму известен
первоначальный план Давида, сюда не включено, однако оно вполне
соответствует 1 Парал., 22:4.
Древнееврейское слово, которым в данном случае обозначен кедр,
использовалось также для наименования некоторых других пород
дерева, например. кипариса. Кедры до сих пор растут в горах
Ливана, однако их гораздо меньше, чем в древности. Тирцы делали
из кедров мачты для своих кораблей (Иезек., 27:5). Видимо,
ассирийцы и другие народы также вывозили кедровый лес в свои
страны для своих нужд, пока практически весь не вывезли.
Инженерный
гений и таланты мореходов, которыми обладали жители Тира и
Сидона, были широко известны в древнем мире, их отмечали и
Гомер, и Геродот. Хотя Сидон имел право на собственного
правителя, в годы правления Хирама он признавал главенство Тира.
7
Когда услышал
Хирам слова Соломона, очень обрадовался и сказал: благословен
ныне Господь, Который дал Давиду сына мудрого для
управления этим многочисленным народом!
8 И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то,
за чем ты посылал ко мне, и исполню все желание твое о деревах
кедровых и деревах кипарисовых;
Послание
было отправлено в письменном виде с посольством.
9
рабы мои
свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к
месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмешь;
но и ты исполни мое желание, чтобы доставлять хлеб для моего
дома.
Сначала лес
свозили к западу от горы Ливанской, самым коротким путем к
побережью, где его увязывали в плоты и сплавляли морем в Иоппу
(ныне Яффу), откуда по земле до Иерусалима было не более 40
миль. Тем же путем возили лес и для строительства Второго Храма
(Езд., 3:7).
Поставка
продовольствия ко двору Хирама входила в плату за поставки леса
из Ливана и его сплавление до Иоппы для строительства Храма. В
Финикии было крайне мало плодородной земли, поэтому страна в
значительной степени зависела от импорта продовольствия.
10
И давал Хирам
Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые, вполне по его
желанию.
11 А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров
пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового
выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год.
20 000 мер
(или коров) по 10,5 б. составят 210 000 б. пшеницы (7 623 000
кг.), а 20 мер очищенного оливкового масла - 1680 галлонов (6384
л.). Во все время строительства Храма (20 лет) царь Хирам
Тирский ежегодно получал такое количество продовольствия, что в
целом составляет 4 200 000 б. пшеницы (152 460 000 кг.) на сумму
в 25 200 000 долл., а также 33 600 галл. (127 680 л.) оливкового
масла на сумму в 188 180 долл.
12
Господь дал
мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и
Соломоном, и они заключили между собою союз.
Союз был
разорван Тирской стороной позже, и за это народ Тира подвергся
каре (Амос, 1:9).
13
И обложил
царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в
тридцати тысячах человек.
Это означает
свободный труд, а не рабский, как в гл. 9:21-22. Эта повинность
была предсказана, когда Израиль требовал себе царя (1 Царств,
8:16). Давид использовал рабский труд постоянно живущих в его
государстве иноземцев (1 Парал., 22:2; 2 Царств, 12:31).
В первый раз
народ Израиля не по своей воле должен был выполнять такую работу
на протяжении ряда лет. Из 1 300 000 здоровых мужчин в Израиле
(2 Царств, 24:9) набиралось 30 000 - то есть один из 44, из
которых одна треть - 10 000 работников сменялась каждый месяц,
чтобы 2 месяца провести дома. Это способствовало разделению
царства после смерти Соломона.
14
И посылал их
на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были
на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал
над ними.
15 Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих
тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах,
У Соломона,
таким образом, было 30 000 лесорубов, 70 000 носящих тяжести и
80 000 каменотесов. Эти 150 000 трудившихся постоянно были
живущими в Израиле инощемцами - аморитами, хиттитами,
перизитами, хивитами, иевусеянами и пр., которых он продолжал
использовать как рабов вслед за своим отцом Давидом (1 Парал.,
22:2).
Каменосеки
работали в каменоломнях, а не в лесах Ливана.
16
кроме трех
тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою
для надзора за народом, который производил работу.
Таким
образом, здесь присутствуют 3300 надсмотрщиков над всеми
лесосеками, работавшими в горах, каменосеками и переносчиками
тяжестей. Еще 550 упомянуты в 9:23, т.н. "старшие надзиратели",
итого 3850. Из 550 300 находилось в подчинении у 250 старших
надзирателей (См. 2 Царств 8:10). Всего было 163 850 работников,
приблизщительно столько же, сколько работало на "Форд Моторс" в
США.
17
И повелел
царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома,
камни обделанные.
Некоторые
камни были чрезмерно велики и тяжелы. Один из них, который был
найден уже в современном Иерусалиме, превышает 38 футов 9 дюймов
(около 12 м.) в длину и весит более 100 тонн. Без сомнения, это
один из камней, вырубленных в горах в царствие Соломона. На
многих камнях до сих пор сохранились метки финикийских
каменщиков. Они полностью обрабатывались в горах до необходимого
размера, поэтому при их стыковке не было необходимости в
дальнейшей их обработке при помощи молотка и резца. То же можно
сказать и о деревянных балках, поэтому во время самого
строительства стука инструментов и не было слышно.
18
Обтесывали же
их работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и
приготовляли дерева и камни для строения дома [три года].
Гивлитяне (гебалиты) - население Гебала (Гивла), финикийского
города, расположенного между Бейрутом и Триполи, который греки
называли Библосом и который в настоящее время называется
Джебелем, приблизительно в 55 км. От Сидона (Иезекииль, 27:9:
Псалом 83:7).
Глава 6
1
В четыреста
восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли
Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над
Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он
строить храм Господу.
480 лет -
это не все время, прошедшее между Исходом и 4-м годом правления
Соломона. Дата относится к обретению Израилем государственности
и относительной безопасности от врагов; сюда не включены 41 год
блуждания по Синайской пустыне, период завоевания Ханаана и
разделения земель (около 10 лет), а также 3 года смуты при
Авимелехе и 111 лет правления Судей. Всего же от Исхода до 4-го
года правления Соломона прошло 645 лет. Многие исследователи
хронологии впадают в ошибку, основываясь на этом упоминании
480-летнего периода. 12 ращличных хронологов расходятся в
датировке от 330 до 680 лет со времени Исхода до 4-го года
правления Соломона, что доказывает шаткость всех их утверждений.
Цитаты из Писания можно подобрать практически ко всем упомянутым
срокам, так что хронологи также допускают погрешность в 300-400
лет в исчислении времени, прошедшего с момента Исхода до Христа.
Все хронологические расхождения в данной работе также
объясняются различием отражения времени в Писании, для чего в
каждом случае и приводится книга, глава и стих, откуда взята
цитата.
2
Храм, который
построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей,
шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей,
60 локтей -
по 25 дюймов в локте - 125 футов - 38,75 м.
20 локтей -
41 ф. 8 д. - 14,7 м.
30 локтей -
65,5 ф. - 20,3 м.
3
и притвор
пред храмом в двадцать локтей длины, соответственно ширине
храма, и в десять локтей ширины пред храмом.
20 локтей -
41 ф. 8 д. - 14,7 м. - то есть вдоль всего фасада Храма.
10 локтей -
20 ф. 10 д. - 7,35 м.
4
И сделал он в
доме окна решетчатые, глухие с откосами.
5 И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма
и давира; и сделал боковые комнаты кругом.
Он построил
палаты или комнаты по периметру Храма вдоль внешних стен с двух
сторон и на торце. В высоту они достигали 10 ф. 5 д. - 1,6 м.
6
Нижний
ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в
шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма
извне сделаны были уступы, дабы пристройка не прикасалась к
стенам храма.
Комнаты были
шириной 10 ф. 5 д. (3,2 м.), 12 ф. 6 д. (3,9 м.) и 14 ф. 7 д.
(4,5 м.), с потолками, поддерживаемыми колоннами, потому что они
не могли покоиться на стене.
7
Когда
строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни;
ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было
слышно в храме при строении его.
Камни и
балки были заранее обработаны до необходимых размеров,
пронумерованы и прилажены на место, а потом свезены на место
строительства; и подогнаны они были так искусно, что в течение
всего строительства не было необходимости в молотках, топорах
или каких-либо иных орудиях.
8
Вход в
средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам
всходили в средний ярус, а от среднего в третий.
Палаты
располгались одна над другой в три этажа, соединенные винтовой
лестницей.
9
И построил он
храм, и кончил его, и обшил храм кедровыми досками.
Храм был
покрыт кедровыми балками, обшитыми досками.
10 И пристроил ко всему
храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены
были к храму посредством кедровых бревен.
11 И было слово Господа к Соломону, и сказано ему:
12 вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по
уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все
заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое,
которое Я сказал Давиду, отцу твоему,
Еще одно
пророчество-условие, полагающееся на повиновение царя Господу.
После того, как повиновение гарантировано, Господь обещает
завершить Свой труд, о котором Он говорил и Давиду, и Соломону
относительно продолжения царства и пребывания Господа среди
народа Своего. Пророчество так полностью и не оправдалось,
поскольку Соломон восстал на Господа и народ Израиля согрешил
против Него и продолжал грешить, пока Господь не простил его
снова, не благолословил и снова не пребыл среди него.
3 условия
союза:
1.
Ходи по уставам Моим.
2.
Поступай по определениям Моим.
3.
Исполняй все заповеди Мои,
поступая по ним.
13
и буду жить
среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля.
Господь
поставил условия, на которых Он решил пребывать среди народа
Израиля и не покидать его; и то, что Он покинул народ Израиля и
не стал больше пребывать среди него, доказывает нарушение этих
условий. Господь продемонстрировал бы всему сущему Свою
неистинность, если бы Он продолжил оказывать милость
согрешившему народу; таково и современное положение вещей. Если
верующий грешит, Господь просто обязан указать ему на это. Нет
такого места, во Христе или вне него, где верующий не несет
ответственности вплоть до наказания смертью за нарушение завета
посредством совершения греха (Марк 7:19-21; Рим. 1:18-32,
6:1-23, 8:12-13; Коринф. 3:16-17, 6:9-11; Гал., 5:10-21; Кол.
3:5-10).
Как Господь
обещал пребывать среди народа Израиля, пока тот верен Ему, так
же Он обещал покинуть его в случае, если он согрешит, вне
зависимости от прошлых благословений и милостей.
14
И построил
Соломон храм и кончил его.
Уже во
второй раз утверждается, что он построил Храм и звершил его
строительство. В стихе 9 говорится о внешних стенах Храма, а в
стихе 14 - о его внутреннем убранстве.
15
И обложил
стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка
внутри обложил деревом и покрыл пол храма кипарисовыми досками.
Все
внутренние стены, потолок и пол Храма были обтянуты кипарисовыми
и кедровыми досками.
16
И устроил в
задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и
обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для
Святаго-святых.
20 локтей -
41 ф. 8 д. - 13 м. - пространство, отведенное под святая святых.
17
Сорока локтей
был храм, то есть передняя часть храма.
40 локтей -
83 ф. 4 д. - около 26 м.
18
На кедрах
внутри храма были вырезаны подобия огурцов и
распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно
было.
На кедровых
досках в Святом и в Святом Святых Храма были покрыты резьбой с
изображением огурцов и цветов. Доски полностью покрывали
внутренние стены Храма, так что стенного камня не было видно под
ними, а сверху доски были покрыты чистым золотом. Алтарь также
был полностью позолочен, равно как и ширма между Святым и Святым
Святых.
19
Давир же
внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег
завета Господня.
20 И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в
двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его
чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник.
21 И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и
протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом.
22 Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца,
и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом.
23 И сделал в давире двух херувимов из масличного
дерева, вышиною в десять локтей.
2 херувима
из оливкового дерева в 10 локтей высотой - 20 ф. 10 д. (6,5 м.),
с каждым крылом длиной в 5 локтей 10 ф. 5 д. (3,75 м.), то есть
размах крыльев - тоже 10 локтей. Они были установлены рядом в
Святая Святых, так, что внешними крыльями касались внутренних
стен, а внутренними соприкасались между собой. Они также были
позолочены.
24
Одно крыло
херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять
локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до
другого конца крыльев его.
25 В десять локтей был и другой херувим;
одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима.
26 Высота одного херувима была десять локтей,
также и другого херувима.
27 И поставил он херувимов среди внутренней части
храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло
одного одной стены, а крыло другого херувима касалось
другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с
крылом.
28 И обложил он херувимов золотом.
29 И на всех стенах храма кругом сделал резные
изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов,
внутри и вне.
Стены,
окружавшие внутреннее и внешнее помещения, Святая и Святая
Святых, были покрыты резьбой с изображением херувимов, пальм и
раскрывшихся цветов; пол был позолочен.
30
И пол в храме
обложил золотом во внутренней и передней части.
31 Для входа в давир сделал двери из масличного
дерева, с пятиугольными косяками.
Две двери в
Святая Святых были сделаны из оливкового дерева и покрыты
резьбой с изображениями херувимов, пальм и раскрывшихся бутонов,
а затем позолочены. Они представляли собой пятую составную часть
общей стены приблизительно в 8,5 ф. 8 д. (2,9 м.) высотой.
Каждая из двух дверей была приблизительно 3,5 ф. (1,08 м.)
шириной, что оставляло место для косяков.
32
На двух
половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов
и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл
золотом и херувимов и пальмы.
33 И у входа в храм сделал косяки из масличного
дерева четырехугольные,
Две двери
между притвором и давиром (Святая Святых), с косяками вместе,
занимали 0,25 стены. Они были сделаны из оливкового дерева,
покрытого резьбой с изображениями херувимов, пальм и
распустившихся бутонов, а затем позолочены. Раствор дверей,
таким образом, составлял приблизительно 10 ф. 8 д. (4,05 м.), а
раствор каждой двери, соответственно, - 4,5 ф. (1,4 м.).
34
и две двери
из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были
подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные.
35 И вырезал на них херувимов и пальмы
и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.
36 И построил внутренний двор из трех рядов
обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев.
Внутренний
двор упомянут потому, что внешний двор уже упоминался ранее, во
2 Царств, 4:9. Внутренний двор, возможно, был тем же, что
Иеремия именует "высшим двором" (Иер., 36:10), поскольку он
возвышался над внешним двором на несколько ступеней. Вероятно,
внутренний двор окружал храмовое здание и, скорее всего, вдвое
превышал его па размерам. Ширина внешней стены Храма составляла
40 локтей - 104 ф. 2 д. (32,3 м.) (однако нельзя быть в этом
уверенными, поскольку неизвестна толщина стен). Следовательно,
внутренний двор был шириной в 208 ф. 4 д. (64,6 м.). Перед
фасадом, возможно, было оставлено большее свободное пространство
для бронзовых алтарей жертвоприношений и воскурений. Внешний
двор, очевидно, был значительно обширнее, приблизительно около
500-700 футов (155-210 м.).
Во
внутреннем дворе было три ряда камней и ряд кедровых балок. Нам
неизвестны размеры камней, но известно, что видны они были
только на стенах внешнего двора. Внутри же стены были обтянуты
кедровыми балками.
37
В четвертый
год, в месяц Зиф, [в месяц второй,] положил он основание храму
Господа,
Основание
Храма было заложено в месяц Зиф, во 2-й месяц, приблизительно,
май. А завершено строительство было в 8-й месяц, Бул, т.е.
приблизительно ноябрь, 7 лет и 6 месяцев спустя. Освящен Храм
был в 7-й месяц, т.е. октябрь (8:2), что означает, что
потребовалось 11 месяцев для завершения убранства, или же
освящение специально оттягивалось до следующего праздника Кущей.
Сравните эти сроки со временем строительства Соломоном
собственного дома - в общем, 13 лет, т.е. на 6 лет больше, чем
ушло на строительство Храма.
Можно
предположить, во что обошлось строительство такого Храма:
Более 174
000 000 000 долларов, а всего на строительство двух зданий -
более 261
000 000 000 долларов.
38 а на одиннадцатом году, в
месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми
принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его
семь лет.