Христианские притчи
Хозяин дома
Царство
Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять
работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по
динарию на день, послал их в виноградник свой.
Вышедши около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище
праздно, и им сказал: "Идите и вы в виноградник мой, и что следовать
будет, дам вам". Они пошли.
Опять вышел около шестого и девятого часа, сделал тоже.
Наконец, вышедши около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих
праздно, и сказал им: "Что вы стоите здесь целый день праздно?"
Они ответили ему: "Никто нас не нанял". Он говорит им: "Идите и вы в
виноградник мой, и что следовать будет, получите".
Когда же настал вечер, говорит господин виноградника управителю
своему: "Позови работников и отдай им плату, начав с последних до
первых".
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили по
динарию.
И, получивши, стали роптать на хозяина дома.
И говорили: "Эти последние работали один час, и ты сравнял их с
нами, перенесшими тягость дня и зной".
Он же в ответ сказал одному из них: "Друг! Я не обижаю тебя; не за
динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди; я же хочу
дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём
делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр?"
Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных,
а мало избранных.
Ближний
Некоторый
человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые
сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю, один священник шёл той же дорогой и, увидев его, прошёл
мимо.
Так же и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
Самаритянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его,
сжалился. И перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив
его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на
другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы
и сказал ему: "Позаботься о нём; и если издержишь что более, я,
когда возвращусь, отдам тебе".
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?
Два сына
у некоторого
человека было два сына. И сказал младший из них отцу: "Отче! дай мне
следующую мне часть имения". И отец разделил им имение. По
прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в Дальнюю
сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он
начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а
тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить
чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: "Сколько наёмников у отца моего
избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу
моему и скажу ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и даже
не достоин называться сыном твоим, прими меня в число наёмников
твоих"".
Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его
отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже
недостоин называться сыном твоим".
А отец сказал рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и
дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите
откормленного телёнка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот
сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся". И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к
дому, услышал пение и ликование. И призвав одного из слуг, спросил:
"Что это такое?" Он сказал ему: "Брат твой пришёл, и отец твой
заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым".
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он
сказал в ответ отцу: "Вот, я сколько лет служу тебе и никогда не
преступал указания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка,
чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой,
расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него
откормленного телёнка".
Отец же сказал ему: "Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё - твоё; а
о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был
мёртв и ожил, пропадал и нашёлся".
Богач и
нищий
Некоторый
человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день
пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его
в струпьях. И желал напитаться крошками, падающими со стола богача;
и псы приходили, лизали струпья его. Умер нищий и отнесён был
ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама
и Лазаря на лоне его, и, возопив, сказал: "Отче Аврааме!
Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста
своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем".
Но Авраам сказал: "Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в
жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты
страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая
пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и
оттуда к нам не переходят".
Тогда сказал он: "Так прошу тебя, Отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они
не пришли в это место мучения".
Авраам сказал ему: "У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их".
Он же сказал: "Нет, Отче Аврааме! Но если кто из мёртвых придёт к
ним, покаются".
Тогда Авраам сказал ему: "Если Моисея и пророков не слушают, то,
если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят".
Хороший
урожай
У одного
богатого человека был хороший урожай в поле. И он рассуждал сам с
собой: "Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И сказал:
"Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда
весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей: душа, много добра
лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись".
Но Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя;
кому же достанется то, что ты заготовил?"
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не для Бога
богатеет.
Твой крест
Одному человеку
казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу,
рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе
иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в
хранилище, где были кресты, и говорит: "Выбирай".
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь
нет крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и
лёгкие". Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и
лёгкий крест, и, наконец, нашёл маленький-маленький,
лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: "Боже, можно
мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это твой собственный и
есть".
Поверь!
Однажды атеист
прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему
удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины
в скале. Вися 'на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял
всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а
способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку,
ослабели.
"Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я
никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?"
Поэтому он позвал: "Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду
верить в тебя!" Ответа не было.
Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но
если ты спасёшь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя".
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю
таких, как ты!"
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста,
Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О
нет, ты не будешь! Все вы так говорите!"
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя... Отпусти ветку".
"Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я
сумасшедший?"
Пропасть
Однажды по
дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному
человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым.
Приотстав от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный,
что обхитрил всех, он их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути
появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый
человек остался на этой стороне, так как его крест оказался
коротким.
Что имеешь в
кошельке...
Однажды Иисус
Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа
недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус
Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим,
подошёл к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус
Христос ответил: "Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке".
Внешнее и
внутреннее
Один царь,
разъезжая по своему царству со своими придворными, встретил двух
нищих старцев в изорванных одеждах. Он тотчас же остановился, вышел
из колесницы, поклонился им до земли и поцеловал их.
Придворные оскорбились таким поступком царя, унижающим, по их
пониманию, царское достоинство. Прямо же высказать своё
неудовольствие не решились. Объяснить царю неприличие его поступка
взялся его родной брат. Царь выслушал и пообещал дать ему ответ.
Город этот имел такой обычай. К гражданину, приговорённому к
смертной казни, накануне посылался герольд с трубой и начинал перед
окнами его дома трубить.
Царь вечером того же дня, когда имел объяснение с братом, послал
трубача к окнам его дома. Тот, конечно, опечалился и всю ночь провёл
без сна.
Наутро пошёл он вместе со своей женой в царский дворец. Царь принял
его в своих внутренних покоях и сказал: "Неразумный! Ты испугался
проповедника моей воли, хотя не сделал против меня ничего,
достойного смертной казни. Как же тебе можно было учить меня, когда
я отдал предпочтение нищим - проповедникам Божиим, которые
громогласнее всякой трубы проповедуют мне о смерти и о страшном
пришествии моего Владыки, пред которым я без числа согрешаю?"
"Так, нынче обличая своё безумие, - заключил царь, - таким образом
устрашился ты".
Но так как брат высказал своё неудовольствие царю по совету
придворных вельмож, то царь и их не оставил без обличения. Он
приказал устроить четыре ящика, два из них позолотить снаружи, а
внутрь положить смердящих костей; другие же обмазать смолой и сажей,
внутрь положить драгоценные камни.
Приготовив это, царь позвал вельмож и, указывая ящики, спросил их:
"Какие ящики лучше - вызолоченные или обмазанные смолой?"
Вельможи указали на первые. Царь приказал рас крыть те и другие.
Дело объяснилось. Тогда царь сказал вельможам: "Знайте же, что нужно
обращать внимание на внутреннее и сокровенное, а не на внешнее. Вы
обиделись, когда я поклонился плохо одетым нищим. А я видел очами
разума, что они честны и благородны душою".
Птицелов
Однажды
птицелов поймал соловья, хотел зарезать и съесть его. Соловей начал
просить пощады.
-Какая польза тебе, - говорил он, - если ты зарежешь меня? Отпусти
лучше меня, я дам тебе за это три совета.
Птицелов согласился. Соловей сказал ему:
- Никогда не гоняйся за тем, чего поймать не можешь, никогда не
печалься о том, что уже прошло и миновало, и не верь никогда
неправде.
Птицелов отпустил соловья. Соловей захотел испытать своего
освободителя - узнать, как он принял его советы.
-Неразумный, - сказал он. - Какое сокровище ты выпустил из рук. У
меня внутри находится драгоценный камень величиной в страусиное
яйцо.
Опечалился птицелов своей оплошности и начал снова заманивать
соловья.
- Приди погостить у меня, - говорил он, - а потом я опять отпущу
тебя.
- Теперь-то я понимаю, - сказал соловей, - твоё легковерие и
безумие: не можешь поймать меня на лету, а пытаешься поймать;
раскаиваешься, что выпустил меня - жалеешь о том, что прошло;
веришь, что внутри у меня страусиное яйцо, хотя оно не в пример
больше меня.
Капли мёда
Один человек,
спасаясь от единорога, гнавшегося за ним, попал на край пропасти,
где росло дерево. Забравшись на него, он считал себя уже в
безопасности, когда посмотрел вниз и увидел, что дерево, за сучья
которого он уцепился, подтачивают две мыши. Посмотрел он ещё ниже и
увидел на дне пропасти змея, раскрывшего свою пасть и готового
съесть его. Находясь в безнадёжном положении, он начал озираться
кругом и увидел, что из одного сучка дерева маленькими каплями течёт
мёд. Забыв всю опасность своего положения, он устремился к этим
сладким каплям.
Трое друзей
Один человек
имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенною его
любовью и уважением, третий же по времени был и забываем.
Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за
помощью? - к друзьям. И вот приходит он к первому другу, самому
любимому, и излагает причину своего посещения. "Какой ты мне друг? -
отвечает тот. - Я тебя даже не знаю. Вот, если тебе угодно, возьми
немного одежды и больше от меня ничего не жди".
Опечаленный таким отказом, человек обращается ко второму другу и
просит проводить его и сопутствовать ему в пути, который надлежит
ему сделать для исправления своего стеснённого положения.
Но и этот друг отказал в помощи из-за неимения свободного времени,
хотя согласился проводить его недалеко. Оставленный своими близкими
и друзьями, он вспомнил о третьем друге и обратился к нему.
Этот, сверх всякого ожидания, принял горячее участие в несчастье, и
при его помощи беда миновала.
Мудрый царь
Один город имел
обычай выбирать себе царей из людей, не знакомых ни с обычаями, ни с
законами города. Избранный царь, не зная ничего, естественно,
предавался одним только суетным удовольствиям и рассеянной
праздности. По прошествии года его свергали с престола и ссылали на
необитаемый остров, где он должен был терпеть бедность и разного
рода лишения.
Но однажды город выбрал себе царём мудрого человека, который занялся
делами города и от своего советника узнал об ожидающей его участи.
Предвидя неминуемое заточение, царь все свои богатства отправил на
место ссылки прежде своего прибытия туда.
Прошёл год, его сослали. Но так как он прежде позаботился о себе, то
жил и там безбедно.
Молодая
серна
Молодая серна
была вскормлена одним богатым человеком. Когда серна достаточно
выросла, она, естественно, начала стремиться в пустыню.
Однажды она пошла со двора и как-то смешалась со стадом диких серн.
Рабы богатого человека погнались за серной, а в стаде одних серн
перебили, других же перерезали.
На
необитаемом острове
Однажды корабль
попал в шторм и разбился о скалы необитаемого острова. Те, кто
спаслись, начали новую жизнь, так как при кораблекрушении у всех
нарушилась память, проявлением чего явилось также и то, что они
забыли слова молитвы.
Через несколько лет на остров приплыли христианские миссионеры.
Расспросив у обитателей острова об их жизни, они научили их молиться
правильно. И когда миссионеры отплыли от этого острова, через
некоторое время они заметили людей с острова, идущих за ними по
воде. Оказалось, что те опять забыли слова молитвы и хотели заново
их узнать. Миссионеры, увидев такое явление, как хождение по воде,
ответили: "Молитесь, как молились до нас. Так вы, наверное, ближе к
Богу".
Черенок от
заступа
Тысячу лет
назад в одной русской деревне жил человек. Этот человек с детства не
мог двигаться, и потому единственное, что было ему под силу, -
лежать на печке. И пролежал он так около тридцати лет. Вероятно, на
этой же печи и закончилась бы его жизнь, если бы через деревню не
проходил однажды старец. Путник зашёл как раз в ту избу, в которой
лежал и молил о смерти молодой человек, и попросил воды.
Больной заплакал и сказал, что не в силах помочь, потому что за всю
свою жизнь не сделал ещё ни одного шага без помощи. Старец спросил:
"А давно ли ты пробовал сделать этот шаг?" Оказалось, что очень
давно - больной и не помнил даже, сколько лет назад. Тогда старец
сказал: "Вот тебе волшебный посох, обопрись на него и сходи за
водой".
Больной был словно во сне. Он сполз с печи, обхватил руками посох
и... встал! Он заплакал снова, но на этот раз уже от счастья. "Как
мне отблагодарить тебя и что за чудесный посох дал ты мне?!" -
воскликнул молодой человек. "Этот посох - обычный черенок от
заступа, который я подобрал у тебя на крыльце, - отвечал старец. - В
нём нет ничего волшебного, как не было на самом деле твоей болезни.
Ты смог встать, потому что забыл о своей слабости. А благодарить
меня не надо, вместо этого ты найди человека, который так же
несчастен, как был совсем недавно несчастен ты сам, и помоги ему!"
Ребёнок
В одном городе
случилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал
всех утром в храм молиться о дожде. Пришёл весь город, и весь город
смеялся над одним ребёнком. Ребёнок пришёл с зонтиком. И каждый
смеялся и говорил: "Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь.
Дождя не будет". Ребёнок сказал: "А я думал, что если вы помолитесь,
дождь пойдёт".
Мельник
-Жил когда-то
на свете один жадный мельник. Его маленькая водяная мельница стояла
на берегу небольшой речушки. На опушке леса мельник перегородил
речку большой плотиной. За плотиной собиралось много-много воды, так
что получалось целое озеро. По специальной трубе вода стекала с
большой высоты на мельничное колесо и тем приводила его в движение.
Ежедневно он перемалывал на своей мельнице много мешков зерна.
Однажды мельник заметил небольшую трещину в стене плотины. Ему
посоветовали сразу же отремонтировать её, чтобы не случилось какого
несчастья. Но жадный мельник сказал, что о такой мелочи даже
говорить не стоит и что несколько капель, которые просачиваются
сквозь трещину, не смогут повредить плотине. На самом же деле ему
просто не хотелось тратить время и деньги на ремонт. Вечером трещина
стала шире. Рабочие на мельнице обратили на это внимание мельника и
попросили его заделать трещину. Но жадность мельника затмила его
здравый рассудок.
-Сегодня уже поздно, - сказал он, - подождём до завтра.
В полночь мельник проснулся от сильного шума. Он вскочил с кровати,
сбежал по лестнице вниз и увидел, что плотину прорвало. И вода из
запруды растекается мельник увидел, что почти все его поля залиты
водой. Маленькая причина, а какие большие последствия!
Две сохи
В кузнице
отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них
осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой
сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и
привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи
вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на
друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной.
С завистью она смотрела на блестящую подругу:
- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в
тишине сарая стоять в своём углу.
- Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.
Человеческая
мудрость
Жил-был
крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы
намного лучше. "Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - ив
колосьях будет больше зёрен".
Бог увидел его мысли и сказал ему:
- Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна,
управляй ею сам этим летом.
Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды.
Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно
росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал:
"Отлично, в этом году всё хорошо - и погода, и урожай. Таких
колосьев я ещё ни разу в жизни не видел".
Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но
каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он
собрал только солому.
И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не
годный.
- Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил
Творец.
- Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять
крестьянин. - Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос
пустой?
- А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер
нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой.
Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без
этого урожая не будет.
Крестьянину стало стыдно и он подумал: "Лучше пусть Готсподь Сам
управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей
"мудростью"".
Два жука
Два жука
полетели далеко-далеко, через луга и горы, и когда наступил вечер,
они начали искать ночлег.
- Вот у ручья растёт папоротник, я спрошу у него, могу ли я там
переночевать, - сказал один.
Папоротник согласился пустить жука на ночлег.
- Когда стемнеет, ты мне расскажешь о твоём путешествии, я с
удовольствием слушаю истории о чужих странах, - прошептал
папоротник.
- Это скучная компания, - подумал другой жук. - У такого невзрачного
сорняка он хочет переночевать! Я найду другое место, пойду в
гостиницу "Роза". Там всё благородно, и хорошо пахнет.
Жук полетел на поиски. Когда зашло солнце, он увидел прекрасную
розу.
- Можно мне получить номер на одну ночь? Я прилетел издалека и
просто нет сил лететь дальше.
Я - царица цветов и не принимаю жуков, - ответила роза высокомерно,
- но если такое дело, то я не могу тебя прогнать. Если ты будешь
вести себя спокойно и предупредительно, то можешь остаться.
Жук поблагодарил кивком головы и полетел на верхний листок розы. Он
гордился этим приютом и хотел на другое утро всё рассказать своему
товарищу, чтобы тот ему позавидовал.
Утром, как только начало восходить солнце, а роса ещё лежала на
листьях, жука бесцеремонно разбудили. Перед кустом стоял какой-то
человек.
- Эту розу я смогу хорошо продать!
Он достал огромный нож и срезал цветок. Жук еле-еле успел расправить
свои крылья и улететь. "Я не думал, что на таком гордом цветке так
опасно жить", - удивился он.
Жук быстро полетел к папоротнику у ручья.
- Эй, брат, - закричал он, увидев товарища, - можно к тебе?
- Залетай, места достаточно. Здесь хорошо и уютно! Жук с
благодарностью принял приглашение, ведь он нагляделся "благородного
света".
Молитвы по
привычке
В доме одних
богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости
пришёл проповедник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые
лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за
стол. Все смотрели на проповедника и думали, что теперь он помолится
перед едой. Но проповедник сказал:
- Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый
молитвенник в семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не
молился. Отец откашлялся и сказал:
-Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве
перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке -
это пустая болтовня. Эти вечные повторения каждый день, каждый год
нисколько не помогают, поэтому мы больше не молимся.
Проповедник удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка
сказала:
- Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и
говорить "доброе утро"?
Неудавшийся
философ
Однажды
преподобный Антоний Великий вопросил: "Господи! Почему одни живут
немного, а другие - до глубокой старости? Почему одни бедны, а
другие богаты?"
Ответ, который получил Антоний, был прост: "Антоний! Себе внимай!"
Деревянная
кормушка
Когда-то жил
очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени
дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто
проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него
изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во
время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом
блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его
становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог
удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая
хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только
тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен
был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их
четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец. - Деревянную кормушку, -
ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
"И что же
дальше?"
Молодой
жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит:
- Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом!
Наконец-то я нашёл своё счастье!
-Очень хорошо, сын мой, - ответил отец, - значит, ты хочешь теперь
усердно учиться. Ну а что потом?
- Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.
- И что же дальше? - не отступал отец.
- Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать
самостоятельным адвокатом.
- А дальше?
- А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать
детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
- А дальше?
- А потом я пойду на заслуженный отдых - буду радоваться счастью
своих детей и покоиться в доброй старости.
- Что же будет потом?
- Потом? - юноша на минуту задумался. - - Да, вечно никто на этой
земле не живёт. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям,
умереть.
- А что потом? - спросил старый отец. - Дорогой сын, что же будет
потом? - дрожащим голосом прого ворил отец.
Сын ещё больше задумался и сказал неуверенно:
- Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное...
Урожай
Один зажиточный
крестьянин имел много полей с хорошей землёй. Он работал усердно, но
зерно всё же не росло так хорошо, как на поле бедного крестьянина,
находившегося рядом с его полем. Богатый крестьянин дивился этому и
спросил у своего бедного соседа, что тот делает, чтобы на его
песчаной земле всё так хорошо росло, каким способом он обрабатывает
землю? Бедный крестьянин ответил:
- Любезный сосед, разница только в том, что вы иначе сеете, чем я.
- А как вы делаете?
- С молитвой, - ответил набожный крестьянин, - в моём амбаре я
склоняюсь на колени и молю, чтобы Бог, Творец всей Вселенной,
многократно умножил мой посев. Поэтому земля, удобренная молитвой,
самая лучшая.
Счастливый
человек
Было у одного
богача всё, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и
красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и
вина, и полная конюшня дорогих коней. И всё это так прискучило ему,
что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался
на скуку.
Только ему и было дело и радость - еда. Просыпался он - ждал
завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда - ужина. Но и этой утехи
он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у
него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора
дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе.
И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём
горе, что нет охоты к еде. И подоше к нему нищий.
- Подай, - говорит, - Христа ради, бедному челевеку.
Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает
нищего.
- Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду,
остановился.
- Что же, есть хочется?
- Как не хотеть, барин, страсть как хочется! "То-то счастливый
человек", - подумал богач и позавидовал бедняку.
Bpama Бога
Однажды некий
греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трёх
лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании
испытания учитель сказал:
- Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости.
При входе в Афины ученик увидел сидевшего у городских ворот мудреца,
поносившего всех проходящих мимо. Так же он поступил и с учеником.
Тот разразился смехом.
'
- Почему ты смеёшься, когда я тебя оскорбляю? - спросил мудрец.
- Потому что в течение трёх лет я платил поносившим меня, ты же
делаешь это даром.
- Войди в город, он принадлежит тебе, - ответил мудрец.
Двор без
ворот
Однажды братия
из скита пошли к авве Антонию. Взойдя на корабль, чтобы отплыть к
нему, нашли они одного старца, отправлявшегося в ту же сторону.
Братия не знали его. На корабле они говорили об изречениях святых
отцов и словах из Писания, рассказывали также о своих рукоделиях.
Старец всё молчал. Выйдя на пристань, они узнали, что и старец
отправлялся также к авве Антонию. Когда они пришли к Антонию, он
сказал им: "Доброго спутника нашли вы в этом старце!" Сказал и
старцу: "Добрых братии и ты нашёл, авва". "Они хороши, - отвечал
старец, - но у них двор не имеет ворот: кто хочет, подходит к стойлу
и отвязывает осла".
Aввa u вор
Однажды авва
Макарий застал в своей келий вора, который грузил его вещи на
стоявшего у келий осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей,
преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с
миром, блаженный сказал себе:
- Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести
отсюда. Да будет благословен Господь во всём!
Бедность
Однажды бедному
человеку, который всем жаловался на свой крест, на свою бедность,
представилось во сне, будто он находится в просторной комнате,
которая вся уставлена разной величины крестами, и все эти кресты
покрыты покрывалами. Тайный голос говорил бедняку: "Ты жалуешься на
свой крест, на свою бедность: выбирай же себе другой любой крест".
Бедняк начал выбирать. Взялся за первый крест, этого не поднял;
другой хотя и приподнял, но и он не по силам, - очень тяжёл; третий
крест и нетяжёлым показался ему, но углами своими больно резал
плечи. Так он перебрал все кресты, но ни одного не нашёл по своим
силам. Оставался в углу ещё один крест, которого бедняк не
испытывал, потому что этот крест казался ему больше и тяжелее
других. Приподняв этот крест, бедняк радостно закричал:
- Вот этот крест я возьму на себя: он хотя и велик, но легче других!
Сняли покрывало с этого креста, и на нём была надпись - "бедность".
Истинная
радость
Блаженный
Франциск однажды подозвал брата Льва и говорит ему:
- Брат Лев, пиши. "qx}/ Тот отвечает:
- Я готов.
- Пиши, - говорит он, - что такое истинная радость.
Вот приходит гонец и объявляет, что все учёные богословы Парижа
вступили в наш орден; пиши: не в этом истинная радость. И пускай
вступят в наш орден все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы
и не только, но даже сам король французский и король британский,
пиши: не в этом истинная радость. И если придёт к тебе весть, что
братья мои отправились к неверным и всех до одного обратили к вере,
или что мне дарована от Бога такая благодать, что я недужных исцеляю
и творю многие чудеса; всё же, говорю тебе: во всём этом нет
истинной радости.
- Но в чём же истинная радость? - Вот среди ночи возвращаюсь я из
Перуджи и прихожу сюда, а зима ненастная, и такая стужа, что вода
леденеет и по подолу рубахи висят сосульки, и бьют они мне без конца
по ногам, так что кровь сочится из ссадин. И вот, иззябнув, весь в
грязи и во льду, подхожу я к воротам и долго-долго стучу и зову,
пока не выйдет кто-то из братьев и не спросит: "Кто там?" Я отвечаю:
"Брат Франциск". А он говорит: "Иди прочь, сейчас не время шататься,
не пушу". И так как я не отступаю, другой отвечает: "Уходи отсюда,
ты - невежда и простец, и можешь к нам не приходить: мы уже такими
стали, что в тебе не нуждаемся". Я не ухожу от ворот и прошу:
"Христа ради, примите меня на эту ночь". А он отвечает: "Вот уж нет.
Иди себе в приют крестоносцев и там
проси".
Так вот, если во мне найдётся терпение и я не смущусь, вот, говорю
тебе, в этом и есть истинная радость, в этом - истинная праведность
и спасение души.
Отец, Сын и
Дух Святой
Однажды
магометанские или сарацинские учёные спросили святого Кирилла, брата
святого Мефодия, кои братья были просветителями славян и
изобретателями славянской азбуки - кириллицы:
- Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть
Отец, Сын и Дух Святой?
- Не злословьте против пресвятой Троицы, - отвечал святой Кирилл. -
Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица - Существо же едино.
Посмотрите на солнце, от Бога в образе святой Троицы на небе
поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в
пресвятой Троице - Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть
подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и
Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и
теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой.
Сияние - подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием
просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга
вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же
Отца исходит предвечно.
Именитый
господин и нищий в одном лице
Однажды монахи
разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша
слова, что чём более кто приближается к Богу, тем более видит себя
грешным, удивлялся и говорил: - Как это может быть?
И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.
Один монах сказал ему:
- Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе?
Он отвечал:
- Считаю себя великим и первым в городе.
- Если же ты пойдёшь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?
- Последним из тамошних вельмож.
- Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?
- Там буду считать себя одним из простолюдинов.
- Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там
кем ты станешь считать себя?
- Почти нищим.
- Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше приближаются к
Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел
Господа, назвал себя землёю и пеплом.
Моя задача
Могущественный
король отправил к королеве друг за другом двух посланников.
Возвращается первый и просто передаёт ответ пославшему его.
Возвращается другой и, передав вкратце ответ, начинает плести
длинную историю о красоте повелительницы:
- По правде говоря, господин, я видел красивейшую женщину. Счастлив,
кто может наслаждаться ею!
- Злой раб, - прерывает его король, - ты поднял свои бессовестные
глаза на мою супругу? Ясно, что ты хотел бы сделать своим объект,
столь пристально тобою исследованный!
Он велит вновь позвать первого посланника и спрашивает его:
- Что ты думаешь о королеве?
- Весьма хорошее, конечно, - отвечает посланник, - ибо она выслушала
меня в молчании и дала мудрый ответ.
- А она не показалась тебе красивой? Смотреть на неё подобает тебе.
Моя же задача была - передать слова.
Учитель и
ученик
Пришёл как-то к
своему учителю ученик и спросил его:
- Как я могу достигнуть сверхчувственной жизни так, чтобы видеть
Бога, и слышать, и говорить с Ним?
Учитель ответил:
- Когда ты будешь в состоянии хотя бы на минуту заставить себя войти
туда, где не живёт ни одно живое существо, ты услышишь Бога.
- Близко это или далеко? - спросил ученик.
- Это - в тебе, и если ты можешь на время остановить мысли и
желания, ты услышишь невыразимые слова Бога, - сказал учитель.
- Как я могу услышать речь Бога, когда я не буду ни думать, ни
говорить?
- Когда ты не будешь ни думать от себя самого, ни желать от себя
самого; когда твой ум и воля станут спокойными и пассивно отдадутся
восприятию выражений Вечного Слова и Духа; и когда твоя душа
расправит крылья и поднимется над тем, что временно; и когда ты
отвлечённым мышлением запрёшь на замок воображение и внешние
чувства, - тогда Вечный Слух, Зрение, Речь откроются в тебе, и Бог
услышит и увидит через тебя, потому что ты будешь органом Его Духа,
и Бог будет говорить в тебе и будет шептать твоему Духу, и твой Дух
услышит Его голос. Поэтому блажен ты, если можешь удержаться от
самодумания и саможелания и можешь остановить колесо твоего
воображения и чувств, так как на самом деле нет ничего, кроме твоего
собственного слуха и желания, которые препятствуют тебе и не дают
видеть и слышать Бога.
Весь словно
лицо
Некто, увидев в
разгар зимы нищего, который не имея на себе ничего, кроме рубахи,
чувствовал себя всё же не хуже, чем тот, кто был закутан по самые
уши в куний мех, спросил его:
- Как ты можешь терпеть такой холод?
- Ну а вы, сударь? - ответил тот. - Ведь и у вас тоже лицо ничем не
прикрыто. Вот так и я - весь словно лицо.
Так было
угодно Богу
Святому старцу
во время болезни брат влил в пищу вместо мёда льняное масло, которое
очень вредно. Однако же старец ничего не сказал, но ел молча и в
первый, и во второй раз, и нисколько не укорил служившего ему брата,
не сказал, что он небрежен, и не только не сказал этого, но даже ни
одним словом не опечалил его. Когда же брат узнал, что он сделал, и
начал скорбеть, говоря: "Я убил тебя, авва, и ты возложил этот грех
на меня тем, что промолчал". Тот с кротостью отвечал: "Не скорби,
чадо: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мёд, то ты влил бы мне
мёда".
Гроши и
монета
В одном городе
был очень искусный цирюльник, который получал только три медных
гроша за бритье бороды. Но так как он брил ежедневно многих, то,
откладывая на своё содержание, он ежедневно сверх того сберегал по
сто медных монет. Имея такой определённый заработок, он узнал, что в
очень отдалённом городе дают более крупную монету за бритье одной
бороды.
- Увы, - сказал он тогда, - зачем стану я тут терять своё время.
Сколько я работаю тут за три медных гроша. А там я могу обогатиться!
Он, недолго думая, распродал всё своё имущество и отправился в тот
город, где ожидал такой выгодный заработок. Он нашёл там, что всё,
что ему рассказывали, верно. Он получил столько же крупных монет,
сколько обрил народу, и, оказавшись вечером с большими деньгами,
очень довольный пошёл на базар, чтобы купить себе пищу. Но всё там
было так дорого, что для того, чтобы приобрести себе минимальное
дневное пропитание, он истратил всё, что заработал, и у него не
осталось ни гроша.
Когда он заметил, что в течение некоторого времени ежедневно
происходит то же самое, что этот крупный заработок не только не даёт
средств, чтобы что-нибудь скопить, но ему не хватает даже на
ежедневный и необходимый расход, он, зрело всё обдумав, сказал себе:
"Мне надо вернуться на прежнее место и искать прежний скромный
заработок, который, обеспечивая мне жизнь, давал ещё некоторую
возможность откладывать на время моей старости; как бы ни был мал
заработок, всё же то, что мне оставалось, ежедневно приращаясь, не
было малым. Вижу я теперь по опыту, что там грошами я зарабатывал
больше, чем здесь крупными монетами, потому что здесь я не только не
могу что-нибудь сберечь, но не могу пропитаться".
Сребролюбец
и завистливый
Один греческий
царь пожелал узнать, кто из двух хуже - сребролюбец или завистливый,
- потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел он
призвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:
- Просите у меня каждый, что вам угодно; только знайте, что второй
получит вдвое того, что попросит первый.
Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить
первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал
завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят
недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к
злоумышлению и говорит царю:
- Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивлённый царь спросил, для
чего он изъявил та кое желание.
Завистливый ответил:
-Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два
глаза.
Свои и чужие
грехи
Случилось так,
что один брат из скита совершил прегрешение. Старцы собрались и
попросили авву Моисея присоединиться к ним. Однако тот отказался
прийти. Священник отправил ему послание в таких словах: "Приди,
собрание братьев ожидает тебя". Тогда тот встал и отправился в
дорогу, взяв с собой старую дырявую корзину, которую наполнил песком
и влачил за собой.
Старцы вышли ему навстречу и спросили:
- Что это, отче? Старец ответил:
- Мои грехи стелятся за мной, и я не замечаю их,
однако ныне прихожу судить чужие грехи!
Смирение
Авва Афанасий
переписал на прекрасном пергаменте, который стоил восемнадцать
золотых монет, весь Ветхий и Новый Завет. Однажды некий брат пришёл
к нему и, увидев книгу, унёс её. В тот же день авва Афанасий захотел
почитать из книги. Обнаружив её исчезновение, он понял, что её взял
тот брат, но не послал спросить его из опасения, как бы тот не
прибавил к воровству ложь.
Между тем брат отправился в соседний город, чтобы продать книгу, и
запросил за неё шестнадцать золотых монет. Покупатель сказал ему:
- Доверь мне книгу, чтобы я мог узнать, стоит ли она таких денег, -
и принёс книгу святому Афанасию со словами:
- Отче, взгляни на эту книгу и скажи мне, должен ли я, по твоему
мнению, купить её за шестнадцать золотых монет? Стоит ли она этих
денег?
Авва Афанасий ответил:
- Да, это хорошая книга. Она стоит этих денег. Покупатель отправился
к брату и сказал ему:
- Вот твои деньги. Я показал книгу авве Афанасию. Тот нашёл её
прекрасной и счёл, что она стоит не менее шестнадцати монет.
Брат спросил:
- Это все, что он сказал тебе? Не прибавил ли он чего-нибудь ещё?
- Нет, - ответил покупатель, - больше ни слова.
- Хорошо, - сказал брат, - я передумал. Я больше не хочу продавать
эту книгу.
И он поспешил к авве Афанасию и с плачем умолял взять свою книгу
обратно. Авва отказался со словами:
- Иди с миром, брат, я дарю её тебе. Но брат ответил:
- Если ты не возьмёшь её, я никогда не буду иметь покоя.
Нужда
Как-то отец
послал своего сына в лес по делам. А сын и говорит:
Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю.
Ничего, ступай, - говорит ему отец, - нужда всему научит.
Он поехал. Но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова
отца "нужда всему научит", и давай кричать:
- Нужда-а!
А она отвечает ему:
-А-а!
Ждал он, ждал, кричал, кричал, но никто не пришёл к нему на помощь.
Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит:
- Обманул ты меня, батюшка: ведь нужда-то не пришла ко мне на
помощь.
- Да как же ты справился? -Да так уж, кое-как.
-Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и показывает, что тебе
нужда помогла.
Лучший и
худший
Одного
пустынника выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братья
настояли. Тогда он и подумал: "Я не знал, что я достоин, верно есть
у меня что-то хорошее". В это время явился ему ангел и говорит:
- Рядовой монах, что ты возносишься! Там люди нагрешили и им нужно
наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось.
Соответствие
Однажды человек
устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из
приглашаемых и спрашивает присланного к нему слугу:
- Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать
ко мне?
На это посланный отвечал:
- Хороших-то по хорошим разослали, а меня уж - к вашей милости.
Уж очень
долго собирал...
Однажды один
купец плыл на корабле за покупками в другую страну. Вдруг поднялся
шторм, корабль стало качать так сильно, что купец начал думать о
конце своей жизни. Упав на колени своей каюты, он поднял руки к небу
и взмолился:
- Боже, помоги мне! Оставь меня в живых! За это я построю Тебе храм.
Бог услышал молитвы купца, пожалел его, и ветер затих. Купец
благополучно добрался в ту страну, куда он и хотел.
Прошло некоторое время. Купец, забыв о своём обещании, снова
пустился в морское путешествие, предвещавшее ему большую прибыль.
Опять поднялся ветер, шторм опять бросал корабль так, что пассажиры
думали о своей смерти. Купец опять встал на колени и взмолился:
- Боже, помоги мне! За это я Тебе возведу два храма. Но вдруг
услышал:
- Не могу - уж очень долго Я всех вас собирал в одном месте.
Огонь от
светильника
Был один
трудолюбивый старец в Скиту, который утруждал себя телесно, но был
рассеянным в своих помыслах. Он пришёл к авве Иоанну Колову и
спросил его о забывчивости. И услышал слово от него, и вернулся в
свою келью, но забыл, что авва Иоанн сказал ему. Он пошёл снова
спросить его и услышал от него слово. Он вернулся в свою келью и
снова забыл слово. И таким образом многократно уходя, терял
слышанное по своей забывчивости. После этого, ещё встретившись со
старцем, сказал:
- Знаешь, авва, я опять забыл, что ты мне говорил. Но чтобы не
беспокоить тебя, я не приходил.
Авва Иоанн сказал ему:
- Пойди, зажги светильник.
И он зажёг. И сказал ему ещё авва:
- Принеси другие светильники и зажги от него. Он сделал так. И
говорит авва Иоанн старцу:
- Неужели терпит что-нибудь светильник, когда от него зажигают
другие светильники?
Тот ответил:
- Нет. Авва на это сказал:
- Так и Иоанн. Хотя бы весь Скит ходил ко мне, не воспрепятствовал
бы мне в благодати Божией. Потому, когда хочешь, приходи, нисколько
не рассуждая.
Милосердный
Бог
Некий солдат
спросил однажды одного из старцев, дарует ли Бог прощение грешникам.
И старец ответил:
- Скажи мне, возлюбленный, если плащ твой порвался, ты выбрасываешь
его?
Солдат ответил:
- Нет. Я его чиню и продолжаю носить. Старец заключил:
-Если ты заботишься о своём плаще, неужели же Бог не будет
милосердным к своему собственному образу?
Бес и люди
Один раз сидел
бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами
спросил его:
- Что же ты ничего не делаешь?
Бес отвечал:
-Да мне ничего теперь не остаётся делать, как только ногами болтать:
люди всё делают лучше меня.
Три монаха
Было три
трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело - примирять
ссорящихся между собой людей. Другой - посещать больных. Третий
удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор
между людьми, не мог излечить всех, и со скорбью прийдя к
посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об
исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику,
поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он
в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:
- Смотрите на воду.
А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя
немного времени он опять говорит:
- Смотрите, теперь вода устоялась.
Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в
зеркале. Тогда он сказал им:
-Так бывает и с человеком, живущим среди людей, - от смущения он не
видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне,
тогда видны его недостатки.
Поспорили
Два старца,
живя вместе в одной келье, никогда ни о чём не спорили. И вот
однажды один говорит другому:
- Давай хотя бы раз поспорим, как другие. Собеседник ответил:
- Я не знаю, как начать. Первый сказал:
- Я положу этот кирпич между нами, а потом скажу: "Он мой". Тогда ты
скажешь: "Нет, он принадлежит мне". Вот так и начинаются споры и
ссоры.
Итак, они положили кирпич между собой. Один сказал:
- Это моё. Другой:
- Нет, я уверен, что это моё. Первый ответил:
- Это не твой кирпич, а мой. Тогда другой воскликнул:
- Если он твой, возьми его!
"Вы забыли
мешочек"
Однажды воры
сказали некоему авве:
- Мы пришли забрать всё, что находится в твоей келье.
Тот ответил:
- Дети мои, берите всё, что пожелаете.
Тогда они взяли в келье всё, что можно, кроме спрятанного мешочка, и
ушли. Но старец побежал за ними, крича:
- Дети мои, вы забыли мешочек, возьмите его!
"Ты ничего
не имеешь"
Однажды к
одному старцу пришла дева и сказала:
- Авва, я провожу шесть недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и
Новый Завет. Старец ответил:
- Сделалась ли тебе скудость - всё равно что изобилие?
- Нет.
- Бесчестие - как похвала?
- Нет.
- Враги - как друзья?
- Нет.
- Тогда, - говорит мудрый старец, - иди и трудись, ты ничего не
имеешь.
Лентяй и
незаконнорожденный
Жили в одной
деревне лентяй и незаконнорожденный. Трудно им было среди своих
сверстников, да и вообще среди людей, которые их знали. Все
издевались над ними, обзывали и просто не давали спокойно жить. И
вот однажды незаконнорожденный предложил лентяю уйти куда-нибудь,
где их никто не знает. Подумали они, подумали и решили уйти в другую
деревню, подальше от той, где они росли. Решили - сделали.
Прошло некоторое время. Незаконнорожденный стал почитаемым на новом
месте проживания, так как трудился не покладая рук, был добрым и
отзывчивым человеком. Лентяй же опять стал белой вороной, и все кому
не лень насмехались над ним, как и в прежней деревне.
Совершенное
и высшее послушание
Как-то раз
Франциск Ассизский сидел среди своих товарищей и, вздохнув, сказал:
- Едва ли во всём мире найдёшь монаха, который бы совершенно
повиновался начальствующим над ним.
Удивившись, товарищи спросили его:
- Объясни нам, отче, каково совершенное и высшее послушание.
И он представил истинно повинующегося в виде мёртвого тела:
- Возьми бездыханное тело и положи его, куда захочешь; ты увидишь,
оно не будет возражать, если его начнуть передвигать, не станет
роптать, куда бы его ни положили, не возопит, если его унесут. Если
ты положишь его на кафедру, оно будет смотреть не вверх, а вниз.
Если поместить его в пурпур, оно будет казаться вдвойне бледным. Это
- истинный повинующийся; тот, кто не рассуждает, почему его
передвигают, не заботится о том, куда его помещают, не настаивает на
перемещении. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет
привычное смирение. Чем более его почитают, тем более недостойным он
считает себя.
Бог знает,
что - добро
Брат спросил
старца:
- Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним.
Старец отвечал:
- Бог знает, что - добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал
авву Нестероя: "Какое бы доброе дело сделать мне?" Авва отвечал ему:
"Не все ли дела равны?" Писание говорит: "Авраам был страннолюбив, -
и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, - и Бог был с ним; Давид был
кроток, и Бог был с ним". Итак, смотри, чего желает по Богу душа
твоя, то делай и блюди сердце Твоё.
Ближайший
путь к Богу
Ученик как-то
сказал своему учителю:
- Милый мой учитель, я не могу больше выносить, чтобы что-нибудь
отвлекало меня. Как найти мне ближайший путь к Богу?
Учитель ответил:
- Где путь труднее, там ты и иди; бери то, что бросает мир; и что
делает мир, ты не делай. Иди противно миру во всех вещах, и тогда ты
придёшь к Нему ближайшим путём!
Чтобы не
ходить озабоченным спешкой
Однажды авва
Аммон пошёл, чтобы переправиться через реку. Он нашёл готовое к
отплытию судно и сел около него. В это время подплыл другой корабль,
идущий в то же место, и бывшие на нём люди стали звать его:
- Поплыли с нами, авва!
Он же ответил: - Я взойду только на общественное судно.
С собой авва имел связку пальмовых ветвей; он сел, плетя верёвку, а
затем вновь распуская её, и плёл до тех пор, пока общественное судно
не отчалило и он не переправился на другой берег. Братья,
поклонившись ему, спросили:
- Для чего ты делал это? Старец ответил:
- Чтобы не ходить озабоченным спешкой.
Неизменность
внутреннего мира
Как-то два
инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с
радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой
радости. Они не успели ещё открыть рта, чтобы изложить ему своё
затруднение, как он предупредил их вопрос и вошёл в свою келью. Там
покрылся старым рубищем и прошёлся между ними в таком одеянии, не
говоря ни слова.
Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую
употреблял в праздничные дни и снова прошёлся между ними. Наконец,
он оделся как одевался постоянно и сел с ними.
Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что
он представил.
Тогда он им сказал:
- Хорошо ли заметили вы, что я сделал?
- Да, - ответили они.
- Но, - прибавил Иосиф, - заметили ли вы, чтобы перемена в платье
изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли
я лучше, надев лучшую одежду?
- Конечно, нет!
- Помните же по сравнению с этим, что всё созданное, даже и люди, не
должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире.
Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью
братьев, которые посетят вас. А если никто не придёт к вам, храните
себя в сосредоточении духа.
Сколько
волка не корми...
Жил как-то
волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих
людей.
Однажды он вдруг почувствовал угрызения совести и стал раскаиваться
в своей жизни; он решил измениться и более не убивать овец. Чтобы
всё было по правилам, он отправился к священнику и попросил его
отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк
стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось
зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей
серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк
выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал
переминаться с ноги на ногу; а священник всё молится, и молитве не
видно конца.
Наконец волк не выдержал и зарычал:
- Кончай, священник! А то всех овец домой загонят и оставят меня без
ужина!
Нужда в
советах
Пришли как-то к
преподобному Антонию несколько иноков, прося его дать им совет для
спасения души. Он им сказал:
- Вы ведь знаете, чему учит нас Христос в Евангелии. Этого для вас
достаточно.
Но так как они продолжали настаивать на том, чтобы он преподал им
какое-нибудь наставление, он им сказал:
- Исполняйте, что заповедал Спаситель: "Если ударят тебя по правой
щеке, подставь левую".
Они ответили, что не имеют достаточно сил для того.
- Если и этого вы не можете сделать, - продолжал он, - то, по
крайней мере, не воздавайте злом за зло.
Они объявили, что и это сверх их сил. Тогда преподобный, обернувшись
к своему ученику, сказал ему:
- Пойди, приготовь им чего-нибудь поесть: я вижу, что они весьма
слабы.
А им сказал:
- Если вы не можете исполнить ничего из сказанного мной, то что же
сказать мне вам ещё? Вы скорее нуждаетесь в молитвах, которые бы
помогли вашей слабости, чем в каких-нибудь советах.
|