Выдержки из произведения
Цыганов Сергей
Законы времени и всемирная история
Сергей Цыганов
Законы времени и всемирная история
Вступление
До нашего времени дошло множество священных текстов, принадлежащих к
различным традициям. В них повествуется о Пути человека к Богу. Пути
описываются очень разные и зачастую противоречащие друг другу.
Различия возникали со временем вследствие личных особенностей
характеров основателей различных религий и школ, а также вследствие
изолированности различных народов друг от друга на протяжении многих
веков и даже тысячелетий своего развития. Сейчас приходит уникальное
время, когда реальной становиться возможность интеграции и
взаимодействия многих учений. Сейчас не требуется для изучения
какой-либо традиции совершать длительные путешествия в экзотические
страны. Информационная изолированность и замкнутость в рамках одной
традиции постепенно преодолевается. Однако в рамках этого процесса
человека подстерегает опасность погрузиться в хаос понятий, доктрин
и практик и вместо Пути к Богу попасть в лабиринт иллюзорных
умозаключений. Данная работа является попыткой внести какую-либо
ясность в вопросы взаимодействия и взаимопроникновения различных
религий и учений.
Любое учение состоит из трех основных частей. Первая часть описывает
законы окружающего мира. В древности сюда входили, выражаясь
современным языком, естественнонаучные знания и прикладные науки,
такие как юриспруденция, медицина и военное искусство. Основным и
долгое время единственным научным методом познания окружающего мира
выступала астрология. Астрология являлась и является единственным
научным методом познания, где причинно-следственные связи между
явлениями "зашиты" в самом инструменте познания, т.е. она является
универсальным ключом ко всем явлениям окружающего мира, позволяющим
изучать последние в их разнообразии, не расчленяя явления на части.
Сюда же входили хроники прошедших событий, для назидания потомкам и
для сохранения связи времен. Вторая часть связана с ритуалами, т.е.
с системой поддержания равновесия и гармонии в окружающем мире.
Ритуал необходим для поддержания божественного порядка в мире и
защите от оскверняющего воздействия демонических сил хаоса. Ритуалом
является не только служба в храме, но и повседневные действия
каждого человека. Ритуал должен был выводить человека на высшие
истины в прозе бытия и придавать божественный смысл каждому
законному действию человека. Особую роль играл храмовый ритуал, где
священники напрямую входили в общение с Богами и синхронизировали
жизнь на земле с небесной. Третьей частью является мистическое
общение с Богом и познание Мира путем преданного служения и как
награду получения откровений ,т.е. прямого постижения высших истин.
Данная часть любого учения является наиболее сокровенной, но не в
смысле скрытности и таинственности, а в смысле глубоко внутреннего и
личного переживания человеком общения с Богом.
Для устойчивости на Пути необходимо изучать и следовать всем частям
учения, т.к. только в этом случае можно достичь конечного успеха,
который заключается в приобретении крепкой Веры и следованию
дорогами Неба.
Часть первая. Законы мироздания.
Эта часть во многий учениях стыкуется легче всего и здесь появляется
возможность осуществить синтез фрагментов, сохранившихся во многих
учениях, а также связать их с данными современной науки. Работа
будет вестись на мировоззренческой базе основных учений древности.
Веды и Авеста - наиболее древние из дошедших до нас учений, где
основы мироздания и всемирная история изложены наиболее полно и
масштабно. Также будут использованы фрагменты египетских и греческих
учений. И наконец самое молодое христианское учение.
Законы времени и всемирная история по Авесте.
Существуют определенные закономерности в развитии мира. Главными из
них являются те, что отражены в различных отношениях между Творцом и
его Творением. В символике зодиакального круга они отражаются
следующим образом: первая треть круга знаменует собой сам процесс
творения и постоянного внимания Творца к своему Творению. Этот
период включает в себя первые 4 знака. Вторая треть символизирует
самостоятельное свободное развитие творения под защитой и
покровительством Творца. На этом этапе Творец создает благоприятные
условия для развития творческого начала каждого , исправляет и
прощает грубые ошибки, т.е.
защищает создания от последствий собственных действий, подсказывая
пути выхода из сложных ситуаций. На последнем этапе на создания
возлагается полная ответственность за последствия своих поступков и
Творец уже выступает не только в роли пастыря, но и учителя, который
готовит каждое Творение к роли Творца.
Создания также имеют свои внутренние закономерности развития. Их
развитие состоит из 4-х этапов. Первый этап можно назвать детством,
т.е. то время, когда создания просто копируют действия Творца,
полностью следуя его воле. Второй этап связан с юностью, т.е.
периодом первых самостоятельных попыток к действию, но где еще
отсутствует ответственность за свои действия. Третий этап можно
связать со зрелостью, т.е. когда Творения должны уже осознавать свои
действия и самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.
Четвертый этап можно уподобить сверхзрелости, т.е. состоянию, когда
все личные вопросы уже решены и Творение уже начинает пробовать свои
силы в качестве Творца, т.е. обучается творчеству.
В Авесте существует отдельная и достаточно хорошо сохранившаяся
книга под названием "Бундахишн", где описаны основные этапы творения
Мира Богом-Творцом Ахура-Маздой (Наилучший владыка). Поэтому при
описании первого этапа развития Мира- этапа творения будет
использована именно эта книга Авесты. Для ясности восприятия будет
применен астрологический метод и весь круг мироздания будет
символически связан с зодиакальным кругом. Данный метод позволит нам
впоследствии связать воедино индивидуальную судьбу человека и судьбу
Мира, т.е.
мы сможем уподобить различные эпизоды жизни человека эпизодам из
жизни Мироздания.
Миротворный круг.
1-17 Овна.
Как открыто религией маздаяснийцев, так и провозглашено, что
Хормазднаивысший по своему всеведению и божественности и
непревзойден по своему великолепию; местопребывание Хормазда- это
область света, который они называют "бесконечным светом", а
всеведение и божественность непревзойденного Хормазда - то, что они
называют откровением (daena). Откровение - это объяснение обоих
духов; одинтот, кто не зависит от безграничного времени; потому что
Хормазд и эта область и религия , и время Хормазда были, есть и
будут всегда: тогда как Ариман с превратным пониманием и жаждой
разрушения был в бездне, и он и есть тот, кого не будет / кто не
имеет будущего; и место этого разрушения и эта тьма есть то, что они
называют "бесконечный мрак". И между ними было пустое пространство,
то есть то, что они называют "воздух", который теперь есть место их
встречи. Оба они являются и ограниченными и неограниченными духами,
ибо наивысший есть то, что они называют бесконечным светом, а бездна
- то, что есть бесконечный мрак, так что между ними пустота и один
не связан с другим; и кроме того оба духа как бы ограничены своими
собственными сущностями. Хормазд через всеведение знал, что
существует Ариман и что бы он ни замышлял, он до конца будет вселять
злобу и жадность; и поскольку Он (Хормазд) достигает цели многими
средствами. Он также духовно произвел существа, которые были
необходимы как средства, и в течении 3000 лет они оставались в
духовном состоянии; так что они были немыслящими и неподвижными с
неосязаемыми телами. Злой дух из-за /своего/ отсталого знания не
постигал существования Хормазда; но впоследствии он восстал из
бездны и вышел на свет, который он увидел.
18-23 Овна (1-й Гахамбар)
Жаждущий разрушения и от своей злобной природы, он кинулся разрушать
этот свет Хормазда, неуязвимый для дьяволов, и он увидел, что его
(этого света храбрость)
и слава были выше, чем его собственные и потому он улетел обратно в
темный мрак...
24-29 Овна ...и поскольку Он достигает цели многими средствами, Он
/Хормазд/ также духовно произвел существа, которые были необходимы
как средства, и в течении 3000 лет они оставались в духовном
состоянии, так что они были немыслящими и неподвижными с
неосязаемыми телами.
... и сотворил (Ариман) (там) множество демонов и дьяволов;
Хормазд прежде всего произвел Воху-Мано ("благой помысел"),
благодаря которому происходит продвижение созданий Хормазда.
Злой дух, прежде всего, создал Митохт, а затем Акомана ("злой
помысел" ) (ложь).
Первым из творений Хормазда в этом мире было небо, и его добрый
помысел (Воху-Ман), После этого явились Ардавахист, вслед за ним
Шатроварья, и за ним- Спендармат, и за тем Хорвадад, и затем
Амеродад.
Из темного мира Аримана пришли Акоман и Андар и потом- Совар, за ним
Нанхед, и после Таирев(больной) , Заирик
29-30-й Овна
Хормазд, путем доброго действия, произвел свет мира, вместе с
которым возникла добрая религия маздаяснийцев; это произошло потому,
что обновление, которое придет к созданиям; было известно Ему.
29-й Зеркало мира Величайшая чистота великого предела Инь-Ян.
30-й Три великих начала
Триада наичистейших. Тройной обогреватель.
Телец
И Хормазд отвечал так: " Через меня возникло небо из вещества рубина
без колонн, на духовной опоре далеко- охватывающего света; откуда
через меня возникла земля, которая понесла материальную жизнь, и нет
никакой поддержки для мирского творения, кроме нее, откуда солнце, и
луна, и звезды (были) произведены мною на небесный свод светящихся
тел; откуда зерно было сотворено мною так, что засеянное в землю,
оно вырастает снова и возвращается с увеличением; откуда различного
рода краски (цвета) были созданы мною в растениях; откуда был
произведен огонь без горения в растениях и других существах; откуда
сын, сотворенный мною, получил форму в чреве матери, и было
воспроизведено строение кожи, ногтей, крови, ног, глаз, ушей, и
других частей, каждой в отдельности; откуда я соорудил ноги для
воды, чтобы она могла утекать, и сотворил тучу, которая носит воду
мира и изливает ее дождем там, где ей предназначено; откуда мною был
создан воздух, который переносится в мгновение ока силой ветра от
самого низа доверху по своей воле, и никому не удается удержать его,
как бы ни простирал рук; ...".
1-12 Тельца
Из созданий Хормазда первым было небо, вторым - вода, третьим -
земля, четвертым - растения, пятым - животные, шестым -
человечество.
1-й небо Воху-Ман (благая мысль)
2-й вода Ардавахист (совершенная правдивость)
3-й земля Шахревар (желанная власть)
4-й растения Спендармат (щедрая преданность)
5-й животные Хорвадад (целостность)
6-й человечество Амеродад (бессмертие)
7-й звезды неба
Хормазд произвел освещение между небом и землей, звездами созвездий,
а также и теми, что вне созвездий, а затем Луной , а после Солнцем.
Сначала он создал небесную сферу, и
8-й назначение четырех стражей По образу и подобию военной армии,
предназначенной для битвы, они распорядились каждым отдельным
созвездием из этих 6480 тысяч маленьких звезд, как своими
помощниками; и среди этих созвездий 4 вождя, назначенных на 4-ре
стороны света являются главными.
Tistar- вождь востока. Sataves- запада. Vanand- Юга.
Haptok-ringсевера.
Великим из тех, что они называют Гах (время дня), о котором они
говорят, что он великий середины неба.
9-й созвездия (Хормазд) назначил ей звезды созвездий, особенно те
двенадцать ...(зодиакальные ).
которые от своего первотворения были разделены на 28 делений.
И все доподлинно Его существа, пребывающие в мире, вверены им, так
что, когда разрушитель наступает, они одолевают врага и свои
собственные напасти и создания этого мира бывают спасены от своих
врагов.
10-й планеты
11-й Луна
12-й Солнце
13-й Небесный свод Через меня возникло небо из вещества рубина без
колонн, на духовной опоре далеко- охватывающего света;
14-й Недра Структура земли.
15-й Материки
16-й Вода
17-й Белая Хом
18-й Бык
19-й Гайомард
20-й воздух, ветер
21-й водоемы
22-й почва
23-й Растения
24-й Животные
25-й Человечество
26-й Огонь мира
27-й Огонь растений
28-й Огонь животных
29-й Огонь человечества
30-й
Близнецы
1-8 Близнецов Хормазд исполнял духовный обряд Язисны с архангелами
(амешаспентами) в Рапитвин Гах, и в Язисне он обеспечивал все
необходимые средства, чтоб одолеть врага.
Он совещался в сознанием (bod) и с духами- хранителями (fravahar)
людей, и с всеведущей мудростью, внесенной затем среди людей,
говоря: что кажется вам более продвигающим ?" . " Когда я вручу вас
этому миру то, что вы будете состязаться в (своей) телесной форме с
дьяволом, и дьявол погибнет, и в конце я снова приготовлю вас для
совершенства и бессмертия, и в конце я верну вас обратно в мир, и вы
будете всецело бессмертны, нетленны и безмятежны; или то, что вы
всегда будете нуждаться в защите от разрушителя?".
И тогда духи- хранители людей пришли к единому мнению с всеведущей
мудростью о продвижении мира через зло, которое находит на них в
этом мире от дьявола Аримана, и о становлении их, в конце концов,
снова не подверженными нападкам (преследованию) врага, совершенными
и бессмертными в будущем существовании навечно и навсегда.
9-13 Близнецов
... и эти твари, созданные разрушителем, восстали для насилия.
Хормазд, которому эти создания злого духа были ясно видны, создания
ужасные, извращенные и злые, не находил их, к тому же, достойными
одобрения (хвалы).
Потом, и злой дух увидел создания Хормазда; они проявились,
многочисленные существа (вызывающие) восхищение, пытливые
(вопрошающие) существа, и они казались ему достойными хвалы, и он
хвалил творения и творчество Хормазда.
Затем Хормазд со знанием, от которого возможен путь к конечной цели,
пошел навстречу злому духу и предложил ему мир, и сказал так: " Злой
дух! Окажи содействие моим созданиям и вознеси хвалу! с тем, чтобы в
награду за это ты и твои творения смогли стать бессмертными и
нетленными, свободными от голода и жажды".
Тогда Злой дух вскричал: " Я не умру, и не буду помогать твоим
созданиям, и не стану возносить хвалу среди созданных тобой существ
и я не един с тобой во мнении насчет благих вещей. Я буду разрушать
твои создания вечно и всегда, более того, я вызову у всех твоих
существ неприязнь к тебе и привязанность ко мне".
И объяснение этого в том, что злой дух узрел в таком образе действий
Хормазда, что Он беспомощен, и (именно) поэтому Он обратился к нему
с уважением, и (именно) поэтому Он предложил ему мир; и Он (злой
дух) не согласился, но затеял сводить счеты в столкновении с Ним.
И Хормазд сказал так: " Ты не всеведущий и не всемогущий, О злой
дух! Так что разрушить меня- выше твоих сил, и выше твоих сил
заставить мои создания отвратиться от моего притяжения.
Тогда через всеведение Хормазд знал, что: " Если я не подарю ему
период (некий срок соревнования), то у него появиться возможность
поступать так, что он, вероятно, сумеет вызвать обольщение
(прельстит собой мои создания. Ведь даже теперь есть в человечестве
многие смешанного типа, которые осуществляют больше ложного, чем
правильного".
И Хормазд сказал злому духу так: " Назначим время! Пусть смешение
противоречий длится 9 тыс. лет". Ибо он знал, что путем назначения
этого срока злой дух мог быть уничтожен.
Тогда злой дух, ненаблюдательный и невежественный, удовлетворился
этим уговором (соглашением): поистине, как два человека, которые
поссорились между собой; условливаются о времени: "Давай назначим
такой-то день для драки (боя)".
Хормазд знал и то, что через всеведение, что в пределах этих девяти
тысяч лет, 3 тыс. лет все будет происходить согласно воле Хормазда,
3 тыс. лет будет смешение воли Хормазда и воли Аримана и последние 3
тыс. лет злой дух станет немощным, и они изгонят врага прочь.
После этого, Хормазд единожды произнес Ахунвар так:... Он также
показал злому духу Свое торжество в конце, и бессилие злого духа.
Полное уничтожение демонов и воскрешение и безмятежное будущее
существование (своих) созданий вечно и всегда.
И злой дух , который ощутил собственное бессилие и понял, что демоны
уничтожены, пришел в смятение и пал обратно в темный мрак.
Поистине так произнесено в откровении, что когда была произнесена
одна из ее (Ахунвара) 3-х частей, злой дух сжал свое тело от страха,
а когда были произнесены две ее части, он пал на колени, когда же
она была произнесена полностью, он пришел в смятение и бессилие,
словно от вреда, который он причинял существам Хормазда. И он
оставался в замешательстве 3 тыс. лет.
14-27 Близнецов
.. злой дух, когда он узрел свое бессилие, и собственное, и
благодаря праведному человеку, пришел в смущение и оказался
пребывающим в замешательстве 3 тыс. лет.
В продолжении этого замешательства махадэвы из демонов по очереди
возглашали так: " Восстань же ты, наш отец! Ибо мы намерены учинить
противоречия в этом мире, отчего вред и горе постигнет тех, кто от
Хормазда и Амешаспентов".
По очередь они дважды перечисляли присущие им злые дела, но это не
удовлетворяло его: и этот нечестивый дух из страха перед праведным
человеком, был не в силах поднять свою голову до поры, пока не
пришла нечестивая Гех по завершении 3 тыс.
лет.
И Она возопила к злому духу так: " Восстань же ты, наш отец! Ибо я
стану учинять это противоречие в мире, покуда не взрастут вред и
горе Хормазду и Амешаспентам".
И она дважды по порядку перечислила свойственные ей злые дела. Но
это не удовлетворило его: этот нечестивый злой дух не восстал от
своего замешательства и страха перед праведным человеком.
И снова взывала нечестивая Гех: " Восстань же ты, о наш отец! Ибо в
этом противоречии я изолью так много досады на праведного человека и
на рабочего быка, что через мои дела им не захочется жизни, и я
разрушу их живые души; и я разволную эту воду, я растревожу
растения, и я раздразню огонь Хормазда, все творение Хормазда станет
у меня раздраженным и лишенным покоя.
И Она так перечисляла эти злые дела во второй раз, что злой дух
восхитился и восстал от своего замешательства: и он поцеловал Гех в
голову, и осквернение которое они называют менструацией, стало явным
в Гех.
И он воззвал к Гех так: " Каково твое желание? Такое, чтобы я мог
дать его тебе?
" И Гех возгласила злому духу: " Человек- вот мое желание, так что
дай его мне".
Формой злого духа было бревноподобное тело ящерицы, но он явился Гех
юношей 15-ти лет, и это понесло к нему помыслы Гех.
28-30 Близнецов Перед его приходом к быку Хормазд пустил на землю
исцеляющий плод, который называют "bina", скудный водой, открыто
перед его глазами, чтоб хоть немного облегчить ему ущерб и
неудобство от этого бедствия.
И перед его приходом к Гайомарду, Хормазд вызвал пот у Гайомарда,
длившийся столько времени, сколько он мог повторять молитву из одной
строфы; более того, Хормазд преобразил этот пот в юное тело человека
пятнадцати лет, высокое и лучезарное.
Рак
1-й нападение Аримана Вслед за тем злой дух, объединившись в союз с
демонами, направился к светилам; и он увидел небо; и он возвел
наверх их, преисполненных злобных намерений.
(И) он встал на одной трети среди неба и он прыгнул, подобно змее, с
неба на землю.
В месяце Фравардине, в день Хормазда он обрушился в полдень. Отчего
небо раскололось и устрашилось им, как овца (устрашается) волком.
2-й осквернение воды
И он накинулся на воду, которая располагалась ниже земли,
3-й осквернение земли
и затем, пробив середину этой земли, он вошел в нее.
4-й осквернение растений
После этого, он пришел к растениям...
И паразитирующие насекомые были рассеяны им по всей растительности,
и она немедленно завяла.
5-й смерть быка
... Бык стал тощим и больным, и покуда его дыхание уходило, и он
умирал, он сказал так: " Скот должен быть сотворен, и его дело, труд
и забота предопределены".
6-й смерть Гайомарда
Когда Гайромард истекал потом, он видел мир темным, как ночь, и
землю, как если бы на ней не осталось даже острия иглы, свободной от
ядовитых тварей.
И злой дух думал. что все создания Хормазда были приведены в
негодность, кроме Гайомарта: и Асто-видад. с тысячью демонов,
вызывающих смерть, был послан им на Гайомарда.
Но назначенное ему время еще не пришло, и он (Asto-vidad) не добыл
средств заарканить его; т.к. сказано, что когда пришло
противодействие злого духа, тогда срок жизни и правления Гайомарда
был определен в тридцать лет и Гайомард говорил так: " Хотя
разрушитель пришел, все человечество будет моего рода, и хорошо уже
одно то, когда они исполняют долг и добрые дела.
7-й осквернение огня
И после этого, он (злой дух) пришел к огню и он смешал с ним дым и
темноту.
8-й твари Аримана прорывают небесную сферу Планеты со многими
демонами прорвали небесную сферу, и они смешали созвездия: и все
мироздание было обезображено так, как если бы огонь изуродовал
всякое место, и дым взошел над ним.
... Небесная сфера была во вращении, и солнце, и луна оставались в
движении: и мировая борьба, вызванная ропотом мазайниканских
демонов, была в созвездиях.
... поистине, подобно мухе, он набросился на все творение; и он
столь совершенно повредил и омрачил этот мир, как будто среди дня
настала ночь.
Вредоносные существа были разбросаны им по всей земле... так что не
более чем острие иглы оставалось свободным от ядовитых тварей.
И алчность, нужда, страдания, голод, болезни, вожделение и апатия,
распространились им повсюду...
9-й восстановление неба и низвержение Аримана в Ад.
Семь вождей планет приблизились к 7 вождям созвездий, а именно:
планета Меркурий (Tir) - к Тиштару, планета Марс (Vahram)- к
Хапток-Ринг, планета Юпитер (Auharmazd)- к Вананду, планета Венера
(Anahid)- к Сатавес, планета Сатурн (Kevan)- к великому середины
неба. Гокихар и вороватый Муспар, снабженный хвостами - к Солнцу,
Луне и звездам. По взаимному согласию Солнце присоединило Муспар к
своему излучению, чтобы уменьшить его способность вредить.
Сам дух неба подобен одному из воинов, одетых в броню; он вооружил
небо против злого духа и продолжал вести борьбу, пока Хормазд
завершал крепостной вал вокруг неба, крепче неба и перед небом.
И был сооружен крепостной вал неба (небесный бастион) с тем, чтобы
враг не мог более смешаться с ним.
И девять дней и ночей небесные ангелы сражались в этом мире с
объединенными силами демонов злого духа; и повергли их смятенных в
ад; Ад находится в середине земли: там, где злой дух пронзил, напал
на нее, так что владения этого мира обратились в двойственные, и
гонения, раздоры и смешение высокого с низким стали проявляться.
10-й Очищение воды.
И после этого, дух ветра, чтобы не могло произойти загрязнения,
расшевелил ветер и атмосферу, как жизнь шевелится в теле, и вся вода
была увлечена им и разнесена к границам земли, и широководный океан
возник от этого.
Вредоносные твари остались мертвыми в земле, и их смрад и яд были
смешаны с землей, и для того, чтоб удалить этот яд из земли, Тистар
опустился в океан в форме белой лошади с продолговатыми копытами.
И Апаош демон, вышел навстречу ему в виде черной лошади с неуклюжими
(kung)
копытами; в миле (parasand) от него взлетел Тистар от испуга,
который погнал его прочь. И молить стал Хормазда об удаче Тистар и
Хормазд дал ему силу и мощь, как сказано, что тотчас в Тистара вошла
сила десяти быстрых лошадей, десяти энергичных верблюдов, десяти
могучих быков, десяти гор и десяти рек. В миле от него взлетел
Апаош, демон, устрашенный его силой; по этой причине они говорят о
выстреле стрелы с силой Тистара, в смысле " на одну милю".
После этого, тучей словно кувшином (khumb) - так они называют меру,
которая была средством (применялась) для этой работы- он черпал воду
и делал дождь, самый необыкновенный, с каплями величиной с бычью
голову, которые проливались охапками и пригоршнями, и большими, и
малыми.
На протяжении этого дождя демоны Аспенгаргак и Апаош соперничали с
ним (с дождем), и огонь Вазист превратился в его (дождя) дубинку; и
от ударов этой дубинки Аспенгаргак исторгал заунывнейший шум,
проявляя неистовую ярость, как это происходит и теперь.
И десять дней и ночей он производил дождь таким способом, и яд и
злоба вредоносных созданий смешались с водой, и вода стала совсем
соленой потому, что в земле остались кое-какие из тех зародышей,
которые вечно накапливают вредоносные существа.
Вслед за тем ветер, таким же путем, как и раньше, обуздал воду. К
концу 3-х дней (разогнав ее) в разные стороны земли; и три ве
|