Источник не определен
Чудесное дерево
Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже
было сделано кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену,
сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги
принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот
почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить
корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого
великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал
открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен - добра или худа?..
Оттого всякое новое дело, будь то сев или битва, лучше начать
мудрому, знающему человеку. Оттого так держатся люди старых заветов
- сквозь поколения и поколения несут они знания и законы, подаренные
Людям Богами на самой заре времен, когда не было вражды и раздора.
Вот почему ругают старые молодых - не так, мол, живете!
...Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих
деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Они хотели устроить
свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине ее Боги вырастили
дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их
воедино. Это дерево - ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и
красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Мидгард
людей, а крона - выше небес, и если нужно кому путешествовать между
мирами, нет лучшей дороги.
Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один - у Асов на
небесах, другой - у инеистых Великанов, там, где прежде была бездна
Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному Миру Нифльхейм, и все
еще бурлит под ним поток Кипящий Котел. В ядовитом источнике
поселился злобный дракон Нидхёгг, он грызет корень ясеня, надеясь
погубить Людей и Богов... Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже
бьет ключ, и всякий, кому доведется испить из него, обретает знание
и мудрость. Ведь род исполинов - древнейший. Но самый священный
источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова,
говорят, его священная сила, что все попавшее в его воду становится
белым, как пленка, лежащая под скорлупою яйца. Вот почему все белое
называют прекрасным, вот почему светловолосые люди красивее
темноволосых.
А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы - два лебедя. От
них пошел весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Древа:
хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие
только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в
ветвях живут все звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они
наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей - оленям,
козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там
могла быть пролита кровь.
Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит
прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд,
Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее - вот что значат их
имена. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что
произойдет с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются
к нему Норны - судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные
Норны, но есть еще много других, добрых и злых. Неравные дают они
людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почете, у других,
сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других
- короткая. Людям кажется, все дело в том, что за Норны стояли у
колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного
хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так
судили злые Норны. Бывает и так, что родители малыша забудут позвать
какую-нибудь из Норн или обидят ее на пиру, и в отместку она
нагадает такое, что трудно поправить даже Богам.
Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или
бессчастной - дело самого человека, тут никто ему не помощник.
Норны черпают из священного источника воду и поливают ясень, чтобы
не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе,
чтобы крепко стояли девять миров...
|