Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Создание транса НЛП |
Семинар(конспект)
Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний.
1Введение
Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу
2 цели семинара
-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др) -изменение собственной личности. ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды деятельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно довести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ. Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау- чить модели, как делать гипноз. Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельности, гипноз не панацея, но очень эффективное средство. Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во многом вы уже знаете.
УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопределенно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - перевод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабиться?
АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием. 2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В". 4 Отсутствие избыточности, генерализация. 5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления. 6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К. Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегдаони-в трансе. Очень важно строить естественную последовательность.Резкий переход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но: -использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных, неподробных). -подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает действие.
АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а упр.2-ничтожная часть возможностей. 1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон, высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).
Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про- цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную
- 2 -
связь. Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за- дача-заметить, на что человек реагирует естественно.
ПРИМЕР: - ... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать! -Я не смогу вас гипнотизировать. -Вы всетаки попытайтесь. -Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди- тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас. Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.
АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко- тором он может надлежайшим образом реагировать естествен- ным для него способом.
РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег- костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос- ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е подстройка.
Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".
НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там, где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис- кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания. Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать: "Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и одновременно тем же маневром меняется сознание.
ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.
ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет) -отрицательные (не видеть того, что есть)
Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.
Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво- дить переходы. (В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.) Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя- ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри- мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос- кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени- ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое -что сказать вам".
- 3 -
Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции, наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при- сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может обнаружить. ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про- ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель- кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу- щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги". Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без перерывов от одной идее к другой. ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно- та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить, что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима- ние, которые могут быть вам полезны". Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи- вающими доверия. ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч- ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка- ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и направить их в другую". (Анализ работы с болью).
АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное. Переходы представляют собой механизм облегчения.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто чего мы не знаем. В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже. ПРИМЕР: семейная терапия. -Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое. -Хорошо заприте ее в чулан. -Да нет я этого не хочу. -Хорошо, так чего вы хотите? -Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках. -Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?
Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ- ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа- цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов - глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.
- 4 -
Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле- на, чем стараться успокоиться. Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают пользоваться гипнозом. ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког- да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя уютней и спокойней". Переходы помогают строить непрерывность.
Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре- акции. Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще- ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос- корбить. Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).
Использование модальных операторов и их возможности: -главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно- тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может". ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про- верить нельзя - утверждение. ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение.
УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред- ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За- тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере- ходов и понаблюдать реакцию. ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство- вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.
АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про- цесс усиления, а не внушения, не способ управления.
ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:
-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс- твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре). -раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и закрываются" - объясняется аналогично). Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе).
ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать
- 5 -
естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время. В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос- ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.
ПРИЗНАКИ ТРАНСА:
-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет- рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично. -дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения. -изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии - верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка; у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер- шенно другая форма. -кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление). -глаза могут быть и закрыты и открыты. -изменяется форма нижней губы. -расширяются зрачки. -возможно колебание тела. То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.
РЕЗЮМЕ:
а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию. б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен- ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что уже присутствует. в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами. г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение кожи, изменение формы дыхания.
2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ
Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей. Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует, выбирайте что угодно другое.
Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1. Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее- ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.
ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.
-И вы вспомните одну приятную историю. -И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми- нать. -Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу. -Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость", "умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.
Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.
- 6 -
Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по- нимаются подсознанием. Разделение сознания и подсознания - вербально. После подстройки - ведение.
ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе- ние действия в описании.
Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание, но - общая направленность.
В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита- цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна- тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.
Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).
Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор- ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко- торое он может исполнить самостоятельно.
Постепенное использование переходов, соединений.
Три вида соединений: -"Х и У" - простейшее. -более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего голоса, вам становится уютнее"). -самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при- ятные воспоминания"). Соединение - очень сильное средство.
Несловесная подстройка и ведение. Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом. Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна- чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре- дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис- тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем- му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.
Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре- дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис- тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем- му представлений в нормальном ие и
- 7 -
т.п.)
В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото- рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой. ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример: "Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже- ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети- ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?) Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес- ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство, это бывает даже на пляже". и т.п.) В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?" Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья, это будет плохая ситуация для успокоения).
ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда -нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо- рацию команд.
ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель- ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь, прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс, ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо вызвать. МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния. Естественно возникающие состояния можно использовать в начале приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз ввести в транс. Аналогично - в переод лекции о гипнозе.
УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз- нательное наблюдение. (Способы см. выше). -словесная подстройка и ведение. -несловесная подстройка и ведение. -перекрывание системы представлений. -достижение предыдущего состояния транса. -описание обычно встречающихся состояний транса. Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва- шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная, что оно означает. Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап- порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы- вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво- да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).
- 8 -
Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что человек считает свой вес слишком большим. Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже); непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото- рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического транса люди, как правило, испытывают амнезию.
ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:
Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./ Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи- вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис- пользование в том числе "якоря". Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо- яния. Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе- седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно. Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний и таким образом конструировать переживания. ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха- ния , телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся "якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать для этого 2 стула, и т.п.
АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида - так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере- дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по- вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.) /Использование - смотри выше. - Ред./ Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы- давать различную информацию.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре- акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи- лось - инкорпорировать другой набор указаний.
Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):
Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ". "А вы не расслабляйтесь". Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?". Диагностика человека - невербальная информация на указания.
3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ.
Рычажное наведение и разрыв шаблонов.
- 9 -
Каталепсия руки - поднять руку пациента и, мягко покачивая, от- пустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка- талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением, пе- реживанием. Особенно влияет на детей. Поднимать руку нужно в соответствии с ГСД, тогда рука не прерывает поток переживаний и легче перейдет в каталепсию. Если расширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать. Бывают и исключения из правил. Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаб- лонов сотни, они определяются и общественной культурой и индивиду- альностью). Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (при- меняя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжить шаблон. ПРИМЕРЫ: 1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв. 2) Задержка рукопожатия. 3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты. Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложить партнеру другую программу вместо прерванной. Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека. Способ проверки стратегии - изменение цифровой разбивки номера телефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный раз- рыв; для "В" - менее сильное действие. (См. книгу НЛП том 1) Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта. Но всегда нужно следить за обратной связью. (Если визуалисту представляют другого человека он видимо, "запи- шет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться).
ПЕРЕГРУЗКА
Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около 7 "кус- ков" информации. Все выходящее за 7 плюс, минус 2 обрабатывается бессознательно. ПРИМЕРЫ (использование): 1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200 до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками вращать его кругом, в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы можете просто, удобно погрузиться в транс"). 2) Взять руку клиента в свою. Предложить ему проверять правиль- ность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда я ошибаюсь, у клиента рассширяются зрачки и задерживается ды- хание,так как ему нужно некоторое время для вычисления. Если "ошибок" все больше, то партнер перегружается. В этот момент: "Когда я сейчас коснусь вашего мизинца (снова "ошибка"), вы почувствуете себя более расслабленно". Продолжая перегружать, можно ввести дополнительные указания. 3) Предложить дробь, клиент должен представить числитель в одном цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Кни- га - "Шаблоны").
К. Кастанеда "Путешествие в Иксленд" - живое описание двойного наведения или перегрузки, когда дон Хуан говорит в одно ухо, а дон Енаро - в другое, две информации обрабатываются разными полушария- ми, что отражается внешне.
- 10 -
СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС - рычаг; разрыв; перегрузка.
СИЛА ЛИЧНОСТИ.
Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это все своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс - превосходно , если нет подождите, пока он перейдет. При этом все поведение должно со стопроцентной убедительностью говорить, что он перейдет в транс, и он перпейдет. Но при этом же нужно владеть и всеми вышеизложенными способами. При этом нельзя ограничевать себя во времени. Оправданно исполь- зование цитат авторитетов: "Я помню, как М.Эриксон мне сказал - перейдите в транс и т.д.".
ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ (В рамках этого метода можно использовать все остальные)
Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью исто- рию и т.п. 1) Использование силы личности. 2) Использование раппорта. 3) Использование перегрузки сознания. 4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание. Можно зарание разработать общую, открытую систему метафор или историй для наведения транса. Система должна быть открытой для ин- корпорации любых реакций.
УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс у "Б", а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов. -рычажное наведение; -разрыв шаблонов; -перегрузка сенсорных каналов; -сила воздействия личности; -перекрывание реальностей.
ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно исполь- зовать следующее: 1)Давать клиенту указания каким либо знаком пометить состояние транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.). 2)Наводить какие либо переживания (лучше приятные), общими не- конкретными фразами. 3)Указание на обратную связь с подсознанием. 4)Изучать способы выхода и вывода из транса.
Инкорпорация (включение) и работа с абреакцией - (интенсивная, негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненных воспоминаний). Если в переод транса происходит что-либо значимое: в сознании (неожиданно сильная реакция и т.п.), или из вне (хлопок двери и т.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в вербализацию. Тем самым сохраняется раппорт, усиливается доверие клиента и транс.При этом внимательно наблюдать за обратной связью. Если какая либо ме- тафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее, вывести из нее другую и т.д. Одно из бессознательных побуждений, заставляющих людей специали-
- 11 -
зироваться в какой либо одной системе представлений, объясняется тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно- сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний. такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос- тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера- ботка" или "Рефреминг" ("Reframing"), объясняется тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно- сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний. такова одна из полезных функцый подсознания. При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос- тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера- ботка" или "Рефреминг" ("Reframing")способно полностью предотвратить абриакцию, можно зарание запрограммировать на диссоциацию при переживании неприятного. Принципиальное различие содержание американского бокса и восточ- ной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточная борьба - прием усилия партнера и использование его,изменив направ- ление. (Айкидо) Выяснять содержание переживания необязательно. Но если клиент приучен - удовлетворите его желание.
Напутствие: Подведение итогов первого дня семинара обрашение к подсознанию, которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы.
4 УТИЛИЗАЦИЯ (использование)
Процессуальные инструкции. Исходная посылка - клиент в трансе, раппорт сохраен. Теперь нужно использовать транс. Основное полезное свойство транса - отсутствие необходимости бо- роться с системмой ценностей человека , ибо подсознание ограничено намного меньше сознания, оно готово действовать и эксперементиро- вать. Простейший способ утилизации - ряд инструкций которые свободны от конкретного содержания. Суть - "научись чему-либо ", "теперь изме- нись, стань другим". Такие инструкции четко определяют процесс, но не содержание.
ПРЕИМУЩЕСТВА: -отсутствует необходимость в точности знать, что переживает кли- ент (тем более, что это в принципе не возможно на уровне созна- ния), как это вербально описать. -слушатель сам наполняет инструкции своим личным содержанием. -сохраняется целостность личности клиента, ибо гипнотизер не вво- дит новое содержание. Один из типов словесных шаблонов - "пресуппозиции","предварительные предположения"(мнимый выбор - ?).Например:"Какой способ наведения глубокого транса вы предпочитаете - словесный или несловесный?",т.е. все предоставляемые альтернативы подразумевают один и тот же желае- мый результат - переход в транс и т.п. Этот же прием можно использовать и при утилизации.Обращаться лучше к подсознанию.
- 12 -
Необходимо сенсорно отличать сознательные движения от бессозна- тельных,что поможет точно определять состояние клиента.Автоматичес- кие движения больше напоминают сознательные(легко и плавно,но без фокуссировки внимания.
При формулировании процессуальных инструкций используется НОМИ- НАЛЗАЦИЯ или ОБОБЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:"понимание","способность","лю- бопытство" и т.п. Т.О.Словесные шаблоны не должны иметь прямого отношения к сенсор- ным переживаниям,тем самым вызывается "трансдеривационный поиск" клиента (т.е. поиск с обращением к источнику словообразования).
Простейшее выражение :"Так оно и должно быть" - усиление любой реакции клиента.Подстройка к любому переживанию.
ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ: пациент должен представить стену, в которой 3 двери. Он входит в одну из них. После этого гипнотизер проводит рефреминг, в ходе которого он та- ким образом структурирует свою речь, чтобы конкретно помочь подсоз- нанию расширить выбор. Как всегда очень важна обратная связь плюс применение всех остальных правил при необходимости.
Главное качество для коммуникации - сенсорная чувствительность.
Номинализация - для рефреминга вообще. При более конкретном прог- раммировании - более конкретные выражения (до известного предела).
Существует огромная разница между попыткой заставить сознание по- нять что-нибудь и попыткой заставить подсознание сделать что-нибудь --> разная вербализация.
ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИНСТРУКЦИЙ:
1) Извлеките из вашего прошлого какое либо значительное пережива- ние. 2) Попробуйте заново увидеть и услышать, во всех подробностях,все, что тогда с вами произошло,чтобы научиться чему-нибудь новому, не замеченному ранее в этом переживании. 3) Пусть ваше подсознание использует такое понимание во всех со- ответствующих ситуациях в будующем.
"Порождающее" изменение: гипнотический сон эта техника не изменя- ет то, что человек делает плохо, но усовершенствует то, что он уже делает хорошо. (хотя кооственно может влиять и на первое). Гипнотический сон мало отличается от обыкновенного сна. Необходи- мо хорошо представить себе конечный, желаемый результат (выполнение действия "Х" еще лучше). Нужно помнить, что любую двухсмысленную фразу сознание восприни- мает двояко: в прямом и переносном смысле (один гипнотизер говорит "о внутреннем брожении", у части слушателей развились грибковые за- болевания). Лучший способ формулирования тождества: "Чем больше "Х", тем больше "У" (НАПРИМЕР "Чем больше вы сопротивляетесь, тем быстрее войдете в транс".)
УПРАЖНЕНИЕ 7 Разбиться на пары "А" вводит "Б" в глубокий транс. Далее - каталепсия руки. Программа: пациент видет сон, в котором - действие "Х", нуждающиеся в совершенствовании, предложить подсозна- нию тщательно просмотреть во сне процедуру и выявить разницу между
- 13 -
"отличным" и "среднем" исполнении "Х". Рука опускается и в момент прикосновения к телу - мысль кристализуется, подсознание получает выбор,затем - выход из транса. Если действие сложное, имеющее много факторов, то можно предло- жить подсознанию увидеть 6 сноведений, каждое последующее несколько отличающееся от предыдущего. К 6-му сноведению действие будет структурировано и понято сознанием.
ПЕРЕСТРОЙКА РАСПОРЯДКА
Если клиент все еще в трансе, а нужно срочно заканчивать - пе- рестройка распорядка, т.е. процессуальная инструкция, в которой нет смысла, но есть процесс, который программирует дальнейшее поведение клиента.(Например: Продолжайте начавшиеся процессы несмотря на то, что меня не будет с вами и т.п.) При этом - подстройка к дыханию, а так же постгипнотическое предположение. (Вы увидете изменения...)
Подстройка обобщений: гипнотическая утилизация, люди, страдающие фобиями, строят обобщения, связанные с неприятными переживаниями. Таких переживаний может быть немного. Если предложить подсознанию некоторую совокупность приятных переживаний и связать каким либо образом с фобиями - способ лечения.
Счастье - субъективное кинестетическое переживание при котором человек не ощущает боли и испытывает определенного рода стимуляцию нервной системы, которое он описывает сам себе, как достижение ре- зультата, превосходящего ожидания и сответствующего его желаниям.
Гипнотизер который не справляется со своими проблеммами вряд-ли сможет помочь другим.
Один из способов обучить сознание человека - привести положитель- ные примеры, опровергающие представления клиента, на основе этих примеров он подсознательно сможет, сделать обобщение.
ПРИМЕР: Женщина которая немогла ни кому отказать. Причина - детс- кое воспоминание, когда она сказала отцу "нет", а вернувшись домой увидела его мертвым. Лечение: построение широкой базы переживаний (когда она говорила нет, а люди продолжали жить), на основе - обоб- щений.
2 СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ ОБОБЩЕНИЙ:
1) Разрушая уже имеющиеся; 2) Построение новых обобщений. Проще построить новые обобщения, которые не будут противоречить другим. Тем более, что"новое" - это все что содержит хоть что-ни- будь новое. Кроме того ограничения (которые мешают решению проблем- мы), в старом обобщении, по отношению к новому будут нести положи- тельный заряд, т.е. способствовать именноновому обобщению.
ПРИМЕР: переработки (повторное вложение, рефреминг): введение в транс; вызывание неприятного переживания; якоря; метафоры и т.п.; вызывание приятного переживания; снова якоря и т.п.; затем перера- ботка содержания; перекрестное смещение якорей и т.п.; выход из транса.
2 ТИПА МЕТАФОР:
- 14 -
-изоморфическая метафора (Пример: женщина жалуется, что ее две дочери сорятся. Можно рассказать о садовнике, у которого росли два куста роз, которые переплились между собой. Т.е. история однозначно связана с событием. Затем можно ввести в историю либо однозначное, определенное решение, либо неопределенное решение.) -метафоры вызывающие реакции, которые представляют собой исполне- ние приказа, сделать что-либо или не делать что-либо (Пример: Мы с товарищем делали компьютер. Он сказал , что лучше всех разбирается в трансформаторах. Мы не согласились. Он накричал на нас,включил трансформатор в сеть и его убило током. -Эта метафора не конкретна, но вызывает реакцию опасения, нежелание делать что-либо.)
Универсальные истории - те,с которыми каждый может связать свой личный опыт. (Например: почти все люди пережили увлечение, а затем разочарование каким либо видом пищи. Рассказав такую историю о се- бе, можно вызвать одну и туже реакцию - клиенту будут доступны пе- реживания, означающие, что окружающие вещи постоянно меняются, что это возможно.)
ПРИМЕРЫ: Как трудное становится легким - личный опыт изучения ал- фавита; вспомните детство - разный взгляд на мир ползая, делая пер- вые шаги; в школе и т.п. --> способность переоценивать привычные взгляды. Еще одно полезное переживание - когда гипнотизер говорит, что подсознание мудро и на него можно положиться. Пример - бег, сердце- биение, дыхание, т.п.
5 ПЕРЕРАБОТКА В СОСТОЯНИИ ТРАНСА.
ВВЕДЕНИЕ: цель раздела - обучение переработке.
Многие психологи в том числе Фрейд считали, что изличить гипнозом ситмптомы болезни невозможно, ибо вместо измененного симптома бо- лезнь появится в других ("конверсия" -превращение), т.е. заместит- ся. Проблеммы человека могут проявляться в физиологии (паралич руки, онемение и т.п.), в трансе. Например - паралич руки как единствен- ное средство пациента привлечь к себе внимание.Проявляется через подсознание. Подсознательное реагирование отличается от сознательного тем, что кажется бессмысленным, но имеет определенное предназначение. Предназначение - функция что-либо выполняет функцию, если удов- летворяет чему-либо. Это может не иметь осознаного значения функция осуществляется в те самые моменты для организма, когда это целесоб- разно или кажется целесобразным. ПРИМЕР: женщина, прекрасная домохозяйка, очень желающая похудеть. Она покупала ту еду, которую не ела в больших количествах и т.п. Она страдала от этого, так как ее поведение имело подсознательное предназначение. ПРИМЕР: у подсознательно ленивого человека при необходимости вы- полнять случайную работу проявляется паралич руки.
Переработка ( повторное вложение содержания). Цель - общение с подсознанием без помощи сознания в качестве пос- редника. Переработка идет без знания содержания общение с помощью подсознательной сигнальной системы (руки, пальцы и т.п.) 1) Выработка подсознательных сигналов "ДА" и "НЕТ" один из спосо- бов - использование "идеомоторных реакций", т.е. таких движений лю- бой части тела пациента в любой момент времени, который не контро-
- 15 -
лируется сознанием,обычно - "пальцевая сигнализация". Бессознатель- ные движения всегда медлительны и сравнительно более прерывисты. -Вначале - введение в транс вышеизложенными методами, как вариант вождение автомашины. -Разделение сознания и подсознания. (вербально. Кирпич, канат и т.д. - необезательно). -Предложить подсознанию варианты "ДА" и "НЕТ"; кивание и покачи- вание головой,движение пальцев, руки, ноги и т.д. утвердить, что подсознание знает лучше и больше. -Проверить работу сигналов, которые выработало подсознание. -Если сразу не получилось - повторять, предоставить больше выбо- ров; более глубокий транс. 2) Идентификация шаблона поведения, подлежашего изменению. -заставить подсознание пациента отразить все события жизни, кото- рые породили существующие проблеммы и выбрать из них главнейшие и жизнено важные, особенно - вредные шаблоны поведения. -заставить подсознание после выбора подать сигнал "ДА". -сознательно и подсознательно идентифицировать в полне определен- ный шаблон поведения, который он бы хотел изменить. При вербали- зации обозначить шаблон "Х" или "У". 3) Выделение положительной функции поведения. -попросить подсознание передать информацию о пальцевых сигналах в ту его часть, которая заставляет его делать "Х". И когда эта часть подсознания будет полностью контролировать пальцевую сиг- нализацию, оба пальца должны будут подняться так, чтобы я знал об этом. -желаете ли вы позволить своему сознанию узнать, какое действие из всего, что происходит, когда вы делаете "Х", самое важное. Если "ДА". (Если употребить прямой вопрос: "Желаете ли вы сооб- щить об этом?" и получить "НЕТ" - придется все начинать сначала и как-нибудь по-другому). Неважно, узнало ли об этом сознание. Главное чтобы подсознание определило разницу между поведением и его полезным предназначением. 4) Создание новых альтернатив. -желает ли данная область подсознания обратиться к созидательным источникам, функционирующим, когда человек спит и вырабатывает идеи, и выработать некие новые способы поведения, удовлетворяю- щие его положительной функции,отличающиеся от тех, которые ис- пользуются теперь. Эта область должна извлечь весь набор возмож- ных способов поведения. -получив "ДА" - продолжать и попросить ответить "ДА", когда под- сознание найдет 10 новых способов поведения. Если сознание знает шаблон, то оно может узнать и новые способы, но это не обяза- тельно. -вывести из транса в нормальное состояние (в тренировачном упраж- нении) -ЦЕЛЬ ПЕРЕРАБОТКИ - научиться отделить поведение от того, для че- го оно преднозначено, находить подсознанием новые формы поведе-
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |