Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ 12 Кб в архиве
Выдержки из произведения ИЗ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
Ч. У. Ледбитер
От переводчика
Книга "Внутренняя жизнь" (The Inner Life) была составлена из лекций, прочитанных Ч. Ледбитером в Адьяре в 1909 году. В силу этого она имеет фрагментарный характер, тем более что лекции по всей видимости прерывались вопросами, не вошедшими в текст книги; кроме того, она была выпущена в сокращённом варианте. Поэтому, не располагая полным двухтомным изданием, я решил не предпринимать полного перевода. В этот перевод вошли некоторые разделы, связанные главным образом с явлениями астрального плана. Кроме того, я рассчитывал на читателей, уже знакомых с другими книгами этого автора, в связи с чем не стал переводить то, что можно узнать из других книг, уже изданных на русском языке. K. Z.
Здравый смысл Прежде всего и во всех обстоятельствах изучающий оккультизм должен крепко держаться здравого смысла. Он встретится с многими новыми идеями, многими поразительными фактами, и если он позволит странности этих вещей вывести его из равновесия, то результатом увеличения его знаний будет вред вместо пользы. Многие другие качества также желательны для прогресса, но хорошо уравновешенный ум представляет насущную необходимость. На самом деле изучение оккультизма в целом можно охарактеризовать таким образом: это изучение многого из того, что не признаётся обычным человеком Ћ потому это сбор огромного множества новых фактов, а затем адаптация своей жизни к этим новым фактам согласно разуму и здравому смыслу. Весь оккульт зм, о котором я что-либо знаю Ћ это просто апофеоз здравого смысла. Элементал желан я Значительная часть астрального тела оживляется элементальной сущностью*, которая на время отрезана от общей массы астральной материи и становится выражением человека на этом плане. Это живущая, хотя и неразумная сущность. Но у неё есть что-то вроде инстинкта, который м-р Синнетт назвал "зарёй разума", который руководит ей в получении того, что она хочет. Слепо и бездумно, но инстинктивно, она стремится к своей цели и демонстрирует большую изобретательность в достижении объектов своих желаний и продолжении своей эволюции. _________ * Э ементальная сущность или эссенция Ћ это жизнь астральной и менталь ой материи, находящейся на более ранней стадии проявления даже в сравнении с минералами. Она спускается в материю, чтобы одушевить минералы, а позднее Ћ растительную и животную жизнь. Ћ Ред. Эволюция для неё Ћ это погружение в материю; ё цель Ћ стать минеральной монадой. Потому её цель в жизни Ћ приблизиться к физическому плану настолько, насколько возможно, и прийти в соприкосновение с вибрациями самого возможно грубого типа. Она ничего не знает о вас; она не может ни знать, ни вообразить что-либо о вас; но она осознаёт, что отделена от всеобщего запаса, и что это хорошо Ћ быть отдельно. Это не дьявол, и вы не должны думать, что её следует не авидеть. Это часть Божественной Жизни, так же, как и вы, но её интересы диаметрально противоположны вашим. Она хочет эволюционировать* вниз, вы хотите эволюционировать вверх. Она желает сохранить свою отдельную жизнь и чувствует, что может сделать это только посредством соединения с вами. Она сознательна относительно того нечто, что является вашим низшим умом, и сознаёт, что если бы смогла охватить этот ум и убедить вас, что её интересы и ваши Ћ одно, вы бы в большей мере стали поддерживать её чувствами и желаниями. Когда она получает его материю, достаточно вовлечённую, чтобы соответствовать её целям, вы не можете вывести её, и результатом будет то, что некоторое количество этой материи низшего ума будет для вас совершенно потеряно в жизни после смерти. _________ * Лучше было бы сказать Ћ инволюционировать. Ћ Пер. Так что, вы видите, есть элементал желания, преследующий свои собственные цели и не знающий, что причиняет вам ущерб, пытаясь захватить ваш низший ум. Чем больше он сможет захватать, тем лучше для него, поскольку чем больше ментальной материи он сможет захватить, тем дольше будет его астральная жизнь Ћ жизнь, продолжающаяся даже после того, когда вы перейдёте в небесный мир. В теософической манере говорить это известно как тень. Ваше дело Ћ не позволять себе быть обманутыми; он не понимает ничего в вашей эволюции и не ответственен за это; он просто пытается обратить вас для своих собственных целей. Если бы он знал о нашем существовании, мы бы представились ему злыми существами и искусителями, старающимися помешать его эволюции, о которой он знает, что она правомерна для него. Если мы твёрдо не будем позволять нашему астральному телу вибрировать с частотой, характерной для более грубой материи, эта материя будет постепенно выгружаться из ела, которое станет более тонким в своём строении, а элементал желания будет иметь менее активный характер. Давайте осознаем это: этот элементал Ћ не мы. То, что желает этих низких вещей, никогда не является вами, а является этим созданием. Не так уж много мы должны делать, чтобы хорошо бороться с ним, но мы должны успокоиться, сказав: "Это не я, я не хочу этой низкой вещи". Вы ответственны за все его пристрастия и желания, поскольку в своей предыдущей жизни вы сделали его таким, каким он есть. Не то, чтобы это конк етное собрание астральной материи и элементальной сущности существовало тогда; его не было, поскольку оно было собрано заново при вашем нынешнем рождении. Но это точное воспроизведение материи в вашем астральном теле в конце вашей прежней астральной жизни. Тем не менее, это не вы; и вы должны всегда помнить это всю свою жизнь, и ещё более Ћ во время жизни после смерти, поскольку у него тогда будет ещё большая сила обманывать вас. Но вы можете подумать, что таким образом препятствуя ему влиять на вас, вы прерываете его эволюцию. Вовсе нет. Вы приносите пользу элементалу, если контролируете свои низшие чувства и твёрдо стоите на своём. Это верно, что вы не развиваете его низшие стороны, но вы можете оставить низшие и развивать высшие. Животное может поддерживать низшие типы вибраций ещё лучше, чем вы, в то время как никто кроме человека не может развивать высший тип сущности. После смерти физич ского тела обычный человек, обо всём этом никогда не слышавший, при пробуждении по ту сторону обнаруживает себя в совершенно неожиданном положении дел, и при этом бывает в большей или меньшей степени обеспокоен. Наконец, он принимает эти обстоятельства, которых не понимает, думая, что они необходимы и неизбежны. Некоторые Ћ несомненно, но некоторые Ћ нет, и при помощи знания последние могут быть преодолены. Элем нтал боится, поскольку знает, что смерть физического тела означает, что срок его отдельной жизни ограничен; он знает, что астральная смерть человека последует более или менее скоро, и тогда он потеряет средства к получению живых и интенсивных ощущений. Поэтому он принимает лучший, о котором он только может подумать, из планов сохранения астрального тела человека. По всей видимости, он знает достаточно из астральной физики, чтобы понять, что грубейшая материя может до ьше держаться вместе и лучше всего противостоять трению. Потому он располагает материю кольцами, самой грубой Ћ наружу. И поступая так, он прав Ћ с его точки зрения. Перераспределение, которое производит элементал желания после смерти, делается по поверхности астрального соответствия физического тела, а не по поверхности окружающего его яйца. Таким перераспределением материи астрального тела элементал зап рает вас в футляр из астральной материи, который позволяет вам видеть слышать только вещи низшего и грубейшего плана. Если вы возражаете против того, чтобы быть запертыми таким образом, он пытается заставить вас поверить, что если вы крепко не укоренитесь в грубейшей материи, вы уплывёте и потеряетесь в туманной неясности. Элементал пытается вселить чувство ужаса в человека, который пытается стряхнуть это перераспределение, чтобы удержать его от этого поступка. Но если, напротив, вы станете своей волей противодействовать ему, сразу же наступит перемена. Частицы астрального тела все будут перемешаны, как и при жизни; и вы вследствие этого сможете ощущать все подпланы. Последняя борьба с ним имеет место при завершении астральной жизни, поскольку Я тарается при этом вобрать обратно в себя всё, что оно отправило в воплощение в начале жизни, которая сейчас завершается Ћ покрыть "основной капитал", который оно инвестировало, плюс получить "прибыль" опыта, приобретённого в течение этой жизни, и качеств, в ней развитых. Но при попытке сделать это встречается с решительным сопротивлением элементала желания, которого оно само создало и кормило. Хотя его с трудом можно было бы назвать разумным, он обладает сильным инстинктом самосохранения, заставляющий его сопротивляться грозящему ему умиранию со всей имеющейся у него в распоряжении силой. В случае простых смертных он добивается в своих стараниях некоторого успеха, поскольку значительная часть умственных способностей в течение жизни управлялась низшими желаниями и проституировалась для их надобностей; говоря иными словами, низший ум был столь серьёзно опутан желаниями, что невозможно его полностью освободить. Потому в результате этой борьбы некоторая часть ментальной и даже каузальной материи удерживается в астральном теле после того, как Я совершенно отделилось от него. Если же человек во время жизни полностью покорил свои низшие желания и освободил низший ум от желаний абсолютно, тогда никакой борьбы практически нет и "я" сохраняет и "основной капитал", и "прибыль"; но к несчастью существует и противоположная крайность, когда оно не может сохранить ничего. Таким образом наше дело и при жизни, и после смерти Ћ контролировать элементал желания, и не позволять ему управлять нами. Осознайте, что вы бог в творении. Вся сила и мощь вселенной Ћ на вашей стороне. В результате можно быть уверенным. Встаньте на сторону Закона, и всё станет проще. Абсолютный контроль страстей исключительно желателен, но достигается немногими. Функционируя на астральном плане, вы должны владеть собой. Вы увидите много ужасных вещей, и если не все ваше чувства полностью находятся под контролем, вы легко можете сделать что-нибудь, о чём будете сожалеть. Здесь, на земле, люди часто допускают случайную грубость и в ус не дуют; чёрствый школьный учитель, например бьёт ребёнка, не осознавая своей злости, но на астральном плане отвратительность такого поступка сразу же очевидна, и даже ужасная карма, которая следует, часто может быть видима. В астрале вы видите полные последствия даже недоброго слова. Ужасные и сильные страсти часто могут привлечь низкие разновидности существ, которые входят в мыслеформы и наслаждаются вибрациями. Такие оживлённые мыслеформы могут продолжать существование годами и даже вызывать феномены полтергейс а. Потерянные души Здравый смысл теософического учения даёт несказанное облегчение осв бождения от ужасного кошмара доктрины вечного проклятия, которой ещё придерживаются самые невежественные из христиан, не понимающих истинного смысла некоторых фраз приписываемых Евангелиями их основателю. Но некоторые из наших учеников, преисполненные энтузиазмом от блистательного открытия, что каждая единица должна в конечном счёте достичь совершенства, обнаруживают свою радость в чём-то омрачённой ужасными догадками, что кроме этого существуют условия, при которых душа может быть потеряна, и они начинают интересоваться, действительно ли царство божественного закона имеет вселенскую природу, и может быть есть некий метод, который человек может изобрести, чтобы ускользнуть из владений логоса и разрушить себя. Пусть такие сомневающиеся успокоятся; воля логоса бесконечно сильнее любой человеческой воли, и даже крайняя изобретательность не сможет пересилить его. Это правда, что он позволяет человеку использовать свою свободную волю, н только в чётко обозначенных пределах; если человек использует свою волю хорошо, эти пределы быстро расширяются, и при этом ему даётся всё больше и больше сил управлять своей собственной судьбой; но если он использует эту волю во зло, этим он усиливает ограничения; так что в то время как его возможности к добру практически неограничены, поскольку содержат в себе потенцию бесконечного роста, его возможности делать зло жёстко ограничены. И это не по причине какого-то недостатка в действии закона, а потому что в одном случае он направляет свою волю в том же направлении, в котором действует воля логоса, и плывёт таким образом с эволюционным потоком, а в другом он борется против него. Термин "потерянные души" выбран не лучшим образом*, поскольку почти неизбежно понимается превратно и ему приписывается гораздо больше, чем он на самом деле значит. В повседневной речи термин "душа" применяется с раздражающей неточностью, но в целом полагается, что он означает более т нкую и постоянную часть человека, так что для человека с улицы "потерять душу" значит потерять себя, пропасть совсем. Это именно то, чего никогда не может произойти; потому это выражение приводит к заблуждению, и изучающим было бы полезно ясное изложение фактов. Представляется, что есть три класса таких фактов; давайте по очереди их рассмотрим. _________ * Лучше было бы сказать Ћ "потерянные личности". Ћ Пер. 1. Те, кто выпадет из этой эволюции в середине пятого круга. Это выпа ение Ћ именно эоническое (не вечное) проклятие, о которой Христос говорил, как о вполне реальной опасности для некоторых из его непробуждённых слушателей Ћ проклятие, означающее просто решение, что они не готовы пока к высшему прогрессу, но это не предполагает осуждения, исключая случаи, когда возможностями пренебрегли. Теософия учит нас, что все люди братья, но не тому, что все они равны. Между ними есть огромные различия; они вступили в человеческую эволюцию в различные периоды, так что некоторые из них Ћ куда более старые души, чем другие, и стоят на совсем другом уровне лестницы развития. Старшие души естественно учатся быстрее, чем более молодые, и таким образом расстояние между ними постоянно увеличивается и со временем достигается точка, в которой условия, необходимые для одного типа, совершенно непригодны для другого. Мы можем взять полезную и работающую аналогию, подумав о детях в школьном классе. Учителю класса предстоит год работы, чтобы подготовить своих мальчиков к определённому экзамену. Он распределяет работу Ћ столько-то на первый месяц, столько на второй, и так далее, начиная курс с самого лёгкого и переходя постепенно к более трудному. Но мальчики Ћ различного возраста и способностей; некоторые учатся быстро и обгоняют средний уровень, в то время как другие отстают. Новые ученики также постоянно приходят в его класс, причём некоторые из них едва соответствуют его уровню. По прошествии полугода он решительно закрывает список для приёма и отказывается принимать новых учеников. Это имело место для нас в середине четвёртого круга, после которого дверь для перехода из животного царства в человеческое была закрыта, кроме некоторых исключительных случаев, относящихся к будущему; так же как у нас немного людей, достигших адептства, являющихся не запоздал ми остатками предыдущей цепи, а людьми, опередившими остальное человечество. Таким же образом есть лишь немного животных, находящихся в стадии индивидуализации, большинство же их, как ожидается, достигнет её в конце седьмого круга. На следующей планете будет сделано распределение, благодаря которому эти исключения получат возможность принять примитивные человеческие тела. Чуть позже учитель сможет ясно предвидеть, что некоторые из его учеников несомненно сдадут экзамен, шансы других сомнительны, и есть такие, которые несомненно потерпят неудачу. И будет вполне резонно, если он скажет этим последним: "Теперь мы достигли стадии, когда дальнейшие занятия этого класса будут бесполезны для вас. Вы никакими усилиями не сможете достичь требуемого стандарта за время, оставшееся до экзамена; более продвинутое учение, которое будет даваться теперь, совершенно для вас неподходяще; и поскольку вы не сможете понять его, вы не только потратите зря время, но и будете мешать остальному классу. Потому для вас будет лучше перейти в предыдущий класс, совершенствоваться там на подг товительных уроках, которые вы ещё не вполне выучили, и возвратиться н этот уровень в следующем году, когда вы непременно оправдаете доверие." Именно это и будет сделано в середине пятого круга. Те, кто за оставшееся время никакими усилиями не сможет достичь предписанной цели, будут отп авлены назад в низший класс, и если его двери ещё не будут открыты, они будут ждать в мире и счастье до назначенного времени. Их можно назвать потерянными для нас, потерянными для этой конкретной небольшой волны эволюции, к которой мы принадлежим, они больше нам не "однокурсники", как мы говорим в колледже. Но они несомненно будут "людьми следующего года" Ћ и даже ведущими в нём, по причине того, что эту работу они уже выполняли и этот опыт они уже имели. Большинство этих людей терпят неудачу потому, что они слишком молоды для этого класса, хотя были слишком стары, чтобы поместить их классом младше. У них было преимущество пройти первую половину работы класса, и потому они пройдут его следующий раз легко и охотно и смогут помогать своим остающим соученикам, не имеющим этих преимуществ. Ведь тех, кто слишком молод для работы, нечего бранить за неудачу. Но есть и ещё большой класс тех, кто мог бы преуспеть решительными усилиями, но потерпел неудачу из-за недостатка этих усилий. Они в точности соответствуют ученикам, отстающих от класса не потому, что слишком молоды, а потому что слишком ленивы. Их судьба будет такой же, как и у остальных, но очевидно, что в то время как те не заслуживали осуждения, поскольку старались изо всех сил, эти заслуживают, поскольку не делали этого. Это людям этого класса адресовались увещевания Христа Ћ людям, у которых были возможности и способности для достижения спеха, но которые не прилагали необходимого усилия. Это о них мадам Блаватская говорит в таких сильных выражениях, как "бесполезные трутни, отказывающиеся стать сотрудниками природы, которые будут погибать миллионами в течение манвантарического жизненного цикла" ("Тайная Доктрина", т. III, с. 526). Но заметьте, что эта "гибель" имеет место лишь для этого "манвантарического жизненного цикла", и это значит для них лишь задержку, а не полное вымирание. Задержка Ћ это худшее, что может случиться с людьми при обычном ходе эволюции. Такая задержка несомненно весьма серьёзна, но как бы плоха она ни была, это лучшее, что может быть сделано при этих условиях. Если по причине молодости, или по причине лени и упрямства эти люди потерпели неудачу, ясно, что они требуют дополнительного обучения, и его они должны получить. Очевидно, что это самое лучшее для них, даже если это значит многие жизни Ћ жизни, многие из которых могут быть мрач ыми и содержать много страданий. Тем не менее, они должны пройти до конца, потому что это единственный способ, которым они могут достичь уровня, которого более продвинутые расы уже достигли подобной же продолжительной эволюцией. Это с целью спасения столь большого, насколько возможно, количества людей от этого дополнительного страдания сказал Христос своим ученика : "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари; кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет". Ведь крещение и соответствующие ритуалы в других религиях являются знаком посвящения жизни службе братству, и человек, способный схватить истину, и следовательно обращающий своё лицо в правильном направлении, несомненно будет среди "спасённых", которые избегут проклятия в пятом круге; в то время как те, кто не возьмёт на себя труд увидеть истину и следовать ей, будут несомненно осуждены. Но помните, что "проклятие" значит всего лишь отвержение из этого "эона" или цепи миров, отбрасывание назад, в следующую из идущих друг за другом волн жизни. "Потерянные души", если хотите, потеряны для нас, возможно, но не для логоса; так что их лучше охарактеризовать, как временно отложенные. Конечно, не следует предполагать, что "вера", которая спасёт их, есть знание теософии; не имеет значения в конце концов, какова их религия, когда они стремятся к духовной жизни, когда они определённо встали на сторону добра и против зла и бескорыстно трудятся, направляясь вперёд и вверх. 2. Случаи, в которых личность настолько усилена, что Я практически отключается от неё. Среди них есть две разновидности Ћ те, кто живут лишь в своих страстях, и те, кто живут лишь в своих умах; и поскольку оба типа вовсе не необычны, стоит попытаться точнее понять, что же с ними происходит. Мы часто говорим о Я, как погружающим себя в материю низших планов, и всё же мн гим из изучающих не удаётся осознать, что это не просто манера говорить, но имеет очень определённую и материальную сторону. Я обитает в каузальном теле, и когда оно в дополнение принимает на себя ментальное и астральное тела, эта операция включает действительное вовлечение части материи казуального тела в материю этих низших астрального и ментального типов. Мы можем рассматривать это "погружение" как что-то вроде инвестиции, вкладываемой Я. Как при всяком инвестиро ании, так же и здесь; оно надеется получить назад больше, чем вкладывает, но есть риск разочарования Ћ вероятность, что оно может потерять что-то из вложенного, или при некоторых исключительных обстоятельствах может произойти полная потеря, которая оставляет его в действительности не полным банкротом, но без капитала в распоряжении. Давайте более детально ра работаем эту аналогию. Я владеет в своём каузальном теле материей рёх типов Ћ первого, второго и третьего подпланов ментального; но для огромного большинства человечества ещё не существует никакой деятельности за пределами низшего из этих трёх типов, и даже эта обычно лишь частична. Вот поэтому только некоторая часть этого низшего типа каузальной материи может быть отправлена на низшие уровни, и даже от этого лишь небольшая часть может быть опутана ментальной и астральной материей. Контрол Я над тем, что он отправляет вниз, очень слаб и несовершенен, потому что оно ещё полусонно. Но по мере того, как его физическое тело растёт, его астральное и ментальное тела также развиваются и каузальная материя, захваченная ими, пробуждается энергичными вибрациями, достигающими её через них. Эта часть части, которая полностью вовлечена, даёт жизнь, энергию и чувство индивидуальности этим про одникам, а они в свою очередь сильно действуют на неё и вызывают ней острое осознание жизни. Это энергичное осознание жизни Ћ в точности то, что ей и нужно, сама та цель, ради которой она и погружена; и это о жажде этого острого осознания говорится, как о тришне (жажда проявленной жизни, желание ощущать себя на самом деле живым), силе, которая снова вводит Я в воплощение. Но лишь по причине ого, что эта малая часть имела эти переживания и потому намног более пробуждена, чем остальная часть Я, она часто бывает так усилена, что думает о себе, как о целом, забывает на время об отношении к "своему отцу, который на небесах". Она может временно отождествить себя с материей, посредством которой она должна работать, и может сопротивляться влиянию той другой части, которая спущена, но не вовлечена Ћ того, что формирует связь с огромной массой Я, находящейся на его собственном плане. Чтобы понять то более полно, мы должны представить эту порцию Я, которая пробуждена на третьем подплане ментального (всегда помня, как мала эта часть по отношению к целому) саму разделённой на три части Ћ (a), которая остаётся на своём собственном плане, (b), которая спускается, но остаётся не вовлечённой в низшую материю, и (c), которая основательно опутана низшей материей и получает вибрации через неё. Они расположены нисходящей шкалой, ведь как (a) представляет очень малую часть истинного Я, так и (b) Ћ лишь малая часть (a), а (c) в свою очередь Ћ малая часть (b). Второе действует, как связующее звено между первым и третьим; мы можем символически обозначить (a) как тело, (b) Ћ как протянутую руку, а (c) Ћ как кисть, которая хватает, или скорее, как кончики пальцев, погруженные в материю. Здесь мы имеем очень тонко сбалансированное расположение, на которое можно влиять разными способами. Намерение, с которым кисть (c) должна хватать крепко и вести материю, в которую она вовлечена, всё время полностью направляется телом (a) через руку (b). При благоприятных условиях из (a) через (b) в (c) может быть перелита дополнительная сила и даже добавочная материя, так что контроль может становиться более и более совершенным; (c) может расти в размере, также как и сила, и чем больше так происходит, тем лучше, пока сообщение через (b) свободно функционирует и (a) сохраняет контроль. Ведь само вовлечение каузальной материи, составляющей (c), пробуждает его к энергичной активности и точности отклика на тонкие оттенки вибрации, чего она не может получить никаким другим способом, и это, когда передаётся через (b) к (a), означает развитие Я. К сожале ию, ход событий не всегда следует вышеизложенному идеальному плану работы. Когда контроль (a) слаб, иногда случается, что (c) так основательно влипает в низшую материю, что на самом деле отождествляет себя с ней и на время забывает своё высокое положение, и думает о себе, как о всём Я. Если это материя низшего ментального плана, мы получим здесь на физическом плане человека совершенно материалистического. Возможно, он будет проницательно интеллектуален, но не духовен скорей всего он будет нетерпим к духовности и совершенно неспособен её понять или оценить. Возможно, он назовёт себя практичным, реалистичным, несентиментальным, в то время как на самом деле он твёрд, ак каменный жернов, и по причине этой твёрдости его жизнь Ћ неудача, и о не делает прогресса. Если материя, в которую он так фатально захвачен, астральная, то он будет (на физическом плане) тем, кто думает только о своём собственном удовольствии, кто абсолютно безжалостен в преследовании какого-нибудь объекта его сильного желания, человеком крайне беспринципным и жестоко эгоистичным. Такой человек живёт в своих страстях, точно так е, как человек, захваченный ментальной материей, живёт в своём уме. О сл чаях, подобных этим, в нашей литературе говорится, как о "потерянных душах", хотя и не безвозвратно потерянных. Мадам Блаватская говорит о них: "Однако, для человека, потерявшего свою Высшую Душу в силу своих пороков, есть надежда, пока он ещё в теле. Он может быть ещё выкупить свой залог и обратить свою материальную природу. Потому что сильное чувства раскаяния, или единое искреннее взывание Я, которое его покинуло, или лучше всего, активная попытка вступить на путь исправления, может вернуть Высшее Я. Связующая нить нарушена ещё не полностью." ("Тайная Доктрина", т. III, с. 527). Бывают случаи, когда (c) восстаёт п отив (b) и оно вытесняется в направлении (a), тогда "рука" становится асслабленной и почти парализованной, её сила и субстанция выводится в тело, в то время как "кисть" предоставляется самой себе и производит свои собственные отрывистые и спазматические движения, не контролируемые мозгом. Если отделение может стать полным, это будет соответствовать ампутации запястья, но это очень редко имеет место в течение физического существования, хотя связь сохраняется лишь в той мере, которая необходима для поддерж вания жизни в личности. Как говорит Блаватская, такой случай не совсем безнадёжен, потому что даже в последний момент через эту парализованную руку можно влить свежую жизнь, если применить достаточное усилие, и таким образом Я сможет вернуть некоторую часть (c), как оно уже вернуло б'ольшую часть (b). Тем не менее, такая жизнь будет потрачена зря, поскольку даже если человек ухитрится избежать серьёзных потерь, он так или иначе ничего не п иобретёт, и много времени будет выброшено на ветер. Вполне можно подумать, что немыслимо было бы, чтобы человек типа описанного мной мог избежать серьёзных потерь, но к счастью для возможностей нашего прогресса, законы, по которым мы живём, таковы, что добиться серьёзных потерь нелегко. Причина этого возможно станет ясна при учёте следующих соображений. Вся деятельность, ко орую мы называем злой, проводись она в виде эгоистичных мыслей ментально о плана или эгоистичных чувств астрального, неизменно демонстрирует себя, как вибрации самой грубой материи этих планов, принадлежащей к самым низшим их уровням. С другой стороны, каждая добрая и бескорыстная мысль или эмоция приводит в вибрацию некоторые из высших типов материи своего плана; и поскольку эта более тонкая материя может быть гораздо приведена в движение, то же самое количество силы, потраченной на добрую мысль или чувство, производит результат возможно в сто раз больший, чем если бы оно было послано в грубейшую материю. Если бы это было не так, очевидно, что обычный человек не мог бы делать никакого прогресса вообще. Мы возможно не будем несправедливы к неразвитому мирскому человеку, если предположим, что 90% его мыслей и чувств эгоцентричны, если не действительно эгоистичны; если 10% их духовны и бескорыстны, он уже в чём-то поднялся над средним уровнем. Очевидно, что если бы эти п опорции произвели соответствующие им результаты, огромное большинство человечества делало бы на каждый шаг вперёд девять шагов назад, и мы имели бы такой быстрый регресс, что всего несколько воплощений отбросили бы нас к животному царству, из которого мы эволюционировали. К счастью для нас, эффект этих 10% силы, направленных на добрые цели, значительно перевешивает эффект 90%, посвящённых э оистичным целям, и таким образом в целом такой человек заметно продвига тся от жизни к жизни. Человек, который может продемонстрировать лишь 1% доброго и то немного продвигается, так что легко понять, что человек, счёт которого точно сбалансирован, то есть у которого не происходит ни продвижения, ни регресса, должен жить определённо злой жизнью, в то время как чтобы добиться действительного нисхождения в эволюции, человек должен быть необычайно отъявленным негодяем. Благодаря этому благ детельному закону мир медленно, но верно развивается, даже если мы видим вокруг себя так много нежелательного; и даже такие люди, каких я описал, не могут в конце концов пасть очень глубоко. Они потеряли скорей время и возможность, чем истинное положение в эволюции; но терять время и возможности Ћ это всегда означает дополнительное страдание. Чтобы увидеть, что они отеряли и чего им не удалось сделать, вернёмся на время к аналогии с нвестированием. Я ожидает восстановить то, что оно отряжает с целью получения прибыли в низшую материю Ћ часть, которую мы назвали (c) Ћ и ожидает, что она улучшится и в качестве, и в количестве. Её качество улучшается, потому что она становится намного более пробуждённой и способной на немедленный и точный отзыв на более широкую гамму вибраций, чем ранее Ћ свойство, которое (c), будучи опять поглощено, обязательно передаёт (a), хотя конечно запа энергии, который произвёл мощную волну в (c) вызывает лишь рябь, будучи распределен по субстанции (a). Здесь следует отметить, что хотя проводники, содержащие как грубейшие, так и тончайшие типы материи соответствующих планов, могут отвечать на злые мысли и эмоции и выражать их, и хотя их возбуждение такими вибрациями может вызывать смятение в опутанной ими каузальной материи (c), совершенно невозможно, чтобы эта материя (c) воспроизводил эти вибрации и передавала их к (a) или (b). Материя трёх высших ментальных уровней может вибрировать на частоте низшего плана не более, чем струна скрипки, настроенная на определённую высоту, сможет производить ноту низшего тона. (C) должно увеличиться в количестве, также как и в качестве, потому что каузальное тело, подобно всем другим проводникам, постоянно заменяет свою материю, и когда определённой части его даётся особое упражнение, эта часть растёт в размере и становится сильнее, в точности как происходит с физическими мускулами при их применении, Каждая земная жизнь есть возможность, тщательно рассчитанная на такое развитие в качестве и количестве, какое требуется Я в наибольшей степени; неудача в использовании этой возможности значит неприятности и задержку другого подобного воплощения, а его страдания возможно будут отягощены дополнительно заработанной кармой. Супротив прироста, которого Я имеет право ожидать от каждого воплощения, мы должны вычесть определённое количество потерь, которые на ранних стадиях едва ли можно избежать. Чтобы быть эффективным, контакт с н зшей материей должен быть очень тесным, и обнаруживается, что когда это ак, вряд ли и возможно вернуть каждую частицу, особенно из соединения с астральным проводником. Когда приходит время для отделения от него, почти всегда тень, в которую Я частично вовлечено, и которая не является просто скорлупой распадающейся материи, остаётся на астральном плане; и само это отличие означает, что что-то из каузальной материи потеряно. Исключая случаи необычно плохой жизни, это количество однако намного меньше, чем было приобретено ростом, и потому в целом дело оказывается прибыльным. У людей, подобных тем, что я описал Ћ живущих всецело в своих страстях и своих умах Ћ не будет прибыли ни в качестве, ни в количестве, поскольку эти вибрации не такие, какие могут быть запасены в каузальном теле; а с другой стороны, поскольку вовлечение было весьма сильным, непременно должна будет обнаружиться заметная потеря, когда произойдёт разделение. Мы не должны позволить себе быть сбитыми с толку аналогией с рукой и думать о (b) и (c), как о постоянных принадлежностях Я. Во время периода жизни они могут рассматриваться как отдельные, но в конце каждой жизни они возвращаются в (a), и результат их опыта распределяется по всей его субстанции; так что когда для Я приходит время снова отправить часть себя в воплощение, он не посылает снова старые (b) и (c),поскольку они были поглощены им и стали частью его, подобно тому, как чашка воды, вылитая в ведро, становится частью его воды и не может быть от неё отделена. Всякое красящее вещество, присутствовавшее в чашке, распределяется (хотя и более бледным оттенком) по всему ведру воды; и это красящее вещество можно взять в качестве символа качеств, развитых опытом. Точно так же, как было бы невозможным взять назад из ведра ту же чашку воды, так и Я не может выдвинуть снова те же (b) и (c). План этот един с тем, с которым оно было знакомо, не став ещё Я вообще, поскольку он идентичен с тем, которому следует групповая душа, исключая то, что последняя посылает вниз много щупалец одновременно, в то время как Я выпускает только одно за раз. Потому личность в каждом воплощении другая, хотя Я, стоящее за ней, то же самое. 3. Случаи, в которых личность захватывает спущенную вниз часть Я и действительно отделяется, к счастью исключительно редки, но они случались и представляют самую ужасную катастрофу, которая может произойти со связанным с ней Я. В этом случае (c) вместо того, чтобы оттолкнуть (b) и отправить его обратно к (a), постепенно поглощает (b) и отделяет его от (a). Этого можно достигнуть лишь определённым упорствованием в намеренном зле Ћ короче, в чёрной магии. Если вернуться к наш й прежней аналогии, это эквивалентно ампутации до плеча или потере всего доступного капитала. К счастью для Я, оно не может потерять всё, потому что (b) и (c) вместе взятые Ћ лишь малая часть (a), а за ним стоит огромная неразвитая часть Я, относящаяся к первому и второму ментальным подпланам. К счастью человек, как бы он ни был немыслимо глуп или зол, не может совершенно разрушить себя, поскольку не может привести эту высшую часть в действие, пока не достигнет уровня, ри котором такое зло немыслимо. Теперь, когда срединная точка нашего погружения в материю пройдена в схеме эволюции, вся сила вселенной напирает вверх, в направлении единства, и человек, который хочет сделать всю свою жизнь разумным сотрудничеством с природой, получает как часть своего вознаграждения постоянно возрастающее восприятие реальности этого единства. Но с другой стороны очевидно и то, что человек, ставящий себя в оппозицию природе, вместо того, чтобы бескорыстно трудиться на пользу всех, может н йти всякой имеющейся у него способности низкое применение для эгоистич ских целей; и в отношении их, также как и других, верно старое высказывание: "Истинно говорю вам: они уже получают награду свою." Они растрачивают свои жизни в стремлении к отделённости, и через долгое время они достигают её. Но сказано, что их судьба Ћ переживание ощущения, что они совершенно одни в пространстве Ћ самая ужасная судьба, которая только может постигнуть сынов человеческих. Необычное разв тие эгоизма Ћ это характеристика чёрного мага, и лишь в их рядах могут быть обнаружены люди, подверженные опасности этой ужасной судьбы. Многочисленны и отвратительны их разновидности, но все они могут быть отнесены к одному из двух больших классов. И те, и другие используют те оккультные искусства, которыми они владеют, для чисто эгоистических целей, но цели эти различны. У более обычного и менее опасного из этих типов преследуемая цель заключается удовлетворении чувственного желания какого-нибудь вида, и естественно, что результатом жизни, посвящённой ничему, кроме этого, будет фокусирование энергий человека в теле желаний; так что человек, работающий в этом направлении, преуспевает в изничтожении в себе всякого чувства бескорыстия и любви, каждой искры высшего побуждения, и естественно, не остаётся ничего, кроме не знающего раскаяния безжалостного монстра вожделения, который после смерти обнаруживает себя неспособным, да и не желающим подняться над низшим подразделением астрального плана. Весь ум, которым он располагает, находится абсолютно в тисках желания, и когда происходит борьба, Я не может вернуть ничего и обнаруживает себя вследствие этого значительно ослабленным. Неосторожно допуская это, Я на время отсекает себя от потока эволюции, от могучей волны жизни логоса, и таким образом, пока оно не сможет вернуться в воплощение, оно стоит (как ему представляется) вне этой жизни, в остоянии авичи, недвижно. Даже когда оно вернётся в воплощение, оно не сможет быть среди тех, кого знало раньше, поскольку у него осталось недостаточно свободного капитала, чтобы обеспечить одушевление ума и тела, соответствующих его прежнему уровню. Он должен довольствоваться теперь проводниками куда менее развитого типа; поскольку в эволюции он отбросил себя далеко назад и снова должен взбираться по многим ступеням лестницы. Было сказано, что он может даже отбросить себя так далеко, что что не сможет найти в мире, в его теперешнем состоянии, человеческого тела, достаточно низкого для проявления, которое требуется ему теперь, так что он может даже потерять возможность принимать какое-либо дальнейшее участие в этой схеме эволюции, и потому должен будет ждать в состоянии, подобном анабиотическому, до начала другой. Что же тем времене происходит с ампутированной личностью? Это больше не постоянное р звивающееся существо, но она всё ещё полна яростной и всецело злой жизни, совершенно без раскаяния или ответственности. Поскольку судьба её, до её разрушения Ћ находиться среди неприятного окружения, называемого "восьмой сферой", естественно, что она старается поддержать некую разновидность существования на физическом плане так долго, насколько это возможно. Вампиризм некоторого вида Ћ это единственное средство продолжения её губительного существовани , и когда это не удаётся, она хватается за любое доступное тело, изгоняя законного владельца. Выбранное тело очень часто может быть телом ребёнка Ћ и потому что от него можно ожидать, что оно проживёт дольше, и потому что Я, которое ещё толком не вступило во владение своим телом, может быть более легко изгнано. Несмотря на её бешеные попытки, её силы скоро начинают изменять ей, и я думаю, что неизвестно такого примера, когда бы ей удавалось успешно похитит другое тело, после того, как износилось первое, украденное ею. Это создание Ћ демон самого страшного типа, монстр, для которого нет постоянного места в схеме эволюции, к которой мы принадлежим. Потому его естественная тенденция стремиться прочь из этой эволюции, и быть отправленным непреодолимой силой закона в ту астральную выгребную яму, которая в ранних теософических трудах называлась восьмой сферой, поскольку то, что входит в неё, стоит вне кольца семи миров и не может вернуться в их эволюцию. Там, в окружении отвратительных останков всей концентрированной подлости прошедших веков, вечно горя желанием, не имеющим однако возможности удовлетворен я, этот монстр медленно разлагается, его ментальная и каузальная материя наконец освобождается Ћ чтобы уже никогда не соединиться с Я, от которого она оторвалась, но распределиться среди прочей материи этого плана, чтобы постепенно входить в свежие комбинации и прилагаться к лучшему применению. Утешительно знать, что такие сущности столь редки, что практически неизвестны, и что в их силах хватать только тех, кто имеет в своей природе недостатки подобн го же типа. Но есть и другой тип чёрных магов, по внешнему виду более респектабельный, но ещё более опасный, поскольку более могущественный. Такой человек вместо того, чтобы полностью отдаться чувственности того или иного типа, ставит перед собой цель более утончённую, но не менее беспринципную и эгоистическую. Его целью в действительности является достижение высшей и большей оккультной силы, но для использования её всегда лишь для собственного удовлетворения и продвижения, увеличения своей собственной амбиции или удовлетворения своей мести. Чтобы дос ичь этого, он принимает весьма строгий аскетизм в том, что касается обыч ых плотских желаний, и изгоняет более грубые частицы из своего астрального тела так же тщательно, как делает это ученик Великого Белого Братства. Но это всего лишь менее материальная разновидность желания, в которое он позволил вовлечься своему уму; центр его энергии тем не менее лежит в личности, и когда в конце астральной жизни наступает время разделения, Я неспособно восстановить и самой малой части из своих вложений. Поэтому человека ждёт результат, во многом сходный с предыдущим случаем, за исключением того, что он будет оставаться в контакте с личностью намного дольше, и в некотором роде разделит её переживания в такой мере, в какой возможно для Я разделять их. Судьба этой личности, однако, совсем другая. Его сравнител но разреженная астральная оболочка недостаточно сильна, чтобы задержать его на какой-нибудь период времени на астральном плане, и всё же он совершенно потерял контакт с небесным миром, который должен бы стать его обиталищем. Ведь все усилия жизни этого человека были направлены на то, чтобы убить те мысли, результаты которых обнаруживаются на этом уровне. Его единственным стремлением было противостоять естественной эволюции, отделить себя от великого целого и воевать против него; и насколько это касается личности, он в этом преуспевает. Она отрезана от света и жизни солнечной системы; всё, что ей осталось Ћ это чувство абсолютной изоляции, будто она одна во вселенной. Мы видим поэтому, что в этом более редком случае потерянная личность практически разделяет судьбу Я, от которого она отделяется. Но в случае Я акой опыт лишь временный, хотя он может продолжаться столько, что мы м гли бы назвать это достаточно долгим временем. Концом этого для него будет новое воплощение и свежая возможность. Для личности однако, концом этого будет распад Ћ неизбежный конец для того, кто отрезал себя от своего источника; но кто может сказать, через какие стадии ужаса может пройти потерянная личность. Всё же следует помнить, что никакое из этих состояний не вечно Ћ и что никакое из них не может быть достигнуто, кроме как намеренным, на протяжении всей изни, упорствованием во зле. Я слышал от г-жи Безант о ещё одной, ещё более отдалённой возможности, примера которой самому мне никогда не приходилось видеть. Так же, как (c) может поглотить (b) и восстать против (a), встать на своё собственное довольствие и отпасть, точно так же в пределах практически возможного может статься, что смертельная болезнь отделённости и эгоизма может поразить также и (a). Оно также может быть затянуто в монстроидальный рост зла и оторвано от неразвитой части Я, так что само каузальное тело может быть ожесточиться и быть унесено, а не только лишь личность. Если это так, то это составит ещё и четвёртую группу, и будет соответствовать не ампутации, а полному разрушению тела. Такое Я не сможет перевоплощаться в человеческой расе; хотя и будучи Я, оно упадёт в глубины животной жизни и ему потребуется целый период цепи, чтобы восстановить статус, им потерянный. Но это, хотя теоретически и возможно, вряд ли мыслимо. Всё же следует заметить, что даже тогда неразвитая часть Я остаётся проводником монады. Мы узнаём, что ми лионы отставших Я, неспособных уже вынести усилий высшей эволюции, в падут в середине пятого круга и придут на гребне следующей волны; что те, кто живёт эгоистически, интеллектом ли или страстями, подвергают сами себя своей опасности, и серьёзно рискуют пережить потери и страдания; и что те, кто так глупы, чтобы баловаться чёрной магией, могут навлечь на себя ужасы, от которых в трепете сжимается воображение; но что термин "потерянная душа" в конечном счёте ошибочен, поскольку каждый человек Ћ искра божественного огня, и отому ни при каких условиях не может быть потерян или уничтожен. Воля логоса Ћ это человеческая эволюция. В своей слепоте мы можем некоторое время сопротивляться ему, но для него время Ћ ничто, и если мы не можем увидеть сегодня, он терпеливо ждёт до завтра, но в конце его воля всегда исполняется. Фокус созна ия Сознание человека может быть сфокусировано только на одном проводнике в одно время, хотя он может одновременно осознавать и через другие, более смутным образом. Если вы держите палец перед своим лицом, то вы обнаружите, что можете так сфокусировать глаза, чтобы палец был виден отчётливо. В то же время вы будете видеть и стену и мебель позади пальца, но несовершенно, потому что они не в фокусе. Вы можете моментально поменять фокус своих глаз, так что вы увидите стену и ме ель отчётливо; в этом случае вы всё ещё будете видеть палец, но лишь туманно, потому что теперь он в свою очередь не в фокусе. Точно таким же образом человек, развивший астральное и ментальн е сознание, фокусируясь в физическом мозгу, как в обычной жизни, будет в совершенстве видеть физические тела своих друзей, и в то же время Ћ их астральные и ментальные тела, но как-то туманно. Быстрее, чем в момент он может изменить этот фокус так, что будет видеть астральное полно и совершенно. В этом случае он всё ещё будет видеть ментальные и физические тела, но не в деталях. То же верно и для ментального зрения и зрения высших планов. Вы с рашиваете, как же это возможно для существа, функционирующего на астральном плане, быть осведомлённым о физическом происшествии или слышать физический крик. Это не физический крик оно будет слышать; физические звуки конечно производят эффект на астральном плане, хотя я не думаю, что было бы правильным называть этот эффект звуком. Всякий крик, содержащий в себе сильное чувство или эмоцию, должен произвести сильный эффект на астральном плане, и передать в точности ту же идею, что и здесь. В случае происшествия, всплеск эмоций, вызванный болью или страхом, должен вспыхнуть подобно очень яркому свету, и не избежит внимания наблюдателя, находящегося где-нибудь неподалёку. Случай, при котором произошло именно это самое, рассказан в "Невидимых помощниках" Ћ это случай, когда мальчик упал с утёса и поддерживался и утешался Сирилом, пока не была доставлена физическая помощь. Физич ское тело Физическое бессмертие невозможно, поскольку что имело начало, долж о также иметь и конец, и рождение, рост, угасание и смерть Ћ это правила физической вселенной. Никакое благоразумное существо не желало бы сохранять то же самое тело постоянно; это было бы тем же самым, что заставить носить ребёнка носить тот же самый костюм всю свою жизнь. По мере того, как человек развивается, следующие его тела становятся чище, благороднее, и лучше приспособленными к нуждам его возросших возможностей, так что даже если бы человек смог сохранять то же самое тело, он бы прервал свой рост, как был бы прерван и рост ребёнка, если бы он носил что-то чересчур тесное и обладающее твёрдостью железа. В то же время наш долг Ћ наилучшим образом заботиться о наших телах и усовершенствовать их, насколько мы это можем. Никогда не обращайтесь плохо с физическим телом. Заботьтесь о нём, как бы вы заботились о хорошей лошади, давая ему достаточно отдыха и питания и содержа его в полной чистоте. Оно может выполнять лишь определённое количество работы; например, очень сильное тело может без отдыха пройти сто миль, но но не может пройти тысячу. При медитации придайте телу удобную позу, а потом забудьте о нём. Вы не сможете забыть о нём, если ему неудобно, и оно будет постоянно к вам взывать. Что вам следует есть? Пока вы избегаете алкоголя и мясной пищи, это не имеет большого значения. Некоторые овощи грубее, чем другие, и потому, когда есть выбор, лучше воздержаться от них. Среди них мне следует упомянуть лук, грибы и капусту. Рис Ћ очень чистая пища, но пшеница, ячмень овёс даёт больше питания при том же количестве. Я считаю яйца нежелательными, хотя без колебания съем их, если не будет другой еды. Нет никакого сомнения, что вегетарианство в любом отношении лучше мясоеде ия. Оно доставляет больше истинного питания, уменьшает подверженность болезням, даёт больше выносливости и не стимулирует низшую природу. Вегетарианская диета позволяет человеку гораздо легче развить свои высшие качества. Известно, что наши учителя могут продлить жизнь одного физического тела гораздо дольше, чем обычные люди, всегда живя в согласии с гигиеническими законами и в абсолютной свободе от беспокойства. В этом отношении всем нам следует стараться как можно точ ее следовать их примеру, но попытки сохранить то же тело на неопределённый срок всегда были приметой тех, кто следует эгоистическому пути. Существуют различные нежелательные способы, которыми такие юди продлевали физическую жизнь Ћ иногда при помощи вампиризма, просто поглощая жизненность других, а иногда полным поглощением в себя последовательности других человеческих жизней. Но вряд ли необходимо предупреждать теософов против действий такого сорта. Очевидно, что человек, принявший такой план, будет одним из тех, кто не эволюционирует; и даже если он преуспеет в нём, он уподобится тому, кто наращивает старое пальто и ставит заплатки, но несмотря на все его усилия оно так и останется старым. Силовые центры В каждом из наших роводников имеются определённые силовые центры, которые на санскрите назыв ются чакрами Ћ это слово означает колесо или вращающийся диск. Это точки соединения, в которых сила перетекает из одного проводника в другой. Они могут быть легко видимы в эфирном двойнике, где они демонстрируют себя в качестве блюдцеобразных углублений или вихрей на его поверхности. О них часто говорят, как о соответствующих определённым физическим органам; но следует помнить, что эфирный центр силы находится не внутри тела, а на поверхности эфирного двойника, который выдаётся на четверть дюйма за пределы контура плотной материи. Центров, которые обычно используются при оккультном развитии, семь, и они расположены в следующих частях тела: (1) основание позвоночника (2) пупок; (3) селезёнка; (4) сердце; (5) горло; (6) между бровями; (7) макушка головы. В теле есть и другие силовые центры, кроме этих, но они не используются учениками белой магии. Следует помнить, что мадам Блаватская говорит о трёх других, которые она называет низшими центрами: есть школы, которые используют их, но связанные с ними опасности столь серьёзны, что мы должны считать их пробуждение величайшим из несчастий. Эти с мь часто описываются, как соответствующие семи цветам и нотам музыкальной гаммы; а в индийских книгах упоминаются определённые буквы алфавита и формы жизненности, соответствующие каждому из них. Они также поэтически описываются, как напоминающие цветы, и каждому из них присваивается определённое количество лепестков. Следует п мнить, что это вихри эфирной материи, и что они находятся в быстр м вращении. В каждый из этих раскрытых зевов под прямым углом к плоскости вращения диска или блюдца устремляется сила из астрального мира (которую мы назовём первичной силой) Ћ одна из сил логоса. Эта сила семерична по своей природе, и все её формы действуют во всех центрах, хотя в каждом из них одна из форм всегда сильно преобладает. Это напор силы приносит в физическое те о божественную жизнь, и без неё это тело не могло бы существовать. Это ентры, через которые может поступать сила, и потому они жизненно необходимы для существования проводника и действуют у каждого, хотя и могут вращаться с очень разной тепенью активности. Их частицы могут находиться в сравнительно нет ропливом движении, просто формируя необходимую воронку для силы, и ничего более, или же могут сиять и пульсировать живым светом так, что необычно большее количество силы врывается через них, результатом чего являются различные дополнительные способности и возможности, открывающиеся для Я, когда оно действует на этом плане. Силы, устремляющиеся в такой центр извне, вызывают под прямым углом к ебе (так сказать, в плоскости эфирного двойника) вторичные силы в к лебательном круговом движении, подобно тому, как стержневой магнит, пропускаемый через катушку индуктивности, вызывает электрический ток, текущий по катушке под прямым углом к оси движения агнита. Сама первичная сила, войдя в вихрь, излучается из него под пря ым углом, но прямыми линиями, как если бы центр вихря был ступицей колеса, а излучения первичной силы Ћ его спицами. Количество этих "спиц" различается в разных силовых центрах, и определяет количество "лепестков", демонстрируемое каждым из них. Каждая из этих вторичных сил, которые несутся вокруг этого блюдцеобразного углубления, имеет свою характерную длину волны, точно так же, как и св т отпределённого цвета; но вместо того, чтобы двигаться по прямой как свет, они движутся определёнными сравнительно большими волнами различных размеров, каждое из которых содержит в себе меньшие длины волны, хотя точные соотношения ещё не были высчитаны. Количество колебаний определяется количеством спиц в колесе, и вторичная сила навивается сверху и под лучащимися потоками первичной подобно тому, как прутья корзины можно навить вокруг тележного колеса. Длины волн исключительно малы, и возможно несколько тысяч их заключается в пре елах одного колебания. С устремлением сил по кругу вихря эти колебания различных размеров, пересекая друг друга в этом корзиноподобном узоре, производят видимость, которая подходяще описывается в индусских книгах, как напоминающая лепестки цветка; или это ещё более похоже на некоторые блюдца или неглубокие вазы волнистого радужного стекла, виденные мною в Венеции. Все эти колебания или лепестки обладают мерцающим радужным переливанием, подобным перламутру, хотя каждый из них обычно имеет свой собственный преобладающий цвет. У обычного человека, в котором эти центры активны лишь в той степени, тобы быть каналами для количества жизненной силы, достаточного для поддержания жизни в теле, эти цвета светятся сравнительно тусклым светом; но у тех, в ком центры пробудились и полностью активны, они ослепительной яркости, и сами эти центры, которые постепенно выросли от диаметра около двух дюймов до размера обычного блюдца, сияют и сверкают подобно миниатюрным солнцам. У первого центра в основании позвоночника первичная сила излучается четырьмя спиц ми и потому располагает свои волны так, что даёт эффект деления на вадранты с пустотами между ними. От этого он кажется помеченным знаком креста, и по этой причине крест часто используется, как символ этого центра, а иногда цветущий крест используют для обозначения змеиного огня, который в нём пребывает. Будучи пробуждён в полную активность, этот центр огненно оранжево-красного цвета, точно соответствуя типу жизненности, который посылается в него из селезёночного центра. В действительности следует заметить, что в случае каждого из этих центров можно видеть подобное соответствие цвета и жизненной силы. Второй центр, у пупка или солнечного сплетения, получает первичную силу десятью лучами и вибрирует таким образом, что делится на десять волн или лепестков. Он очень тесно связан с чувствами и эмоциями разных видов. Его преобладающий цвет Ћ любопытная смесь из различных оттенков красного, хотя в нём имеется и значительная доля зелёного. Третий центр, у селезёнки, посвещён выделению, подразде ению и распространению жизненности, приходящей к нам от солнца. Эта жизненная сила снова изливается из него шестью горизонтальными потоками, а седьмая разновидность вводится в ступицу колеса. Потому у этого центра шесть лепестков или волн, и он особенно ярок, сияющ и похож на солнце. Четвертый центр, у сердца, также блестящего золотого цвета, и каждая его четверть поделена на три части, что даёт двенадцать волн, потому что его первичная сила создаёт для него двенадцать спиц. Пятый центр, в горле, имеет шестнадцать спиц, и потому Ћ шестнадцать видимых подразделений. В нём есть большая доля голубого, но общий эффект Ћ серебряный и блестящий, в чём-то напоминающий лунный свет на водной зыби. Шестой центр, что между бровями, с виду разделён на две половины, одна в основном розовая, но с большой долей желтого вокруг неё, а в другой преобладает что-то вроде пурпурно-голубого, это опять же близко соответствует особым типам жизненности, оживляющим его. Возможно, по этой причине этот центр упоминается в индийских книгах, как имеющий только два лепестка, хотя мы насчитали в каждой половине по 48 волн такого же характера, как и в других центрах, составляющие всего 96, потому что его первичная сила имеет такое количество лучей. Се ьмой центр, на макушке головы, когда доведён до полной активности возможно, наиболее великолепен из всех, полон неописуемых хроматических эффектов и вибрирует с почти непостижимой быстротой. Он описывается в индийских книгах как тысячелепестковый, и в действительности это недалеко от правды, количество лучей его первичной силы во внешнем круге Ћ 960. В дополнение к этому он обладает особенностью, которой нет ни у одного из других центров Ћ нечто вроде ополнительного блестяще белого водоворота с золотым в своём сердце Ћ то меньший центр активности, обладающий двенадцатью собственными волнами. Я слышал предположение, что каждый из различных лепестков этих силовых центров представляет моральное качество, и развитие этого качества вызывает центр к деятельности. Я не встречал ещё каких-либо фактов, подтверждающих это, и я не могу представить, как это может быть, потому что вид производится некоторыми совершенно определёнными и легко узнаваемыми силами, и лепестки каждого конкретного центра активны или неактивны соответственно тому, пробуждены эти силы или нет, и их развитие представляется мне имеющим не большее отношение к морали, чем развитие бицепсов. Я несомненно встречался с людьми, у которых некоторые центры были в полной активности, хотя их моральное развитие вовсе не было исключительно высоким, в то время как в других людях Ћ высокой духовности и самой благородной нравственности центры были вовсе не оживлены, так что мне не представляется, что между этими двумя развитиями существует какая-нибудь связь. Кроме поддержания жизни физического проводника у этих центров силы есть и другая функция, которая вступает в действие только когда они пробуж аются к полной активности. Каждый из этих эфирных центров соответствует центру астральному, однако астральный центр Ћ вихрь в четырёх изменениях и имеет расширение в направлении совершенно отличном от эфирного, и следовательно вовсе не всегда полностью с ним совпадает, хотя некоторой частью всегда находится в соответствии. Эфирный вихрь всегда находится на поверхности эфирного тела, но астральный центр часто всецело внутри этого проводника. Функци каждого из этих эфирных центров, когда они полностью пробуждены, Ћ доставлять в физическое сознание всё, что по качеству своему присуще астральному центру, ему соответствующему; потому, прежде чем классифицировать результаты, достигаемые приведением в активность эфирных центров, было бы хорошо рассмотреть, что же делает каждый из астральных, хотя эти последние уже находятся в полной активности у всех культурных людей позднейших рас. Какой же эффе т производится в астральном теле ускорением этих астральных центров? Первый из этих центров, тот, что в основании позвоночника, является дом м для той таинственной силы, которая называется змеиным огнём или, как "Голосе Безмолвия", матерью мира. Потом я больше скажу об этой силе; а сейчас давайте рассмотрим её влияние на астральные центры. Эта сила существует на всех планах, и её деятельностью пробуждаются остальные центры. Мы должны рассматривать астральное тело, как бывшее первоначально почти инертной массой, обладавшей лишь самым смутным сознанием, не располагавшей никакой определённой силой, озволяющей что-либо сделать, и не имевшей никакого ясного знания б окружающем её мире. Первое, что произошло, это пробуждение этой силы в человеке на астральном уровне. Пробудившись, она направилась во второй центр, соответствующий пупку, и оживила его, пробудив при этом в астральном теле способность чувствования Ћ чувствительность ко всем видам влияний, хотя и без определённого восприятия, которое приходит через зрение или слух. Затем она направилась к третьему, который соответствует физическ й селезёнке, и посредством её оживила всё астральное тело, позволив человеку сознательно перемещаться на астральном плане, хотя и имея при этом лишь смутное понятие о том, что он обнаружил в своих путешествиях. Четвёртый центр, будучи пробуждён, снабжает человека сп собностью воспринимать и созвучно сопереживать вибрации других астральных существ, так что он может инстинктивно понимать их чувства. Пробуждения пятого, соответствующего горлу, даёт ему способность слуха на астральном плане Ћ оно, так сказать, вызывает развитие того чувства, которое в астральном мире производит на наше сознание такой эффект, который на физическом плане мы называем слышанием. Развитие шестого, соответствующего центру между бровями, подобным же образом даёт человекуастральное зрение Ћ способность ясно воспринимать вид и природу астральных объектов вместо смутного ощущения их присутствия. Пробуждение седьмого, который соответствует макушке головы, завершает это развитие, делая его астральную жизнь полной, и даёт ему владение в совершенстве всеми его способностями. Относительно этого центра представляется, что бывает некоторая разница в зависим сти от того, к какому типу принадлежит человек. Для многих из нас астральные вихри, соответствующие шестому и седьмому из этих центров, соединяются у гипофиза, и для этих людей гипофиз составляет практически единственную прямую связь между физическим и высшими планами. Другой тип людей, хотя всё ещё и присоединяет шестой центр к гипофизу, но изгибает или наклоняет седьмой так, чтобы он соответствовал атрофированному органу, называемому шишковидной железой, возвращаемому людьми этого типа к жизни и превращаемому в линию сообщения, прямо проходящую через промежуточный астральный план обычным образом. Именно для этого типа людей писала мадам Блаватская, когда уделяла такое внимание пробуждению этого органа. Таким образом эти силовые центры в некотором роде занимают место органов чувств астрального тела, хотя без соответствующих оговорок это сравнение будет определённо вводить в заблуждение. Никогда не следует забыва ь, что хотя в целях понятности нам постоянно приходится говорить об астральном видении или слышании, всё, в действительности подразумеваемое нами под этими выражениями, это способность отвечать а такие вибрации, которые передают человеческому сознанию, фун ционирующему в астральном теле, информацию того же характера, как доставляемая ему глазами и ушами, когда он находится в физическом теле. Но в совершенно отличных астральных условиях специально выделенные ограны не являются необходимыми для достижения этого результата. В каждой части астрального тела имеется материя, способная на такой отклик, и потому человек, функционирующий в этом проводнике, одинаково хорошо видит объекты позади него, над ним и под ним без необходимости поворачивать голову. Центры же, однако, не могут быть названы органами в обычном смысле слова, поскольку не через них человек видит или слышит, как он делает это здесь глазами и ушами; но от их оживления зависит способность применения этих астральных чувств, каждое из которых по мере своего развития придаёт всему астральному телу способность откликаться на новый набор колебаний. Так как все частицы астрального т ла постоянно перетекают и круговращаются подобно частицам кипящей в ды, каждая из них по очерёди проходит каждый из этих центров или вихрей, так что каждый центр вызывает во всех частицах тела способность восприимчивости к некоторому набору вибраций, и таким образом астральные чувства в равной мере активны во всех частях этого тела. Но даже когда эти астральные чувства полностью пробуждены, из этого вовсе не следует, что человек будет способен провести через своё физическое тело какое-либо сознание их действи . В то время как это астральное пробуждение произошло, человек в своём физическом сознании ничего об этом не узнал. Единственный способ, при помощи которого физическое тело может разделить все эти преимущества Ћ это повторение того же процесса пробуждения для эфирных центров. Это достигается точно таким же образом, как это уже было сделано на астральном плане Ћ так сказать, поднятием змеиного огня, который существует, облачённый в эфирную материю, на физическом плане, и спит в соответствующем эфирном центре, находящемся в основании позвоночника. В этом случае пробуждение производится целенаправленными и долгими усилиями воли, и приведение этого первого центра в полную активность именно и есть пробуждение змеиного огня. Когда он пробуждён, это его огромной силой оживляются остальные центры. Эффект его действия на остальные центры доставляет в физическое сознание те силы, которые были пробуждены развитием соответствующих астральных центров. Когда второй из эфирных центров, который находится у пупка, становится активным, человек, находясь в физическом теле, начинает сознавать все виды астральных влияний, смутно чувствуя, что некоторые из них дружественны, а некоторые Ћ враждебны, или что некоторые места приятны, а другие Ћ неприятны, ничуть не зная, почему. Когда пробуждается третий центр, у селезёнки, человек начинает смутно пом ить свои астральные путешествия, хотя иногда лишь частично. Эффект незначительной и случайной стимуляции этого центра часто вызывает частичную память блаженного состояния полёта. Стимуляция четвёртого, у сердца, позволяет человеку инстинктивно чувствовать радости и печали других и иногда даже посредством созвучного сопереживания вызывает в нём их физические боли. Пробуждение пятого, в горле, позволяет ему слышать голоса, которые иногда делают ему все виды внушений. Иногда он также слышит музыку или другие, менее приятные звуки. Когда этот центр полностью работает, то делает человека яснослышащим в той степени, в какой это имеет отношение к эфирному и астральному планам. Когда шестой, между бровя и, оживляется, человек начинает видеть вещи; имеет разные виды видений н яву, иногда мест, иногда людей. В своём начальном развитии, когда этот центр только начинает пробуждаться, это часто означает не более чем частичное видение ландшафтов и облаков цвета. Полное его пробуждение означает ясновидение. Центр между бровями связан со зрением ещё и другим образом. Именно с его помощью употребляется способность увеличения мельчайших физических объектов. Крохотная гибкая трубка из эфирной материи выделяется из его центра, напоминая микроскопическую змейку с глазом на конце. Это особый орган, используемый для этого рода ясновидения, и глаз на конце его может расширяться и сжиматься, изменяя в результате силу увеличения согласно размеру исследуемого объекта. Вот что подразумевали древние книги, упоминая способность делаться большим или маленьким по своей воле. Чтобы исследовать атом, развивают орган видения, соразмерный атому. Символ этой маленькой змейки, исходящей з лобного центра на эфирном уровне, был отображён на головном уборе египетского фараона, который, будучи главным жрецом, как считалось, владел этим среди прочих оккультных сил. Когда же седьмой центр пробуждён, человек становится способен, проходя через него, покидать своё тело в полном сознании, а также возвращаться в него без обычного перерыва, так что его сознание становится непрерывным на протяжении дня и ночи. Когда этот огонь прошёл чере все эти центры в определённом порядке (который варьируется у разных типов людей), сознание становится непрерывным вплоть до вхождения в небесный мир в конце жизни на астральном плане, вне зависимости от того, временное ли это отделение от физического тела во время сна или постоянное отделение во время смерти. Прежде чем это будет сделано, у человека тем не менее может быть много проблесков астрального мира, поскольку особенно сильные вибрации могут в любое время гальванизировать тот или иной центр, вызывая его к временной активности вовсе без всякого пробуждения змеиного огня; или же может так случиться, что этот огонь будет частично поднят, и таким образом на время будет вызывано столь же частичное ясновидение. Ведь этот огонь существует семью слоями или в семи степенях силы, и часто случается, что человек, напрягающий свою волю в попытке поднять его, может преуспеть в действии лишь на один слой, и когда, как он думает, он завершил работу, он найдёт её неэффективной и ему придётся предпринимать всё снова несколько раз, копая постепенно глубже и глубже, пока будет затронута не только поверхность, но само сердце этого огня вступит в полное действие. Змеиный огонь Как мы знаем, это змеиный огонь (называемый на санскрите кундалини) является прояв ением на физическом плане одной из великих мировых сил Ћ одной из сил логоса. Вы знаете, что то, что мы называем электричеством, есть проявление одной из его сил, и что эта сила может роизводить такие энергии, как тепло, свет и движение. Другая из его сил Ћ это жизненность, которую иногда называют праной, но она не взаимозаменима с любой из других форм, нами только что упомянутых. Мы можем сказать, что прана и электричество представляют низшие окончания двух его потоков силы. Этот змеиный огонь можно рассматривать, как низшее окончание ещё одного из его потоков, проявлением на физическом плане ещё одного из множественных аспектов его силы. Подобно пране, он существует на всех планах, о которых мы хоть что-нибудь знаем; но то, с чем нам придётся иметь дело Ћ это выражение его в эфирной материи. Он не преобразуем ни в прану, ни в электричество, и похоже не подвержен никакому влиянию со стороны этих обоих. Я виде, как миллион с четвертью вольт электричества подводилось к человеческому телу, так что когда человек протягивал свою руку к стене, огромные языки пламени вырывались из его пальцев, но тем не менее, он не ощущал ничего необычного, не был он также и ничуть обожжён, если случайно не касался какого-нибудь внешнего объекта; но даже эта огромная демонстрация силы не оказала на змеиный огонь никакого действия. В "Голосе безмолвия" эта ила называется "огненной силой" или "матерью мира". Есть много причин для всех этих странных названий, поскольку, устремляясь через тело, она воистину подобна жидкому огню, а путь, по которому она должна через него двигаться, спирален, подобно извивам змеи. Матерью мира она называется потому, что посредством её наши различные проводники могут быть оживлены так, что высшие миры откроются перед нами один за другим. В теле человека её домом, как мы сказали, является основание позвоночника, и у обычного человека она лежит там непробуждённой, и само её присутствие даже не подоз евается на протяжение всей его жизни; и намного лучше позволять ей остават ся спящей подобным образом, пока человек не достигнет определённого морального развития, пока его воля не станет достаточно сильной, чтобы контролировать её, а все его мысли не станут достаточно чистыми, чтобы позволить ему без ущерба встретить её пробуждение. Никто не должен экспериментировать с ней без точных наставлений учителя, основательно понимающего этот предмет, поскольку опасности, связанные с этим, очень реальны и ужасающе серьёзны. Некоторые из них чисто физические. Её неконтролируемое движение часто производит сильную физическую боль и легко может разорвать ткани и даже разрушить физическую жиз ь. Однако это Ћ лишь наименьшее из зол, которые она может натворить, оскольку она может нанести постоянные повреждения телам высшим, чем физическое. Одним из очень обычных следствий её преждевременного пробуждения является то, что она устремляется не вверх по телу, а вниз и возбуждает таким образом самые нежелательные страсти Ћ возбуждает их и усиливает их эффекты до такой степени, что для человека становится абсолютно невозможно сопротивляться им, поскольку в игру введена сила, перед которой он так же бессилен, как пловец перед челюстями акулы. Такие люди становятся сатирами, монстрами разврата, потому что захвачены силой, несоразмерно превосходящей способность сопротивления обычного человека. Они возможно приобретают и некоторые паранормальные силы, но они таковы, что приведут их в соприкосновение с низшими порядками эволюции, с которыми человек не должен был бы иметь никаких дел, и освобождение из под их ужасного рабства может занять у них более, чем одно воплощение. Я ни в коей мере не преувеличиваю ужасы этого, как может это невольно сделать человек, лишь по слухам знакомый с предметом. Я сам консультировался с людьми, которых уже постигла эта ужасная судьба, и видел своими собственными глазами, что с ними случилось. Существует школа чёрной магии, целенаправленно использующая такое направление этой силы, чтобы посредством неё оживить те низшие силовые центры, оторые никогда не используются теми, кто следует Доброму Закону. И даже исключая эту величайшую из опасностей, её преждевременное раскрытие влечёт много других неприятных возможностей. Она усиливает всё в человеческой природе и достигает низших и злейших качеств скорее, чем хороших. Например, в ментальном теле очень легко возрастает амбиция и скоро разбухает до немыслимо необыкновенных размеров. Скорей всего, она принесёт с собой и огромное усиление силы интеллекта, но в то же время она породит ненормальную и сатанинскую гордость, совершенно немыслимую для обычного человека. Немудро думать человеку, что он готов справиться с любой силой, могущей возникнуть внутри его тела; это не обычная с ла, но нечто такое, чему нельзя сопротивляться. Несомненно, никакой непроин труктированный человек не должен даже и пытаться пробудить её, а если таковой обнаружит, что она пробудилась случайно, ему следует тут же проконсультироваться у вполне понимающего этот предмет. Можно заметить, что я специально и намеренно воздер иваюсь от объяснения, как же это пробуждение производится, или упоминания, в каком порядке эта сила (будучи пробуждена) должна пропускаться через различные центры, поскольку это ни в коем случае не должно предприниматься, кроме как по явному предложению учителя, который будет наблюдать за своим учеником во время различных стадий эксперимента. Я самым серьёзным образом предупреждаю всех изучающих против совершения каких либо усилий в направлении пробуждения этих огромных сил за исключением того, когда это проводится под квалифицированным наставничеством, поскольку я сам видел многие случаи ужасных эффектов, оторые следуют из невежественного или злонамеренного вмешательства в э и очень серьёзные материи. Эта сила Ћ ужасающая реальность, один из основных фактов природы, и вовсе не такая штука, с которой можно играть, или которую можно легко взять в руку, поскольку экспериментировать с ней куда более опасно, чем для ребёнка играть с нитроглицерином. Очень верно сказано в Хатхайога-прадипике: "Она даёт освобождение йогам и рабство дуракам" (III.107). В том, что касается подобных вещ й, изучающие похоже часто думают, что в их случае будет сделано не ое особое исключение из законов природы, и некое особое вмешательство провидения спасёт их от последствий их безрассудства. Конечно же, ничего из этого не может произойти, и человек, который своенравно провоцирует взрыв, скорей всего и будет его первой жертвой. Можно было бы избавиться от многих бед и разочарований, если бы изучающих удалось убедить и они бы поняли, что во всех делах, связанных с оккультизмом мы имеем в виду именно то, что говорим, и то, что приложимо ко всякому случаю без исключений. Ведь в работе великих законов вселенной нет такой вещи, как фаворитизм. Всякий хочет попробовать все возможные эксперименты; всякий убеждён, что он вполне готов для самого высочайшего учения из возможных и для всякого типа развития, и никто не хочет терпеливо работать над усовершенствованием своего характера и посвящать своё время и энергии чему-нибудь полезному для работы нашего Общества, ожидая всех этих других вещей, пока учитель не объявит, что он для них готов. Старый афоризм всё щё остаётся верным: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам". Бывают случаи, когда этот огонь пробуждается спонтанно, так что чувствуется тусклое сияние; он может даже начать двигаться сам по себе, хотя это редкость. В этом последнем случае он скорей всего вызовет огромную боль, так как поскольку проходы не подготовлены для него, ему приходится расчищать путь по сути выжигая большое количество эфирного шлака Ћ проц сс, который не может не вызвать страдания. Когда он таким образом самопроизвольно пробуждается или поднят случайно, он обычно пытается рвануть по внутренности позвоночного столба, вместо того, чтобы следовать спиральному курсу, по которому оккультист обучается вести его. Если возможно, следует применить волю, чтобы задержать его дальнейший прорыв, но если это окажется невозможным (как это скорей всего будет), не надо особенно тревожиться. Скорей всего он пронесётся через голову и убежит в окружающую атмосферу, и вероятно, не последует никакого вреда кроме незначительного упадка сил. Ничего худшего, кроме временной пот ри сознания, не следует опасаться. Поистине ужасные ужасные последст ия связаны не с устремлением её вверх, но с возможностью её поворота вниз и внутрь. Её основная функция в связи с оккультным развитием Ћ посылка её через силовые центры эфирного тела, как было описано выше; она оживляет эти центры и делает их доступными для использования в качестве врат сообщения между физическим и астральным телами. В "Голосе безмолвия" сказано, что когда змеиный огонь достигает центра между бровями и полностью оживляет его, это дарует способность слышать голос учителя Ћ что в данном случае означает голос высшего Я. Смысл этого заявления в том, что когда гипофиз приводится в рабочий порядок, он образует совершенную связь с астральным проводником, так что через него могут приниматься все сообщения извне. Все высшие силовые центры вскоре должны быть пробуждены, и каждый должен стать отзывчивым на все виды астральных влияний с различных астральных подпланов. Это развитие со временем придёт ко всем, но большинство людей не может добиться его в нынешнем воплощении, если это первое, в котором они серьёзно приступили к этим делам. Некоторые индийцы могут преуспеть в этом, так как их тела в силу наследственности более подходящи, чем большинство других; но для большинства в действительности это всецело дело следующего круга. Покорение змеиного огня должно быть повторено в каждом воплощении, поскольку проводники каждый раз новые, но после того, как однажды это полностью достигнуто, эти повторения станут лёгким делом. Следует помнить, что его действие варьируется в зависимости от различных типов людей; некоторые, например, скорее смогут увидеть высшее Я, чем услышать его голос. Опять же, эта связь высшим имеет много стадий; для личности это означает влияние высшего Я, но для него самого это означает силу монады, а для монады, в свою очередь это значит стать сознательным выражением логоса. Возможно, будет полезно, если я упомяну о своём со ственном опыте в этом деле. В ранний период моего пребывания в Индии, 25 лет назад, я не делал попыток пробудить этот огонь Ћ в действительности, потому что не очень много знал об этом и придерживался мнения, что для того, чтобы что-то с ним сделать, нужно обязательно обладать физически одарённым телом, которым я не обладал. Но однажды один из учителей сделал мне предложение относительно некоторого типа медитации, которая могла бы вызвать эту силу. Естественно, я сразу же исполнил его предложение на практике, и со временем достиг успеха. Я нисколько не сомневался, ведь он наблюдал за экспериментом и остановил бы меня, если бы это начало становиться опасным. Мне сказали, что есть индийские аскеты, которые учат этому своих учеников, держа их, конечно, во время этого процесса под тщательным наблюдением. Но сам я не знаю никого из них, да и не могу иметь к ним доверия, если они не были особо рекомендованы кем-нибудь из тех, о мне известно, что он обладает истинным знанием. Люди часто спрашивают, что бы я им посоветовал относительно пробуждения этой силы Я советую им в точности то, что предпринял я сам. Я советую им посвят ть себя теософической работе и ждать, пока они не получат определённого указания от какого-нибудь учителя, который возьмётся курировать их психическое развитие, продолжая в то же время обычные упражнения в медитации, которые им известны. Они ни в малейшей мере не должны беспокоиться о том, наступит ли такое развитие в этом воплощении или в следующем, а должны рассматривать этот вопрос с точки зрения высшего Я, а не личности, будучи абсолютно уверены, что учителя всегда наблюдают за теми, кому они могут помочь, и совершенно невозможно, чтобы кого-нибудь проглядели Ћ они несомненно дадут свои указания, когда наступит подходящее время. Я никогда не слышал о том, что существует какой-либо возрастной предел для этого развития, и я не вижу, что возраст может вносить какое-либо изменение, пока сохраняется совершенное здоровье; но здоровье не бходимо, поскольку лишь сильное тело может выдержать напряжение, которое куда серьёзнее, чем любое другое, какое не предпринимавши этой попытки может только представить. Я сказал, что астральные и эфирные центры находятся в очень близком соответствии; но между ними, взаимопроникая их трудноописуемым образом, существует оболочка, состоящая из одинарного слоя физических атомов, которые сжаты и пропитаны особой формой жизненной силы. Божественная жизнь, которая нормальным образом спускается из астрального тела в физическое, настроена так, чтобы проходить сквозь неё с совершенно лёгкостью, но она представляет непроницаемый барьер для всех других сил. Эта ткань Ћ естественная защита, данная природой для предотвращения преждевременного открытия коммуникации между планами Ћ развития, которое может привести лишь к повреждению. Вот она-то при нормальных условиях и предотвращает ясное припоминание случившегося во время сна, а также вызывает кратковременную бессозн тельность, которая всегда происходит во время смерти. Но если бы н эта милостивая предусмотрительность, обычный человек, ничего не знающий обо всех этих вещах и совершенно неподготовленный к встрече с ними, мог бы быть подвергнут любой стральной сущностью влиянию сил
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |