Глава 1
МИР
ЧЕРНОГО МАГА
Перводвигатель черной магии — жажда власти. А конечную цель
черной магии вполне удачно определил змей в Эдемском саду. Адам
и Ева боялись, что умрут, если отведают плоды древа познания
добра и зла. Но змей сказал им: «Нет, не умрете; но знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы
будете как боги, знающие добро и зло»'. В оккультизме змей —
символ мудрости; маги столетиями посвящали свою жизнь поискам
того запретного плода, который исполнил бы для них древнее
обещание змея. В предельном своем воплощении мечта черного мага
— получить верховную власть над всей вселенной и превратиться в
бога.
Черная
магия уходит корнями в самые мрачные и потаенные глубины
человеческого сознания, и отчасти именно этим объясняется ее
притягательность. Но не следует считать ее всего лишь
примитивным порождением любви ко злу или ко всяческой
мистической тарабарщине. На самом деле черная магия — это
титаническая попытка поднять человека на новую высоту, вознести
его на тот пьедестал, который религия отводит исключительно
Богу. И эта задача придает черной магии неоспоримое величие,
невзирая на все присущие ей грубые и отвратительные черты.
Чрезвычайно привлекателен в магии и тот особый тип мышления, на
котором она покоится. Магическое мышление отнюдь не хаотично; в
нем есть свои законы и своя внутренняя логика, однако его
следует назвать скорее поэтическим по структуре, нежели
рациональным. Умозаключения, к которым оно подводит, почти
всегда оказываются неоправданными с научной точки зрения, однако
с точки зрения поэтической они зачастую верны.
Именно
этот тип мышления господствовал в Европе доисторических времен и
вплоть до Нового времени; на нем основаны огромные пласты нашей
религиозной и философской мысли, а также литературы и искусства.
Он служит нам главным проводником в духовных сферах и в мире
сверхъестественного — то есть в тех областях. о которых науке
сказать нечего. Добровольно принимать его нет необходимости; но
в глубинах нашего разума призыв его гудит дальним неумолчным
набатом.
Мы
привыкли думать, что магия осталась в прошлом, которое давно
уже истлело и рассыпалось в прах под беспощадными лучами
современной науки и повсеместно воцарившегося скептицизма.
Однако это не так. Магическое мышление по-прежнему таится в
потемках человеческого сознания. По всей Европе вплоть до наших
дней люди занимались — и занимаются — магией. Мало того, за
последние сто лет магическое искусство успело завербовать себе
больше приверженцев, чем за весь период от конца эпохи
Возрождения до Новейшего времени.
Почти
никто не считает сам себя черным магом. Современные оккультисты,
каковы бы ни были в действительности их убеждения и методики,
предпочитают именовать себя благородными белыми магами, а не
порочными адептами Пути Левой Руки. В октябре 1964 года полиция
Лос-Анджелеса арестовала тридцать девять цыган, обвиненных в
гадании, заниматься которым было запрещено. В ответ цыгане
обвинили полицейских в попрании права на свободу совести. Они
заявили, что занимались вовсе не гаданием, а «чтением духовной
информации»: «Цыгане от рождения наделены даром прозревать
будущее. Это — часть нашей религии. Мы — члены Церкви
Пальмистрии*»'. Примерно годом ранее ковен* английских
ведьм совершал в графстве Сент-Олбанс обряд в честь одного из
главных для них ежегодных праздников — Хэллоуина, кануна Дня
Всех Святых. Церемония включала в себя
создание магического круга, ритуал с магическим кинжалом. пенис
заклинаний и экстатические танцы в обнаженном виде. Одна из
ведьм, все одеяние которой составляла низка бус на шее, заявила:
«Мы — вовсе не противники христианства. Просто мы получаем
духовное удовлетворение иными способами».
Алистера Кроули, самого прославленного и талантливого из
современных магов, многие другие оккультисты считали черным
магом, а разработанные им ритуалы кровавы и сексуальны до такой
степени, что, мягко говоря, трудно вписать их в рамки обычных
представлений о белой магии. Однако сам Кроули питал к черным
магам только презрение. При этом в ряды черных магов он
зачислял спиритистов и последователей Христианской Науки *, а
также некоторых своих коллег-оккультистов, не одобрявших его
деятельность.
Не
считали себя черными магами и авторы старинных гримуаров —
учебников церемониальной магии, наставлявших читателей в
искусстве вызывать злых духов, убивать людей, пробуждать
ненависть и насылать несчастья или склонять к повиновению сердца
женщин. Напротив, страницы этих гримуаров пестрят молитвами,
обращенными к Богу и ангелам, и предписаниями соблюдать посты,
умерщвлять плоть и подчеркнуто проявлять набожность. Главный из
черномагических обрядов, описанных в «Гримуаре папы Гонория»
(который считается самой зловещей и дьявольской из подобных
книг), полон страстных и абсолютно искренних воззваний к Богу и
благоговейных повторений текста католической литургии. Но здесь
же предписано вырвать глаза у черного петуха и зарезать
ягненка, а целью всего обряда является вызывание Дьявола.
Дело не
только в том, что люди по природе не склонны думать о себе
дурно, и не в том, что человеческий разум всегда способен
измыслить превосходные аргументы, оправдывающие и убийство
врага, и причинение вреда другим людям, и вызывание Дьявола.
Дело в том, что истинная задача мага — завоевать весь мир. А для
этого он должен овладеть всем, что есть в этом мире, — не
только добром, но и злом, не только милосердием, но и
жестокостью, не только наслаждением, но и болью. В сердцевине
магического мировоззрения покоится языческое, но отнюдь не
невежественное убеждение в том, что каждое явление занимает свое
законное место и выполняет необходимую функцию в системе
миропорядка и что нет такого переживания и такого опыта,
которые не могли бы принести человеку пользу. Совершенный
человек, каковым маг и стремится стать, — это человек,
испытавший все совладевший всем в этом мире. Это убеждение
тесно связано с магической теорией взаимоотношений между Богом,
человеком и вселенной.
1.
МАГИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ
«Душа кружится в круге звезд, и возвращается все на круги
своя... Добро и зло кружатся в круге, суть коего не
многообразна, а едина. Разве не постигли вы в сердце своем,
разве втайне не веруете вы превыше всего в то, что есть лишь
единая реальность, а мы — только тени ее; единое средоточие,
где люди исчезают, дабы стать Человеком, а Человек — Богом?»
«Нет», — сказал отец Браун.
Г. К.
Честертон. Крылатый кинжал.
«Человек создан по образу и подобию Божию». Многие иронически
замечали, что «Бог создан по образу и подобию человека». А в
магии истинными считаются оба эти утверждения. Человек может
сделать себя Богом, ибо в нем заключена искра божественного.
Человек — малый образ Бога, а Бог — великий образ человека.
Алистер Кроули определял Бога как «Идеальную Личность в
сокровеннейших глубинах сути человека. Нечто, находящееся [я
опускаю виноватое «не», которое Арнольд* вставляет здесь по
недомыслию] в нас самих и стремящееся к праведности», а Великое
Делание — как «приведение всего человека в совершенное
равновесие с силой Бесконечности»2. Другой знаменитый чародей,
великий маг эпохи Ренессанса Агриппа Неттесгеймский, задавшись
вопросом, как может человек овладеть магическими силами,
отвечает: «Никак, если только он не сообщался на равных с
духами стихий, не преодолевал природу и не поднимался выше
небес, вознося себя над ангелами к самому Первоначалу,
благодаря чему становился Его сотрудником и обретал
возможность делать все, что угодно» (около 1510 года)*.
Эта
«Идеальная Личность», или «Первоначало», представляет собой
фундаментальное единство, которое, по мнению магов, лежит в
основе всего мнимого разнообразия и хаоса явлений природы во
вселенной. Мир, в котором мы живем, может показаться лоскутным
одеялом, кое-как сшитым из случайных обрывков и тряпиц; однако
маги убеждены, что в действительности он является единым
упорядоченным целым (наподобие четко выверенного архитектурного
проекта или хорошо отлаженного механизма) и что все его части
определенным образом взаимосвязаны между собой. Такое же
единство представляет собой и человек. В человеке множество
различных составляющих — тело и разум, духовные качества,
чувства и настроения; в различных ситуациях он выражает свои
мысли и эмоции разными способами; однако все эти разнородные
элементы сосуществуют в едином организме, в единой личности. В
магии вселенная — это человеческий организм в колоссальном
масштабе. Подобно тому, как все грани человеческого характера и
поведения являются аспектами единой личности, так и все феномены
во вселенной являются аспектами некой сущности, связующей их
воедино. Эту сущность можно назвать бытием, силой, субстанцией,
принципом, чем-то, что вовсе невозможно описать в словах, и т.
д. Это — Единое, или Бог.
Вселенная и все, что в ней существует, — это и есть Бог.
Вселенная — это гигантский человеческий организм, а человек —
малое подобие вселенной, крошечный слепок Бога. Будучи
вселенной в миниатюре, человек в процессе духовного роста
способен мистическим образом расширить свою собственную
сущность до пределов всего мира, объяв всю вселенную и подчинив
ее своей воле. Все вещи в мире — аспекты единого, а
следовательно, все они — зерно на мельнице магии. Совершенный
человек, испытавший все и овладевший всем в этом мире,
торжествует победу над Природой и поднимается выше небес. Он
оказывается в том средоточии вселенной, где человек становится
Богом. Достижение этой цели — и есть Великое Делание, главная
магическая операция, на завершение которой может потребоваться
целая жизнь или даже несколько жизней.
В этой
магической вселенной действуют таинственные силы, скрытые за
видимой тканью событий, как незримые подводные течения.
Результаты их работы окружают нас со всех сторон, однако
большинство из нас не распознает истинную природу этих сил. Так
как вселенная — это гигантский человек, то в ней можно
обнаружить (правда, в огромных масштабах) те же побуждения,
которые движут человеком, — любовь, ненависть, похоть, жалость,
стремление к выживанию и жажду власти. Так, например, в каждой
вещи в той или иной мере содержится «жизненная энергия» —
невероятно мощный стимул, побуждающий к сохранению и
продолжению жизни. Жизненная энергия проявляется в инстинкте
самосохранения, в стремлении выжить любой ценой (все в Природе
цепляется за жизнь, даже находясь в самом безнадежном и трудном
положении) и в универсальной потребности к продолжению рода, к
воспроизведению себе подобных. Кроме того, маги полагают, что
во вселенной действует и другая сила — деструктивная; она
отображает в большем масштабе разрушительные импульсы, присущие
человеку, и стоит за всеми проявлениями варварства,
кровожадности, войны и смуты. Эти силы получили имена в честь
богов и планет. Жизненную энергию называют силой Солнца, ибо
солнечный свет и тепло необходимы для поддержания жизни на
Земле. Яростную разрушительную силу именуют в честь Марса,
римского бога войны. Известны различные классификации великих
движущих сил, действующих во вселенной. Маги, придерживающиеся
теории Каббалы, которая представляет собой таинственный и
сложный комплекс древних учений, насчитывают десять таких сил.
Астрологи в прошлом полагали, что основных сил во вселенной семь
— по числу планет, видимых невооруженным глазом (планетами
считали также Солнце и Луну). Теперь они учитывают уже десять
сил, добавив к семи видимым планетам Уран, Нептун и Плутон.
Нумерологи имеют дело с девятью силами, соответствующими числам
от 1 до 9. Чтобы овладеть этими великими энергиями вселенной,
маг изучает на опыте их проявления, впитывает их в себя,
встраивает в структуру своей собственной личности и подчиняет
своей воле. Это возможно благодаря тому, что те же силы
содержатся и в нем самом, хотя и в гораздо меньшем масштабе.
Каналом связи между внутренними побуждениями и соответствующими
им внешними силами служит воображение мага; поэтому мощное
воображение — главный магический инструмент. Чрезвычайно важна
также способность концентрировать внимание. От мага требуется
умение сосредоточить все силы своего существа на
одной-единственной цели, на одной-единственной идее. С помощью
различных упражнений он до высочайшей степени развивает в себе
воображение и способности к сосредоточению. О том, насколько
важна в магии концентрация внимания, свидетельствует старое
поверье, будто мага можно распознать по неподвижно застывшему
взгляду.
Если маг
желает обратить против своего врага поток разрушительной
энергии, связанной с Марсом, то он пускает в ход воображение,
чтобы создать исключительно яркий мысленный образ этой энергии.
Для создания этого образа он может прибегнуть к любым
вспомогательным средствам и действиям — жестам, танцам,
алкоголю, наркотикам, сексу. Он произносит заклинания,
обращенные к природе и атрибутам Марса. Перед его мысленным
взором предстают картины кровавых жертв и пыток, сцены
необузданной ярости, разрушения и боли. Если маг решил добиться
своей цели любой ценой, то ради создания образа разрушительной
энергии он может на самом деле пролить кровь и подвергнуть
пыткам животное или другого человека. Он высвобождает весь
заключенный в нем потенциал насилия и ненависти, и ритуальные
действия постепенно переходят в яростный экстаз. Сила
овладевает всем существом мага; он сам становится этой силой и,
получив контроль над нею, обрушивает ее на свою жертву.
Маги
убеждены, что правильно исполненный ритуал такого рода окажет на
жертву сокрушительное и устрашающее воздействие. Теория гласит,
что любое сильное
чувство заключает в себе заряд энергии, способный повлиять на
человека, к которому это чувство обращено. Эффект будет зависеть
от силы чувства и от восприимчивости объекта. Когда мы ощущаем
чувство, исходящее от другого человека и, как это часто
случается, мгновенно понимаем, что именно чувствует этот
человек, то в действительности мы реагируем на поток энергии,
природу которого распознаем инстинктивно. Этот инстинкт
срабатывает наподобие радиоприемника, улавливающего невидимые
волны в атмосфере. Маг, упражнениями развивший в себе силу
сосредоточения и воображения, не пускает свои чувства на
самотек, а направляет волну мощной эмоции с четким, осознанным
намерением. Оккультисты утверждают, что это может повлечь за
собой весьма серьезные последствия. Исключительно одаренный и
могущественный маг способен даже убить своего врага силой
сконцентрированной ненависти, особенно если его жертва наделена
необычной чувствительностью.
Все мы
признаем, что в повседневной жизни человек, наделенный силой
личности, может подчинять других людей своей воле. То же самое —
только в гораздо большей степени — верно и в магии. Человек —
это образ Бога, и человеческая воля, обузданная,
сконцентрированная и управляемая магом, потенциально обладает
неограниченной божественной властью. Французский оккультист XIX
века Элифас Леви заметил по этому поводу: «Произнести и
пожелать то, что должно быть, — значит сотворить; произнести и
пожелать то, чего не должно быть, — значит разрушить*».
Великие силы вселенной нельзя назвать ни добрыми, ни злыми. У
каждой из них есть своя добрая и своя злая сторона — или,
выражаясь оккультными терминами, свой позитивный и негативный
аспект. Злая сторона той или иной силы — это сфера действия
могущественных злых существ, так называемых «демонов». (Добрая
сторона, соответственно, — это сфера «ангелов», или благих
духов, однако черных магов больше интересуют демоны.) Магическая
вселенная подобна океану, в котором вечно катятся незримые
волны гигантских приливов и отливов; эти волны увлекают всех нас
за собой, но находятся достаточно сильные и умные люди,
способные обуздать их и использовать. А в ледяных течениях,
поднимающихся из угольно-черных глубин, таятся диковинные и
страшные создания — злобные разумы, искушающие, развращающие и
губящие человека; опасные духи-элементалы; астральные трупы и
зомби; кошмарные порождения зла, сотворенного чародеями;
«оболочки»* — отходы жизнедеятельности вселенского организма.
Такие представления возникли в процессе развития древних
верований, распространенных среди многих первобытных народов и
гласящих, что беды я болезни насылают на человека злые духи.
Демоны — это те же вирусы, нечистоты и выделения человеческого
организма, только во вселенском масштабе. А с психологической
точки зрения —это вселенские эквиваленты темных, жестоких,
животных глубин человеческого разума.
Вера в
злых сверхъестественных существ, по-видимому, покоится на
глубинных инстинктах. Во всех известных нам культурах вплоть до
нынешних времен люди верили в демонов и призраков. Страх перед
чем-то ужасным и неведомым, таящимся в темных углах и
нападающим исподтишка, владел человечеством с древнейших
времен. Вавилонские свирепые демоны маским, которые считались
злыми двойниками планетных богов (подобно тому, как в
современной теории магии демоны считаются злыми ипостасями
великих оккультных сил), подкарауливающими человека в засаде.
Арабские гулы* подстерегали одиноких путников и заманивали их в
ловушки. О демонах, по-видимому, идет речь и в хорошо известных
стихах 90-го псалма — «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы,
летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в
полдень*» (этот текст считался могущественным амулетом от злых
духов). В египетской «Книге мертвых» говорится о злобных
тварях-«рыболовах», расставляющих силки и сети на людей. Их
предводитель — бог с обращенным назад лицом. Эти поверья
отозвались эхом спустя много столетий, в образе председателя
ведьмовских шабашей — двуликого Дьявола, одно лицо которого
находилось на затылке. И даже сегодня, когда к подобным
суевериям почти все относятся скептически, немного найдется
таких людей, которые никогда не испытывали по ночам
безотчетного ужаса.
Оккультисты (равно как и католические теологи) не советуют
пренебрегать демонами и не считают их всего лишь продуктом
разыгравшегося воображения. В оккультной традиции выделяются два
основных подхода к проблеме Дьявола и ангелов. Одни маги
считают, что Дьявол — это бог чародеев и ведьм, и чтобы
заслужить его благосклонность, следует поклоняться ему и
исполнять его повеления. Другие убеждены, что демоны — это злые
сущности, наделенные великой силой, однако достаточно
могущественный и смелый маг способен подчинить их своей воле.
Чтобы принудить демона к повиновению, необходимы ритуалы, в ходе
которых маг совершает жертвоприношения, жжет благовония, чертит
оккультные знаки и произносит заклятия. Подобные магические
операции считаются крайне опасными.
С
древних времен ужас вызывали у людей не только демоны, но и
мертвецы; и по сей день не каждый отважится заглянуть ночью на
кладбище. Археологи обнаружили доисторические захоронения,
свидетельствующие о том, что вскоре после смерти телу покойника
придавали «позу зародыша» и связывали его. Точно так же
поступают в некоторых современных первобытных племенах, дабы
мертвец не вернулся из загробного мира и не повредил живым.
Возможно, именно поэтому еще в доисторические времена
покойников часто хоронили в погребальных кувшинах или под
тяжелыми камнями: сосуд или надгробие должны были помешать
мертвецу вырваться из могилы. В Месопотамии шумеры и пришедшие
на смену им вавилоняне и ассирийцы верили, что если оставить
покойника без погребения, без прощальной церемонии и даров, то
он вернется и будет бродить по улицам, нападая на живых и
высасывая кровь своих жертв. Древние греки оставляли подношения
на могилах покойных родственников, считая, что иначе обиженные
духи отомстят живым за пренебрежение.
Некромантия — искусство повелевать духами мертвых — также
чрезвычайно опасна. В современном оккультизме сложилось понятие
«астрального трупа». Когда человек умирает, физическое тело его
остается на земле, но так называемое «астральное тело» — копия
физического, состоящая из более тонкого, неосязаемого вещества,
— переходит в иную, таинственную сферу бытия, именуемую
«астральным планом». Со временем его душа переходит в более
высокие сферы, а астральное тело остается на астральном плане и
становится астральным трупом. Подобно тому, как в физическом
теле после смерти на некоторое время сохраняется доля жизненной
силы, достаточная для того, чтобы продолжали расти волосы и
ногти, так и в астральном теле все еще теплится слабая искорка
жизни. Астральный труп одержим желанием вернуться к жизни
(словно месопотамские вампиры-мертвецы, сосущие кровь, чтобы
вновь обрести бытие). Поэтому его можно возвратить в мир живых —
либо сознательно, с помощью некромантии, либо, как иногда
случается, бессознательно. Астральный труп может питаться
жизненной энергией живых существ, продлевая свое призрачное
существование почти до бесконечности. Некоторые оккультисты
убеждены, что на спиритических сеансах медиумы вызывают вовсе
не «духов», а именно астральные трупы.
Еще один важный элемент магического представления об устройстве
вселенной — учение, о полярных, противоположностях. Пары
противоположностей в Природе произвели огромное впечатление еще
на древнегреческих философов, которые заметили, что жизнь во
вселенной движется между полюсами, подобно взмахам гигантского
маятника. День сменяется ночью, а лето — зимой; вслед за
затишьем разражается буря; все, что рождается, рано или поздно
умирает, а все, что расцветает и набирает силу, в конце концов
снова слабеет и чахнет. Однако греки не считали, что можно
полностью объяснить устройство мира, ограничившись только
такими представлениями. Они были убеждены, что существует нечто
более важное, чем эти противоположности; нечто, поддерживающее
равновесие между полюсами, безостановочно и равномерно
раскачивая маятник от света к тьме и от тьмы—к свету.
Это
«нечто», объединяющее в себе и связующее все полярные
противоположности, это мистическое Единое, примиряющее все
противоречия мира, — и есть цель неустанных поисков каждого
мага. Путь к Единому лежит через примирение противоположностей.
Испытать и подчинить себе все в этом мире — значит испытать и
объединить в себе все полярности: добро и зло, духовное и
материальное, свободу и необходимость, рассудок и страсть, смех
и слезы. В магии, как и в гегельянской диалектике, прогресс
совершается посредством примирения противоположностей — тезиса
и антитезиса — в превосходящем их синтезе.
Древние греки называли идеальное равновесие между
противоположностями «справедливостью»; маги ценят точный баланс
и равновесие столь же высоко. Ведь чтобы примирить и объединить
противоположности, необходимо идеально уравновесить их друг с
другом. Чтобы примирить в самом себе силы любви и ненависти,
человек должен испытывать то и другое чувство с равной
интенсивностью. В противном случае одна сила перевесит другую, и
подлинный синтез станет невозможен. Таким образом, маг
стремится привести все энергии своего существа в идеальное
равновесие. Он не должен, к примеру, ставить превыше всего
рассудок и разум, жертвуя своими инстинктивными побуждениями,
чувствами и страстями.
Многие
магические церемонии рассчитаны именно на пробуждение и
высвобождение животных импульсов из глубины человеческой натуры.
В равновесие с силой Бесконечности должен прийти весь человек, а
не только какая-либо его часть: не человек как цивилизованный
мыслитель и не человек как дикий зверь, но человек как
совокупность первого и второго.
Одно из
оккультных применений этого учения о равновесии
противоположностей относится к области секса. Традиционный для
оккультиста пример развития •посредством примирения
противоположностей — это союз мужчины и женщины (двух
противоположностей), результатом которого становится сотворение
новой жизни — ребенка. Элифас Леви по этому поводу замечал: «В
сущности, продолжение рода — это дело человека - андрогина; по
отдельности мужчина и женщина бесплодны*»'. Порознь мужчина и
женщина бесплодны не только физически, но, как утверждает теория
магии, также и духовно.
Древние предания гласят, что изначально человек был двуполым.
Так, согласно одной иудейской легенде, правая половина Адама
была мужской, а левая — женской; но затем Бог разделил его
надвое. По другой версии, Адам и Ева изначально были соединены
плечами, спиной к спине, а затем Бог разрубил их топором.
Подобные предания возникли из-за необходимости совместить факт
существования двух полов с представлением о том, что человек
создан по образу и подобию Бога. Бога, или Единое, невозможно
назвать ни мужчиной, ни женщиной: такое определение ограничило
бы Его полноту. Ведь Единое сочетает в себе все
противоположности и в том числе мужскую и женскую природу. И
если человек сотворен по образу и подобию Бога, то изначально он
должен был быть двуполым.
Следовательно, маг не может стать Единым, не сделавшись
двуполым. В качестве одного из способов продвижения к этой цели
маг-мужчина должен культивировать в себе женскую сторону
натуры, а маг-женщина — соответственно мужскую (в некоторых
случаях — вплоть до целенаправленной гомосексуальности). Другой
способ — активная сексуальная жизнь. Шекспировский «зверь с
двумя спинами» — в своем роде тоже двуполое существо, андрогин.
И потому половой акт, в котором мужчина и женщина сливаются
воедино, также может являться мистическим приближением к
Единому.
Не
следует считать эту идею всего лишь изобретательным оправданием
сексуальных оргий. Представление о греховности и порочности
секса, о несовместимости его с царством духа абсолютно чуждо
магии — точь-в-точь, как оно было чуждо языческому миру, в
который уходит корнями магическое мировоззрение. Напротив, в
древности считалось, что жизнь во вселенной обязана самим своим
существованием божественному половому акту (подобно тому, как
ребенок обязан своей жизнью совокуплению между родителями).
Известно множество мифов, где сотворение мира представлено как
результат соития богов. Эсхил в «Данаидах» описывает все живое в
Природе как потомство от любовного союза Неба и Земли:
«Священное небо томится желаньем проникнуть в лоно земли, и ею
владеет стремленье к союзу. Живительный дождь орошает землю, и
в недрах своих зачинает она, и рождает для смертных тучные
пастбища и изобилье Деметры»'. Четыре тысячи лет назад шумерский
царь ежегодно совершал обряд священного совокупления со жрицей,
олицетворявшей богиню продолжения рода, Инанну. Этот ритуал
должен был на целый год обеспечить шумерской земле и подданным
царя изобилие и плодородие. Аналогичные обряды известны в
культуре многих других народов.
Когда
сексуальность «допускается» в мир божественного, то о единении
с божеством можно рассуждать в сексуальных терминах (даже
христианские мистики нередко говорили именно в этом ключе о
единении с Богом). В языческих мистерийных религиях союз с
божеством часто достигался посредством символического полового
акта. Половое сношение с божеством — важный элемент в практике
ведьмовства (в данном случае в роли божества выступает Дьявол).
В отсталой местности на плато Озарк (США) женщина, желающая
стать ведьмой, должна отдаться «представителю Дьявола» —
мужчине, который уже является приверженцем культа. Чтобы пройти
посвящение, ночью в новолуние женщина приходит на родовое
кладбище. Там она произносит формулу отречения от христианской
веры и предает Дьяволу свое тело и душу. Обнажившись, она
совокупляется с мужчиной, который должен наставить ее в
таинствах культа. Оба они повторяют особые слова, которые, как
считается, привлекают демонов и злобных духов мертвых. Церемония
завершается чтением «Отче наш» наоборот, от конца к началу. Так
повторяется три ночи подряд; за ритуалом должны наблюдать по
меньшей мере еще два члена культа, также обнаженные. Эта
церемония — ни в коем случае не просто сексуальная оргия.
«Посвящение ведьмы — гораздо более потрясающее духовное
преображение, чем - то, что христиане*
называют обращением» — так говорили исследователю озаркских
ведьм Вансу Рэндольфу женщины, испытавшие и то, и другое*.
Магические обряды, нацеленные на высвобождение энергий из глубин
человеческого существа, как правило, обильно сдобрены сексом.
Сексуальное влечение — одна из самых мощных сил как в человеке,
так и соответственно во вселенной; и маг должен испытать на
себе проявления этой энергии и подчинить ее своему контролю.
Сексуальные табу и ограничения в этой сфере являются
препятствиями на пути развития совершенного человека, и их
надлежит преодолеть. Магу не чуждо языческое наслаждение
радостями плоти, однако теория магии гласит, что смысл
сексуальных обрядов заключается вовсе не в чувственных
удовольствиях как таковых (и, следует отметить, многие ведьмы
утверждали, что совокупление с Дьяволом крайне болезненно).
Если маг расслабится и пойдет на поводу у своих желаний, ему не
удастся достичь того идеального равновесия противоположностей,
которое требуется для магического развития.
Один из самых авторитетных магических текстов — «Изумрудная
скрижаль» Гермеса Трисмегиста, пользующаяся среди оккультистов
глубоким уважением. Маги, имеющие дело с мистериями, испытывают
благоговение перед всем таинственным, а «Изумрудная скрижаль» в
этом отношении непревзойденна: постичь ее высший смысл не
удалось еще никому. Согласно преданию, этот текст был некогда
выгравирован финикийскими буквами на скрижали из изумруда,
которую нашла в гробнице Гермеса Трисмегиста Сарра, жена Авраама
(другая версия приписывает эту находку Александру
Македонскому). Легенда добавляет, что бесценная скрижаль была
зажата в руке скелета. Гермес был древнегреческим богом мудрост |