АЛКОНОСТ
(алконос) - в русских средневековых легендах райская птица с
человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской
птицей - сирином). Образ алконоста восходит к греческому мифу об
Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на
берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным
на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что
услышавший его забывает обо всем на свете. "Резник Олеха -
лесное чудо,/ Глаза - два гуся, надгубье рудо, /Повысек птицу с
лицом девичьем, /Уста закляты потайным кличем. /Заполовели у
древа щеки /И голос хлябкий, как плеск осоки, /Резчик учуял: "Я
- Алконост, /Из глаз гусиных напьюся слез!" (Н.А. Клюев.
"Погорельщина"). "Птица Сирин мне радостно скалится, /Веселит,
зазывает из гнезд, /А напротив тоскует-печалится /Травит душу
чудной Алконост" (В.С. Высоцкий. "Купола"). ВАСИЛИСК -
царь-змей, взгляд которого поражает на смерть как молния, а
дыхание заставляет вянуть травы и никнуть деревья. Он рождается
из яйца, снесенного черным семигодовалым петухом и зарытого в
горячий навоз. Черный петух - мрачная туча; в весеннюю пору
после семи зимних месяцев, называемых в народных преданиях
годами, является из нее яйцо-солнце, и в то же время действием
солнечного тепла зарождается грозовой змей. Происходя от петуха,
Василиск и погибает от него: как скоро заслышит он крик петуха,
тотчас же умирает, т.е. демонический змей-туча умирает в грозе,
когда небесный петух заводит свою громовую песню.
ВЕЛИКОРЫБИЕ-ОГНЕРОДНЫИ КИТ (змей Елеафам) - кит, на коем земля
основана; из уст его исходят громы пламенного огня, яко стреляно
дело; из ноздрей его исходит дух, яко ветр бурный, воздымающий
огнь геенский. В последние времена он задвижется, восколеблется
- и потечет река огненная, и настанет свету преставление.
Движение и повороты баснословных китов потрясают землю. ВЕЩИЦА -
вещая птица (сорока): щебечет ли она на дворе или на домовой
кровле или скачет у порога избы - скоро будут гости; в которую
сторону махнет она хвостом - оттуда и гостей дожидай; на своем
хвосту она приносит всякие вести. Ведьмы по преимуществу любят
обращаться в сорок. ВЫРИИ-ПТИЦЫ - весенние птицы. Вырей, Ирей -
сказочная страна, где нет зимы. Ир - весна. В Поучении Владимира
Мономаха говорится: "И сему ся подивуемы, како птицы небесныя из
ирья идут". "За морем Лукерье, там реки текут сытовые, берега
там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают
круглый год" (А.М. Ремизов. "К Морю-Океану"). ГАГАНА -
мифическая птица, которая дает птичье молочко, гага. "Встретит
тебя птица Гагана, поздоровайся с птицей: Гагана тебе птичьего
молочка даст" (А.М. Ремизов. "Сказки"). ГАМАЮН - вещая птица.
Она прилетает на блаженный Макарийский остров. Живет в море.
Изображалась обычно с женским лицом и грудью. По поверью, когда
кричит вещая птица Гамаюн, она счастье пророчит. "Я люблю
малиновый падун, /Листопад горящий и горючий, /Оттого стихи мои
как тучи /С отдаленным громом теплых струн. /Так во сне рыдает
Гамаюн - /Что забытый туром бард могучий" (И.А. Клюев). "Словно
семь богатых лун /На пути моем встает - /То мне птица Гамаюн
/Надежду подает!" (В.С. Высоцкий. "Купола"). ГОРГОНИЯ - в
славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей,
модификация античной Медузы-Горгоны. Лик Горгонии смертоносен.
Волхв, которому удается обезглавить ее, получает чудесную силу.
Другая трансформация образа Медузы-Горгоны в славянских
апокрифах - зверь Горгонии, охраняющий рай от людей после
грехопадения. Иконография головы Горгонии - характерная черта
популярных византийских и древнерусских амулетов - "змеевиков".
ГРИФ-ПТИЦА - баснословная птица, с помощью которой сказочные
герои совершают свои воздушные полеты. В народных памятниках она
является в разных образах. В сказке "Норка-зверь" как птица,
которая столь огромна, что подобно тучам, заволакивающим небо,
затемняла собою солнечный свет. В другой сказке подымается буря
от взмаха крыльев птицы-львицы или гриф-птицы, которая величиной
будет с гору, а летит быстрее пули из ружья. Греки представляли
грифа с головой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и
когтями льва, - какое представление попало и в русскую сказку.
Гриф-птица хватает мертвечину и вместе с нею переносит молодца
через широкое море. ГРИФОН - могучая птица-собака. ЖАР-ПТИЦА -
воплощение бога грозы, в славянских сказках чудесная птица,
которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство
- сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена,
ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она
питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и
бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с
живою водою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва
сыплются перлы, т.е. вместе с торжественными звуками грома
рассыпаются блестящие искры молний. Иногда в сказках Жар-птица
выступает в роли похитительницы. "Вот полночною порой/ Свет
разлился над горой./ Будто полдни наступают:/ Жары-птицы
налетают..." (П.П. Ершов. "Конек-горбунок"). ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик,
Вындрик, Единорог) - мифический зверь, о котором стих о
Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и
подземных ключей, а также как о спасителе вселенной во время
всемирной засухи, когда он рогом выкопал ключи и пустил воду по
рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом всколебать всю
землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи
и проточины, реки и кладязи студеные: "Куда зверь пройдет - туда
ключ кипит". В некоторых вариантах стиха предание о звере-Индре
связывается с священными горами: "Живет тот зверь в Сионских
горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во святой горе
(вариант: из синя моря), и детей выводит во святой же горе;
когда зверь поворотится - все святые горы всколыхаются". Это
свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая
своим рогом-молнией облачные горы и подземелья и заставляя
дрожать землю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и
рекам. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) - горный демон, представитель
туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и
выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых
позднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали
обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в
народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно
богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их
сильными ударами в камень, т.е. высекая убийственные молнии из
камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы
упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем.
Всесветное, безбрежное море, где встречаются мифические
соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается
драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с
огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с
низом - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища,
похищенная царевна, "русские полоны"; там же находится и
многочисленное потомство. Появляется он в сопровождении грозного
шума: "дождь дождит", "гром гремит". Основное оружие Змея -
огонь. "Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей
Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из
ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах
блестят" (русская былина). ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) - в
славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея,
появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с
"волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения. Может
оборачиваться волком и другими животными, в т.ч. птицей;
совершает подвиги, используя способности превращения (себя и
своей дружины) в животных. ЗМИУЛАН - персонаж восточнославянской
мифологии, одно из продолжений образа Огненного Змея. В
белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья
сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле
старого дерева (явная параллель с одним из основных мифов
славянской мифологии, в котором противником Перуна является
змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя
Змиулана используется в народных заговорах-приворотах.
"...Королевна видит беду неминучую, высылает Зиланта
Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а
висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется
Зилант как стрела на орла..." ("Сказка о богатыре Голе
Воянском". Русская сказка в пересказе Б.Бронницина). КАГАН -
вещая птица, приносящая счастье. В народных песнях весьма
обыкновении обращения к ветрам, которые древний человек
признавал существами божественными. Так как ветры олицетворялись
в образе птиц, то подобные обращения стали воссылаться и к ним.
Изображения птицы Каган не сохранилось. По поверьям, видевший
ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать. "...Надо
было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и
показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он
глаза на своего противника, стараясь, для большей обиды,
посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он
разглядывал его как букашку, и медленно и внятно произнес:
"Каган!" То есть, что он птица каган" (Ф.М. Достоевский.
"Записки из мертвого дома"). КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ - как существо
демоническое змей в народных русских преданиях выступает под
этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно:
Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны
сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной
и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится
змей, а в другом - Кощей. Слово "кошь" связано также со словом
"кошт" (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то
время в камень, дерево, лед и другие состояния - окостеневают.
Старинное русское "кощуны творить" означает совершать действия,
приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с
этим понятием "вязень" - "узень". Узник - враг, попавший в плен.
Именно в таком значении слово "кощей" употребляется в "Слове о
полку Игореве" и во многих русских сказках. Преданиям о смерти,
постигающей Кощея, по-видимому, противоречит постоянно
придаваемый ему эпитет "Бессмертного"; но именно это и
свидетельствует за его стихийный характер. Растопленные
весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь
собираются из восходящих на небо паров, и пораженный на смерть
демон мрака как бы опять возрождается и вызывает на битву своего
победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг,
погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней
половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к
существам бессмертным. ЛАМЬЯ (ламя) - баснословная змея, у южных
славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной
тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельческого
труда. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой. Образ
восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона.
ЛЕСНЬ-ПТИЦА - мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет,
а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от
зубной боли "от зуб денной" говорится: "Леснь-птица умолкает,
умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные,
полуденные..." Леснь-птица - птица лесная, как леснь-добыча -
лесная добыча. "...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в
красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет" (А.М. Ремизов.
"Сказки"). МАГУР - птица Индры. Упоминается в Велесовой книге.
МАТЕРЬ СВА - священная птица, покровительница Руси, совмещает
образы многих фольклорных птиц, прежде всего - птицы Гамаюн.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) - в русском фольклоре и книжной
средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу
над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит
название "Аспид-змей" и наделен чертами оборотня (превращается в
змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле,
замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе
(кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря).
МОГОЛ - могучая птица. НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) -
древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом
"ног" переводится "гриф"). В средневековой книжности с образом
нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр
Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног
вьет гнездо на двенадцати дубах. Птица Ногай тождественна
Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и
крыльями орлиными и с туловищем льва. "...Вот Иван-царевич
настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил
один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан - на левое,
сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и
летит в вышину" (А.Н. Толстой. "Сказка о молодильных яблоках и
живой воде"). ОБИДА - лебедь, птица печали, обиды. ОГОНЬ (царь
Огонь) - одно из имен персонифицированного грома в русской и
белорусской сказке. Огонь - муж царицы Молоньи; эта супружеская
пара преследует Змея и сжигает его стада в той же
последовательности, что и в древнем ритуале сожжения разных
видов домашних животных в качестве жертвы богу грозы. ОРЕЛ -
птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может
летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.
ПТИЦА СВЯТОВИТА - западные славяне чтили петуха как птицу
Святовита; впоследствии, по созвучию имени Древнего бога с
святым Витом, на этого последнего были перенесены языческие
воспоминания. Как представитель дневного рассвета, огня и молний
петух в мифических сказаниях изображается блестящею красною
птицей. Пылающий огонь доныне называется "красный петух". В
Воронежской губернии существовал такой обычай: если ребенок
долго кричал по ночам, то мать клала его в подол и отправлялась
в курятник лечить его от криксы; там купала она его под
насестью, приговаривая: "Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми
свою криксу, отдай нам сон". На старинных иконах св. Вита
встречается изображение петуха, и до прошедшего столетия в день
этого святого, соблюдался обычай носить петухов в церковь св.
Фейта. ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Утиное гнездо) - созвездие Плеяд;
название, очевидно, возникшее из того, что в ярких звездах Плеяд
усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или
утка. РАРОГ (рариг, рарашек) - огненный дух, связанный с культом
очага. Согласно поверьям южных славян, рарашек мог появляться на
свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на
печи. Рарога представляли в образе хищной птицы или дракона с
искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся
из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Возможно, он
генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом
(воплощение суховея). РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ - мифологические горы, где
находится сад Ирия. РЫБА - вариант змея-владетеля подземного
царства. СИРИН - райская птица-дева. Образ восходит к
древнегреческим сиренам. В греческой мифологии это -
полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность,
а от матери-музы - божественный голос. В русских духовных стихах
Сирии, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим
пением. Существует представление, что только счастливый человек
может услышать пение этой птицы. В русском искусстве сирин и
алконост - традиционный изобразительный сюжет. "Птица глаголемая
сиринес человекообразна, суща близ святого рая... ея же
нарицають райскую птицу сладости ради песен ея" (Древнерусские
азбуковники. XVII век). "Птица Сирин мне радостно скалится,
/Веселит, зазывает из гнезд, /А напротив - тоскует-печалится/
Травит душу чудной Алконост" (В.С. Высоцкий. "Купола").
СКИПЕР-ЗВЕРЬ - Царь надземного пекла. Главный противник Перуна.
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК - в былинном эпосе чудовищный противник героя,
поражающий врагов страшным посвистом. Родствен Змею - рогатому
Соколу (Соловью) в белорусском эпосе. Сидя в своем гнезде (на
двенадцати дубах и т.п.), Соловей-разбойник преграждает дорогу
(в Киев), герой (Илья Муромец в русских былинах) поражает его в
правый глаз, поединок завершается разрубанием Соловья-разбойника
на части и сожжением его, что напоминает миф о поединке
громовержца Перуна с его змеевидным противником. СТРЕФИЛ
(Страфиль-птица, Стратим-птица) - в русских духовных стихах о
Голубиной книге - "всем птицам мать": "Стратим-птица всем птицам
мати. /Живет Стратим-птица на океане-море /И дети производит на
океане-море, / По божьему все повелению. /Стратим-птица
вострепенется - /Океан-море восколыхнется; / Топит она корабли
гостинные /С товарами драгоценными". От ударов могучих крыльев
ее рождаются ветры и подымается буря. "И куда-то улетела
Страфиль-птица. Страфиль-птица - мать птицам - свет забыла. А
когда-то любила свой свет: когда нашла грозная сила, и мир
содрогнулся, Страфиль-птица победила силу, схоронила свет свой
под правое крыла" (А.М. Ремизов. "К Морю-Океану"). ТУГАРИН (Змей
Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич) - в русских былинах и
сказках образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Это
персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею
Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с
кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее
опасности, язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым
в летописи половецким ханом Тугорканом (XI век). "...Стал там
станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как. высокий дуб,
меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У
него крылатый конь - как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из
ушей дым валит" (Русская былина). УТОЧКА - птица, породившая
мир. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя
(который и есть бог) и черного гоголя - сатаны. ФИНИСТ ЯСНЫЙ
СОКОЛ - птица-воин; персонаж русской сказки, чудесный супруг в
облике сокола, тайно посещавший возлюбленную. Он фигурирует в
сказочном сюжете, представляющем собой вариацию мифа об Амуре и
Психее. Имя Финист представляет собой искаженное греческое
"феникс". В русском свадебном фольклоре часто встречается образ
сокола-жениха. Днем Финист превращается в перо, а ночью в
прекрасного царевича. Зависть и козни родственников его
возлюбленной приводят к тому, что Финист улетает в тридевятое
царство, где, после долгих странствий и тяжелых испытаний
невесты, влюбленные встречаются. ХАЛА - у южных славян дракон
или огромный змей (иногда многоголовый) длиной в пять-шесть
шагов, толстый, как человеческая ляжка, с крыльями под коленями
и лошадиными глазами, или змей с огромной головой, находящейся в
облаках, и хвостом, спускающимся до земли. Иногда приобретает
облик орла. Обладает огромной силой и ненасытностью,
предводительствует черными тучами, градоносными облаками,
приводит бури и ураганы и уничтожает посевы и фруктовые сады.
Халы также дерутся за волшебный жезл и стараются поразить друг
друга ледяными пулями, и тогда сверкает молния или бьет град.
Раненая хала может упасть на землю, и тогда ее следует отпаивать
молоком из подойника или ведра. "Халы могут нападать на солнце и
луну, заслонять их своими крыльями (тогда происходят затмения)
или стараются их пожрать (тогда от укуса Хала солнце, обливаясь
кровью, краснеет, а когда побеждена Хала - бледнеет и сияет).
Халы могут, чаще всего в канун больших праздников, водить
хоровод ("коло"), и тогда поднимается вихрь. Человек,
захваченный таким вихрем, может сойти сума" (Н.И. Толстой). Халы
иногда превращаются в людей и животных, при этом видеть их может
только шестипалый человек. ЦАРЬ-ЗМЕЙ - старинный метафорический
язык уподоблял солнце не только золоту, но и драгоценному камню
и блестящей короне. Змей-облачитель солнца носит на голове
золотую корону, а во время весенней грозы и дождя, просветляющих
лик солнца, он сбрасывает с себя эту корону. Миф этот с течением
времени перенесен был на землю, на земных змеев, которые, по
поверью, имеют у себя царя, украшенного чудною короною, которую
он снимает только тогда, когда купается. ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗМЕИ
(Черномор) - царь подводного мира и темного царства, муж царицы
Белорыбицы. ЧЕРНЫЙ ЗМЕИ - воплощение всех темных сил. В
западно-славянской традиции он - Чернобог. ЯЩЕР (Юша) -
змей-владетель подземного царства. Ящер часто встречается в
народных песнях, иногда, утратив древний смысл символики, в этих
песнях его называют Яша.
Конец
|