Я.Я.М. Де Гроот Война с демонами и
обряды экзорцизма в древнем Китае
Глава XV.
Снадобья и амулеты, взятые из
могил
Представление о том, что предметы,
в которых присутствует субстанция шэнь, обладают экзорцистской
силой, привело к тому, что китайцы для борьбы с призраками и
демонами стали использовать в качестве снадобий и амулетов вещи
из гробов и могил. Так, знаменитый Чэнь Цзан-ци еще в VIII
столетии рекомендовал готовить отвар из дерева новых и старых
гробов, уверяя, что он будет особенно полезен для тех, кто
страдает от козней призраков. Он же приписывал большую
терапевтическую силу и растениям, растущим на могилах. Более
того, как полагают некоторые китайские авторы, даже отвар из
земли с могилы может иметь лечебный эффект, а кроме того,
амулеты, принадлежавшие усопшим, а также гвозди из гроба вполне
могут носить и живые.
Однако подобные средства и амулеты
знатоки китайской медицины рекомендовали еще до Чэнь Цзан-ци.
Так, в биографии Сюй Сы-бо, даоса, специалиста по водным
процедурам, жившего в V столетии, мы читаем: «Одна женщина в
течение многих лет страдала от запоров, которые никак не
удавалось вылечить. Сы-бо, осмотрев ее, сказал: "Болезнь эту
наслал труп-призрак. Возьмите подушку покойника, сделайте из нее
отвар и дайте ей выпить. Тогда она поправится". Домочадцы
отправились к могиле, вытащили подушку, уже наполовину сгнившую,
и когда женщина выпила отвар из нее, ей действительно полегчало.
В Молине (Нанкин) жил некто Чжан
Цзин, который с пятнадцатилетнего возраста мучился вздутием
живота, а кожа у него была странного желтого цвета. Все прежние
лекари не могли вылечить его. И тогда обратились к Сы-бо. Он
сказал: "Это каменные черви; излечить от них очень трудно. Нужно
сделать отвар из подушки, что кладут под голову покойника".
Когда из подушки приготовили отвар и дали его выпить больному, у
него начался страшный понос. Из него вышло пять шэнов червей,
головы которых были твердые, словно камни. После этого он
поправился.
Затем к нему обратился за помощью
Чэнь Сан-и, страдавший от глазных болей, которому часто
мерещились призраки. Сы-бо сказал: "В вашу печень проникли се.
Попробуйте взять подушку мертвеца из могилы и приготовить из нее
отвар. Выпейте его, а затем положите подушку обратно". Чэнь
Сан-и все так и сделал и стал совершенно здоров.
Ван Янь спросил Сы-бо: "Все эти
болезни были разными, вы же вылечили их одним и тем же способом
— с помощью подушки мертвеца. Как это так?" Сы-бо сказал: "Так
называемые "трупные болезни" — это действие призраков в
подавленном и вялом состоянии, следствием которого являются
запоры, мучающие больного. Если добыть подушку мертвеца,
приготовить из нее отвар и выпить, душа-хунь и дыхание-уц
умершего проникают в больного, и призрак более не в силах
оставаться в его теле. Вот как лечатся болезни, вызываемые
трупами. Каменные черви приводят к длительной болезни. Так как в
теле больного за долгие годы накопились лекарства, черви
затвердели настолько, что изгнать их нельзя никак. Для того,
чтобы испугать их и выгнать, необходимо было прибегнуть к тому,
что испытало влияние призраков. Вот почему я велел родственникам
больного сварить подушку, взятую из гроба. Что касается третьего
случая, то когда в печень человека проникают се, они вызывают
боли в глазах, поэтому-то больной и видит призраков ман-лян. Для
того, чтобы покончить с ними, нужны новые се. Вот почему я
посоветовал опять-таки использовать подушку мертвеца. А зарыть
ее обратно я велел для того, чтобы вместе с подушкой ушли и
принесенные ею новые се"» («История южных династий», гл. 32,
11.17).
И Чэнь Цзан-ци, и Ли Ши-чжэнь во
всех подробностях расписывают этот отвратительный «лечебный
метод». Первый из них говорит: «Поскольку подушки и циновки,
которые кладут под покойников, излечивают также язвы, их можно
использовать и в этих целях. Достаточно потереть язвы подушкой
или циновкой четырнадцать раз, и они исчезнут» («Бэнь цао ган
му», гл. 38, 1.12). Ему вторит Аи Ши-чжэнь: «С их помощью можно
излечить обильное потоотделение. Возьмите циновку из-под
покойника, у которого перед смертью обильно выступал пот,
сожгите ее, а пепел размешайте в воде. Омойте больного этой
водой, и ему полегчает. Согасно "Шань фань фан" Се Ши-циня,
--------------------
«Улучшенные медицинские рецепты».
Сочинение в тринадцати главах, упомянутое в каталоге книг
династии Суй.
они лечат болезни, насылаемые
трупами-призраками. Если вы видели чей-то труп или слышали
поминальный плач, возьмите несколько нитей циновки, которой
покрывали гроб, или какие-то другие вещи, которые лежали в
гробу, а потом были выброшены на дорогу, и сварите их в трех
шэнах воды вместе с когтями тигра длиной в три цуня. Выпаривайте
воду до тех пор, пока не останется один шэн. Затем выпейте ее, и
эффект последует незамедлительно» (там же).
Согласно традиции, вода, взятая из
могилы, тоже является полезной. Вот что говорит, например, Гэ
Хун: «К западу от реки Ло есть древняя гробница, вся она
заполнена водой. В ней много гравия, а вода из нее излечивает
нарывы и язвы. Как-то летом мимо гробницы проходили путники,
которых мучали язвы. Страдания от жары стали совсем
нестерпимыми. Заметив воду, такую прозрачную и прохладную, они
искупались в ней, и — о чудо! язвы их исчезли. Все больные,
узнав об этом, поспешили к гробнице; а некоторые даже пили воду,
чтобы вылечить болезни кишечника. Местные жители соорудили у
гробницы храм и стали продавать там воду; а все покупатели
оставляли в храме подношения из вина и мяса. Однако людей
приходило так много, что вода вскоре иссякла, и тогда торговцы
тайком под покровом ночи залили в гробницу воду из другого
места. Люди, которые не могли прийти сами, отправляли за водой
посланцев с кувшинами и котлами. Неудивительно, что вскоре
торговцы водой разбогатели. Но потом прошел слух, что вода более
не обладает божественной силой. Тогда вмешались чиновники,
засыпали яму и положили конец торговле» («Бао пу-цзы», гл. II).
Чэнь Цзан-ци также говорил о
лечебных свойствах воды из могил: «В воде из старых могил
содержится яд, который может убить человека. Однако если омыть
ею нарывы и язвы, они исчезнут. Если в старую могилу поместить
воду в котлах для варки пищи, то, если вода чистая и прозрачная
и находилась в могиле долгое время, она также становится
лечебной. Если на вкус она горькая, значит, в ней есть яд. Она
излечивает от последствий деятельности призраков, "ударов зла",
болей в области сердца и живота и других болезней, а также от
кошмаров, насылаемых демонами и духами. Кроме того, она убивает
кишечных червей. Однако пить воду следует небольшими порциями,
не более двух пригоршней, в противном случае человека одолеет
тоска. Лично я не применял ее для лечения глаз, которые видят
призраков. От приступов удушья можно легко избавиться, если
выпить воду из кувшина или котелка, находившегося в старой
могиле. Такая вода обладает огромной божественной силой» («Бэнь
цао ган му», гл. 5, 1.17).
Разумеется, экзорцистская и
исцеляющая сила могилы в значительной степени зависит от того,
каким духовным и божественным даром обладал тот, кто в ней
погребен. «Доктор Академии по имени Ли Юй-цин управлял Шанжоу
твердой рукой и безжалостно изгонял со службы нечестивых и
порочных чиновников. Поэтому все негодяи и недостойные боялись
его и почитали его как божество Теперь он покоится в могиле в
горах Хэншань, где и теперь перед ним благоговеют и почитают его
до такой степени, что все всадники, проезжающие мимо могилы,
обязательно спешиваются, а страдающие от лихорадки и других
болезней берут с его могилы землю, посыпают ею циновки кровати и
так излечиваются. Вот как велик благоговейный ужас, который он
вселяет, и уважение, которое он вызывает» («Мэн ци би тань», гл.
10).
А вот что утверждает Чэнь Цзан-ци:
«Земля с вершины могильного кургана излечивает заразные болезни.
В первый день пятого месяца следует взять с вершины могилы
землю, камень или кирпич, положить в глиняный горшок и зарыть
под крыльцом дома или за воротами. Тогда все члены семьи смогут
избежать вредного влияния сезонов. Также можно в первый день
наступившего года взять камень со старой могилы и повесить его
на главных воротах. И болезни в течение всего года будут
обходить дом стороной» («Бэнь цао ган му», гл. 7, П.8). А Сунь
Сы-мо в своем сочинении «Цянь цзинь яо фан» пишет, что «если
человека мучают нарывы, нужно взять землю с могилы, смешать ее с
водой и натереть ею язвы; они исчезнут».
Камни и кирпичи, взятые, в полном
соответствии с рекомендациями Чэнь Цзан-ци, с могил, и по сей
день часто используют при строительстве или ремонте, если они
производятся в год, неблагоприятный согласно предсказаниям
геомантов и хрономантов, для подобного рода предприятий. Ведь
следствием этого могут стать потеря денег, болезни или смерть
кого-то из домочадцев. Кирпичи или камни кладут под каждую
стойку кровати, а землю с могилы, смешанную с водой и грязью с
какого-нибудь шумного перекрестка, наносят на стену над дверьми.
Кроме того, во время работ люди носят на теле или прикрепляют к
стенам амулеты, изгоняющие злых духов.
Доктрина о том, что земля с могилы
содержит отваживающую демонов субстанцию души того, кто
похоронен в ней, подразумевает, что такой же силой обладает и
земля с того места, где кремировали покойника, поскольку с ней
перемешался его пепел. Неудивительно, что Ли Ши-чжэнь
категорически утверждает: «Пепел, взятый с места кремации,
изгоняет лихорадку, вызываемую се. Черная же выжженная земля
точно так же избавляет от лихорадки, если ее положить в кушак
или, перемешав с луком, сделать пилюли, положить их в уши
больного или привязать к его плечу. Причем мужчинам следует
привязывать к левому плечу, а женщинам — к правому» («Бэнь цао
ган му», 1.8). Он приводит и еще один рецепт, позаимствованный,
видимо, у великих медицинских светил:
«Если человеку часто снятся
кошмарные сны, пепел кремированного покойника, положенный под
подушку или на живот больного, поможет покончить с видениями. В
случае обморока или "внезапной смерти", когда человек никого не
узнает, следует мелко растереть два или три цяня земли с того
места, где сожгли покойника, бросить ее воду, сварить, а после
влить в горло больному. Он сразу же придет в себя. Если такую
землю достать невозможно, вместо нее можно использовать золу из
кухонного очага. Если ребенок часто плачет по ночам, под подушку
ему также можно положить землю с места кремации» (там же).
Вера в могущество погребальных
амулетов насчитывает, видимо, долгую историю, так как в
китайской литературе описано немало случаев, когда, чтобы добыть
их, люди оскверняли могилы. «В правление династии Южная Тан
(937—975) Ли Пин-чан сказал Пань Юю: "В гробницах шести династий
(правивших с падения Хань до воцарения Тан) должно быть много
драгоценных мечей и зеркал. Если их носить на поясе, они оградят
от демонов и призраков". Чжан Цзы также понравилось предложение,
и они втроем купили землю среди холмов Цзилун, на которой было
множество старых могил. Они отправились туда якобы купаться, а
на самом деле захватили с собой корзины и мотыги. В течение
долгого времени они раскапывали могилы и доставали из них вещи и
безделушки, принадлежавшие предыдущим поколениям. Сегодня уже
никто не знает, сколько же могил они разграбили» («Тун цзянь чан
бянь»).
К предметам, к которым прикасались
покойники, а, следовательно, годным для использования в качестве
«снадобий» и амулетов, китайцы относят и веревки, которыми
когда-то был задушен человек. Чэнь Цзан-ци пишет: «Если человек
вдруг теряет рассудок, следует сжечь веревку, которой когда-то
кто-то удавился, перемешать пепел с водой и дать больному
выпить.Чжан Лэй
---------------
Знаменитый ученый и
государственный деятель, живший в XI—XII столетиях. См. его
биографию в официальной истории династии Сун «Сун ши», гл. 444.
в своем сочинении «Мин дао чжи»,
«Трактат о светлом пути», рассказывает: «Один богатый человек из
Цишуй (пров. Хубэй) забрел как-то в публичный дом, но,
испугавшись там чего-то, помчался прочь и бежал до тех пор, пока
не налетел на тело казненного преступника. От ужаса он сошел с
ума, но мудрый лекарь Пан Ань-шан
---------------
Другое имя — Ань-ши. Знаменитый
лекарь XI столетия.
взял веревку, которой удавили
преступника, сжег ее, перемешал пепел с другими снадобьями и дал
больному; тот сразу же выздоровел» («Бэнь цао ган му», гл. 38,
1.12).
|