Мои посмертные приключения
Ю. Вознесенская. Мои посмертные приключения. —
М.: «Лепта»,
2002— 296с.: ил. ISBN5-94000-014-2
Автор благодарит за помощь в подготовке рукописи к печати
редактора
Ирину Стекол, корректора Наталию Волохонскую
Художник Ю.Тимошенко
Ю. Вознесенская,
2002 .
С Ю. Тимошенко,
иллюстрации, 2002
© «Лепта»,
оформление, 2002
О «Горизонт
Консалтинг Лтд.», 2002
О «ЛАРГЭС», 2002
ООО «Криспин
Инк», 2002
Предисловие
Автор этой книги, Юлия Николаевна Вознесенская, родилась в 1940
году, эмигрировала из Советского Союза в 1980 г. Ныне живет при
Леснинской Свято-Богородицкой женской обители трудницей.
Леснинская женская обитель Пресвятой Богородицы находится во
Франции (Провемон, Нормандия) и принадлежит к Русской
Православной Церкви за рубежом, хотя была основана в 1885 г. по
благословению оптинского старца преподобного отца Амвросия в
Вельском уезде Гродненской губернии, при деревне Лесна, где
тогда находилась чудотворная Леснинская икона Божией Матери. В
1915 г. монастырь был эвакуирован в глубь России, а после
Октябрьской революции сначала в Сербию, а в 1950 г. — во
Францию.
По благословению матушки игуменьи Макрины Юлия Николаевна
восстановила старый садовничий домик на территории монастыря,
где и живет сейчас, трудясь садовницей, по мере сил поддерживая
и украшая монастырский сад и цветник.
Работать над книгой «Мои посмертные приключения» Юлия Николаевна
начала в конце девяностых годов столетия, по благословению
матушки игуменьи Афанасии. Примечательно, что на описание первой
встречи главной героини повести с сатаной Юлию Николаевну
вдохновила ее духовная мать, игуменья на покое Афанасия. Это
именно ей явился бес, когда она находилась в состоянии
клинической смерти. И даже описание внешнего облика сатаны,
явившегося Анне, было воспроизведено в точности по рассказу
матушки Афанасии. Духовный опыт наставницы автора, ныне покойной
игуменьи Леснинской обители, еще раз свидетельствует о том, как
необходимо нам всем знание о посмертной участи человеческой
души, знание о том, что каждого из нас ждет Суд Божий. По словам
апостола Павла: И как человекам положено однажды умереть, а
потом суд (Евр. 9:27).
В наше время все большее число людей, не удовлетворенных
материалистическими описаниями мира, устремляются на поиски мира
иного, духовного, или, как его еще называют, «потустороннего».
Рекламная пропаганда средствами массовой информации всевозможных
религиозных течений, сект, оккультных обществ и практикующих
магов позволяет легко, без препятствий, проникнуть в жизнь
любого из нас тех, кто в лучшем случае является аферистами, а в
худшем — представителями сект и учений, которые могут навсегда
погубить не только человеческую жизнь, но и человеческую душу.
Православная Церковь всегда предостерегает об этом своих чад, а
также тех, кто пока еще не обращал помыслы к Господу. И все же
многих из нас безпокоят мысли о «послежизни». Что ждет нас
впереди? Зачем дана нам земная жизнь? Куда направятся наши души
после смерти?
Воспоминания об ушедших близких вызывают скорбь, душевную боль о
непоправимости случившегося. Многим из нас знакомо чувство вины
перед умершими, многих терзают переживания о невозможности
помириться, испросить прощения, исправить причиненную боль. Но
вера в Бога дает утешение; часто приходится слышать от
неверующих людей: «Счастливые! Вам хорошо! Вы верите, что
встретитесь с близкими после смерти, вы думаете, что они услышат
вас и смогут простить!» Да, верующие в Бога действительно
счастливы. Православная Церковь, основанная Сыном Божиим
Господом Иисусом Христом, помогает нам и спасает нас. Церковь
призывает задуматься сейчас о том, что ждет нас после смерти.
Каждый христианин знает, что душа его безсмертна, что он
воскреснет в День Страшного Суда, и тело его восстанет из праха
по воле Божией и воссоединится с душой — для вечной радости или
для вечной муки. Поэтому каждому из нас стоит очень серьезно
задуматься о том, как бережет свою чистоту душа в бытность на
Земле, и как соответствует наша земная жизнь Господним
заповедям.
Есть много способов и приемов обратиться к человеческой душе,
призвать ее к осмыслению своей дальнейшей судьбы. По силе
воздействия одним из первых всегда выступала художественная
литература. Книга может оказать на мысли и чувства огромное
воздействие, герои любимых книг надолго запечатляются в сердцах.
Именно поэтому многие писатели выбирали художественное слово для
выражения своих мыслей, облекали в художественные образы опыт,
которым могли поделиться с читателем. «Мои посмертные
приключения» — попытка увлечь нас размышлениями о краткости
человеческой памяти и скудости наших знаний о тайнах души. По
жанру и стилю она, пожалуй, ближе всего к замечательным, добрым
христианским книгам К. С. Льюиса «Расторжение брака», «Письма
Баламута», или к книгам нашего современника Николая Блохина
«Глубь-трясина», «Бабушкины стекла», «Избранница». Жанр этих
книг можно обозначить как «христианское фэнтэзи», но лишь
условно, потому что повествуемое в них — не выдумка, но
символический рассказ о духовной реальности.
Чудеса и удивительные события, происходящие с главной героиней
книги, сотканы из реальных эпизодов, имевших место в жизни
автора «Моих посмертных приключений» и ее близких. Юлия
Вознесенская прибегает к художественным образам, метафорам,
сравнениям, пытаясь передать чувства души, встречающей Бога.
Судьба героини книги Анны не абсолютный вымысел, а подкрепленный
наставнической поддержкой матушки игуменьи и духовной
литературой опыт богообщения и личных размышлений автора книги.
Огромное влияние на творчество Юлии Николаевны Вознесенской
оказали святоотеческие писания и творения подвижников
Православной Церкви, Ее Священное Предание. «Мои посмертные
приключения» призывают каждого из нас задуматься о значимости и
цели земной жизни, осознать ответственность за всякий помысел и
поступок, оценить нашу жизнь по совести и в свете заповедей
Господних.
Огромное влияние на творчество Юлии Николаевны Вознесенской
оказали святоотеческие писания и творения подвижников
Православной Церкви, Ее Священное Предание. «Мои посмертные
приключения» призывают каждого из нас задуматься о значимости и
цели земной жизни, осознать ответственность за всякий помысел и
поступок, оценить нашу жизнь по совести и в свете заповедей
Господних.
Огромное влияние на творчество Юлии Николаевны Вознесенской
оказали святоотеческие писания и творения подвижников
Православной Церкви, Ее Священное Предание. «Мои посмертные
приключения» призывают каждого из нас задуматься о значимости и
цели земной жизни, осознать ответственность за всякий помысел и
поступок, оценить нашу жизнь по совести и в свете заповедей
Господних.
Стоит напомнить вам, уважаемые читатели, что предлагаемое
произведение прежде всего — художественное повествование,
которое радует или печалит нас, смешит или вызывает слезы.
Мытарства Анны на пути в рай, ее мучения и страдания в аду — не
снимок с натуры, но и не случайная выдумка. В данном случае это
скорее символ.
Если кто-то из читателей пожелает подробнее узнать об учении
Православной Церкви о смерти и воскресении, о мытарствах, о рае
и аде, мы предлагаем обратиться к творениям тех, кто много
потрудился в земной жизни ради спасения от вечной смерти, уповая
на встречу с Господом и воссоединение с Ним, стараясь для того,
чтобы оставить описание пути, по которому мы сможем
безпрепятственно следовать на встречу с Богом. Советуем вам
обратиться к творению святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о
смерти», к труду монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как
будем жить и мы по смерти», к книге иеромонаха Серафима (Роуза)
«Душа после смерти», и многим другим трудам и творениям
преподобных отцов и подвижников Православной Церкви, где
приводятся знания о посмертной участи человека.
Если кто-то из читателей пожелает подробнее узнать об учении
Православной Церкви о смерти и воскресении, о мытарствах, о рае
и аде, мы предлагаем обратиться к творениям тех, кто много
потрудился в земной жизни ради спасения от вечной смерти, уповая
на встречу с Господом и воссоединение с Ним, стараясь для того,
чтобы оставить описание пути, по которому мы сможем
безпрепятственно следовать на встречу с Богом. Советуем вам
обратиться к творению святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о
смерти», к труду монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как
будем жить и мы по смерти», к книге иеромонаха Серафима (Роуза)
«Душа после смерти», и многим другим трудам и творениям
преподобных отцов и подвижников Православной Церкви, где
приводятся знания о посмертной участи человека.
Ольга Голосова
Глава 1
Мои посмертные приключения начались с того, что я упала с
четвертого этажа и разбилась.
У полиции, как я потом узнала, возникло две версии — просто
самоубийство и убийство, замаскированное под самоубийство. Обе
версии ничего общего с действительностью не имели и даже в
качестве предположительных не многого стоили, поскольку
строились исключительно на показаниях моих эмигрантских подруг.
Версия самоубийства была проста, как женский роман, и в двух
словах сводилась к тому, что меня бросил муж, а я в ответ
бросилась с балкона. Если бы я в самом деле так реагировала на
измены Георгия, во всем нашем многоквартирном доме не хватило бы
балконов.
Вторая версия—убийство, замаскированное под самоубийство — не
подходила по той простой причине, что Георгий не годился на роль
убийцы: как почти все блудники и любимцы женщин, он был, в
сущности, взрослым ребенком, капризно ищущим восхищения и ласки,
слабым и немного истеричным, а по существу, беспомощным и
добрым. От опасностей на своем жизненном пути он уходил,
препятствия обходил и никогда не до ходил до крайностей.
Все было гораздо проще. Наш кот Арбуз любил ходить в туалет на
природе, а таковой ему служили мои ящики с цветами, подвешенные
к балконной решетке — сверху и снизу. Стоило ровно на минуту
оставить балконную дверь открытой, как он тут же прокрадывался в
роскошные заросли петуний и там с наслаждением гадил. И это бы
еще полбеды: но, сотворив непотребство и чуя расплату, мерзкий
осквернитель невинных цветочков трусливо пытался скрыть следы
преступления, при этом комья земли и поруганные веточки петуний
летели в разные стороны. Никакие воспитательные меры вплоть до
битья по голове сложенной вчетверо «Рус ской мыслью» не могли
излечить кота от излюбленного порока.
В то злополучное утро я несколько раз выходила на балкон, чтобы
не проворонить заказанное с вечера такси, и попросту забыла в
последний раз затворить за собой балконную дверь. Блудный муж
подхватил дорожную сумку с заграничными подарками для своей,
конечно, мне неизвестной, московской подружки и отправился к
лифту, а я проводила его за дверь с привычными напутствиями: не
вздумай возвращаться и не забудь перед посадкой надеть теплый
свитер — в Москве по прогнозу холод и дождь. Он так же привычно
бросил, что все будет хорошо, свитер он наденет и позвонит,
когда его встречать. После этого я пошла в спальню, немного
поревела и уснула, поскольку позади у меня была почти сплошная
ночь выяснения отношений.
Разбудило меня истошное мяуканье Арбуза. Я сорвалась с постели и
бросилась на балкон, откуда летели его вопли о помощи.
Кот-охальник, воспользовавшись открытой дверью и тишиной в доме,
в этот раз добрался до нижнего ящика, сделал там свое грязное
дело, а назад выбраться не сумел: толстый живот, за который в
сочетании с полосатостью он и был прозван Арбузом, не дал ему
пролезть между прутьями решетки, а перелезть через верх мешали
развесистые петуньи. Я перегнулась через перила и ухватила кота
за шкирку, а он был так перепуган, что для верности извернулся и
вцепился в мою руку всеми двадцатью когтями. Я дернулась от боли
и, попытавшись подхватить его другой рукой, слишком сильно
перевесилась через перила: ноги мои почти оторвались от пола, а
перетрусивший Арбуз, дрянь такая, в этот решительный момент не
растерялся и сиганул по моим плечам и спине наверх и этим спас
свою полосатую шкуру, меня же подтолкнул вниз. Я окончательно
потеряла равновесие и полетела с четвертого этажа вниз головой.
Спешу успокоить ревнителей благополучия домашних животных: после
того, как меня на машине скорой помощи с завываниями увезли в
больницу, а в квартиру опечатали полицейские, бедного
осиротевшего котика взяла под опеку наша соседка фрау Гофман, и
у нее ему было неплохо. Плохо было ее гераням.
Куст сирени, в который я, по счастью, угодила, был старый и
развесистый — может быть, это слегка смягчило удар. Ведь я не
разбилась всмятку, а лишь переломала половину костей и разбила
голову под орех.
Когда я очнулась в палате реанимации и в зеркальном потолке над
собой увидела свои бренные останки, окруженные медиками, я в
который раз восхитилась успехами немецкой медицины: целая
бригада врачей обрабатывала мои несчастные члены! Одни
пристраивали обратно в грудную клетку выломанные ребра, торчащие
из нее, как пружины из старого канапе, другие ввинчивали в
рассыпавшиеся кости моих ног какие-то вин тики и шпунтики,
третьи копались в приоткрытом животе и что-то там сшивали, — а я
наблюдала за всем происходящим в зеркале над собой и не
чувствовала ни боли, ни страха — только полный и абсолютный
покой.
Я взглянула на отражение своего лица, когда оно показалось между
зелеными макушками склонившихся надо мной врачей: мне захотелось
увидеть, насколько соответствует мой облик этому
медикаментозному блаженству, — и вот тут-то все началось
по-настоящему. Я увидела свое лицо, но это было лицо трупа:
белое до синюшности, нос заострился, си ние губы прилипли к
зубам, между которыми торчала прозрачная трубка, а в ней что-то
сипело и булькало. Я почувствовала к себе отвращение — меня
всегда пугали лица мертвецов, а тут еще мое собственное... Но
самое страшное было в том, что глаза мои были закрыты — так
каким же образом я все это вижу?!
С перепугу я дернулась в сторону и... оказалась висящей между
двух ламп под потолком. И в одно мгновенье все перевернулось: не
было надо мной никакого зеркала — это я сама была наверху и
глядела оттуда на распростертое внизу собственное тело. Я не
испугалась, поскольку мысль о смерти меня еще не посетила, но
испытала легкое разочарование: получается, что немецкая медицина
тут ни при чем, а за избавление от боли я должна благодарить
природу и какие-то собственные защитные механизмы. Ну вот,
теперь все ясно: это сон, это бред, я летаю во сне. В таком
случае, почему бы не полетать где-нибудь в более приятном месте?
Так я подумала и тут же свое намерение осуществила, вылетев
через открытую кем-то дверь в больничный коридор.
Оказавшись под потолком коридора, — почему-то меня все время
тянуло вверх, — я обнаружила, что от меня через дверь реанимации
тянется довольно толстый светящийся шнур. Я подумала, что
нечаянно уволокла за собой какой-то шланг от реанимационной
аппаратуры.
Интересно, а как я вообще-то выгляжу? Я попробовала оглядеть
себя, и хотя у меня явно было зрение, причем даже более зоркое,
чем наяву, и своих глаз я не ощущала, но стоило только пожелать,
и я увидела себя со стороны: это была я, но только
полупрозрачная, что-то вроде воздушного шарика в форме моего
тела. Пришедшее на ум сравнение еще подчеркивалось этим шнуром,
выходившим из середины моей грудной клетки, кстати сказать, в
этом облике не имевшей ни торчащих ребер, ни каких-либо других
повреждений. Напротив, я ощущала себя абсолютно здоровой и
полной бодрости.
В дальнем конце коридора было большое окно, я решила слетать к
нему. Парить под потолком было одно удовольствие, но дальше
середины коридора улететь мне не удалось: шнур, к которому я
была привязана, натянулся, и я почувствовала жгучую боль в
груди, когда попыталась оторвать его от себя. Пришлось
покориться и повернуть в обратную сторону.
Я пролетела мимо реанимации и завернула за угол коридора. Здесь
был уголок для посетителей: журнальный столик, диван и два
кресла. В одном из них сидела моя подруга Наташа и разговаривала
с кем-то по мобиль нику, проливая обильные слезы и жадно куря
сигарету. Конечно, разговор шел обо мне:
— Врачи сказали, что надежды практически нет. Бедная Анька! Я
всегда знала, что этот брак кончится катастрофой!..
— Наташка, кончай трепаться, угости лучше сигареткой! — весело
крикнула я из-под потолка. Не обратив на меня ровным счетом
никакого bmhl`mh, она продолжала разговор. Я опустилась пониже,
помахала рукой перед ее носом, потом тронула за плечо — и моя
рука прошла сквозь него, как солнечный луч сквозь воду. Очень
удивившись, я оставила свои попытки и стала прислушиваться к
Наташкиной болтовне.
— Ну, конечно, она лежит в реанимации и к ней никого не пускают.
Она без сознания. Георгия здесь нет, никто вообще не знает, где
Он. Видимо, скрылся, подлец. Меня полиция Нашла по ее записной
книжке, я все рассказала об их семейной жизни, и теперь его
разыскивают как возможного убийцу. А я считаю, что он убийца
даже в том случае, если Анна сама покончила с собой, вот что я
тебе скажу, моя дорогая...
Мне стало скучно и противно — и это моя лучшая подруга! Сидит
тут уже пару часов, судя по количеству окурков с губной помадой
в пепельнице, рыдает по мне, а все равно сплетничает. Я взяла и
улетела.
Мне стало тошно. Болтаться под потолком уже наскучило, сон этот
мне надоел, но я не знала, как мне из него проснуться. Небывало
острое чувство одиночества охватило меня. Я решила вернуться в
реанимационную палату, поближе к своему телу, и мне это без
труда удалось.
В палате врачей уже не было, только за столиком в углу сидела
дежурная сестра. Мое тело лежало очень спокойно, грудь
равномерно поднималась и опускалась, но, поглядев на опутавшие
меня провода и трубки, я поняла, что жизнь в этом теле теплится
только благодаря медицинской аппаратуре. Светящийся шнур
соединял меня с моим непод вижным телом внизу, и тут только до
меня дошло: никакой это не сон и не бред, это все происходит на
самом деле.
Мне стало ясно, что фактически я умерла, в моем теле
поддерживается искусственная жизнь, а душа моя, то есть
драгоценное мое Я, уже его покинуло, и только эта светящаяся
нить меня с ним еще связывает. И мне стало так жаль лежащую там
внизу Анну, беспомощную, обвязанную бинтами и утыканную иглами и
трубками! Но помочь себе я ничем не могла, и мне снова
захотелось оказаться подальше от себя, и я опять вылетела в боль
ничный коридор, чтобы еще острее ощутить охватившее меня
кромешное одиночество.
Они появились в дальнем конце коридора, там, где было окно.
Сначала я услышала их голоса, очень странные голоса: это было
похоже на то, как если бы группа взрослых совещалась о чем-то
очень важном писклявыми детскими голосами. Я поглядела в ту
сторону и увидела сначала только темные силуэты на фоне окна,
невысокие, не выше метра, приземистые и горбатые. Они двинулись
в мою сторону и оказались под светом коридорных ламп, и тут я их
разглядела и сразу же решила: инопланетяне!
Верила я или не верила в НЛО до этой встречи, не знаю, скорее,
просто не особенно задумывалась, но информации на эту тему в
моей голове накопилось, осело порядочно, как у всякого
современного читателя и телезрителя. Страха, во всяком случае,
эти существа у меня не вызвали, скорее любопытство, чуть-чуть
окрашенное тревогой. Если допустить, что такие встречи бывают,
то почему бы однажды такому не случиться и со мной?
Обнаженные коренастые тела инопланетян были покрыты довольно
неприятной на вид серо-розовой складчатой кожей, крупные головы
глубоко сидели в плечах, а впереди переходили в вытянутые лица,
которые точнее было бы определить словом «рыла». На первый
взгляд они напоминали каких-то экзотических животных, что-то
вроде помеси свиней с волками, но в больших круглых глазах,
окруженных темными складками кожи и лишенных ресниц, определенно
сверкал острый интеллект.
Пришельцы стояли подо мной и продолжали совещаться, что-то
лопоча на своем визгливо-сиповатом языке, даже отдаленно не
напоминающем ни один из слышанных мною земных языков. Речь явно
шла обо мне, поскольку они не только глядели в мою сторону, но и
указывали на меня верхними ко нечностями, похожими на детские
ручки в карнавальных волчьих перчатках с когтями, довольно, надо
сказать, устрашающими на вид. Почувствовав некоторое отвращение,
я строго себя осадила: но-но, только без космического расизма,
пожалуйста! Мне ведь неизвестно, как я сама выгляжу на их
взгляд, но и на взгляд человеческий я сейчас, надо полагать,
больше похожа на человекообразную медузу, чем на недурно
сохранившуюся женскую особь сорока с небольшим лет.
Один из пришельцев, бывший на голову выше других, сделал шаг
вперед и заговорил со мной по-русски, произнося слова
механически, как робот:
— Мы пришли за тобой. Ты должна немедленно отправиться с нами. Я
молчала, не зная, что ответить. Он тоже помолчал, потом произнес
без всякого выражения:
— Мы очень рады встрече с тобой. Мы полны дружелюбия.
Очень мило! Сначала приказ отправляться с ними неведомо куда, а
уже потом приветствие. Я решила проявить независимость:
— Пока я не узнаю, кто вы и куда меня приглашаете, я с места не
двинусь. Кроме того, я к нему привязана. Не к месту, а к моему
телу. Их реакция показалась мне несколько агрессивной: они меня
поняли, но мои слова им не понравились, что и было выражено
резкими повизгиваниями. Они посовещались, потом старший начал
давать разъяснения:
— Мы явились за тобой с далекой планеты. Тебе пришел срок
покинуть Землю. Ты не будешь об этом жалеть. Связь с телом
необходимо прервать. Ты должна это сделать. Сама и сейчас.
Сейчас и здесь. Сделай это, и ты полетишь с нами. Умри и
освободись!
Как же, разлетелись! Даже на такое астральное самоубийство я по
своей воле не пойду. Как можно разорвать связь с моим бедным,
таким привычным, таким родным телом, покинуть его в страданиях,
предать его, беспомощное и безгласное! Нет уж, столько терпели
вместе, потерпим еще. Ну, а там видно будет... — А кто вы,
собственно говоря, такие, чтобы решать за меня, когда мне пора
умирать? И что это за планета, откуда вы появились?
Глава пришельцев обрушил на меня каскад каких-то астрономических
терминов, в коих я ни уха, ни рыла, засыпал меня названиями, из
которых я узнала только с детства застрявшую в мозгах Альфу
Эридана, планету обетованную советских фантастов. Впрочем,
подумалось мне, зря я иронизирую: вполне может быть, что сами
обитатели Альфы внушили нашим фантастам название своей планеты.
Все эти мысли как-то очень четко, быстро, почти одновременно
мелькали в моем уме, что было непривычно: я уже давно разучилась
по- молодому думать о нескольких вещах сразу, не теряя при этом
ясности мышления.
— Мы понимаем твои сомнения и тревогу, — продолжал между тем
инопланетянин, — но ты и не должна верить словам. Сейчас ты все
увидишь собственными глазами, — и он махнул когтистой лапой в
сторону окна.
Больничное окно из цельного стекла сначала полыхнуло зеленым
светом, потом по нему пошли волны, как по экрану испортившегося
телевизора, а затем на этом окне-экране появился изумительной
четкости и яркости неземной пейзаж, сначала один, потом другой,
третий... Всего было много и помногу: растительность всех цветов
радуги на фоне зеленого неба с голубым солнцем, фиолетовые леса
и розовые океаны, какие-то летающие животные с инопланетянами на
крылатых спинах, стройные и хрупкие на вид здания, больше
похожие на храмы, чем на жилье. Но современного человека
звездными пейзажиками не удивишь: иллюстраторы фантастики и
фэнтэзи, киношники и «космические художники» еще и не такого
понаворочали.
Картинки проплывали в окне, сменяя одна другую, а потом все
остановилось на премиленьком ландшафтике с белой виллой на
золотистом холме, с лестницей, полого спускающейся к розовому
пруду, по которому вальяжно скользили какие-то изумрудные
водоплавающие с коронами на изящных головках. Ну и что? Если я
могу теперь бесплатно и безвизно лететь куда хочу, то полечу я,
само собой разумеется, не на какую-то неизвестную планету
зелеными лебедями любоваться, а в Австралию, например, или на
Бермуды. Но прежде слетаю в Москву и погляжу, что там поделывает
мой благоверный. Интересно, как он примет известие о моей
смерти?
— Если ты отправишься с нами, ты сможешь поселиться в этом доме,
— заявил инопланетянин.
— А зачем это мне? Для людей я теперь невидима и неслышима — что
мешает мне поселиться хоть в Грановитой палате Кремля? Думаю,
что жилищная проблема мне не грозит.
Пришельцы грозно заверещали, но старший остановил их жестом и
заявил самым серьезным образом:
— Грановитая палата уже занята другими душами, из тех, которым
не дано подняться в Большие Небеса.
— А зачем мне сдались ваши Большие Небеса? Меня вполне устроит
моя Малая Земля.
— Это юмор. Нам он непонятен, но мы его принимаем как
доказательство твоего бесстрашия. Ты нас не боишься. Это хорошо.
Зря он это сказал. Я сразу поняла, что боюсь, очень боюсь, я уже
давно так никого и ничего не боялась. Но во мне заговорили
прежние диссидентские инстинкты: лучший способ защититься от
страха — смеяться над теми, кого боишься. Я решила быть начеку.
В прошлом кагэбэшники могли разрушить в первую очередь
благополучие, затем жизнь и тело, а уж в последнюю очередь разум
и душу. Здесь разговор шел сразу о душе, больше-то ведь у меня
ничего и не осталось...
— Там тебя ждет покой, там очень красиво!
— Звучит заманчиво. А еще что?
— У нас ты сможешь встречаться и беседовать с великими умами, с
героями человеческой истории.
— Это спиритизмом, что ли, заниматься? Никогда особенно не
интересовалась, знаете ли...
— У нас ты встретишь тех, кого любила на земле и кто покинул ее
прежде тебя. Вспомни о них!
Это был сильный удар. Я потеряла мать и отца в последние годы, а
единственный брат Алеша, мой близнец, умер еще в детстве от
скарлатины. Мы с ним были очень близки, и я часто думала о том,
как дружили бы мы с ним в наши зрелые годы.
Стоило мне подумать о моих дорогих умерших, как они, будто
только этого и ждали, появились в кадре: они втроем вышли из
дверей белой виллы и остановились на верхней площадке лестницы —
мама, отец и Але ша. Как молода была моя мама — моложе, чем я
сейчас! Отец выглядел чуть старше, но он и умер всего пять лет
назад. А вот Алешенька был точно таким, каким мне запомнился, он
даже одет был в тот самый серый школьный костюмчик, в котором мы
его похоронили. Алеша бежал вниз по лестнице, призывно маша мне
рукой и радостно смеясь, а мама с папой...
Вот тут-то они и прокололись. В этом трогательном кадре мать с
отцом стояли наверху лестницы, ласково обнимая друг друга за
плечи, и тоже улыбались любовно и приглашающе, — а вот такого
быть не могло даже в ваших Больших Небесах! Дело в том, что
после смерти Алеши мои старики не придумали с горя ничего
лучшего, как обвинять друг друга в его смерти. Дело дошло до
такой горячей ненависти, что в ней без остатка растворилась и
былая любовь, и сама память об Алеше; при редких встречах о нем
вспоминали лишь затем, чтобы побольнее уколоть друг друга. Я
металась между ними, терзаемая любовью к обоим, но не смогла их
помирить. Даже на свидания в лагерь, куда я попала за самиздат,
они всегда приезжали порознь. Они и в эмиграцию меня провожали
поодиночке: последний вечер я провела у отца, потом поехала к
маме, и мы прогово рили с ней почти всю ночь. Утром приехал на
такси Георгий и отвез нас в аэропорт.
— Не верю я вашему рекламному ролику и никуда с вами не полечу!
— Но ты должна!
— Как я могу быть вам что-то должна, когда я до последнего часа
о вашем существовании даже не подозревала?
— Все узнают о нас в свой последний час!
— А вот это еще надо проверить, действительно ли мой последний
час уже наступил! — крикнула я дерзко и рванулась в единственно
доступное мне убежище — в реанимационную палату, причем
рванулась из всех сил.
И совершила большую глупость: мне бы следовало, улизнув от этих
подозрительных инопланетян, потихоньку и плавно перебраться в
палату, и тогда бы ничего не случилось. Покачалась бы я над
своим бренным телом, как воздушный шарик, а там, глядишь,
пришельцы убрались бы восвояси на свою Альфу, и я продолжала бы
свое эфемерное существование в тихих больничных коридорах до
лучших времен. Но с перепугу поспешив, я буквально вляпалась в
свое распластанное тело и неожиданно оказалась в полной темноте
и глухоте. Страшная, совершенно непереносимая боль qub`rhk`
меня, и каждый тяжелый удар моего сердца эту боль все усиливал и
усиливал. Я закричала и изо всех сил стала рваться вон из этого
вместилища боли — и мне это удалось. Удалось даже слишком: от
резкого рывка нить, связывающая меня с телом, оборвалась, и я
пулей вылетела в тот же самый коридор, где меня как раз и
поджидали инопланетяне.
Они не схватили меня сразу, а протянули ко мне свои страшные
лапы, и я на расстоянии ощутила струящийся из них замораживающий
холод. Этим холодом меня сковало так, что я не могла ни
двинуться, ни крикнуть. А они приближались ко мне, ликующе
повизгивая и потирая свои мерзкие ко нечности. Вот старший
протянул лапу, коснулся моей груди... и с истошным визгом
отскочил в сторону, тряся рукой. Мне стало чуть легче, и я
смогла крикнуть: «Спасите! Кто-нибудь, спасите меня!»
— Никто тебя от нас не спасет! — злобно проверещал старший. —
Твой мерзкий талисман все равно с тебя снимут, когда станут
хоронить, и вот тогда ты будешь наша! — Никто тебя не спасет!
Никто! — закричали прочие инопланетяне. — Ну так уж и никто! —
прозвучал за моей спиной громкий и спокойный мужской голос. Я
оглянулась, и радость надежды вспыхнула во мне.
Высокий господин с прекрасным лицом, появившийся невесть откуда
за моей спиной, сделал несколько неспешных широких шагов и встал
между мной и пришельцами. Это был не врач и не посетитель,
потому что одет он был весьма странно: на ногах высокие
блестящие сапоги, черно- красный плащ, а из-под него выглядывало
золотое шитье какого-то средневекового костюма.
— Она звала на помощь, и я пришел помочь ей. Все — вон отсюда.
Эта женщина — моя.
Пришельцы отступили к стене, подталкивая друг дружку и жалобно
повизгивая.
— Я сказал — вон.
Он не сделал ни одного движения и даже не повысил голоса, но
такая властность звучала в нем, что мерзкие твари вдруг с визгом
сцепились в клубок, который покатился к окну, подпрыгнул,
просочился сквозь стекло и растаял в сером пасмурном небе.
Сковавшие меня холод и ужас исчезли без следа.
— Погляди мне в глаза, дитя мое, — ласково произнес прекрасный
незнакомец. Глаза его сияли мудростью и пониманием, а еще в них
светилась нежность, в них хотелось глядеть и глядеть.
— Они очень напугали тебя? — тихо спросил он.
— Да. Они хотели заманить меня на какую-то чужую планету, где
меня будто бы ждали мои умершие родные. Они мне их даже
показали, но это был обман!
— Конечно, обман, фальшивка, — подтвердил прекрасный незнакомец.
— Они большие мастера обманывать. Ты догадываешься, кто я такой?
— Я вижу, что вы добры ко мне, но кто вы, я не знаю. Мне так
страшно, так одиноко, вся эта ситуация, в которую я попала, так
странна и непонятна, — не оставляйте меня одну, пожалуйста!
— Я не оставлю, — кивнул он. — А ты догадываешься, что с тобой
произошло?
— Да, я понимаю, что умерла. Но мое тело лежит там, на столе, —
я махнула прозрачной рукой в сторону реанимации, — а вот я
почему-то здесь, и что мне делать дальше, я не знаю.
— Все это совсем не так страшно, как кажется поначалу. Ты уже
поняла, что смерти нет. Ты выбралась из гнилой человеческой
оболочки...
— Но почему же «гнилой»? Я не такая уж старуха...
— Со мной не спорят, детка. Ты, повторяю, оставила свою
непрочную, насквозь больную, а теперь еще и механически
поврежденную плоть, чтобы присоединиться к совершенному миру
духов. Теперь перед тобой открываются возможности, о которых ты
при жизни даже не подозревала. Глупые поповские сказки о Рае не
передают и тени великолепия тех миров, которые ты увидишь. Мы
отправимся в мое царство, прекрасное, беззаботное, сверкающее
весельем. Там ты познаешь радости и наслаждения, недоступные
телесным тварям. Мое царство я щедро делю со всяким, кто любит
меня и кого я люблю. Но не каждого я беру к себе, а только
избранных мною.
— Так я...
— Да. С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и
тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты
этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые
прекрасные твои качества — гордость и чувство собственного
достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я
любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе
навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых
смелых твоих поступков. Это я не дал тебе закиснуть в тепле
обывательского болота; это я спасал тебя, когда твоей душе
угрожала опасность поддаться той Силе, которая сломила и смирила
не одну гордую человеческую душу.
— Вы говорите о советском тоталитарном режиме?
— Нет, я говорю о космическом тоталитаризме. К счастью, ты
избежала его пагубного воздействия, и значит, ты — моя! Ты одна
из многих и многих миллионов моих любимых дочерей, вас много, но
я всех вас люблю одинаково.
— Так кто же вы, скажите наконец! Как вас зовут?
— Ты можешь звать меня просто «отцом».
— Отцом...
— Да. Дай мне руку. Пойдем со мной, и ты никогда больше не
испытаешь одиночества. У тебя будет множество братьев и сестер,
сильных, независимых, гордых. Большинство живших на Земле
обитают ныне в подвластных мне сферах. Ну, теперь-то ты
догадалась, кто я, дитя мое?
Тут меня осенило, и я воскликнула радостно:
— Знаю! Вы — Иисус Христос! Прекрасное лицо перекосилось, он
отшатнулся, как от удара, поднял руку с краем плаща и закрылся
им. Мне стало неловко — я поняла, что сказала совсем не то, чего
он ждал от меня. А еще я испугалась, что сейчас он уйдет, и я
останусь одна. Но он помолчал немного, а потом вновь открыл лицо
и сказал с мягкой укоризной:
— Никогда больше не произноси при мне этого имени. Конечно, я не
тот смешной персонаж устаревших церковных легенд. Я —
единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и
есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий
властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые
прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!
Теперь он говорил со страстью почти театральной, и это меня
слегка насторожило: я никогда не любила патетики при жизни, но
оказалось, что я плохо переношу ее и после смерти. Облик моего
прекрасного незнакомца стал отдавать каким-то театральным
нафталином. Ну да, он избавил меня от лукавых инопланетян, за
это спасибо ему. Но сам-то он не из их ли числа? С чего бы это
они так беспрекословно ему подчинились, прямо как шестерки
пахану? Совсем они меня запутали, Господи помилуй...
Он вздрогнул. Как-то растерянно умолк. Потом встрепенулся и
продолжал с тем же пафосом:
— Так дай же мне руку, дитя мое, и пойдем в мой широкий и
открытый мир! Только прежде сними с себя этот металл, который ты
зачем-то носила при жизни, впрочем, не придавая этому особого
значения, — и это хорошо. Но тень его осталась на твоей душе.
Сними его!
— Как же я могу это сделать, ведь на мне только тень моего
крестика, а сам он остался на моем теле там, в палате...
— Ну, это делается очень просто, достаточно сказать: «Я
отрекаюсь от своего креста и снимаю его с себя», — и он,
уставившись на меня гипнотизирующим взглядом, ждал, когда я
последую его приказу. Он ведь не знал, что этот крестик для меня
вовсе не талисман и не модное украшение...
Маленький золотой крестик мне подарила мама, провожая меня в
эмиграцию. Она надела его на меня со словами: «Этот крестик
достался мне от твоего дедушки, я носила его в детстве, когда
еще верила в Бога. Потом он лежал в шкатулке с украшениями, а
когда ты маленькая тяжело заболела и врачи от тебя отказались,
верующая соседка предложила снести тебя в церковь и окрестить.
Тогда я вспомнила про него, нашла и отдала ей: с ним тебя и
окрестили. Так что крестик это не простой, носи его в память о
дедушке, которого ты не помнишь, и обо мне. Кто его знает, может
он и убережет тебя на чужбине, ведь когда-то nm помог тебе —
после крещения ты сразу пошла на поправку». Я носила его не
снимая.
Я медлила, прижав руку к груди.
— Ну же, снимай скорей! — теперь в его голосе звучало едва
сдерживаемое раздражение.
— Не делай этого, Анечка! — прозвучал рядом другой голос, такой
знакомый и родной, но так давно не слышанный.
— Мама!
Передо мной стояла моя покойная мать. Она была такая же
мутновато- прозрачная, как и я, может быть, немного плотнее на
вид. Она умерла без меня, меня не пустили на родину ни ухаживать
за тяжело больной матерью, ни похоронить ее, и только сейчас я
увидела, до какой худобы и измождения изгрыз ее рак.
— Молчать! Вон отсюда! — безобразным от ярости голосом завопил
прекрасный незнакомец, только прекрасного в нем сейчас осталось
немного: его лицо вдруг стало серым и морщинистым, стройная
фигура сгорбилась и как-то искривилась, даже роскошный плащ
казался теперь мятой и полинялой тряпкой, оставшейся с давно
забытого карнавала.
Я бросилась к матери и обняла ее. Прикосновение к ее воздушному
телу было вполне ощутимо и приятно, как будто трогаешь сильную
струю теплого воздуха. Конечно, гнев незнакомца напугал меня, но
мама — это было важнее! Мелькнула мысль: может быть, мы теперь
сможем снова быть вместе и уже никогда не разлучаться?
— Мамочка, знаешь, я ведь тоже умерла!
— Да, доченька, я знаю. Мы с твоим дедушкой пришли тебя
встретить.
Из-за спины мамы появился высокий молодой человек с бородкой и
длинными волосами, в священнической одежде. Я никогда не видела
его при жизни, а фотографий деда почему-то в семье не
сохранилось, но я поняла, что это действительно мой дед, по его
сходству с мамой: у него был тонкий нос с нашей фамильной
горбинкой, светло-русые волосы и синие глаза, какие были у мамы
в молодости.
— Здравствуй, внучка, — кивнул он. — Ты поступила правильно, что
не отреклась от креста: если бы ты это сделала, мы уже не смогли
бы тебе помочь. Теперь молись Господу, чтобы он спас тебя от
Сатаны, бей Са тану Христовым Именем: старый лжец явился, чтобы
увлечь тебя за собой и погубить твою душу.
— Что есть ложь? — пожал плечами уже оправившийся незнакомец.
Ад, Сатана? Кто теперь верит в эти сказки? Понятно, что в мире
существует Зло, но не до такой же степени оно персонифицировано!
Тот, в чьем существовании я усомнилась, будто подслушал мои
мысли:
— Ты права, сокровище мое, ну кто теперь верит в Сатану с
хвостом и рогами? - Только болваны вроде твоего деда, пошедшего
даже на дурацкую, карикатурную смерть, за свои заблуждения. Я не
Сатана, я — Демиург, творец и покровитель людей
— Врешь, богохульник! — воскликнул мой молодой дед, и в его
голосе прозвучала cила. — Людей сотворил не ты, ты лишь исказил
Божие творение. А внучку мою я пытаюсь спасти как раз своей
крестной смер тью, да еще Божиим милосердием.
— Не верь этому ханже и мракобесу, Анна! Разве от меня надо
спасаться? Неужели ты не поняла, как я тебя люблю и как ты
дорога мне?
—Любишь ты ее, как волк овечку! Молись Господу, Анечка, прямо
сейчас молись. Господь милостив.
— Я не умею молиться, дедушка.
— Один раз ты воззвала к Нему: «Господи, помилу |