Ненецкие
шаманы.
Лар Л. А.
Служителей культа ненцы называют словом
"тадебя", от глагола "тадебтесь"
– заговорить, произнести заклинание;
"тадебтенггось" – колдовать,
ворожить; дословный перевод – колдун,
ворожей. В своей работе автор будет
пользоваться общенаучным термином
"шаман", чтобы не было путаницы. По
религиозным верованиям ненцев, звание
шамана передавалось по наследству.
Шаманом становятся только мужчины, так
как здесь нужна физическая сила. Это
отмечали и исследователи: "У самоедов
шаманом может быть только мужчина".[1]
Шаман
Г. Мандаков рассказывал о первом своем
посвящении: "Отец был шаман. Дед
шаман. Долго учили шаманить. Потом
пришли тадебцеи. Мешали мне жить. Они
говорили, чтоб я взял их в помощники, а
не то они заберут душу. Пришлось взять".
Они будто бы принуждали своих
избранников стать посредником между
людьми и сверхъестественными силами.
Люди, которым было суждено стать
шаманами, имели особые метки – родимое
пятно величиной с кулак, две макушки, а
иногда и три, лишний палец и т. п.
Второе
непременное условие для становления
шамана – обладание определенными
качествами, призвание предсказать судьбу
человека, народа. Кандидат в шаманы
должен был иметь хорошую память,
интуицию, воображение, дар импровизации
и исполнения, хорошее знание шаманской
мифологии и практики, владеть гипнозом.
Эти качества отмечали исследователи,
миссионеры, путешественники. Они писали,
что для достижения духовного сана
требуется многое. Первую очередь
проницательный ум, твердый характер и
крепкое телосложение.[2]
Все эти
качества развивались и
совершенствовались в период подготовки,
и практической деятельности. Внешним
признаком шаманского признания служили
некоторые внезапно появившиеся
особенности поведения. Человек
становился задумчивым, рассеянным,
замкнутым, видел какие-то сны, стремился
к уединению. Эти признаки свойственны
так называемой "шаманской болезни",
которая уже хорошо изучены
специалистами. Такая болезнь служит
необходимым условием для приобретения
качеств, нужных в шаманском деле. Во
время болезни происходит так называемое
"пересотворение" шамана: духи, унеся
душу шамана в иной мир, разрубают ее на
кусочки, варят, едят это мясо, заменяют
части тела новыми. Обучают будущего
шамана. После этого шаман уже не обычный
человек, а фигура, наделенная
сверхъестественными качествами. Теперь
он может общаться с духами и посещать
иные миры.[3]
Гаврил
Егорович Мандаков шаман категории
сэвтана. Ему помогала осваивать
шаманское мастерство первая жена,
которая была из рода шаманов. К тридцати
годам у него насчитывалось около
четырнадцати кос, в которых находилась
шаманская сила. По рассказам Г.Е.
Мандакова, когда жена умирала, то
передала ему своих духов. Если не
передать знания, духов-помощников, то
душа умирающего будет мучиться долго,
как это случилось с его женой. Жена
Мандакова долго находилась в
летаргическом сне, пока не посвятила его
в шаманское звание. Только после того,
как передала дар и духов-помощников Г.
Мандакову, спокойно ушла в мир иной.
Шаман Г.Е. Мандаков в настоящее время
проживает в 206 км. от поселка
Тазовское.
Явлада
Халевич Яптик относится к категории
шамана сэвтана, камлает зимой в основном
районе озера Яррото, а летом на берегу
Юрибея. В шаманы его посвятил старший
брат. Когда умирал, то ему передал
сильного духа-помощника, в образе фигуры
женщины "Хадако". Возит эту
фигуру в четырнадцатикопыльной нарте,
видеть автору не приходилось. По
рассказам очевидцев, шамана Явлада Яптик
найти трудно в тундре. Если человек шел
с плохими мыслями, он мог долго плутать
в районе его чума.
В
период ученичества кандидат, как
правило, сопровождал своего учителя,
помогал ему, присутствовал на его
камланиях, запоминал священные
призывания, осваивал шаманистскую
технологию и практику отправления
молебствий. По истечению срока обучения,
молодой шаман проходил строгое
физическое испытание, и только после
тяжелых переживаний, мог различать в
окружающем его душевно-духовный мир. У
каждого кандидата в шаманы были
индивидуальные испытания. После
испытаний ученик получал духовного
учителя – духа-покровителя. Духовный
учитель знакомил своего ученика со всем
тем, что он содержит в себе и помогает
подняться на своем пути к мирам более
высокого познания.
Познавая мир Вселенной, молодой шаман
поднимается к тем доступным областям
духовного мира, где ему становятся
понятными существа, участвующие в
развитии мира и человечества. Благодаря
этому он получает возможность проследить
развитие человека между смертью и новым
рождением. После хорошей школы
восприятие шамана становится глубже,
шире любознательность, сильнее его
жизнестойкость, и более многогранно его
осмысление собственного существования.
Учеба
длится в течение 20 лет, в зависимости
от способности и кандидата. По истечению
этого срока, пройдя все степени
посвящения, нередко лишь к 60 годам, он
становился настоящим шаманом и ему
присваивался высший титул, который
звучал по-разному в зависимости от того
с Верхним, Средним или Нижним миром был
связан шаман.
Ненецкие шаманы в течение своей жизни
могли пройти несколько посвящений,
каждый раз поднимаясь на новую ступень
шаманской иерархии, повышая свой статус
в обществе. Акт посвящения в шаманский
сан имел общественное значение и был
большим событием в жизни ненецкого рода.
Но, как правило, сама церемония
проходила в узком кругу старых опытных
шаманов. Прошедший посвящение получал
определенное звание и право совершать
религиозные обряды.
Шаманы
делились на две группы: непосвященные –
Мал тадебя (шаман без бубна –
пензер) и посвященные –
тадебя Си'мя (шаман, имеющий бубен
без подвесок). К непосвященным шаманам –
Мал тадебя, относились ученики,
которые: "чувствуя в себе призвание",
обращались к опытному шаману.
Непосвященные имели разные названия в
зависимости от своих функций:
Юдартана – предсказывающий
события по снам; Сэвтана –
видящий далеко и умеющий распознать
болезни своей внутренней силой, (говоря,
современным языком – экстрасенс);
Илтана – дающий жизнь,
предсказывающий судьбу; Тэлтана
– шаман переводчик; Ингутана
– советчик, прорицатель.
Мал
тадебя
в основном считались помощниками главных
шаманов во время их ритуала. Из этой
категории образовывались
вольнопрактикующие, действовавшие в
пределах своих семейно-родственных
групп. Бубна у мал тадебя не было. Они
гадали по костям зверей или животных, на
лезвиях ножа или топора. Основными
обязанностями их были лечение заболевших
людей, оленей, предсказание будущего,
предупреждение бед и несчастий.
Тэлтана
и Ингутана
являлись первыми помощниками Выдутана.
Самбдорта помогали Илтана и
Сэвтана. Они выполняли обязанности
советчиков и переводчиков. Выдутана и
Самбдорта совершая во время ритуального
камлания медитацию, – мысленно
налаживали связь с помощниками, которые
были своего рода – щита между ними и
миром людей. Помощники шамана как бы
защищали человека от сильного
воздействия духов Верхнего и Нижнего
миров, с которыми общались учителя.
Непосвященных шаманов было много. В
отличии от посвященных шаманов они
занимались хозяйственной деятельностью.
Совершали простые формы
жертвоприношений, они имели очень
ограниченный набор атрибутов, не
приводили себя в экстаз, и лишь
некоторые обладали силой гипноза.
Вторая
группа – это посвященные шаманы
Си'мя, среди которых различались
такие разновидности:
Пензретна, умеющий видеть
будущее, а также общаться с высшим
божеством – Нумом; Ял'тана –
вызывающий злых духов: "шаманы
находятся в отличных отношениях с
духами, но есть такие, которые состоят
на службе у злых духов"[4];
Мутратна тадебя – чудотворец;
Тэм'сорта – выделывающий фокусы;
Хэхэ тэврамбда – приносящий верхних
духов.
Эти
шаманы отличались от непосвященных
большими знаниями и мастерством, стояли
на более высокой ступени и пользовались
большим авторитетом. Они должны были
знать не только явления природы,
оленеводства, промыслов, но и объяснить
их значение, научиться ими пользоваться.
Учитель знакомил не только с природой,
но и с анатомией человека и животного.
Посвященным шаманам Си'мя
разрешали пользоваться бубном, но без
подвесок. В подвесках, так считают
информаторы, находится огромная сила
шамана. А шаман, не имеющий практики не
сумеет удержать эту силу, и может
погибнуть. Подвески появляются с
практикой и званием.[5]
После
прохождения определенных испытаний и
посвящения в категории шаманов, они
имели право заниматься ритуальным
обрядом. После десятилетней практики и
получения новых подвесок, их считали
выучившимися – Янумта.
Пензретна выполнял работу шамана
категории Я'нянгы тадебя. Шамана Хэхэ
тэврамбда относили к шаманам
нув'нянгы, связанных с небесными духами,
от которых он узнавал веление высшего
божества.
Шаманы
Мутратна тадибе,
Тэм'сорта, Ял'тана славились
чудесами, фокусами, которые они
проделывали собой. Они стреляли в себя,
ловили пули, протыкали себя насквозь
хореем, отрезали себе голову и т.д. Эти
фокусы были зафиксированы многими
исследователями и путешественниками ХIХ
в. Их деятельность была весьма
многогранна. Они участвовали во всех
ритуальных обрядах. Главной особенностью
этих шаманов было обладание сильным
гипнозом. Они являлись блестящими
поэтами-импровизаторами, вызывая
положительные эмоции собравшихся.
Воздействуя на психику людей красотой
художественных образов, они увлекали
слушателей своей артистической игрой.
Модуляция голоса, артистическая мимика,
жестикуляция, все это влияла на
человека.
Анализ
материалов о шаманах показывает, что
каждый из них практиковался на своей
территории, и использовал свои средства
и приемы. Никто из этих шаманов не
переступал своих функций и обязанностей.
Знания
эти строились на основе устной традиций,
так как у ненцев священных книг не было.
Кроме, того, шаманы должны хорошо знать
порядок обрядных служб, обращенных к
каждой категории богов и духов. Одно
только знание правил отправления обрядов
требует от них исключительной памяти,
хороших мыслительных способностей,
творческого воображения и
исполнительного мастерства.
Леонид
Лар, к.и.н.
ТГПИ
им. Д. Менделеева
Тобольск, Россия
Контакты: тел. (34511) 52736
webpage:
http://www.ttknet.ru/~lar
E-mail:
lar@ttknet.ru
626150,
г. Тобольск, а/я 705
Примечания:
-
Анучин О.Н. К истории ознакомления с
Сибирью до Ермака. М. 1890, С. 49
-
Белявский Ф. Поездка к Ледовитому
морю. М. 1833, С. 173
- Об
обучении молодых шаманов и получении
звания сообщили Г. Мандаков, Н.
Вануйто, Т. Худи, М. Салиндер и др.
-
Финш О. Брэм А. Путешествие в
Западную Сибирь. М. 1882, С. 486
- О
различии между си'мя и мал тадебя
разъяснил шаман Мандаков.
|