Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу М и Ж 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

М и Ж 

скачать    150.zip

 

 

 

 

Екатерина Храмченко

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ

НЕМНОГО ИСТОРИИ

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Как уже говорилось, любовные переживания и связанное с ними пове­дение обладают половой спецификой, причем направление различий далеко не всегда соответствует традиционным представлениям о психоло­гических особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся сте­реотипам, мужчины в целом характеризуются большим уровнем роман­тизма, чем женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви [51]. «Желание влю­биться» для мужчин — более сильное основание для начала взаимоотношений, чем для женщин [31]. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его пережи­вают [43]. В то же время в период установившихся отношений женщины склонны к большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати, носят более соответствующий романтическому канону характер,  чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он оцени­вает их [25]. Отношения любви, судя по результатам использования шкал любви и симпатии, для женщин более специфичны, чем для мужчин, — корреляции между оценками любви и симпатии у них значимо ниже [44]. Эти различия являются результатом большой половой специфики разви­тия близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек, например, харак­теризуется большей интимностью и изобретательностью, чем дружба маль­чиков, общение в парах девочек носит иной характер, чем в парах мальчи­ков, и т.п. [5; 47].

Мужчина и женщина... А не содержится ли уже в самой теме ложный вывод? Наверное, следует предположить, что трудности в отношениях между мужчиной и женщиной обусловлены, в сущности, половыми разли­чиями. Но это не так. Отношения между мужчиной и женщиной (между мужчинами и женщинами) — это прежде всего отношения между людь­ми. Все, что есть хорошего в отношениях между одним человеческим су­ществом и другим, следует считать хорошим и в отношениях между муж­чиной и женщиной, и все, что плохо в отношениях между людьми, является также плохим в отношениях между мужчиной и женщиной.

Главные недостатки в отношениях между мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или женскими чертами харак­тера, а отношениями между людьми [19].

Дадим определение отношениям между мужчинами и женщинами как отношениям, между победившей и побежденной группами. По данному вопросу (кто является сильнейшим полом в настоящей современной куль­туре) было много дискуссий, и не без оснований. Однако проблема не решена, даже если говорят, что женщины Америки добились эмансипа­ции и имеют поэтому одинаковый статус с мужчинами. Тысячелетняя борьба в отношениях между мужчинами и женщинами еще более ощущается в нашей современной культуре.

Существует несколько убедительных доказательств того, что патри­архальное общество, как оно было представлено в Китае и Индии, в Ев­ропе и Америке на протяжении прошедших пяти-шести тысячелетий, не является единственной формой, в которой оба пола организовывали свою совместную жизнь. Многое свидетельствует о том, что если не везде, то во многих местах патриархальные общества, в которых власть принадлежала мужчинам, уступали место матриархальным. Это выражалось в том, что женщины и матери были опорой семьи и общества. Женщина занимала господствующее положение в общественной и семейной жизни. Еще се­годня в различных конфессиях заметны следы ее господства. Следы ста­рой организации находят также в документе, который нам хорошо зна­ком, — в Ветхом Завете.

Если попытаться прочесть историю Адама и Евы с некоторой объек­тивностью, то отметим, что именно за грех Евы мужчина должен господ­ствовать над женщиной, и она принимает это господство как наказание. Оно направлено не только против Евы, но и косвенно против Адама, ведь властвовать над другими не намного легче, чем попадать в зависимость.

Если господство мужчин над женщиной объявляется новым принци­пом, то, вероятно, было время, когда это не имело места. Есть докумен­ты, которые это подтверждают. Если сравнить вавилонскую историю о сотворении мира с библейской историей, то можно обнаружить, что в первой, которая по времени предшествует библейской, ситуация пред­ставлена совершенно иначе. В центре вавилонской истории мы не нахо­дим мужского бога, а встречаем Tiamat — женское божество. Ее сыно­вья пытаются выступать против нее и наконец побеждают, в результате чего устанавливают господство мужских божеств во главе с великим ва­вилонским богом Мардуком.

Превосходство женщин в матриархальном обществе явно выража­лось в одном: они могли производить на свет детей, чего не могли муж­чины. Попытка мужчин свергнуть женщин связана с их претензиями на то, чтобы получить возможность создавать и разрушать вещи, — не таким естественным способом, как это делали женщины, а посредством слова и духа.

Библейский миф о сотворении мира начинается там, где заканчивает­ся вавилонская история. Бог сотворяет мир своим словом, чтобы убеди­тельно подчеркнуть превосходство патриархального над матриархальным, и библейская история сообщает нам о происхождении Евы из ребра муж­чины, а не мужчины от женщины.

Мужчинам удалось на протяжении веков или даже тысячелетий рас­пространить мнение, что они наиболее сильный и выносливый пол.

Сегодня в идеологиях многих сторонников феминизма, прогресса, ли­берализма и других групп, которые выступают за равноправие всех людей вообще и обоих полов в частности, встречается мнение, что не существует различий или что они несущественны. Они утверждают, что если и суще­ствовали когда-то какие-либо различия, то они сводятся к различиям в культуре и воспитании, но нет существенных различий между полами, ко­торые не являются следствием факторов окружающей среды или факто­ров воспитания.

Такая популярная у сторонников равноправия мужчин и женщин точка зрения уязвима во многих отношениях.

В действительности предполагаемое равенство и требования полярны по своей сути: несмотря на все различия, ни один человек не должен исполь­зовать другого в качестве средства достижения своей цели, ибо каждый че­ловек как представитель своего рода и своей нации должен иметь свободу для развития своей индивидуальности. Равноправие предполагает не отри­цание различий а возможность для их более полной реализации.

Если мы понимаем под равенством отсутствие различий между людь­ми, то мы способствуем тенденциям, которые приводят к «автоматиза­ции» индивидуума и утрате того, что является самым ценным компонентом человеческого существования, расцвета и развития особенностей каждого человека — его индивидуальности.

Ложное предположение о том, что равенство тождественно идентич­ности, является одной из причин специфического явления в нашей культу­ре — уменьшения, стирания различий между полами.

Единственное решение проблемы следует искать в том, чтобы понять функции определенных различий в отношениях между полами. О поло­жительном и отрицательном полюсах электрической сети нельзя сказать, что один из полюсов менее ценный, чем другой. Более того, можно утвер­ждать, что напряжение между ними создается посредством их различий, и эти различия являются основой плодотворной динамики.

В этом же смысле оба пола и то, что они символизируют — мужской и женский принципы в мире, во Вселенной и в каждом из нас, являются двумя полюсами, которые должны сохранить свои различия, свою проти­воположность, чтобы создать плодотворную динамику, производительную силу, которая соответствует этой полярности [19].

В своей работе Э.Фромм утверждает, что тот, кто ожидал четкого оп­ределения различий между мужчиной и женщиной, может быть разочарован. Мы просто не можем что-либо знать о них. Если оба пола на протяже­нии тысячелетий вели борьбу друг с другом, если у них возникали предрас­судки в отношении друг друга, характерные для борьбы такого рода, то как же сегодня мы можем установить, в чем заключаются истинные различия?

И лишь тогда, когда мы не будем думать о различиях, когда забудем традиционное клише, мы сможем развить то чувство равенства, в котором каждый партнер — самоцель.

Хотелось бы особо выделить одно различие, касающееся степени ус­пеха в отношениях между мужчиной и женщиной, имеющее определенное значение, которое мы должны учитывать и в нашей культуре. По мнению Фромма, женщины более, чем мужчины, способны быть нежными.

Понятие «нежность» многогранно. Это и любовь, и уважение, и по­нимание. Нежность— это что-то отличающееся от сексуальности, го­лода и жажды. С точки зрения психологии, такие чувства, как сексу­альность, голод и жажда, характеризуются самоуправляемой динами­кой; их интенсивность возрастает до тех пор, пока не достигает куль­минационного момента удовлетворения желаний, которые после этого исчезают на некоторое время.

Нежность же относится к другому типу желаний и порывов. Нежность не существует сама по себе, у нее нет цели, нет и кульминационных момен­тов и мгновенного конца. Она находит свое удовлетворение в самом дей­ствии, в радости быть преисполненным любви, ласковым и нежным, се­рьезно воспринимать другого человека, уважать его и делать счастливым. У нее нет иной цели, кроме как радоваться теплому, нежному чувству сча­стья и заботы о другом человеке.

Поэтому мы боимся нежности. Люди (особенно это касается мужчин) чувствуют себя неловко, если им часто приходится проявлять нежность. И кроме того, именно попытка отрицания различий между полами мешает показать мужчин и женщин по возможности равноправными, мешает жен­щинам проявлять свою нежность, которая им органично присуща и являет­ся чисто женским качеством,

В результате мужчинам не хватает нежности, и у них, как бы для ее компенсации, возникает устойчивое желание быть постоянным объектом восхищения, чтобы утвердить чувство собственного достоинства. Таким образом, они пребывают в состоянии постоянной зависимости и страха. Женщины, со своей стороны, разочарованы, так как они не могут выпол­нить отведенную им роль в полной мере.

СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БРАК. СЕКСУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

Ни у кого не вызывает сомнения, что сексуальные отношения играют немаловажную роль в нашей жизни. З.Фрейд — бесспорный классик психологии — показал важность сексуальных влечений для человека, их естественность и закономерность. Однако существует спор: сексуальные отношения возникают из любви (Э.Фромм) или наоборот (З.Фрейд)? Оптимальным разрешением будет, скорее всего, «золотая середина».

В интимных отношениях любовь была и навсегда останется клю­чом к личному счастью. Многие люди не достигают его, потому что, по справедливому выражению Э.Фромма, любовь — это искусство, которое надо постигнуть и которым надо овладеть, как и всякой важ­ной деятельностью. Эротическая любовь — лишь один из видов люб­ви. Эротическая любовь включает сексуальные чувства, которые не сводятся к чисто физиологическому влечению, а выступают сложным психическим образованием целостной личности. Так, сексуальное по­ведение подростка и юноши зависит не только от глубины и силы его чувств, но и от умения управлять ими. На сексуальное поведение вли­яет и уровень мышления, помогающего трезво оценивать свои чувства и верно направить их. Но мышление может и увести в сторону от вер­ного решения. Так, некоторые подростки становятся на позиции ас­кетизма, подчеркнуто враждебного и презрительного отношения ко всякой чувственности. Они стремятся не понять и контролировать собственную формирующуюся сексуальность, а полностью подавить ее. На проявление сексуальных влечений влияют и другие психичес­кие процессы, их индивидуальные особенности. Например, уровень развития эстетического воспитания определяет идеал красоты, а тем самым и выбор объекта эротических влечений. Развитое воображе­ние также играет существенную роль. Знаменитый Казанова писал, что развитый человек с фантазией в эротическом отношении сильнее физически крепкого простолюдина [13].

Господствующие в нашем обществе эротические воззрения, наши об­щественные отношения порождают неискренность в сфере половых отно­шений, вынужденное воздержание, телесные заболевания, другие недуги и способствуют их развитию.

Половой акт как таковой не является ни нравственным, ни безнрав­ственным. Порожденный сильным природным влечением, он становится таким или другим только под воздействием мышления и сопутствующих развитию человека обстоятельств. Значение сексуальности не исчерпы­вается, конечно же, ее важнейшей ролью — продолжением рода. Напро­тив, половая жизнь, соответствующая сущности человека и его потребно­стям, является предпосылкой внутренней и внешней жизненной гармо­нии. Эта половая жизнь предполагает существование второй воли, дей­ствующей в том же направлении, что и воля данного человека, то есть существование личности, завоевываемой силой влечения. В этом случае любовная жизнь раскрывает всю полноту новых возможностей жизни и переживания, открывает пути к углублению и облагораживанию познания человека и взгляда на собственную жизнь. Это единственный путь к пол­ному творческому формированию человеческого бытия и существа в ре­зультате материнства и отцовства.

Половые отношения двух людей предполагают, что происходит вза­имное приспособление сексуальных ритмов, что партнеры шаг за шагом

точно изучают редко осознанные, но всегда готовые проявиться особые половые потребности друг друга, потому что только так можно надолго обеспечить соответствующие удовлетворение и порядок в сексуальной сфере. Сексуальные отношения между мужчинами и женщинами отлича­ются своей продолжительностью.

Одно из преимуществ длительных сексуальных отношений, принося­щих удовлетворение, заключается в том, что они делают излишним веч­ные поиски подходящего партнера, освобождая тем самым людей для со­циальных достижений.

Способность к поддержанию длительных сексуальных отношений предполагает следующие предпосылки: наличие полной оргастической потенции сексуальных партнеров, то есть отсутствие нарушений связи между нежной и чувственной сексуальностью; преодоление кровосмеси­тельной привязанности и детской боязни сексуальности; отсутствие вы­теснения каких бы то ни было несублимированных сексуальных побужде­ний, будь то гомосексуальные или негенитальные стремления; абсолютно положительное отношение к сексуальности и жизнерадостности; преодо­ление основных элементов морализма; способность к отношениям с парт­нером, основывающимся на духовном товариществе [11].

Однако у длительных сексуальных отношений, как и у любых других отношений, накапливается немалый потенциал конфликта. Основная труд­ность любых длительных отношений заключается в конфликте между притуплением (временным или окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со временем нежной привязанности к партне­ру — с другой.

Бесчисленны примеры того, что верность, к которой побуждает со­весть, со временем вредит сексуальным отношениям. Этому противостоит множество примеров, ясно свидетельствующих, что случайная связь с дру­гим партнером идет только на пользу сексуальным отношениям, которые как раз были готовы оформиться в брачные.

При длительных отношениях, в которых отсутствует экономическая связь, имеются две возможности развития ситуации:

♦  отношения с третьим лицом были кратковременными, а это дока­зывает, что они не могут конкурировать с длительными отношения­ми, что лишь укрепляет последние;

♦  отношения с другими партнерами могут стать более интенсивными, чем имеющиеся, которые в этом случае прекращаются.

Женщине нелегко дается расторжение длительных сексуальных от­ношений, даже если она экономически независима. В этом случае так на­зываемое общественное мнение чувствует себя призванным вмешаться в любое частное дело. Правда, сегодня оно уже закрывает глаза на внебрач­ную связь женщины, но легко приходит в ярость и клеймит как проститут­ку любую женщину, которая позволит себе вступить в связь с нескольки­ми мужчинами.

Сексуальная мораль, пропитанная собственническим интересом, пре­вратила в нечто естественное такую ситуацию, в которой мужчина «обла­дает» женщиной, женщина, напротив, «отдается» мужчине.

Внебрачное целомудрие женщины и ее верность в браке нельзя сохра­нить в долгосрочной перспективе без вытеснения сексуального начала из характера женщины, причем вытеснение это должно быть значительно. Ближайшие последствия этого — требование целомудрия, предъявляе­мое к девушке. Данное требование лишает юношу предмета любви. Ан­типодом моногамного брака становится нарушение супружеской вернос­ти, столь же старое, как и сам брак, девичье целомудрие дополняется су­ществованием проституток, противоречащим целомудрию.

Так как чувственная сексуальность вне брака попадает в сферу товара, то жертвой этого оказываются нежные отношения с партнером, что наибо­лее отчетливо проявляется в проституции. Длительное отсутствие нежно­сти в половых отношениях снижает чувственное переживание, а с ним и сексуальное удовлетворение.

Г-жа Лебедева, читавшая в Москве курс лекций для зарубежных вра­чей, приводила интересные статистические данные о длительности поло­вых отношений. Контролировались лишь люди, состоявшие в зарегистри­рованном браке, который практически почти тождествен длительным сек­суальным отношениям: 19% всех зарегистрированных связей продолжа­лись менее года, 37% — от 3 до 4 лет, 26% — от 4 до 9 лет, 12% — от 10 до 19 лет и 6% — более 19 лет.

Эти цифры доказывают, что для создания сексуальной основы отно­шений между мужчиной и женщиной четырехлетний срок является в сред­нем крайним пределом.

Длительные сексуальные отношения, обоснованные биологическими и сексуально-психологическими причинами, становятся браком. По мне­нию психиатра (в отличие от мнения юриста), брак наличиствует в том случае, если двое людей противоположного пола любят друг друга, забо­тятся друг о друге, живут вместе и расширяют свое сообщество, превра­щая его в семью в результате рождения детей.

Супруги не имеют права, состоя в браке, вступать в половые связи с другими людьми. Верно, что эти требования необходимы для сохранения длительного брака. Но это те же требования, которые подрывают брак, обрекают его на гибель уже в момент заключения.

Требование пожизненного сексуального сообщества с самого начала скрывает в себе бунт против принуждения, который, будучи осознанным или неосознанным, оказывается тем более ожесточенным, чем более живы и активны половые потребности. Женщина оставалась до свадьбы цело­мудренной, она неопытна в сексуальном отношении и, чтобы быть в состо­янии сохранить верность, должна вытеснять свои сексуальные потребно­сти. Наступает момент, когда женщина находится как бы под воздействи­ем анестезии, она остается холодной, не может ни возбудить мужчину, ни

удовлетворить его, коль скоро миновала новизна переживания. И интерес здорового мужчины снижается уже очень скоро. Мужчина начинает ис­кать других женщин, которые могут дать ему больше, — так и появляется первая трещина в отношениях.

В соответствии с господствующими моральными нормами мужчина также не должен осмеливаться на слишком большие «прыжки в сторону». Он тоже должен, особенно если женился, вытеснять значительную часть своих сексуальных интересов. Хотя это и хорошо с точки зрения прочнос­ти брака, но плохо, если говорить о качестве сексуальных отношений, так как следствием вытеснения является нарушение потенции или нанесение ей травматического ущерба.

В обоих случаях брак подрывается действием одного и того же мотива, который должен был бы обеспечивать его прочность, а именно воспитани­ем для супружеской жизни, отрицающим сексуальность.

Браки могли бы складываться хорошо по крайней мере на протяже­нии некоторого времени при наличии сексуального совпадения и удовлет­ворения.

Таким образом, способом лечения несчастного брака является, вопре­ки утверждениям защитников брачных уз и буржуазному закону, супру­жеская неверность.

Грубер пишет, что чем более целомудренными вступают люди в брак, тем более они верны друг другу в браке. Эта верность обязана своей проч­ностью засыханию сексуальности в результате добрачного воздержания. Даже сторонник сексуальной реформы констатирует, например, что большая часть браков находится в жалком состоянии из-за неполноты сек­суального удовлетворения — мужчины неумелы, женщины холодны.

Конечный результат, которым определяется характер полового воспи­тания современного общества, известен — это целомудрие девушки и при­нудительная верность женщины. Самая верная, самая лучшая супруга — это женщина, непритязательная в половом отношении, не особенно само­стоятельная, отрицающая сексуальность или только терпящая контакты, окрашенные эротикой. Это половое воспитание вполне последовательно, если рассматривать его с точки зрения пожизненного моногамного брака, а требование эротизации противоречит идеологии брака. Оно формировало бы положительное отношение к сексуальности, делало бы женщину более самостоятельной, то есть было бы в принципе враждебно браку.

Это верно понял базельский профессор Хеберлин, заявивший в книге «О браке», что хотя подлинным мотивом брака является половая любовь, без которой «брак в полном смысле слова невозможен, она, с другой стороны, создает в браке опасный и непредсказуемый элемент, и как раз ее присутствие и превращает брачное сообщество на длитель­ную перспективу в весьма проблематичное дело». Он приходит к вы­воду: «Брак как жизненное сообщество следует осуществлять вопреки связанной с ним любви».

Приверженцы принудительной морали уверены, что отмена морали приведет к тому, что звериные инстинкты затопят все и вся и вызовут хаос. Очевидно, что утверждение об общественном хаосе, играющее в политике столь большую роль, представляет собой не что иное, как выражение страха перед человеческими инстинктами.

Так необходима ли мораль? Да, в той же мере, в какой инстинкты на деле угрожают совместной жизни членов общества. Моральное регулиро­вание естественных биологических притязаний людей порождает в ре­зультате подавления, неудовлетворения вторичные, судорожные, асоци­альные влечения.

Таким образом, если мы будем обсуждать вопрос о том, необходима ли мораль, следует ли ее ликвидировать или поставить другую, а то и вообще заменить моральное регулирование саморегулированием, то мы не про­двинемся ни на шаг, не отличив естественные биологические влечения от вторичных социальных влечений, порожденных моралью.

До тех пор, пока изменение структуры характера человека не удалось в такой мере, чтобы регулирование потенциала его биологической энергии само собой исключало любую тенденцию к асоциальным действиям, не удастся ликвидировать и моральное регулирование.

Лет 15 или 25 назад для незамужней девушки было позором не сохра­нить девственность. Сегодня же среди девушек, принадлежащих ко всем кругам и слоям, начинает формироваться взгляд (конечно, где-то он яснее, где-то в более путаной форме), согласно которому позорно примерно в 18 — 22 года еще оставаться девственницей.

Внебрачное половое сношение, которое еще несколько лет назад считалось позором, а в соответствии с законом даже «противоестествен­ным развратом», стало чем-то само собой разумеющимся и жизненно необходимым.

Брак является специфической составной частью капиталистической экономической системы и поэтому сохраняется, несмотря на все пережи­ваемые им кризисы. Брак устранится сам собой, погибнет от внутренней невозможности своего существования в тот момент, когда иссякнет его мате­риальная основа [11].

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ

Интенсификация исследований эмоциональных отношений сопровож­дается усилением внимания к методическому обеспечению этой работы, прежде всего к методам измерения величины аттракции в паре. Качествен­ные различия эмоциональных отношений на первом и последующих этапах их развития привели к образованию двух, довольно слабо связанных меж­ду собой направлений методических разработок, — первое ориентирова­но на создание процедур регистрации аттракции между незнакомыми или малознакомыми людьми, второе — между членами устойчивых пар.

Рассмотрим сначала методы измерения аттракции, созданные в рамках первого направления. По характеру регистрируемого ответа испытуемого

их можно подразделить на две группы — вербальные и невербальные. К вербальным можно отнести как классические методы (семантический диф­ференциал, шкалы социальной дистанции, социометрия), так и ряд специ­ально разработанных методик. Ведущее положение среди вербальных ин­дикаторов аттракции занимает предложенный Д.Бирном показатель, ос­новывающийся на его же шкалах межличностной оценки. Испытуемый по­лучает задание оценить другого человека по шести критериям: интеллект, знакомство с последними событиями, нравственное развитие, приспособ­ленность к жизни, чувство симпатии или антипатии, которое он вызывает у респондента, желание или нежелание респондента сотрудничать с ним в ходе эксперимента. Каждый критерий оценивается по 7-балльной шкале, сумма оценок по двум последним характеристикам и дает индекс аттракции. На первый взгляд, этот индикатор представляется совершенно необосно­ванным, однако социальные исследования продемонстрировали его соответ­ствие многим психометрическим критериям. Аттракция, измеренная с по­мощью шкал межличностной оценки, высоко коррелирует с жизненными показателями, а также с данными измерения по другим методикам. Серь­езным недостатком этого индикатора аттракции является его низкая устой­чивость по отношению к повторениям, и как следствие — невозможность использования его в лонгитюдных исследованиях.

Индекс Д.Бирна — самый распространенный (он используется бо­лее чем в половине всех работ по аттракции), но не единственный способ измерения эмоциональных отношений на первом этапе их развития. Сре­ди других можно назвать и достаточно сложные, такие как межличност­ные шкалы свиданий, состоящие из 50 вопросов, и предельно простые, как использовавшаяся Т.Нькжомом оценка по 100-балльной шкале того, насколько нравится испытуемому данный человек.

Вторым способом измерения аттракции, использующимся в основном в начальный период развития отношений, является регистрация невер­бальных реакций испытуемого на другого человека. В качестве индика­торов аттракции могут использоваться как поведенческие — простран­ственная близость участников общения, селективность при припомина­нии тех или иных связанных с объектом событий, взаимное положение I тел, направление взгляда, так и психофизиологические характеристи­ки — учащение пульса, КГР и т.д.

Использование невербальных индикаторов имеет давнюю традицию. Еще в Древнем Китае продавцы, торгуясь о цене, следили за зрачками покупателя — расширение зрачков свидетельствовало, как считалось, о том, что товар нравится. Невербальные индикаторы обладают большими преимуществами перед вербальными. Они устойчивы к повторению, не зависят в большинстве случаев от кооперативности субъекта, а иногда и от его воли, они, по-видимому, более непосредственно связаны с самим фе­номеном эмоциональных отношений, то есть имеют более высокую, чем вербальные, конструктивную валидность. Так, по многочисленным данным, при исследовании эмоциональных отношении зрительный контакт (величина, характеризующая продолжительность взгляда в глаза друг дру­гу) обладает большей диагностической и предсказательной силой, чем любые другие индикаторы. В то же время их применение сопряжено со значительными трудностями: они не дают оснований делать выводы о по­зитивности или негативности отношения к объекту, необходима специаль­ная аппаратура и т.д.

Вербальные и невербальные индикаторы, хотя они и апеллируют к одной и той же реальности, не всегда достаточно тесно связаны между собой — текущая валидность этих методов невысока. Это, с одной сторо­ны, диктует необходимость создания новых, более надежных процедур, а с другой — способствует тенденции использования в рамках одного ис­следования сразу нескольких индикаторов, принадлежащих как к вер­бальной, так и к невербальной группе.

При исследовании аттракции между членами устойчивых пар часть психологов предпочитают обходиться вообще без измерений, считая сам факт существования пары доказательством наличия в ней достаточно ин­тенсивных эмоциональных отношений. Параметры устойчивых пар срав­ниваются в этом случае с соответствующими характеристиками распада­ющихся или «фиктивных» (то есть составленных чисто умозрительно из незнакомых людей), различия же интерпретируются как корреляты атт­ракции. Такой подход, однако, не всегда правомерен.

Измерение аттракции в устойчивых парах требует решения ряда ме­тодологических вопросов, которые, строго говоря, стоят и перед создате­лями вышеописанных процедур, но с меньшей остротой. Это, во-первых, проблема соотношения регистрируемых индикаторов и исследуемого фе­номена, во-вторых, вопрос об одномерном или многомерном характере меж­личностной аттракции.

В тех случаях, когда измерение аттракции основывается не на наблюде­нии за действиями испытуемых, а на их самоотчете, регистрируемые инди­каторы располагаются на континууме от обобщенной оценки отношений (на­пример, любовь, привязанность и т.д.) до максимально конкретных их ха­рактеристик (например, использование уменьшительных имен и прозвищ). Вопросы, близкие ко второму полюсу, с психологической точки зрения пред­почтительнее — они меньше зависят от фактора социальной желательнос­ти, испытуемому легче отвечать на них и т.д. Но исследователя интересует как раз обобщенная оценка. В большинстве случаев она выводится из кон­кретных индикаторов на основе принятой в исследовании концепции об их связи с искомой итоговой характеристикой (например, использование умень­шительных имен и прозвищ может трактоваться как признак близких отно­шений). Так строятся и методики на собственно эмоциональные отношения и на близкие им параметры, например удовлетворенность браком.

Таким образом построены и советские методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные Ю.Е.Алешиной на основе аналогичных шкал

3.Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в себя привязанность, заботу и ин­тимность), а 7 — симпатии (в которую в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как сходного с собой). Проведенная психометрическая проверка показала достаточную надежность методики по различным критериям.

Разработанная аспиранткой кафедры социальной психологии МГУ М.А.Абалакиной методика изучения взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов и позволяет измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность отношениями и «позитивность» отношений.

Естественно, далеко не всегда необходимо измерять аттракцию по всем выделенным ее составляющим. В зависимости от целей исследования на­бор измеряемых переменных может меняться. По-видимому, в некоторых случаях, особенно в работах прикладного характера, достаточно ограни­читься регистрацией аттракции лишь по двум-трем координатам. Этот вопрос должен находиться в компетенции авторов конкретных работ [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние десятилетия внимание психологов привлекает феномен бескорыстной помощи, альтруистического поведения [14]. Исследования убеждают, что оно является неотъемлемой чертой зрелого, творческого, счастливого человека. Доброжелательные, а вернее, добродетельные люди лучше понимают окружающих и больше им нравятся. Альтруистическое поведение заразительно, и, что особенно любопытно, вызвать его в другом человеке удается (хотя и не всегда) единственным способом — собствен­ными бескорыстными действиями.

Побеждают в этом случае оба партнера, которые оказываются силь­нее обид, амбиций, зависти или искушения использовать другого человека как средство самоутверждения. Смысл их отношений в том, чтобы, помо­гая друг другу, расти, проявляя неизменную доброжелательность, вселять в ближнего спокойную уверенность в своих силах. Желания партнеров становятся противоположны типичным: большей доброты человек желает себе, большей уверенности и спокойствия — другому. И как ни удиви­тельно, в людях действительно прибавляется и доброты, и спокойствия.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. «Самозабвенное поме­шательство друг на друге — .. .не доказательство силы... любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества» [18]. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э.Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологи­чески разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь созна­тельна; он временный, а любовь вечна.

На самом деле, любить нелегко. Иногда удается очень легко влюб­ляться и быть любимым до тех пор, пока другой человек, да и ты сам не наскучишь. Но любить и, так сказать, «оставаться» (пребывать) в любви довольно трудно, хотя это и не требует от нас ничего сверхъестественного, а в действительности является самым главным человеческим качеством.

По мнению физика и философа, Нобелевского лауреата Э.Шредингера, «мы находимся в начале биологического перехода от эгоистической к альтруистической ориентации» [48]. Хотелось бы, чтобы он не ошибся. А продолжение этого перехода зависит от каждого из нас.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. Т. 2. — М., 1980.

2.  Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.,1982.

3. Бодалев АЛ. Об изучении общения / Психология общения: Об­зорная информация. Вып. 3. — М., 1978.

4. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

5. Кон И.С. Дружба. — М., 1980.

6. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психоло­гии. — 1987.

7. КроникА., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психоло­гия значимых отношений. — М., Мысль, 1989.

8. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — Пб., 1922.

9. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние пси­хологии отношений человека / Психологическая наука в СССР. Т. 2. — М., 1960.

10. Немое PC. Психология. В 3 кн. Кн. 1. — М: Владос, 1999.

11. Райх В. Сексуальная революция. — СПб.-М.: Университетская книга, 1997.

12. Роджерс К. К науке о личности /История зарубежной психоло­гии (30 — 60-е гг. XX в.). Тексты. — М., 1986.

13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное посо­бие. — М.: Academia, 1998.

14. Субботский Е.В. Исследования проблем взаимопомощи и альт­руизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. — 1977.

15. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитив­ных процессов. — Л., 1980.

16. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подрост­ков // Вопросы психологии. — 1984. — № 1.

17. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности. — М., 1922.

18. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990.

19. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М.: Аст, 1998.

20. Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы меж­личностных отношений / Психологическая теория коллектива. —

М., 1979.

21. ЭткиндА.М. Социально-психологическое исследование эмоций в США / Социально-психологические исследования в психонев­рологии. — Л., 1980.

22.  Berscheid E., Walster E. A littl bit about love / Foundations of interpersonal attraction. — N.Y., 1974.

23. Byrne D., Eruin C, Lamberth }. Continuity between the experimental study of attraction and <real life> computer dating //J. of personality and social psychology. — 1970. — V. 16.

24. Caster L. Oward a re-evaluation of love / In: Symposium on love. — N.Y., 1973.

25. Cunningham J., AvtillJ. Love in developing romantic relations / Personal Relationships, 2. — L.r 1981.

26. Dion K. Physical attractiveness and interpersonal attracton / Love and attraction. — Oxford, 1979.

27. Dion K., Dion K. Correlate of romantic love //J. of counseling and clinical psychology. — 1973. —V. 41.

28. Driscall R., Davis K., Lipitz M. Parental interference and romantic love: the Romeo and Juliet effect // J. of personality and social psychology. —1972. — V. 24.

29. Duck S. Toward a research map for the study of relationship breakdown / In: Personal Relationships 4. — L., 1981.

30. Forgas J., Doboosz P. Dimentions of romantic involvement / Social psychology quarterly. — 1980. —V. 43.

31. Hill C, Rubin Z., Perlau L. Breakups before marriage: the end of 103 affairs //J. of social issues. — 1976. — V. 32.

32. Homans G. Social behavior: it's elementary forms. — N.Y., 1972.

33. James W. Psychology: Briefer Course. — N.Y., 1892.

34.  Kelley H., Berscheid E., Christensen A., Harvey /., Hunston Т., Levinger G., McClintock £., Peplau L., Peterson D. Close relationships. — N.Y., 1983.

35. Kemper T. A social interaction theory of emotions. — N.Y., 1978.

36. Kerckoff A., Davis K. Value consensus and need complementarity in mate selection //American sociological review. — 1962. — Vol. 27.

37. Lasky E. Physical attractiveness and its relation to selfesteem / Love and attraction. — Oxford, 1979.

38. Levinger G. Development and change / In: Close relationships. — N.Y., 1983.

39. Handler G. Mind and emotion. — N.Y., 1975.

40. MaslowA. Motivation and personality. — N.Y., 1972.

41. Murstein B. A theory of marital choice and its applicability to marriage ajustment / Theories of attraction and love. — N.Y., 1971.

 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог