Психосоциальные
аспекты взросления.
Общественное положение
подростков.
Культурные рамки.
Наше общество характеризуется
высокой сложностью и многообразием ценностей, установок и норм.
Представление о задачах и функциях взрослых людей может быть
получена в полном объеме только после очень длительного периода
обучения.
Молодые люди после сравнительно
раннего приобретения взрослого статуса включаются во все
общественные процессы, больше удлиняется «фаза ожидания» между
детством и взрослым состоянием. Продолжительность этой
психологической и психосоциальной фазы взросления постоянно
возрастает, хотя биологические процессы в целом остаются такими
же, как прежде. С одной стороны, такая задержка- результат
расширения системы образования вследствие усложнения
производственных процессов; с другой стороны, семейные структуры
все более либерализуются. Таким образом, молодые люди, обладая
биологическими предпосылками, позволяющими им рассматривать себя
как взрослых, остаются в психологическом и психосоциальном
«состояния ожидания», не дающим возможности активно и с полной
ответственностью принимать участие в общественных процессах.
Этот «психосоциальный мораторий» представляет собой и важную
«охранную зону» и источник конфликтов- не в последнюю очередь
из-за ого, что необходимые процессы идентификации запаздывают и
не сочетаются с принятием на себя ответственности. Такая
ситуация способствует как самоустранению от общественных
отношений, так и радикальным позициям и столкновениям на
идеологической почве.
Многообразие и размытость
общественных представлений и норм создают у молодых людей
неуверенность в выборе объектов идентификации. Быстрые
социальные изменения приводят к расхождениям между системами
ценностей родителей и детей. Кроме того, новые приобретаемые
способности требуют применения и признания, часто невозможных
из-за ограничений, накладываемых обществом. Это способствует
оппозиционным и бунтарским настроением, особенно у тех, чья
«экспериментальная переходная фаза» затягивается «гимназисты и
университетская молодежь».
Задачи развития, которые
предстоит решить в юности, соединяют в себе социальную
необходимость и индивидуальные потребности. На их примере можно
понять, насколько сложен и дифференцирован приспособительный и
интеграционный процесс в юности.
Факторы, препятствующие
развитию.
В любом обществе существуют
препятствия взрослению.
1.
Социально-экономические
трудности. К ним
относятся недостаток питания, плохие жилищные условия, бедность
и целый ряд факторов того же порядка, которые, отрицательно
влияют на развитие, как в детстве, так и в период взросления.
2.
Оскорбление взрослыми
чувство собственного достоинства молодых людей.
Взросление как фаза идентификации и самоопределения- период
особой чувствительности к поведению взрослых, ограничивающему
самостоятельность и задевающему чувство собственного достоинства
молодого человека. Поскольку именно в это время особенно остро
ощущается недоступность мира взрослых, часто возникают
конфликты, провоцирующие подобную реакцию со стороны последних.
Она стимулируется и тем, что взрослые рассматривают взросление
«только как переходной период», которые нельзя воспринимать
всерьез.
3.
Длительная экономическая
зависимость. Удлинение
периода профессионального обучения, обусловленная ростом
технической оснащенности производства, противоречить стремлению
молодых людей как можно скорей начать выполнять продуктивные и
ответственные общественные роли. Это расхождение часто
усиливается законодательными актами, предоставляющем человеку со
все более раннего возраста все больше прав, которые невозможно
осуществить в повседневной жизни.
4.
Сужение
экспериментального пространства для молодежи.
Урбанизация и рост плотности населения сужают возможности
экспериментировать. Возникающие в результате ограничения редко
осознаются как необходимость и часто рассматриваются как
абсурдные. Поскольку в период взросления особенно выражено
стремление к самостоятельности, подобные ограничения, часто
неизбежные, воспринимаются как опека, стеснение лишение
возможностей. Здесь играет роль и конфликт поколений, поскольку
в некоторых областях установки родителей и взрослеющих детей
резко противоречит друг другу.
5.
Условия, способствующие
развитию эгоцентризма.
Растущий эгоцентризм молодых людей можно считать следствием
утраты личных связей и освобождение от ответственности.
Отсутствие истинной компетенции в межличностной сфере все более
усиливает тенденцию к близорукому индивидуализму.
6.
Противоречивые взгляды
общества на секс.
Отношение общества к сексу в раннем возрасте остается запутанным
и неоднозначным. Отсутствуют четкие принципы и прежде всего
продуманное сексуальное воспитание и просвещение. В результате
многие молодые люди вынуждены экспериментировать в этой области,
рискуя забеременеть или заразиться венерическими заболеваниями.
7.
Препятствия полноценному
участию молодых людей в общественной жизни.
Большинство перечисленных выше
особенности современной социальной ситуации подходит под эту
формулировку. Не в школе, ни юношеским организациям, не
различным общественным объединениям не удается постепенно
подготовить молодых людей к принятию на себя социальной
ответственности. Это наглядно демонстрируют данные о юношеской
преступности. После отбытия наказания молодые люди сталкиваются
с еще более сложными барьерами на пути включения в общественную
жизнь.
Точки зрения на общественное
положение молодых людей.
Общественное положение молодых
людей можно определить лишь в отношении отдельных лиц и групп.
Так, например, расхожие отождествление юности с периодом мятежа
и сопротивления не соответствует действительности, равно как и
концепция конфликта поколения. Поколение- это совокупность людей
приблизительно одного возраста в данный момент времени в рамках
определенного общества, признающих сходные ценности и
характеризующиеся сходным поведением. Условием существования
поколения является формирование практически всех принадлежащих к
нему людей под действием одних и тех же событий. Однако такое
определение часто толкуется расширительно; говорят, например, о
«скептическом поколении» или «молодом поколении».
Если использовать такие
общепринятые показатели, как профессия родителей, доходы, можно
видеть, что молодые люди принадлежат к весьма различным
социальным слоям, что в значительной мере определяет их
социализацию и общественным положением. Так, молодежь из низших
социальных слоев, как правило, раньше оставляет школу и приходит
к профессиональному обучению, втягиваясь в общественные процессы
в тот период, когда люди того же возраста из средних и высших
слоев общества еще учатся в учебных учреждениях и не несут
активной ответственности. Шансы молодых людей из средних и
высших слоев общества социализироваться в том слое, к которому
принадлежат их родители, во много раз выше шансов их ровесников
из низших слоев занять более высокое по сравнению с родительским
положением.
Референтная группа сверстников и
субкультура.
Уже в подростковом возрасте
референтная группа ровесников приобретает большое значение.
Часто она характеризуется определенной манерой поведения.
Отличающий ее от взрослых и обычно относимой к признакам
субкультуры. Хотя для подростков и типично все большее отдаление
от родителей под влиянием референтной группы, именно от
родителей в значительной мере зависит, каким образом это
происходит. Так, например, дети родителей настроенных против их
дружеских связей ровесниками, более ориентируются как раз на эту
референтную группу. Такая ориентация в начале характеризуется
высоким конформизмом, но к концу периода взросления он
утрачивает свою жесткость.
Субкультурой называют культуру
относительно мелких групп, характеризующуюся рядом присущих
только им особенностей. Субкультура подразумевает, как правило,
собственные нормы, нравы и привычки, нередко противоречащие
господствующем в обществе.
Возникновение юношеских
субкультур связанно прежде всего со значительным удлинением фазы
взросления и быстрыми социальными изменениями, постоянно
увеличивающем дистанцию между «поколением молодых» и взрослыми.
Взгляды подростков обычно
отличаются от представлений, свойственных миру взрослых.
Культивируются особые формы общения характерные отличия в
одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и
особенности поведения не стойки и касаются не всех молодых
людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре
представляет собой важный этап перехода во взрослое состояние.
Субкультуры сильно ориентированы
на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве
случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников,
поведение молодых людей определяется средствами массовой
информации, которые контролируются взрослыми.
Существуют «различные ответы»
юношеской культуры на нынешнюю жизненную ситуацию, причем
преобладают традиционные формы подростковых реакций:
·
бегство от общества
(наркотики, самопознание, нарциссическая погруженность в себя);
·
развитие и культивирование
альтернативных, прежде всего социальных и творческих интересов
(борьба за мир, в защиту окружающей среды и т.д.);
·
цинизм: направление,
связанное с культурой и модой, эстетика «детей большого города»,
решительно порывающих с буржуазной повседневностью, выделяющихся
внешним видом, музыкой т.п., интересующихся только собой;
·
агрессивные стычки (рокеры,
«футбольные фанаты» и т. д.);
·
традиционные формы
самоорганизации (союзы, группы по увлечениям и т.п.).
Школа и образование.
На ряду с родительским домом
школа- важнейшая инстанция социализации. Она очень сильно влияет
на повседневную жизнь и перспективы взрослеющего человека.
Формирование юношества как фазы возрастного развития тесно
связанно с возникновением системой всеобщего школьного
образования.
Сейчас практически все без
исключения родителей и сами учащиеся признают огромное значение
школьного и профессионального образования.
В результате удлинения сроков
обязательного школьного обучения, расширения круга предметов,
включаемых в аттестаты зрелости и т. п. Значительно увеличилось
продолжительность посещения школы. С одной стороны, это дает
возможность раскрытия индивидуальности человека, расширение его
«свободного пространства», с другой- приводит к потере важного
жизненного опыта.
Функции школы.
В процессе подготовки подростка к
взрослому статусу школе отводится по крайне мере три тесно
связанные друг с другом функции.
1.
Образование.
Передача знаний и ценностей,
существенных для сохранения культуры и служащих предпосылкой для
выполнения роли и задач взрослого человека. Эти цели иногда
вступают в конфликт с индивидуальными потребностями школьника.
2.
Формирование личности.
Передача ценностных представлений и облегчения идентификации
(например, учитель как образец для подражания).
3.
Выработка адекватного
социального поведения.
С точки зрения задач развития в период взросления, школа важна
для овладения социальными ролями, достижение известной
независимости от родителей, а также для передачи ценностей и
убеждений, которые могут служить основой поведения. Школа
способна как усилить, так и ослабить установки, принятые в
родительском доме. При этом большую роль играет успеваемость.
Кроме того, школа вносит свой вклад формирования представлений
подростка о себе самом. Этому способствует идентификация с
учителями и товарищами, осмысления ценностных представлений и их
воплощение в литературе и искусстве.
Ход
учебы влияет на будущее ребенка, поскольку хорошее школьное
образование и высокое общественное положение тесно
взаимосвязаны. Школьные успехи зависят не только от
способностей, но связанны также социальным происхождением и
мотивацией родителей, стимулирующих успехи в учебе, а кроме того
интерес молодых людей к посещению школ, дающих возможность
продолжать образование.
Конфликты в школе.
Школьные конфликты связаны в
основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией.
В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают
конфликты, как с учителями, так и с ровесниками. По отношению к
учителям могут возникнуть протесты, отказ заниматься и
добиваться успеха. Такое поведение встречается и у способных и
критически настроенных молодых людей, чье выраженное стремление
к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на
будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на
почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию
школьников и сохранение класса как единого сообщества. Конфликты
в области автономии авторитета обусловлены стеснение свободы
учеников школьными правилами. Молодые люди требуют обосновать их
и чувствуют над собой нежелательную опеку.
Психосоциальные конфликты в
период взросления.
Взросление представляет собой
период особой концентрации конфликтов, часто приводящий к
поведенческим отклонениям, которые, обычно заканчиваются
приспособлением к миру взрослых и интеграции в него. Важнейшие
области конфликтов- родительский дом, референтная группа, школа
и место работы. Психосоциальным конфликтом у молодых людей
присущи следующие особенности.
·
Период взросления
все более удлиняется, что повышает конфликтный потенциал
вследствие отсутствия у молодых людей прав и обязанностей
взрослых. Психосоциальные конфликты в этом возрасте
распространены настолько широко, что их можно рассматривать как
норму.
·
Конфликтные ситуации
возникают прежде всего в ближайшем социальном окружении, что
приводит к мысли искать там же и способы их решения. Семья,
школа обычно способно решать конфликты менее болезненно, чем
учреждения «дальнего» социального контроля (государственные
институты, судебные инстанции и т.п.).
·
Вмешательство
последних, однако, необходимо, если нарушение норм поведения в
ближайшем социальном окружении сильно ущемляет права других
людей. Передача права на решение конфликтов анонимным, удаленным
от повседневной жизни данного человека инстанциям, а также сами
предпринимаемые ими меры пресечения часто ставят на молодого
человека как бы клеймо, отнюдь не способствующие его эффективной
интеграции и возвращению в общество.
Столкновение с авторитетами в семье и
обществе.
Интеграция молодых людей в
общество часто сопровождается столкновениями с авторитетами,
традициями и общепринятыми нормами. Эти конфликты у молодых
людей, принадлежащих к средним или высшим социальным слоям,
разыгрываются преимущественно в семье и школе, а у
представителей низших социальных слоев- прежде всего в
профессиональной сфере (в ходе обучения, на рабочем месте).
Протест молодежи против авторитетов, традиций и норм может
объясняться следующими причинами.
·
Из-за значительного
разрыва во времени между достижением биологической зрелости и
социального статуса взрослые молодые люди сталкиваются с
противоречием между своими способностями и предоставляемыми
обществом возможностями.
·
Почти все возрастные
задачи развития нацелены на достижение самостоятельности и
независимости.
·
Распад традиций,
увеличивает у молодых людей экзистенциальный вакуум. Ощущение
абсурдности существования приводит к отрицанию либо любого
авторитета и порядка, либо существующего порядка вещей как
ложного, невыносимого, плохого по своей природе. Провозглашается
необходимость нового идеального устройства жизни, возможного
только после разрушения того, который существует в настоящее
время.
·
Протест молодых-
выражение социальной позиции меньшинства, чье нестандартное
поведение провоцирует общественные санкции, вызывающие, в свою
очередь, агрессивные импульсы.
У конфликта поколений обычно два
источника: во-первых, быстрые общественные изменения, приводящие
молодых людей к освоению ценностных ориентацией и форм
поведения, несовместимых с теми, которые свойственны взрослым;
во-вторых, приверженность представителей старшего поколения
традиционным ценностным ориентациям и идеалом воспитания.
Конфликты с ровесниками.
Конфликты между ровесниками часто
связанны с соперничеством и партнерством.
Конфликты на почве соперничества
происходит как между юношами, так и между девушками. В ранней
юности они возникают и у тех, и у других преимущественно с
лицами своего пола. Мальчики соперничают за лидерство в группе,
за успехи физической и интеллектуальной областях, за дружбу и
привязанность. У девочек даже в ранней юности соперничество
крайне редко связанно с успехами в труде или спорте. Из-за более
раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый
план выступают отношения с представителями другого пола.
Конфликты преимущественно возникают из-за соперничества за
благосклонность и привязанность более старших по возрасту
юношей.
Конфликты между партнерами
начинаются на более поздних этапах юности. Именно на «стадии
тренировок» в партнерских отношениях происходят многочисленные
столкновения между юношами и девушками, связанными узами дружбы.
Они касаются вопросов образования семьи, до брачных половых
отношений, верности партнеру, перспектив общего будущего,
представлении о нормах и споров с родителями.
|