Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

 

ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу социальная психология любви - 0008 
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

социальная психология любви - 0008 

скачать    236.zip

 

 

 

Татьяна Горобец СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ

 

Глубокий политический, экономический и духовный кризис, пе­реживаемый на нынешнем этапе в России, вызвал настоящую эпиде­мию безразличного отношения к себе, своему будущему, будущему собственной семьи. Человеку дана вера, надежда на обретение спо­собности завтра жить лучше, чем вчера. Научиться стремлению к жизни во имя любви к себе, детям, Родине — значит научиться по­знавать жизнь и ее смысл. Тем более актуальным является обраще­ние к теме любви в широком смысле этого понятия, так как любовь — универсальное средство социальной психотерапии.

Серьезно к проблеме любви как социальному феномену подошли психоаналитики З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм и другие. У нас же она как предмет исследования до сих пор вызывает улыбку. Между тем это мощное по своей эмоциональной напряженности явление, выпол­няющее роль обретения оптимизма или, наоборот, пессимизма, созида­ния или разрушения, психологической защиты или ранимости и т.д.

Необходимость исследования проблемы любви вызвана крити­ческой социально-психологической ситуацией, системой социальных переживаний, которой в настоящее время определяется состояние души народа. Современный российский человек живет в сложном по струк­туре и тенденциям развития мире. Сложность жизнедеятельности россиян заключается в дестабилизации различных социальных ин­ститутов общества ~ семьи, образования, здравоохранения.

Одним из вечных феноменов человеческих отношений, выступа­ющих в качестве мощного психотерапевтического средства, является любовь. Феномен любви, присущий только человеку, понимается как первично духовный процесс, основанный на глубоких переживаниях (сознательных и бессознательных), которые являются в свою оче­редь единицей психоанализа и предметом нашего исследования.

ЧТО ТАКОЕ «ЛЮБОВЬ»

Что же представляет собой феномен человеческой любви? Четкого определения этого явления и понятия нет. Советский энциклопедичес­кий словарь (СЭС) толкует это понятие как интимное и глубокое чув­ство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею [7, с. 743]. В древней мифологии и поэзии — это космическая \ сила, подобная силе тяготения. Половая любовь в современной ее фор­ме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного   исторического развития человеческой личности. Словарь русского языка .И.Ожегова дает понятие любви как чувства самоотверженной и глу­бокой привязанности, сердечного влечения.

Исходя из направленности любви на другую личность, общность или идею ее смело можно вписать в систему социально-психологи­ческого знания. По мнению Э.Фромма, «любовь — это установка; ориентация характера, которая задает отношение к миру вообще ... это искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том чис­ле: дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры» [11].

Если любовь (по Фромму) — это установка, то можно считать это еще одним подтверждением субъективной ориентации человека на высшие духовные ценности, устанавливающие нравственные, со­циально признанные способы поведения.

Психологический словарь трактует любовь как высокую степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родителям, музыке, детям и т.д.) [5, с. 198]. Любовь — интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сек­суальными потребностями и выражающееся в социально формиру­емом стремлении быть с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробуж­дать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

В определении Фромма и толковании психологического словаря отражен основной структурный компонент любви ~ духовный. Преж­де всего это активность, расширяющая созидательную направленность поведения человека, устремляющая поведение на пробуждение у дру­гого человека ответных адекватных действий. По определению Мандевиля («Басня о пчелах»), «под любовью мы понимаем сильное вле­чение, по своей природе отличное от всех других привязанностей... Она заключается в расположенности и благожелательности в отно­шении любимого лица». Автор предлагает нам свое понимание люб­ви, включающее творческий компонент человеческой деятельности, так как благожелательность и расположенность по отношению к дру­гому человеку дает возможность преобразования мира другого чело­века и улучшения своего отношения к миру в соответствии с целями и потребностями.

В древнегреческой мифологии любовь — это эрос, сила, приводя­щая в действие механизм генеалогического порождения мира, связу­ющее звено между жизнью земной и космической, средство восхождения к небесному миру, его познанию. Другими словами, любовь есть и счастье, и радость, и торжество жизни, и вера, и надежда. Именно любовь в любых ее проявлениях как процесс первично ду­ховный является способом существования и сохранения человечес­кой популяции. Жизнь на Земле не имеет смысла, если нет репродук­ции. Любой живой индивидуум должен при обеспечении своего су­ществования обеспечить продление вида, иначе нам грозит вымира­ние. Человеческая жизнь на Земле — это выполнение космической миссии по сохранению генофонда, запечатляющего биологический, социальный и духовный опыт поколений. Выполнение этой миссии обеспечивается слиянием гамет — сперматозоидов и яйцеклеток, мор­фологическим основанием бессмертия человека. Мы обречены на жизнь в любви. Любовь, по-видимому, есть форма интегрального поведения людей, основной компонент духовной жизни общества, определяющий жизнедеятельность социума. И прежде всего это ка­сается российского общества, в котором во все времена духовная жизнь была приоритетной в любом виде деятельности. Не вдруг Русь стала именоваться святой. Это не значит, что мы святые и пребываем в состоянии вселенской любви. Это есть стремление к идеалу, стремле­ние к перемене в человеке, проявлению его лучших качеств, обрете­нию и познанию смысла жизни и любви.

Таким образом, при всем многообразии содержательных компо­нент понятие «любовь» — это генетически, исторически и социально обусловленное духовное явление, отражающее психическую функцию. Психическое начало человека включает в себя единство сознательно­го и бессознательного, при этом в основе любви как психических от­ношений и взаимопонимания людей, высокого эмоционального на­пряжения лежат проявления архетипа. Архетип в данном случае про­является как прообраз объекта любви: любимый человек, Родина, семья, творчество. В результате в любви можно наблюдать отраже­ние социальных отношений, особенностей культуры и духовной жиз­ни социума.

 

ЛЮБОВЬ КАК ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривая поведение человека в любви, необходимо учиты­вать базисное учение о человеке — о его психобиосоциальной струк­туре. Тройственное начало человека предполагает наличие трех групп фундаментальных потребностей — духовных, социальных и биологи­ческих.

Надбиологические свойства человека развиваются на базе его биологической природы, а его становление как существа социального происходит как отражение в ней совокупности общественных отношений. Духовные потребности формируются параллельно с социализацией человека в процессе освоения речевых функций (развитие второй сигнальной системы человека) и содержательного наполнения сознания, стержнем которого является духовная жизнь общества.

Духовные и социальные грани человеческой любви, так же как и биологические, имеют свое бессознательное начало, свою наследствен­ную матрицу. Э.Кэндел утверждает, что в сложном поведении чело­века обнаруживаются сходные с простыми формами отправления по­требностей принципы организации, сложные поведенческие реакции, которые создаются в результате комбинирования механизмов, встре­чаются в нейронных цепях элементарного поведения. При этом Кэндел отмечает влияние на сложные поведенческие акты «внеклеточ­ных факторов небиологического свойства, таких как сознание» [3, с. 400]. К аналогичному выводу приходит и П.К.Анохин, утверж­дая, что при переходе к сознанию поведенческий акт обязательно тре­бует участия всего мозга [1, с. 28]. Любовь возникает спонтанно, без волеизъявления человека, то есть является катализатором свободно­го и непредсказуемого выражения глубин личности, его бессознатель­ного начала в тесном сплетении с сознательным и сверхсознатель­ным. Любовь проявляется в поведении как сложный интегральный процесс с участием всех структур мозга —* подкорковых образова­ний, коры и всех пяти анализаторов.

В любви важную роль играет и социальный аспект, так как лю­бовь есть способ выражения признания другого человека в реализа­ции потребностей опосредованно через призму функций пяти физио­логических анализаторов. Признание делает человека сознательно счастливым, задает жизненную установку, определяет творческий подъем, вызывает желание развивать активную деятельность и дос­тигать поставленных целей. Социальная сторона любви проявляется и в этическом требовании постоянства, верности предмету любви.

Поведение в любви в своей структуре имеет фундаментальную доминанту — половую, за которой скрывается «возбуждение цент­ров и в коре, и в подкорковых аппаратах зрения, слуха, обоняния, осязания, и в продолговатом мозгу, и в поясничных частях спинного мозга, и в его секреторной, и в сосудистой системах» [8, с. 321]. В половой доминанте люди реализуют свою сексуальную потребность, обусловленную влечением к определенному объекту.

Открытое И.М.Сеченовым в 1862 году явление центрального торможения объясняет сложные психические акты мышления, жела­ния, намерения, в которых отслеживаются задерживающиеся отра­женные движения. Они сказываются на поведении и его волевой регуляции, когда поведение зависит не только (и не столько) от запускающего стимула, но и от различного рода потребностей. В феномене любви как специфически человеческом явлении коррекция поведения в процессе реализации потребностей осуществляется по принципу об­ратной связи с обратной афферентацией и центральным торможени­ем, с учетом активной выработки акцептора результатов действия от­носительно объекта любви.

Любовь — это прежде всего акт духовный, хотя он и состоит на службе биологического продолжения популяции. В любви людей пре­обладает творческая доминанта, формирующаяся в пространственно-временном континууме сверхсознания, не зависящего от волеизъяв­ления и мало контролируемого сознанием. Структурно-функциональ­ную основу сверхсознания предположительно составляют трансфор­мация и рекомбинация энграмм, хранящихся в памяти, замыкание новых временных связей при диссоциации корковой деятельности, соответствие которых действительности выясняется в дальнейшем, на этапах вербализации интуитивного поведения.

Человек — существо общественное, поэтому реализация его по­требностей, и особенно потребности в любви, удовлетворяется опос­редованно, через общение с другими людьми. Истинная природа че­ловека прекрасна и универсальна, вне зависимости от генетической памяти, национальности, территории проживания, цивилизации.

Универсальный способ общения между людьми вечен как мир. Это любовь. Любовь имеет предметную направленность, собственные эта­пы развития, в том числе и на нейрогуморальном уровне: в силу до­минантного принципа поведения людей доминанта любви становится устойчивой под влиянием внутренней секреторной деятельности, под­крепленная исходным фоном психической составляющей поведения — синдром «ожидания любви». Это происходит в случае закрепления разнообразных рецепций анализаторов органов чувств с положитель­ной эмоциональной окраской первичного восприятия объекта любви. Следующий этап — процесс предметного выделения объекта любви (со всем комплексом раздражителей из социальной среды), адекват­ного следовой реакции от первичного восприятия. По-видимому, это сложный процесс переживания на биологическом, клеточном, бессоз­нательном уровнях и уровне духовном. Если же между внутренним состоянием переживания (доминантным) и рецептивным содержани­ем объекта любви (комплексом раздражителей) устанавливается проч­ная связь, они обречены на долгожительство, то есть взаимно под­крепляют друг друга. В качестве примера можно привести воспроиз­ведение в воображении объекта любви в процессе раздражения одно­го из анализаторов схожим с объектом элементом. Например, запах духов, цвет костюма или тембр голоса постороннего объекта воспро изводит в памяти образ предмета любви, составляющего доминант­ный объект переживания. В данном случае, по-видимому, имеет мес­то наглядно-образное мышление: предмет любви вызывает воспро­изведение доминанты даже в воображении, и воспроизведение доми­нанты будет настолько значимым, насколько соответствующие пред­меты среды будут узнаваемы.

Учитывая объективные законы поведения по доминантному прин­ципу с последовательно сменяющими друг друга функциональными системами, необходимо с детства прививать человеку устойчивую спо­собность трепетно-бережного отношения к любому проявлению вни­мания, позитивной расположенности и положительного отношения к _:го личности. Этот процесс имеет в любви первостепенное значение. Помимо критического отношения к себе в формировании поведения должны обязательно присутствовать элементы положительного эмо­ционального отношения — признание, приветливость, расположенность. Другими словами, с момента рождения человек должен пребывать в атмосфере любви и учиться облекать свою любовь к окружению в при­емлемые этические формы. Формирование критического отношения к себе — это выработка оценочных суждений о самом себе и своем пове­дении. «Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осоз­нания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются» [2, с. 15].

Человек — единица социальная, и какие морально-нравственные нормы будут существовать в данной общности, такие в процессе станов­ления человека и будут ему привиты. Только после стойкого формиро­вания ценностных ориентации человек в состоянии регулировать свое поведение вне зависимости от доминантных потребностей, возникаю­щих объективно. В любви процесс реализации потребностей подверга­ется волевой регуляции поведения, которая присутствует, по-видимому, благодаря (или вопреки) повышенной восприимчивости объекта любви. Говоря о любви как форме интегрального поведения, нельзя обойти вниманием такое понятие, как «счастье». Эта категория присуща толь­ко человеку, и если человек любит и любим, он может утверждать, что счастлив. Счастье - это не цель, а сопутствующее явление. Обретение любви, признания другим человеком или общностью — вот цель. А счастье — сопутствующее субъективное переживание в процессе дости­жения поставленной цели. Это подтверждает и тот факт, что в процессе переживания состояния счастья на биохимическом уровне в сером ве­ществе головного мозга происходит выработка нейропептидов (энкефалинов и эндорфинов), оказывающих анальгетическое действие, сни­мающих чувства тревоги и страха, вызывающих исчезновение ощуще­ния беспокойства. На смену отрицательному или нейтральному субъективному состоянию приходит ощущение радости, эйфории. Развивает­ся данное состояние при достижении человеком результата, превосхо­дящего ожидаемый и планируемый, но соответствующего желанию че­ловека. Другими словами, счастье как субъективная категория есть со­путствующее явление в процессе реализации нравственной парадигмы в течение всей жизни человека [9, с. 330 — 336].

Счастлив бывает человек, если он научен в процессе воспитания любить и быть любимым.

В любви человек как триединое существо направляет свое поведе­ние на удовлетворение духовных, социальных и биологических по­требностей. Поведение человека в любви — это универсальный спо­соб общения людей с целью выживания и сохранения социума.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ

В биосоциальном смысле любовь — это либидо, половое влече­ние. В настоящее время в практике принято считать, что либидо рас­падается на три функциональных компонента:

1. Энергетический (бессознательный) компонент имеет врожден­ный характер, за его формирование в организме человека отвечают структуры головного мозга (лимбический комплекс, зрительные буг­ры, гипоталамус, нейрогипофиз) и периферические железы внутренней секреции (надпочечники, семенники и т.д.). Начальные этапы форми­рования энергетического компонента либидо относятся к эмбриональ­ному периоду. В общем виде роль мозговых (подкорковых) структур была охарактеризована И.П.Павловым в 1930 году. Он отмечал, что главный импульс для деятельности коры (которая отвечает за функцию сознания) идет из подкорки, и если исключить эмоции, то кора лишит­ся главного источника силы. Именно Подкорковый, подсознательный анатомо-физиологический субстрат пробуждает и развертывает в пове­денческий компонент потребности человека.

2. Селективно-поведенческий (сознательный) компонент, обеспе­чивающий направленность выбора самого объекта полового влече­ния, конкретную форму разрешения либидо (форму сексуального акта) и оценку своей роли в осуществляемых формах сексуального поведе­ния. Анатомо-физиологический субстрат селективно-поведенческого

; компонента наряду с субкортикальными структурами обязательно включает кортикальные образования и поэтому имеет не чисто врож­денный характер, а врожденно-приобретенный — это выбор, направ­ленность, восприятие и оценка. Эти структурные единицы селектив­но-поведенческого компонента либидо приобретаются в процессе со­циализации человека и воспитания нравственных критериев и этичес­ких норм, принятых в обществе.

-3. Третий компонент — подвид энергетического компонента — состоит в собственно разрешительном процессе (копулятивном цик­ле). У мужчин он более короткий, у женщин — длительный и слож­ный в связи с выполнением функции не только зачатия плода, но и вынашивания и рождения новой жизни.

Едиными для мужчин и женщин являются стадии формирования либидинозного влечения. Понятийная стадия — это тот период, когда осознается факт разнополости и получает развитие процесс иденти­фикации со своим полом. Затем романтическая стадия (или платони­ческая), которая проявляется в ранней юности, в период нравственно­го самоопределения, когда идет процесс идеализации объекта любви. Социальная и духовная незрелость (в отличие от физической и ин-теллектуальнрй) приводит к тому, что будущее видится идеальным, оторванным от реалий. Идентификация в первой любви переживает­ся как иллюзорное равенство между собой и объектом любви. Эта стадия играет большую роль в активизации духовной деятельности, сопровождающейся желанием совершенствоваться, становиться ум­нее, добрее, выдержаннее. На этой стадии идет процесс возвышения физиологического инстинкта до истинно человеческой духовной люб­ви, являя собой большую нравственную ценность.

Затем ее сменяет стадия эротическая, когда реализуется потреб­ность в нежности и ласке (происходит вербальное и тактильное раз­решение либидо). Сексуальная стадия формируется и протекает на фоне специфических эмоций низшего порядка, может порождать ду­шевные кризисы и конфликты между успевшими сложиться мораль­но-этическими установками и оценкой собственного «я». Стадия зре­лой сексуальности — стадия гармонического соотношения понятий­ного, платонического, эротического и сексуально-чувственного эле­ментов со всей системой морально-этических ценностных ориентации личности. Это пора контроля и культурного обуздания либидинозных побуждений в зависимости от ценностных ориентации и установок.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Любовь входит в объект классического психоанализа. Например, З.Фрейд дает свою трактовку, подчеркивая простое толкование это­го явления: «Под словом «любовь» в его многообразных примене­ниях язык создал вполне оправданное обобщение... Суть того, что мы называем любовью... — половая любовь с конечной целью поло­вого совокупления» [10, с. 448]. Суть, конечно, ясно и просто доне­сена до читателя. А цель? Цель — в сохранении генофонда, выжива­нии человеческой популяции. Любовь как явление социальное, при­сущее всем людям «представляет собой и сущность массовой души».

-В социуме, который служит человеку и удовлетворяет его потребно­сти ~~ духовные, социальные, биологические, только «любовь ... дей­ствовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму» [10, с. 455].

Исходя из основного постулата психоанализа, либидо состоит на службе удовлетворения основных жизненных потребностей. Разре­шительный процесс возможен лишь при взаимодействии человека с другими людьми, являющимися в данном процессе объектом удов­летворения, ведь либидо (по К. Юнгу) вбирает в себя, синтезирует все многообразие проявлений любви — любовь к себе, другому чело­веку, детям, идеям, Родине.

Но в любви социального существа, согласно психоаналитическо­му учению, работает механизм отождествления, идентификации. Воз­можно, это иллюзия, в которой пребывает человек. Человечество стремится к демократии во всех сферах своей деятельности. Напри­мер, в любви к богу: бог любит всех людей одинаково, все люди бра­тья. Верующие любят бога, идентифицируя себя с богом и другими верующими. Еще один аспект любви к богу — это любовь к человеку, так как человек есть творение бога. Любовь к богу определяется та­кой высшей ценностью человечества, как вера. Вера в бога — это символ, вбирающий в себя принципы добра, справедливости, истины и любви.

Или любовь к лидеру: процесс возникает на эмоциональном уров­не — первичной идентификации. Возникает расположенность по от­ношению к объекту любви через идентификацию, лейтмотив которой в данном случае — нарциссизм, жаждущий признания через объект любви. «Человек, объявляющий, что готов отдать свою жизнь за кого-то другого, пожертвовать собой ради своего руководителя, дек­ларирует и выполняет акт любви» [4, с. 302].

В процессе идентификации себя с лидером на первый план высту­пает вторая стадия либидо ~ романтическая, идеализирующая объект любви. Идентификация, протекающая в воображении человека, пред­стает как иллюзорное равенство между человеком и лидером. По мнению З.Фрейда, отличительным признаком массы является нали­чие в сообществе либидинозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же привязанности между составляющими ее индивидуумами.

Но на смену чувствам от первичного восприятия и предметного выделения с развитием дальнейшего процесса идентификации прихо­дит рациональное — объективные каноны жизни социума и романти­ческие представления постепенно замещаются приобретаемым опытом очевидных различий: биологических (мужчина — женщина, фенотипические различия, темпераментальные характеристики и т.д.), социальных (различия в характерах, ценностных ориентациях), духовных (разли чия в самореализации, альтруизме, познании истинности бытия, пони­мании свободы, творческом подходе к деятельности и т.д.).

Приобретаемый опыт очевидных различий может иметь три ре­зультата: переход в длительный глубокий процесс стабильных взаи­моотношений, разрушение сложившихся до данного этапа отношений с абсолютным неприятием объекта любви и нейтральные, ровные от­ношения с формированием устойчивых стереотипов поведенческих реакций терпимого отношения к обнаружившимся различиям. Гро­мадное значение любовь и признание имеют в жизни взрослого чело­века как субъекта сознания. От идеала «я», к которому стремится человек, несложно перейти к пониманию психологии социума. Идеал «я» (по З.Фрейду) является общим идеалом семьи, нации, сосло­вия, так как формируется под воздействием общественного мнения Социальный страх как осознание вины ввиду несоответствия поведе­ния выработанным идеальным нормам есть страх потерять любовь родителей, коллег, друзей и других, значимых для человека людей.

Для человеческого общества в данном феномене (страхе потерять любовь окружающих к себе) интересным является именно момент перехода от индивидуума как субъекта сознания к социуму (массовое сознание).

В механизме перехода от личности к социуму прослеживается момент преодоления любви к себе (нарциссизм) и рождения способ­ности любить другого человека, опосредованно удовлетворяя свои потребности с позиции рационального эгоизма.

В социально приемлемой форме поведения человек, преодолевая любовь к себе, стремится воссоединиться с другим человеком. То есть человек сам себя обязывает отказаться от всепоглощающей любви к себе, развивая тем самым способность отдавать себя другим, альтру­изм. Это уже духовная способность человека, позволяющая ему жить в обществе и давать жизнь другим людям, новому поколению.

Истоки всех положительных изменений, происходящих в челове­ке и межличностных отношениях, — в «состоянии влюбленности, ко­торое отрывает нас от одинокого созерцания собственной персоны в зеркале, к которому склоняет нас наше тело и наше «я»... Мораль истории проста: люди живут в обществе не потому, что они сомнам­булы, а потому, что они влюблены» [4, с. 302].

В формировании этапа перехода от нарциссизма к альтруизму (по З.Фрейду) наблюдается явление формирования внутренней ценност­ной ориентации (по сути дела, совести, «имеющей назначение обеспе­чить нарциссическое удовлетворение»), что описывается З.Фрейдом как сравнительный анализ действительного и идеального «я». Моти­вация формирования идеального «я» (строгим цербером на службе у

которого состоит внутренний цензор) возникает благодаря критичес­кому отношению к поведению человека родителей, воспитателей, учи­телей и другого окружения, составляющего общественное мнение. Любовь же к объекту возникает из неосознанного понимания недо­статочного совершенства собственной персоны, поэтому другого лю­бят «за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном «я» и которые хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма» [10, с. 455].

В своих работах З.Фрейд постулирует потенциальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями ду­ховной жизни.

К.Юнг более широко трактовал либидо. Он не только и не столько связывал энергию либидо с сексуальными импульсами, сколько по­нимал ее как единственную в своем роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов как индивидуума, так и социума, дающую возможность человеку отправлять свое поведение таким образом, чтобы в любых условиях эта энергия направлялась на выживание организма. «Влечение половое представляет собой лишь частность всей системы. Мы берем влечение как пограничное понятие между телесной областью и душевною, видим в нем психического предста­вителя органических сил и пользуемся ходячим различием между влечением «я» и влечением пола, то есть подразделением, которое кажется нам согласованным с биологически двояким положением от­дельного существа, стремящегося как к самосохранению, так и к со­хранению рода» [12, с. 134,135]. Нам наиболее близко при проведе­нии социально-психологических исследований именно такое понима­ние любви.

В механизме возникновения любви к другому человеку также не последнюю роль может играть перенос (или трансфер), что особенно ярко демонстрируется во взаимоотношениях иллюзорной любви к лидеру. Перенос — это спонтанное отношение человека к другому человеку, которое характеризуется бессознательным переносом на него сформировавшихся ранее в результате взаимодействия с другими людьми положительных (а также, возможно, и отрицательных) чувств. «Перенос — это... процесс, случающийся между двумя людь­ми... процесс проектирования, ~ поскольку субъективные компо­ненты переносятся в объект и возникают в нем как присущие ему, объекту, — не является актом волевым, а перенос как психический акт субъектом не осознается» [13, с. 97].

Возможно, в любви к лидеру имеет место перенос, основываю­щийся на отождествлении лидера с отцом, с его (отца) авторитетом в семье. По мнению С.Московичи,  культ отца в семье, воспитываю щей человека, ведет к его обожествлению «...путем возвышения его над уровнем обычного. Его учение вне какой-либо критики, его лич­ность не подлежит обсуждению» [4, с. 302]. Проекция, совершаю­щаяся между двумя людьми, имеет в основе своей эмоциональную связь, отражающую целевые установки «я». «Перенос может быть спонтанным... чем-то вроде «любви с первого взгляда»... Перенос лишь рядится в одежды любви, с которой он ничего общего не име­ет» [13, с. 97]. Таким образом, изучая механизмы и причины чело­веческого поведения, этиологию человеческой психической жизни, психоанализ дает нам теорию основ жизни, теорию либидо, его про­явлений. Основной постулат учения психоанализа — учение о любви как о движущей силе созидательной деятельности — имеет, на наш взгляд, огромное значение для понимания законов жизни социума, дает возможность моделировать и прогнозировать будущее, предви­деть пути развития общества.

БРАК — СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СОЦИУМА

Любовь является нравственной основой общения полов — брач­ного союза — и способом выживания человеческой популяции. Ин­ститут брака признан всем человечеством, это традиционная форма способа выживания в земных условиях. Иными словами, брак — это социально приемлемая регистрация и признание духовного акта любви благословение общества на продление и развитие. В межличнос­тном взаимодействии в браке любовь переживает тест на долговременность и прочность при тесном взаимосвязанном процессе духов­ной и материальной жизни. Формирование оптимального супруже­ства происходит постепенно — от очарования первой влюбленности через цепь преодоленных разочарований, создаваемых мелочами по­вседневного быта и нежеланием согласиться с различиями, к приня­тию реального партнера со всеми его достоинствами и недостатками.

Природа заложила в живой организм чувство постоянного ин­формационного голода: если в любви приток информации друг о дру­ге не прекращается, не утрачивается чувство новизны при активном поиске неисчерпаемых модификаций взаимоотношений, то любовь может претендовать на долгожительство.

Самое главное — обоим супругам осознавать, что любовь смерт­на, конечна (так же, как и жизнь), и поэтому бережно относиться к чувствам партнера, несмотря на монотонность повседневной обыден­ной жизни.

Супружество прежде всего необходимо для' выполнения репро­дуктивной функции и обеспечения воспитания детей и социальной их защищенности.

В своем стремлении к эстетике, красоте человек описательно под­ходит к канонам поведения в процессе взаимоотношения полов, про­возглашает нравственно-этические нормы общественного и личного поведения в вопросах половой жизни. По данным экспертов Всемир­ной организации здравоохранения, есть три концепции здоровой по­ловой жизни:

1.  Способность наслаждаться половой жизнью, иметь детей и кон­тролировать свое поведение в соответствии с общественной и личной этикой.

2. Свобода от страха, стыда, чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических факторов, подавляющих половые ре­акции и мешающих половым отношениям.

3. Отсутствие органических расстройств, болезней и недостатков, ограничивающих функции пола и репродуктивную функцию.

Здоровая половая жизнь в союзе с творческим потенциалом обо­их супругов, отражающим социальные взаимоотношения и культур­ные особенности, имеет право называться любовью и быть нравствен­ной основой брачного союза. Любовь является главным началом в долгосрочном взаимоотношении полов — брачном союзе, в «резуль­тате чего выгадывает потомство, получая альтруизм от двух родите­лей вместо одного» [6, с. 743].

При брачном взаимодействии ведущую роль играет психологи­ческий фактор, являющийся коллектором, концентрирующим и сек­суальный, и материальный, и культурный, и физический факторы. Скорее всего, именно психологический фактор определяет поведение людей в реализации любви, если она заканчивается браком. Г.С.Ва-сильченко и Ю.А.Решетняк в 1978 году условно выделяли пять ос­новных брачных факторов:

V Физический фактор (ФФ) имеет интуитивный характер: вне за­висимости от половой принадлежности один человек вызывает у дру­гого безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная и глу­боко личностная реакция определяется физическим обликом, тембром голоса, способом поведения, речью, мимикой, жестикуляцией, манерой одеваться, запахом, свойственным данному человеку. ФФ отличается исключительной устойчивостью, подвергаясь лишь незначительным мо­дификациям (усиление или ослабление). Независимо от возраста он тесно спаян с сексуальным фактором, с течением времени обнаружива­ется тенденция подчинения ФФ культурному фактору.

V Материальный фактор (МФ) определяется вкладом партнера в общий материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям и требованиям другого партнера. Соответствие может быть высоким при больших требованиях и их удовлетворении, так и при незначительном вкладе и небольших требованиях. Другими сло­вами, МФ в значительной мере зависит от его места в ценностной ориентации личности.

V Культурный фактор (КФ) определяется соотнесением интел­лектуально-культурных запросов супругов, Практическая оценка КФ осуществляется соотнесением образовательных индексов, профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов, заполнением досу­га (совместные посещения театров, музеев, совместное и раздельное чтение и просмотр телепередач), а также взаимными претензиями и упреками в этом плане.

V Сексуальный фактор (СФ) зависит от соответствия реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том числе влиянию возраста и состояния здоровья, с которым он и дол­жен прежде всего соотноситься.                                              

V Психологический фактор (ПФ) занимает особое положение. Этот фактор — коллектор, фокусирующий все остальные. «Канали­зация» потребностей, реализуемых во всех других составляющих факторах, происходит через психологический фактор. Именно он оп­ределяет единство и целостность человеческого поведения. В общей структуре брачного взаимодействия ПФ подразумевает соотнесение личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их характе­ров и ролевых притязаний.

Взаимодействуя, эти факторы интегрируются в общую результи­рующую — брачный потенциал, который несет на себе серьезную фун­кциональную нагрузку — воспроизведение и воспитание нового по­коления. Брачный союз — просоциальное явление, результатом ко­торого является сохранение и воспитание новых людей, то есть сохра­нение вида и популяции в целом. Задача государственных институ­тов, средств массовой информации — наглядно показать привлека­тельность института семьи, оказывать экономическую целевую дол­госрочную поддержку вновь создаваемым семьям и адресную под­держку детям. Остальные составляющие брака не требуют поддерж­ки извне, так как основаны на пронизывающем все виды деятельнос­ти супругов чувстве — любви.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П.К. Системный анализ интегративной деятельности нейрона и понятие о его степенях свободы //В кн.: Системный анализ интегративной деятельности нейрона. — М., 1974.

2. ГримакЛ.П. Общение с собой. — М., 1991.

3. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. — М., 1980.

4. Москавичи С. Век толп. — М., 1996.

5. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Яро-шевского. - М., 1990.

6. Ранку'р-Лаферьер Д. Человеческая сексуальность в свете эво­люционного психоанализа // СЭС / Под ред. А.М.Прохоро­ва. - М., 1990.

7. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Про­хорова .—М., 1990.

8.  Ухтомский А А. Доминанта и интегральный образ // Избр. труды. - М.-Л., 1978.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла, т* М., 1990.

10. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск, 1996.

11. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы люб­ви. - М., 1990.

12. Юнг К. Либидо, Его метаморфозы и символы. — СПб., 1994!

13. Юнг К. Аналитическая психология. — СПб., 1994.

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог