Татьяна Горобец СОЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ
Глубокий политический,
экономический и духовный кризис, переживаемый на нынешнем этапе
в России, вызвал настоящую эпидемию безразличного отношения к
себе, своему будущему, будущему собственной семьи. Человеку дана
вера, надежда на обретение способности завтра жить лучше, чем
вчера. Научиться стремлению к жизни во имя любви к себе, детям,
Родине — значит научиться познавать жизнь и ее смысл. Тем более
актуальным является обращение к теме любви в широком смысле
этого понятия, так как любовь — универсальное средство
социальной психотерапии.
Серьезно к проблеме любви как
социальному феномену подошли психоаналитики З.Фрейд, К.Юнг,
Э.Фромм и другие. У нас же она как предмет исследования до сих
пор вызывает улыбку. Между тем это мощное по своей эмоциональной
напряженности явление, выполняющее роль обретения оптимизма
или, наоборот, пессимизма, созидания или разрушения,
психологической защиты или ранимости и т.д.
Необходимость исследования
проблемы любви вызвана критической социально-психологической
ситуацией, системой социальных переживаний, которой в настоящее
время определяется состояние души народа. Современный российский
человек живет в сложном по структуре и тенденциям развития
мире. Сложность жизнедеятельности россиян заключается в
дестабилизации различных социальных институтов общества ~
семьи, образования, здравоохранения.
Одним из вечных феноменов
человеческих отношений, выступающих в качестве мощного
психотерапевтического средства, является любовь. Феномен любви,
присущий только человеку, понимается как первично духовный
процесс, основанный на глубоких переживаниях (сознательных и
бессознательных), которые являются в свою очередь единицей
психоанализа и предметом нашего исследования.
ЧТО ТАКОЕ «ЛЮБОВЬ»
Что же представляет собой феномен
человеческой любви? Четкого определения этого явления и понятия
нет. Советский энциклопедический словарь (СЭС) толкует это
понятие как интимное и глубокое чувство, устремленность на
другую личность, человеческую общность или идею [7, с. 743]. В
древней мифологии и поэзии — это космическая \ сила, подобная
силе тяготения. Половая любовь в современной ее форме
индивидуально-избирательного чувства — результат длительного
исторического развития человеческой личности. Словарь русского
языка .И.Ожегова дает понятие любви как чувства самоотверженной
и глубокой привязанности, сердечного влечения.
Исходя из направленности любви на
другую личность, общность или идею ее смело можно вписать в
систему социально-психологического знания. По мнению Э.Фромма,
«любовь — это установка; ориентация характера, которая задает
отношение к миру вообще ... это искусство, требующее
разнообразных знаний и умений, в том числе: дисциплины,
сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и
веры» [11].
Если любовь (по Фромму) — это
установка, то можно считать это еще одним подтверждением
субъективной ориентации человека на высшие духовные ценности,
устанавливающие нравственные, социально признанные способы
поведения.
Психологический словарь трактует
любовь как высокую степень эмоционально положительного
отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его
в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к
родителям, музыке, детям и т.д.) [5, с. 198]. Любовь —
интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство
субъекта, физиологически обусловленное сексуальными
потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении
быть с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности
другого человека таким образом, чтобы пробуждать у него
потребность в ответном чувстве той же интенсивности,
напряженности и устойчивости.
В определении Фромма и толковании
психологического словаря отражен основной структурный компонент
любви ~ духовный. Прежде всего это активность, расширяющая
созидательную направленность поведения человека, устремляющая
поведение на пробуждение у другого человека ответных адекватных
действий. По определению Мандевиля («Басня о пчелах»), «под
любовью мы понимаем сильное влечение, по своей природе отличное
от всех других привязанностей... Она заключается в
расположенности и благожелательности в отношении любимого
лица». Автор предлагает нам свое понимание любви, включающее
творческий компонент человеческой деятельности, так как
благожелательность и расположенность по отношению к другому
человеку дает возможность преобразования мира другого человека
и улучшения своего отношения к миру в соответствии с целями и
потребностями.
В древнегреческой мифологии любовь
— это эрос, сила, приводящая в действие механизм
генеалогического порождения мира, связующее звено между жизнью
земной и космической, средство восхождения к небесному миру, его
познанию. Другими словами, любовь есть и счастье, и радость, и
торжество жизни, и вера, и надежда. Именно любовь в любых ее
проявлениях как процесс первично духовный является способом
существования и сохранения человеческой популяции. Жизнь на
Земле не имеет смысла, если нет репродукции. Любой живой
индивидуум должен при обеспечении своего существования
обеспечить продление вида, иначе нам грозит вымирание.
Человеческая жизнь на Земле — это выполнение космической миссии
по сохранению генофонда, запечатляющего биологический,
социальный и духовный опыт поколений. Выполнение этой миссии
обеспечивается слиянием гамет — сперматозоидов и яйцеклеток,
морфологическим основанием бессмертия человека. Мы обречены на
жизнь в любви. Любовь, по-видимому, есть форма интегрального
поведения людей, основной компонент духовной жизни общества,
определяющий жизнедеятельность социума. И прежде всего это
касается российского общества, в котором во все времена
духовная жизнь была приоритетной в любом виде деятельности. Не
вдруг Русь стала именоваться святой. Это не значит, что мы
святые и пребываем в состоянии вселенской любви. Это есть
стремление к идеалу, стремление к перемене в человеке,
проявлению его лучших качеств, обретению и познанию смысла
жизни и любви.
Таким образом, при всем
многообразии содержательных компонент понятие «любовь» — это
генетически, исторически и социально обусловленное духовное
явление, отражающее психическую функцию. Психическое начало
человека включает в себя единство сознательного и
бессознательного, при этом в основе любви как психических
отношений и взаимопонимания людей, высокого эмоционального
напряжения лежат проявления архетипа. Архетип в данном случае
проявляется как прообраз объекта любви: любимый человек,
Родина, семья, творчество. В результате в любви можно наблюдать
отражение социальных отношений, особенностей культуры и
духовной жизни социума.
ЛЮБОВЬ КАК ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
Рассматривая поведение человека в
любви, необходимо учитывать базисное учение о человеке — о его
психобиосоциальной структуре. Тройственное начало человека
предполагает наличие трех групп фундаментальных потребностей —
духовных, социальных и биологических.
Надбиологические свойства человека
развиваются на базе его биологической природы, а его становление
как существа социального происходит как отражение в ней
совокупности общественных отношений. Духовные потребности
формируются параллельно с социализацией человека в процессе
освоения речевых функций (развитие второй сигнальной системы
человека) и содержательного наполнения сознания, стержнем
которого является духовная жизнь общества.
Духовные и социальные грани
человеческой любви, так же как и биологические, имеют свое
бессознательное начало, свою наследственную матрицу. Э.Кэндел
утверждает, что в сложном поведении человека обнаруживаются
сходные с простыми формами отправления потребностей принципы
организации, сложные поведенческие реакции, которые создаются в
результате комбинирования механизмов, встречаются в нейронных
цепях элементарного поведения. При этом Кэндел отмечает влияние
на сложные поведенческие акты «внеклеточных факторов
небиологического свойства, таких как сознание» [3, с. 400]. К
аналогичному выводу приходит и П.К.Анохин, утверждая, что при
переходе к сознанию поведенческий акт обязательно требует
участия всего мозга [1, с. 28]. Любовь возникает спонтанно, без
волеизъявления человека, то есть является катализатором
свободного и непредсказуемого выражения глубин личности, его
бессознательного начала в тесном сплетении с сознательным и
сверхсознательным. Любовь проявляется в поведении как сложный
интегральный процесс с участием всех структур мозга —*
подкорковых образований, коры и всех пяти анализаторов.
В любви важную роль играет и
социальный аспект, так как любовь есть способ выражения
признания другого человека в реализации потребностей
опосредованно через призму функций пяти физиологических
анализаторов. Признание делает человека сознательно счастливым,
задает жизненную установку, определяет творческий подъем,
вызывает желание развивать активную деятельность и достигать
поставленных целей. Социальная сторона любви проявляется и в
этическом требовании постоянства, верности предмету любви.
Поведение в любви в своей
структуре имеет фундаментальную доминанту — половую, за которой
скрывается «возбуждение центров и в коре, и в подкорковых
аппаратах зрения, слуха, обоняния, осязания, и в продолговатом
мозгу, и в поясничных частях спинного мозга, и в его
секреторной, и в сосудистой системах» [8, с. 321]. В половой
доминанте люди реализуют свою сексуальную потребность,
обусловленную влечением к определенному объекту.
Открытое И.М.Сеченовым в 1862 году
явление центрального торможения объясняет сложные психические
акты мышления, желания, намерения, в которых отслеживаются
задерживающиеся отраженные движения. Они сказываются на
поведении и его волевой регуляции, когда поведение зависит не
только (и не столько) от запускающего стимула, но и от
различного рода потребностей. В феномене любви как специфически
человеческом явлении коррекция поведения в процессе реализации
потребностей осуществляется по принципу обратной связи с
обратной афферентацией и центральным торможением, с учетом
активной выработки акцептора результатов действия относительно
объекта любви.
Любовь — это прежде всего акт
духовный, хотя он и состоит на службе биологического продолжения
популяции. В любви людей преобладает творческая доминанта,
формирующаяся в пространственно-временном континууме
сверхсознания, не зависящего от волеизъявления и мало
контролируемого сознанием. Структурно-функциональную основу
сверхсознания предположительно составляют трансформация и
рекомбинация энграмм, хранящихся в памяти, замыкание новых
временных связей при диссоциации корковой деятельности,
соответствие которых действительности выясняется в дальнейшем,
на этапах вербализации интуитивного поведения.
Человек — существо общественное,
поэтому реализация его потребностей, и особенно потребности в
любви, удовлетворяется опосредованно, через общение с другими
людьми. Истинная природа человека прекрасна и универсальна, вне
зависимости от генетической памяти, национальности, территории
проживания, цивилизации.
Универсальный способ общения между
людьми вечен как мир. Это любовь. Любовь имеет предметную
направленность, собственные этапы развития, в том числе и на
нейрогуморальном уровне: в силу доминантного принципа поведения
людей доминанта любви становится устойчивой под влиянием
внутренней секреторной деятельности, подкрепленная исходным
фоном психической составляющей поведения — синдром «ожидания
любви». Это происходит в случае закрепления разнообразных
рецепций анализаторов органов чувств с положительной
эмоциональной окраской первичного восприятия объекта любви.
Следующий этап — процесс предметного выделения объекта любви (со
всем комплексом раздражителей из социальной среды), адекватного
следовой реакции от первичного восприятия. По-видимому, это
сложный процесс переживания на биологическом, клеточном,
бессознательном уровнях и уровне духовном. Если же между
внутренним состоянием переживания (доминантным) и рецептивным
содержанием объекта любви (комплексом раздражителей)
устанавливается прочная связь, они обречены на долгожительство,
то есть взаимно подкрепляют друг друга. В качестве примера
можно привести воспроизведение в воображении объекта любви в
процессе раздражения одного из анализаторов схожим с объектом
элементом. Например, запах духов, цвет костюма или тембр голоса
постороннего объекта воспро изводит в памяти образ предмета
любви, составляющего доминантный объект переживания. В данном
случае, по-видимому, имеет место наглядно-образное мышление:
предмет любви вызывает воспроизведение доминанты даже в
воображении, и воспроизведение доминанты будет настолько
значимым, насколько соответствующие предметы среды будут
узнаваемы.
Учитывая объективные законы
поведения по доминантному принципу с последовательно сменяющими
друг друга функциональными системами, необходимо с детства
прививать человеку устойчивую способность трепетно-бережного
отношения к любому проявлению внимания, позитивной
расположенности и положительного отношения к _:го личности. Этот
процесс имеет в любви первостепенное значение. Помимо
критического отношения к себе в формировании поведения должны
обязательно присутствовать элементы положительного
эмоционального отношения — признание, приветливость,
расположенность. Другими словами, с момента рождения человек
должен пребывать в атмосфере любви и учиться облекать свою
любовь к окружению в приемлемые этические формы. Формирование
критического отношения к себе — это выработка оценочных суждений
о самом себе и своем поведении. «Рефлексия в социальной
психологии выступает в форме осознания действующим субъектом
(лицом или общностью) того, как они в действительности
воспринимаются и оцениваются» [2, с. 15].
Человек — единица социальная, и
какие морально-нравственные нормы будут существовать в данной
общности, такие в процессе становления человека и будут ему
привиты. Только после стойкого формирования ценностных
ориентации человек в состоянии регулировать свое поведение вне
зависимости от доминантных потребностей, возникающих
объективно. В любви процесс реализации потребностей
подвергается волевой регуляции поведения, которая присутствует,
по-видимому, благодаря (или вопреки) повышенной восприимчивости
объекта любви. Говоря о любви как форме интегрального поведения,
нельзя обойти вниманием такое понятие, как «счастье». Эта
категория присуща только человеку, и если человек любит и
любим, он может утверждать, что счастлив. Счастье - это не цель,
а сопутствующее явление. Обретение любви, признания другим
человеком или общностью — вот цель. А счастье — сопутствующее
субъективное переживание в процессе достижения поставленной
цели. Это подтверждает и тот факт, что в процессе переживания
состояния счастья на биохимическом уровне в сером веществе
головного мозга происходит выработка нейропептидов (энкефалинов
и эндорфинов), оказывающих анальгетическое действие, снимающих
чувства тревоги и страха, вызывающих исчезновение ощущения
беспокойства. На смену отрицательному или нейтральному
субъективному состоянию приходит ощущение радости, эйфории.
Развивается данное состояние при достижении человеком
результата, превосходящего ожидаемый и планируемый, но
соответствующего желанию человека. Другими словами, счастье как
субъективная категория есть сопутствующее явление в процессе
реализации нравственной парадигмы в течение всей жизни человека
[9, с. 330 — 336].
Счастлив бывает человек, если он
научен в процессе воспитания любить и быть любимым.
В любви человек как триединое
существо направляет свое поведение на удовлетворение духовных,
социальных и биологических потребностей. Поведение человека в
любви — это универсальный способ общения людей с целью
выживания и сохранения социума.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ЭТАПЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБВИ
В биосоциальном смысле любовь —
это либидо, половое влечение. В настоящее время в практике
принято считать, что либидо распадается на три функциональных
компонента:
1. Энергетический
(бессознательный) компонент имеет врожденный характер, за его
формирование в организме человека отвечают структуры головного
мозга (лимбический комплекс, зрительные бугры, гипоталамус,
нейрогипофиз) и периферические железы внутренней секреции
(надпочечники, семенники и т.д.). Начальные этапы формирования
энергетического компонента либидо относятся к эмбриональному
периоду. В общем виде роль мозговых (подкорковых) структур была
охарактеризована И.П.Павловым в 1930 году. Он отмечал, что
главный импульс для деятельности коры (которая отвечает за
функцию сознания) идет из подкорки, и если исключить эмоции, то
кора лишится главного источника силы. Именно Подкорковый,
подсознательный анатомо-физиологический субстрат пробуждает и
развертывает в поведенческий компонент потребности человека.
2. Селективно-поведенческий
(сознательный) компонент, обеспечивающий направленность выбора
самого объекта полового влечения, конкретную форму разрешения
либидо (форму сексуального акта) и оценку своей роли в
осуществляемых формах сексуального поведения.
Анатомо-физиологический субстрат селективно-поведенческого
; компонента наряду с
субкортикальными структурами обязательно включает кортикальные
образования и поэтому имеет не чисто врожденный характер, а
врожденно-приобретенный — это выбор, направленность, восприятие
и оценка. Эти структурные единицы селективно-поведенческого
компонента либидо приобретаются в процессе социализации
человека и воспитания нравственных критериев и этических норм,
принятых в обществе.
-3. Третий компонент — подвид
энергетического компонента — состоит в собственно разрешительном
процессе (копулятивном цикле). У мужчин он более короткий, у
женщин — длительный и сложный в связи с выполнением функции не
только зачатия плода, но и вынашивания и рождения новой жизни.
Едиными для мужчин и женщин
являются стадии формирования либидинозного влечения. Понятийная
стадия — это тот период, когда осознается факт разнополости и
получает развитие процесс идентификации со своим полом. Затем
романтическая стадия (или платоническая), которая проявляется в
ранней юности, в период нравственного самоопределения, когда
идет процесс идеализации объекта любви. Социальная и духовная
незрелость (в отличие от физической и ин-теллектуальнрй)
приводит к тому, что будущее видится идеальным, оторванным от
реалий. Идентификация в первой любви переживается как
иллюзорное равенство между собой и объектом любви. Эта стадия
играет большую роль в активизации духовной деятельности,
сопровождающейся желанием совершенствоваться, становиться
умнее, добрее, выдержаннее. На этой стадии идет процесс
возвышения физиологического инстинкта до истинно человеческой
духовной любви, являя собой большую нравственную ценность.
Затем ее сменяет стадия
эротическая, когда реализуется потребность в нежности и ласке
(происходит вербальное и тактильное разрешение либидо).
Сексуальная стадия формируется и протекает на фоне специфических
эмоций низшего порядка, может порождать душевные кризисы и
конфликты между успевшими сложиться морально-этическими
установками и оценкой собственного «я». Стадия зрелой
сексуальности — стадия гармонического соотношения понятийного,
платонического, эротического и сексуально-чувственного
элементов со всей системой морально-этических ценностных
ориентации личности. Это пора контроля и культурного обуздания
либидинозных побуждений в зависимости от ценностных ориентации и
установок.
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ
ПСИХОАНАЛИЗА
Любовь входит в объект
классического психоанализа. Например, З.Фрейд дает свою
трактовку, подчеркивая простое толкование этого явления: «Под
словом «любовь» в его многообразных применениях язык создал
вполне оправданное обобщение... Суть того, что мы называем
любовью... — половая любовь с конечной целью полового
совокупления» [10, с. 448]. Суть, конечно, ясно и просто
донесена до читателя. А цель? Цель — в сохранении генофонда,
выживании человеческой популяции. Любовь как явление
социальное, присущее всем людям «представляет собой и сущность
массовой души».
-В социуме, который служит
человеку и удовлетворяет его потребности ~~ духовные,
социальные, биологические, только «любовь ... действовала в
смысле поворота от эгоизма к альтруизму» [10, с. 455].
Исходя из основного постулата
психоанализа, либидо состоит на службе удовлетворения основных
жизненных потребностей. Разрешительный процесс возможен лишь
при взаимодействии человека с другими людьми, являющимися в
данном процессе объектом удовлетворения, ведь либидо (по К.
Юнгу) вбирает в себя, синтезирует все многообразие проявлений
любви — любовь к себе, другому человеку, детям, идеям, Родине.
Но в любви социального существа,
согласно психоаналитическому учению, работает механизм
отождествления, идентификации. Возможно, это иллюзия, в которой
пребывает человек. Человечество стремится к демократии во всех
сферах своей деятельности. Например, в любви к богу: бог любит
всех людей одинаково, все люди братья. Верующие любят бога,
идентифицируя себя с богом и другими верующими. Еще один аспект
любви к богу — это любовь к человеку, так как человек есть
творение бога. Любовь к богу определяется такой высшей
ценностью человечества, как вера. Вера в бога — это символ,
вбирающий в себя принципы добра, справедливости, истины и любви.
Или любовь к лидеру: процесс
возникает на эмоциональном уровне — первичной идентификации.
Возникает расположенность по отношению к объекту любви через
идентификацию, лейтмотив которой в данном случае — нарциссизм,
жаждущий признания через объект любви. «Человек, объявляющий,
что готов отдать свою жизнь за кого-то другого, пожертвовать
собой ради своего руководителя, декларирует и выполняет акт
любви» [4, с. 302].
В процессе идентификации себя с
лидером на первый план выступает вторая стадия либидо ~
романтическая, идеализирующая объект любви. Идентификация,
протекающая в воображении человека, предстает как иллюзорное
равенство между человеком и лидером. По мнению З.Фрейда,
отличительным признаком массы является наличие в сообществе
либидинозной привязанности к вождю (лидеру) и такой же
привязанности между составляющими ее индивидуумами.
Но на смену чувствам от первичного
восприятия и предметного выделения с развитием дальнейшего
процесса идентификации приходит рациональное — объективные
каноны жизни социума и романтические представления постепенно
замещаются приобретаемым опытом очевидных различий:
биологических (мужчина — женщина, фенотипические различия,
темпераментальные характеристики и т.д.), социальных (различия в
характерах, ценностных ориентациях), духовных (разли чия в
самореализации, альтруизме, познании истинности бытия,
понимании свободы, творческом подходе к деятельности и т.д.).
Приобретаемый опыт очевидных
различий может иметь три результата: переход в длительный
глубокий процесс стабильных взаимоотношений, разрушение
сложившихся до данного этапа отношений с абсолютным неприятием
объекта любви и нейтральные, ровные отношения с формированием
устойчивых стереотипов поведенческих реакций терпимого отношения
к обнаружившимся различиям. Громадное значение любовь и
признание имеют в жизни взрослого человека как субъекта
сознания. От идеала «я», к которому стремится человек, несложно
перейти к пониманию психологии социума. Идеал «я» (по З.Фрейду)
является общим идеалом семьи, нации, сословия, так как
формируется под воздействием общественного мнения Социальный
страх как осознание вины ввиду несоответствия поведения
выработанным идеальным нормам есть страх потерять любовь
родителей, коллег, друзей и других, значимых для человека людей.
Для человеческого общества в
данном феномене (страхе потерять любовь окружающих к себе)
интересным является именно момент перехода от индивидуума как
субъекта сознания к социуму (массовое сознание).
В механизме перехода от личности к
социуму прослеживается момент преодоления любви к себе
(нарциссизм) и рождения способности любить другого человека,
опосредованно удовлетворяя свои потребности с позиции
рационального эгоизма.
В социально приемлемой форме
поведения человек, преодолевая любовь к себе, стремится
воссоединиться с другим человеком. То есть человек сам себя
обязывает отказаться от всепоглощающей любви к себе, развивая
тем самым способность отдавать себя другим, альтруизм. Это уже
духовная способность человека, позволяющая ему жить в обществе и
давать жизнь другим людям, новому поколению.
Истоки всех положительных
изменений, происходящих в человеке и межличностных отношениях,
— в «состоянии влюбленности, которое отрывает нас от одинокого
созерцания собственной персоны в зеркале, к которому склоняет
нас наше тело и наше «я»... Мораль истории проста: люди живут в
обществе не потому, что они сомнамбулы, а потому, что они
влюблены» [4, с. 302].
В формировании этапа перехода от
нарциссизма к альтруизму (по З.Фрейду) наблюдается явление
формирования внутренней ценностной ориентации (по сути дела,
совести, «имеющей назначение обеспечить нарциссическое
удовлетворение»), что описывается З.Фрейдом как сравнительный
анализ действительного и идеального «я». Мотивация формирования
идеального «я» (строгим цербером на службе у
которого состоит внутренний
цензор) возникает благодаря критическому отношению к поведению
человека родителей, воспитателей, учителей и другого окружения,
составляющего общественное мнение. Любовь же к объекту возникает
из неосознанного понимания недостаточного совершенства
собственной персоны, поэтому другого любят «за совершенства,
которых хотелось достигнуть в собственном «я» и которые хотят
приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма» [10, с.
455].
В своих работах З.Фрейд
постулирует потенциальное единство истока, соединяющего
проявления половой страсти с явлениями духовной жизни.
К.Юнг более широко трактовал
либидо. Он не только и не столько связывал энергию либидо с
сексуальными импульсами, сколько понимал ее как единственную в
своем роде энергию, лежащую в основе всех жизненных процессов
как индивидуума, так и социума, дающую возможность человеку
отправлять свое поведение таким образом, чтобы в любых условиях
эта энергия направлялась на выживание организма. «Влечение
половое представляет собой лишь частность всей системы. Мы берем
влечение как пограничное понятие между телесной областью и
душевною, видим в нем психического представителя органических
сил и пользуемся ходячим различием между влечением «я» и
влечением пола, то есть подразделением, которое кажется нам
согласованным с биологически двояким положением отдельного
существа, стремящегося как к самосохранению, так и к сохранению
рода» [12, с. 134,135]. Нам наиболее близко при проведении
социально-психологических исследований именно такое понимание
любви.
В механизме возникновения любви к
другому человеку также не последнюю роль может играть перенос
(или трансфер), что особенно ярко демонстрируется во
взаимоотношениях иллюзорной любви к лидеру. Перенос — это
спонтанное отношение человека к другому человеку, которое
характеризуется бессознательным переносом на него
сформировавшихся ранее в результате взаимодействия с другими
людьми положительных (а также, возможно, и отрицательных)
чувств. «Перенос — это... процесс, случающийся между двумя
людьми... процесс проектирования, ~ поскольку субъективные
компоненты переносятся в объект и возникают в нем как присущие
ему, объекту, — не является актом волевым, а перенос как
психический акт субъектом не осознается» [13, с. 97].
Возможно, в любви к лидеру имеет
место перенос, основывающийся на отождествлении лидера с отцом,
с его (отца) авторитетом в семье. По мнению С.Московичи,
культ отца в семье, воспитываю щей человека, ведет к его
обожествлению «...путем возвышения его над уровнем обычного. Его
учение вне какой-либо критики, его личность не подлежит
обсуждению» [4, с. 302]. Проекция, совершающаяся между двумя
людьми, имеет в основе своей эмоциональную связь, отражающую
целевые установки «я». «Перенос может быть спонтанным... чем-то
вроде «любви с первого взгляда»... Перенос лишь рядится в одежды
любви, с которой он ничего общего не имеет» [13, с. 97]. Таким
образом, изучая механизмы и причины человеческого поведения,
этиологию человеческой психической жизни, психоанализ дает нам
теорию основ жизни, теорию либидо, его проявлений. Основной
постулат учения психоанализа — учение о любви как о движущей
силе созидательной деятельности — имеет, на наш взгляд, огромное
значение для понимания законов жизни социума, дает возможность
моделировать и прогнозировать будущее, предвидеть пути развития
общества.
БРАК — СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СОЦИУМА
Любовь является нравственной
основой общения полов — брачного союза — и способом выживания
человеческой популяции. Институт брака признан всем
человечеством, это традиционная форма способа выживания в земных
условиях. Иными словами, брак — это социально приемлемая
регистрация и признание духовного акта любви благословение
общества на продление и развитие. В межличностном
взаимодействии в браке любовь переживает тест на
долговременность и прочность при тесном взаимосвязанном процессе
духовной и материальной жизни. Формирование оптимального
супружества происходит постепенно — от очарования первой
влюбленности через цепь преодоленных разочарований, создаваемых
мелочами повседневного быта и нежеланием согласиться с
различиями, к принятию реального партнера со всеми его
достоинствами и недостатками.
Природа заложила в живой организм
чувство постоянного информационного голода: если в любви приток
информации друг о друге не прекращается, не утрачивается
чувство новизны при активном поиске неисчерпаемых модификаций
взаимоотношений, то любовь может претендовать на
долгожительство.
Самое главное — обоим супругам
осознавать, что любовь смертна, конечна (так же, как и жизнь),
и поэтому бережно относиться к чувствам партнера, несмотря на
монотонность повседневной обыденной жизни.
Супружество прежде всего
необходимо для' выполнения репродуктивной функции и обеспечения
воспитания детей и социальной их защищенности.
В своем стремлении к эстетике,
красоте человек описательно подходит к канонам поведения в
процессе взаимоотношения полов, провозглашает
нравственно-этические нормы общественного и личного поведения в
вопросах половой жизни. По данным экспертов Всемирной
организации здравоохранения, есть три концепции здоровой
половой жизни:
1. Способность наслаждаться
половой жизнью, иметь детей и контролировать свое поведение в
соответствии с общественной и личной этикой.
2. Свобода от страха, стыда,
чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических
факторов, подавляющих половые реакции и мешающих половым
отношениям.
3. Отсутствие органических
расстройств, болезней и недостатков, ограничивающих функции пола
и репродуктивную функцию.
Здоровая половая жизнь в союзе с
творческим потенциалом обоих супругов, отражающим социальные
взаимоотношения и культурные особенности, имеет право
называться любовью и быть нравственной основой брачного союза.
Любовь является главным началом в долгосрочном взаимоотношении
полов — брачном союзе, в «результате чего выгадывает потомство,
получая альтруизм от двух родителей вместо одного» [6, с. 743].
При брачном взаимодействии ведущую
роль играет психологический фактор, являющийся коллектором,
концентрирующим и сексуальный, и материальный, и культурный, и
физический факторы. Скорее всего, именно психологический фактор
определяет поведение людей в реализации любви, если она
заканчивается браком. Г.С.Ва-сильченко и Ю.А.Решетняк в 1978
году условно выделяли пять основных брачных факторов:
V
Физический фактор (ФФ) имеет интуитивный характер: вне
зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у
другого безотчетную симпатию или антипатию. Эта индивидуальная
и глубоко личностная реакция определяется физическим обликом,
тембром голоса, способом поведения, речью, мимикой,
жестикуляцией, манерой одеваться, запахом, свойственным данному
человеку. ФФ отличается исключительной устойчивостью,
подвергаясь лишь незначительным модификациям (усиление или
ослабление). Независимо от возраста он тесно спаян с сексуальным
фактором, с течением времени обнаруживается тенденция
подчинения ФФ культурному фактору.
V
Материальный фактор (МФ) определяется вкладом партнера в общий
материальный статус семьи и соответствием этого вклада ожиданиям
и требованиям другого партнера. Соответствие может быть высоким
при больших требованиях и их удовлетворении, так и при
незначительном вкладе и небольших требованиях. Другими словами,
МФ в значительной мере зависит от его места в ценностной
ориентации личности.
V
Культурный фактор (КФ) определяется соотнесением
интеллектуально-культурных запросов супругов, Практическая
оценка КФ осуществляется соотнесением образовательных индексов,
профилей работы, кругом выписываемых газет и журналов,
заполнением досуга (совместные посещения театров, музеев,
совместное и раздельное чтение и просмотр телепередач), а также
взаимными претензиями и упреками в этом плане.
V
Сексуальный фактор (СФ) зависит от соответствия реальной
программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным
ожиданиям другого. Этот фактор подвержен многим влияниям, в том
числе влиянию возраста и состояния здоровья, с которым он и
должен прежде всего соотноситься.
V
Психологический фактор (ПФ) занимает особое положение. Этот
фактор — коллектор, фокусирующий все остальные. «Канализация»
потребностей, реализуемых во всех других составляющих факторах,
происходит через психологический фактор. Именно он определяет
единство и целостность человеческого поведения. В общей
структуре брачного взаимодействия ПФ подразумевает соотнесение
личностных особенностей обоих супругов, прежде всего их
характеров и ролевых притязаний.
Взаимодействуя, эти факторы
интегрируются в общую результирующую — брачный потенциал,
который несет на себе серьезную функциональную нагрузку —
воспроизведение и воспитание нового поколения. Брачный союз —
просоциальное явление, результатом которого является сохранение
и воспитание новых людей, то есть сохранение вида и популяции в
целом. Задача государственных институтов, средств массовой
информации — наглядно показать привлекательность института
семьи, оказывать экономическую целевую долгосрочную поддержку
вновь создаваемым семьям и адресную поддержку детям. Остальные
составляющие брака не требуют поддержки извне, так как основаны
на пронизывающем все виды деятельности супругов чувстве —
любви.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Системный анализ
интегративной деятельности нейрона и понятие о его степенях
свободы //В кн.: Системный анализ интегративной деятельности
нейрона. — М., 1974.
2. ГримакЛ.П. Общение с собой. —
М., 1991.
3. Кэндел Э. Клеточные основы
поведения. — М., 1980.
4. Москавичи С. Век толп. — М.,
1996.
5. Психология: Словарь / Под ред.
А.В.Петровского, М.Г.Яро-шевского. - М., 1990.
6. Ранку'р-Лаферьер Д.
Человеческая сексуальность в свете эволюционного психоанализа
// СЭС / Под ред. А.М.Прохорова. - М., 1990.
7. Советский энциклопедический
словарь / Под ред. А.М.Прохорова .—М., 1990.
8. Ухтомский А А. Доминанта
и интегральный образ // Избр. труды. - М.-Л., 1978.
9. Франкл В. Человек в поисках
смысла, т* М., 1990.
10. Фрейд 3. Психоаналитические
этюды. — Минск, 1996.
11. Фромм Э. Искусство любить.
Исследование природы любви. - М., 1990.
12. Юнг К. Либидо, Его метаморфозы
и символы. — СПб., 1994!
13. Юнг К. Аналитическая
психология. — СПб., 1994.
|