|
Keiko Matsui (Кейко Матсуи)
Стиль/жанр: Jazz, Contemporary Jazz, Crossover Jazz, Smooth Jazz, Contemporary Instrumental, Jazz-Pop, Fusion
Имя Кейко Матсуи (Keiko Matsui, урожденная Keiko Doi) широко
известно в джазовом мире с середины 80-х. Японская пианистка,
говорящая языком джаз-поп и фьюжн, получила также признание
как оригинальный композитор, сохранивший верность музыкальной
культуре Востока, и как своеобразная вокалистка.
Кейко Дои родилась и выросла в Токио. История
ее романа с пианино, ставшего смыслом ее жизни, началась
очень рано. Ей едва исполнилось пять лет, когда мать, учительница
традиционного японского танца, отвела девочку на первый урок
музыки. Конечно, первая встреча с учителем состоялась 1 июня Ц
недаром в Японии говорят, что если ребенок начинает учебу
именно в пять лет и именно 1 июня, то успехи
ему гарантированы. Опровергать народную мудрость Кейко
не стала.
В школе Кейко была компанейской девчонкой. Она неизменно
заступалась за товарищей, не пугаясь задир и хулиганов.
Несколько раз ее выбирали президентом класса.
Еще в первых классах школы она начала слушать Стиви
Уандера, Рахманинова, Сибелиуса, музыку из кинофильмов своих
любимых композиторов Ц Мориса Жарра и Нино Рота. Из джазовых
музыкантов вне конкуренции всегда был Чик Кориа. В то
время Кейко впервые попробовала сочинять собственные композиции.
После нескольких лет занятий с частным учителем Кейко
поступила в музыкальную школу при Музыкальном фонде Yamaha.
Студенткой она была образцовой. Когда девушке исполнилось 17 лет,
компания Yamaha заключила с ней контракт
как с официальной исполнительницей для студийных
проектов. В том же году она записала свой первый саундтрек к фильму (она всегда будет питать слабость
к эстетике кино). Кроме усиленных и всесторонних занятий
музыкой, Кейко успела закончить Японский женский университет
по специальности лдошкольная педагогика».
В студийных сессиях артистке помогала джаз-группа Cosmos, которую
она собрала в 1982 году и с которой записала четыре
альбома. После этапа коллективного творчества Кейко решила попробовать
себя как солистка. Ее первый самостоятельный альбом УA Drop
of WaterФ был опубликован в Японии в 1985 году,
а через два года появился в Соединенных Штатах.
К появлению LP на свет приложился Казу Матсуи (Kazu Matsui),
ее муж и партнер по гастролям (он играет
на традиционной японской бамбуковой флейте shakuhachi). Финансовое
обеспечение Кейко и Казу взяли на себя Ц потратили деньги,
которые откладывали на медовый месяц. Кстати, и сам медовый
месяц они провели в одной из студий Лос-Анджелеса,
записывая дебютную пластинку Кейко для лейбла Passport Records.
Исполнительнице удалось привлечь к студийной работе
ряд известных джазовых музыкантов Лос-Анджелеса и несколько
еще молодых исполнителей, чья карьера собственно
и началась с этой записи. Среди них Ц Грант Гейссман
(Grant Geissman), Брэндон Филдс (Brandon Fields), Роббен Форд (Robben
Ford), Натан Ист (Nathan East), Винни Колаюта (Vinnie Colaiuta)
и Джимми Джонсон (Jimmy Johnson). Продюсером альбома выступил Казу
Матсуи, который вот уже 15 лет не снимает с себя
этой обязанности. Дебютная запись Кейко балансировала между мистической
восточной аурой и облегченными поп-оттенками нью-эйдж. Озвучивали
ее мелодии вокалисты Карл Андерсон (Carl Anderson), Марва Кинг
(Marva King), Марлена Джетер (Marlena Jeter) и другие.
Для американского издания УA Drop of WaterФ Кейко Матсуи
написала специальное обращение к своим новым слушателям:
лДорогие друзья! Меня зовут Кейко. Я родилась в Токио,
Япония. Начала изучать пианино, когда мне исполнилось пять лет,
а свои первые композиции написала еще школьницей. И с
тех пор мечтала записать собственный альбом. Я много думала
об этом: как он будет звучать, как он будет выглядеть...Тогда это были просто мечты. А теперь
мой первый альбом готов. ...
Японской
девушке невозможно было даже представить, что такой певец,
как Карл Андерсон, будет петь на ее дебютном альбоме.
Но мелодию УA Drop of WaterФ я не могла доверить никому
другому...»
Публикация УA Drop of WaterФ в США вызвала серьезный интерес
к японской пианистке со стороны американских лейблов.
Что немудрено, учитывая, что альбом поднялся в Тор 20
современного джаз-чарта. Японская пианистка сразу попала в число
наиболее перспективных молодых клавишниц 80-х.
В результате переговоров с несколькими лейблами артистка
заключила контракт с рекординговой компанией
MCA на выпуск двух альбомов. Изданный в 1989 году диск
УNo BordersФ был успешней своего предшественника, добравшись
до 16 строки джазового рейтинга. Название альбома (лНет границ»)
неслучайно. Кейко черпала вдохновение в широком спектре стилей Ц
от ритм-н-блюза и фьюжн до средневековой фольк-музыки
и своего фирменного нью-эйжда. Как отмечали рецензенты,
пианистка демонстрирует изысканное чувство мелодии, а ее сольные
импровизации безупречны (особенно в композиции УKappaФ).
Что характерно, не оказываются в тени и ее
первоклассные бэк-музыканты Ц гитарист Роббен Форд, скрипач Subramanium
и другие.
Третий LP УUnder Northern LightsФ вышел в США в том
же 1989 году и поднялся на 21 строку джазового чарта.
Список приглашенных музыкантов снова поражал воображение: Эрик Мариенталь (Eric Marienthal), Брэндон Филдс, Роббен Форд,
Абе Лабориэль (Abe Laboriel), Пол Джексон мл. (Paul Jackson
Jr.) и Грант Гейссман. На этой пластинке доминировали
поэтические мелодии, насыщенные образами, а сама пианистка
предлагала экзотические сольные пассажи, балансируя на грани поп-джаза.
В 1992 году Кейко Матуси начала работать с лейблом White Cat.
Ее репутация среди ценителей джаза в Америке крепла
год за годом. Альбом 1995 года УSapphireФ показал самый
высокий до сих пор результат в чарте современного джаза,
поднявшись на 9 позицию. А следующий лонг-плей УDream WalkФ
(1996) преодолел и этот рубеж, добравшись до первой тройки
самых популярных джазовых записей. Как всегда, альбом
был насыщен свежими, живыми мелодиями, которые, однако,
уже перестали быть самоцелью, а присутствовали
для создания настроения, для передачи мимолетных ощущений.
Стремительные оркестровки и напор перкуссии делали композиции Keiko непредсказуемыми и придавали им особенную
оригинальность.
В национальном масштабе тиражи альбомов Кейко Матсуи, конечно,
были весьма скромными, но уважение коллег по цеху, репутация
своеобразной пианистки, высокая оценка критиков, любовь поклонников
джаза Ц у нее было все то, о чем еще несколько
лет назад она не могла даже мечтать. В поддержку
альбома артистка проехала с гастролями по Соединенным Штатам,
впервые проведя тур такого масштаба. В рамках турне
она отыграла серию благотворительных концертов в поддержку
организации YME, которая занимается просветительской работой
по предупреждению рака груди. В помощь YME пианистка
издала также специальный благотворительный EP УGift Of HopeФ.
Хорошо была принята ее новая студийная работа 1998 года УFull Moon
and the ShrineФ, отметившаяся на второй строке рейтинга
джаз-альбомов. лПолет творческой фантазии позволяет артистке изящно
сплавлять классическое пианино, порой агрессивный джаз-фанк,
величественные оркестровки с элементами национальной японской
музыки, Ц пишет американский критик, Ц и создавать
как изумительные баллады, так и более агрессивные
экскурсы во фьюжн».
Поводов гордиться собой у исполнительницы было немало. В 1998
году Кейко Матсуи была названа одной из наиболее авторитетных
современных джазовых исполнительниц. В рейтинге лучших
из лучших она оказалась на третьем месте, уступив
первенство Бони Джеймс (Boney James) и Kenny G.
Постоянная гастрольная активность давала богатый материал
для концертных релизов. Так, диск 1999 года УKeiko Matsui LiveФ
стал одним из лучших live-альбомов в ее карьере, удачно
отражая атмосферу и настроение ее живых выступлений.
Признание исполнительницы набирало обороты. В том же 1999
году Кейко победила на церемонии Oasis Awards (никакого отношения
к группе Oasis) и стала обладательницей звания лучшей
джазовой артистки года. А кроме того, ее клип на песню
УLight Above the TreesФ получил приз как лучшее видео.
В 2000 году появился новый альбом УWhisper from the MirrorФ,
как всегда сильная и стильная запись. Волнующие аранжировки
Дерека Накамото (Derek Nakamoto) никогда не переходят меру,
и сама пианистка гораздо больше заинтересована в том, чтобы
не выпасть из тональности, поддержать настроение,
чем продемонстрировать собственное исполнительское мастерство,
даже когда разыгрывает виртуозный дуэт в четыре руки с Бобом
Джейсом (Bob James).
Через год, в 2001-м, японская артистка записала новый диск УDeep
BlueФ. На этот раз ее музыка вдохновлена искусством
Северной Африки и Средиземноморья. Одни ее композиции
зачастую звучат как лирические песни без слов, другие Ц
как этюды к кинофильмам. Критики сходятся на том,
что в 21 веке творчество Кейко лучше всего описывается
в категориях нью-эйджа.
По материалам своих последних концертных туров (а гастрольный
график Кейко Матсуи вот уже много лет насыщен
до предела) в 2003 году пианистка выпустила live-альбом
УWhite OwlФ. В его основу лег концерт в зале Bunkamura
Orchard Hall в Токио, где Кейко сыграла любимые мелодии
вместе со своей постоянной концертной группой, которая включает
выдающегося саксофониста Майкла Гегэна (Michael Ghegan), басиста Мела
Брауна (Mel Brown) и Казу Матсуи, традиционного японского
флейтиста. Несколько сольных пассажей пианистки, представленных
на альбоме, дают представление о причудливых фантазиях Кейко
Матсуи, о внутренних тайнах ее творческой лаборатории.
|
|