Выдержки из произведения
Дм. Гайдук
М. Добровольский
В. Нугатов
Редактор
М. Добровольский
Борис Муравьев
ГНОЗИС.Том первый. Экзотерический Цикл.
Перев. с англ. — К.: «София», Ltd. 1998. — 288 с.
Судьба и труды Бориса Муравьева (1890—1966), одного из ближайших
друзей и сподвижников Гурджиева и Успенского, — неизвестная страница в
новейшей истории русской религиозно-философской мысли. Благодаря
поразительной глубине и исчерпывающей ясности изложения метафизических,
психологических и практических основ «тайного Предания» —
«эзотерического
христианства» — трехтомное исследование «Гнозис» не имеет равных в
совре-
менной научной околоцерковной литературе как подлинно эзотерический,
уни-
версальный ключ к познанию «Бога, человека и вселенной».
Первый том — «Экзотерический цикл» — подробно очерчивает общую
картину мироздания в строжайшей взаимозависимости его законов, единстве
составляющих и пронизывающих его аспектов, планов, этапов проявления —
от Абсолютного до атомарного, от минерального до исторического, от
клеточ-
ного до духовного.
«Подлинно великие эзотерические книги выше полемики с читателем... Они
распознаются по явственным изменениям в его бытии —по тому невыразимому
и глубочайшему впечатлению, которое им сопутствует: встретившись с ними
однажды, уже никогда не увидеть мир прежними глазами. К числу таких
редких,
поистене драгоценных книг я без колебаний отношу "ГНОЗИС"..»
(Ричард Смолей, ведущий эксперт-обозреватель журнала «Gnosis», Нью-
Йорк, 1993)
ISBN 966-7319-17-2
© L. Mouravieffand heir, 1989
©«София», 1998
не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем
премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназна-
чил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века
сего не познал.
(I Кор 2: 6—8)
СОДЕРЖАНИЕ
От автора......................................................... 12
Предисловие1 ..................................................... 15
Введение1. ........................................................ 18
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЧЕЛОВЕК
ГЛАВА I ......................................................... 25
Внутренняя жизнь человека. Непостоянство «я». Интроспекция как метод ра-
боты над собой. Что открывает интроспекция. Три основных потока
внутренней
жизни. «Железные опилки». Трение, пламя и плавка. Закон Стечения
Обстоятель-
ств2, или Закон Случая. Множественность «я». Что такое человек? Тело и
душа.
Личность. Три внутренних психических центра.
ГЛАВА II......................................................... 34
Знание и понимание. Сознание и его функции. Четыре уровня сознания: под-
сознание; бодрствующее сознание; сознание истинного Я, Сознание.
Содержащее
и содержимое. Знание, понимание к умение.
ГЛАВА III ........................................................ 41
Личность как сравнительно самостоятельный организм. Его непосредственная
связь с телом. Совершенствование тела. «Поза мудреца». Изучение
структуры Лич-
ности. Три психических центра: интеллектуальный, эмоциональный и
двигатель-
ный. Их структура. Три основных типа внешнего человека: «человек №№ 1,2
и З».
Их характеристики.
ГЛАВА IV ........................................................ 48
Три «я» человека: «я» тела (физическое), «я» Личности (психическое),
истин-
ное (духовное) Я. Их соотношение в теории и на практике. 987 дробных «я»
как
результат всех возможных комбинаций во взаимоотношениях трех центров и
их
секторов.
1 В лит. редакции Дм. Гайдука. — Прим. ред.
1 См. прим. 1 на с. 26.
Физическое «я» как сознание тела. Поле его действий. Психическое «я» как
сознание Личности. Алогичность психической жизни человека. Причина ее
види-
мой последовательности. Внутренние и внешние конфликты. «Буферы».
Механизм
самоуспокоения. Различные варианты плавки. «Сгустки». Патологические
случаи.
Разделение и распад Личности. Количество составляющих Личность элементов
постоянно. Личность ребенка. Формирование характера.
ГЛАВА VI 63
Личность взрослого. Ее составляющие. Ее активность и главенствующее
поло-
жение во внешнем человеке. Проявления истинного Я. Человек не есть
законченное
целое, он лишь возможность. Способность к эволюции. Сопротивление
Личности.
Общее понятие об эзотеризме и его трех ступенях. Влияния-«А» и «В».
Формиро-
вание четвертого центра —магнитного.
ГЛАВА VII 74
Высшие центры и их структура. Условия их связи с Личностью. Взаимосвязь
между нижними центрами и развитием магнитного центра. Отражение его
разви-
тия на Личности внешнего человека. Условная мораль внешнего человека.
Установ-
ление связи с высшими центрами. «Человек №№ 5, 6 и 7».
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВСЕЛЕННАЯ
ГЛАВА VIII. 85
Человек как неотъемлемая часть Вселенной. Понятие Вселенной как живого
организма. Двойственное значение человеческого существования. Всеобщий
Закон
и Закон Исключений. Абсолют: его непроявленное состояние и проявление.
Три
первоначала творения: Пространство, Время и Равновесие. Три основных
принци-
па жизни: статический, динамический и нейтрализующий. Вечность.
Свершение
времен. Общее понятие структуры Вселенной.
ГЛАВА IX 96
Первый фундаментальный закон тварной Вселенной: Закон Трех. Различие
между влияниями-«А» и «В». Структура Луча Творения. Упорядочивающие
законы
для каждого уровня Луча Творения.
ГЛАВАХ. 105
^ Функционирование тварной Вселенной. Второй фундаментальный закон твар-
ной Вселенной: Закон Семи, или Закон Октавы. Принцип Равновесия.
Проблема
материи-энергии.
План Творения и его реализация. Космическая Октава. Боковая Октава, ее
функция и значение в соотнесении с Космической Октавой.
ГЛАВА XII 126
Жизнь Вселенной в пределах Луча Творения. Система Космосов. Значение
наименований, закрепленных за различными уровнями Системы Космосов.
Октавы.
восходящая и нисходящая.
ГЛАВА XIII. ..................................................... 137
Принцип Относительности. Объективное и субъективное понятия о Времени.
Единицы Времени. Таблица соответствий. Взаимосвязь между циклическими
еди-
ницами Времени: впечатление; дыхание; бодрствование и сон; жизнь.
Таблица эво-
люции. Измерения Пространства и Времени. Их параллелизм.
ГЛАВА XIV. 148
Принцип Равновесия. Принцип Несовершенства. Жизнь— Любовь—
Смерть— Индивидуальность. Идеальная пара, формируемая двумя полярными
су-
ществами. Карма. Объяснение питанию Вселенной: влияние принципа
Равновесия
на Закон Семи. Органическая связь между формой и содержанием.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПУТЬ
ГЛАВА XV 163
Определение Пути. Иллюзия. Путь и пустыня. Тропинка и тропа Доступа к
Пути. На Пути движение одностороннее и нет возврата. Сопротивление
Всеобще-
го Закона, с которым встречается каждый ищущий Путь. Эволюция Личности и
рождение Индивидуальности. Истинное Я и истинная Жизнь.
ГЛАВА XVI...................................................... 173
Внешняя жизнь ведет к внутреннему краху. Внешний человек начинает испы-
тывать потребность найти Путь лишь констатировав и признав свое
внутреннее
поражение. Сооружение внутренней клети —убежища от влияний-«А». Различе-
ние влияний-«А» и «В». He-слияние и внутреннее не-учит ывание. Внешнее
учит ы-
вание. «Закваска фарисейская». Мистерия Свершения времен.
ГЛАВА XVII 185
Ложь и стяжательство как основные характеристики внешнего человека.
Различные виды лжи. Первое условие успешного поиска Пути — прекратить
лгать самому себе. Любовь пресекает ложь. Истина освобождает от рабства.
Независимость. Спасение. Эффективность сознательных усилий, если они
под-
крепляются свыше Четыре предпосылки достижения Пути Методы негатив-
ный и позитивный.
ГЛАВА XVIII 197
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с эзотерической точки зре-
ния. Роль женщины в Грехопадении и искуплении. Женщина как источник
вдохно-
вения. Три тропы Доступа к Пути. Возможность достижения различных целей.
Проблема нового человека. Типы элиты в соответствии со сменой
исторических
эпох. Четыре способа восприятия, обучения и воздействия на внешний мир:
фило-
софия, религия, наука и искусство. Поочередная смена типов «человека №
2» и
«человека № З» в прошлом. Сложившиеся в нынешнюю эпоху условия для расп-
ространения типа «человека № 4», воплощающего и реализующего идею
синтеза.
Дилемма: близящийся катаклизм или появление «Новой Земли», по
пророчеству
апостола Петра. Формирование магнитного центра человечества.
ГЛАВА XIX...................................................... 215
Бытие подлитое и кажущееся. Неразличение этих двух понятий внешним че-
ловеком. Принцип Несовершенства как изначальное условие Творения.
Значение
Творения: реализация Единства, начиная с Нуля, по прообразу
Бесконечного, сос-
тоящего из бесконечного количества частиц, порожденных несовершенными
нуля-
ми — Душами после Грехопадения. Свершение времен. Всеобщее воскресение и
эзотерическая эволюция. Учение о Настоящем. Настоящее — вне Времени.
Нас-
тоящее внешнего человека. «Щель». Три измерения Настоящего.
ГЛАВА XX 226
Упражнения по достижению подлинного Настоящего. Установление контакта
с высшими уровнями Сознания посредством овладения телом и Личностью. Во-
семь групп физических и психических упражнений в их взаимосвязи,
устанавлива-
емой дыхательной техникой. Пассивная констатация. Упражнения высшего по-
рядка: сосредоточение, созерцание и экстаз. Схема Пути. Семь его
отрезков и три
Порога. Преодоление первого Порога, отделяющего Лестницу от Пустыни, и
дос-
тижение второго, разделяющего Лестницу и Путь. Преодоление второго
Порога
является необратимым и ведет к третьему. Предел возможной в земных
условиях
эволюции. Описание этапов Пути.
ГЛАВА XXI...................................................... 247
Разрыв между желаниями и возможностями современного человека может
ликвидировать эволюция. Знание, понимание и умение. Андрогин.
Восстановление
предшествовавшего Грехопадению единства в союзе двух полярных
Индивидуаль-
ностей. Препятствие такому союзу — остановка в росте и развитии
Личности. В
процессе восхождения по Лестнице Личность должна быть развита до ее
полной
реализации. Желание, вера, сила и проницательность. Любовь. План вечного
как
область возможного. Реализация во Времени. Псевдоперевоплощение.
Подлинное
перевоплощение--сознательное произвольное и индивидуальное--происходят
10
всецело во времени. Изначальный фильм в соответствии его замыслу в
вечности.
Его реализация во времени. Вечное возвращение в так называемом
перевопло-
щении: бессознательное, непроизвольное и неиндивидуальное. Артели.
Благодаря
свободным движениям внешнего человека фильм принимает подобие спирали.
Кар-
ма. Фильм может быть преобразован сознательными усилиями. Коллективное
псев-
доперевоплощение, сознательная работа над фильмом, нейтрализация Кармы и
воз-
вращение к изначальному фильму. Эзотерический кратчайший путь в
совместной
работе и сознательных усилиях двух полярных существ, образующих единый
Мик-
рокосм. Исключительная важность встречи с полярным существом.
Предпосылка:
устранение свободных движений. Признаки и критерии полярности.
Преодоление
первого Порога требует самоотречения; на втором Пороге требуется
позитивная
программа.
Постскриптум.
Приложение I .
Приложение П.
276.
278
282
ОТАВТОРА
Ценители эзотерической литературы, вероятно, знакомы с книгой П. Д.
Успенс-
кого «в поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения», опубликован-
ной после смерти автора его поверенными и представляющей собою опыт
изло-
жения определенных мировоззренческих идей, воспринятых автором в
передаче
некоего «Г.»1 Относительно самого источника учения, положенного в основу
книги
Успенского, в главе VI сказано следующее: «ради тех, кто уже знает [...]
это, если
угодно, эзотерическое христианство))1.
Человека сколько-нибудь осведомленного такая оговорка не может не оза-
дачить. В самом деле, христианское Предание, как оно сохранилось во
многих
монастырях Греции, России и Ближнего Востока, всегда было живой
«эзотеричес-
кой традицией» — традицией, конечно, сокровенной, оберегаемой от
профанов,
однако само ее существование не было тайной, и доступ к ней остается
открытым
для каждого, кто испытывает настоятельную потребность в ближайшем с нею
зна-
комстве.
Хотя, следуя замыслу Успенского, излагаемое им производит впечатление
до-
статочно органичного синтеза краеугольных идей различных вероучений,
лично
для меня вполне очевидно, что основанная на Откровении система знаний,
час-
тично отраженная в этих «фрагментах», в целом является достоянием
«Великого
Эзотерического Братства», на существование которого намекает апостол
Павел в
«Послании к Римлянам» (8: 28—30). В этом смысле подлинность
зафиксированно-
го в книге сомнению не подлежит, однако (как не без оснований отмечено в
ее
заглавии) это именно лишь фрагменты того Предания, которое, во-первых,
всегда
(во всяком случае до сих пор) было исключительно устным, а во-вторых,
предпо-
лагает только целостное его изучение, без которого получить естественный
доступ
к Откровению невозможно.
Я хорошо знал Успенского; история наших отношений достаточно подробно
освещена мною в статье, опубликованной журналом «Syntheses». Здесь я
лишь
подчеркну тот красноречивый факт, что, несмотря на страстное, вполне
понятное
желание еще при жизни увидеть свою книгу в печати, Успенский так и не
решился
доверить «Фрагменты» книгоиздателям. Лично я неоднократно предостерегал
его
против публикации книги в столь сыром виде, напоминая об опасности
исказить
Т. е. Гурджиева Георгия Ивановича. Инициал «G.» был использован
Успенским, по-
видимому, из этических соображений; однако ко времени первой публикации
книги («In Search
of the Miraculous. Fragments of an Unknown Teaching». London: Routledge
& Kegan Paul, 1954)
идентифицировать стоявшую за инициалом личность не составляло особого
труда: с начала
50-х учение как Гурджиева, так и Успенского, основавшего свою
собственную школу, уже было
достоянием стремительно растущей аудитории — последователей,
популяризаторов и
учеников во всем мире. — Прим. ред.
См.: П. Д. Успенский, «В поисках чудесного». СПб.: изд-во Чернышёва,
1994. С.
(Перевод Н. В. фон Бока.) — Прим. ред.
121.
12
публикацией «Фрагментов» через двенадцать лет после смерти их автора мои
опа-
сения лишь подтвердились.
А
Материал, положенный в основу предпринятого мною исследования, почерп-
нут непосредственно из православного Предания, как оно запечатлено в
соответст-
вующей церковной и монашеской литературе, в частности, в книге под
наимено-
ванием «Добротолюбие» — собрании творений отцов Восточной Церкви, в
кото-
рой ее учение и многовековой опыт излагается признанными авторитетами.
На
первый взгляд, между моей книгой и «Фрагментами» Успенского немало
общего
— что и неудивительно, поскольку в каком-то смысле оба мы пользовались
одним
и тем же источником. Однако сколько-нибудь беспристрастный сравнительный
анализ, надеюсь, покажет читателю, что работа Успенского именно
фрагментарна
и во многом сводится к его собственным домыслам.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Общеизвестно, какое особое
внимание уделяется в эзотерической Традиции схемам, которые не в
последнюю
очередь составлялись с целью донести сконцентрированное в них знание
потомкам,
через века и тысячелетия, несмотря даже на гибель целых цивилизаций. В
упомя-
нутой статье для журнала я уже говорил о серьезной ошибке, допущенной
Ус-
пенским при передаче одной особенно важной схемы1. Речь идет о том
месте,
которое, в подаче Успенского, отведено человеку на «диаграмме всего
живого».
После теоретических выкладок на предмет «нулевого уровня» эзотерически
не-
развитого человека, — его почти ничтожности во Вселенной, — читателю
дается
схема, в которой человек поставлен на один уровень с Ангелами и
Архангелами,
т. е. тем самым он оказывается уже в Царстве Божьем (которому на схеме
соответ-
ствуют три рядоположные секции верхней горизонтали) — хотя Сам Христос
кате-
горически утверждал, что вход в Царство Божье закрыт для тех, «кто т
родится
свыше» (Ин 3: 3—8). «Родиться свыше», т. е. удостоиться второго
Рождения, —
цель и венец эзотерической работы. В контексте сказанного Христом это
значит,
что внешнему человеку —тому, кто, образно выражаясь, еще «не принес
плод», т. е.
еще не развил свои скрытые способности, — место на этой диаграмме как
раз
посредине — там, где он выступает в качестве связующего звена между
миром
природы и миром Божества.
Во «Фрагментах» есть и еще более серьезные промахи и упущения: сама кон-
цепция человека как всего лишь «машины» автоматически снимает с него
всякую
ответственность, — что прямо противоречит тому понятию греха, искупления
и
Спасения, которое составляет стержень учения Христа.
См. Приложение II. — Прим. ред.
13
Во всем, что соприкасается с областью Откровения, но не исходит из нее
не-
посредственно, несовершенный человеческий ум особенно подвержен слабости
смешивать с нею собственные домыслы, от чего не спасут даже самые благие
намерения, пламенная вера или мощный интеллект. Ошибки и искажения,
допу-
щенные в книге Успенского, свидетельствуют о том, что ее написание не
было
санкционировано и не контролировалось Великим Эзотерическим Братством, а
используемый при ее написании материал был доступен автору лишь в весьма
урезанном виде, что и послужило причиной его недопонимания и
вульгаризации.
Однако в области эзотерики любое неполное знание особенно опасно — что в
частности, подтверждается трудами свв. Павла, Климента Александрийского
и Ев-
севия Кесарийского, еще в начале нашей эры разоблачавших современные им
лож-
ные учения. Известно, например, что в представлении гностиков-ересиархов
ви-
димое несовершенство тварной Вселенной объяснялось, по лености
доискаться до
его подлинной причины, несовершенством Творца. Его некомпетентностью или
даже злонамеренностью. Совершенно сходным образом этой же неполнотой и
ущербностью познания были затем рождены все прочие ереси. И только то,
что в
Предании именуется словом Плерома — т. е. именно Полнота, в которой
содер-
жится все целое Гнозиса, — может служить в познании опорой и защитой от
любого
заблуждения.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эзотерические исследования помогают осмыслить процесс развития человека
и
всего человеческого общества. Именно поэтому подобные исследования поль-
зуются все большей популярностью у людей высокой культуры. Однако
ситуация
здесь несколько парадоксальна: очень многие европейцы, склонные к
подобным
исследованиям, в силу ряда причин обращаются к не-христианским Традициям
—
индуизму, буддизму, суфизму и т. п. Сравнение эзотерических идей,
запечатлен-
ных в этих различных системах, дело весьма поучительное, поскольку все
Традиции суть Одна, и человек, углубившийся в такое сравнение, не сможет
не
заметить их принципиального единства. Однако проблема предстает в
несколько
ином ракурсе каждому, кто хотел бы выйти за пределы чисто умозрительных
рас-
суждений. Единая и единственная Традиция существовала и до сих пор
существует
во множестве форм; каждая такая форма точно соответствует уровню
понимания и
духу той человеческой группы, к которой обращено ее слово, и миссии,
которая на
эту группу возложена. Для христианского мира наиболее естественный путь
к
своей цели — следовать тому учению, которое лежит в основе христианской
Тра-
диции. В настоящее время мышление людей, родившихся и воспитанных в
средо-
точии нашей цивилизации (будь они христианами или не-христианами, ве-
рующими или атеистами), несет на себе отпечаток двадцати веков
христианской
культуры. И для них несравненно естественней начать свой путь познания и
само-
познания исходя именно из этих условий, нежели приспосабливать свой дух
к
условиям чужеродным. Так, черенок яблони, привитый на ствол груши, вряд
ли
выживет, а если и выживет, то даст гибридный плод.
Каждая из мировых религий происходит из единой Традиции и есть откро-
вение истины — но каждая из них адресована только определенной части
челове-
чества. И только христианство с самого своего появления заявило о том,
что оно
универсально и адресовано всему миру, т. е. каждому. Христос сказал: «И
пропове-
дано будет cue Евангелие по всей Вселенной, во свидетельство всем
народам» (Мф
24: 14). Пророческая сила Его слов особенно очевидна сейчас, двадцать
веков спу-
стя: Благая Весть, некогда проповеданная небольшой группе учеников, с
тех пор
распространилась по всей Земле. Такое распространение христианства есть
следствие того факта, что оно предназначено для всеобщего возрождения, в
то
время как остальные учения (даже если в их основании — единая Истина)
имеют
целью исключительно индивидуальное спасение и поэтому являются лишь час-
тичными откровениями Традиции.
Вот почему учение, излагаемое в этой книге, является христианским по
сути.
&
Христианская эзотерическая Традиция основана на церковном каноне, богос-
лужении, святоотеческом Предании (житиях святых) и, наконец, на
христианском
учении как таковом, т. е. собрании правил, трактатов и комментариев,
созданных
отцами Вселенской Церкви В этом плане наиболее значительным по объему
лите-
15
ратурным памятником является свод текстов под общим названием
«Добротолю-
бие». В дополнение к этим первоисточникам существуют отдельные труды
раз-
личных авторов — как религиозных, так и светских, от древних до
современных.
Большинство текстов «Добротолюбия» предназначено для людей, уже дос-
тигших определенной эзотерической культуры. То же самое можно сказать и
об
определенных аспектах канонических текстов (включая Евангелие).
Безусловно,
эти тексты адресованы всем без исключения; но они никоим образом не
могут
учесть особенностей восприятия и характера каждого конкретного человека.
Вот
почему епископ Феофан Затворник в своем предисловии к «Добротолюбию»
под-
черкивает, что никто не может проникнуть в Учение самостоятельно, без
помощи
со стороны. Именно поэтому, наряду с письменными источниками,
эзотерическая
наука сохраняет и культивирует устную Традицию, вдыхающую жизнь в
Писание.
Восточное Православие знает, как соблюдать эту Традицию в действии,
применяя
универсальные правила герметизма в каждом отдельно взятом случае. Из
поко-
ления в поколение, начиная с апостольских времен, оно вело своих
учеников к
мистическому опыту.
Таким образом, на протяжении двадцати столетий герметизм обеспечивал на-
дежную защиту Учения. Но сегодня обстоятельства изменились. В текущий
момент
истории, как и во времена Пришествия Христа, покров тайны несколько
приот-
крылся. И те, кто желают продвинуться дальше книжного знания, никогда не
выхо-
дящего за пределы простой информации, те, кто ищут истинный смысл жизни,
те,
кто хотят уяснить миссию христианина в Новую Эру, вскоре получат такую
воз-
можность и будут посвящены в премудрость Божию, тайную, сокровенную
(I Кор 2: 6—8).
*
**
Всякий раз, когда перевод того или иного фрагмента Писания кажется нам
несколько неясным, мы обращаемся к славянскому тексту. Тому есть две
причины.
Во-первых, славянский перевод создавался в эпоху, когда все внимание
экзегетов
уделялось максимальному сохранению изначального духа священных текстов.
Вторая причина заключается в том, что славянские языки (в частности,
русский) до
сих пор очень близки к старославянскому языку, который и поныне
используется в
православном богослужении славянских стран.
Относительно древности церковнославянского текста можно сказать следую-
щее. Обычно его перевод с греческого приписывают Константину Философу
(более известному под именем св. Кирилла) и его брату св. Мефодию — двум
ученым грекам из Салоник, в совершенстве изучившим славянский язык.
Однако
известно также, что в ГХ в. н. э., прибыв в Херсонес Таврический, св.
Кирилл уже
обнаружил там Евангелие, написанное на этом языке. Таким образом, вполне
воз-
можно, что славянские переводы были сделаны еще в то время, когда
Евангелие
существовало в форме живого предания — в частности, во времена св.
Андрея
Первозванного, проповедовавшего христианство на Руси в первом веке нашей
эры.
16
Пластическая устойчивость языка как показатель его завершенности
является
весьма важным элементом и для тех, кто хотят проникнуть в изначальный
смысл
данного текста. Известно, что малая изменчивость коптского языка
позволила
Шамполиону, отталкиваясь от литургических формул этого языка, установить
род-
ство между коптскими граффити и египетскими иероглифами. Старославянский
язык выжил и подвергся очень незначительным изменениям в сравнении со
своим
исходным состоянием. Прекрасным тому свидетельством являются его
литургические формулы. Вот почему славянский текст Нового Завета, а
также
работы древних авторов, переведенные на этот язык, имеют особое значение
для
современных исследователей
|