Выдержки из произведения
1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ВКРАТЦЕ
В ходе становления себя как сознательного существа человек
изучал и учился использовать окружающие его силы. Причем
параллельно с изучением внешнего мира, внешней среды,
изначально велось также изучение внутреннего мира, внутренней
среды, - в частности, изучение так называемой "схемы тела",
то есть собственного тела человека, данного ему во внутреннем
восприятии и традиционно именуемого "тонким телом" (в отличие
от "грубого", физического тела, доступного пяти обращенным
вовне органам чувств).
Результаты глубоких интроспективных исследований "схемы
тела", изустно передававшиеся от учителя к ученику, были
наиболее полно систематизированы в текстах средневекового
индуистского тантризма.* Результаты эти сводились вкратце к
следующему.
----------------------
* ТАНТРЫ - общее название обширного ряда произведений
религиозного, философского, йогического и магического
содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры.
Слово "тантра" буквально означает "обеспечение расширения,
размножения, продолжения рода". Некоторые исследователи
считают, что первоначально это слово было названием
ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель
(увеличение урожая). Термин "тантра" можно проинтерпретировать
и как "тайный (оберегаемый) текст" (тан+тра).
В схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу,
присутствует ряд "центров" или Чакр* - средоточий сил,
правящих как телом, так и миром. В нижнем из центров спит
сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти,
которая в процессе проявления вселенной последовательно
выделила из себя, явила эти средоточия сил. Говорится, что
Кундалини творит и поддерживает как мир, так и тело, и что
она освобождает йогинов и связывает невежд. Пробужденная
посредством специальных йогических приемов, Кундалини
восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем
самым человек освобождается от цепей явленного мира и
обретает свою подлинную природу.
----------------------
* "Чакра" дословно переводится как "колесо"; иногда центры
называют также "Падмами" или "лотосами".
Однако возвестившие нам о системе "центров" тантрические
тексты отражают лишь конечный ИТОГ многовековых
интроспективных исследований "схемы тела", а именно,
-конкретную методику "освобождения от мира феноменов".
Поэтому проблема Чакр не рассматривается здесь самостоятельно
и упоминается исключительно в контексте подъема Кундалини;
многовековый же ПРОЦЕСС исследования Чакр, позволивший
разработать данную методику, выносится за скобки как не
имеющий более практического значения для дела Освобождения.
Йогам более нет нужды исследовать Чакры: они пользуются ими,
подобно тому как мы пользуемся различными бытовыми приборами,
зачастую не имея ни малейшего представления об их устройстве
- нам достаточно знать, для чего они предназначены и как
действуют.
Теория Чакр получила свое второе рождение в рамках теософской
традиции, которая ввела в ее сферу весь багаж представлений о
человеке, накопленных к концу XIX века европейской наукой и
оккультизмом. Не имея возможности полноценно воспользоваться
методиками подъема Кундалини, тезисно изложенными в
тантрических текстах, теософы, как истинные европейцы,
задались вопросом: что такое Чакры? Они занялись именно
исследованием Чакр.
Теософы сделали в этом направлении три важные открытия.
Во-первых они обнаружили, что Чакры активны не только в
процессе подъема Кундалини, но и в нашем повседневном опыте.
Во-вторых, они обнаружили, что в повседневном опыте Чакры
переживаются в передней части брюшной и грудной полости, а не
в области спинного мозга, как о том единогласно
свидетельствуют тантрические тексты. В-третьих, они
обнаружили связь между функцией Чакр и психофизиологическим
тонусом организма (так называемой "энергетикой"), определив
их как "центры поглощения космической эфирной энергии".
Тем самым теософы значительно расширили наши представления о
Чакрах. С другой стороны, общий уровень теософского
теоретического мышления несет на себе печать своего времени и
с точки зрения современного развития научных знаний о
человеке совершенно недостаточен. Придавая же своим
интерпретациям внутреннего опыта статус "экстрасенсорных
откровений", экспериментальное подтверждение которых
принципиально возможно лишь в случае предварительного
принятия их на веру, теософская традиция самоустранилась от
дальнейшего продвижения в данном направлении.
Основным "родимым пятном", доставшимся исследователям в
наследство от теософской традиции, служит повсеместно
распространенное вульгарное представление о Чакрах как о
неких пространственно локализованных образованиях
("центрах"), в той или иной форме объективно присутствующих в
человеческом теле - "грубом" или "тонком".
Авторитетом теософской традиции обусловлена и своеобразная
"методологическая летаргия", в результате которой большинство
исследователей, стремящихся к выявлению специфических функций
отдельных центров, то есть элементов системы Чакр, попросту
постулируют существо этой системы как нечто само собой
разумеющееся (например, "Чакры - это органы эфирного тела"
или "Чакры - это энергетические центры"), - по всей видимости
совершенно не отдавая себе отчета в том, что занимаются
анализом ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ структур с НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ функцией,
анализом "того, не знаю чего".
|