...Кто
посвящен в мистерии Кабиров на Самофракии, з
аимствованные от пеласгов*, понимает, что я говорю...
Геродот,
II, 51
*
пеласги - согласно античным преданиям, догреческое населения
Древней ГРеции, обитавшее на юге Балканского полуострова,
островах Эгейского моря. в Эпире, Фесалии, на западном побережье
Малой Азии.
Весь мир
поклонялся кабирам - "великим богам", олицетворявшим космическую
тайну. Учение атлантов о Едином, в проявленности - троичном и
семеричном, хранилось в Самофракийских мистериях. Не говорится о
точном числе кабиров. Иные упоминают одного кабира, другие - двух,
называя их Диоскурами, братьями-близнецами - сынами Божьими. Чаще
говорится о трех кабирах, четырех или больше. Финикияне называли
кабирами семь божеств и восьмого - Эшмуна.
Как
эзотерическое учение оно ни числа, ни имен богов не оглашало.
Поэтому - большое несогласие относительно числа и имен кабиров. "Их
имена мистичны".
Вечный
религиозный мотив жертвы и искупления, мучения, смерти и воскресения
сына Божия повторяется и в учении о Кабире. Кабир, через которого
все проявилось, сотворивший вселенную своею жертвой, гибнет под
ударами своих братьев, воскресает и торжествует. Это повторяется во
всех мистериях.
Страдалец-бог
в Орфических мистериях - Дионис, в Египетских - Осирис, во
Фригийских - Аттис, в Ассирийских - Адонис, в Самофракийских -
Кабир.
Отцы церкви,
говоря о Самофракийских мистериях, рассказывают о двух братьях,
убивающих третьего, младшего своего брата. "Они покрывают голову
мертвого пурпурной тканью и обвивают его багряницей, несут его на
щите и хоронят. И вот - мистерии!" - прибавляет Климент
Александрийский. - "Они заключаются в убийстве и погребении. И жрецы
их, называются они анактотелесты, придумывают чудеса, соединенные с
этой отвратительной историей". Чудесами автор называет, конечно,
воскресение. Этот рассказ подтверждается древнейшими памятниками. На
этрусских зеркалах, т.е. на оборотной стороне дисков этих ручных
зеркал, есть рисунки. Убийство младшего Кабира изображено так: на
обнаженного юношу с двух сторон нападают двое нагих крылатых мужчин
с повязка-ми на головах, какие носили посвященные в мистерии. Сверху
- звезда и полумесяц показывают, что убийство происходит ночью.
Внизу - цветок, символ грядущего воскресения Кабира. На зеркалах
часто повторяется следующее изображение: Гермес магическим жезлом
воскрешает Кабира.
Типична также
сцена торжества после страданий и смерти воскресшего Кабира и его
свадьбы: Кабир стоит со своею возлюбленною, по обеим сторонам
примиренные братья смотрят на него с участием и любовью [1]. Но кто
эта женщина?
[1]
Gerhard. Etrusk. Spiegel. - HI, 269.
Во всех
мистериях Страдалец-бог любим Великой Матерью богов, своею
матерью-супругой: Дионис - Персефоной, Осирис - Изидой, Аттис -
Кибелой, Адонис - Астартой, Кабир - Кабирио. "Тайная Доктрина"
объясняет брак этот как вечный и таинственный союз Материи и Духа,
союз Земли и Неба.
"Первые боги -
небо и земля, которые в Египте суть Серапис и Изида, у финикиян -
Тоаутес и Астарта, в Лациуме - Сатурн и Ойс. Ибо Земля и Небо, как
учат Самофракийские мистерии, суть великие боги под разными именами.
Это - Душа и Тело" [1]. Это "кровосмешение" - древний мотив,
унаследованный от атлантов. Он также очень отчетливо звучит в Индии.
Итак, мы знаем
пять кабиров: Кабиро, ее три сына и Гермес, воскрешающий волшебным
жезлом.
В Самофракийских мистериях Гермес называется Кадмилом, или Кадмом,
что в эзотеризме значит - архетип человечества, Адам Кадмон*.
* Адам
Кадмон - первоначальный человек, человечество, Небесный Человек,
не впавший в грех.
Это число пять
подтверждается и археологией. В Беотии, близ Фив, при раскопках
Кабириона, святилища кабиров, найдена разбитая ваза со следующим
рисунком: справа - красивый бородатый увенчанный мужчина полулежит
на ложе. Над ним надпись: "Кабир". Налево - прекрасный нагой юноша,
делающий возлияние из кувшинчика в большой кратер. Надпись: "Пайс",
т.е. мальчик. Дальше, налево, мальчик в карикатурной маске, нагой,
со сжатыми кулаками. Надпись: "Пратолаос", т.е. первонарод, или
первый человек, что обозначает - Кадмил, Гермес, или Адам Кадмон.
[1]
Варрон. О латинском языке. - IV, 17.
Далее -
прекрасная женщина, положившая руку на плечо мужчины. Надпись:
"Кратейя", т.е. Могучая, Владычица, Властная. Мужчина рядом с нею -
в карикатурной маске. Надпись: "Митос", т.е. Семя [1]. Так в
Орфических мистериях иногда назывался производитель, первопричина.
Вспомнив слова Плиния, что в Самофракийских мистериях особенным
почетом окружались Афродита, Фаэтон и Потос, мы рисуем
Самофракийскую иерархию в следующем порядке:
I. Кабиро
(Мать, Майя, Афродита, Кратейя).
II. 3 сына:
Кабир (Зевс, Митос, Фаэтон, Свет).
Кабир (Эрос, Потос, Любовь).
Кабир (Дионис, Агнец).
III. Кадмил
(Гермес, Адам Кадмон).
I - материя.
II - проявленная Троица. III - человечество.
Человечество
как великое последствие жертвы третьего Логоса-Кабира должно
воскресить убитого Агнца, должно вновь воссоединить растерзанного
бога, прийти к первоначальному Единству.
В
Самофракийских мистериях преподавалась эта Древняя Мудрость,
хранящая тайну создания Вселенной. Трудно понятная простому
человеку, она постепенно все глубже раскрывалась посвященному и
создавала из него высоко развитого ученого и философа.
[1]
"Записки Императорского Русского Археологического Общества". III
(1888). Щукарев. Святилище кабиров близ Фив.
В известном
аспекте кабиры - это маги, силою своей воплощающие сверхприродное в
мире, одухотворяющие, оживляющие тяжелую природу и трансформирующие
ее по пути бесконечной эволюции. Они в природе проявляют все
божественные возможности, они таинственной, волшебной цепью
соединяют земное с небесным, создают единый и бесконечный круг силою
воли, мысли, любви и молитвы.
Магия, теургия
издревле тесно связаны с религией. Тайна духовной власти и действия
молитвы, притягивающей духовные силы в материю, были известны в
храмах и преподавались в мистериях. Посвященный учился необходимости
пройти самому все ступени Иерархии, стать самому кабиром, что
по-финикийски значит "Великий". Символ этой цепи богов, этого
Братства, есть цепь семи планет, их движущийся и звучащий союз.
[1]
Самое глубокое сочинение о кабирах это: F. W.J.Schelling. Ueber
die Gottheiten von Samothrace. Штутгарт, 1815. Лучшая
диссертация о кабирах: Neuhauser. Cadmilus sive de Cabirorum
culti ac mysteriis. Лейпциг, 1857. Собрание цитат о мистериях:
Lobeck. Aglaophamus. Samothracia. 1829.
Самофракийские
жрецы также носят имя кабиров. По аналогии с высшими планами и среди
них есть один главный царь, а все другие суть лишь отдельные его
силы, слуги, чины Иерархии [1]. Иерархия эта не ограничивалась пятью
высшими сущностями. Все великие посвященные, учителя, ученики,
сильные маги чтились в этих мистериях под именем кабиров,
корибантов, куретов, идейских дактилей, тельхинов. Все они считались
великими целителями, кузнецами, хранителями огня и металлов,
гениями, слугами Реи, Великой Матери богов. Число их колеблется от
11 до 53 или доходит до 100. Среди них есть как мужчины, так и
женщины, и разделяются они на правых и левых. Левые - враги
человечества, волшебники, черные маги. Их больше, чем правых, но
правые сильнее, и свои знания правые употребляют, чтобы разрушать
чары и магию левых. Правых называют Спасителями и Освободителями.
Посвященными в
Самофракийские мистерии считались: Диоскуры - Кастор и Поллукс,
Геракл, Ясон и Орфей. Эти герои-аргонавты по дороге за золотым руном
были застигнуты бурей. Орфей, будучи одним из посвященных в мистерии
Кабиров, обратился с молитвой к великим богам, и на мачтах зажглись
огни, обычно предсказывающие тихую погоду. Арго пристал к острову
Самофракии, и получившие там посвящение герои принесли в дар кабирам
свои чаши (Орфей. Аргонавтии, 465).
[1]
Academic des Inscriptions, t. XXIII. 1756. Freret. Recherches.
Одиссей также
был посвященным в эти мистерии. Ино-Левкофея, богиня из Кабирийской
иерархии, волшебной повязкой посвященных спасает Одиссея из моря
(Одиссея, V. 339). Агамемнон тоже был посвященным. Во время бунта в
войске он выходит к нему в пурпурной повязке и поясе, в которых он
принимал посвящение, и потому при опасностях они служили ему
талисманом [1]. Кроме этих древнейших героев, посвященными в
мистерии Кабиров считались Кадм, основатель Фив, его жена Гармония,
Эней, Пифагор, Геродот, Филипп и Олимпиада - родители Александра
Македонского. Рим дал Самофракии автономию, и римляне часто
принимали посвящение в мистерии Кабиров, о чем свидетельствуют
многие найденные на острове надписи с римскими именами. Цицерон,
Марцелл и многие императоры: Нерон, Антоний Пий, Фаустин, Мокрин,
Гордиан, Клавдий - были посвящены в Самофракийские мистерии.
Сохранились монеты, на которых императоры и императрицы изображены с
атрибутами кабиров. На монетах кабиров большую роль играют: молоток,
две пятиконечных звезды, два треугольника под этими звездами,
принимаемые за конические шапочки Диоскуров, горящий факел,
передник.
[1]
Схолии к Аполлонию Родосскому. I. 917: "И Одиссей, и Агамемнон
были, говорят, посвящен-ными в Самофракийекие мистерии..."
Как совершался
обряд посвящения в мистерии Кабиров? Сохранились сведения, что
высшие жрецы Самофракии назывались саи. Жрецы-очистители,
исповедовавшие посвящаемых, принимавшие их покаяние и очищавшие их
физически и духовно, назывались кои. Ночью, при свете факелов,
посвя-щаемого сажали на возвышение в виде трона, которое окружали
все присутствующие, держащиеся за руки, с пением кружившиеся вокруг
трона в хороводе. Затем новопосвященного в пурпурной повязке, с
пурпурным поясом, с железным кольцом на пальце (Samothracia ferrea:
Лукреций, VI. 1042), допускали к драматическому представлению. Драма
изображала, вероятно, страдания, смерть и воскресение Кабира.
Несомненное
отношение к обрядам посвящения в Самофракийские мистерии имеет
рисунок на одной древней вазе [1]. В центре картины - герма*
изображает юного Вакха-Плутона. Справа - дерево, возле него Орфей в
венке из тополя, в плаще и сандалиях, в одной руке - лира, другой
рукой он останавливает Кербера, бросающегося на вступающих в Аид. В
Аид идет нагой юноша со шляпой, переброшенной на спину, с плащом и
двумя копьями в левой руке. За юношей ступает старик в плаще поверх
хитона и с кривой палкой в руке. Юноша указывает правой рукой на
Орфея, как бы спрашивая, можно ли взять его лиру. Старик,
по-видимому, позволяет. За Орфеем, направо, под миртовым деревом -
Эвридика.
[1]
Academic des Inscriptions nouvelle serie, t. XXI. Panofka.
* герма
- четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой или
бюстом (первоначально - бога Гермеса).
Справа на
верхнем плане картины изображена сидящая Афродита. Голова ее
украшена повязкой, тело покрыто прозрачной одеждой. В левой руке -
веер, правой она придерживает лебедя, садящегося на ее колени. Перед
Афродитой крылатый Эрот с мистической повязкой в руке. Налево от
него Гермес с волшебным жезлом. Он удерживает рукой собаку. За
Гермесом - Пан, безбородый прекрасный юноша с повязкой на голове и
свирелью в руках. На другой стороне вазы, в центре картины - юноша,
тот же самый, что и на первой картине. Он увенчан повязкой в знак
посвящения в мистерии. В его левой руке два копья, правую он
протягивает с чашей к молодой женщине, наливающей ему какой-то
напиток. Справа от посвященного стоит другой нагой юноша с копьем в
левой руке. Правой он протягивает посвященному три мистических
повязки. Над посвященным парит крылатый гений, гермафродит, держа
гирлянду роз и повязку для посвящения.
Т.Панофка
признает в этих картинах изображение посвящения в Самофракийские
мистерии. Есть и много других ваз, на которых представлено
посвящение. Таково изображение двух нагих юношей, одного - с чашею и
атрибутами очищения, а другого - с двумя копьями [1] в руке, идущих
к трону с сидящей на нем женщиной в богатом покрывале (Персефоной).
Богиня кладет руку на плечо юноши с копьями и как бы берет его под
свою охрану. Это тоже сцена очищения и посвящения. Юные посвящаемые,
мисты, узнаются на подобных рисунках по характерным каплям воды на
теле и мистическим повязкам на головах (кредемнон), а также и по
двум звездам над их головами. Из этой картины видно, что в
Самофракийских мистериях очищение совершалось водой, что
подтверждают и небольшие храмы, изображаемые рядом, так называемые
крестильни.
Для людей,
понимающих эзотерический смысл мистерий, очевидно, чему учили в
храмах, в чем заключалось посвящение, какие тайны излагались мистом.
Но академическим ученым это не ясно. Они делают много остроумных
предположений и всегда противоречат друг другу. Один лишь Нейгейзер
в своей латинской диссертации интуитивно доходит до предположения,
что в Самофракийских мистериях учили теории о перевоплощении души,
но за это он удостоен от других ученых презрения и молчания.
[1]
Интересно это копье, играющее роль и в Кельтских посвящениях,
например Парсифаля.
Единственная
русская книга о кабирах (Новосадский. Культ кабиров в Древней
Греции. Варшава, 1891) - очень полезная и обстоятельная книга,
дающая богатый материал и указания, но, к сожалению, слишком
осторожная в выводах и потому понятная лишь в свете теософии.