Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
О происхождении человеческого мозга Человеческий мозг явно избыточен. У человека постоянно задействовано лишь несколько десятых долей процента клеток мозга. В то же время у человекообразных обезьян одновременно задействовано не менее 14-20 процентов клеток мозга. Как такое могло получиться?
|
О происхождении человеческого мозга (к парадоксу Уоллеса)
"Причем здесь Уоллес? Старая, тяжелая для науки история. Соратник Дарвина, который самостоятельно пришел к теории эволюции, а потом самостоятельно от нее отказался потому, что не смог ответить, откуда, с точки зрения эволюции, у человека человеческий мозг. В науке не любят вспоминать эту историю..." Михаил Анчаров, "Сода-солнце".
Человеческий мозг явно избыточен. У человека постоянно задействовано лишь несколько десятых долей процента клеток мозга. В то же время у человекообразных обезьян одновременно задействовано не менее 14-20 процентов клеток мозга. Как такое могло получиться? Как известно, производительность компьютера определяется, во-первых, мощностью процессора и объемом памяти, а во-вторых, - алгоритмами и структурами данных, которые определяют КПД использования указанных вычислительных ресурсов. Имея "тупые" алгоритмы и плохие структуры данных, можно тем не менее решать достаточно сложные задачи. Для этого нужно только наращивать и наращивать вычислительные ресурсы компьютера. (Многие фирмы идут именно таким путем). В то же время можно "от бедности" разработать такие эффективные алгоритмы, что потребность в вычислительных ресурсах для решения той же задачи снизится сразу на несколько порядков. Но если предположить, что разработка алгоритмов также автоматизирована и производится на том же компьютере, что и решение основной задачи, то, следовательно, чем выше его производительность, тем лучшие алгоритмы он сможет разработать. А значит, за счет более высокого КПД они могут потребовать на порядок меньших ресурсов чем те, которые требовались ранее для алгоритмов с низким КПД. Далее, возможно, повышается и КПД алгоритмов разработки алгоритмов. И этот цикл повторяется снова и снова. Таким образом, возникает огромный и "ничем не объяснимый" запас вычислительных ресурсов компьютера. Впрочем, его всегда можно направить на решение новых, все более сложных задач. Аналогичным мог быть и процесс соразвития человеческого мозга и человеческого интеллекта. С момента возникновения самосознания в потоке обработки данных в мозгу возникла новая "петля обратной связи", которая резко подняла эффективность механизма выработки "успешного" поведения по сравнению с механизмом условных релексов. Условный рефлекс - это память типа "сделал так - был наказан, сделал так - был поощрен". Поскольку объем запоминаемых ситуаций ограничен в силу ограниченности личного опыта, то эффективность такого управления невысока. Самосознание породило рефлексию - способность проигрывать ситуации "сделаю так - случится то-то" не на практике, а в воображении - с гораздо более высокой скоростью. Человек обрел способность учиться не только на сделанных, но и на воображаемых ошибках. Результат размышлений может вновь и вновь подаваться на вход этой петли обратной связи, за счет чего человек посредством рефлексии все более высокого порядка научился предвидеть и планировать свои действия "на много ходов вперед". Это давало ему огромные преимущества с точки зрения выживания. Но во сколько же раз при этом увеличилась нагрузка на мозг! Ведь алгоритмы такого "просчета" последствий были, видимо, чрезвычайно простыми, близкими к полному перебору. Конечно, естественный отбор (особенно - внутривидовый отбор!) при этом поощрял беспрецедентный рост "процессора" и объемов памяти. Аналогия очевидна. В какой-то момент выросший мозг сумел разработать более эффективные алгоритмы мышления, а затем - еще более эффективные и т.д. и т.д. В результате мы и наблюдаем ситуацию "недоиспользования" имеющихся вычислительных ресурсов мозга. Несколько вопросов в связи с изложенной гипотезой. Вопрос первый: Алгоритмы мышления не передаются генетически. Как же осуществлялась их передача от поколения к поколению? Ответ: Через общество. Посредством обучения младших старшими. При помощи языка. Общество также сыграло значительную роль в разгрузке индивидуального мозга, давая индивиду уже готовые знания и правила поведения, добытые предыдущими поколениями. Вопрос второй: С чем был связан такой прогресс в увеличении КПД мыслительных алгоритмов у человека? Ответ: Опять же с развитием языка. Язык определяет мышление. Снова аналогия с компьютером. На языке "низкого уровня" - ассемблере - пишутся только самые базовые операции. Для написания сложных программ необходим более сложный язык. Усложнение языка позволяет оперировать более абстрактными понятиями. Чем выше уровень абстракции языка тем более сложные задачи можно решать на той же вычислительной технике за тот же период времени. Языком разработки алгоритмов у человека является обычный естественный язык. Чем богаче язык тем эффективнее мышление. Чем эффективнее мышление тем больше совершенствуется язык. Положительная обратная связь. Как следствие - лавинообразный рост КПД мышления и "простой" незанятых вычислительных ресурсов мозга. Вопрос третий: Почему же лишенный загрузки мозг не избавился в процессе эволюции от лишних ресурсов, как избавились от ненужной пищеварительной системы кишечные паразиты? Иными словами, почему человеческий мозг биологически не деградировал? Ответ: А не успел еще! По временным меркам биологической эволюции "разгрузка" мозга произошла не то что "вчера" - "пол секунды" назад. Для отреагирования же путем деградации нужны "годы". Вопрос четвертый: Но ведь и увеличение человеческого мозга произошло чрезвычайно быстро по меркам биологической эволюции. Например, чтобы трехпалая лапа превратилась в копыто лошади потребовался не один десяток миллионов лет. Отчего же человек эволюционировал столь быстро? Ответ: Нам известны примеры еще более быстрой эволюции видов животных. Я имею в виду искусственный отбор при выведении пород домашних животных. В случае эволюции человека отбор не был искусственным, но был направленным. Я имею в виду постоянное (на протяжении многих поколений) однонаправленное эволюционное давление на один из параметров эволюционирующеко организма (в случае человека - размер мозга), осуществляемое путем жесткой отбраковки неудачных вариантов и размножения удачных. При искусственном отборе такое давление осуществляет человек-селекционер, согласовываясь с известной ему целью отбора. В ходе же эволюции человека такое давление могло возникнуть за счет подавляющих биологических преимуществ быстрого и качественного мышления, которое на первых этапах однозначно зависело от объема мозга. (Используя все ту же аналогию с компьютерами, можно говорить об их направленной эволюции в сторону меньших габаритов и большей мощности под действием механизмов рыночного "естественного" отбора). Вопрос пятый: Так что же дальше? Ответ: Либо освоение принципиально новых "ресурсоемких" задач и возобновление эволюционного "пресса" на мозг. Либо деградация мозга до минимально необходимых мощностей и биологический тупик. Скорее всего первое - в цикле и по спирали. Ибо и для новых "ресурсоемких" задач со временем будут найдены новые высокоэффективные алгоритмы.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |