ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ
На вопрос, что такое счастье - каждый человек ответит по-своему. Для
одних счастье - любимый человек, для других - любимое дело, любимая
работа, для третьих - спокойствие, для четвертых - возможность
творчества, для пятых - дети, шестые считают, что счастье можно купить,
для седьмых счастье - это здоровье, для восьмых - счастье в борьбе,
преодолении трудностей и достижении цели, для девятых - счастье в вере.
Несмотря на разнообразие суждений, практически каждый человек признает,
что у других людей могут быть иные, отличные от его понятия о счастье.
Это правильно, поскольку гуманно. Однако этот вопрос, как в силу своего
романтического ореола, так и в силу личного характера, практически не
подвергался серьезному научному исследованию. Отправной точкой здесь
могут стать потребности человека. Однако список потребностей
современного человека столь многообразен, что вряд ли когда-либо будет
известен полностью. Тем не менее, известна их классификация по Абрахаму
Маслоу, который разбил все потребности на группы и определил их
иерархию. Детализируем потребности в порядке убывания их значимости для
жизнедеятельности. Критерием здесь будет длительность существования
индивидуума, при условии, что одна из его потребностей не реализуется.
Причем в качестве индивида будем рассматривать взрослого человека, а
среди всех потребностей только нормальные, то есть те, удовлетворение
которых способствует сохранению индивида, его отдельных сообществ и
человечества в целом. Таким образом, шкала нормальных потребностей
нормального человека будет выглядеть следующим образом:
1 Дыхание
2 Вода
3 Пища
4 Здоровье
5 Секс
6 Аффинити (дружба, духовная близость)
7 Материальные блага
8 Физическая культура
9 Душевные потребности
10 Интеллектуальные потребности
11 Помощь
12 Любовь
Потребности с 1 по 6 особых пояснений не требуют. Отметим лишь, что для
здоровья психический и психологический аспекты так же важны, как и
здоровье физическое. Термин аффинити заимствован из диалектики,
поскольку наиболее точно отражает потребность человека в дружбе, в
возможности сказать и быть услышанным, получив в ответ сочувствие,
участие и совет, в духовной близости, чувстве локтя и безопасности в
кругу друзей.
Потребность в материальных благах, в том числе в деньгах как их
квинтэссенции, для каждого человека своя. Одному достаточно "хрущовки",
садового участка и дохода в 500 рублей в месяц, другому необходима вилла
на Багамах и автомобиль "Линкольн", не говоря уже обо всех остальных
вещах столь необходимых "солидному" человеку. Что же является критерием
достаточности материальных благ? В сущности, человеку нужны лишь
средства на жилье, одежду и еду, причем в количестве, соответствующем
одному человеку. И проблема не в патологической жадности человека как
вида. Материальные блага нужны индивиду для того, чтобы адаптироваться в
той социальной среде, в которой он живет. Их количество зависит, таким
образом, от окружения индивида, вернее от тех требований, которые его
окружение предъявляет. И естественно, что каждый индивид в той или иной
мере в зависимости от степени влияния на него окружающей среды стремится
соответствовать этим требованиям. Поэтому каждый человек должен
определиться - чего и сколько ему надо, и надо ли. Может быть проще
сменить круг общения и не растрачивать свою энергию и здоровье на
труднодостижимые цели.
Потребность в физической культуре наиболее ярко проявляется в том
случае, если работа человека не связана с физическим напряжением и все
остальные потребности (особенно потребность в здоровье) полностью
удовлетворены. В этом случае организм просто просит движения. Заметим,
что большинству людей хочется (именно хочется) заниматься
легкоатлетическими или игровыми видами спорта. Это связано, с тем, что
они точнее всего соответствуют физической нагрузке на человека в то
время, когда он сформировался как вид.
Душевные потребности выражаются в желании испытывать весь спектр эмоций,
присущих человеку. В реальной жизни многих эмоций (например, страха) не
нам достает, и это объясняет широкое распространение фильмов ужасов,
фильмов-катастроф и компьютерных игр, цель которых - убежать от
преследователя. Следует отметить, что искусство играет ведущую роль в
удовлетворении душевных потребностей.
Интеллектуальные потребности выражаются в стремлении к творчеству на
основе мыслительной деятельности. Целью всех этих проявлений здесь
является изменение окружающего мира путем внесения в него новых приемов,
методов, технологий, устройств, идей, моделей, теорий и т.д. Часто это
связано с профессиональной деятельностью человека или проявляется в
хобби. При этом решается два типа задач: задачи анализа - цель решения,
которых состоит в объяснении существующего и задачи синтеза, решение
которых создает новые объекты.
К интеллектуальным потребностям относятся также идейные искания или
духовные потребности: поиски смысла жизни, системы ценностей, религии,
рационального устройства общества, новых социальных идей и т.д.
Двадцатый век оказался на редкость плодовитым даже не столько в плане
новых идей, сколько в технических возможностях для их реализации.
Опробована идея социализма во всех ее проявлениях от Камбоджи до Швеции,
"холодная" война, гонка вооружения, серия локальных конфликтов показали
бесперспективность решения межнациональных конфликтов с позиции силы,
глобальные экономические катастрофы привели к пониманию необходимости
сосуществования человека с окружающей его природой, развитие психологии
приоткрыло завесу под человеческой природой и наверное только ленивый не
создал своею религию... . Список можно продолжать.
Потребность в помощи проявляется последовательно в заботе о своей семье
и о своих близких, в сохранении своего селения (города), своей страны и
человечества в целом. Она проявляется в виде публичного изложения
результатов своей деятельности непосредственно перед аудиторией или с
использованием технических средств: публикации, радио, телевидение,
компьютерные сети.
И, наконец, высшая потребность - потребность в любви. В данном случае
она не имеет ничего общего со слепой любовью матери, строгой любовью
отца или любовью супругов, которая по существу является комбинацией
потребностей 5, 6 и 11. Это скорее любовь высшего существа к
существующему миру, она принимает его таким, каков он есть, понимает,
что другого такого мира не будет и поэтому он ценен, а совершенствование
этого мира возможно лишь через его саморазвитие.
С целью проверки последовательности реализации потребностей интересно
рассмотреть развитие ребенка. Новорожденный требует реализации
потребностей 1-4. В 2 месяца ребенок узнает мать. А затем и других
близких, в 9 месяцев требует первые материальные блага - игрушки. В тоже
время начинает двигаться - ползать, а затем ходить. Примерно в 2 года
начинает общаться не только с родителями. Но и со сверстниками,
приобщается к элементам искусства (музыка, стихи, мультфильмы). Таким
образом, реализуются душевные потребности. В 3 года ребенок начинает
рисовать, лепить, в 4 - пытается помогать взрослым, а в 7 помогает уже
вполне сознательно и даже может иметь свои минимальные обязанности.
Потребность 5 возникает в процессе полового созревания примерно в 13
лет. Обычно она в течение ряда лет не удовлетворяется как в силу
моральных ограничений, так и в силу неполного социального развития
подростков. Ситуация отягощается еще и тем, что это период начала
реализации духовных исканий. Причем взрослые в этот период уже не могут
ответить на все его вопросы. Все это вызывает психологическое напряжение
(фрустрацию) и известно под названием переходного возраста.
Потребности с 1 по 5 имеются не только у человека, но и у животных и
растений и реализуются в той же последовательности. Только растения в
отличие от животных потребляют углекислый газ и солнечный свет. Для
отдельных видов высокоорганизованных животных характерна потребность 6.
Собакам и кошкам, например, требуется общение с хозяином. Если хозяин
надолго исчезает, то они грустят, когда он появляется, собаки радуются,
а вот кошки еще некоторое время таят обиду. Стадные животные могут
помогать друг другу. Однако эта помощь принципиально отличается от того,
что мы называем помощью как потребностью человека. У животных помощь
отдельному индивиду служит целям сохранения стаи, без которой и жизнь
отдельного индивида невозможна. Однако когда стая спасается бегством от
хищника никто не придет на помощь отставшему животному. Помощь здесь
служит интересам выживания вида. Иное дело у человека. Оказывая помощь
другим людям, человек вроде бы ведет себя неразумно, так как ослабляет
себя во внутривидовой конкуренции, поскольку человеку как виду ничто не
угрожает. Однако такая помощь (бескорыстная и жертвенная) - также
потребность человека, хотя и высшая и в этом ее принципиальное отличие
от помощи животных друг другу и случаев когда домашние животные помогают
хозяину. В двух последних ситуациях помощь все же эгоистична.
Следует отметить, что потребности 1-6 бессознательны и всегда могут быть
выражены неречевыми элементами общения, а остальные - высшие потребности
являются продуктом цивилизации, свойственными только человеку и могут
быть переданы только словами.
Рассмотрение шкалы позволяет выявить еще один закон, описанный А. Маслоу
и использованный при ее построении: порядок реализации потребностей в
жизнедеятельности определяется невозможностью полной реализации
последующей потребности без предыдущей. Так человек лишенный воды не
думает о пище, лишенный полноценного питания не может быть здоров, для
больного недоступна полноценная половая жизнь, а лишенный последней, как
правило, имеет проблемы с окружающими. И это сравнение можно продолжать.
Однако существуют и другие законы проявления нормальных потребностей в
жизнедеятельности. Рассмотрим их более подробно.
-
Если одна из потребностей не реализуется, то соседние с ней
усилены с целью как-то компенсировать потери. Остальные потребности
при этом ослаблены тем больше, чем дальше они от первой.
Например, человек, не имеющий духовно близких людей стремится
компенсировать это за счет секса и накопления материальных благ. При
этом меньшее значение имеет, как правило, забота о здоровье и
потребность в физической культуре.
-
Если же какая-либо из потребностей реализуется полностью, то
соседние с ней ослаблены тем больше, чем ближе они к ней расположены.
Так человек, полностью реализовавший себя сексуально, редко
заботиться о здоровье и не ищет дополнительной духовной близости, а
имеющий избыток материальных благ к тому же практически никогда не
занимается физической культурой.
-
При полной реализации одной из потребностей возникают необходимые
и достаточные условия для реализации последующей. Это проявление
философского закона о переходе количества в качество - закона о
развитии. Обычно психологи вслед за Маслоу, Гольдштейном и Роджерсом
называют этот процесс самоактулизацией, понимая под этим в основном
высшие потребности. Однако фактически переход к более высокой
потребности предопределен, хотя для высших потребностей он и
происходит через желания и волю человека. Более того, человек
сознательно стремится реализовать эти более высокие потребности.
Абрахам Маслоу так определил это свойство человеческой натуры: "Если
вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем
позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете
глубоко несчастливы всю жизнь." Причем, если для потребностей
низшего уровня закон действует очень строго (умирающий от жажды не
думает о еде), то чем выше потребность, тем более размыты ее границы
и последующая потребность реализуется без полной реализации
предыдущей - эта особенность также была отмечена в поздних работах
А. Маслоу. Так желание и возможность творчества имеется и как у
небогатых людей, так и у людей с физическими недостатками. Но
голодный человек думает только о еде.
-
Вместе с тем, разумное ограничение потребностей человека является
стимулом к развитию. Многие существующие системы используют этот
факт. Например, священники, желающие делать карьеру, вынуждены
отказаться от семейной жизни и вся их энергия идет на служение
церкви. Факт разумного ограничения потребностей не противоречие
теории, а диалектика развития потребностей человека: избыточная
реализация тормозит дальнейшее развитие человека, недостаточная
также тормозит развитие, вызывая при этом еще и нервное напряжение.
Так, человек, который не в состоянии получить необходимые ему
материальные блага, будет упорно разрешать этот вопрос, разрушая тем
самым свою психику и разрушая пути для дальнейшего развития.
-
Однако здесь наблюдается и обратная связь: неполная реализация
высших потребностей разрушает нижние. В приведенном выше примере
человек также будет терять друзей, любимых и свое здоровье. При
этом степень разрушения определяется двумя факторами: наиболее
сильно разрушаются ближайшие к нереализованной потребности. Вместе с
этим очень сильному влиянию подвергается потребность находящаяся
3-мя уровнями ниже. Так человек, не помогающий другим, не
заботиться и о своей физической форме, прекращение творческой
деятельности влечет материальные издержки. Душевные потребности
влияют на отношения с близкими, прекращение физических занятий не
способствует сексуальной активности, материальные затруднения
разрушают физическое и психическое здоровье, а отсутствие друзей для
древнего человека означало возможность умереть от голода.
-
Причина такого влияния состоит в симметрии, гармонии
потребностей, которые можно объединить в три группы, элементы
которых последовательно чередуются в шкале.
Первая группа: дыхание, здоровье, материальные блага, творчество.
Вторая группа: вода, секс, физическая культура, помощь.
Третья группа: пища, аффинити, душевное потребности, любовь.
Несмотря на то, что элементы в группах отдалены друг от друга, они
имеют внутреннее сходство, общую тенденцию. Таким образом, в шкале
нормальных потребностей присутствует как бы внутренний ритм.
-
И эта особенность позволяет сделать предположение, что, указанные
в шкале потребности, являются необходимыми и достаточными для
развития как отдельного человека, так и человечества в целом.
Другими словами - любая потребность человека имеет в своей основе
одну из потребностей шкалы. Приведу примеры.
Потребность в безопасности есть не что иное как невроз - продукт
деятельности мозга. Обычно люди прилагают массу усилий для
предотвращения нежелательных событий, вероятность наступления которых
крайне низка. И они отравляют этим себе жизнь. Прекрасно об этом
феномене сказал Карнеги: "Надо перестать беспокоиться и начать жить".
Животные ввиду отсутствия интеллекта и возможности прогнозирования
начинают заботится о безопасности только при реальной опасности. Они,
как и человек, выше безопасности ставят только голод и жажду. Таким
образом, потребность в безопасности есть не что иное, как потребность в
сохранении здоровья. В обществе эта потребность гипертрофирована и
выражается в стремлении человека иметь оружие, а в межгосударственных
отношениях в гонке вооржений.
Потребность в личной территории у животных вызвана необходимостью иметь
достаточное количество пищи, воды и чистого (не загрязненного продуктами
жизнедеятельности) пространства для сохранения здоровья, человек
использует личную территорию еще и для хранения своих материальных благ.
Потребность в заботе о детях объясняется тем, что родители, особенно
мать, воспринимают ребенка как часть самого себя. И выражение "моя
кровинушка" это подтверждает.
Известный в психологии принцип экономии сил и рассматриваемый в
повседневной жизни как лень имеет в основе заботу о здоровье.
Подсознательно человек понимает, что от работы организм изнашивается.
Известна пословица - "от работы кони дохнут" и Уоркер, проживший 110
лет, говорил: "Я никогда не стою, если можно сидеть".
Потребность в вооруженности знаниями и умениями существует только у
детей и проявлятся в виде подражания взрослым или игры. Чем взрослее
челове, тем меньше у него желания учиться просто так - когда обучение не
связано с реализацией каких-либо других потребностей человека.
Потребность в самоактулизации, развитии, преодолении препятствий,
рефлекс свободы и рефлекс независимости - суть не потребности, а
механизм с помощью которого человек реализует свои высшие потребности.
Потребность в уважении (почитании): стремление к компетентности,
достижению успехов, признанию, авторитету, самоутверждению в группе,
потребность в лидерстве - как ни странно не являются нормальными - они в
своей основе имеют власть - возможность жить за счет общества (подробнее
смотри "Аномальные
потребности"). Отметим, что если рассматривать власть в исторической
перспективе, то ее сила постепенно ослабевает: если 1000 лет назад
власть затрагивала не только все потребности, но и саму жизнь человека,
то сейчас ее влияние распросраняется лишь высшие потребности. И это
(ослабление власти) также свидетельствует о прогрессе цивилизации. Также
следует подчеркнуть, что потребность во власти необходимо отличать от
потребности в принадлежности и любви, стремлении быть признанным и
понятым в основе которых лежит аффинити.
Как уже отмечалось ранее, низшие потребности являются продуктом природы,
а высшие - продуктом цивилизации. Причем и цивилизация в целом осознает
и реализует эти потребности последовательно. Так в начале нашей эры
окончательно победив природу и достигнув в рамках Римской империи
достаточных возможностей для реализации потребностей, вплоть до 10
включительно, люди поняли, что жить в состоянии внутривидовой
конкуренции психологически очень неуютно, поскольку по принципу обратной
связи начинают разрушаться нижележащие потребности. Понятие конкретного
безвозмездного добра, помощи и любви к ближнему (под которым понимается
не друг или родственник, а просто живущий рядом) стало новым шагом в
развитии человечества. Христианство явилось первой, наиболее оформленной
системой новых правил общежития. Именно отказ от внутривидовой
конкуренции и возможность жизни по новым законам предопределило широкое
распространение христианства.
Однако, столкнувшись с западной технократической цивилизацией,
христианство, трансформировавшись под ее влиянием, не смогло до конца
изменить направление развития человечества. Для современного его
состояния по-прежнему характерна внутривидовая конкуренция: это
накопление и использование оружия отдельными индивидами, группами,
армиями стран и блоков, распространение боевых единоборств, доступные
теперь каждому психологические методики (от безобидного Д. Карнеги до
боевых психологических приемов), а также современные компьютерно -
математические методы конкуренции в бизнесе и других сферах человеческой
деятельности. Современная цивилизация считает прогрессом законодательное
и моральное запрещение крайних форм внутривидовой борьбы: войн горячих,
холодных и идеологических, насилия, терроризма, преступности. Однако не
запрещает других ее форм - конкуренции, пропаганды, инвестиционной
политики. Однако проигрывающая сторона будет всегда нарушать эти
запреты, поскольку выживание - главная цель жизнедеятельности. К тому же
нет принципиальной разницы между войной мечом и катапультой против
дубины дикаря, войной компьютером и крылатой ракетой против автомата и
зенитной установки и войной в "коридорах власти" с помощью денег,
психологических приемов и "технических мероприятий". Тенденция очевидна:
различия в "вооружении" сторон постепенно уменьшаются, а, следовательно,
и победить во внутривидовой борьбе невозможно. В двадцатом веке
появилась принципиально новая проблема этой борьбы - необратимость ее
последствий. Если последствия применения химического и
бактериологического оружия ассимилируются природой за десятки лет, то
ядерного за сотни, а радиологического за сотни тысяч лет. То есть два
последних угрожают человеку как виду. И в этом плане происходящий в
настоящее время конфликт США с арабскими миром очень опасен. Нет никакой
гарантии, что в один прекрасный день один из политиков не примет решение
с необратимыми последствиями и всю территорию Штатов не пересечет
самолет с радиоактивной пылью за хвостом. Будет "переходной процесс":
военный конфликт и возможно не только с арабским миром, падение курса
доллара, американской экономики и державы в целом, массовая эмиграция из
США. Площадь в полмиллиона квадратных километров будет непригодна для
жизни. Все это или нечто подобное произойти может и завтра. Но, скорее
всего через 10-12 лет, поскольку уже пройден пик солнечной (а,
следовательно, и социальной активности) активности. Таким образом,
история дает Америке шанс. И решение этой проблемы следует искать
(всем, а не только Америке) на путях разумного ограничения, (что само по
себе является источником развития) потребностей, помощи и любви. Всем
развитым странам следует затянуть потуже сильно отпущенные пояса и
вложить все деньги в развитие медицины, образования, промышленности и
сельского хозяйства арабских стран.
Представляет интерес также распределение потребностей в обществе.
Получить такое распределение возможно проанализировав частоту
воспроизведения потребностей в ... анекдотах. Они вне политики и
идеологии, их никто не контролирует, их огромное множество (можно
собрать достаточную статистику) и главное они отражают интересы и
потребности самых широких слоев населения. Ниже приведен анализ
распределения потребностей в России по известному в застойные времена
сборнику армянских (а точнее советских) анекдотов - как ни странно с тех
пор мало что изменилось. Распределение практически нормальное - что само
по себе свидетельствует о достоверности результатов. Повышенный интерес
к материальным благам объясняется бедностью населения, а к
интеллектуальным потребностям, тем, что анедоты придумывают не глупые
люди, и естественно они их придумывают их и о себе - однако, от такие
анекдоты не задерживаются в массовом сознании.
Более важное значение имеет интерес к сексу, который превалирует над
всеми остальными потребностями и в западных странах. Это следствие
ошибочного решения данного вопроса в традиционной христианской доктрине.
Институт семьи и моногамия ни в малейшей мере не способствуют
удовлетворению этой потребности, так как стоят на пути инстинктивного
поведения человека как вида. И это проблема западной цивилизации. На
востоке такой проблемы нет. Опросы общественного мнения на западе
свидетельствуют о том, что людей больше всего интересует их здоровье,
секс и отношение с другими людьми (аффинити). Повышенный интерес к
материальным благам - удел бедных стран.
Что же касается обнадеживающих практических результатов на пути поворота
общества от низших к высшим потребностям, то их пока нет. Однако
теоретическая база вполне подготовлена: ряд стран Востока продвинулись в
этом плане дальше и может быть перешли бы и в область практической
реализации, если бы не влияние Запада, который отстаивает свой
технократический путь развития цивилизации. Кроме теологических теорий
на Западе появились социалисты-утописты, а из современных теоретических
проработок этого вопроса следует отметить книгу Даниила Андреева "Роза
Мира". В итоге оба эти пути сольются хотя бы потому, что истина одна.
И, наконец, рассмотрев нормальные потребности взрослого человека и
законы проявления этих потребностей в жизнедеятельности можно
сформулировать понятие счастья.
Счастье
это последовательная эволюция потребностей человека
при сохранении баланса между потребностями уже достигнутыми.
Именно баланса, а не равенства. А профиль (количественная реализация
потребностей человека по шкале) определяется физико-психологическим
типом личности. Поэтому люди и считают, что счастье у каждого свое.
|