Библиотека 12000 книг по непознанному и развитию человека |
|||
Аномальное | Глобализация | Он и она 2 | Секс |
Астрал ВТО ОС | ДЭИР | Ошо и компания | Секс 2 |
Астрал ВТО ОС 2 | Здоровье | Пси | Сознание |
Астрология | Здоровье 2 | Пси 2 | Таро и хироманития |
Аюрведа | Йога | Психология | Успех |
Бизнес | Йога 2 | Психология 2 | Фен-шуй |
Боевое | Магия | Развитие | Философия |
Боевое 2 | Магия 2 | Развитие 2 | Эзотерика |
Вегетарианство | Масоны | Рейки | Эзотерика 2 |
Восток | НЛП | Религия | |
Гипноз | Он и она | Русь |
Информационный портал астролетчиков АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК
КРУПНЕЙШАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА РУНЕТА
ПО НЕПОЗНАННОМУ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕКА
!!! НОВИНКИ НА КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ !!!!
БОЛЕЕ 12000 КНИГ 420 ПРОГРАММ
В ПОРТАЛ
Все материалы упакованы с использованием архиваторов zip и rar
ниже приведены выдержки из произведения - вы можете оценить, на сколько оно вам интересно, прежде чем скачивать его в полном объеме
Если в течении 10 сек. не открылось окно загрузки , нажмите ссылку
Код доступа 2461537
УСЛОВИЯ
СМЫСЛА И БЕССМЫСЛЕННОСТИ. |
УСЛОВИЯ СМЫСЛА И БЕССМЫСЛЕННОСТИ1. Порочный круг и его альтернативы
Название статьи могло создать иллюзию, что речь пойдет о проблемах семантических. Но семантики мы коснемся лишь косвенно. Говорить же мы будем о понятиях смыла и бессмысленности, как их применяют к человеческой жизни и человеческой деятельности. Предметом нашего исследования будут "деятельности", под которыми мы в данном случае понимаем любые процессы, включающие в себя человеческие деяния в качестве составной части. Только деятельность в данном значении может быть осмысленна, и только она может быть бессмысленна, понимая под бессмысленностью нереализованность потенциальной осмысленности. Наличие человека в процессе не гарантирует смысла, но его отсутствие гарантирует бессмысленность. Включенность в комплексный процесс разумных и целенаправленных действий является необходимым, но недостаточным условием осмысленности всего процесса. Процесс, не содержащий в себе человеческих деяний, назовем неживым процессом. Когда говорят о смысле в приложении к человеческих делам, то имеют ввиду нечто коррелятивное категории "цель". Но смысл деяния - больше чем просто его цель. Наличие смысла, есть, с одной стороны, наличие цели, а с другой стороны, достаточная основательность этой цели, чтобы быть целью. Что есть эта основательность - вопрос сложный, и, кажется, крайне обусловленный контекстом. Вероятно, наиболее удовлетворительные попытки решить вопрос о смысле представляют собой отсылки к проблематике ценностей. Но как бы ни был сложен вопрос о смысле, всегда был доступен анализу вопрос о бессмысленности человеческой жизни или человеческих дел. Исследование смысла как тайны часто начинается с бессмысленности как более или менее понятной вещи, для которой надо отыскать противоядие. И среди многочисленных попыток проанализировать бессмысленность одно положение повторяется с особой устойчивостью и инвариантностью. Когда человек объясняет, что в его жизни нет смысла, он говорит примерно следующее: "Каждый день одно и то же". Когда буддизм и индуизм разоблачают бессмысленность этого мира, они выявляют его цикличность. Выражение "Колесо Сансары" имеет негативную каннотацию именно потому, что оно - колесо. Слово колесо в этом выражении имеет такой же разоблачительный оттенок, как и слово "грешный" в выражении "грешный мир". Именно с этого начинается в Екклесиасте обоснование того, что "все-суета". Екклесиаст начинается следующими словами: "Род проходит и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и. возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь...Что было, то и будет; и что делалось, то и опять будет делаться, и нет ничего нового под солнцем". Повторяемость событий - единственный источник эмоции "скука". Полное отсутствие информации и событий - лишь частный случай их повторяемости. Да и для существа, обладающего памятью, повторяющиеся события в конце концов становятся отсутствующими. В момент этого перехода - повторения в отсутствие - происходит всплеск эмоций особого рода, характеризующихся восклицаниями типа "Опять одно и то же - надоело!" Кольцо - зацикленность деятельности - есть по-видимому не только признак, но сама анатомия того, что называется бессмысленностью в отношении человеческих дел. Почему это так, - мы пытаемся ответить ниже, но дать исчерпывающий и удовлетворительный ответ нам здесь нет возможности. Но мы констатируем, что это солидарное мнение человеческой культуры.К такому же мнению пришел Е.Н Трубецкой, посвятивший первую главу своей книги о смысле жизни специальному анализу категории "бессмысленность". Его заключение однозначно: "С тех пор, как человек начал размышлять о жизни, жизнь бессмысленная всегда представлялась ему в виде замкнутого в себе порочного круга." (Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995, с.33) Итак, нам известно нечто о бессмысленности. Но простым отрицанием этих е свойств нельзя понять сущность смысла, можно понять лишь некоторые необходимые условия его существования. Каковы же альтернативы кругу? Поскольку мы явно переместились в область метафор одномерных тел, то замкнутому миру есть две альтернативы - бесконечная прямая и ограниченный отрезок. Теоретически возможны еще лучеобразные миры, имеющие временную границу только с одной стороны, но они не стали влиятельными культурными реалиями. Мир, не имеющий начала, но имеющий конец, вообще является культурным нонсенсом. Мир же имеющий начало, но не имеющий конца, экзистенциально мало отличается от бесконечного или замкнутого мира. Для человека, думающего об осмысленности своих сегодняшних дел не так важно, что было в прошлом. В советском естествознании материалистическая концепция вечности материи спокойно и без особых мировоззренческих неудобств сочеталась с креационисткой теорией большого взрыва. В индийской философии иногда можно найти мнение, что мир когда-то был сотворен, но потом погрузился в бесконечные круговращения - и то, первоначальное творение уже не так важно, с экзистенциальной точки зрения этот мир суть бесконечно цикличен. Как известно, христианская космология представляет собой классический пример антагонизма индо-буддисткой идее цикличности. Это самый классический из миров в форме отрезка. Назовем такие миры Ограниченными. Начало и конец христианской вселенной - Творение и Страшный суд - не просто есть, но являются самыми важными из событий мирового процесса. Отношение к финалу мировой драмы придает смысл и значение самому ничтожному из предшествующих событий, все случившееся в истории получает смысловую окраску как фактор финала. Фольклор дает нам еще один вариант отрезка. Вообще классический вариант отрезка- это литературный сюжет, он заведомо имеет начало и конец, однако неявно предполагается, что этот отрезок отложен на бесконечной прямой жизни. В русском фольклоре есть один весьма интересный способ указывать на то, что концы отрезка-сюжета имеют перспективу на бесконечность. Филологи обратили внимание, что многие русские сказки пишутся с помощью глаголов совершенного вида ("поехал", "выпил", "отрубил голову"), но начинаются и заканчиваются сказки особыми вводными или заключительными частями с использованием глаголов несовершенного вида ("жил-был", "ловил неводом рыбу", "жить-подивать"), причем эти несовершенные глаголы означают именно многократно повторяющиеся действия. Таким образом в фолклорном космосе отрезок имеющего внутреннюю завершенность и внутренний смысл сюжета с обеих сторон обрамляется кольцами цикличности, кольцами повторяющейся жизни. Оптимистичные материалисты в качестве альтернативы как христианской истории с началом и концом, так и восточным мирам вечного круговращения, выдвигают идею прямолинейной вечности, причем оптимизм обеспечивает процессы последовательного улучшения мира - то есть идеи роста, развития, эволюции, прогресса. В развивающемся мире прекрасно чувствует себя чувство осмысленности жизни. На каждой своей ступени прогресс открывает новую перспективу, которая может быть принята данным поколением за источник смысла. Пусть прогресс не имеет конечной цели, пусть он бессмысленен, - но он дает смысл в каждый данный момент человеческой жизни. Прогресс бессмысленен, но дает смысл. Проблема заключается в том, что рефлексивное мышление легко, путем очень несложных интеллектуальных процедур может представить бесконечно прогрессирующий мир в качестве цикличного. Когда человек осознает свою жизнь как постоянно переходящую от одной цели к другой, он может посчитать ее бессмысленной именно потому, что в этих своих повторяющихся изменениях цели она подобна кругообразной, и каждая переход к каждой новой цели - как фрикция в круговращении, как поворот колеса. Поскольку для поддержания осмысленности жизни всякая цель требует в конце концов замены, то следовательно сама она не может быть названа "смыслом", и с точки зрения отношения к вопросу о смысле все цели в такой жизни могут видится одинаковыми - ибо они одинаково не имеют значения. А раз все цели одинаковы, то и все "переходы" к ним оказываются изоморфными друг другу циклами, и вся такая полная последовательно сменяющих друг друга целей жизнь оказывается совокупностью повторений - возвращений. Вообще, перспектива абсолютной новизны действует на осмысленность угнетающе, поскольку грозит обесценить любое из свершений. Цель медицины - сделать всех здоровыми. Если набор болезней, терзающих человечество, статичен, то цель возможно будет достигнута - и о ней, как и о всякой конечной цели, можно будет спросить "Зачем? Что дальше? Ну и что?" Если же в будущем нас ожидает бесконечная перспектива новых болезней, то цель медицины не будет достигнута, а все ее промежуточные достижения окажутся обесцененными - в этом смысла еще меньше, чем в случае всеобщего оздоровления. Диалектическая спираль еще ближе к кольцу, чем прямая линия. Она не повторяется буквально, но ее развертывание экзистенциально ничтожно, отличие одного витка от другого - лишь в неких механических приращениях. Поскольку развертывание спирали описывается с помощью однообразного закона, то описание этой развертки мало отличается от описание обычного хождения по кругу: каждый раз происходит одна и та же прибавка, каждый раз готовится одна и та же прибавка к будущей прибавке. Несмотря на все вышесказанное, человек находящийся "внутри" жизни, состоящей из сменяющих друг друга перспектив может вполне считать свою жизнь осмысленной - ведь в каждый данный момент смысл в его делах есть. Разрушить его экзистенциальное благополучие могут два обстоятельства. Либо процесс постоянного обновления жизненных задач остановится - очередной цели не найдется. Наиболее классический пример такой остановки - когда вечно занятый, деловой человек уходит на пенсию. Страдания его безмерны - "раньше в моей жизни был смысл, а теперь..." - трагедии людей, умирающих от отсутствия дела хорошо известны. Второй способ - рефлексия, поднимающая человека из положения "внутри жизни" в положение "над ней". Иными словами, оглядев свою жизнь в целом, человек осознает то, о чем было сказано выше. Что поскольку нет конечной цели, ступенью к которой будет каждая из индивидуальных целей, то и каждая из них не стоит труда, все это, как поет Вертинский, "лишь ступени в бесконечные пропасти". Смыслопроизводящая машина из сменяющих друг друга целей работает, пока не остановится, либо пока не осознается в целом. Но если экзистенциальный кругозор человека ограничен ближайшей целью, которая служит для него источником смысла и далее которой человек не смеет думать- то это значит, что он субъективно живет не в бесконечном, а в Ограниченном мире, подобному Вселенной христианства. Из этого следует: деятельность осмысленна, лишь когда она конечна; смысл существует лишь в ограниченном мире; в бесконечном мире мир существует лишь тогда, когда этот бесконечный мир субъективно раздроблен на множество ограниченных миров. Итак, с точки зрения возможности давать смысл отрезок противостоит и прямой, и кругу. Для нашего исследования условий смысла это важно, ибо прямая и круг сходны между собой в одном интересном аспекте. В одномерном мире и прямая, и окружность, не имея границ, не соприкасаются ни с чем, что не-они, не знают ничего, кроме себя. Мир, не имеющий ни начала, ни конца, в той же самой степени как и мир замкнутый может считать себя абсолютно единственными в бытии, не знающим соседства. Отрезок же даже в одномерном пространстве предполагает некоторую запредельность. Эту возможную область, находящуюся за пределами Начала и Конца Ограниченного мира можно назвать областью разрыва, имея ввиду, что ограниченный мир представляет собой реализовавшуюся часть потенциального круга. Но даже, если забыть про концепции о цикличных и кольцеобразных мирах, то все равно область разрыва представляется нашим глазам как дорисовывающая Ограниченный мир до кольца: для Ограниченного мира его запредельность - Ничто; следовательно, поскольку Ничто всегда неразличимо одинаково, то все запредельные области выглядят одинаковыми: как те, что находятся за пределами начала, так и те, что за пределами конца; и за пределами начала и за пределами конца находится как бы одна область, а поскольку она единственная, то только через нее могли бы проходить возможные сообщения между началом и концом. А поскольку таких сообщений по определению Ограниченного мира нет, то тем правомернее запредельность назвать Разрывом. Всякое новое событие, всякое продолжение любого процесса является как бы наступлением на область разрыва. И как бы не было бесконечно неведомое будущее, нельзя отрицать, что с течением времени его запас в бытии уменьшается - хотя, возможно, и остается неисчерпаемым. Дление деятельности, таким образом, сопровождается динамичным уменьшением условия возможности смысла. И область разрыва - нечто вроде топлива смысловой машины, движение к смыслу достигается только благодаря его сжиганию. Хорошо если топлива в перспективе бесконечность, а если оно может иссякнуть и мы достигну начала и замкнем круг? В этом случае, реализовать смысл надо успеть до того, как область разрыва иссякнет. Христианское мировоззрение "успевает" это сделать, спрогнозировав, что окончательное светопреставление произойдет до того, как мир успеет пройти хотя бы через один полный цикл. Как уже говорилось, осмыслен только процесс, включающий человеческие деяния. Поскольку человек, осмысленность дел которого придает осмысленность существованию Ограниченного мира сам находится в Ограниченном мире, то значит, его нет в том, что не является ограниченным миром, в области разрыва. А раз в области разрыва нет человека, то она безнадежно бессмысленна, в ней нет даже потенции смысла, это неживой процесс. И вот парадокс: только существование этого бессмысленного процесса вселяет в мир потенциал смысла. А значит, если мы рассуждаем об осмысленности Ограниченного мира, то должны считать, что область разрыва тоже некоторым образом является его неотъемлемой часть, ибо его важнейшие свойства порождаются е соприсутствием. Ограниченный мир имеет начало и конец только онтологически, но не метафизически: мы видим, что круг есть универсальная схема мира даже и для христианской космологии, вопрос только в том, весь ли круг переходит в сущее из возможного. Мир с началом и концом - лишь надводная часть айсберга, но с точки зрения смысла этот айсберг ведет себя подобно киту - живя лишь полувысунувшимся из воды, он умирает, когда его вытаскивают на берег целиком. Частичная реализация возможного, средняя позиция между полнотой и нулем - условие осмысленности человеческих дел. И еще один вывод следует из вышесказанного: деятельность никогда не может быть чистой деятельность, то есть не может состоять из одних человеческих деяний, без примеси неживых процессов. Если мы рассматриваем человеческие деяния как имеющие смысл, мы должны помнить, что от них неотъемлема перспектива на бессмысленное то-что-не-эти-деяния. Идея обеспечивающей смысл запредельности - "тьмы внешней" - имеет самые богатые ассоциации с различными философскими представлениями. Лосев в "Философии имени" учит о "меоне" - неком противостоящем всякой вещи "ничто", в соотношении с которым только и существует и мыслится всякая вещь и отпечатком в котором по сути она и является. Аналогичным образом Семен Франк учил, что предмет познания существует лишь на фоне перспективы в бесконечное-непознанное.
2. Бессмысленность как неудача
Смысл в семантическом понимании, смысл знака, слова или понятия существует и понятен лишь тогда, когда он определенен, т.е когда он выделен на фоне того, что есть не-это. Размытость смысла, неопределенность значения, т.е. отсутствие точно отделенного не-этого - обычная причина отсутствия смысла у существующих знаков и понятий. Также понятия отсутствует, когда процесс выяснения смысла замкнут в "порочный" круг - то есть, когда отсутствует разрыв между началом и концом отсыла мысли от одного понятия к другому. И это дает нам некоторые указания к сущности бессмысленности. Закольцеванное определение, то есть тавтология, не несет смыла потому, что нас не удовлетворяет исходная позиция, а мы к ней возвращаемся - определимое заведомо неизвестно, а определяющее оказывается тем же определимым. Эту аналогию можно перенести на человеческие действия. Закольцованное движение бессмысленно только при условии, что для нас не удовлетворительно и не несет смысла первоначальное положение. Движение от исходной позиции призвано ее изменить, возврат означает неудачу такого движения как направленного на изменение текущей позиции - следовательно, кольцеобразное движение бессмысленно в том смысле, что неудачно, не достигает поставленной цели - но все это при условии, что для нас очевидна необходимость движения на изменения текущей позиции. Бахтин, исследуя феномен времени в народном мифологическом сознании, отмечал что время внутри фольклора - продуктивно, во времени прирастают ценности и живые существа, но при этом такое свойство фольклорного времени как цикличность "является особенностью отрицательной, ограничивающей силу и идеологическую продуктивность этого времени. Печать цикличности и следовательно цикличной повторимости лежит на всех событиях этого времени. Его направленность вперед ограничена циклом. Поэтому и рост не становится здесь подлинным становлением" (Бахтин М.М. Литературно-критические статьи, М., 1986, с. 243). Такое же понимание цикличности как отрицательной и ограничивающей силы находим в теории революции, выдвинутой Ж.Бодрийаром в его комментариях к Ф. де Соссюру (Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть, М., 2000, с. 327-341). Соссюр полагал, что в архаичной поэзии в каждой строфе каждый звук повторяется дважды, встретившись один раз гласный или согласный звук должен быть "погашен" своим двойником. Не придавая этой, кстати не подтвердившейся гипотезе филологического значения, Бодрийар заявил, что мы здесь имеем важную концепцию, касающуюся всякого возможного дискурса, и в частности, касающуюся устройству власти. Всякий звук в языке можно понимать как властный импульс, но его повторение означает его снятие, нейтрализацию. Власть снимается через зацикливание, и только так возможна революция. Истинная революция по Бодрийяру - то есть подлинное свержение власти без ее замены новой властью - может быть достигнута только ценою превращение власти в повторяющийся, а значит самоуничтожающийся процесс. В этой теории Бодрийара звучит нота некоторой безнадежности в отношении власти. Власть невозможно уничтожить, не возможно и избавиться от механизмов ее постоянного возобновления, единственное что можно сделать - это заставить власть ходить по кругу, и таким образом работать в холостую. То есть механизмам постоянного возобновления власти необходимо противопоставить зеркально симметричные механизмы ее постоянного уничтожение, но это уничтожение будет не некая внешняя сила, а действия самой власти, обратные друг другу и таким образом друг друга гасящие. Приводящее к неудаче, не дающее никакого эффекта кольцо как схема действий власти - вот, по Бодрийару, единственный способ ее анархистической, революционной нейтрализации. Характерные для поэзии повторы превращают ее, по словам Бодрийара, в истребительницу всяких ценностей и значений. Это толкование вытекает из общих соображений о значении понятии "бессмысленность". Ибо, как мы уже говорили выше, если процесс может быть осмыслен, то его бессмысленность является нереализованностью потенциального смысла, то есть неудачей возможной попытки внести смысл. Из этого следует, что культура, которая видит в круге бессмысленность есть культура, постоянно пытающаяся изменить свое положение, и часто недовольная тщетностью этих попыток. Возможно представить себе культуру, не видящую в круге бессмысленность - это во первых культура самодовольная, мечтающая застыть и при невозможности застыть видящая в круге удачный компромисс между ценностью консервации и вынужденной необходимостью куда-то двигаться. Во вторых это культура "смотрящая на текущую реку" - то есть культура, находящая удовлетворительным - ну , хотя бы любопытным и забавным - перебор разных позиций в процессе движения по кругу. То же стремление застыть, но с включением элемента разнообразия. В отличие от самодовольной культуры первого типа, такая культура видит в движении по кругу не компромисс, но конечную и безусловную цель, такая культура еще более самодовольна. Некоторые школы Дзен-буддизма представляют собой попытку перейти к определенного рода самодовольству. Тогда, когда надо выразить отношение к этому миру буддизм разоблачает его как круговой, а значит разбивающий все человеческие стремления. Но изменить надо не мир, а самого человека. В плане практических рекомендаций своим приверженцам в дзен-буддизме можно найти искусство быть довольным всяким текущим мгновением, независимо от того, каково оно, и длится ли - или сменяется на любое другое. Если в необходимости сопряженности деятельности с областью разрыва и других структурно-топологических характеристиках деятельности мы видим не сущность смысла, но только его необходимые условия, то аналогично и в круге надо видеть лишь условие бессмысленности. Что же остается в бессмысленной деятельности, если из е общих характеристик вычесть цикличность? Как мы теперь видим, остается ее неудачность. Эта истина пока еще не выходит за рамки простого анализа слова "бессмысленность". Есть желание получить, приобрести смысл - достичь достойной цели; бессмысленность - отсутствие смысла, то есть недостижение цели, неудача в осуществлении задуманного; исходя их этого элементарного анализа смысла слов, нам не надо призывать цикличность, чтобы достичь бессмысленности; рассуждая формально бессмысленно участие в любом неудавшемся предприятии; ретроспективно мы можем назвать бессмысленными, скажем, усилия военных, пытавшихся выиграть в проигранной, как мы теперь это знаем войне. Но такое толкование крайне редко. Трагедию неудачи нечасто назовут бессмысленной - хотя она и безрезультатна, и хотя в итоге не достигается то, что участник трагедии мог считать и смыслом деятельности, и даже смыслом жизни. Редко можно услышать, что бы назвали бессмысленными усилия ученого, всю жизнь бившегося над разрешением некоей научной загадки, и погибшего в результате эксперимента, так эту загадку и не разрешив. Больше того - у неудачного предприятия даже оказывается больший иммунитет от критики его смысла, чем у успешного. Осмысленность неудачи не подвергают сомнению ни пессимистическая философия, ни повседневная идеология. Повседневность, если она признает осмысленность каких либо предприятий вообще, должна принять и риск неудачи как неотделимый структурный элемент этих предприятий. Признающая смысл культура поступала бы противно своему самосохранению, если бы задним числом признавала бессмысленными те предприятия, в которых риск неудачи реализовался. Со своей стороны всякие роды цинизма и нигилизма, те что пытаются доказать саму невозможность смысла в этом мире скорее склонны критиковать победы, чем поражения. Доказывать бессмысленность поражения - значит ломиться в открытую дверь, лежачих не добивают, и поражения остаются нетронутыми мезантропической мыслью. Хотя в начале наших размышлений мы объявили смысл чем-то вроде цели, то есть результата деятельности, то теперь надо внести в это его понимание существенную оговорку. Действительно, по своему объективному содержанию смысл подобен цели, но будучи явлением конвенциональным, он существует только как производный элемент в рамках феномена "осмысленность деятельности". Осмысленность мы понимаем как признание обществом или индивидом наличия смысла в данной деятельности. Говорить о смысле не как о результате акта оценки, как о чем-то лежащем вне коллективной субъективности лежит далеко за пределами задач нашей статьи. А вопрос об осмысленности, вопрос о том, считает ли некто данную деятельность в данный момент имеющей смысл, может быть решен и вне связи с результатом. Особенно когда результат еще не наступил и не ясен. Даже о полностью прогоревшем предприятии как минимум можно сказать, что тогда, до развязки, его участники вполне имели основания считать свои дела осмысленными. Эта фраза "до развязки" - очень существенна. Вообще, проблема поражения (неудачи) - одна из самых тонких с точки зрения проблемы смысла и бессмысленности. В фильмах по войну часто можно услышать, как нападающая сторона, силы которой имеют подавляющий перевес над силами обороняющейся стороны, говорит последней: "прекратите бессмысленное сопротивление". И в этих фильмах обороняющиеся крайне редко бывают с этим предложением согласны и крайне редко сопротивление прекращают. В чем тут дело? Сразу надо отбросить тот вариант, когда обороняющиеся продолжают сражаться не ради победы, а, скажем, ради исполнения воинского долга. В этом случае нападающие и обороняющиеся просто говорят на разных языках. Для них смыл заключен в разных ценностях. Нападающие предполагают, что победа - единственный смысл для противника, в то время как смыслом может оказаться и просто сохранение воинской чести. Но допустим действительно для обороняющегося выстоять в бою - единственный смысл. Почему же в этом случае продолжают сопротивление перед лицом превосходящих сил противника? Очевидно потому, что не считают исход сражения действительно стопроцентно предрешенным. Потому что всегда остается хотя бы ничтожный шанс на победу. И сражаются ради этого шанса. Перед лицом такого шанса и "рыцари долга и чести", и те, кто сражается ради победы, ведут себя одинаково. Но если первые просто не хотят, чтобы их упрекнули, что они не использовали всех имевшихся шансов, то вторые действительно хотели бы эти шансы использовать. Поэтому первые гибнут спокойно, вторые расстроенными, хотя в остальном войны обоих типов ведут себя одинаково. Итак, чтобы деятельность была осмысленной, не обязательно достижения смыла, но достаточно наличия шанса такого достижения - хотя эта точка зрения может быть приписана только участнику деятельности, но не тому, кто судит о ней постфактум, когда известно, какой из имевшихся шансов реализовался. Когда деятельность, возвращается по кругу к своему началу, то это не просто неудачный результат - это та разновидность неудачных результатов, что именуется полным отсутствием таковых. В результате возвращения нет улучшения, но нет и ухудшения - то есть, попросту нет никаких изменений, как будто никакой деятельности и не было. В соответствии с Принципом Кольца, бессмысленна не всякая неудачная деятельность, но лишь та, что по свои результатам эквивалентна отсутствию деятельности. Эмоция скуки, приравнивающая цикличные события к отсутствию событий, является нам здесь важным указанием, ибо именно скука и тоска, но не горечь поражения, являются эмоциональными признаками бессмысленности. Да и вообще, отсутствие деятельности - циклическое повторение незаполненных деятельностью пустых промежутков времени. С точки зрения возвращения к началу бездеятельность является высшей степенью бессмысленности - возврат к исходному положению происходит здесь не периодически, а ежемгновенно; с точки зрения результативности бездеятельность эквивалентно колесу, вращающемуся с бесконечно-быстрой скоростью, деятельности с предельно коротким циклом возврата. Когда мы говорим, что проигранное дело не бессмысленно, надо учитывать что культура практически не рассматривает таких деяний, которые бы были с одной стороны абсолютно стопроцентно безнадежны, а с другой - не бесконечно-цикличны, как труд Сизифа или Данаид. Деяния, ограниченные во времени либо бывают с хоть каким-то, пусть маленьким, шансом победы - как покупка лотерейного билета, либо становятся благородным жестом - как борьба с заведомо превосходящим противником. Абсолютно и предвидимо безуспешные предприятия являются нонсенсом и культурой всерьез не рассматриваются. Попытка выиграть в лотерею, где заведомо нет выигрышных билетов скорее может восприниматься как следствие сумасшествия или глупости - то есть иного способа видеть реальность, в рамках которого существуют иные представления о смысле и бессмысленности. Всякому ясно, что глупый поступок бессмыслен только с точки зрения так называемого нормального человека - но не дурака или сумасшедшего. Исходя из этого ясно, что цикличность является единственным всерьез рассматриваемым в культуре типом заведомо безуспешной деятельности. Безуспешность же обеспечена тем, что даже и удача в рамках цикла должна оказаться лишь звеном в цепи перемен. Итак, мы пришли к следующему выводу: заведомо бессмысленно безрезультатное препровождение времени, любая же деятельность может быть осмысленна независимо от ее результатов. Осмысленный результат - это не обязательно только реализация смысла, но и любой альтернативы, являющейся одним из возможных результатом наряду - обязательно наряду - с реализацией смысла. И желательно при сопоставимых шансах. Бессмысленно участие в предприятиях, которые заведомо абсолютно и стопроцентно неудачны, но в полной мере к таким могут быть отнесены лишь деятельности, замкнутые в порочный круг. Итак, для бессмысленной деятельности важно не то, что она циклична, а то, что она неудачна, однако цикличность является единственной имеющей значение схемой неудачи. С другой стороны, цикличность неудачна потому, что полностью безрезультатна, ибо возможность хотя бы какого-либо результата автоматически содержит в себе хотя бы мельчайший шанс результата удачного. Требования ограничения деятельности во времени имеют функцию ее защиты от цикличности. Иными словами, требования ограничения во времени призваны сделать осмысленный результат (победу или хотя бы возможность победы) необратимыми и неисправимыми. В противном случае наши требования к деятельности возрастают неимоверно. Если мы не ограничиваем время требующей осмысленности деятельности, то мы нуждаемся не только в шансах на благоприятный исход, но и в шансах на то, чтобы благоприятное положение дел установилось навечно. Шансы на то, чтобы мы не только достигли победы, но и никогда ее не утеряли. И зная свойства человеческого мышления, мы можем с уверенностью утверждать, что только конечный отрезок времени не будет в конечном итоге нами циклически структурирован. Итак необходимыми условиями осмысленности деятельности являются наличие шансов на достижение достойной цели (смысла) и ограниченность времени, которое дает шансы, что смысл не будет утрачен по его достижению. 3. Неостановимость времени Требование по ограничению временного периода сталкивается, однако, с серьезной проблемой, имя которой - неостановимость времени. Если ограничение не обеспечено метафизическими началом и концом времен, как в христианстве, то обойтись без рассмотрения этой проблемы невозможно. Ибо как ни ограничен кругозор предполагаемого субъекта деятельности, как ни привязан он к данному делу и данному периоду времени, но понимание тот, что после достижения этой цели жизнь продолжится, и надо будет думать "что дальше?" - слишком повседневная коллизия. Любая конечная цель - это уже , можно казать наблюдение из повседневной жизни, - легко перестает быть осмысленны если в отношении не достаточно скептически спросить: "Ну а дальше что?" Что дальше - это значит, что смысл умирает с его реализацией, и это значит что стоит нам продолжить мысленный взгляд за пределы момента достижения данной конечной цели - как наша деятельность видится бессмысленной. Вообще, проектирование осмысленного процесса - это сложнейшее искусство, требующее умения маневрировать между угрозой нарваться на вопросы типа - "ради чего?- и что дальше?" и опасностью съехать на бесконечно-замкнутый маршрут. Все разговоры о человеческих делах как правило происходят с использованием категории "сюжета" как более или менее законченного и способного быть рассматриваемым отдельно событийного комплекса. Человеческую историю пишем также более или менее литературно - как состоящую из сюжетов. Но, как известно, время равнодушно к любой сюжетной логике, в том числе к финалам и развязкам. Персонаж вынужден продолжать жить после завершения данного сюжета, по этой причине всегда есть возможность задать вопрос "и что дальше?" Что же касается смерти, то для религий она не прекращение существования, а переход, а для повседневной жизни, она не является ни смыслом, ни целью, она наступает посреди сюжета, или не давая достичь поставленных целей, или уже после того, как все цели достигнуты. Есть, впрочем, ситуация, когда смерть является и целью и смыслом - это ситуация самоубийства. Вот что говорит об этом философ Эмануэль Левинас: "Самоубийство казалось последним средством борьбы с абсурдом. Я имею ввиду самоубийство в широком смысле Макбета: он сражается, даже понимая, что сражаться уже бесполезно. Эта власть, то есть возможность придать существованию смысл благодаря возможному самоубийству - непременная черта трагедии. Вспомним возглас Джульетты в третьем акте "Ромео и Джульетты": "У меня есть еще возможность умереть", - это по прежнему триумф над роком. Пожалуй, трагедию в целом нельзя назвать победой судьбы над свободой, ибо принимая смерть в момент кажущегося торжества судьбы, герой ускользает от нее. Именно поэтому Гамлет превосходит трагедию; иначе говоря, эта трагедия трагедии. Гамлет понимает, что "не быть" может быть невозможно, что даже через самоубийство совладать с абсурдом невозможно. Представление о неотвратимом и безысходном бытии полагают присущую бытию абсурдность." Здесь мнение Левинаса целиком совпадает с нашим: абсурдность, то есть бессмысленность порождается неотвратимостью дления бытия несмотря на его неудачность(Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998, с.35). Именно неостановимость времени делает отсутствие деятельности частным случаем деятельности циклической - можно ничего не делать, но нельзя не продолжать быть, и это дление так или иначе в своем течении повторяется. Осмысленность - не цель, а оценка процесса, но все же она напрямую зависит от представления о смысле, а смыл - прежде всего цель. Любая конечная цель имеет за собой перспективу бессмысленности, ибо не прекращает существования субъекта деятельности, а это последующее за достижением цели существование также требует осмысления в качестве деятельности. Победить время на этом поле - его поле - невозможно, и значит вектор движения к смыслу должен быть как бы перпендикулярен оси времени, во всяком случае несовпадать с ней. Если говорить о перпендикулярности, то что это такое - понятно. Движение от жизни - ее отвержение, условно говоря буддизм. Возможна игривая мысль, что буддисткое просветление есть радикальная скука - следствие того, что жизнь и мир кардинально надоели. Мировой процесс рассматривается буддистами бессмысленно-кругообразным. А как мы говорили, когда человек восклицает "надоело" - это значит, что повторяющиеся события стали для него субъективно отсутствующими. Возможен и буддизм с обратным знаком, полное принятие жизни, какой бы она ни была - пусть даже цикличной - и все это под девизом "смысл жизни - в самой жизни". В области практической этики буддизм и жизнелюбивый антибуддизм не так уж и различны. Принятие всего жизненного круга в целом почти тождественно отказу от восприятия какой-либо времянной перспективы и переключения внимания на каждое текущее мгновение жизни. Ибо поскольку человек не способен к восприятию всей шкалы времени в целом, принятие процесса жизни в целом означает для него вчувствование в каждый из ее моментов, смакование его. Но повторение этих моментов грозит скукой. Поэтому только отказ от времянной перспективы позволит не заметить повторяемость жизненного цикла. Из этого следует, что сторонник концепций типа "смысл жизни - сама жизнь", "цель движения - само движение" и тому подобных должен отказаться как от памяти, так и от прогноза, как от способности помнить, так от способности предсказывать - дабы не видеть, что движение циклично, а следовательно бессмысленно. Думать лишь о текущем моменте времени - это единственная реальная возможность для живущего во времени существа выполнять требование по ограничению времени для осмысленной деятельности. Текущее мгновенье - это и будет тем ограниченным промежутком времени, деятельность течении которого может быть локально осмысленна. Впрочем, начало и, особенно конец истории в христианском миропонимании истолкован по-разному. Богословы говорят о конце времен, о вечности, которая вне времени. Но более приземленная, так сказать народная традиция понимает вечность как вечность, то есть как время без конца. И готовясь к концу света, благочестивый христианин, собственно, планирует обустроить свою последующую за светопреставлением жизнь вечную. Здесь мы видим смысл, достигнутый несмотря на неограниченность времени, и может быть , даже несмотря на цикличность. И это естественно: бесконечное продолжение человеческого счастья - и без скуки - гарантировано всей мощью и всеми возможностями Бога. Нечто аналогичное - в фольклоре, в завершении сказочных повествований, о которых мы говорили выше - достигнутый героем успех в последних предложениях сказки начинается неопределенно долго дублироваться. Это неопределенное по продолжительности дублирование дубляж может быть истолковано даже как столь необходимая для достижение смысла остановка времени. Читаем у Дмитрия Лихачева: "сказка кончается констатацией наступившего "отсутствия" событий: благополучием, смертью, свадьбой, пиром... Заключительное благополучие - это конец сказочного времени" (Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, 1967, с. 218). К сожалению, остановка времени действительно бывает только в сказках, более того можно сказать, что замеченный Лихачевым "конец сказочного времени" - это одно из тех чудес, что имеется в сказке в качестве воплощения человеческой мечты, реализации недостижимых в реальности желаний (по Энгельсу, именно в этом заключается суть самого понятия "чудо"; чудо как эквивалент фрейдовского фантазма). В реальной же жизни логика подсказывает, что человек должен совершить самоубийство в тот момент, когда понял что достиг успеха-смысла. Самоубийство - это то, что может человек, когда у него нет Мефистофеля, которому можно было бы воскликнуть "Остановись мгновенье, ты прекрасно". Проблема лишь в том, что и само самоубийство не является ценностно нейтральным актом, с известной точки зрения самоубийство обессмысливает достигнутый до него успех. Но, во всяком случае есть и такая тема - смерть как фиксация достигнутого смысла, и тема эта., разумеется, пересекается с темой вечной жизни как посмертного вечно благополучного и вечно осмысленного существования. Впрочем, даже и вечные муки ада, не будучи благополучными, все же не являются и бессмысленными - ведь в них есть собственный сюжет- "исполнение возмездия". Забота о вечности, которая проявляется в разных культурах и в разных формах - это борьба с цикличностью как с вечной неудачей, как с системой периодически повторяющихся неудач. Форм же этих забот о вечности в истории культуры было множество. И не только такая буквальная забота о вечной жизни, как в христианстве. Есть еще различные способы приближения к этой буквальности. Здесь вспоминаются посмертные рукописи философа Трубникова, в которых утверждалось, что смысл жизни - оставлении после себя следа как некоего возможного для человека палиатива продления своего существования. (Утверждение это Трубников делал как культуролог, то есть исходя из своих наблюдений над тем, о чем заботятся люди). Если нельзя жить - пусть от меня останется хотя бы память. Имя. Незапятнанная честь. Инициалы на изделии. В отличии от любого события или свершения о бесконечном - или замкнутом -процессе нельзя спросить "Ну и что дальше?". Тьма области разрыва, которая ограничивает и оформляет осмысленный отрезок деятельности, должна, в глобальной и радикальной перспективе выродиться в бесконечную редупликацию конечной точки деятельности, е финала , при условии что это финал -успешный, и реализующий некий смысл, например - достижение райского блаженства. Дело не в том, что христианский Бог не может бесконечно творить и уничтожать мироздание, а в том, что, как это видится иудео-христианской традиции, он не будет этого делать. Миру дан только один шанс - а это с человеческой точки зрения сущностно отличается не только от бесконечного количества шансов, но даже просто от большого количества. "Жизнь дается только один раз и прожить ее надо так..."-"...вот если бы у меня было несколько жизней!" В новелле Борхеса "Богословы" христианский теолог борется с ересью, утверждающей, что время закольцовано и всякое событие повторяется бесконечное количество раз, при этом главный аргумент его заключается именно в том, что повторение убивает значимость отдельного человека и отдельного человеческого поступка: "Поступок одного человека, утверждал он, имеет больше веса, чем все девять концентрических небес, и воображать, будто он может исчезнуть, а потом возникнуть вновь - значит проявлять преступное легкомыслие." (Борхес Х.Л. Проза разных лет: Сборник. М., 1989, с.183) Думается, что иудео-христианский Всевышний неравнодушен к проблеме смысла жизни у своих созданий.
|
| ||
--> |
-->
--> |
Переход на главную страницу
Обилие литературы вовсе не говорит о том что это хорошо.
Порой больше путаницы, особенно в отношении астрала
Вы всегда можете записаться на интернет- курсы по обучению астральному выходу
http://juragrek.narod.ru/kurs.htm
Напоминаем, что вы можете заказать все ресурсы сайта на CD/DVD
http://juragrek.narod,ru/services.htm
Информационный портал размещается на хостингах
http://juragrekastral.pochta.ru
Мы зарегистрированы в 2500 каталогах
Достаточно в разделе поиска набрать
АСТРАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК
Автор сайта не несет ответственности за содержание предлагаемых материалов.
При распространении и использовании материалов в открытой печати ссылка на сайт обязательна.
|
каталог |