Буду признателен, если поделитесь информацией
в социальных сетях
Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Код доступа 2461537
Сущность
сознания. |
Сущность сознанияДля обеспечения интереса к данной работе сначала требуется сказать, что сознания в общепринятом его значении не существует вообще, а если даже предположить его существование, то оно занимает крайне незначительное место в мыслительной деятельности человека. Что такое сознание? "Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека" [С.383. - Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М. Гардарики, 2000]. Так ли это на самом деле? Прежде всего, говоря о сознании, все однозначно отказывают в нем прочим представителям биологического мира. Животные (не говоря о более низких представителях) не обладают сознанием, вся их деятельность основана исключительно на инстинктах, как врожденных, так и приобретенных. При этом, ученые признают, что инстинкты могут быть достаточно сложными, включающими в себя последовательность различных действий, которые неискушенному наблюдателю могут дать предположения о наличии сознательности. Для развенчания такой "сознательности" используется резкое изменение внешних условий. В результате "сознательные" действия животных принимают совершенно бессмысленный вид. Соответственно, животные не могут осознать изменение обстановки и изменить свои действия. В итоге делается вывод об отсутствии у них сознания. Однако, если аналогичным образом взглянуть на человека, то окажется, что и он далеко не во всех случаях способен "осознать" изменение внешней среды. Ярчайшим примером может послужить процесс распада СССР, становления "дикого" капитализма, и огромный по своим масштабам слом представлений об окружающем мире и своем месте в нем множества людей. В результате значительная часть населения перестала адекватно реагировать на внешние сигналы и соответственно оказалась "у разбитого корыта". Значит ли это, что они не являются носителями сознания? А может быть это недостатки самого сознания? Или же их действия основаны на бессознательных мотивах. Таким образом, можно подвести промежуточный итог: сознательность человека не значительно отличается от сознательности животных. Разумеется, такая трактовка не является чем-то особенно новым в проблеме сознания, однако она заставляет более критично относиться к сознанию вообще и к человеку как носителю этого сознания. Вопрос сознания лежит в двух плоскостях: 1. сознание как предвидение и целеполагание; 2. соотнесение сознания к бессознательному в человеке. Исходя из самой сущности сознания, сознание есть "целеполагание действий и предвидение их результатов". Этот момент является основным критерием сознание - если действия основаны на предварительной постановке цели и предвидении результатов действий, то они осознаны, в противном случае нет. Первая, наиболее очевидная, проблема такой трактовки - меры предвидения и границы возможностей сознания по предвидению. Очевидно, что сознание может предвидеть только небольшую часть последствий, которая и будет представлять собой границы сознания. Причем, эти границы существенно отличаются у разных людей и в разных ситуациях. Следует ли считать сознание категорией относительной, а не абсолютной? С одной стороны, считается, что сознанием наделены все люди, а с другой - мера осознания действий существенно отличается у разных людей. Более того, процесс развития человека приводит к изменению способности осознавать свои поступки. Существует и еще одна особенность. Если, например, человек, с момента рождения был выведен за пределы общества, то будет ли у него сознание? А с какого момента сознание появляется у человека? С момента рождения? С момента произнесения первого слова? Или с какого-то другого момента? Ответы на такие вопросы далеко не очевидны. А что есть предвидение своих действий? Как можно оценить предвидение действий со стороны? Можно ли сказать со стороны, что человек делает это осознано (то есть оценивая результаты сделанного) или же нет? Уже исходя из этих вопросов, можно сказать, что сознание начинает стремительно уменьшаться, так как, во-первых, далеко не все последствия действий могут быть осознаны, а во-вторых, далеко не все действия осознаны (то есть осуществлены на основе целеполагания и предвидения результатов). Вторая плоскость проблемы сознания - соотнесения сознания к бессознательному. Данная плоскость также включает в себя целый спектр различных проблем. Начать следует с рефлексивных и инстинктивных действий. С одной стороны, такие действия являются однозначно неосознанными, сознание их не контролирует. Однако, с другой стороны, как правило, они отличаются значительно более высокой скоростью исполнения (так как не расходуется время на процесс обдумывания), что повышает их привлекательность для ряда направлений деятельности человека. а теперь поставим вопрос: основаны ли таки действия на целеполагании и предвидении результатов. Вроде бы нет, так как в процессе их осуществления сознание не работает. Примечание: Разумеется, что оно не работает только на данные действия, нельзя сказать, что человек вообще находится в бессознательном состоянии. Однако, сторонний наблюдатель не сможет однозначно ответить сознателен ли был действующий в своих действиях или нет. Рефлексивные действия во многих случаях являются наиболее оптимальными, приводящими к наилучшему исходу для действующего. Иначе говоря, целеполагание и предвидение всё же заложены в основе рефлексивных действий. Конечно, можно возразить, что такие действия не являются полностью неосознанными, так как процесс выработки требуемого рефлекса скорее всего был осознанным, он предваряется процессом осознанного определения последствий рефлексной деятельности. К сожалению, сторонний наблюдатель не может оценить, в какой мере сознание было использовано для осуществления таких действий. Соответственно, не существует внешнего критерия сознательности конкретных действий. А что такое бессознательное? Как оно способно управлять человеком? Существует ли в человеке конкуренция между сознанием и бессознательным? Какие способы взаимодействия между сознанием и бессознательным? Наконец, является ли бессознательное хорошим для человека ли плохим? Являются ли такие понятия как озарение, интуиция, прозрение и пр. следствием влияния бессознательного? Данные вопросы также не имеют однозначного ответа. Примечание: Интересный момент - "сознание" - существительное, а "бессознательное" - прилагательное. Иными словами, "сознание" мы называем самим собой, в то время как "бессознательное" - просто определение чего-то, чему даже нет названия. Соответственно, человек либо сомневается в существовании этого нечто, либо не способен определить, что же это такое. Причина такого трактования сознания и бессознательного основана на двух моментах: 1. самоутверждение человека (человек - венец творения, высшее существо), потребовавшее поиска доказательств этого (сознание присуще лишь человеку); 2. отсутствие знаний о сущности работы головного мозга в момент становления термина "сознание". К сожалению, следует отметить, что все современные знания о деятельности головного мозга не используются для формирования полного представления о мышлении человека. человеку гораздо более просто подгонять новые данные под уже известные и давно проверенные схемы. Разрушение же понятия "сознание" вообще может носить характер катастрофы, так как человек будет вынужден признать отсутствие основ собственного самоутверждения. Рассмотрение сложно вопроса о наличии у человека сознания и о том, что это такое, следует начинать с рассмотрения становления человека, эволюционного пути его развития. Людой биологический объект можно рассмотреть как некоторую функцию, определяющую реакцию на внешние воздействия. Причем, внешние воздействия представляют собой воздействия внешней среды субъекта, и воздействие внутренних реакций (как например, голод, стремление к размножению и пр.). развитие представляет собой процесс изменения данной функции, причем направление такого изменения (конечная цель изменений) не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Концепция инстинкта самосохранения и продолжения рода предполагает, что в самом организме заложены эти два инстинкта. Однако, кто их закладывал? Бог? Предположим, что изначально эти инстинкты не существовали. Их появление есть результат перехода случайных изменений в необходимые, так как в процессе развития вероятность выживания у обладателей инстинкта самосохранения выше. Стремление к размножению есть основа развития, так как это позволяет существу существовать неопределенного долго в виде рода. Просто некоторые существа случайно обрели возможность продуцирования новых существ (причем не обязательно похожих на своих предков). Другой вопрос, что предки передавали потомкам свою функцию реакций, так как, очевидно, что предки были достаточно успешны в своем развитии, что смогли произвести потомство. Следовательно, функция реакции есть та минимальная информация, которая позволит потомкам быть также более-менее успешными. По мере развития, и усложнения самих существ и внешней среды, наступил момент, когда потомки не могли передать всю информацию о функции в виде генетического кода. Соответственно, они передавали лишь часть функции (так сказать, ее остов), а дальнейшее формирование функции (заполнение ее параметров) осуществлялось в виде воспитания - привитие навыков и реакций для выживания. И тут появляется человек! Разумеется, он еще не был таким умным и образованным как сейчас. Собственно он почти ничем не отличался от животных. Главные его отличия были: 1. возможность абстрактного деятельности мозга [прим.: назвать это мышлением нельзя]; 2. наличие специфических органов, а именно рук, обладающих универсальными способностями. Абстракция деятельности мозга представляет собой всего лишь особое формирование функции, которая благодаря собственной сложности способна выделять и классифицировать объекты [прим.: это же самое сейчас пытаются реализовать с помощью нейросетей]. Соответственно, у человека появилась возможность передавать больше информации потомкам. А стадность человека позволяла осуществлять передачу информации в пределах одно поколения. К сожалению, а может и к счастью, возможности человека передавать информацию односложными символами (знаками) существенно ограничены. Следовательно, потребовалось создание некоторой системы знаков, и передача информации осуществлялась не одним, а несколькими знаками. Отсюда недалеко и до создание письменности и языка, что явилось поворотным моментом в развитии - человек наконец-то стал таковым. Не труд есть сущностный признак человека, но письменность и язык, как основа передачи информации о внешнем мире. Именно с появлением языка и связывают появление сознание. Письменность и язык позволили более точно и полно передавать и более быстро воспринимать информацию о внешнем мире, а следовательно, более успешно развиваться. На основе увеличения информационной связи между отдельными индивидами усиливается и социальная направленность развития - появляются не стада, но общества людей. Письменность служит и еще одной важной цели - накоплению информации. Последующие поколения могли достаточно быстро воспринять информацию предков не только через непосредственное общение, но и через опосредованное - различные письмена. Следовательно, последующие поколения могли посвятить больше времени на собственное дополнение информации о мире, а не на восприятие информации прошлых поколений. Дальнейшее развитие мы можем видеть и сегодня. Следующим исходным пунктом можно назвать физиологию деятельности мозга, так сказать принципиальную схему его работы. Мозг представляет собой совокупность огромного числа нервных клеток, каждая из которых связана со множеством других. Математически, мозг есть аппроксимация многомерной функции, определяющей некие реакции человека. Эти реакции не сводятся только к видимым действиям, они включают в себя и регулирование внутренней деятельности организма. Что же на самом деле есть мышление, каким образом оно реализовано. Прежде всего следует отметить, что у человека не существует реального места, где бы осуществлялись мыслительные процессы, где человек бы осуществлял связывание и сопоставление различных понятий (смыслов), места, где находятся конкретные образы (не только зрительные, но комплексные - совокупность информации об объекте). Информация равномерно распределена между всеми клетками в виде связей между ними. Рассмотрим пример, когда человек видит пред собой некоторый объект (например, апельсин), при условии, что он видел его неоднократно, знает его вкус, тактильные ощущения от апельсина и пр. Фактически у человека существует полный комплекс ощущений от этого апельсина. Когда человек видит его, то формируется зрительная картина (которая не есть сознание), далее, сигналы от зрительных органов о восприятии апельсина достигают головного мозга. В рамках него начинается активная деятельность - параллельно проносится огромное количество таких сигналов, нейроны получают их и отправляют дальше в неизменном или измененном состоянии, в соответствии со своими связями, которые по мере прохождения сигналов также изменяются. Зрительные сигналы, попадая в мозг продуцируют множество других, и в какой-то момент исходя из внутренних связей (которые фактически являются основой памяти), происходит образование таких сигналов, которые отвечают за выговаривание слова "апельсин" (человек "про себя" проговаривает его). Причина, по чему эти слова остаются несказанными, заключается в том, что сигналы слова либо на достигают мышц гортани, либо оформляются дополнительными сигналами о недопущении реального произношения. Более того, сигналы, ответственные за произнесение слова, в том числе и воздействуют на те участки, которые отвечают за восприятие, и человек как бы "слышит" слово "апельсин" (хотя и не всегда). Дальнейшая работа мозга основана на формировании ассоциаций с образом апельсина - например, восприятие его вкуса, чувство появления вкусовых ощущений, появление слюноотделения, чувство голода, желания его съесть и пр. Все эти ощущения еще не есть осознание их. Осознание наступает только в момент произношения их как слов, как совокупности отдельных движений мышц гортани для произнесения слова, а может быть и как совокупности звуков, которые бы услышало ухо, при произнесении слова. Примечание: Причем, надо отметить, что скорее всего, звуки воспринимались бы как звук собственного голоса, а это есть ассоциация произнесения данного слова самим собой. Иначе говоря, это есть следствие такого произнесения. В результате, можно сказать, что сознание, как его представляют, есть не более чем речевое следствие внутренней мозговой деятельности, произнесенное или не произнесенное вслух. Сознание не оперирует понятиями, не способно к осуществлению какой бы то ни было оценки действия или же целеполагания, сознание есть всего лишь отражение деятельности мозга, выраженное в форме реальных или потенциальных мышечных движениях гортани. Соответственно, человек не способен к мыслительной деятельности, а все его мысли - лишь следствие внутренних и внешних воздействий в виде сознания. Примечание: При этом нельзя говорить что человек подвержен только влиянию настоящих, имеющих место быть в данный момент воздействий. Учитывая замкнутость мозга, то есть наличие множества самых различных кольцевых связей между нейронами, на человека могут влиять и события, имевшие место в далеком прошлом (в том числе и в процессе внутриутробного развития). Мышление человека есть поток ассоциаций, который, по существу, ничем не отличается от такового у животных. Следовательно, можно сказать, что нынешняя терминология (мышление, сознание, бессознательное, разум, рассудок, интеллект и пр.) не отвечает реальному положению и должна быть пересмотрена.
Петренко Тимофей Владимирович, аспирант Иркутская государственная экономическая академия
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |